Подготовка к сочинению по сказкам а с пушкина конспект урока 5 класс

Обновлено: 11.01.2023

Для написания сочинений по сказкам Александра Сергеевича Пушкина можно использовать следующие планы.

1. По любимой сказке:

  1. А.С. Пушкин и его сказки — вступительное слово
  2. Какая сказка нравится больше всего
  3. Герои и основные события в этой сказке
  4. Чему учит эта сказка
  5. Почему она нравится больше всех остальных
  6. Какой вывод можно сделать из нее

2. По любимому персонажу:

  1. Сказки А.С. Пушкина — вступительное слово
  2. Какой персонаж и из какой сказки нравится больше всего
  3. Описание истории этого персонажа
  4. Почему этот персонаж нравится мне, какие его качества вызывают интерес
  5. Вывод: чему можно поучиться у этого персонажа

3. По всем сказкам:

  1. Пушкин и его сказки — вступительное слово
  2. Чем нравятся сказки, что в них особенного
  3. Роль ярких образов положительных и отрицательных героев (добро и зло)
  4. Волшебство и чудеса в сказках (на стороне добра)
  5. Как сказки обогащают нашу речь (использование эпитетов, метафор, устаревших слов)
  6. Чему учат сказки (добро, справедливость)
  7. Вывод о важности сказок
Как можно разделить любую сказку Пушкина Звукопись в сказках Пушкина План сочинения: моя любимая сказка Пушкина
Как можно разделить любую сказку Пушкина
План сочинения по сказкам Пушкина
Звукопись в сказках Пушкина

Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям.

1.Организационный момент.

3. Слово учителя:

“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.

— Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.

5. Слово учителя.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.

— А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.(слайд №3)

6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.

7. Слово учителя: (слайд №4)

— Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

9. Слово учителя.

11. Слово учителя. (слайд №7)

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слово учителя.

Молодцы! Многих героев сказок узнали.

— Понравился ли вам наш урок?

— Интересны пушкинские сказки?

-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: Класс: 5

Тема урока: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

Единица содержания: способ написания сочинения-рассуждения

Цель: научиться писать литературное сочинение-рассуждение по плану (познавательные УУД).

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Формулирование темы и целей урока.

Формулируют цель урока.

Информация о домашнем задании — 5 мин.

Задача: фиксация содержания домашнего задания

Методы: репродуктивный Форма работы: фронтальная

а) выбрать тему сочинения по творчеству А.С. Пушкина из предложенного списка (Приложение 1).

б) написать сочинение объемом не менее 100 слов в тетради по литературе.

2. Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Применение знаний — 35 мин.

Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.

Методы: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, групповая

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Фронтальная работа по составлению плана сочинения-рассуждения по литературной теме. (Приложение 2).

Групповая работа по составлению плана сочинения по одной из предложенных тем сочинения (Приложение 3) .

Взаимооценка работы групп по критериям.

Записывают план сочинения, обсуждают с учителем пункты плана, предлагают свои варианты пунктов плана будущего сочинения.

Работают в группах , осуществляют взаимооценку работы групп по критериям.

Итог на рефлексивной основе — 2 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся

Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.

1. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.

Приложение 1.

Приложение 2.

А.С. Пушкин использовал в своей сказке рассказы няни, Арины Родионовны Яковлевой, и предания, которые рассказывали ему знакомые и друзья.

2) Главная часть.

Богатыри в сказке А.С. Пушкина — честные и добрые люди, которым не свойственны зависть, ревность, злоба.

б) они очень добрые люди, потому что они пожалели и приняли душевно царевну, а еще они готовы к переменам, которые начались в их доме с ее приходом;

в) они все полюбили царевну, но не обиделись, когда она отказала им, а попросили прощения за свой вопрос; а еще им не знакома ревность, хотя они могли приревновать царевну друг к другу.

3) Заключение.

Автор создает образы настоящих сильных, добрых, справедливы и честных защитников земли русской.

Приложение 3.

Группа 1. Задание

Выберите тему сочинения из списка:

Напишите план сочинения по выбранной теме.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2) Главная часть

а) Тезис ______________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

б) Аргументы (доказательства):

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3) Заключение (вывод).

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.11.2020 4114
  • DOCX 61.5 кбайт
  • 347 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сагалаева Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Уроки развития речи по литературе — это уроки творчества, способствующие раскрытию детского таланта, вызывающие всегда интерес к составлению собственного высказывания, это первые шаги в написании сочинения на заданную тему.

Оценить 3744 0

Тема. Развитие речи. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение написанию домашнего сочинения.

— создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения; определять народную основу сказки и мастерство автора в использовании просторечных выражений.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, телевизор; раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный.

Теория литературы: рифма, способы рифмовки.

Основное содержание работы.

Организационный момент. Опрос по домашнему заданию.

— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?

— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?

II . Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи; солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки, содержащие данные предметы.

Постановка цели и задач урока.

IV . Работа над темой урока.

Беседа о поэтике пушкинской сказки.

Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт, спрос не грех…).

Образы каких героевпришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).

Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота Месяца?

Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?

Беседа.

Какой сказке посвящена репродукция картины?

Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?

Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).

В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны, косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь, лисичка).

Какое настроение создаёт картина?

Теория литературы.

— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются ударные и безударные слоги.

— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?

Работа с карточками.

Задания.

Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?

Найдите в тексте, если есть, рифму.

Как рифмуются строчки: через одну или парами?

Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?

Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы. Спишите текст стихотворными строчками.

Карточка № 1.

Карточка № 2.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Обучение написанию сочинения.

Беседа.

— Какие слова, понятия вам неясны?

— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка, волшебная сказка, сюжет). Что они значат?

2. Устное сочинение с опорой на образец.

Образец сочинения.

В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________ богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и _______ .

— Легко ли написать сочинение?

— Прозой или стихами мы будем писать?

— Чем стихи отличаются от прозы?

Домашнее задание.

Литературная сказка – автор, письменная форма, нет вариативности.

Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе.

Вложение Размер
Методическая разработка 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для учеников 5 класса.

Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края .

Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.

Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий

волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,

учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению

поисковых и проблемных заданий .

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

лес (дремучий) стрелы (острые)

море (синее) стрелы (калёные)

солнце (красное) сокол (ясный)

дуб ( могучий) ворон (чёрный)

Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?

  1. Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
  2. Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?

IY. Беседа о композиции сказки.

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостача.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.
  6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
  7. Появление противника.
  8. Борьба.
  9. Победа.
  10. Возвращение героя.
  11. Ложный герой.
  12. Трудные испытания.
  13. Узнавание героев.
  14. Узнавание ложного героя. Наказание его.
  15. Счастливый конец.

Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.

Y. Составление сказки. Коллективная работа.

Присказка . Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё

Читайте также:

      

  • План конспект разведка целей наблюдением
  •   

  • Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
  •   

  • Конспект занятия новикова иванцова
  •   

  • Конспект урока 9 класс биболетова
  •   

  • Прямоугольник конспект 1 класс

5 кл литература

Тема: Написание сочинения «Мои любимые сказки А. С. Пушкина».

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

Развивающие:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Вступление. Видеосъёмка портрета А.С. Пушкина (Презентация №1, слайд№1), детских рисунков на фоне мелодии М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (Сады Черномора).

3. Слово учителя:

“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.

— Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.

4. Чтение учеником стихотворения «У лукоморья»

5. Слово учителя.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.

— А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.(слайд №3)

6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.

7. Слово учителя: (слайд №4)

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку: «Что за прелесть эти сказки!». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 

— Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне».

8. Ученик читает стихотворение «Няне»

9. Слово учителя.

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. (слайд №6)

10.Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

11. Слово учителя. (слайд №7)

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

12.Написание сочинения «Моя любимая сказка А.С.Пушкина.»

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слово учителя.

Молодцы! Многих героев сказок узнали.

— Понравился ли вам наш урок?

— Интересны пушкинские сказки?

— Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

5 класс

Уроки развития речи

Тема: Силы добра и зла в сказках

Подготовка к сочинению на основе сопоставления сказок

А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Разумеется, что на одном уроке невозможно провести сопоставительный анализ двух больших по объёму произведений. Поэтому на подготовку к сочинению целесообразно отвести 2 урока, учитывая тот факт, что сочинение – это новый для пятиклассников вид работы, вызывающий некоторые страхи и трудности. Однако определённый опыт по сопоставлению сказок школьники уже получили, сравнивая сказки братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина.

После изучения сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена можно сопоставить сказки и собрать материал к сочинению.

Цель уроков: провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументированно раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсеном в сказке «Снежная королева», сопоставляя сюжеты, героев, идеи произведений.

Оборудование:

тексты сказок А. С. Пушкина и Х. К. Андерсена;

иллюстрации к сказкам;

план – тезисы на партах.

Ход уроков:

Организационный момент.

Сообщается тема и задачи уроков:

на первом уроке предстоит сопоставить изученные сказки,

на втором написать сочинение по плану в черновом варианте, используя тезисы и материалы к сочинению.

Сопоставление сказок по плану.

Написание сочинения (черновик).

Домашнее задание: написать сочинение.

Силы добра и зла в сказках

Сравнение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Материалы к сочинению

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

План

Ӏ. Авторы и их сказки.

ӀӀ. Добро и зло в сказках.

1. Добро:

а) Герда и царевна;

б) помощники добрых героев (животные, люди, природа).

2. Зло:

а) образ зеркала;

б) Снежная королева и царица.

3. Общие идеи сказок.

ӀӀӀ. Уроки сказок. А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Ӏ. Авторы и их сказки

Ханс Кристиан Андерсен: самый известный сказочник во всём мире; мудрый сказочник; родился в Дании; пятьдесят лет писал сказки для детей и взрослых; автор ста семидесяти сказок.

«Снежная королева» — одна из самых поэтичных и красивых сказок.

Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт; необыкновенный интерес к народному творчеству; «Солнце русской поэзии»; создал пять сказок.

На первый взгляд сказки не похожи, но их идеи невероятно близки!

ӀӀ. Добро и зло в сказках

1. Добро:

а) Герда и царевна.

Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная.

Действия Герды.

Действия царевны.

б) Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся помощниками…

Люди.

Природа.

2. Зло:

а) зеркало тролля; зеркало разума в чертогах Снежной королевы; зеркало царицы; финал – почему?

б) ледяной разум, замёрзшая красота, окружают символы смерти, владения не доступны солнечным лучам («холодно, пустынно, мёртво…»); прекрасная, но безжизненная;

царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется;

в) старушка из цветника; старуха – разбойница; цветы;

эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность.

3. Общие идеи сказок.

Противостояния:

добро – зло;

лето – зима;

жизнь – смерть;

любовь – равнодушие;

щедрость – жадность;

доброта – чёрствость;

память – забвение.

Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах.

Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина и Андерсена?

Бескорыстная, горячая любовь.

ӀӀӀ. Уроки сказок.

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

А чему научили вас сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, и считаете ли вы себя добрыми?

А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/119854-sily-dobra-i-zla-v-skazkah-podgotovka-k-sochi

автор: Есина Лариса Анатольевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 64 г. Краснодара

Урок развития речи в 5 классе “Подготовка к домашнему сочинению на тему “Идеал женской красоты на примере Царицы и царевны – героинь “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина”

Силы добра и зла в сказках.

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С. Пушкина 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Конспект урока

Есина Лариса Анатольевна, 

Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 64 г. Краснодара 

5 класс

Урок развития речи

Тема: Силы добра и зла в сказках. Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1 слайд)

Цель урока: провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументированно раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке. (2 слацд) 

Оборудование: текст сказок А. С. Пушкина;

иллюстрации к сказке;

план – тезисы на партах.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщается тема и задачи урока:

Ученикам предложено  сопоставить главных героинь  сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». (3 слайд)

Для этого ребята сначала зачитывают цитаты, характеризующие Царицу (4 слайд) и Царевны (5 слайд), анализируют прочитанное.

Составление развернутого плана сочинения на уроке:

Сравнение мачехи и царевны. 

Ребята находят, что именно в сказке противопоставлено друг другу:

Противостояния:

добро – зло;

жизнь – смерть;

любовь – равнодушие;

щедрость – жадность;

доброта – чёрствость;

память – забвение.

Силы добра и зла в сказке в образах главных героинь сказки. (6 слайд)

Совместное с учениками составление развернутого плана сочинения:

(Ученики записывают пункты плана и основную мысль каждого  пункта, которую необходимо раскрыть и подтвердить свою мысль цитатой из текста) (7 слайд)

План сочинения:

 (Учитель записывает его на доске, предварительно обсуждая с учениками каждый пункт )

Ӏ. Введение

 Пушкин – большой поклонник женской красоты.

Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт; необыкновенный интерес к народному творчеству; «Солнце русской поэзии»; создал пять сказок. (8 слайд)

ӀӀ. Основная часть: Добро и зло в сказке.

а) Холодная красота мачехи.

Красота как мотивация к  злым поступкам: эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность. царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется.

б) Красота внешняя смертна: мачеха умирает, не в силах пережить внешнего превосходства своей соперницы-царевны. (9 слайд)

а) Красота души царевны

 Добрые поступки – признак красоты души:

Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная. Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся ее помощниками…

б) Красота души вечна:

Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах. Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина? Бескорыстная, горячая любовь. (10 слайд)

  1. Вывод: Формула настоящей женской красоты по Пушкину:

Только та женщина по-настоящему красива, которая и внешне привлекательна, и добра душой. (11 слайд)

Беседа с учениками на тему «Чему вас научила сказка А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». 

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

А чему научили вас сказка  А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?

А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему? (12 слайд)

Домашнее задание: сочинение на тему «Идеал истинной женской красоты на примере царевны и мачехи, героинь сказки А.С.Пушкина  «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» (13 слайд)

Слайд 1

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 5 класс Урок развития речи Есина Лариса Анатольевна, Учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №64 г. Краснодара

Слайд 2

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке Цель урока:

Слайд 3

Сопоставьте главных героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Найдите цитаты, характеризующие царевну и мачеху, проанализируйте прочитанное. Какое впечатление произвели на вас образы главных героинь сказки?

Слайд 4

Царица: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной?

Слайд 5

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна: Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.

Слайд 6

Сравнение мачехи и царевны. Найдите, что именно в сказке противопоставлено друг другу? Противостояния: добро – зло жизнь – смерть любовь – равнодушие щедрость – жадность доброта – чёрствость память – забвение Силы добра и зла в сказке в образах главных героинь сказки.

Слайд 7

Составьте развернутый план сочинения; Запишите пункты плана и основную мысль каждого пункта, которую необходимо раскрыть и подтвердить свою мысль цитатой из текста. План сочинения: Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты». Основная часть: «Добро и зло в сказке» Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину»

Слайд 8

Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты» Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт с детства проявлял необыкновенный интерес к народному творчеству. Он создал пять сказок Его неслучайно называют «Солнцем русской поэзии».

Слайд 9

Основная часть: «Добро и зло в сказке» Холодная красота Царицы. а) Красота как мотивация к злым поступкам: эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность. царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется. б) Красота внешняя смертна: мачеха умирает, не в силах пережить внешнего превосходства своей соперницы-царевны.

Слайд 10

Красота души Царевны а) Добрые поступки – признак красоты души: Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная. Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся ее помощниками… б) Красота души вечна: Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах. Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина? Бескорыстная, горячая любовь. Основная часть: «Добро и зло в сказке»

Слайд 11

Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину» Только та женщина по-настоящему красива, которая и внешне привлекательна, и добра душой.

Слайд 12

Беседа с учениками на тему « Чему вас научила сказка А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим… А чему научили вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми? Какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Слайд 13

сочинение на тему: «Идеал истинной женской красоты на примере образов царевны и мачехи, героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Домашнее задание:

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Содержание

  • 1.

    Урок развития речи в 5 классе по теме Подготовка к творческой работе по сказке А.А. Пушкина Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

  • 2.

    Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.

  • 3.

    Всегда ли добро побеждает зло? Тема:Дать развернутый ответ на вопрос:

  • 4.

    Рассуждение по сказке

  • 5.

    ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное,

  • 6.

    Герои сказкиПоложительные Молодая царевна Семь богатырей Собачка Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер

  • 7.

    Отрицательные Царица – мачехаЧернавка

  • 8.

    КрасиваяУмнаяСамолюбиваяУпрямаяКапризнаяКокетливаяГрубаяИзлишне гордаяЗавистливаяВспыльчиваяЗлаяЖестокаяЗлопамятнаяЗаносчиваяМстительнаяХитраяЦарица:

  • 9.

    Царевна:КрасиваяКроткаяДобраяДоверчиваяУмнаяБеззащитнаяНезлопамятнаяТихая, вежливаяАккуратнаяХозяйственнаяТрудолюбиваяСкромнаяПриветливаяЗастенчиваяТактичнаяВернаяЛасковая

  • 10.

    Слайд 10

  • 11.

    План.1. Что такое добро? 2. Кто в

  • 12.

    Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок.. А.С. Пушкин

  • 13.

    Желаю успехов в работе

Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.

Слайд 1

Урок развития речи
«Добро и зло в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой

царевне
и о семи богатырях»

Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.

Урок развития речи«Добро и зло в сказке А.С. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи


Слайд 2Двадцать первое ноября
Подготовка к творческой работе.

Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.


Слайд 3Всегда ли добро побеждает зло?
Тема:
Дать развернутый ответ на вопрос:

Всегда ли добро побеждает зло? Тема:Дать развернутый ответ на вопрос:


Слайд 4 Рассуждение
по сказке А.С. Пушкина
«Сказка о

мертвой царевне
и о семи богатырях»

Рассуждение по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 5ДОБРО и ЗЛО
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Добро

– нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)

Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)

ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное, хорошее, полезное.(Словарь С.И. Ожегова)Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый


Слайд 6Герои сказки
Положительные
Молодая царевна
Семь богатырей
Собачка
Королевич Елисей
Силы природы:

солнце, месяц, ветер

Герои сказкиПоложительные Молодая царевна Семь богатырей Собачка Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер


Слайд 7Отрицательные
Царица – мачеха
Чернавка

Отрицательные Царица – мачехаЧернавка


Слайд 8Красивая
Умная
Самолюбивая
Упрямая
Капризная
Кокетливая
Грубая
Излишне гордая
Завистливая
Вспыльчивая
Злая
Жестокая
Злопамятная
Заносчивая
Мстительная
Хитрая
Царица:

КрасиваяУмнаяСамолюбиваяУпрямаяКапризнаяКокетливаяГрубаяИзлишне гордаяЗавистливаяВспыльчиваяЗлаяЖестокаяЗлопамятнаяЗаносчиваяМстительнаяХитраяЦарица:


Слайд 9Царевна:
Красивая
Кроткая
Добрая
Доверчивая
Умная
Беззащитная
Незлопамятная
Тихая, вежливая
Аккуратная
Хозяйственная
Трудолюбивая
Скромная
Приветливая
Застенчивая
Тактичная
Верная
Ласковая

Царевна:КрасиваяКроткаяДобраяДоверчиваяУмнаяБеззащитнаяНезлопамятнаяТихая, вежливаяАккуратнаяХозяйственнаяТрудолюбиваяСкромнаяПриветливаяЗастенчиваяТактичнаяВернаяЛасковая


Слайд 11
План.
1. Что такое добро?
2. Кто в сказке делает добрые дела?
1)
2)
3.

Я считаю, что добро
побеждает зло.

План.1. Что такое добро? 2. Кто в сказке делает добрые дела?1)2)3. Я считаю, что добро


Слайд 12Сказка ложь,
да в ней намек; добрым
молодцам
урок..

А.С. Пушкин

Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок..     А.С. Пушкин


  • Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов бежин луг 6 класс
  • Подготовка к сочинению по роману отцы и дети 10 класс конспект урока
  • Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану фонвизин является создателем общественной
  • Подготовьте рассказы о действующих лицах романа пугачеве швабрине гриневе маше савельиче кратко
  • Подготовьте рассказы о действующих лицах романа пугачеве швабрине гриневе маше савельиче 8 класс