Слайд 1
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 5 класс Урок развития речи Есина Лариса Анатольевна, Учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №64 г. Краснодара
Слайд 2
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке Цель урока:
Слайд 3
Сопоставьте главных героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Найдите цитаты, характеризующие царевну и мачеху, проанализируйте прочитанное. Какое впечатление произвели на вас образы главных героинь сказки?
Слайд 4
Царица: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, 346 Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной? Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Черт ли сладит с бабой гневной?
Слайд 5
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. Царевна: Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.
Слайд 6
Сравнение мачехи и царевны. Найдите, что именно в сказке противопоставлено друг другу? Противостояния: добро – зло жизнь – смерть любовь – равнодушие щедрость – жадность доброта – чёрствость память – забвение Силы добра и зла в сказке в образах главных героинь сказки.
Слайд 7
Составьте развернутый план сочинения; Запишите пункты плана и основную мысль каждого пункта, которую необходимо раскрыть и подтвердить свою мысль цитатой из текста. План сочинения: Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты». Основная часть: «Добро и зло в сказке» Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину»
Слайд 8
Введение: «Пушкин – большой поклонник женской красоты» Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт с детства проявлял необыкновенный интерес к народному творчеству. Он создал пять сказок Его неслучайно называют «Солнцем русской поэзии».
Слайд 9
Основная часть: «Добро и зло в сказке» Холодная красота Царицы. а) Красота как мотивация к злым поступкам: эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность. царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется. б) Красота внешняя смертна: мачеха умирает, не в силах пережить внешнего превосходства своей соперницы-царевны.
Слайд 10
Красота души Царевны а) Добрые поступки – признак красоты души: Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная. Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся ее помощниками… б) Красота души вечна: Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах. Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина? Бескорыстная, горячая любовь. Основная часть: «Добро и зло в сказке»
Слайд 11
Вывод: «Формула настоящей женской красоты по Пушкину» Только та женщина по-настоящему красива, которая и внешне привлекательна, и добра душой.
Слайд 12
Беседа с учениками на тему « Чему вас научила сказка А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим… А чему научили вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми? Какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?
Слайд 13
сочинение на тему: «Идеал истинной женской красоты на примере образов царевны и мачехи, героинь сказки А.С.Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Домашнее задание:
1
Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс
2
— Сегодня у нас необычный урок, мы учимся описывать картину. – Как вы думаете, к какой хорошо известной вам сказке может служить иллюстрацией эта репродукция? – А кто-то помнит её полное название? – В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна- Лебедь». Почему? – Именно эту картину мы и будем сегодня описывать. А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой
3
Вспомним описание Царевны-Лебеди в сказке А.С. Пушкина Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Неженат лишь я хожу». А кого же на примете Ты имеешь? «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Только, полно, правда ль это?»
4
Князь пред нею стал божиться, Что пора ему жениться, Что об этом обо всем Передумал он путем; Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель. Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: «Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта я». Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
5
6
7
8
9
10
11
Михаил Александрович Врубель Царевна-Лебедь, 1900
12
«Царевна-Лебедь» картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны- Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
13
Надежда Ивановна Забела – Врубель 1896 год
14
15
М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы- царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки».
16
17
Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.
18
19
Работа над планом 1 часть: Рассказать о воплощении сказочного образа Царевны-Лебеди в разных видах искусства (литературе, музыке, живописи) Об истории создания картины Врубеля
20
Работа над планом 2 часть Настроение, которое передаёт картина Фон, на котором изображена героиня Описание Царевны: Что в первую очередь привлекает в ней В какой позе предстаёт героиня Как она одета
21
Работа над планом 3 часть «Когда я рассматриваю картину Врубеля, то чувствую…» «Глядя на эту замечательную картину, я понимаю, что…» «Картина талантливого русского художника М. А. Врубеля вызывает у меня чувство…
22
Словарная работа Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе). Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью. Необходимость использования синонимов: О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. О процессе создания картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в). О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Урок развития речи в 5 классе по теме Подготовка к творческой работе по сказке А.А. Пушкина Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. -
2.
Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе. -
3.
Всегда ли добро побеждает зло? Тема:Дать развернутый ответ на вопрос: -
4.
Рассуждение по сказке -
5.
ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное, -
6.
Герои сказкиПоложительные Молодая царевна Семь богатырей Собачка Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер -
7.
Отрицательные Царица – мачехаЧернавка -
8.
КрасиваяУмнаяСамолюбиваяУпрямаяКапризнаяКокетливаяГрубаяИзлишне гордаяЗавистливаяВспыльчиваяЗлаяЖестокаяЗлопамятнаяЗаносчиваяМстительнаяХитраяЦарица: -
9.
Царевна:КрасиваяКроткаяДобраяДоверчиваяУмнаяБеззащитнаяНезлопамятнаяТихая, вежливаяАккуратнаяХозяйственнаяТрудолюбиваяСкромнаяПриветливаяЗастенчиваяТактичнаяВернаяЛасковая -
10.
Слайд 10 -
11.
План.1. Что такое добро? 2. Кто в -
12.
Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок.. А.С. Пушкин -
13.
Желаю успехов в работе
Двадцать первое ноябряПодготовка к творческой работе.
Слайд 1
Урок развития речи
«Добро и зло в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой
царевне
и о семи богатырях»
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Слайд 2Двадцать первое ноября
Подготовка к творческой работе.
Слайд 3Всегда ли добро побеждает зло?
Тема:
Дать развернутый ответ на вопрос:
Слайд 4 Рассуждение
по сказке А.С. Пушкина
«Сказка о
мертвой царевне
и о семи богатырях»
Слайд 5ДОБРО и ЗЛО
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Добро
– нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Слайд 6Герои сказки
Положительные
Молодая царевна
Семь богатырей
Собачка
Королевич Елисей
Силы природы:
солнце, месяц, ветер
Слайд 7Отрицательные
Царица – мачеха
Чернавка
Слайд 8Красивая
Умная
Самолюбивая
Упрямая
Капризная
Кокетливая
Грубая
Излишне гордая
Завистливая
Вспыльчивая
Злая
Жестокая
Злопамятная
Заносчивая
Мстительная
Хитрая
Царица:
Слайд 9Царевна:
Красивая
Кроткая
Добрая
Доверчивая
Умная
Беззащитная
Незлопамятная
Тихая, вежливая
Аккуратная
Хозяйственная
Трудолюбивая
Скромная
Приветливая
Застенчивая
Тактичная
Верная
Ласковая
Слайд 11
План.
1. Что такое добро?
2. Кто в сказке делает добрые дела?
1)
2)
3.
Я считаю, что добро
побеждает зло.
Слайд 12Сказка ложь,
да в ней намек; добрым
молодцам
урок..
А.С. Пушкин