Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по «Слову о полку Игореве»
9 класс
Цели:
- обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
- повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана;
- научить умению выделять главное, значащее; научить делать самостоятельные выводы, обобщать, определять позицию автора в сочинении;
- научить ребят правильно структурировать материал4
- способствовать развитию навыков логического мышления;
- способствовать овладению навыками анализа;
- способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;
- способствовать развитию у учащихся чувство понимания образности языка литературы и художественной выразительности;
- воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
- знание изученного текста, осознанное понимание текст;
Личностные
- актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.
- освоение общекультурного наследия России.
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные
- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
Познавательные
- самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться
Межпредметные связи: русский язык, история
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: рабочая тетрадь, текст произведения, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На доске слова Б.Рыбакова:
“Автор “Слова о полку Игореве” — это Пушкин ХII столетия” Слайд
Класс рассуждает о том, почему Б. Рыбаков так сказал , потому что А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые … лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей.
Учитель: Мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: — Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»? (Ответы обучающихся)
2)Но «Слово» — это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи. А чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему?
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси?
— Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу.
1)В чем главное значение поэмы?
— В ее идее: единение славян перед нашествием врага.
2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, — она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:
· ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!
· БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!
· ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,
· НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,
· А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ
· ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.
IV/ Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.
Учитель: — Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)
Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему Рассмотрим памятки-брошюры.
Что такое сочинение вообще? Памятки у каждого ученика
Сочинение — то, что сочинено, художественное, научное произведение.
Например: собрание сочинений, музыкальное сочинение, домашнее сочинение.
Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять – «Создавать какое-либо музыкальное или литературное произведение» (Ожегов).
Сочинять — «Творить умственно, силою духа и воображения».(Даль).
Сочинение – со-чин-ять (почин, чин). Чин – порядок, положение.
Сочинять — значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять — значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос.
Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста).
Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).
Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов).
Проблема – сложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования
— осознание писателем противоречий, вопросов жизни.
Идея – результат познания. Смысл.
Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.
V. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа
1) беседа с обучающимися по вопросам:
Прием «Дневник памяти».
- Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!
Можно предложить следующий прием:
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
2) Начнем с определения ключевых слов сочинения
Необходимо проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
ТЕМА «Какие нравственные и гражданские уроки даёт нам произведение «Слово о полку Игореве»?». Вслух учащиеся, потом слайды презентации.
Нравственность
1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д.
Нравственное воспитание.
| Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок.
2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо.
Общество в целом должно быть нравственным.
3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали.
Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. |Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.
Большой толковый словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и; ж. 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2.Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.
Уроки
УРО́К, -а, муж.
1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.
2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.
3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.
4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.
5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.). Выполнить дневной урок
НРАВОУЧЕ́НИЕ
Средний род
- Поучение, внушение нравственных правил.
Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова:
НРАВОУЧЕНИЕ
нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине… в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2. Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.
Вывод:
Нравственные уроки это система поведения, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.
Примерный план
План сочинений «Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря»
1 Вступление.. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
А) история создания произведения, цель написания;
Б) летописная основа «Слова…»
2) Основная идея «Слова о полку Игореве» — призыв к объединению русских князей.
- Предпосылки похода.
- Исход боя. Отношение автора к князю Игорю.
3) Актуальность произведения в русской литературе, значение похода в русской истории, в современности
Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?
Варианты вступлений: обратимся к Памятке
То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.
4) Работа c текстом и опорными записями по любому приему
- О чём ещё автор хочет поведать читателю?
О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого непререкаемым авторитетом человека.
Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные и гражданские уроки. Но какие именно?
Класс работает по одному из приемов.
Нравственные проблемы в «Слове». Прием «Дневник памяти».
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
- Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?
- Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?
Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство. Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. «Золотое слово» Святослава непосредственно подтверждает данную мысль. Вы ж решили бить наудалую: «Нашу славу силой мы возьмем, А за ней поделим и былую». Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ. Честолюбие, желание быть первым явились основным движущим мотивом в этом поступке новгородского князя: он не смог пережить успехов и побед других, более удачливых князей.
● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).
Прежде всего стоит раскрыть роль автора «Слова», по жанру воинской повести. Он яркий художник, талантливый летописец истории
Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей. Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.
Для подлинного художника объективность, верность исторической правде выше милостей могущественных правителей. Автора восхищает Боян, чей талант «дивный» и чьи струны «сами князьям славу рокотали». Однако для автора «Слова» важнее следовать фактам, описывая эпопею Игорева похода во всей его сложности и в его трагических последствиях.
- Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно. Почему?
Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как «Тот Боян, исполнен дивных сил…Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед…»
- «О Русская земля! Уже за холмом ты!» Почему эти строки повторяются в произведении? Какова оль рефрена?
Прекрасный пример нравственного подвига заключён в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.
Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма.
Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа.
Ярким примером является судьбоносный «Плач Ярославны», в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. «Что ты, Ветер, злобно повеваешь», «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!» Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их.
Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве
Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря («О! Рыдать Русской земле») и его радости после возвращения князя из плена («Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле… Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь»8). можно обратиться к кластеру.
- Почему родная земля готова простить Игоря? Почему Игорь прощён автором и народом?
Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси. Ещё одна нравственная проблема звучит в «Слове»: родная земля готова простить князю Игорю его ошибочный шаг, и она принимает его в близкую для князя стихию — это русские люди, прекрасная природа.
- С какой целью автор обращает внимание на образ Ярославны? Кто она?
Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. «А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна9 и Жля10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге… И зарыдал… Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской… Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”»11.
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.
- Какие можно сделать выводы в заключение?
- Почему и в наше время, спустя столетия, можно говорить о нравственных проблемах в «Слове о полку Игореве»?
Подведем вывод, посмотрим, что набросали в дневнике
Таким образом, «Слово…» дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря.
4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:
— Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.
“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, — произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”
V/ Рефлексия
- Достигнута ли наша цель? Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить свои мысли в черновиках.
- Есть ли вопросы по структуре и особенностям написания творческой работы?
Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” — это Пушкин ХII столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые … лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) .
Заключительный этап рефлексии
- Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Урок развития речи, 9 класс
Цели урока:
1) образовательные:
— обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
— повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.
2) развивающие:
— способствовать развитию навыков логического мышления;
— способствовать овладению навыками анализа;
— способствовать навыкам обобщения, подведения итогов.
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (И.Глазунова, В.Фаворского, Н.Рериха), учебник литературы для 9 класса, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1
Учитель: Ребята, мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: — Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»?
(Ответы обучающихся)
IV. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.
Слайд 2
Учитель:
— Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)
Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами».
— Ребята, что мы должны знать при подготовке к написанию сочинения?
(Ответы обучающихся)
— Что должны уметь?
(Ответы обучающихся)
— Чему на этом уроке мы должны научиться?
(Ответы обучающихся)
V. Работа по теме урока.
1) учитель напоминает обучающимся о требованиях к структуре сочинения и логичному, последовательному развитию темы (соответствие содержания теме, чёткое выражение основной мысли сочинения, обоснованность суждений посредством фактов, цитат, логической последовательной аргументации);
2) беседа с обучающимися по вопросам:
Слайд 3
— какую цель преследовал князь Игорь?
— повлияло ли затмение солнца на решение князя?
— кто ещё из русских князей принимал участие в походе?
— чем закончилась первая битва с половцами?
— как автор повествует о втором сражении?
— как описывает автор князя Всеволода в бою, какие художественные средства использует?
— почему войско Игоря потерпело поражение в битве с половцами?
(Учитель дополняет ответы обучающихся:
Слайд 4
— Князь Игорь воспринимает солнечное затмение как предзнаменование неблагополучного завершения похода в половецкие земли.
Слайд 5
Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил».
Слайд 6
В походе приняли участие князья: Всеволод Курский (приходился братом Игорю), Ольгович Рыльский (племянник), Владимир Путивльский (сын). Черниговским правителем, Ярославом, был отправлен отряд куев (полукочевые народы, жившие на южных границах черниговского княжества), во главе которого был поставлен боярин Ольстин Олексич.
Слайд 7
Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину. Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины».
Слайд 8
Небольшое русское войско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно.
Слайд 9
Смело сражается с врагами и Всеволод — смелый и верный брат и друг князя Игоря. Он хороший военачальник, так как помог брату победить в первой битве. Дружина его уважала и слушалась, потому что он первый шел в бой и старался показать пример того, как воюют настоящие мужчины.
Автор превозносит таланты и качества Всеволода, называет его смелым и храбрым, это естественно, потому что на войну могут пойти и побеждать только храбрые люди. Он не жалел своей жизни и жизни своих людей для того, чтобы оградить свои земли от набегов, завоевать богатство и обеспечить безопасность родных земель.
В тяжёлую минуту Игорь идёт на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль ведь ему милого брата Всеволода». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Нелегко было князю решиться на побег, потому что не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин.
Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежение предупреждением природы дорого обошлись русскому войску, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить!»
Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только овместными усилиями русичей можно преодолеть врага. Поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.
Главная идея в «Слове” — призыв к братолюбию и единению русских князей. Она передана образно. Не случайно «Слово” начинается со вступления, которого нет в летописной повести.
Слайд 10
Поражение князя Игоря показало, что одно княжество не в силах преодолеть кочевников. Причины неудач следует искать в отсутствии единения сил русских княжеств. Неудачная битва с половцами оставила открытыми границы Руси со степью, позволила врагам нападать не только на пограничные территории, но вторгаться вглубь Киевского государства. Автор «Слова о полку Игоревым» пламенно обращается к русским князьям с призывом объединиться, что еще долго оставалось актуальным и после 1185 года.
Поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.
3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.
Примерный план
I. Борьба Киевской Руси в конце XII века со степными кочевниками.
II. Поход князя Игоря на половцев:
1) цель похода;
2) обращение князя к войску;
3) первая битва с половцами и победа над ними;
4) второе сражение;
5) причины поражения русских войск.
III. Призыв автора к единению – основная идея «Слова о полку Игореве».
4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:
— Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.
(В ходе работы учитель помогает обучающимся подобрать эпиграфы. Примеры: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными: сядем, братия, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона»; «Хочу…поломать копьё о конец поля половецкого с вами, русские, хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»).
5) Подведение итогов урока.
Учитель:
— Ребята, мы проделали с вами очень большую работу: провели беседу по вопросам, составили план, подобрали эпиграф к сочинению. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением – выбор точных, емких, выражений, их наиболее целесообразная расстановка. Работая над сочинением, вы должны помнить о точности и выразительности речи.
Рефлексия
— Какова была тема нашего урока?
— Справились ли мы с целями и задачами, которые были поставлены?
— Сложно ли было составить план сочинения?
— Над чем ещё вам необходимо поработать, чтобы написать сочинение?
Домашнее задание: Написать сочинение.
Список информационных источников
1. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, в 2-х частях. 9 класс: М., «Русское слово», 2012.
2. И.В. Золотарёва, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Поурочные разработки по литературе. 9 класс: 3-е издание исправленное и дополненное, М.: «ВАКО», 2009.
3. Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976.
Тема урока: Композиция сочинения на литературную тему ( на примере «Слова о полку
Игореве»)
Цели:
способствовать развитию навыков логического мышления: умение выделять главное, целое
расчленять на части, определять основную мысль каждой части;
организовать деятельность учащихся по написанию сочинения на литературную тему;
формировать речевую культуру учащихся; воспитывать патриотические чувства школьников.
1. Сообщение учителем об особенностях сочинения на литературную тему( основа
работы над таким сочинением отношение читателя к произведению, его анализ и
оценка; «произведение и читатель» формула сочинения на литературную тему)
2. Отработка основных понятий:
тема,идея ( взгляд автора сочинения на произведение и проблему, которую
предстоит решать);
план сочинения;
отбор текстового материала;
правила цитирования.
3. Работа над сочинением «Образы защитников Родины в «Слове о полку Игореве»
Материалы для беседы
1)Как вы понимаете тему сочинения? ( Раскрыть образы защитников Родины)
2)Кто эти защитники?
3)«Русские сыны великие поля красными щитами перегородили, ища себе чести, а князю
славы». О чём говорят эти строки?
4)Кого из князей выделить? ( Своими заслугами перед Русью выделялся князь Святослав)
5)Какие основные черты характера можно отметить у Святослава, князейбратьев, какую роль
играла в боях дружина?
6) Что нам необходимо отметить во вступлении, прежде чем приступить к изложению
основной части? ( Нужно выделить 2 важных вопроса: борьба с внешними врагами и
междоусобица внутри страны)
7) Раскрыв тему о защитниках родной земли, об их доблести и мужестве в борьбе с
опасными врагами, мы подходим к заключительной части сочинения. О чём будет вывод?
( Образы защитников родной земли имели огромное значение как в XII веке, так и в наше
время. Образы борцов за Родину учат нас любви к ней, воспитывают чувство
патриотизма. Не случайно образ Родины, русской земли является центральным
образом «Слова…»)
Работа над составлением плана сочинения
I. Основные черты эпохи, в которую создавалось «Слово…»
II. Образы защитников Родины в «Слове о полку Игореве»
1. Образ князя Святослава:
а) военная мощь и победы над половцами;
б) забота об общерусских интересах;
в) призыв к объединению князей.
2. Князьябратья Игорь и Всеволод:
а) мужество и храбрость;
б) горячая любовь к Родине;
в) взаимопомощь и дружба между братьями; г) буйтур Всеволод в бою;
д) отрицательная черта братьев стремление к личной славе.
3. Княжеская дружина:
а) её боевые качества;
б) доблесть в сражении .
III. Идейнохудожественное значение образов «Слова…» в период его создания и в наше
время.
Слайд 1Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
Одно художественное произведение — для
двух направлений сразу.
(Направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»)
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над
эстетическими,
экологическими,
социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Слайд 2Вспомним композицию произведения.
Тема Родины, образа русской земли ,её природы:
Предзнаменование. Солнечное затмение.
Лирическое
отступление о степи, предшествующее побегу Игоря.
Слайд 3Обдумываем объём сочинения. Какие события «Слова…» и картины войдут в план
основной части?
1. Мысль о единении Руси («золотое слово» Святослава).
2. Природа земли русской.
3. Образ Ярославны.
Какова идея будущего сочинения?
Любовь к Родине вдохновила неизвестного автора к написанию «Слова…»
Слайд 4Пишем тезис основной части.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью
веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение.
Слайд 5Пишем первый аргумент.
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой.
Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Слайд 6Переходим ко второму аргументу:
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче
Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
Слайд 7Природа связана с человеком.
При этом русская природа не выключена из событий
истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Слайд 8Третий аргумент.
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и
волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» — образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Слайд 9Обдумываем историческое вступление.
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в.
Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Слайд 10Заключение-ответ на вступление.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств
по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение
Слайд 11Спасибо за внимание!
Презентацию приготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №
13
Г.Южно-САхалинска
Гелевская Алла
Ивановна
Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской
литературы. История открытия
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья :
И.А. Бунин. «Слово»
1. Литература Древней Руси.
Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.
— С чем связано возникновение древнерусской литературы?
— Каковы основные темы литературы XI — XIII веков?
— Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной
статье?
— Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
Поучение — это проникновенная беседа о духовных ценностях.
Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.
Слово является образцом торжественного красноречия.
В хождении дается информация о далеких путешествиях.
В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.
Жанр — исторически формирующийся вид литературного произведения,
которое обладает отличительными особенностями, признаками,
закономерностями.
— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников?
(Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)
Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение,
собственную историю стала летопись.
Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых
«по летам», т.е. в хронологическом порядке.
2. «Слово о полку Игореве«.
Величайшим памятником древнерусской литературы является «Слово о
полку Игореве«.
А) История открытия; (Слайд №2)
Б) Изучение памятника; (Слайд №3—4)
Граф Алексей Михайлович Мусин—Пушкин, член Российской академии наук,
позже ставший президентом академии художеств, — страстный коллекционер.
Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые
рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст
доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была
публикация всем известной ныне по учебникам истории «Русской правды» —
первого русского сборника законов.
Когда монах подал уму рукопись ( а было это в 1792 году) у Мусина—
Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не
известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую
историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание
произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было
разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков
препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.
С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В
1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во
время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст «Слова:».
До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным—
Пушкиным. В тексте было много «темных мест», которые значительно
сократились благодаря стараниям ученых.
В) Происхождение «Слова:» (Слайд № 5)
«Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское
происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения
вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к
великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам.
Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные
Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с
этими местами. Текст «Слова» говорит также о том, что автор хорошо знаком
не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями —
княжествами.
Г) Историческая основа; (Слайд № 6)
В начале1180—х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными
усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в
половецкую степь князь Новгород—Северский Игорь Святославович, вместе
со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а
1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное
знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с
половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит
поражение. Князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу
над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают
Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре
Игорю удается бежать из плена.
Д) Оценка исторических событий современниками; (Слайд № 7 —
Современники по—разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из
двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская
летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и
честолюбивым князем, недальновидным полководцем. предыдущего
года Рассказ о походе начинается словами: «Того же лета здумаша Олгови
внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами
поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же?..». Согласно этому
рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля.
Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее,
послали «по всеи земли своеи» за помощью, выступили русским навстречу,
вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели
поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в
хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата
половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что
они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на
половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, «зря на Переяславль», в
своей земле, «а в землю их не смели на них ити». Русичи будто бы строили
планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их «до конца»,
а в случае успеха — и далее, в «луку моря, где же не ходили ни деди наши», —
«а не ведущи Божья строенья», — замечает летописец… Подошедши первыми,
половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход
копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные
половецкие силы, русские «ужасошася» их количеству; измученные к этому
времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы
«притиснуша» их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное
поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва,
не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться
о выкупе пленных принес на Русь некий «гость», купец. Князь Святослав
собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за
Дон, и тогда русские разошлись «в страны своя», а половцы, вернувшись,
взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко
говорится о побеге князя Игоря из плена «по малых днех», при этом
летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение
Игоря «из руку поганых» со спасением библейского Давида от
преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь
сказано: «А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми
многими железы и казньми», — слова, которые Моск. летописный свод кон.
XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников «начаша
твердо держати и многими железы отягчати их» Завершается рассказ Лавр.
размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьи Мнение об очень
относительной ист.достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет.
высказал иМ. Н. Тихомиров: «Если бы не было другого рассказа о походе
Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже
предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря
Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в
Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался
устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли
топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом,
откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против
половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки»
В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет
прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только
достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том,
что причинил много страданий русской земле.
Е) Авторство «Слова:» (Слайд №9)
На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова»
выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто
(конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все
известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве
возможных кандидатур. «Слово» — слишком короткий, необычный и сложный
текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах
его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни
исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на
то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности,
назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда
других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив,
утверждали, что князь не мог называть князя «господином«. Б. А. Рыбаков,
Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором
летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали
Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя
автора «Слова» не представляется возможным.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Чтение «Слова о полку Игореве»
2. Характеристика героев «Слова:»
1. кн. Игорь;
2. кн. Всеволод;
3. кн. Святослав;
4. кн. Ольга;
5. русская дружина;
6. образ природы.
3. Выучить отрывок.
Урок №2 ТЕМА: Сюжет и специфика образов «Слова о полку Игореве»
ЭПИГРАФ:
Святослав — общая мысль произведения.
Ярославна — лирическая песня.
Е.Осетров.
ПРОВЕРКА Д/З
А) пересказ сюжета по плану; (Слайд №10)
Б) чтение наизусть отрывка
ПЕРСОНАЖИ «СЛОВА:»
— Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории
своей родины. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород—
северского князя Святослав Всеволодович. За три года до похода Игоря, в
1182 году, ему приходится пойти на компромисс Рюриком Ростиславичем,
правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь требовал власти над
городами Киевской Руси. 12 лет сохранялось двойственное положение: Киев
и формальное старшинство принадлежали Святославу Всеволодовичу, а все
остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это
двоевластие прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. мы
видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.
Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык,
но в разных княжествах возникали уже свои особенности, князья ставили
себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая
раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова:». Автор раскрывает
характер героев через их отношение к насущным интересам отечества.
— Рассказ учащихся о героях и запись в
1в.— кн. Игорь(Слайд № 11)
(Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев так охарактеризовал
князя Игоря(запись в тетради): «Игорь Святославович — сын своей эпохи. Это
» средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере
любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей
чести больше, чем о чести родины»).
2в. — кн. Всеволод (Слайд №12)
(Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем— о ранах, об отчем
золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его
гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет
Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, — там лежа поганые головы
половецкие». Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается
наперерез отступающим —» Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого
брата Всеволода»
3в. — кн. Святослав. Чтение наизусть.(Слайд №13)
— В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? («На врага не вовремя
напали», «ваше сердце:закалилось в буйстве самочинном».)
— С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению?
(Постоять » за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя он сравнивает со
старым соколом, который » никому не даст гнезда в обиду».)
Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные
силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
Ярославна — женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе
вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.
4в. — кн. Ярославна (Слайд №14)
— К каким силам природы обращается Ярославна?
— В чем и почему она упрекает Ветер?
( В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся
ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)
— Почему героиня обращается к Днепру?
(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против
половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с
попавшим в беду Игорем.)
— Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?
(Его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)
5в. — Русская дружина (Слайд №15)
(Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь
тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет
Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть
дружину) на дне Каялы, реки половецкой.
6в. — Образ природы (Слайд №16)
(В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор
превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется
вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы
проникнуты любовью автора к родине.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ «СЛОВА:»
Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед
угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не
только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора,
из которых ясно видно: были едины — одерживали победы; вступили в распри
— принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев
— Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. именно братской дружбы не
хватало тогдашней Руси, страдавшей от рапрей, когда отец шел на сына и
брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод,
не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а
Чернигов от напастей».
Д/З:
1) определить жанры трех основных частей;
2) выписать рефрены в порядке их следования;
3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения;
4) инд. задание » Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
Урок № 3 Тема: Художественные особенности «Слова о полку Игореве»:
специфика жанра, самобытность языка, образ автора, образ русской
земли
1. Специфика жанра, самобытность языка.
Жанровая особенность слова
1 часть — воинская повесть
2 часть — жанр «Слова:»
3 часть — плач и слава
— Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по содержанию и
жанровым признакам отрывки в единое целое?
(Любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей)
2. Композиция произведения и чтение фрагментов.
В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование
этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю
триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части
выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его
последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями;
центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его
толкование боярами, «золотое слово», сливающееся с авторскими
обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с
возвращением Игоря из плена (плач—заклинание Ярославны, бегство Игоря,
погоня Гзака и Кончака).
— А какой композиционный прием помогает скрепить различные части
текста?
Обратимся к рефренам. Для произведений устного народного творчества
характерны повторы. Автор «Слова :» использует повторы в качестве
своеобразных скрепов, которые «держат» композицию всего произведения
(будем называть их рефренами).
Рефрены, выписанные из произведения.
Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит,
придавая цельность произведению.
1. Зачин.
2. Основная часть.
Первая часть.
«: Ища себе чести, а князю славы».
«О Русская земля! Уже за холмом ты!»
«Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а
князю — славы»
«О Русская земля! Уже за холмом ты!»
» : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами«
«Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».
«А Игорева храброго полка не воскресить!»
«Унылы городские стены, и веселие поникло«
Вторая часть.
«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»
«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»
«А Игорева храброго полка не воскресить!»
«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»
«приуныли голоса, сникло веселье»
Часть третья.
«Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось».
3. Концовка.
«Страны рады, города веселы».
Средства художественной выразительности
— По словам В.Г.Белинского, поэма «Слово о полку Игореве» — «прекрасный
благоухающий цветок славянской народной поэзии»
Какие средства художественной выразительности вы нашли в «Слове :»?
В тексте произведения неоднократно встречаются народно—поэтические
сравнения: например, битвы — с посевом, который печалью всходит по
Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам — сватам недостает
кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление
людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Так, картина бури
в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего
половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов,
характерных для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орел»,
«борзые кони», «чистое поле», «черная земля», «зеленая трава», «светлое
солнце».
Старинные народно—поэтические эпитеты в основном верно характеризуют
изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то
же свойство. Автор «Слова :» уже не довольствуется только постоянными
эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства
и выражать их разнообразными художественными определениями. Не
случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в
старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые
лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей — «крутые
берега») и т.п.
Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня?
(Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам
богатырей — традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и
дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной
песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с
образами природы, в расшифровке сна Святослава — метафорический
пейзаж).
Образ Русской земли
Автор «Слова о полку Игореве» — это Пушкин XII столетия. Талантливый,
разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких
потомков.
Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова»
воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.
К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в
золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском
языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве«. А на
русском — одних только стихотворных переводов и переложений несколько
десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных
«Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную
Энциклопедию «Слова о полку Игореве».
Сообщение учащихся.
Сделаем вывод: «: Русская земля, в описании которой объединились лирика
и публицистика, — основной художественный образ «Слова :»» (Д.С.Лихачев).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. В чем вы видите идеал автора? (письменный ответ на вопрос)
2. Индивидуальное: сообщение об опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Урок №4 Тема: Значение «Слова :» в русской культуре
Р/р Подготовка к домашнему сочинению.
1. Поэтическая минута. Чтение наизусть отрывка из «Слова»
2. Ответ на вопрос домашнего задания.
В чем вы видите идеал автора? (Слайд №17)
Идеал автора — могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть
русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в
горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.
3. Значение «Слова :» в русском искусстве.
«Слово :» не раз вдохновляло писателей, поэтов, композиторов. Писатели и
поэты XIX века (И.Козлов, В.Жуковский, А.Майков) и нашего времени
(И.Новиков, Н.Заболоцкий и другие) создали многочисленные переводы и
переложения «Слова :».(Слайд №1
Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на
различные языки (многие представлены на сайте «Параллельный корпус
переводов «Слова о полку Игореве»»).В русской культуре сложилась особая
традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный
русский язык ряд крупных русских поэтов — В. А. Жуковский, А. Н. Майков,
К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл
«Слово» на английский язык. Известные переводы «Слова» на русский язык
принадлежат таким крупным филологам—исследователям памятника, как
Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов
Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков
«Слова» на другие языки: на украинский — Иван Франко, на белорусский —
Янка Купала, на польский — Юлиан Тувим, на французский — Филипп Супо,
на монгольский — ЦэндийнДамдинсурэн, на немецкий — Райнер Мария
Рильке, на иврит — Арье Став и др.
К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в
золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи
научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской
Академии издал пятитомную Энциклопедию «Слова о полку Игореве».
Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях
русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.
(Слайд № 19, 20)
Опера «Князь Игорь» с прослушиванием фрагментов. (Слайд № 21)
Сообщение об опере «Князь Игорь»
4. Р/р Подготовка к домашнему сочинению (обучающее).
Русская земли и родная природа в «Слове о полку Игореве»
Обсуждение плана
Тема: Русская земли и родная природа в «Слове о полку Игореве»
ПЛАН
1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием
удерживает Игоря от опасного шага.
Возможные варианты:
а) классический: «В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович
предпринял поход против половцев. События Игорева похода и
последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской
литературы XII в. — «Слова о полку Игореве».
б) от цитаты: «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него
полвойска покрыла :» — так начинается повествование о бесславном походе
Игоря а половцев в апреле 1185 г.
в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским
воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления,
солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря,
выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно—
тревожно звучит голос автора?
2. Главная часть.
— Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.
— Как природа переживает поражение Игорева войска?
— Обращение к силам природы в «Плаче Ярославны».
— Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
— Роль рефрена «О Русская земля! Ты уже за холмом :».
3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской
природы, прекрасной и страдающей Родины, автор «Слова :» проводит идею
единства, сочувствия и любви к родной земле?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать сочинение
2. Пересказ стр. 30—31 учебника.
3. Определение классицизма.
На этой странице вы найдёте много полезного и интересного материала к изучению «Слова о полку Игореве». Это и тест по произведению, и ауди- и видео-файлы, и иллюстрации к произведению, и
исторические комментарии.
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Историческая справка о князе Игоре
Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался
князь Олег Северский.
В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.
В 1184 году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к
началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались. По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей
Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился. Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей. Князь Игорь позавидовал
Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.
С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с
малочисленным отрядом половцев. Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но
силы были слишком неравные. Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.
В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.
Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.
Историческая справка о хане Кончаке.
Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских
междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.
Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье
В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.
После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и
половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.
Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава
Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.
Историческая справка о князе Святославе Киевском.
Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как
жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.
Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.
Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.
После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.
Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В
1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.
Святослав узнал о походе Игоря, когда шёл в Карачев собирать ратников с верхних земель, чтобы идти на половцев к Дону на всё лето. С болью в душе он узнал о поражении Игоря и
пленении русских князей. Эти чувства Святослава неизвестный автор «Слова» выразил в «золотом слове Святослава».
Историческая справка о Ярославне.
Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось
всего 14 лет.
Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.
Всеволод Трубчевский, именуемый на страницах «Слова» буй туром Всеволодом, был из рода новгородсеверских князей. Он брат Игоря, сын Святослава Ольговича и дочери новгородского
посадника Марии Петриловны.
Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских
дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских. Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами.
Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего
телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.
Поход Игоря
Князь Игорь выступил из Новгород-Северска. В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с
дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.
У реки Донец их застало затмение. Это было плохим предзнаменованием, но Игорь сказал: «Тайн божьих никто не знает, а знамению творец бог и всему миру, увидим, что нам даст бог, на добро ли, на
зло ли или на зло наше». Поймали языка, который предупредил их о том, что сейчас биться с погаными нельзя. Но Игорь и Всеволод решили идти дальше, так как не хотели опозориться.
Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.
На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и
Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал
за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.
Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.
Исторический комментарий «Взаимоотношения русских князей с половцами».
Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья.
Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового. 27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и
лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.
Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.
Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073
году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.
К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.
История памятника «Слово о полку Игореве»
В первой половине 90-х годов 18 века Мусин-Пушкин открыл список «Слова о полку Игореве». Он был им найден в Спасо-Ярославском монастыре в сборнике 16 века. Он купил его у архимандрита Иоиля
Быковского. Этот список погиб во время пожара Москвы в 1912 году. Осталось только печатное издание «Слова» и копия с него, сделанная для Екатерины 2. Мусин-Пушкин был и первым переводчиком
«Слова».
Вопрос об авторе «Слова».
Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это
заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым
писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например, что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич
и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.
Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и
выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно,
человек очень образованный, следовательно, аристократ.
Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст
«Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.
В конце изучения «Слова о полку Игореве» рекомендую провести урок-диспут на тему «Можно ли оправдать князя Игоря». Учащиеся произвольно делятся на две группы — «за» и «против». Дома они
собирают аргументы, отвечая на вопросы листа «Задания для учащихся». Ниже вы найдёте как вопросы для учащихся, так и примерный конспект урока.
Небольшой тест, который я провожу в конце изучения «Слова о полку Игореве»
Тест по «Слову о полку
Игореве».rar
Познакомьтесь также с внеклассным мероприятием «Суд
истории над князем Игорем Новгород-Северским»