Слайд 1
Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цели: — продолжить работу по закреплению умений обучающихся работать со сложным планом; — систематизировать знания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; — развивать устную и письменную речь учащихся; — подготовить к написанию сочинения на литературную тему; — воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).
Слайд 2
Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка». Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним , что такое сочинение, какие требования предъявляются к нему. СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.
Слайд 3
Рекомендации по написанию сочинения Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, — его стройность, подчиненность единой теме и мысли. Одним из распространенных недостатков сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места . Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки . Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
Слайд 4
Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель , а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, — как писал К.Г.Паустовский , — но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Начало (вступление) сочинения должно подвести читателя к тому, о чём вы будете рассказывать в основной части.
Слайд 5
Рекомендации по написанию сочинения Выбор точных, емких, нестертых слов. Сочинение нельзя писать равнодушно. В нём должно ясно прозвучать ваше отношение к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову . Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.
Слайд 6
Как работать над сочинением СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения . Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.
Слайд 7
Темы сочинений 1. Петр Гринёв на страницах повести «Капитанская дочка». 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин. 4. Смысл названия повести «Капитанская дочка». 5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка». 6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».
Слайд 8
Становление личности Петра Гринева. — Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.) — Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности) — Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? ( необязательно , т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши). — А что такое нравственность?
Слайд 9
Что такое нравственность? Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы ; правила поведения, определяемые этими качествами . Человек безупречной нравственности — В основном все произведения А.С.Пушкина посвящены теме нравственности. Вспомним, эпиграф к повести, русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» — цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».
Слайд 10
Во вступлении я предлагаю вам сказать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким. Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений. ^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ — Что хорошего дала Гринёву семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр.66 ), а от матери Гринёв перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость) — Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.
Слайд 11
Какие черты характера проявил Гринёв по отношению к Савельичу, вожатому? ( по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп). — А каким Офицером был Гринёв? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку). — Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство — Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринёв наказ отца? ( стр. 66)
Слайд 12
-А как Гринёв относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным ; способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву. — Как Гринёв относился к Швабрину? (презирает его). — А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев). ЗАКЛЮЧЕНИЕ — В заключении сочинения вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Петруша Гринёв сегодня? (Гринёв учит уважительно относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее, защитить ее в трудную минуту. Главное -Гринев учит нас быть верным присяге. Наши мальчики — будущие воины, они тоже будут давать присягу на верность Родине, родителям).
Слайд 13
План сочинения к теме « Становление личности Петра Гринёва». . План I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина. II. Петр Гринёв на страницах повести «Капитанская дочка». Кто такой Петр Гринёв (детство, воспитание). Что хорошего дала Петру Гринёву его семья. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…». Гринев – офицер. Любовь в жизни Петра Гринёва. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»). III. Чему учит Гринев читателя сегодня. — Запишите этот план в тетради.
Слайд 14
Домашнее задание Написать сочинение на тему «Становление личности Петра Гринёва» на черновике. Удачи!
1
2
Тема урока Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
3
Цели и задачи -Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву. — Составить план написания сочинения. — Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях. — Развивать речь учащихся, умение работать с учебником. — Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
4
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» План I.Вступление. Петр Гринев – главное действу- ющее лицо. II.Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. 2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
5
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. а) семья Мироновых; б) любовь к Маше; в) ссора со Швабриным. 4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу. III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
6
I.Петр Гринев – главное действующее лицо. Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую- щее лицо, но и «автор» записок, повест- вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас- крывающийся в истории по жизни, в по- ступках и образ старого помещика, офи- цера в отставке, уже умудренного житей- ским опытом, теперь на досуге вспоми- нающего историю своей молодости.
7
II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. -Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности? — Какие уроки герой получил от отца? («…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»). — Расскажите о матери Гринева. — Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
8
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь. -Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»? -(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме- няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
9
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. -Какое впечатление произвела на Гринева Бело- горская крепость? -Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили- су Егоровну? -(Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч- тенные. Иван Кузьмич – человек необразован- ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро- нова – девушка благоразумная и чувствительная).
10
-Какое первое впечатление героя о Марье Ива- новне? — Какие черты героя раскрываются в любви к Ма- ше? — Что стало причиной ссоры со Швабриным? -( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
11
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. -Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости? — Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым? -( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого) — Что чувствует Гринев во время казни Пугачева? -( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
12
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева. Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.
Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:
- образовательные:
- • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина;
- • познакомиться с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев; сочинения-рассуждения проблемного характера
- • сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
- развивающие:
- • развивать умение анализировать текст;
- • развивать способности к умозаключениям;
- • развивать навыки работы со словарями;
- воспитывающие:
- • воспитывать в себе чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
- • включиться в философский поиск;
- • воспитывать в себе любовь к художественным произведениям.
Темы сочинений:
- Проблемы чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
(сочинение-рассуждение проблемного характера).
- Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика.
Эпиграф
Честь – это поэзия долга.
А. Виньи
Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель
Честность есть прямая линия: она ближе к истине,
нежели кривые.
К.Н. Батюшков
Сочинение-рассуждение проблемного характера
- Тезис – ответ на проблемный вопрос.
К.Д. Ушинский
Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика
- Сравнительная характеристика создается на основе сравнения (сопоставления или противопоставления) людей, литературных героев, предметов, явлений.
ПРАВИЛО 1
Сопоставлять или противопоставлять можно только при условии ОБЩЕГО ОСНОВАНИЯ .
Правило 2
Особая композиция
Материал сочинения может быть расположен по способу
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ;
ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ
Последовательное сравнение
- Сначала дается характеристика одного из действующих лиц, а затем характеристика другого . В конце делается обобщение .
Параллельное сравнение
- Сопоставляются поведение героев в одной и той же или сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и т.д., что позволяет показать сходство и различие героев.
План
- I. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
- Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
- II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.
- 1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
- 2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
- 3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
- 4) Отношение автора к своим героям.
- III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Речевые клише
- Вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”) , а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если… то другой.. .”), и др.
Словарь
Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер – подлый, бесчестный.
- Объясните значение выражения “Честь имею”.
- Кто из офицеров данной повести мог сказать эти слова?
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?” Этим словам А.С.Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?
Слайд 1Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский
Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»
8 класс
Слайд 2Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство…
Сохранить честь… Важно
ли это?
Легко ли жить по законам чести?
Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман?
Как человеку сберечь честь в самых критических жизненных ситуациях?
Слайд 3Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году
Душа — Богу, сердце
— женщине, жизнь — Отечеству, честь — никому!
Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
Слайд 4ЗАГЛЯНИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ШКАТУЛКУ!
Слово «честь» в произведениях Пушкина – одно из
самых употребляемых. В словаре языка Пушкина оно употребляется 340 раз.
Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.
В словарях можно подсчитать число слов и выражений, связанных с этим понятием в различных языках:
– в русском – 27;
– в английском – 14;
– португальском – 31;
– японском – 64.
Слайд 5Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.
А.С. Пушкин
Честь –
вот истинная красота.
Ромен Роллан
Честь нельзя отнять, её можно потерять.
А.П.Чехов
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Пьер Корнель
Слайд 6Сформулируйте правила воспитания в семье Гринёвых
Заниматься воспитанием …..
Дети должны почитать ….
Личный пример ……-
Нужно приучать ребенка ……..
Слайд 7Умел дитя родить, умей и научить.
Каков отец, таковы и дети.
Кто родителей
почитает, тот вовеки не погибает.
Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.
Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: “Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:”
Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: “Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести: Но дворянину изменить своей присяге: Стыд и срам нашему роду!”
Слайд 8ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!
Человек чести всегда ……..
Он всегда готов прийти на помощь ……….
Для
настоящего дворянина не должно быть ….
Остаётся верен…
Всегда готов встать на защиту ………
Человек чести проявляет ……. , готов …….
Слайд 9Какие качества проявляет Гринев в ситуациях:
в степи во время бурана
с вожатым
в поединке со Швабриным
во время захвата крепости
в диалогах с Пугачевым
при аресте
в отношениях в Машей
— уплаты долга за проигрыш
Слайд 10А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только
тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам.
Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений.
Слайд 11«Любезный внук мой Петруша!
Часто рассказывал я тебе
некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно, и всего бы лучше было, если б ты на него походил. Но ты уродился не в него, а в дедушку, и по-моему это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и слава богу дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство»
Слайд 12Можем ли мы считать это письмо завещанием Пушкина нам, живущим в
21-м веке?
О чем говорит нам писатель? Перекликается ли это завещание с эпиграфом к роману?
В каждом произведении А.С.Пушкина мы найдем откровение, совет, наказ.
БЕССМЕРТЕН ТОТ, ЧЬЯ МУЗА ДО КОНЦА
ДОБРУ И КРАСОТЕ НЕ ИЗМЕНЯЛА,
КТО ВОЛНОВАТЬ УМЕЛ ЛЮДЕЙ СЕРДЦА
И В НИХ БУДИТЬ СТРЕМЛЕНЬЕ К ИДЕАЛУ.
Слайд 13Что направляет и определяет наш жизненный путь?
Цель записок Петра Андреевича
Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её.
Нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.
Слайд 14источники
http://www.lenagold.ru/fon/rast/geze/rast103.jpg
http://ramki-kartinki.ru/_ph/29/2/536474325.jpg
http://gif-kartinki.ru/ramki/azhurnaja-ramka_06.png
https://pp.vk.me/c421723/v421723088/8b53/4qHupw-X8vw.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/200418627.167/0_171c32_94979ac9_orig.png
https://www.proza.ru/pics/2013/01/21/611.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/cdb/283150.jpg
http://lifeactor.ru/uploads/posts/2015-11/1446447560_p_f.jpg
http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_8/18/d-17565/17565_html_m74906ac0.png
http://www.ovideo.ru/images/gallery/0001/6762/0001.png
http://berdskasloboda.ru/wp-content/uploads/2014/11/rusbunt014.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/61/17061832_Grinev.jpg
http://5sec.info/files/images/large/vasilij-tropinin-pushkin.jpg
Методические рекомендации к урокам литературы Н.Егоровой, Москва, 2013 год
Фрагменты урока Сагайдулиной Н.Е
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.