Урок литературы в 10 классе.
Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цели:
- Выработка навыков работы над сочинением.
- Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
- Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
- Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
- Формирование личностного подхода к проблеме.
- Развитие речи учащихся.
Оборудование:
— В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;
— Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;
— «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;
— рабочие тетради по литературе;
— карточки для капитанов команд.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме.
«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:
План.
- Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
- Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
- «И весь портрет его вызывал неприятие…».
- Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
- Испытание любовью.
- Одинок ли Базаров?
- Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:
План.
- Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
- Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
- «И весь портрет его вызывал неприятие…»
- Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
- Испытание любовью.
- Одинок ли Базаров?
- Автор и его герой.
- «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
в) индивидуальная работа с капитанами команд.
Капитаны получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
- Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
- Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
- Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
- Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
- Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».
Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.
«Осколки»
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
- И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
5. Мини-беседа по итогу урока.
- Комментирование оценок.
- Домашнее задание.
Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Раздаточный материал.
Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.
План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
2.1. О чём говорит портрет героя?
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ
2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
1. Клише для вступления (примеры).
Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?
Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.
Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.
Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».
Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.
Вывод:
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.
Тезис:
Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.
Вывод: Базаров оказывается способен…..
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.
Тезис:
Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.
Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.
Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,
2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……
2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.
Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной
сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не
достиг своей цели».(И.С.Тургенев)
Вывод:
Заключение:
3. «Вечно живой образ».
Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397394-rabochij-list-podgotovka-k-sochineniju-po-rom
Диденко Л.Д.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 11 г. Брянск.
Тема
урока: Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Подготовка к сочинению.
Класс:
10 класс.
Предмет:
литература.
Тип
урока: «открытие» новых знаний
Технология:
развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста
Реализуемая
программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11
классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008г.
Цель
урока: формирование умения анализировать и систематизировать
изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов. Подготовка к сочинению.
Задачи
урока: 1) образовательные: формирование умения
выявлять особенности языка в художественном произведении; расширение кругозора
учащихся; формирование умения аргументированно доказывать собственное мнение (
выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание
любовью; всегда ли любовь – это благо)
2)
воспитательные: воспитание трепетного отношения к женщине, к любви;
совершенствованию читательского вкуса;
3)
развивающие: обогащение словарного запаса обучающихся, развитие
творческих способностей, критического мышления, коммуникативных возможностей.
Место
проведения: МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина
Ход урока.
1.
Актуализация изученного с подведением к теме урока.
Более
2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда,
любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят
испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю.
Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи
с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована
страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство,
потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.
2.
Построение проекта выхода из затруднения. (Сообщение темы и целей урока).
—
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Любовь
в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
—
Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны? (открываю запись на
доске). Запишите тему урока в свои тетради.
—
Сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи нашего урока. Давайте посмотрим, как
я их сформулировала. Согласны? (Цель и задачи записаны за доской).
—
На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно
пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо.
3.
Реализация построенного проекта. (Анализ
произведения и проверка д/з).
— Отвечая на вопросы, постарайтесь приводить
доказательства из текста, т.е. цитаты. Дома многие цитаты, которыми вы сегодня
сможете воспользоваться, вы выписывали в тетрадь.
Скажите, как относились к любви Николай Петрович
Кирсанов и его сын Аркадий?
Для них любовь – это семья, где царят уважение,
взаимопонимание, и лад. Любовь — это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит
своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца
с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её
присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5,
с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу,
который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его
перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений.
… Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее
сожаления достоин, чем насмешки».).
Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа
тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность по отношению к
женщинам. Н.П.( гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое
лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти
невинные, слегка раскрытые губы…»
А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все
жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться
в этом», « С Катей он был, как дома…»
В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее
чувство.
— Заполните таблицу.
Герои |
Отношение к любви |
Николай Петрович и Аркадий |
Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная |
— А что вы можете сказать о Павле Петровиче и его
отношении к любви?
Любовь П.П. к княгине Р. не была взаимной. Он
произносит: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?»,
с. .
— Самому Тургеневу было знакомо чувство неразделённой
любви. Можно предположить, что в уста П.П. он вкладывает собственные мысли по
этому вопросу. Ведь после расставания с княгиней Р. П.П. не смог жить
по-прежнему. Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе
холостяков. А что происходит с ним после смерти княгини?
Он переезжает жить в дом своего брата. Как и Тургенев
когда-то писал о себе, живёт «на краю чужого гнезда».
— Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу
отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)
«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т
благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается
тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего
сына».
— И эти слова произносит принципиальный П.П.! «Ты
это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником
подобных браков!». Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он
понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через
общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это
чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.
— Заполните таблицу.
Герои |
Отношение к любви |
Николай Петрович и Аркадий |
Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная |
Павел Петрович |
Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо |
— Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?
Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может
быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже
счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как
заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!
-А Базаров? Был ли он счастлив? Почему?
Нет. Б. не верил в любовь. Б. долгое время пренебрегал
этим чувством. ( гл.17, с.126: «Базаров был великий охотник до женщин и
женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался,
романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские
чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное.
Евгений — разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно
место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она
созидательна. И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б.
созидательный характер П.П. Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни
отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать. Б. утверждал
(гл.19, с.143): «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине
завладеть хотя бы кончиком пальца».
Б. чрезмерно самоуверен. Он пытается себя поставить
выше любви, а это невозможно.
— Мне вспоминается ещё одна цитата, сказанная
Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, …, любовь не превозносится, не гордится,
не раздражается». Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он
превозносится. Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не
сломает». Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь…
Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.
— Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?
Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по
жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда
благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.
— Существует такая версия: Б. умирает но неверия:
вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы
христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого,
традиций, убеждений.
Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх
Кирилл, недавно выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без
любви мертва». Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.
— Заполните таблицу.
Герои |
Отношение к любви |
Николай Петрович и Аркадий |
Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная |
Павел Петрович |
Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо |
Базаров |
Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без |
—
Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь – это
всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не
впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки.
«Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.
4.
Стадия «Рефлексия»
(обобщение
материала, подведение итогов)
1) Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар
Хайяма:
Изначальней всего остального – любовь.
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа — … («любовь»,-
говорят все хором)
— Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям
в этом стихотворении для раскрытия его идеи?
Эпифору.
— А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к
использованию рефрена. Какого? Не подскажете?
Любовь – это благо.
— Я думаю, мы достигли целей, поставленных на уроке.
2) Оценки за урок.
6.
Д/з
—
Пусть наши знания будут впрок,
Спасибо, ребята, вам за урок.
А чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь – это благо».
Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе – вопросительный
знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из
произведения, другой из общих знаний, из жизни.
Список используемой литературы:
1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;
2. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.
3. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое
сентября», 2000.
4. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс»,
1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);
Раздаточный материал.
Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.
План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
2.1. О чём говорит портрет героя?
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ
2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
1. Клише для вступления (примеры).
Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?
Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.
Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.
Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».
Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.
Вывод:
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.
Тезис:
Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.
Вывод: Базаров оказывается способен…..
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.
Тезис:
Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.
Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.
Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,
2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……
2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.
Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной
сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не
достиг своей цели».(И.С.Тургенев)
Вывод:
Заключение:
3. «Вечно живой образ».
Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Цель урока:
- создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства;
- выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
Задачи:
- Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
- Развивающая: развивать умение анализировать текст, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-е годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
- Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.). Развивать интерес учащихся к чтению романа.
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И.Тютчев
Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.
Оборудование:
- текст романа
- тетради по литературе
- мультимедийная презентация к уроку
- компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время — могучее, лихое племя, богатыри — не вы!» — восклицал герой Лермонтова.
Поколение — это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений — процесс всегда непростой.
Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
Эту проблему — конфликт поколений — мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
И.С.Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю.В.Лебедев)
В письме к А.А.Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»
Д.И.Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Д.Д.Минаев — писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа —
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?* * *
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам —
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей — отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
— Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!
Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?
Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.
На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева — Н.П.Кирсановым, П.П.Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П.Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие — смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Николай Петрович — дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович — человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./
Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович — это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.
В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
И вот в доме Кирсановых появляется новый человек — Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
— Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров — сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./
— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]
УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА
Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
— А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
— А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
— Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Вызвать критическое отношение к герою — было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену. [2]
РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА
— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
— А как об этом говорит Тургенев? — /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
— Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/
— А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
— А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
— Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
— Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался позади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
— Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
— А что такое конфликт? Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
— Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
— Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
— Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича — бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.
— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
— Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».
Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
— А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/
— Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
Одна из целей нашего урока — выявить сильные и слабые стороны конфликта, а также научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.
— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./
— Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.
— Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?
— Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.
— Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.
— Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/
— Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.
Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
Подведение итогов урока.
— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?
— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)
— Как вы считаете, на чьей стороне автор?
Сам И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса.
Действительно, смена поколений — процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.
«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель
«Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/
Итог урока
Учитель: И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. И завершить наш урок хочется строками из стихотворения Эдуарда Асадова:
Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.
По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы «отцов и детей»,
Есть близкие люди: отцы и дети!
Идите ж навстречу ветрам событий,
И пусть вам всю жизнь поют соловьи.
Красивой мечты вам, друзья мои!
Счастливых дорог и больших открытий!
Выставление и комментирование оценок.
Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С.Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»
Список литературы
- Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
- Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты — отчетливо проговорил Базаров».
- Глава 10, с.166.
- Глава 10, с.168.
- Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека».
- Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, — Санкт- Петербург, СМИО Пресс, — 2000 год, с.191. с. 45-46.
- Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …».
Слайд 1Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор:
Шевчук А.П.,
учитель МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Слайд 2 «Аукцион тем»
(опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас,
что заинтересовало вас в романе Тургенева,
о чём бы вы хотели поразмышлять в своём
сочинении. Тема, сформулированная и
представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
Слайд 3 Темы сочинений:
1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2. Русское
дворянство в изображении Тургенева.
3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5. «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
6. Отношение к женщинам героев романа.
7.«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
8. Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
Слайд 4Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или
трагическая личность ?»
Слайд 5 План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века
«нового» героя.
2. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
1). «И весь портрет его вызывал неприятие…»
2). Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
3). Испытание любовью.
5). Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
I.Вступление
II.Основная часть
III. Заключение
Слайд 8
План.
Причины появления в обществе и литературе
2-ой половины 19 века «нового» героя.
2. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Испытание любовью.
Одинок ли Базаров?
Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
Слайд 9 Групповая работа по карточкам. Создание вступления.
Задание: в предложенном тексте
пропущены слова, целые словосочетания и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом.
1группа . Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
Слайд 102 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева —
роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
Слайд 11 3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый»
тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
Слайд 13Работа над основной частью сочинения
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Слайд 15
Работа в парах.
Задание:
Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Слайд 16Индивидуальная работа (Раздать карточки). «Проверь свою
грамотность»
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача – рецензировать предложенный материал, исправить допущенные ошибки.
Слайд 17
1. Впервые мы ___________ в
__________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
Слайд 18
3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано
с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Слайд 19 Работа над заключительной частью сочинения. «Клише»
Зачитывается только начало блочных
предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
Слайд 20- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это …
Это герои,
которые не умирают, а живут в веках.
— К таким образам относятся…
Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева.
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…«…
«…человеком замечательно умным, равного которому нет».
Слайд 21- Базаров был нужен своему времени, потому что…
(воплотил в себе
черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что
… (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
Слайд 22- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что
____________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Слайд 24
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»
Слайд 25
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей»
хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
Слайд 26Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты»
(1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Слайд 27
М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
В статье
«Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.
Слайд 28Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время»
(1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
Слайд 30
Темы сочинений:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).