Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по «Слову о полку Игореве»
9 класс
Цели:
- обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
- повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана;
- научить умению выделять главное, значащее; научить делать самостоятельные выводы, обобщать, определять позицию автора в сочинении;
- научить ребят правильно структурировать материал4
- способствовать развитию навыков логического мышления;
- способствовать овладению навыками анализа;
- способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;
- способствовать развитию у учащихся чувство понимания образности языка литературы и художественной выразительности;
- воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
- знание изученного текста, осознанное понимание текст;
Личностные
- актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.
- освоение общекультурного наследия России.
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные
- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
Познавательные
- самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться
Межпредметные связи: русский язык, история
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: рабочая тетрадь, текст произведения, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На доске слова Б.Рыбакова:
“Автор “Слова о полку Игореве” — это Пушкин ХII столетия” Слайд
Класс рассуждает о том, почему Б. Рыбаков так сказал , потому что А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые … лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей.
Учитель: Мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: — Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»? (Ответы обучающихся)
2)Но «Слово» — это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи. А чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему?
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси?
— Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу.
1)В чем главное значение поэмы?
— В ее идее: единение славян перед нашествием врага.
2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, — она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:
· ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!
· БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!
· ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,
· НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,
· А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ
· ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.
IV/ Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.
Учитель: — Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)
Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему Рассмотрим памятки-брошюры.
Что такое сочинение вообще? Памятки у каждого ученика
Сочинение — то, что сочинено, художественное, научное произведение.
Например: собрание сочинений, музыкальное сочинение, домашнее сочинение.
Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять – «Создавать какое-либо музыкальное или литературное произведение» (Ожегов).
Сочинять — «Творить умственно, силою духа и воображения».(Даль).
Сочинение – со-чин-ять (почин, чин). Чин – порядок, положение.
Сочинять — значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять — значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос.
Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста).
Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).
Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов).
Проблема – сложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования
— осознание писателем противоречий, вопросов жизни.
Идея – результат познания. Смысл.
Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.
V. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа
1) беседа с обучающимися по вопросам:
Прием «Дневник памяти».
- Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!
Можно предложить следующий прием:
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
2) Начнем с определения ключевых слов сочинения
Необходимо проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
ТЕМА «Какие нравственные и гражданские уроки даёт нам произведение «Слово о полку Игореве»?». Вслух учащиеся, потом слайды презентации.
Нравственность
1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д.
Нравственное воспитание.
| Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок.
2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо.
Общество в целом должно быть нравственным.
3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали.
Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. |Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.
Большой толковый словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и; ж. 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2.Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.
Уроки
УРО́К, -а, муж.
1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.
2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.
3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.
4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.
5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.). Выполнить дневной урок
НРАВОУЧЕ́НИЕ
Средний род
- Поучение, внушение нравственных правил.
Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова:
НРАВОУЧЕНИЕ
нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине… в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2. Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.
Вывод:
Нравственные уроки это система поведения, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.
Примерный план
План сочинений «Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря»
1 Вступление.. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
А) история создания произведения, цель написания;
Б) летописная основа «Слова…»
2) Основная идея «Слова о полку Игореве» — призыв к объединению русских князей.
- Предпосылки похода.
- Исход боя. Отношение автора к князю Игорю.
3) Актуальность произведения в русской литературе, значение похода в русской истории, в современности
Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?
Варианты вступлений: обратимся к Памятке
То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.
4) Работа c текстом и опорными записями по любому приему
- О чём ещё автор хочет поведать читателю?
О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого непререкаемым авторитетом человека.
Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные и гражданские уроки. Но какие именно?
Класс работает по одному из приемов.
Нравственные проблемы в «Слове». Прием «Дневник памяти».
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
- Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?
- Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?
Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство. Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. «Золотое слово» Святослава непосредственно подтверждает данную мысль. Вы ж решили бить наудалую: «Нашу славу силой мы возьмем, А за ней поделим и былую». Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед других, более удачливых князей.
● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).
Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории
Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей. Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.
Для подлинного художника объективность, верность исторической правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.
- Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно. Почему?
Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как «Тот Боян, исполнен дивных сил…Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед…»
- «О Русская земля! Уже за холмом ты!» Почему эти строки повторяются в произведении? Какова оль рефрена?
Прекрасный пример нравственного подвига заключён в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.
Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма.
Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа.
Ярким примером является судьбоносный «Плач Ярославны», в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. «Что ты, Ветер, злобно повеваешь», «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!» Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их.
Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве
Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря («О! Рыдать Русской земле») и его радости после возвращения князя из плена («Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле… Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь»8). можно обратиться к кластеру.
- Почему родная земля готова простить Игоря? Почему Игорь прощён автором и народом?
Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси. Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.
- С какой целью автор обращает внимание на образ Ярославны? Кто она?
Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. «А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна9 и Жля10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге… И зарыдал… Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской… Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”»11.
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.
- Какие можно сделать выводы в заключение?
- Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных проблемах в «Слове о полку Игореве»?
Подведем вывод, посмотрим, что набросали в дневнике
Таким образом, «Слово…» дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря.
4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:
— Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.
“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, — произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”
V/ Рефлексия
- Достигнута ли наша цель? Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить свои мысли в черновиках.
- Есть ли вопросы по структуре и особенностям написания творческой работы?
Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” — это Пушкин ХII столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые … лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) .
Заключительный этап рефлексии
- Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Слайд 1Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
Одно художественное произведение — для
двух направлений сразу.
(Направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»)
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над
эстетическими,
экологическими,
социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Слайд 2Вспомним композицию произведения.
Тема Родины, образа русской земли ,её природы:
Предзнаменование. Солнечное затмение.
Лирическое
отступление о степи, предшествующее побегу Игоря.
Слайд 3Обдумываем объём сочинения. Какие события «Слова…» и картины войдут в план
основной части?
1. Мысль о единении Руси («золотое слово» Святослава).
2. Природа земли русской.
3. Образ Ярославны.
Какова идея будущего сочинения?
Любовь к Родине вдохновила неизвестного автора к написанию «Слова…»
Слайд 4Пишем тезис основной части.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью
веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение.
Слайд 5Пишем первый аргумент.
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой.
Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Слайд 6Переходим ко второму аргументу:
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче
Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
Слайд 7Природа связана с человеком.
При этом русская природа не выключена из событий
истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Слайд 8Третий аргумент.
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и
волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» — образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Слайд 9Обдумываем историческое вступление.
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в.
Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Слайд 10Заключение-ответ на вступление.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств
по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение
Слайд 11Спасибо за внимание!
Презентацию приготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №
13
Г.Южно-САхалинска
Гелевская Алла
Ивановна
Тема урока: Композиция сочинения на литературную тему ( на примере «Слова о полку
Игореве»)
Цели:
способствовать развитию навыков логического мышления: умение выделять главное, целое
расчленять на части, определять основную мысль каждой части;
организовать деятельность учащихся по написанию сочинения на литературную тему;
формировать речевую культуру учащихся; воспитывать патриотические чувства школьников.
1. Сообщение учителем об особенностях сочинения на литературную тему( основа
работы над таким сочинением отношение читателя к произведению, его анализ и
оценка; «произведение и читатель» формула сочинения на литературную тему)
2. Отработка основных понятий:
тема,идея ( взгляд автора сочинения на произведение и проблему, которую
предстоит решать);
план сочинения;
отбор текстового материала;
правила цитирования.
3. Работа над сочинением «Образы защитников Родины в «Слове о полку Игореве»
Материалы для беседы
1)Как вы понимаете тему сочинения? ( Раскрыть образы защитников Родины)
2)Кто эти защитники?
3)«Русские сыны великие поля красными щитами перегородили, ища себе чести, а князю
славы». О чём говорят эти строки?
4)Кого из князей выделить? ( Своими заслугами перед Русью выделялся князь Святослав)
5)Какие основные черты характера можно отметить у Святослава, князейбратьев, какую роль
играла в боях дружина?
6) Что нам необходимо отметить во вступлении, прежде чем приступить к изложению
основной части? ( Нужно выделить 2 важных вопроса: борьба с внешними врагами и
междоусобица внутри страны)
7) Раскрыв тему о защитниках родной земли, об их доблести и мужестве в борьбе с
опасными врагами, мы подходим к заключительной части сочинения. О чём будет вывод?
( Образы защитников родной земли имели огромное значение как в XII веке, так и в наше
время. Образы борцов за Родину учат нас любви к ней, воспитывают чувство
патриотизма. Не случайно образ Родины, русской земли является центральным
образом «Слова…»)
Работа над составлением плана сочинения
I. Основные черты эпохи, в которую создавалось «Слово…»
II. Образы защитников Родины в «Слове о полку Игореве»
1. Образ князя Святослава:
а) военная мощь и победы над половцами;
б) забота об общерусских интересах;
в) призыв к объединению князей.
2. Князьябратья Игорь и Всеволод:
а) мужество и храбрость;
б) горячая любовь к Родине;
в) взаимопомощь и дружба между братьями; г) буйтур Всеволод в бою;
д) отрицательная черта братьев стремление к личной славе.
3. Княжеская дружина:
а) её боевые качества;
б) доблесть в сражении .
III. Идейнохудожественное значение образов «Слова…» в период его создания и в наше
время.
Слово о полку Игореве
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Слово о полку Игореве» — один из древнейших памятников русской книжности, образец русского эпоса (это что?), в котором соединяются черты воинской повести и притчи (это как?).
Ни одно другое произведение отечественной литературы не вызывает столько споров, сколько эта уникальная поэма.
Для успешного написания сочинения по «Слову о полку Игореве» в 9 классе, недостаточно простого знакомства с кратким содержанием «Слова о полку Игореве».
Необходимо внимательно прочитать текст в любом из существующих переводов (например, «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачёва или Р.Якобсона), познакомиться с историей изучения документа и разными взглядами на вопрос его происхождения.
План сочинения: «Слово о полку Игореве»
Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:
- История происхождения памятника, проблема его подлинности.
- Жанр «Слова о полку Игореве».
- Образ автора в «Слове о полку Игореве».
- Поход князя Игоря в половецкую степь.
- Гибель войска и пленение князей русских.
- Плач Ярославны.
- Главные герои «Слова о полку Игореве».
- Образ природы.
- Идейный смысл произведения.
Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.
Загадочный автор и история создания
История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.
- «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
- «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.
Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.
Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.
Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.
Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.
Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.
Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово…» не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.
Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.
Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).
Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.
Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.
Краткое содержание и анализ произведения
Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.
Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.
Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.
Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).
Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.
Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.
Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.
Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.
Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.
Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.
Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.
В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.
Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.
В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.
Характеристика героев «Слова о полку Игореве»
Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.
Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.
Ярославна – героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.
Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.
Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.
Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.
В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.
Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.
Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.
Главная идея произведения
Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.
«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.
Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.
Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.
Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.