Тема: Урок развития речи
Сочинение по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели: — продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом.
— систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
— развивать устную и письменную речь учащихся;
— подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему;
— воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).
Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению
Ход урока
- Организация урока
- Вступительное слово учителя
— Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» — это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот
первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
III. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка».
IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение»
Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.
СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.
Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, — его стройность, подчиненность единой теме и мысли.
Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.
Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, — как писал К.Г.Паустовский, — но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать.
Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, — выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.
Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.
V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением»
Как работать над сочинением
СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.
- Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.
2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами.
- Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.
4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.
VI. Подготовка к сочинению
1. Беседа
Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова
— Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».
2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
4. Смысл названия повести «Капитанская дочка».
5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».
6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».
— Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.
— Определитесь в выборе темы.
— Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева».
2. Работа по составлению плана
— Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)
— Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности)
— Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши).
— А что такое нравственность?
(Определение на доске!!!)
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности
— Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» — цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».
— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким.
Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
— Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)
— Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.
— Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29).
— А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).
— Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75).
— Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?
— А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).
— Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его).
— А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
— это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям).
VII. План сочинения.
— Посмотрите, какой план у нас получился.
I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина.
II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».
- Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).
- Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.
- «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…».
- Гринев – офицер.
- Любовь в жизни Петра Гринева.
- Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»).
III. Чему учит Гринев читателя сегодня.
— Запишите этот план в тетради по литературе.
VIII. Итог урока.
— Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.
Урок 47 Р/Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Цели урока: тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение с последующим обоснованием своего выбора любимых пушкинских страниц.
III. Подготовка к сочинению.
1. Вступительное слово учителя.
Марина Ивановна Цветаева прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачев».
Для нас же, нечего греха таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи – живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные временные отрезки.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня, готовясь к сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание.
3. Составление плана сочинения, формулировка темы.
Итак, начинаем. Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность, подчиненность единой теме и мысли. А для этого нужно вдуматься в формулировки тем, различать их оттенки.
Выберем на первый взгляд две похожие темы: «Гринев в Белогорской крепости» и «Белогорская крепость в жизни Гринева». Как будто одни и те же слова, но стоят они в разной последовательности и в разных связях друг с другом.
Попытайтесь представить проспекты (программу, план предстоящей работы) сочинений.
4. Слушание с последующим анализом 2–3 проспектов на каждую тему.
Надеюсь, вы уже разобрались, что если работа на первую тему – больше изложение, то на вторую – рассуждение.
Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
Обратимся к первой теме. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: «Какие события произошли с Гриневым в Белогорской крепости?» или «Что он пережил в Белогорской крепости?»
Перечитаем «белогорские» главы: III – «Крепость», IV – «Поединок», V – «Любовь», VI – «Пугачевщина», VII – «Приступ», VIII – «Незваный гость», XIX – «Разлука», XII – «Сирота».
Нужно ли опираться на главу «Мятежная слобода»? Действие в ней непосредственно не связано с Белогорской крепостью, но из нее становится ясно, как и почему Гринев вторично направляется туда. Кроме того, глава важна для понимания взаимоотношений Гринева с Пугачевым. Поэтому мы поступим правильно, если обратимся и к этой главе. Кстати, этот же материал станет основой для размышлений и по второй теме. Объясните, почему.
Так как первая тема в значительной мере предусматривает изложение текста, пересказ, обратимся к вашим цитатным планам, которые станут канвой ваших сочинений.
Гринев в Белогорской крепости
(образец)
1. «И вот в какой стороне осужден я проводить мою молодость!» (Первые впечатления Гринева о Белогорской крепости.)
2. «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась не только сносною, но даже приятною»:
а) «Незаметным образом привязался я к доброму семейству…»;
б) «Марья Ивановна нравилась мне…».
3. «Присутствие Швабрина было мне несносно»:
а) «Час от часу беседа его становилась для меня менее приятною»;
б) «Мы условились драться…».
4. «Счастье воскресило меня. Она будет моя, она меня любит!»:
а) «Я … решился писать к батюшке, прося родительского благословления»;
б) «Будучи от природы незлопамятен, я искренно простил ему (Швабрину) и нашу ссору и рану, мною от него полученную».
5. «Чтение письма возбудило во мне разные чувствования»:
а) «Я негодовал на Савельича», но «Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком и подозрением»;
б) «Подозрения мои остановились на Швабрине».
6. «С той поры положение мое переменилось».
7. «Вскоре все заговорили о Пугачеве».
8. «Неожиданная весть сильно меня поразила» («Того и гляди, злодеи будут сюда».)
9. «Я чувствовал в себе великую перемену … с грустью разлуки (с Машей) сливались во мне и … надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия».
10. «Теперь стойте крепко … будет приступ»; «…Нас представили Пугачеву»:
а) «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице»;
б) «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей»;
в) «Тогда… увидел я среди мятежных старшин Швабрина…»;
г) «Пугачев протянул мне жилистую свою руку… Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».
11. «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила».
12. «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой» (Разговор с Пугачевым).
13. «Народ пошел провожать Пугачева».
14. «Мрачные мысли волновали меня»:
а) «Состояние бедной, беззащитной сироты, собственное мое бессилие устрашали меня»;
б) «Швабрин пуще всего терзал мое воображение»;
в) «…Я решился тот час же отправиться в Оренбург».
15. «Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают»:
а) «Швабрин виноватый…»;
б) «Я офицер и дворянин … и счастье всей моей жизни зависит от тебя» (разговор с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость);
в) «…жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» (ответ на калмыцкую сказку).
16. «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате»:
а) «Он (Швабрин) трусил перед ним (Пугачевым), а на меня поглядывал с недоверчивостью»;
б) «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева» (отношение к Швабрину);
в) «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута»;
г) «Милая Марья Ивановна!… Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно…»
17. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня»:
а) «Мы расстались дружески» (с Пугачевым);
б) «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом…»
Вчитываясь в записи, вы поймете, что речь в этих главах идет не просто о событиях в жизни Гринева, но главным образом о его переживаниях в связи с этими событиями. Поэтому, конечно, правы те, кто расшифровал тему «Гринев в Белогорской крепости» так: «Что переживал Гринев в Белогорской крепости»? Теперь тема нам ясна, ясны ее границы. Но приступать к сочинению еще рано. Нужен план, по которому поведем рассказ. Вот несколько планов, составленных учениками. (На доску проецируются планы.)
План 1
1. Исторические предпосылки написания романа.
2. Появление Гринева в Белогорской крепости.
3. Знакомство Гринева с обитателями крепости.
4. Встреча с Пугачевым.
5. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.
План 2
1. Жизнь Гринева в Белогорской крепости:
а) семья Мироновых;
б) любовь к Маше;
в) ссора со Швабриным.
2. Отношение генерала к горю Гринева.
3. Отношение Пугачева к Маше и Гриневу.
4. Мое отношение к любви Маши и Гринева.
План 3
1. Гринев в детстве.
2. Каким человеком был Гринев, когда приехал в Белогорскую крепость?
3. Любовь Гринева к Маше.
4. Ссора и дуэль Гринева со Швабриным.
5. Помощь Пугачева.
6. Каким стал Гринев, когда уезжал из крепости навсегда?
План 4
1. Каковы первые впечатления Гринева о Белогорской крепости?
2. Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в Белогорской крепости?
3. История отношений Гринева со Швабриным:
а) почему Швабрин делался Гриневу все неприятнее;
б) почему Гринев принял вызов на дуэль и настоял на ней.
4. Как углублялось чувство Гринева к Маше Мироновой?
5. Какую роль в душевной жизни героя сыграло письмо отца?
6. Что пережил Гринев, воочию столкнувшись с восстанием:
а) встреча с башкирцем;
б) Гринев на защите Белогорской крепости;
в) Гринев перед Пугачевым;
г) изменение отношения Гринева к Пугачеву.
7. Почему наступление пугачевцев и встречи с Пугачевым Гринев расценил для себя как «сильное и благое потрясение»?
8. Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?
– Сопоставьте предложенные вам планы. Какой бы вы избрали за основу? Почему?
– Какой из планов представляется вам недостаточно полным? Что пропущено?
– Какой из планов допускает отклонения от темы? В чем?
План может быть не таким подробным, как четвертый из приведенных, но обязательно должен отвечать на вопрос: что пережил Гринев в Белогорской крепости?
Вообще план не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. В ходе работы можно перестраивать составленный ранее план, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – писал К. Г. Паустовский, – но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.
5. Обращение ко второй теме.
Правы были те ребята, которые заметили, что на вторую тему писать труднее, потому что при этом нужно не пересказывать, а рассуждать. Тема «Белогорская крепость в жизни Гринева» с легкостью превращается в вопрос: какую роль в жизни Гринева сыграла Белогорская крепость? Но поможет ли такая формулировка вопроса? Можно спросить более целенаправленно и по существу точнее: какое значение для формирования характера, личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской крепости?
В своем сочинении мы должны показать, как из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.
План сочинения на вторую тему может быть таким:
I. Вступление. Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?
II. Основная часть. Под влиянием каких встреч и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе?
1. Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую:
а) зарождение и укрепление чувства;
б) испытания, через которые пронес Гринев свое чувство; качества характера, проявленные при этом (столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву).
2. История отношений Гринева со Швабриным:
а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;
б) Гринев и Швабрин в ответственные моменты жизни (отношение к Маше, Пугачеву и пугачевцам);
в) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным?
3. Сильное и благое потрясение в жизни Гринева:
а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;
б) что понял и чего не понял Гринев в пугачевском восстании? Гуманные чувства Гринева.
III. Заключение. Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?
6. Заключительное слово учителя по планам сочинения.
При всем различии тем, о которых мы говорили, они все-таки очень близки. Эта близость обусловлена тем, что мы обращаемся к одному и тому же материалу. Да и в наших рассуждениях по обеим темам есть точки пересечения. Заключение в первой теме: «Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?» – становится основной частью сочинения на вторую тему. Одни и те же события: любовь к Маше, столкновение со Швабриным, встречи с Пугачевым – мы поворачиваем разными гранями. В сочинении на первую тему, рассказывая об этих событиях, показываем, какие переживания они вызвали у Гринева. В сочинении на вторую тему говорим о том, как изменялся Гринев под влиянием событий и многочисленных встреч с разными людьми.
Но и после большой подготовительной работы написать сочинение непросто.
До сих пор мы обращали внимание на понимание темы сочинения, на формулировки основной мысли, составление плана. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.
7. Работа над словом.
Трудно овладеть искусством чтения. Но не менее трудно научиться хорошо писать. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что для некоторых стилистов 1 (см. Примечание), ученых и даже писателей писать, то есть излагать письменно свои мысли и словами рисовать какую-то картину, описывать место действия, предметы, письменно рассказывать о человеке или событиях, в свое время было проблемой. Но они ставили перед собой цель – научиться писать. Открывали для себя приемы и выстраивали свою систему овладения этим искусством.
Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «… Здесь нет … никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять, что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский текст.
Сравните два описания (тексты проецируются на доску).
«…Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. (…) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».
Из очерка С. Т. Аксакова 2 (см. Примечание) «Буран».
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали».
«Капитанская дочка»
Вот как ответили ученики одной из школ:
«Я считаю, что описание у Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось, смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран, на земле не останется ничего живого.
А у Пушкина скорее не буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер непродолжительный.
У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка. Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами».
И другое мнение:
«Мне больше понравилось описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже бегут. После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет твоя фантазия».
– А каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас большее впечатление? Почему? (Ответы учащихся.)
– Может быть, прийти к определенному решению поможет следующее упражнение, которое, конечно, не научит вас сразу точно оценивать художественное слово и выразительно писать, но все же это будет первая ягодка в ваш кузовок, – вы хотя бы немного станете зорче и поймете, что значит точно найти и поставить на место нужное слово.
Итак, еще раз внимательно перечитайте пушкинское описание бурана.
8. Письмо по памяти отрывка из романа «Капитанская дочка» с последующим сопоставительным анализом.
(Обращаем внимание учащихся, насколько наглядно, впечатляюще, страшно дано появление тучи, которая «тяжело подымалась, росла», и вдруг «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Пушкинское «снежное море» очень зримое – безграничное, подвижное, подавляющее. Самим построением предложений Пушкин нагнетает события, показывает их быструю смену, создает напряжение, крещендо 3 (см. Примечание): «Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями»; «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»; «… лошади шли шагом – и скоро стали». Сколько напряженности, энергичности!)
IV. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Как своеобразны его внешность, характер, восприятие жизни и людей, манера говорить, так своеобразна и его письменная речь. Эту индивидуальность надо не подавлять, а раскрывать. Учась у мастеров слова, ищите тех, кто вам ближе, но сохраняйте «свое» лицо в письменной речи.
Ищите, вырабатывайте свою манеру письма, свой язык!
Домашнее задание: с учетом всего сказанного попробуйте написать сочинение на тему «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)».
Тема урока: Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока: 1.Систематизировать изученный материал о главных героях с точки зрения эпиграфа.
2. Подвести учащихся к размышлению о чести и бесчестии, и благородстве и подлости, о верности и предательстве.
3. Развивать связную речь.
Оборудование: учебники и тетради; выставка иллюстраций к повести; переносная доска для игры; цветной мелок для схемы; плакат «Береги честь смолоду»; плакат с выписками из словаря; портрет А.С. Пушкина.
Оформление доски: темы 2-х сочинений и планы к ним, которые дописываются по ходу урока.
Портрет Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
А.С.Пушкина «Береги честь с молоду»
Гринев в жизненных испытаниях. История Маши Мироновой.
Переносная доска переносная доска с иллюстрациями учащихся к повести
Честь – человеческое достоинство, благородство, доброе имя, прямота, верность слову, честность.
Ход урока
Слово учителя
Мы с вами изучили одно из самых прославленных и любимых всеми произведений Пушкина – его повесть «Капитанская дочка». На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по ней.
Давайте вспомним, что Пушкин предваряет свою повесть эпиграфом. Что такое эпиграф? Посмотрите в тетради, мы с вами записывали это определение. ( Уч-ся читает: Эпиграф – короткий текст, помещаемый перед произведением. Эпиграф выражает главную мысль произведения, дает авторскую оценку излагаемых событий.)
Какой же эпиграф берет Пушкин для своего произведения? Береги честь смолоду. Вот что самое важное для Пушкина в его повести, самое главное, что он хочет внушить читателю. Именно с этой точки зрения мы сегодня проследим жизненный путь главных героев – Гринева и Маши Мироновой, как они поступают: в соответствии с понятием чести или нарушают ее. А заодно будем готовиться к написанию сочинений по двум темам, написанных на доске. Одна посвящена Гриневу: «Гринев в жизненных испытаниях», другая – Маше: «История Маши Мироновой». Посмотрим, что обе эти темы объединены одной главной мыслью, вынесенной Пушкиным в эпиграф: Береги честь смолоду.
Словарная работа.
Начнем со словарной работы. Запишем в тетрадях тему урока. Запишем: честь. (Учитель пишет на доске, уч-ся – в тетрадях.)
— Как вы можете определить это понятие? Какими синонимами?
Запись на доске: Честь – человеческое достоинство, порядочность, благородство, доброе имя, прямота, верность слову, честность. Посмотрим, как объясняют это слово словари. (Учитель вывешивает плакат и читает: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» словарьВ.И.Даля). Видим, что мы выбрали основные понятия.
У нас на уроке будет несколько игровых моментов, поэтому, чтобы вам было интереснее, мы поделимся на команды. Сегодня у нас много гостей, поэтому помочь мне я попросила Ирину Сергеевну, она постарается справедливо подсчитать баллы.
Как вы усвоили начало повести (жизнь Петруши в родительском доме), мы проверим при помощи блиц-опроса. Все, кто знает ответ на вопрос, поднимайте руки. Отвечать я спрошу или кого-то одного, или вы будете говорить хором, но активность всех уч-ся будет учитываться и принесет победу одной из команд.
Итак, начинаем.( за ответ – 1 балл)
-
Имя отца Гринева (Андрей Петрович)
-
Петруше был пожалован в дядьки… (Савельич)
-
Когда Петруша выучился грамоте (на двенадцатом году)
-
Он мог здраво судить о … (свойствах борзого кобеля)
-
Петруше был нанят француз (мосье Бопре)
-
…который в отечестве своем был…(парикмахером)
-
…и приехал в Россию (зачем?) (чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова)
-
Батюшка вошел на урок…(географии)
-
В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
10.А Бопре…(спал на кровати сном невинности)
11. Продолжите слова отца Гринева: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он в Петербурге?» («Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)
12. Шаматон – это…(шалопай, бездельник)
13. Доволен ли Петруша решением отца? (нет)
14. Куда отправляет отец Петрушу вместо Петербурга? (в Оренбург)
15. Каков завет отца, полученный Петрушей? (Береги честь смолоду)
Слово учителя
И вот 16тилетним недорослем, не знающим жизни, Петруша с наказом отца выезжает из родительского дома, начинает самостоятельную жизнь.
— С кем встречается Петруша и чем оборачивается для него эта встреча?
Вы помните, что Петруша разочарован, что едет в скучный Оренбург, его манит веселая, полная развлечений жизнь в Петербурге. Встреча с Зуриным убеждает читателей, что отец Петруши прав: ничего хорошего жизнь в столице Гриневу не дала бы. Только выехав из родительского дома, добравшись только до губернского города, в первый же день самостоятельной жизни Петруша проиграл сто рублей (большая сумма!), напился. Его наивностью и молодостью воспользовался пройдоха Зурин, который под предлогом того, что Петруше «надобно привыкать к службе» (якобы, служба состоит в питье вина и в игре) напоил и обобрал Гринева, развлекся и нажился таким образом – и все под видом искренней приязни и дружбы. Пушкин точно показывает ситуацию. Таких любителей облапошить юных много во все времена. Этот эпизод как бы предупреждает Гринева и о предстоящей встрече с настоящим подлецом – Швабриным.
Итак, первый же самостоятельный шаг молодого человека обернулся ошибкой. Как поступает Гринев? Гринев, понимая, что он сам виноват, поступает по правилам чести: платит долг, хотя для этого ему приходится поссориться с Савельичем.
— Кто первый начинает примирение?
— Что это доказывает? (То, что Петруша – добрый и совестливый юноша).
Но за первой ошибкой следует вторая. Какая? (Да, Петруша опрометчиво не послушал совета ямщика).
— Кто же спасает Петрушу от возможной гибели?
— Как благодарит вожатого Гринев?
— Какие качества он проявляет? (Доброту и милосердие: Петруше тепло, но он чувствует, что другому холодно).
Итак, в плане сочинения о Гриневе мы запишем:
I.Вступление. Завет отца, полученный Гриневым
II.Основная часть.
— Первый пункт основной части мы назовем:
1)Первые встречи – первые уроки
— Настоящие испытания для Петруши начинаются в Белогорской крепости.
Начинаем второй этап игры, связный ответ оценивается по 5 бальной ситеме.
1 команда рассказывает о пребывании Гринева в Белогорской крепости, а 2 команда после рассказа 1 команды задает ей вопросы. Каждый вопрос приносит балл команде.
1-я команда
Белогорская крепость показалась Гриневу сначала скучной, жалкой, неинтересной. Казалось бы, пребывание в ней Гриневу должен скрасить единственный образованный там человек Швабрин, и поначалу отношения их складываются как приятельские. Гринев смеялся, когда Швабрин в смешном виде представлял ему семейство коменданта. Но несмотря на молодость, Гринев сам составляет мнения о людях, и вскоре – вопреки наветам Швабрина – Петруша привязался к доброму семейству капитана, и его там полюбили как родного. С самого начала Швабрин намеренно описал Гриневу Машу « совершеннейшею дурочкой», чтобы обезопасить себя от соперника, но видя теперь, что это не помогло, он бесстыдно лжет на нее и доводит дело до дуэли.
Посмотрим 1-ую сценку Гринев – Смирнов В.
Швабрин –Лебедев В.
(продолжение ответа 1 команды)
Положение на дуэли у героев неравное. Для Швабрина эта дуэль – одна из многих: он и в Белогорскую крепость сослан из Петербурга за дуэль. Швабрин может предполагать, что Гринев совсем не владеет шпагой, но, к счастью, Петруше пригодились уроки гувернера Бопре. Главное же, что движет шпагой Гринева, — это его любовь к Маше, ведь он защищает ее честь от подлеца Швабрина. Это придает ему силы, он стал теснить Швабрина, но вдруг, услышав свое имя, оглянулся – и тут же получил подлый удар от Швабрина.
Вопросы 1-ой команде (задает 2-я команда)
1.Кто окликнул Гринева в момент дуэли?
2. С какой целью спешил Савельич?
3. Первая ли это дуэль у Швабрина?
4. За что Швабрин сослан в Белогорскую крепость из Петербурга?
5. Знал ли Швабрин, что Гринев владеет шпагой?
6. Кто научил Гринева фехтованию?
7. Каковы намерения Швабрина по отношению к Гриневу?
8. Искренне ли Швабрин веселил Гринева, представляя семейство капитана в смешном виде?
9. Зачем Швабрин описал Гриневу Машу «совершеннейшей дурочкой»?
Слово учителя.
Поединок между Гриневым и Швабриным продолжится до конца повести: это поединок между честью и бесчестьем, между благородством и подлостью, правдивостью и клеветой. Слово 2-ой команде. Они нам расскажут о Маше Мироновой.
2-я команда
Повесть названа «Капитанская дочка», значит, Маша Миронова – самая главная героиня. Она появляется в 3-ей главе повести как незаметная тихая девушка. Она застенчива, часто краснеет; «трусиха», по словам матери, боится выстрелов пушки. На первый взгляд, она кажется слишком простой, может быть, слишком скромной, ведь при первой встрече с Гриневым она молчит, даже когда вопрос обращен к ней, за нее отвечает мать. Но когда мы узнаем о ее отказе Швабрину, мы понимаем, что под внешней простотой в Маше таится глубокая и чуткая душа, которая помогает ей разбираться в людях: она чувствует в Швабрине его подлость, которую он еще открыто и не проявил, — и отвергает его. Ни дворянство, ни богатство Швабрина не прельщает ее чистую душу. А вот полюбила Маша Гринева и прямо призналась ему в своих чувствах. Но соединиться влюбленным снова мешает Швабрин: он пишет такое письмо родителям Петруши, что тот вместо благословения, получает нагоняй. Гринев готов обойтись без благословения родителей, но Маша твердо говорит Гриневу, что так – против чести, против совести – она не может поступить.
2-я сценка Маша – Закаврашина Н.
Гринев – Смирнов В.
Вопросы 2-ой команде
-
Понравилась ли Маша Гриневу при первой встрече?
-
Как называет Машу мать?
-
Почему можно принять Машу за дурочку при первой встрече?
-
Почему Маша отказала Швабрину?
-
Поддержали ли Машу родители, когда она отказала Швабрину?
-
Почему Маша полюбила Гринева?
-
Умеет ли Маша кокетничать, скрывать свои чувства?
-
Кто мешает влюбленным соединиться?
-
Что делает Швабрин, чтобы Маша и Гринев не были вместе?
-
Как готов поступить Гринев?
-
Какое решение принимает Маша?
-
Какие черты характера проявляет Маша в этом поступке?
Слово учителя
Подведем итоги 2-го этапа игры. ( сообщает результаты)
Обратимся к планам сочинений
План сочинения о Гриневе мы добавляем:
2)Любовь к Маше
3) Столкновение со Швабриным
В план о Маше Мироновой мы запишем:
I.Вступление. Главная героиня повести.
II. Основная часть.
— Первое впечатление о Маше. Какие черты характера обращают на себя внимание?
1)Простота, скромность, застенчивость
— Что помогло Маше понять Швабрина? Какая черта характера?
2)Чуткость сердца
3) Верность чести и долгу
Слово учителя
— Во 2-ой главе Гринев застигнут бураном. Кто его спасает от гибели? (Вожатый)
Далее в повести развертывается другая стихия, еще более страшная и жестокая, — стихия народного бунта – пугачевщина. В этих условиях сохранение чести становится фактически выбором между жизнью и смертью. Что спасает Гринева? «Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством». Пугачев испытывает симпатию к прямоте и открытости Гринева. Он уважает его неуклонное следование правилам чести. Он отпускает Гринева. Гринев спешит в Оренбург, надеясь найти там помощь и поддержку, и с помощью войска, как можно скорее, освободить Белогорскую крепость, ведь там, в полной власти Швабрина, беспомощная и больная, остается Маша. Находит ли Гринев понимание и помощь у «своих», у генерала, друга отца?
Посмотрим 3-ю сценку Маша – Полякова П.
Гринев – Смирнов В.
Генерал – Лебедев В.
— У кого же находит помощь Гринев? Да, Пугачев едет с Гриневым в Белогорскую крепость и освобождает Машу, спасает ее от Швабрина.
Сценка 4-я Маша – Полякова П.
Пугачев – Лебедев В.
Гринев – Смирнов В.
— Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?
— Запишем в плане (по Гриневу: 4) Верность присяге в отношениях с Пугачевым);
(по Маше: 4) Героизм сопротивления Маши Швабрину).
— Мы можем сказать это высокое слово «героизм», потому что речь идет о смерти.
— Казалось бы, достаточно ударов судьбы для наших героев, но оказывается, их ждет новое испытание. Какое? (Арест Гринева – по навету Швабрина)
— Права ли Маша, считая себя виновницей ареста и обвинения своего жениха? (Да, Маша понимает, что Гринев, оберегая честь и достоинство своей невесты, никогда не произнесет ее имя на следствии, пусть даже от этого зависела бы его жизнь).
— Что же предпринимает «трусиха» Маша? ( Едет в Петербург спасать своего жениха).
— Легко ей было на это решиться? Что же помогает ей? (Любовь к Гриневу, чувство чести и долга, желание справедливости).
— Что происходит в Петербурге? (встреча с императрицей).
Сценка5-я Маша – Закаврашина Н.
Екатерина – Полякова П.
— Если бы встреча произошла в официальной обстановке, таков ли был бы ее результат? (Вполне возможно, что нет. Обстоятельства сложились счастливо для Маши, и справедливость восторжествовала: Гринев был освобожден.)
— С какой встречей можно сравнить встречу Маши с императрицей? (Это сцена освобождения Маши Пугачевым).
— Что в них общего и чем они различаются? (И Пугачев, и Екатерина – властители судеб людей. Екатерина только восстанавливает справедливость, а Пугачев проявляет милосердие. Милосердие выше справедливости, поэтому Пугачев выигрывает этот поединок царей).
Слово учителя:
— Последний игровой момент: командам было дано задание – сосчитать, сколько раз в повести упоминается заячий тулупчик? (4 раза – стр.93, 102-103, 139, 145-146)
Команды дают свои ответы. Вывод:
— Не случайно, так много раз в повести встречается упоминание о заячьем тулупчике. Он становится символом милосердия, так необходимого в отношениях между людьми. Это одна из самых задушевных мыслей Пушкина.
Учитель подводит итоги игры
— Обратим внимание на иллюстрации к повести, выполненные учащимися. Добавляем за них баллы командам. Подведем итоги игры.
Дописываем планы: о Гриневе:
Заключение. Как изменился Гринев под влиянием жизненных испытаний.
О Маше: 5.Самоотверженность Маши, проявленная в ее поездке в столицу.
Заключение. Любимая героиня Пушкина.
Итог урока.
— Подведем итог нашему разговору.
Образ Гринева дан в развитии. Его легкомыслие искупается добротой, мужеством, преданностью в любви. Понятие чести (Обращаемся к эпиграфу) определяет нравственный выбор Гринева и его мужание в жизненных испытаниях.
Любимая героиня Пушкина, «трусиха» Маша, в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера. Она отказывается венчаться без родительского благословения; готова умереть, но не стать женой нелюбимого; отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу, к самой царице. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Маша в, казалось бы, невозможных условиях сохраняет свою женскую и человеческую честь, т.е. она живет в соответствии с эпиграфом.
— Кто же из героев пренебрегает требованиями эпиграфа? (Швабрин)
— Он как бы вклинивается между героями (чертим клин между Гриневым и Машей и пишем Швабрин)
— Назовите бесчестные поступки Швабрина.
— Принесли ли они ему счастье? (нет)
— Последнее упоминание о Швабрине: герой в цепях, с гримасой злобы на лице, т.е. нарушение требований чести заводит Швабрина в жизненный тупик, что мы и видим на нашей схеме на доске. А вот Маша и Гринев счастливо, как пишет Пушкин, «дожили до старости, заслужив почтение и близких, и знакомых», т.е. их жизненное поприще как бы расширяется (посмотрите на нашей схеме), приобретая силу достойного примера для всех людей.
И последнее: эпиграф, который, как мы увидели, имеет такое большое значение для повести, не случайно является пословицей. А в пословице заключен многовековой опыт народа и, значит, оценка героев и событий повести, заданная эпиграфом, не только пушкинская, но и народная.
Домашнее задание: написать сочинение.
Учитель оценивает работу учеников на уроке и ставит отметки.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ильинская основная общеобразовательная школа»
Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Методическая разработка урока
учителя русского языка и литературы
Зайцевой Анны Юрьевны
2010 год
Цели: развитие связной речи
учащихся, совершенствование навыка написания
сочинения на заданную тему.
ЗУН: учащиеся должны знать содержание
и проблематику изученного произведения;
уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить
план к теме, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, аргументировать свою точку
зрения; редактировать написанное.
Оборудование: компьютер, мультимедиа,
экран, карточки для групповой работы, распечатки
плана для каждого ученика, 2 буклета на
каждого ученика: «Пугачев в истории и повести
Пушкина» (как результат проектной работы) и «Как
писать сочинение».
Опережающие задания: проектная работа
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сообщение на
тему «Неизвестные портреты Пугачева».
Зрительный ряд (Приложение 1). |
Деятельность |
|
Слайд 1 «Учимся писать сочинение». Что кажется вам |
Вступительное слово учителя. Добрый день! Сегодня последний урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы прочитали текст произведения, много работали над содержанием и формой, композицией и выразительными средствами. Сегодня мы подошли к новому виду деятельности – к сочинению. Тема нашего урока: «Учимся писать сочинение». Как вам кажется, сочинение – это творчество? Написать сочинение легко? Рефлексия: Возьмите маленькие листочки и напишите, что вам кажется трудным в написании сочинения (очень кратко: составить план, сделать правку, подобрать материал) |
|
Слайд 2 | Внутренняя мотивация: ребята, над чем надо поработать, чтобы написать хорошее сочинение. Формулировка целей урока. |
|
Слайд 3 Китайская мудрость |
Эпиграфом к уроку я взяла слова из китайской мудрости: «Когда я слышу – я забываю, когда я смотрю – вижу, когда я делаю – я понимаю» |
|
Слайд 4 размышление над темой сочинения |
Итак, начинаем работать. Первое условие хорошего текста (сочинения, доклада, выступления) – подчиненность определенной мысли. Для этого необходимо вдумываться в формулировку темы сочинения. Давайте сравним три темы, на первый взгляд, очень похожие. Чтобы удобнее было их сравнивать, попробуем переформулировать тему в вопрос. Одинаковые ли темы? Какими оттенками они отличаются, на что необходимо обратить внимание? Следует обдумать формулировку темы. Что в ней: вопрос, или утверждение, или упор на ваше личное отношение? (В этих темах главное действующее лицо – Пугачев. В первой теме надо раскрыть роль Пугачева в истории и повести. Во второй теме надо сопоставить героев повести, посмотреть, какую роль они играют в судьбах друг друга. Третья тема – личное восприятие.) |
|
Слайд 5 ПРОЕКТ «Пугачев в исторических документах и повести А.С.Пушкина» Слайд 6 |
Тема «Пугачев в истории и повести Пушкина» заинтересовала группу ребят. Они выбрали эту тему для своей проектной деятельности. Презентация проекта (Приложение 2). Выступление учащихся. |
|
Задание: подумайте, к каким темам можно использовать материал, который вы услышали? (к 1и 3 темам). Учащиеся, |
||
Слайд 7 | Выводы по композиции произведения и роли Пугачева (по слайду) |
|
Слайд 8 | Формулировка темы для написания сочинения: «Каким мне представляется Пугачев после прочтения повести «Капитанская дочка»?» |
|
Слайд 9 | В сочинениях очень многое зависит от индивидуальных особенностей автора. Но существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать и нарушение которых сразу сказывается на качестве работы. Как построить сочинение? Наиболее просто требования к композиции (построению сочинения) можно сформулировать так. 1. |
|
Ребята, скажите, как легче писать сочинение: как «само придет» или по определенному плану? Почему легче по плану? Для чего нам нужен план? (План дисциплинирует мысль, определяет круг вопросов и позволяет отобрать нужный материал. “Кто ясно мыслит – ясно излагает”, – сказано давно. Если вы в состоянии составить план в уме – прекрасно. Но часто план необходим уже потому, что нужно расставить мысли в определенной последовательности и по степени важности. Наша цель – составление, разработка плана, подбор материала к каждой части.) |
||
Слайд 10 вступление, виды вступлений |
Какой вид вступления подходит для нашей темы? |
|
Слайд 12 Основная часть |
Основная часть сочинения также имеет собственную композицию. Она зависит от особенностей темы и избранной вами формы. |
|
Проблемная ситуация для работы в группах: выбор плана из двух возможных. Задание: выбрать из двух планов тот, который подходит к теме. Объяснить недостатки другого плана. Может ли план №1 быть составной частью плана №2? План №1. 1. Вступление.
3. Заключение. Как я отношусь к Пугачеву? План №2. 1. Вступление.
3. Заключение. Мои мысли по поводу |
||
Учитель раздает подробный план сочинения всем учащимся. В ходе урока дети вносят дополнения, комментарий к плану. |
||
Беседа. |
||
План сочинения |
Возможный комментарий к |
|
1. Вступление. 2. Основная часть. Как изображен Пугачев в повести? 1) Портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»); |
Портрет героя – косвенная |
|
2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой; |
Приведите примеры (жители встречают с хлебом-солью, присягают лжецарю). |
|
3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); |
Речь яркая, образная и чисто народная, в ней много поговорок: «В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком – да мимо», «Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». – «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит» Диалог Гринева и Пугачева: «Долг платежом красен», «Казнить, так казнить, миловать, так миловать». Они выражают размах, широту его богатой натуры. |
|
Калмыцкая сказка Слайд 13 |
Выразительное чтение наизусть, объяснение символики сказки. Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона. Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символика: орел – птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь. Сказка показывает обреченность Пугачева. Так жить долго и счастливо нельзя. Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он создан для мирной жизни среди дорогих людей. Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.» Пушкин: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» |
|
4) Сопоставление: царь – царица, преобразование образа героя; |
В Пугачеве одновременно живут и Гришка Отрепьев, пример которого вдохновляет и обнадеживает («Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой»), и Борис Годунов с его попыткой утвердить добро злодейством! В нем и укоры совести, знакомые крестьянскому «царю». Доклад на тему |
|
5) Отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); |
Отношение к герою других действующих лиц – тоже характеристика героя. Гринев: «присягать не могу». Маша Миронова: «отомщу за сироту». Для Савельича: «проходимец» |
|
6) Черты характера Пугачева-человека. |
Задание по группам: 1) подобрать определения для характеристики Пугачева (мятежный, смелый, героический, добрый, щедрый, великодушный, милосердный) 2) подобрать существительные для характеристики Пугачева (мятежник, народный герой, бунтовщик, бунтарь, спаситель, лжецарь, государственный преступник) |
|
Слайд 20 3. Заключение. Мои мысли по поводу характера Пугачева, его образа жизни. |
Иногда в теме сочинения прямо заложен вопрос, как в данном случае. Тогда в конце сочинения должен быть прямой ответ на него. Иначе сочинение не раскроет главной своей мысли. Хорошо бы, написав все необходимое, в конце поставить тот же вопрос, что был в заголовке темы. А потом сформулировать краткий ответ. Концовка сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень четкой и выразительной по содержанию. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего сочинения (концовка–вывод). В конце сочинения можно использовать яркую цитату. |
Я думаю, Мне кажется, Интересно отметить, Я согласен с … Каким мне показался Пугачев? (Ответ) |
Слайд 21 редактирование (обработка информации, правка) |
Работа над ошибками. Задание: замените повторяющиеся слова синонимами. Текст для правки (карточки): Пушкин рассказывает нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает о судьбе Пугачева. Пушкин показывает, что Пугачев спас Гринева и Машу. |
|
Слайд 22 | Подведем итоги. Что сегодня на уроке было интересным? Чему вы научились? Удалось ли нам выполнить поставленные задачи? |
|
Слайд 23 | Итог урока в художественной форме – синквейн. Пугачев. Пример синквейна. Пугачев, Бунтующий, страдающий, Разбойничает, казнит или милует. Спасает Машу и Гринева. Мятежник. Пугачев, Пугачев. |
|
Слайд 24 | Домашнее задание: написать сочинение. Для того, чтобы Ваша работа была интересной и продуктивной, предлагаю вам буклеты «Как писать сочинение» (раздать всем учащимся в качестве памятки). |
Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тема: Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
Цели: — обобщить накопленный материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;
— повторить технологию написания сочинения, составления плана;
— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;
— осуществлять связь с жизнью;
— воспитывать доброту, милосердие, человечность.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, тексты, иллюстрации к произведению, алгоритм работы над сочинением.
Тип урока: урок развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Cообщение темы и цели урока.
В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.
Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.
III. Вступительное слово учителя.
«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
IV. Работа над выбором темы.
Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
-
Становление личности Петра Гринева.
-
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
-
«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
-
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
-
Тема дороги в повести «Капитанская дочка».
-
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.
-
Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».
Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.
V. Работа со словарём.
Долг- это…
Честь- это…
Совесть- это…
Благородство- это…
— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?
( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).
— А кому из героев повести присущи такие черты характера?
— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).
— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).
— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).
— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.
Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.
Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.
— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).
— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).
А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).
— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).
— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)
Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.
А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.
VI. Составление планов и комментарии к темам.
Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
План
-
Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
-
Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
-
Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
-
История любви к Маше.
-
История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).
-
Основные черты героя, типичность образа.
Петр Гринев особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» — Пушкина.
Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
План
-
История в творчестве А.С. Пушкина.
-
Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?
-
Портретная характеристика Пугачева.
-
Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
-
Пугачев и народ.
-
Взгляды Пушкина на восстание.
Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.
Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин
План
-
Что общего у Гринева и Швабрина?
-
Как каждый из героев относится к людям?
-
Как поступают герои в ситуациях выбора?
-
Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
-
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
План
-
Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?
-
Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?
-
Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?
-
Как относятся к Маше другие герои повести?
-
Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II?
-
Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.
Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
План
-
Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.
-
Как проявляется характер Савельича, его качества?
-
Попадает ли Савельич в ситуации выбора?
-
Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?
-
Как характеризует Савельича его речь.
-
Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?
-
Мое отношение к Савельичу.
VII. Домашнее задание
Написать сочинение по одной из тем.
Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.
Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?
Оборудование: на доске запись «историческая поэма», таблица, портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, выступления, сообщения учащихся.
Ход урока
Слайд №1
I. Организационный момент (2 мин)
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»
К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.
Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.
В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.
-
– «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?
-
– «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.
— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.
Слайд № 2
— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.
— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.
— Выступления учащихся.
— Учитель: Да, действительно, трудное это было время.
Дата: Класс: 8 |
||
Тема: РР: Подготовка к сочинению. |
||
Цель урока: систематизация и обобщение предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий; подготовка к написанию сочинения; формирование духовно развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Ожидаймый результат: ученик получит возможность научиться выявлять заложенные в произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное |
||
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент Цель: организация готовности учащихся к предстоящей деятельности на уроке 2 мин. |
Приветствует класс, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Предлагает ответить на вопросы: — Как вы думаете, всегда ли вы поступали по чести и по совести? — Трудно ли так поступать? — Есть ли такие ученики в вашем классе? |
Отвечают на вопрос |
2. Целеполагание и мотивация Цель: обеспечение мотивации, формулирование цели урока, побуждение к деятельности 5 мин. |
Предлагает ответить на вопросы: — Кто из героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» поступает по чести и по совести? Предлагает для просмотра фрагмент кинофильма «Русский бунт» (7-ая мин. 23-я сек.) «Наставление отца Гринева». — Выполнил ли Гринев наставления отца? -Какие качества помогли ему? — А вам помог роман Пушкина разобраться в себе, понять что-то важное? — Подумайте, какова же цель нашего урока Предлагает записать тему урока в тетради. Обращает внимание учащихся на то, что материал урока поможет им в написании сочинения по романую |
Отвечают на вопрос: -Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов. Смотрят фрагмент фильма, отвечают на вопрос: -Гринев выполнил наставления отца. А помогли ему такие качества, как чувство долга, ответственность, совесть, мужество. Отвечают : выяснить, чему научил роман, показать свои знания Записывают тему урока |
3. Актуализация знаний Цель: анализ содержания учебного материала, проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу урока 8 мин. |
Предлагает обсудить в группе записи, сделанные дома |
В тетради учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Работают в группах, обобщают, выдвигают представителей от группы, которые выступают с анализом эпизодов |
4.Обобщение и систематизация знаний Цель: установление внутрипредметных связей, подготовка к обобщенной деятельности, проверка знания содержания романа 20 мин. |
Проводит блиц-опрос (тест по роману) – см. презентацию Предлагает посмотреть фрагмент фильма «Взятие Белогорской крепости. Спасение Гринева» (1-ый час 07-ая мин.10-ая сек.) Охарактеризовать Гринева, Швабрина, Пугачева. |
Выполняют тест со взаимопроверкой в парах, оценивают друг друга Заполняют таблицу (приложение № 1). Черты характера даны вразнобой, учащиеся должны распределить их по героям Характерные черты героев: Гринев: впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, верность, искренность, потребность в любви, прямодушие Швабрин: подлость, предательство, жестокость, властолюбие, слабость духа, трусость, хитрость, изворотливость Пугачев: жестокость, великодушии, одиночество, смелость, доброта, вспыльчивость , одиночество, властность , милосердие, благодарность , властность Маша: доброта, честность, твёрдость характера |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: освоение способов решения практических задач 5 мин. |
Предлагает составить синквей по группам:
Ответьте на вопрос: -Чему научили нас эти герои? |
Работают в группах, записывают синквейн на листе формата А3, представляют классу Отвечают на вопрос: |
6.Контроль усвоения Цель: обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 3 мин. |
Предлагает оценить работу групп |
Дополняют, корректируют, оценивают |
7.Рефлексия Цель: подведение итогов занятия 2 мин. |
— Изменилось ли ваше отношение к героям повести? — Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Оценки за урок Домашнее задание: написать сочинение (темы по выбору учащихся) 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». 2. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин. |
Высказывание по модели: Я сегодня узнал… |
Приложение № 1
Распределите качества характера в таблице:
Гринев |
Пугачев |
Швабрин |
Маша |
Впечатлительность, жестокость, великодушие, подлость, смелость, храбрость, предательство, одиночество, властность, милосердие, твёрдость характера, благодарность, потребность в любви, решительность, преданность, верность, властолюбие, слабость духа, вспыльчивость, прямодушие, трусость, хитрость, изворотливость, доброта, честность, искренность.
Выполнила группа №_______