Урок литературы в 10 классе.
Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цели:
- Выработка навыков работы над сочинением.
- Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
- Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
- Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
- Формирование личностного подхода к проблеме.
- Развитие речи учащихся.
Оборудование:
— В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;
— Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;
— «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;
— рабочие тетради по литературе;
— карточки для капитанов команд.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме.
«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:
План.
- Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
- Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
- «И весь портрет его вызывал неприятие…».
- Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
- Испытание любовью.
- Одинок ли Базаров?
- Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:
План.
- Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
- Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
- «И весь портрет его вызывал неприятие…»
- Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
- Испытание любовью.
- Одинок ли Базаров?
- Автор и его герой.
- «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
в) индивидуальная работа с капитанами команд.
Капитаны получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
- Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
- Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
- Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
- Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
- Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».
Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.
«Осколки»
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
- И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
5. Мини-беседа по итогу урока.
- Комментирование оценок.
- Домашнее задание.
Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Слайд 1Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор:
Шевчук А.П.,
учитель МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Слайд 2 «Аукцион тем»
(опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас,
что заинтересовало вас в романе Тургенева,
о чём бы вы хотели поразмышлять в своём
сочинении. Тема, сформулированная и
представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
Слайд 3 Темы сочинений:
1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2. Русское
дворянство в изображении Тургенева.
3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5. «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
6. Отношение к женщинам героев романа.
7.«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
8. Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
Слайд 4Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или
трагическая личность ?»
Слайд 5 План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века
«нового» героя.
2. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
1). «И весь портрет его вызывал неприятие…»
2). Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
3). Испытание любовью.
5). Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
I.Вступление
II.Основная часть
III. Заключение
Слайд 8
План.
Причины появления в обществе и литературе
2-ой половины 19 века «нового» героя.
2. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Испытание любовью.
Одинок ли Базаров?
Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
Слайд 9 Групповая работа по карточкам. Создание вступления.
Задание: в предложенном тексте
пропущены слова, целые словосочетания и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом.
1группа . Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
Слайд 102 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева —
роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
Слайд 11 3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый»
тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
Слайд 13Работа над основной частью сочинения
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Слайд 15
Работа в парах.
Задание:
Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Слайд 16Индивидуальная работа (Раздать карточки). «Проверь свою
грамотность»
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача – рецензировать предложенный материал, исправить допущенные ошибки.
Слайд 17
1. Впервые мы ___________ в
__________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
Слайд 18
3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано
с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Слайд 19 Работа над заключительной частью сочинения. «Клише»
Зачитывается только начало блочных
предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
Слайд 20- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это …
Это герои,
которые не умирают, а живут в веках.
— К таким образам относятся…
Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева.
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…«…
«…человеком замечательно умным, равного которому нет».
Слайд 21- Базаров был нужен своему времени, потому что…
(воплотил в себе
черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что
… (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
Слайд 22- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что
____________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Слайд 24
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»
Слайд 25
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей»
хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
Слайд 26Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты»
(1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Слайд 27
М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
В статье
«Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.
Слайд 28Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время»
(1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
Слайд 30
Темы сочинений:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
1
Подготовка к итоговому сочинению по данному направлению
2
самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему. М. Р. Львов « Словарь — справочник по методике русского языка »
3
Отцы и дети Отцы и дети Мечта и реальность Мечта и реальность Месть и великодушие Месть и великодушие Искусство и ремесло Искусство и ремесло Доброта и жестокость Доброта и жестокость
4
разработка подходов к написанию сочинения и сбор материалов к итоговому сочинению по направлению « Отцы и дети »
5
1. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ? 2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей ? 3. Почему молодое поколение зачастую не принимает взгляды поколения старшего ? 4. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей ? 5. Кто прав в споре двух поколений ? 6. Роль семьи в жизни человека.
6
7. Подтвердите или опровергните слова Маргариты Наваррской : « Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену ». 8. Верно ли утверждение Екатерины II: « Во всяком возрасте почитай родителей »? 9. « Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца » ( А. С. Грибоедов ) 10. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением ?
7
1. Выберите одну из предложенных тем ( по 5- ти направлениям ). 2. Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же первый тезис. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, « зацепившись » за ключевое слово или слова ( желательно определить понятия через синонимы и антонимы ). Помощниками в формулировании темы могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис.
8
Осмысление понятия « Конфликт » ( синонимический ряд ) СПОР СТОЛКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЕ ОБИДА ВРАЖДЕБНОСТЬССОРА ПРОТИВОДЕЙСТВИ Е БОРЬБА РАСХОЖДЕНИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ
9
Осмысление понятия « Конфликт » ( антонимический ряд ) ГАРМОНИЯ СОГЛАСИЕ ЕДИНЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬ ПОДДЕРЖКА ПРИМИРЕНИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕДИНСТВО ВО ВЗГЛЯДАХ
10
Дерево держится корнями, а человек семьей. Добрая семья прибавит разума — ума. Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Не будет добра, коли в семье – вражда. Отца с матерью почитать горя не знать. Не чванься отцом – хвались сыном – молодцом.
11
« Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ». ( А. С. Пушкин ) « Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми ». ( Р. Роллан ) « Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало — своих родителей ». ( А. Конар ) « Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей ». ( В. Ключевский ) « Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы ». ( Н. Карамзин ) « К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе ». ( Сократ ) « Любовь к родителям – основа всех добродетелей ». ( Цицерон ) « Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям » ( С. Батлер ).
12
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями « отцов » и « детей ». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений ( от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности ) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
13
Структура сочинения-рассуждения Лучше ограничиться двумя микро тезисами !
14
Как можно раскрыть тему ? Как можно раскрыть тему ?
15
ВСТУПЛЕНИЕ. Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора. 1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения. 2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы. 3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ). Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис ! Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
16
ВСТУПЛЕНИЕ. Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора.
17
1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения.
18
2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы.
19
3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ).
20
Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис !
21
Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
22
Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора. 1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения. 2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы. 3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ). Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис ! Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
23
3. Напишите вступление. 4. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли ; сформулируйте их. 5. Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено ; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили.
24
В каких изученных нами произведениях речь идёт о конфликте поколений ?
25
6. Подумайте, какие литературные тексты могли бы помочь вам быть убедительными в доказательствах. 7. Напишите заключение. 8. Изложите всё на бумаге и проверьте себя.
26
I. Вступление II. Основная часть ый тезис аргумент микровывод ой тезис аргумент Микровывод III. Заключение ( общий вывод )
27
аналитическоеисторическоебиографическое личностноецитатное
28
обобщение сказанного цитата риторический вопрос призыв к читателю
29