1
Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 11 класс
2
Примерный план сочинения по пьесе «На дне» Философская мудрость пьесы. I. Философская мудрость пьесы Горького «На дне»: осмысление сложных вопросов жизни. II. Три правды и их столкновение в драме: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в Человека. 1. Образ Луки. Значение имени. 2. Правда и мудрость странника: необходимость золотого сна. 3. Правда голого факта Барона. 4..Жестокая, бескрылая правда Бубнова. 5. Сатин и его отношение ко лжи. 6. Правда о свободном Человеке. 7. Сатин о Луке. III. Правда и смысл жизни в наши дни.
3
Философские проблемы: смысл человеческого существования; выбор жизненного пути; ответственность человека за свою судьбу, за жизнь близких; любовь и ненависть; добро и зло; жизнь и смерть; проблема рока.
4
Вступление 1. В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. «Дно» стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях «дна» в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания
5
Вступление 2. В начале XX века Горький, уже будучи европейски известным прозаиком, обратился к драматургии. Первым замыслом была пьеса, отражающая проблемы, характерные для его рассказов 1890-х годов, действующими лицами в которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена драма «Мещане», а затем завершены картины «На дне». Обе пьесы были приняты к постановке в Московском Художественном театре. Постановки новаторской социально- философской драмы «На дне» состоялись и в ряде европейских театров. Везде им сопутствовал огромный зрительский интерес.
6
Вступление 3. Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта (
7
2. Лука персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? неоднозначное отношение к имени. Лука один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», : «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи»)
8
3. Появление Луки завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий это Бубнов и Сатин. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, иллюзию (4). И в такой обстановке появляется Лука.
9
4. Прошлое Луки. какие цитаты относятся к Луке?. Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… …жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут укокошить жену… Мяли много, оттого и мягок… …убил подлеца в запальчивости раздражения. Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.
10
5. Заполните пропуски во фразе: Лука странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну …, Актёра …, Пепла и Наташу …, Настю …
11
6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке. А куда они честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха. Все люди на земле лишние……человек… всегда своей цены стоит… …Во что веришь, то и есть… По-моему, вали всю правду, какая она есть! Понимаешь ли ты, как это обидно потерять имя? Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
12
Прочитайте И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек научит… да!…не всегда правдой душу вылечишь. Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.
13
Пепел во втором акте спросил: Старик! Зачем ты всё врёшь? Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?
14
Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает правду ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
15
Коли веришь, есть; не веришь нет. Во что веришь, то и есть… Человек всё может… лишь бы захотел. Люди-то? Они найдут! Кто ищет найдёт. Кто крепко хочет найдёт!…для лучшего люди живут…
16
9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку. Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. Лука: Все мы на земле странники… Говорят, слыхал я, что и земля-то наша в небе странница. Василиса: Ты кто такой? Лука: Проходящий… странствующий… Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше проходимец… всё ближе к правде-т
17
Высказывания о Луке Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах («Русская мысль», 1903). Старик у вас несимпатичный, в доброту его не веришь (Л.Толстой). Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо! (Из воспоминаний М.Ф. Андреевой). Лука жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения! (М.Горький, 1910). Утешители этого ряда самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни (Горький, 30-е годы). Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое
18
Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.
19
10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?
20
11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли. Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?
21
12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке это и будет ответом на вопрос Какова роль Луки в пьесе?. Дайте краткие ответы. Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
22
Темы сочинений Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне» Что нужнее: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне») Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»
Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)
Человек — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…
Лука («На дне»)
Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;
-
создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты пьесы М.Горького «На дне»
Ход урока.
-
Орг, Момент.
II.Обращение к новомуматериалу.
-
Вступительное слово учителя.
Анализ эпизода — разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода — обязательная составная часть любого школьного сочинения.
— Давайте определим: что же такое эпизод?
Эпизод — основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).
-
Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).
Анализ эпизода.
План.
-
Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).
-
Основные герои.
-
Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?
-
Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?
-
Способы создания образа.
б) Художественные особенности языка, их значение.
-
Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!
Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения — анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?
Раздаются памятки «Как писать сочинение — анализ эпизода».
-
Предлагается план анализа эпизода «Появление Луки в ночлежке». (Открывается на доске и зачитывается учителем).
-
Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.
-
Новый постоялец в ночлежке.
-
Завязка конфликта — появление Луки в ночлежке.
-
В каждом из героев Лука видит человека.
-
Философская позиция Луки.
-
Жизнь Луки — загадка.
-
Речевая характеристика героя.
-
Приемы и средства создания образа Луки.
-
Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.
-
Проверка опережающего задания.
Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить цитатный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая — комментирует по пунктам.
-
Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.
-
Появление Луки в ночлежке.
-
«Вот новый постоялец…».
-
«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — ни плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то».
-
«Все мы на земле странники…».
-
«Человек — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…».
-
«Мяли много, оттого и мягок…».
-
Особенности языка героя.
-
Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.
-
Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
-
Слово учителя.
Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпизода из первого действия.
Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.
-
Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?
-
(Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)
-
Как бы вы начали свое сочинение?
Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.
Учитель: И в это время входит Наташа. За нею — Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.
-
Инсценирование эпизода.
Текст стр. 16-17
-
Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?
Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь…
Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.
-
Продолжите. — В каждом из ночлежников Лука видит человека…
-
Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.
Текст стр. 23 Зачитать
-
И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.
Текст стр. 24
Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ночлежки.
Зачитать
-
Особенности языка героя.
Ученица: А мне бы хотелось обратить внимание на язык героя. Речь Луки изобилует пословицами и поговорками. Она меткая и выразительная, близка к народной, к фольклору. Это все говорит о том, что Лука умный, наблюдательный, мудрый человек. Он много повидал в жизни, много пережил. Об этом говорит его последняя фраза: «Мяли много, оттого и мягок…» (Сравнение с тестом). В речи встречаются сравнения, народные выражения.
— Привести примеры из текста.
Ученик: А я обратил внимание на построение предложений — реплик героя, на знаки препинания внутри предложений — тире, многоточие. Все это подчеркивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.
-
Приемы и средства создания образа.
Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво
представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.
или уже спустя время, после разговора довольно длительного.
Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.
-
Учитель: — Как же мы будем заканчивать сочинение?
Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в центре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоречии с их теперешним социальным положением. Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.
-
Заключительное слово учителя.
Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Данный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем решении основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.
Оценки:
Я иду на урок
Татьяна Соловьёва
Татьяна Викторовна СОЛОВЬЁВА(1959) — учитель
русского языка и литературы высшей категории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 21 с
углублённым изучением предметов» г. Череповца
Вологодской области, член городского
методсовета; работает в рамках программы
«Одарённые дети»; среди учеников — победители
областных и всероссийских предметных олимпиад. В
2004 году ученик Татьяны Викторовны Эдвард
Чесноков (11-й класс) занял второе место на
Всероссийской олимпиаде по литературе.
Сочинение на литературную тему в 11-м
классе
На прилавках книжных магазинов
сегодняшние школьники могут найти разнообразные
сборники готовых сочинений. Эти издания
привлекают заманчивыми заголовками: «500 золотых
сочинений», «2000 лучших», «Лучшие выпускные
сочинения»… Не секрет, что старшеклассники
активно используют подобные книжки — и учителю
литературы всё сложнее работать над этим трудным
и в то же время интересным жанром — школьным
сочинением.Следует заметить, что в
большинстве своём готовые работы излишне
академичны, лишены индивидуальности, а иногда
откровенно слабы, но их можно с пользой применять
в процессе обучения сочинению в старших классах.
Вашему вниманию предлагается один из таких
уроков.
Цели урока. Подготовка к сочинению по пьесе
М.Горького «На дне»; устное рецензирование
готовой работы, анализ её с точки зрения
требований, предъявляемых к школьному сочинению
как особому жанру.
Подготовительный материал (на доске).
Анализ сочинения (критерии оценки):
— формулировка темы;
— композиция;
— соразмерность частей сочинения;
— логика рассуждения;
— последовательность;
— доказательность;
— цитирование;
— идея автора работы;
— стилевое единство;
— речевое оформление.
Схема сочинения
I. Вступление. (Подход к теме сочинения.)
II. Основная часть. (Тезис, который надо
доказать.)
1. (Доказательства и примеры).
2.
3…
III. Заключение. (Вывод по теме.)
Толкование слова
Философия
1) Наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
2) Методологические принципы, лежащие в
основе какой-нибудь науки.
3) Отвлечённые, не относящиеся к делу
рассуждения.
Философский (см. философия).
План (на обратной стороне или свободной
части доски)
I. Философская мудрость пьесы Горького «На
дне»: осмысление сложных вопросов жизни.
II. “Три правды” и их столкновение в драме:
правда факта, правда утешительной лжи и правда
веры в Человека.
1. Образ Луки. Значение имени.
2. Правда и мудрость странника: необходимость
“золотого сна”.
3. Правда “голого факта” Барона.
4. Жестокая, бескрылая правда Бубнова.
5. Сатин и его отношение ко лжи.
6. Правда о свободном Человеке.
7. Сатин о Луке.
III. Правда и смысл жизни в наши дни.
Предварительное домашнее задание (тексты
работы выданы учащимся накануне).
1. Дать оценку формулировке темы.
2. Составить сложный план данного сочинения.
3. Проанализировать речевое оформление
работы, отметить ошибки.
Философские проблемы пьесы
М.Горького «На дне»
Если бы меня спросили, что больше всего
привлекло меня в горьковской пьесе, я бы сказала:
её философская мудрость. Меня поразило, как
Горькому удалось погрузить нас в быт
костылёвской ночлежки, заставить задуматься над
теми проблемами, которые волнуют его, драматурга,
и некоторых из его героев. И ещё меня захватило
то, что среди грязи, тряпья, пьяных криков,
карточных игр, шулерства, денежных расчётов
живут и не растворяются в том быте люди,
способные подниматься до философских высот в
осмыслении сложных и трудных вопросов жизни.
Прежде всего обращает на себя внимание Лука,
явившийся в середине первого действия в
костылёвскую ночлежку. Примечательно имя этого
героя. С одной стороны, оно явно происходит от
слова “лукавый”, которое имеет двоякий смысл.
Это хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий —
и в то же время добродушный, игривый, шутливый
человек. Оба эти смысловые полюса заключены в
слове “лукавый” и в характере этого персонажа. С
другой стороны, имя это напоминает об одном из
апостолов, создателе Евангелия от Луки. Значит,
перед нами некий носитель мудрости, несущий
людям какое-то новое, своё евангелие —
определённую правду. Не зря ведь он странник.
Понятие это часто соприкасалось с понятием
“правдоискатель”.
В чём же состоит правда мудрости Луки? Этот
герой убеждён, что человека надо пожалеть,
особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему
сострадание. Эта позиция по-своему близка нам
сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о
помощи обездоленным людям; но это сострадание
обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он
полагает, что людям страшнее подлинная правда
жизни, ибо она слишком сурова, “обух для людей”.
Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить
их жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман,
розовую мечту, “золотой сон”. Любопытно, что
после рассуждений Луки Актёр, который
внимательно слушает его, неожиданно вспоминает
стихи на эту тему.
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Эти стихи французского поэта Беранже, конечно
же, адресуются Луке или таким, как он. В роли
безумца, навевающего золотой сон для каждого из
ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он
так ласков с людьми, называя их “милый”,
“голубка”, “детынька”; поэтому он рассказывает
Анне о загробной жизни, Пеплу — о золотой стране
Сибири, а Актёру — о лечебнице с мраморными
полами. Всё это разновидности того же самого
“золотого сна”. На вопрос Пепла: “Зачем ты всё
врёшь?” — Лука отвечает: “И что тебе правда
больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может,
обух для тебя”.
Совершенно иной точки зрения придерживаются в
ночлежке два других её обитателя — Барон и
Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся
до положения сутенёра, Барон оставил далеко в
прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе
со сливками по утрам в постели и прекрасно
понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и
Сатин метко замечает ему: “В карете прошлого
далеко не уедешь”. И ныне Барон полностью
опустошённый, ни во что не верит, ни о чём не
мечтает. И это стало его позицией, философией. Он
произносит, например, такую заветную свою фразу:
“Я — ничего не жду. Всё уже… было! Прошло…
кончено!” Поэтому он никого не утешает,
настаивает на голых фактах, от которых никуда не
уйдёшь.
Родственных позиций придерживается Бубнов.
Когда-то этот человек много натерпелся в жизни.
Он потерпел крах как владелец скорняжного
заведения, полностью разорившись, пережил
большую личную неудачу: ему изменила жена, и он
ушёл в запой. Жизнь сделала его равнодушным
циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов
признаёт только то, что есть. Для него абсурдны
рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он
констатирует суровую правду жизни: “А я вот не
умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как
она есть! Чего стесняться?” И Бубнов не
стесняется. Он изрекает свои истины, словно
каркающий ворон. И не случайно Пепел так его и
называет: “Ворон”. Вот Анна умоляет ночлежников
не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов
констатирует: “Шум — смерти не помеха”. Вот
Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает
сделать её счастливой. А Бубнов изрекает: “А
ниточки-то гнилые”. Он вроде говорит о своём, ибо
шьёт картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза
эта получает дополнительный, глубокий смысл. Всё,
о чём говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя,
задумавшая оставить подвал, восклицает: “Лишняя
я здесь!”, на что Бубнов реагирует так: “Ты везде
лишняя”. Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет
такие слова: “Кашлять перестала, значит”. Все
мечтания людей Бубнов объявляет ненужными,
лживыми. “Раскрашивай, ворона, перья… валяй!” —
говорит он Насте в ответ на её мечтания о любви
студента. Бубнов глубоко убеждён в том, что
подобные “раскрашивания” ему не нужны, и в
назидание другим рассказывает о том, как он,
Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в
енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно
красные, а теперь они стали просто грязными. Так
что “как себя ни раскрашивай, всё сотрётся, один
голый человек останется”.
Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту
философию голого факта, которую Бубнов
исповедует. Он говорит: “Люди все живут… как
щепки по реке плывут”. Правда Бубнова — это
очень жестокая, бескрылая правда.
Третью философскую позицию в пьесе выражает и
отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист,
который когда-то много читал, выступал на сцене.
Читая, он не слепо доверял написанному, а
анализировал, проверял усвоенное своим
незаурядным критическим умом. Сатин отвергает
ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о
жизни. По его словам, “ложь — это религия рабов и
хозяев”. Костылёвым ложь нужна, чтобы обманывать
таких, как ночлежники. А последним она нужна,
чтобы оправдать своё униженное и бесправное
положение или чтобы утешать себя жалкими и
тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно
откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в
заблуждение.
В то же время Сатин выступает и против
бесчеловечной “правды” Бубнова и Барона. По
мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво
оценивая реальную действительность, но
одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от
реальной жизни. И в этом состоит подлинная
Правда. Такая правда, в основе которой лежит
глубокая вера в человека, в его бесконечные
возможности, в его исключительные потенциальные
силы, является “Богом свободного человека”.
Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне
задавленном нуждой, угнетением, а о человеке
вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. И
тут вспоминается замечательный сатинский
монолог: “Что такое человек? Это не ты, не я, не
они, нет — это ты, я, они, старик, Наполеон,
Магомет… в одном. Это — огромно! В этом — все
начала и концы”. Это значит, что не будет
одинокого, обособленного, отчуждённого человека.
Настанет такое время, когда люди будут сплочены и
объединены общими делами и идеями. Более всего в
этом обществе будет цениться человек. Он станет
свободным, полноправным, гармонически развитым,
прекрасным и величественным. Всё будет в
человеке и всё — для человека. Вот почему,
утверждает Сатин, нужно уважать человека; не
жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать.
Это будет основой морали общества будущего,
поэтому имя Человека будет звучать гордо.
Пожалуй, Сатин напрасно отрицает сострадание,
жалость, милосердие. Эти чувства, мне кажется,
могут прекрасно уживаться с уважением к
человеку. Но Сатину дорого то внимание к
человеческой личности, чуткость к ней, которые
проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет:
“Старик не шарлатан… он подействовал на меня,
как кислота на старую и грязную монету”; иначе
говоря, Лука дал горьковскому герою импульс для
размышлений и для его широких обобщений, которые
вобрали в себя высокую философскую правду жизни.
Горький здесь доверил Сатину свои собственные
сокровенные мысли.
Вот это столкновение трёх основных позиций в
горьковской пьесе высекает удивительные искры.
Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют меня и не
оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через
девяносто пять лет после написания пьесы, мы
размышляем о том, в чём правда и смысл жизни,
нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и
телевидению, в быту о её трудностях, не скрывая
правды от людей, или, может быть, нужно доверяться
оптимистическим прогнозам, пророчествам
экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы
размышляем о сострадании к человеку, которому
особенно тяжко живётся в наши дни. А разобраться
во всём этом помогает горьковская пьеса, её
глубокая философская мудрость.
Ход урока
Коллективная работа над текстом сочинения
Учитель читает работу вслух. Задание:
слушаем и соотносим содержание работы с планом,
который каждый составил дома, с требованиями,
предъявляемыми к сочинению на литературную тему;
думаем, о каких философских проблемах идёт речь в
данном сочинении.
— Как работалось над планом? Что получилось?
(Зачитываются два-три плана. Ребята отмечают,
что трудно было сформулировать тезис II.)
Открывается план на доске.
Обсуждение (устное рецензирование) готового
сочинения
- Формулирование темы
— У вас не возникло вопросов по поводу
правильности формулировки темы?
(Правильнее будет сказать “в пьесе” или
“философская проблематика”.)
- Вступление
(Отмечается, что оно довольно удачно.)
- Основная часть
(Главный недостаток: не сформулирован тезис —
основная мысль, идея сочинения. Рассуждение
начинается сразу с образа Луки.)
— Удачно ли сформулирован тезис в плане,
представленном на доске? Ваши варианты.
(Ответы.)
— Проанализируем композицию основной части
рассуждения. Что удачно? Ваши замечания.
(Содержание достаточно логично, доказательно.
Отмечаются неоправданно выделенный маленький
абзац перед пятой частью и отсутствие
логического перехода между шестой и седьмой
частями.)
- Заключение
(Содержит вывод по теме сочинения и может быть
принято.)
Идея сочинения
— Какова, по-вашему, идея автора сочинения?
(“Три правды” в пьесе Горького.)
— Не слишком ли узко для раскрытия темы
«Философская проблематика…»? Обратимся к
толкованию слов “философия” и “философский”.
Только ли в вопросе о “трёх правдах”
заключается философская проблематика пьесы «На
дне»?
(Она гораздо шире. Драматург поднимает и
другие философские проблемы:
- смысл человеческого существования;
- выбор жизненного пути;
- ответственность человека за свою судьбу, за
жизнь близких; - любовь и ненависть;
- добро и зло;
- жизнь и смерть;
- проблема рока.)
— Достаточно ли полно раскрывается в работе
заявленная тема? Ваши варианты формулировки
темы.
(1. Три правды и их трагическое столкновение в
пьесе А.М. Горького «На дне». 2. Спор о человеке
в пьесе М.Горького «На дне».)
— Что необходимо изменить в плане, чтобы
отредактировать сочинение, сделать его
соответствующим заявленной теме?
(Вступление. Социально-философская пьеса
А.М. Горького «На дне», но можно оставить
прежний вариант. 2. Тезис. Философские проблемы и
их решение в драме «На дне». Первое
доказательство: костылёвская ночлежка и её
обитатели.)
Запишем необходимые изменения в план,
прочитаем отредактированный вариант плана.
Стилевое единство
— Теперь обратимся к ещё одному важному
критерию — стилевому единству. Ваши наблюдения
над речью, грамматикой.
(Учащиеся отмечают речевые и грамматические
ошибки — неоправданные повторы, лишние слова,
употребление слов в несвойственном значении,
неправильное построение словосочетаний и
предложений.)
— Вернёмся к началу урока, а затем подведём
итоги работы.
Домашнее задание. Сочинение по творчеству
М.Горького (темы берутся из комплектов
экзаменационных сочинений).
Анализ героев произведения
Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,
На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».
Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос
Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.
Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку.
«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
«Любить живых надо, живых». (Лука)
«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)
Метод, прием: беседа, эвристическая беседа
Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению.
Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением?
У рассуждения есть своя особая структура, какая?
Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения.
Итак, запишем первый пункт плана.
1. «Три правды» и их столкновение в драме
Оставим на время наш план и вспомним
1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте.
2) Это слово — излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему?
3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте.
4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины?
5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе?
Обратимся к анализу образа Бубнова.
Скажите, каково значение его фамилии?
Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто ‘бубнит’. Есть и второе значение — обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: ‘Гол как бубен’, ‘Тяжбу завел стал как бубен гол’.
Есть еще одно значение, бубен в ярославских говорах, тучный лентяй, тунеядец, прихлебатель.
Как Бубнов оказался в ночлежке?
Как он относится к окружающим?
Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста.
Принимаете ли вы правду этого персонажа?
Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться.
Что же мы запишем в план сочинения под буквой А?
А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая
Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них — этот покой… Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”.
В чем правда Луки? Приведите примеры из текста.
Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения.
Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении?
Б) Правда Луки: правда утешительной лжи
В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине?
Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду».
В чем, на ваш взгляд, правда Сатина?
Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке.
Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой?
В) Правда Сатина: правда веры в Человека
Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” — произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен.
Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста.
Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу?
Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится.
Обратимся к плану, запишем второй пункт:
2. Авторская позиция в споре о правде
Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд)
На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома.
И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана.
3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне»
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).
Слушание (детальное, нереф
лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи.
Тезис, доказательство, вывод.
Что в пьесе есть три взгляда на правду.
1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды”
2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.
3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда!
4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов
5) Бубнов
От бубнить или от бубен
Ушла жена, спился
Ему на них наплевать
«На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки»
От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться
«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…»
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»
Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека”
Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах.
«Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была»
Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..
Нет
На слайде три записи
Сатин-Горький:
думать и вершить высокое, бунтовать – вот смысл жизни, люби человека будущего.
Лука:
смирись, люби ближнего, будь сердечным, будь осторожным.
Бубнов:
забудь о совести. Живи одним днём, будь безразличным ко всему и всем.