Урок развития речи
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
ЦЕЛИ:
1. Проверить знание текста произведения.
2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.
3. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.
4. Развивать связную речь и логическое мышление.
Задачи:
- Обучить составлению плана сочинения.
- Подготовить учащихся к письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
- Усилить связь теории с практикой.
- Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.
Ход урока
Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.
— Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». (слайд№1)
ÌÌ. Работа по теме урока.
- Формулировка и выбор тем сочинения.
— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы. ( слайд №2)
а) «К. Троекуров и А. Дубровский »
б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »
в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»
— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.
2. Работа по 1-ой теме.
— Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.
План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »
Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.
- Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
- Характер героев.
- Отношение с людьми.
- Причина гибели А. Дубровского.
ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
— Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.
— Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)
Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово «дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления — самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана «Табель о рангах«, которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.
— Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.
персонажи критерии оценки |
К. Троекуров |
А. Дубровский |
Сходство персонажей |
||
1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами. |
||
Различие |
||
Соц. положение |
Богатство — власть, связи. |
Бедность – отсутствие власти, авторитета. |
Характер героев |
Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный. |
Мягкий, порядочный, добрый, благородный. |
Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне) |
Грубо, строго, властно, жестоко. |
Гуманно, уважительно, |
Отношение автора к героям |
Осуждение, неприязнь |
Сочувствие, симпатия |
Беседа по вопросам.
- Каково было положение героев в обществе?
- Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
- Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
- Как они относились друг к другу?
- Какой случай спровоцировал их ссору?
- Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
- Какова причина гибели Дубровского?
- Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
- Работа по 2-ой теме.
— Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь. (слайд №4)
План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».
Ì. Вступление. История героев и их семей.
ÌÌ. Основная часть.
- Начало их отношений.
- Объяснение Дубровского с Машей.
- Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
- Сватовство и венчание с Верейским.
ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.
1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.
2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?
3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?
4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
5. Как относились к учителю в доме Троекурова?
6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?
7. Как относится к Дубровскому Маша?
8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета». (слайд №5)
10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?
4. Работа по 3-ей теме.
— У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге высказать свое личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)
План к теме «История жизни Владимира Дубровского»
Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
ÌÌ. Основная часть.
- Болезнь и смерть отца.
- Дубровский вступает на преступный путь.
- Отношения с Машей Троекуровой.
- Дубровский – благородный разбойник.
- Главный герой покидает родные края.
ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.
— Разберем этот план, ответив на вопросы.
1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2. Каковы были отношения отца и сына?
3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?
4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?
5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?
6. Почему крестьяне пошли за ним?
7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?
8. Почему он не стал мстить врагу?
9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?
10. Как автор относится к герою?
11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?
ÌÌÌ. Устное сочинение.
—
ÌV. Итог урока.
-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения, составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке, получают оценки.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
А. С. Пушкин написал роман «Дубровский», основой для которого послужила реальная история, рассказанная его другом П. В. Нащокиным.
Судьба Владимира Дубровского непроста. Он сын поручика гвардии, рано оставшийся без матери. С детства воспитывался в кадетском училище. Однажды молодому корнету приходит известие о том, что отец его тяжко болен, а их родовое имение переходит во владение Троекурову, для которого крестьяне были всего лишь рабами, с которыми можно обходиться, как заблагорассудится. Владимир же, напротив, исполнен дворянской чести и достоинства, а к крепостным относится по-человечески.
Получив отпуск, молодой Дубровский мчится домой к отцу, однако вскоре после его приезда тот умирает. Чтобы родной дом не достался врагу, Владимир его поджигает. Крепостные, не пожелавшие переходить к Троекурову, уходят за Дубровским в лес. Чтобы их прокормить, дворянину приходится стать разбойником.
Неудивительно, что он мечтает о мести, но пока ждет удобного момента, влюбляется в Машу – дочку Троекурова. Любовь заставляет его отказаться от своих планов. Однако все усугубляется тем, что Машу насильно выдают замуж за пожилого князя. Дубровский всячески старается спасти девушку от этого замужества, но ему это не удается.
Люди Дубровского окружают Машину карету во время переезда в имение мужа, но она отказывается от его помощи, объясняя свое решение данной клятвой. Спустя какое-то время отряд Дубровского попытались окружить власти, но, к счастью, безуспешно. После этого он распускает банду и уезжает за границу.
Думаю, эта повесть заставляет задуматься, но не о любви, а о понимании чести, благородства, о справедливости и продажном правосудии. Ведь романтический налет в произведении скрывает под собой жестокую реальность тех времен. Богатый и необремененный честью дворянин мог с легкостью лишить неугодного человека всего. Он, как помещик, имел полную власть над крепостными, а также над менее влиятельными соседями.
Опубликовано 2 марта, 2019
Подготовка к
сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
1) контроль знания содержания
романа и понимания его основной мысли;
2) контроль умения составления
плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый
письменный ответ по предложенному плану;
3) формирование умения цитирования,
работы с текстом произведения большого объема.
Задачи
урока:
1) совершенствовать
умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
2) 2) активизация
познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности;
3)
3)воспитание
толерантности, умения общаться,
4) 4) выработать навыки
работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно
объявленных вопросов,
5)
5)
работать над выразительным чтением;
6)
6)
воспитывать культуру связной речи.
Оборудование: распечатка с
элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману,
рисунки, перечень тем к сочинению.
Ход урока
Предварительная подготовка.
Исследовательские проекты детей:
1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
2. Владимир Дубровский и Маша
Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».
1. Актуализация
знаний о романе.
Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина
«Дубровский».
Задание: по очереди назовите те
сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете,
композиции, особенностях, героях.
2. Составление
плана сочинения.
1. Групповая работа. Класс делится
на 3 группы.
Задание: расположите по порядку
пункты плана.
Схема прилагается на том же листе,
т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.
Выступление представителей от групп
с защитой своего плана, комментарием пунктов.
После обсуждения — вывешиваем на
стенд для дальнейшей работы.
3. Защита
проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных
вопросов.
1-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский –
«благородный разбойник».
ПЛАН
I. Владимир
Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».
II. Почему Владимир
Дубровский стал разбойником?
1. История молодого Дубровского.
а) Жизнь в Петербурге; честолюбие,
расточительность.
б) Отношение к отцу.
в) Реакция на смерть отца.
2. Владимир Дубровский — «благородный
разбойник».
а) Решение мстить Троекурову за
разорение и смерть отца.
б) Смерть приказных в пожаре.
в) Ответственность за крепостных
людей, разделивших его судьбу.
г) Слухи о великодушии разбойника
Дубровского.
д) Объяснение Маше причины, по которой
он стал разбойником.
3. Отчаяние, отказ от мщения,
отъезд за границу.
III. Авторское
отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.
2-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский и Маша
Троекурова.
ПЛАН
I. Роман А. С.
Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.
II. Владимир
Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.
1. История героев и их семей.
а) Дружба отцов.
б) Рано лишились матерей, одиноки и
впечатлительны.
в) Воспитание, данное героям.
г) Решение Дубровского мстить
Троекурову привело героя в его дом.
2. История любви Маши Троекуровой и
Владимира Дубровского.
а) Отношение Маши к «учителю»,
история с медведем.
б) Объяснение Дубровского с Машей,
его признание в обмане.
в) Маша боится и самого Дубровского
и чувств к нему.
г) Сватовство Верейского и согласие
Маши принять помощь Дубровского.
д) Маша не может нарушить клятву,
данную мужу.
е) Отчаяние Дубровского.
III. Честь и верность
данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.
3-я группа. Защита проекта.
Тема: Имена и характеры героев
романа «Дубровский».
ПЛАН
1. Связь между именем, характером и
судьбой человека.
2. Тайна имён литературных героев в
романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу,
поступки.
3. Как автор в романе «Дубровский»
выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?
4. Как звучат имена героев на
страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени
или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?
а) наиболее часто встречающееся
среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).
б) Значение имени Мария для
Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.
в) Владимира Дубровского Пушкин
называет по фамилии – симпатия автора к герою.
г) Троекурова Пушкин называет по
имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.
д) Герои, которых автор называет
только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин.
Князь Верейский.
5. Этимология имён главных героев.
а) Значение имени Владимир и образ
Владимира Дубровского.
Владимир – имя старославянское,
обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но
он всегда имеет своё мнение.
б) Значение имени Андрей. Андрей –
мужественный. Образ Андрея Гавриловича.
в) Значение имени Кирилл.
Имя Кирилл древнегреческого
происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович –
человек избалованный, надменный, своенравный.
6 . Женские имена в романе «Дубровский».
Мария, в переводе с
древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову.
Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.
7. Заключение. Влияние этимологии
имён на характеры героев, их поступки, образы.
4. Обсуждение,
корректировка проектов.
В сочинение по теме «Почему
Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах
характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость,
отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»),
искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).
5. Оформление
творческой работы.
Оформление цитат и
работа над темой сочинения.
1.Объяснение учителя.
В своей работе желательно
использовать три разных вида цитирования.
Примеры оформления можно поместить
на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве
примера.
а) Полное цитирование. Используется
следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает
внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою:
«…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.
б) Частичное цитирование. Например,
А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как
«…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».
в) Ссылка на текст. В разговоре с
Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.
2. Тренировочное упражнение.
Задание: попробуйте процитировать
разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска
хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах»,
объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.
Работа над темой
сочинения.
1.Выбор темы. 2. Подбор цитат.
6. Подведение итогов.
Когда дочитываешь последние
страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде
всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно
не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что
Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать
нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем
главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения
Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).
-Подумайте, как могла бы сложиться
дальнейшая судьба героев?
В майковском собрании черновиков
Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа.
Расшифровка более позднего варианта:
(Князь Верейский) —Сватовство —
свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная
шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин —
Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .
Текст приводится по книге «Из бумаг
Пушкина».
Исследователи интерпретируют
пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в
Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином.
Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим
следует вмешательство полицмейстера.
7. Домашнее
задание.
Написание сочинения на одну из
предложенных тем:
1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
(По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».
4. Дальнейшая судьба главных героев
романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
ЦЕЛИ:
1. Проверить знание текста произведения.
2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.
3. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.
4. Развивать связную речь и логическое мышление.
Задачи:
-
Обучить составлению плана сочинения.
-
Подготовить учащихся к письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
-
Усилить связь теории с практикой.
-
Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.
Ход урока
Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.
— Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». (слайд№1)
ÌÌ. Работа по теме урока.
-
Формулировка и выбор тем сочинения.
— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы. ( слайд №2)
а) «К. Троекуров и А. Дубровский »
б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »
в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»
— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.
2. Работа по 1-ой теме.
— Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.
План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »
Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.
-
Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
-
Характер героев.
-
Отношение с людьми.
-
Причина гибели А. Дубровского.
ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
— Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.
— Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)
Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово «дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления — самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана «Табель о рангах«, которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.
— Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.
персонажи критерии оценки |
К. Троекуров |
А. Дубровский |
Сходство персонажей |
||
1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами. |
||
Различие |
||
Соц. положение |
Богатство — власть, связи. |
Бедность – отсутствие власти, авторитета. |
Характер героев |
Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный. |
Мягкий, порядочный, добрый, благородный. |
Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне) |
Грубо, строго, властно, жестоко. |
Гуманно, уважительно, |
Отношение автора к героям |
Осуждение, неприязнь |
Сочувствие, симпатия |
Беседа по вопросам.
-
Каково было положение героев в обществе?
-
Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
-
Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
-
Как они относились друг к другу?
-
Какой случай спровоцировал их ссору?
-
Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
-
Какова причина гибели Дубровского?
-
Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
-
Работа по 2-ой теме.
— Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь. (слайд №4)
План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».
Ì. Вступление. История героев и их семей.
ÌÌ. Основная часть.
-
Начало их отношений.
-
Объяснение Дубровского с Машей.
-
Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
-
Сватовство и венчание с Верейским.
ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.
1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.
2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?
3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?
4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
5. Как относились к учителю в доме Троекурова?
6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?
7. Как относится к Дубровскому Маша?
8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета». (слайд №5)
10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?
4. Работа по 3-ей теме.
— У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге высказать свое личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)
План к теме «История жизни Владимира Дубровского»
Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
ÌÌ. Основная часть.
-
Болезнь и смерть отца.
-
Дубровский вступает на преступный путь.
-
Отношения с Машей Троекуровой.
-
Дубровский – благородный разбойник.
-
Главный герой покидает родные края.
ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.
— Разберем этот план, ответив на вопросы.
1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2. Каковы были отношения отца и сына?
3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?
4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?
5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?
6. Почему крестьяне пошли за ним?
7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?
8. Почему он не стал мстить врагу?
9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?
10. Как автор относится к герою?
11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?
ÌÌÌ. Устное сочинение.
—
ÌV. Итог урока.
-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения, составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке, получают оценки.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.