Урок литературы в 10 классе.
Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.
Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.
Проанализировать темы сочинений.
Отобрать материал для сочинения.
Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.
Развивать связную речь учащихся.
Тренировать навык самостоятельной работы.
I Оргмомент.
II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.
- «Во мне был заперт свет…»
- Штольц и Обломов.
- Обломов и обломовщина.
- Ильинская и Обломов.
- Трагичен ли образ Обломова?
- Роман «Обломов» в русской критике.
- Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».
- «У тебя были крылья, да ты отвязал их».
- Обломов и «лишние люди».
2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».
I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:
1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;
2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев — Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).
II. Штольц – антипод Обломова:
1) общие черты:
а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
б) вероиспове´дание (православие);
в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;
г) служба и быстрая отставка;
д) любовь к Ольге Ильинской;
2) черты различий:
а) портрет;
б) родители;
в) воспитание;
г) отношение к учёбе в пансионате;
д) дальнейшее образование;
е) образ жизни;
ж) ведение хозяйства;
з) жизненные стремления;
и) взгляды на общество;
к) отношение к Ольге;
л) взаимоотношения и взаимовлияние;
м) самооценка;
н) особенности характера.
III. Значение образов Обломова и Штольца:
- Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
- Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
- Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
- Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.
III. Работа по написанию сочинения.
- Отбор цитатного материала к сочинению.
- Работа с черновиком. Проверка, правка.
- Переписывание сочинения в тетрадь.
IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.
2. Драму «Гроза» прочитать.
3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.
09.12.2014
«Учимся писать сочинение» Урок подготовки к сочинению по роману И. А. Гончарова «Обломов»
учитель русского языка и литературы
Урок подготовки к сочинению-рассуждению с опорой на литературный материал(роман И. А. Гончарова «Обломов»). Поэтапный анализ частей сочинения сопровождается анализом текста романа.
Оценить
6004
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области
Конкурс учебно-методических разработок
«Урок русского языка и литературы»
«Учимся писать сочинение»Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Автор: учитель русского языка и литературы
Новосадова Надежда Васильевна
2014г
Сопроводительная информация об авторе
Новосадова Надежда Васильевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино
606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01
Учитель русского языка и литературы
Стаж 25 лет
Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008.Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).
Контактная информация: телефон +79087373334;
e-mail – nvn241068@mail.ru
«Учимся писать сочинение»
Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Цели урока
Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;
Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Место урока: изучение романа И. А. Гончарова «Обломов», 2-ой урок.
Межпредметные связи: литература и русский язык.
Предварительное домашнее задание:
Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.
Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.
Эпиграфы к уроку: «Жизнь – есть сон» (Кальдерон)
«Все мы родом из детства» (Экзюпери)
План урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа над вступлением к сочинению.
3.Определение содержания основной части сочинения.
4.Работа над заключением.
5.Составление плана сочинения.
6. Итоги урока.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.
На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?
Ответы учащихся: В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.
Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.
2.Работа над вступлением к сочинению
Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?
С.И. Ожегов дает следующее определение сна:
1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Определение содержания основной части сочинения
Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.
Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!
Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.
Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»
Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.
Подтверждаем высказывание текстом:
Ответы учащихся: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».
Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.
Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.
Ученики зачитывают примеры из текста с описанием природы: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».
Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.
Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».
Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.
«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».
Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.
Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.
Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.
4. Работа над заключением
Вопросы учителя: Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?
Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.
Вопросы учителя: А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?
Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.
5. Составление плана сочинения
Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?
План состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.
В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.
В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.
Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.
План сочинения
I .Влияние на человека увиденных им снов.
II.Жизнь Обломова – пустой сон:
1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.
2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.
3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.
4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.
III.Сны современного общества.
6. Подведение итогов урока
Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?
Ответы учащихся: Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.
Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?
Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.
Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.
Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?
Какими должны быть цитаты по объему?
Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.
7. Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.
Список литературы
Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.
Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.
Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.
Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.
Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/84737-uchimsja-pisat-sochinenie-urok-podgotovki-k-s
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области
Конкурс учебно-методических разработок
«Урок русского языка и литературы»
«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Автор: учитель русского языка и литературы
Новосадова Надежда Васильевна
2014г
Сопроводительная информация об авторе
-
Новосадова Надежда Васильевна
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино
606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01
-
Учитель русского языка и литературы
-
Стаж 25 лет
-
Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).
-
Контактная информация: телефон +79087373334;
e-mail – nvn241068@mail.ru
«Учимся писать сочинение»
Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Цели урока
Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;
Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Место урока: изучение романа И. А. Гончарова «Обломов», 2-ой урок.
Межпредметные связи: литература и русский язык.
Предварительное домашнее задание:
Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.
Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.
Эпиграфы к уроку: «Жизнь – есть сон» (Кальдерон)
«Все мы родом из детства» (Экзюпери)
План урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа над вступлением к сочинению.
3.Определение содержания основной части сочинения.
4.Работа над заключением.
5.Составление плана сочинения.
6. Итоги урока.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.
На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?
Ответы учащихся: В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.
Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.
2.Работа над вступлением к сочинению
Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?
С.И. Ожегов дает следующее определение сна:
1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Определение содержания основной части сочинения
Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.
Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!
Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.
Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»
Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.
Подтверждаем высказывание текстом:
Ответы учащихся: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».
Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.
Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.
Ученики зачитывают примеры из текста с описанием природы: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».
Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.
Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».
Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.
«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».
Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.
Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.
Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.
4. Работа над заключением
Вопросы учителя: Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?
Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.
Вопросы учителя: А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?
Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.
5. Составление плана сочинения
Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?
План состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.
В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.
В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.
Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.
План сочинения
I .Влияние на человека увиденных им снов.
II.Жизнь Обломова – пустой сон:
1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.
2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.
3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.
4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.
III.Сны современного общества.
6. Подведение итогов урока
Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?
Ответы учащихся: Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.
Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?
Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.
Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.
Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?
Какими должны быть цитаты по объему?
Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.
7. Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.
Список литературы
-
Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.
-
Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.
-
Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.
-
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.
-
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.
-
Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
-
Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.
-
Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.
-
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
-
Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59
-
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Обломов», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Творческая работа в формате
«Итоговое сочинение – 2016»
по роману И.А.Гончарова «Обломов»
Тематические направления:
1. «Разум и чувство» 2. «Честь и бесчестие»
3. «Победа и поражение» 4. «Опыт и ошибки»
5. «Дружба и вражда»
Подготовка к итоговому сочинению в 10 классе
Материалы подготовила учитель
русского языка и литературы МБОУ СШ № 4
г.Иваново Сыско Ирина Владимировна
Особенности этой письменной работы
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.
Как писать это сочинение?
Сочинение
Тема № ??
Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.
Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.
1. Анализ общих направлений.
2. Обдумайте конкретные темы,
предложенные для написания работы.
Проанализируйте тему перед написанием сочинения:
работа должна соответствовать теме.
Постройте ключевую фразу,
которая ляжет в основу замысла работы.
Раскройте тему с привлечением литературного материала.
Кто что почему делает?
(конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)
К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.
Это пересказ или переписывание текста без комментирования.
НЕЗАЧЁТ
К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.
Композиция сочинения
по выбранной теме
I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.
II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.
Каждый аргумент замыкает
(или открывает) тезис по теме.
III. Выводы по теме.
Не теряй красную нить темы!
две важнейшие духовные составляющие внутреннего мира
с этим связан внутренний конфликт или равновесие личности
Ключевые фразы для сочинения по теме
Умей пережить ту минуту, когда кажется,
что всё уже потеряно.
1. «Разум и чувство»
Герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Чувство: любовь, дружба, эгоизм, патриотизм, милосердие, самолюбие, трусость …. Насколько оно подчинено разуму и почему?
Этот герой прислушался к голосу разума, заглушив в своей душе высокое чувство (или низменную страсть).
На примере судеб этих героев автор изображает противостояние Р. и Ч.
2. «Честь и бесчестие»
В литературных произведениях изображаются разные варианты жизненного выбора: верность нравственным правилам или компромисс с совестью, глубокое моральное падение личности или высота духа.
Моральные качества, полярные понятия, связанные с выбором: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия
Ключевые фразы для сочинения по теме
На примере судеб этих героев автор изображает разные проявления жизненного выбора.
Этот герой сумел сохранить честь, отказался от предательства и лжи. Не пошёл на компромисс со своей совестью. Он сохранил высоту духа, не уронив своё человеческое достоинство. (или наоборот)
«Не сильные лучшие, а честные» (Ф.М.Достоевский)
3. «Победа и поражение»
аспекты размышления: нравственно-философский, психологический результат жизненной ситуации
связь жизненной ситуации с внешними конфликтными событиями в жизни человека или с внутренней борьбой человека с самим собой, причины и результаты этой борьбы
На примере судеб этих героев автор изображает жизненные искания и победу над собой (или поражение в поединке с…) .
Этот герой сумел одержать победу (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.
4. «Опыт и ошибки»
итог духовного и практического опыта личности, обретения жизненного опыта
взаимосвязь опыта и ошибок: опыт, предотвращающий ошибки или ошибки, ставшие преградой на жизненном пути, ошибки непоправимые, трагические
цена ошибок на пути обретения жизненного опыта
Опыт есть совокупность наших разочарований.
На примере судьбы этого героя мы наблюдаем жизненный путь человека, которому пришлось ценой ошибок приобрести большой жизненный опыт (или нет). Как это случилось?
Этот герой сумел приобрести мудрость ценой ошибок (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).
способность или неспособность человека ценить дружбу, преодолевать конфликты или сеять вражду
5. «Дружба и вражда»
Каковы истоки дружбы и последствия вражды;
теплота человеческих отношений или неприязнь к враждебности
На примере судеб этих героев мы наблюдаем пример настоящей дружбы. Вот в чём она заключалась.
Эти герои смогли стать настоящимидрузьями (или нет).
Это было вот так (пересказ ситуации).
На чём основана настоящая дружба?
Обратитесь к своему читательскому опыту!
Напишите сочинение на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»
Источники
1. Итоговое сочинение (изложение) 2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
2. Примеры тем к итоговому сочинению
http//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html
http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/
http://sochinika.ru/vypusknoe3.html
http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2016-2017/
http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/
3. Афоризмы великих людей
http://www.wisdoms.ru/131_1.html
4. Иллюстрации из ресурсов Интернета.
Модуль
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
-
Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
-
Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
-
Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
-
Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
-
Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
-
Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
-
Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
МОДУЛЬ
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
-
С кем из литературных героев (роман «Обломов») вы бы отправились в путешествие?
-
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
-
Каковы цель и смысл жизни человека?
МОДУЛЬ
«Преступление и наказание – вечная тема»
-
Что такое преступление против себя?
МОДУЛЬ
«Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
-
Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
-
Что делает человека подлинно счастливым?
-
Какими качествами должен обладать счастливый человек?
-
Возможно ли общество, в котором все счастливы?
-
На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
-
Каждый ли человек – кузнец своего счастья?
РАССУЖДЕНИЕ: причинно-следственное значение (что – как – почему и результат)
Открытое направление |
|
Тема |
|
Тезис (позиция) |
|
*Аргумент 1 |
|
Пример 1 (иллюстрация) |
|
Аргумент 2 |
|
Пример 2 (иллюстрация) |
*аргументы могут быть из одного произведения
Речевые формулы (клише) для введения примеров:
-
Обратимся к… (жанр) «…» (название) … (Ф.И.О. автора). Именно здесь показано, как …
-
Убедительно доказывает моё мнение история… (имя героя), описанная…
Для 2 аргумента и примера,..
-
С другой стороны…
-
Иная точка зрения представлена…
-
Проблему не оставил без внимания и …
-
Дополняя сказанное отмечу…
Заключение:
-
Итак, ..
-
Таким образом, приведённые мной аргументы доказывают …
-
В заключение хотелось бы сказать…
-
Завершить работу хотелось бы известным высказыванием…
Источник: https://ctege.info/napravlenie-kniga-muzyika-spektakl-film-pro-menya/temyi-sochineniy-kniga-muzyika-spektakl-film-pro-menya.html
Направление