Подготовка к сочинению по сказкам пушкина 5 класс урок презентация

Слайд 1

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 5 класс Урок развития речи Есина Лариса Анатольевна, Учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №64 г. Краснодара

Слайд 2

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке Цель урока:

Слайд 3

Сопоставьте главных героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Найдите цитаты, характеризующие царевну и мачеху, проанализируйте прочитанное. Какое впечатление произвели на вас образы главных героинь сказки?

Слайд 4

Царица: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной?

Слайд 5

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна: Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.

Слайд 6

Сравнение мачехи и царевны. Найдите, что именно в сказке противопоставлено друг другу? Противостояния: добро – зло жизнь – смерть любовь – равнодушие щедрость – жадность доброта – чёрствость память – забвение Силы добра и зла в сказке в образах главных героинь сказки.

Слайд 7

Составьте развернутый план сочинения; Запишите пункты плана и основную мысль каждого пункта, которую необходимо раскрыть и подтвердить свою мысль цитатой из текста. План сочинения: Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты». Основная часть: «Добро и зло в сказке» Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину»

Слайд 8

Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты» Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт с детства проявлял необыкновенный интерес к народному творчеству. Он создал пять сказок Его неслучайно называют «Солнцем русской поэзии».

Слайд 9

Основная часть: «Добро и зло в сказке» Холодная красота Царицы. а) Красота как мотивация к злым поступкам: эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность. царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется. б) Красота внешняя смертна: мачеха умирает, не в силах пережить внешнего превосходства своей соперницы-царевны.

Слайд 10

Красота души Царевны а) Добрые поступки – признак красоты души: Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная. Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся ее помощниками… б) Красота души вечна: Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах. Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина? Бескорыстная, горячая любовь. Основная часть: «Добро и зло в сказке»

Слайд 11

Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину» Только та женщина по-настоящему красива, которая и внешне привлекательна, и добра душой.

Слайд 12

Беседа с учениками на тему « Чему вас научила сказка А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим… А чему научили вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми? Какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Слайд 13

сочинение на тему: «Идеал истинной женской красоты на примере образов царевны и мачехи, героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Домашнее задание:


1


Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс


2


— Сегодня у нас необычный урок, мы учимся описывать картину. – Как вы думаете, к какой хорошо известной вам сказке может служить иллюстрацией эта репродукция? – А кто-то помнит её полное название? – В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна- Лебедь». Почему? – Именно эту картину мы и будем сегодня описывать. А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой


3


Вспомним описание Царевны-Лебеди в сказке А.С. Пушкина Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Неженат лишь я хожу». А кого же на примете Ты имеешь? «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Только, полно, правда ль это?»


4


Князь пред нею стал божиться, Что пора ему жениться, Что об этом обо всем Передумал он путем; Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель. Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: «Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта я». Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.


5



6



7



8



9



10



11


Михаил Александрович Врубель Царевна-Лебедь, 1900


12


«Царевна-Лебедь» картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны- Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.


13


Надежда Ивановна Забела – Врубель 1896 год


14



15


М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы- царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки».


16



17


Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.


18



19


Работа над планом 1 часть: Рассказать о воплощении сказочного образа Царевны-Лебеди в разных видах искусства (литературе, музыке, живописи) Об истории создания картины Врубеля


20


Работа над планом 2 часть Настроение, которое передаёт картина Фон, на котором изображена героиня Описание Царевны: Что в первую очередь привлекает в ней В какой позе предстаёт героиня Как она одета


21


Работа над планом 3 часть «Когда я рассматриваю картину Врубеля, то чувствую…» «Глядя на эту замечательную картину, я понимаю, что…» «Картина талантливого русского художника М. А. Врубеля вызывает у меня чувство…


22


Словарная работа Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе). Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью. Необходимость использования синонимов: О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. О процессе создания картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в). О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника.

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Содержание

  • 1.

    Урок развития речи в 5 классе по теме Подготовка к творческой работе по сказке А.А. Пушкина Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

  • 2.

    Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.

  • 3.

    Всегда ли добро побеждает зло? Тема:Дать развернутый ответ на вопрос:

  • 4.

    Рассуждение по сказке

  • 5.

    ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное,

  • 6.

    Герои сказкиПоложительные Молодая царевна Семь богатырей Собачка Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер

  • 7.

    Отрицательные Царица – мачехаЧернавка

  • 8.

    КрасиваяУмнаяСамолюбиваяУпрямаяКапризнаяКокетливаяГрубаяИзлишне гордаяЗавистливаяВспыльчиваяЗлаяЖестокаяЗлопамятнаяЗаносчиваяМстительнаяХитраяЦарица:

  • 9.

    Царевна:КрасиваяКроткаяДобраяДоверчиваяУмнаяБеззащитнаяНезлопамятнаяТихая, вежливаяАккуратнаяХозяйственнаяТрудолюбиваяСкромнаяПриветливаяЗастенчиваяТактичнаяВернаяЛасковая

  • 10.

    Слайд 10

  • 11.

    План.1. Что такое добро? 2. Кто в

  • 12.

    Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок.. А.С. Пушкин

  • 13.

    Желаю успехов в работе

Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.

Слайд 1

Урок развития речи
«Добро и зло в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой

царевне
и о семи богатырях»

Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.

Урок развития речи«Добро и зло в сказке А.С. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи


Слайд 2Двадцать первое ноября
Подготовка к творческой работе.

Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.


Слайд 3Всегда ли добро побеждает зло?
Тема:
Дать развернутый ответ на вопрос:

Всегда ли добро побеждает зло? Тема:Дать развернутый ответ на вопрос:


Слайд 4 Рассуждение
по сказке А.С. Пушкина
«Сказка о

мертвой царевне
и о семи богатырях»

Рассуждение по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 5ДОБРО и ЗЛО
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Добро

– нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)

Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)

ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное, хорошее, полезное.(Словарь С.И. Ожегова)Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый


Слайд 6Герои сказки
Положительные
Молодая царевна
Семь богатырей
Собачка
Королевич Елисей
Силы природы:

солнце, месяц, ветер

Герои сказкиПоложительные Молодая царевна Семь богатырей Собачка Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер


Слайд 7Отрицательные
Царица – мачеха
Чернавка

Отрицательные Царица – мачехаЧернавка


Слайд 8Красивая
Умная
Самолюбивая
Упрямая
Капризная
Кокетливая
Грубая
Излишне гордая
Завистливая
Вспыльчивая
Злая
Жестокая
Злопамятная
Заносчивая
Мстительная
Хитрая
Царица:

КрасиваяУмнаяСамолюбиваяУпрямаяКапризнаяКокетливаяГрубаяИзлишне гордаяЗавистливаяВспыльчиваяЗлаяЖестокаяЗлопамятнаяЗаносчиваяМстительнаяХитраяЦарица:


Слайд 9Царевна:
Красивая
Кроткая
Добрая
Доверчивая
Умная
Беззащитная
Незлопамятная
Тихая, вежливая
Аккуратная
Хозяйственная
Трудолюбивая
Скромная
Приветливая
Застенчивая
Тактичная
Верная
Ласковая

Царевна:КрасиваяКроткаяДобраяДоверчиваяУмнаяБеззащитнаяНезлопамятнаяТихая, вежливаяАккуратнаяХозяйственнаяТрудолюбиваяСкромнаяПриветливаяЗастенчиваяТактичнаяВернаяЛасковая


Слайд 11
План.
1. Что такое добро?
2. Кто в сказке делает добрые дела?
1)
2)
3.

Я считаю, что добро
побеждает зло.

План.1. Что такое добро? 2. Кто в сказке делает добрые дела?1)2)3. Я считаю, что добро


Слайд 12Сказка ложь,
да в ней намек; добрым
молодцам
урок..

А.С. Пушкин

Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок..     А.С. Пушкин


  • Подготовка к сочинению по роману тургенева отцы и дети 10 класс
  • Подготовка к сочинению по роману капитанская дочка 8 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский почему дубровский стал разбойником
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс фгос с ответами
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс по плану по литературе