Подготовка к сочинению по творчеству пушкина 6 класс

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина
«Дубровский»

ЦЕЛИ: 

1. Проверить знание  текста
произведения.

 2. Формировать умение отбирать
тематический материал и готовить сообщения.

 3.  Научить характеризовать героев изучаемого
произведения на основании их поступков и поведения.

4. Развивать связную
речь и логическое мышление.

Задачи:

1.  
Обучить составлению плана сочинения.

2.  
Подготовить учащихся к  письменному
сочинению о героях изучаемого произведения.

3.  
 Усилить связь теории с
практикой.

4.  
 Выработать умения
самостоятельно применять знания при написании сочинения.

Ход
урока

Ì. Орг. момент. Знакомство с
темой и целями урока.

 — Здравствуйте,
ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман      А. С. Пушкина
«Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы
будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка
к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».  (слайд№1)

ÌÌ. Работа по теме урока.

1.    
Формулировка  и
выбор тем сочинения.

— Начнем
нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы.   ( слайд
№2)

а)  «К.
Троекуров и  А. Дубровский »

б) «История
любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского »

в) «Почему
В. Дубровский стал разбойником?»

— С темами
сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться
с темой,  поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам
пригодится для вашей работы.

2. 
Работа по 1-ой теме.

— Кто
выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать
сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме
спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.

План  к
теме «К. Троекуров и  А. Дубровский »

Ì.
Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ.
Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

1.    
Положение в обществе  К.
Троекурова и А. Дубровского.

2.    
Характер героев.

3.    
Отношение с людьми.

4.    
Причина гибели А.
Дубровского.

ÌÌÌ.
Заключение. Отношение А. С. Пушкина к  К. Троекурову
и                            А. Дубровскому.

— Что
касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который
подготовил краткую историческую  справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века».
Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

— Пока ученик
рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы
можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и
представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители
дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово
«дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или
боярского двора.
     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть,
признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено
приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть
землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии
выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное
положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было
введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким
образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян.
Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
     В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской
аристократией. Устанавливается централизованная система управления —
самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею
усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским
боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян
вокруг Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне
фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по
наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако
родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение
тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была
создана «Табель о рангах», которая регламентировала
систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не
выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью
прекращено.
     Екатерина II продолжила даровать привилегии
дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной
государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью
использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения,
которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации
подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного
права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение
капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени
в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
      После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и
дворянство, были полностью ликвидированы.

— Спасибо за сообщение. Я думаю, что
ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для
того чтобы наглядно  увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского
поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.                                                                                                                             2.
По происхождению
дворяне.                                                                                             
3. Оба служили и вышли в
отставку.                                                                                    
4. Оба  женились по любви и стали
вдовцами.                                                                 

Различие

Соц. положение

Богатство —  власть, связи.

Бедность – отсутствие власти,
авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий,
высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый,
благородный.

Отношение с людьми              (
родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо,  строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение,  неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

1.    
Каково было положение
героев в обществе?

2.    
Как вы охарактеризуете
Троекурова и Дубровского?

3.    
Какие у них были отношения
с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?

4.    
Как они относились друг к
другу?

5.    
Какой случай спровоцировал
их ссору?

6.    
Какое обстоятельство
сделало их примирение невозможным?

7.    
Какова причина гибели
Дубровского?

8.    
Как Пушкин относится к
своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?

3.    
Работа по 2-ой
теме.

Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете
проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии
Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь.  (слайд №4)

План  к 
теме  «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского ».

Ì.
Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ.
Основная часть.

1.    
Начало их отношений.

2.    
Объяснение Дубровского с
Машей.

3.    
Страх и неуверенность Маши
в своих чувствах к Дубровскому.

4.    
Сватовство и венчание с
Верейским.

ÌÌÌ.
Заключение. Почему они не могли быть вместе?

— А теперь
разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во
вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано
лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил
Машу за Владимира.

2. При  каких
обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему
Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое
впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как
относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему
Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как
относится к Дубровскому Маша?

8. Что
предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли
судьба Маши исключительной  или же она закономерна, типична? Ответить на этот
вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева  «Неравный
брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви
стояла карета». (слайд №5)

10. Какие
обстоятельства помешали им быть вместе?

4.
Работа по 3-ей теме.

— У нас
осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать
полную характеристику персонажа и в итоге  высказать свое  личное мнение к
этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)

План  к
теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì.
Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ.
Основная часть.

1.   
Болезнь и смерть отца.

2.   
Дубровский вступает на
преступный путь.

3.   
Отношения с Машей
Троекуровой.

4.   
Дубровский – благородный
разбойник.

5.   
Главный герой покидает
родные края.

ÌÌÌ.
Заключение.  Мое отношение к герою.

— Разберем
этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы
узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы
были отношения отца и сына?

3. Как
развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как
ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие
обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему
крестьяне пошли за ним?

7. Что
заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему
он не стал мстить врагу?

9. Почему
Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как
автор относится к герою?

11. А вы
сочувствуете ему, оправдываете его?

ÌÌÌ.
 Устное сочинение.

ÌV. Итог урока.

-Итак, мы
с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились
характеризовать героев произведения,  составили план сочинения, а самое главное
– собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке,  получают оценки.

Домашнее
задание
: написать
сочинение по одной из предложенных тем.

Словарь терминов

Это словарь слов, которые, возможно, будут употреблены вами в сочинении.

Аллегория — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

ГИПЕРБОЛА (от греч. — преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. — создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом…» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. — жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Сочинение-рассуждение «Самая грустная повесть»

(по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

План

  1. Тема «маленького человека» в русской литературе.

А.С. Пушкин одним из первых русских писателей открыл миру «маленького человека». Маленького, потому что …

Но жизнь каждого из них – это …

О судьбе одного такого «маленького человека» рассказывает нам…

  1. Самсон Вырин, жизнь и судьба

1. «Что такое станционный смотритель?»

а) гнев и раздражение проезжающих;

б) доброта и доверие к людям

 «Что такое станционный смотритель?..»

Это человек, …

Таков и Самсон Вырин — главный герой повести.

Долгие годы службы сделали его…, а неприятности и страдания не смогли…

2. Солнце маленького мира смотрителя

а) Дуня – хозяйка;

б) побег с гусаром Минским

Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отда­вал…

На Дуне не только «дом держался», но она …

Дуня была солнцем в маленьком мире станционного смотрителя. Но вряд ли она сама понимала это. Потому что… Гусар увозит ее обманом, но Дуня …

3. И померкла жизнь

а) болезнь и «путешествие» в Петербург;

б) слезы негодования и беспомощности

Занемог он, слег в постель. Потом все-таки …

Добрался до Петербурга, отыскал своего обидчика, …

От горя и сознания собственной беспомощности …

4. И как же способно изменить человека горе!

а) обрюзгший старец;

б) одиночество и безысходность

из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца,

Одиночество и безысходность …

Угасло солнце, согревавшее жизнь старика. И угасла…

5. Позднее раскаяние

а) холмик на деревенском кладбище;

б) повзрослевшая Дуня;

в) осознание невозвратимости и безысходности

Опустел дом, поселились в нем… О том, что в этом мире был маленький человек, …

Однажды сюда придет повзрослевшая Дуня, и…

  1. Так о чем же самая грустная повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Может быть, и об этой безысходности, о …, а не только о судьбе маленького человека хотел нам поведать А.С. Пушкин в своей самой грустной повести «Станционный смотритель».

Сочинение-рассуждение «Самая грустная повесть»

(по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

А.С. Пушкин одним из первых русских писателей открыл миру «маленького человека». Маленького, потому что таких незаметных, незначимых людей миллионы по всей России. Но жизнь каждого из них – это целый мир, с его радостями, печалями, мечтами и буднями.

О судьбе одного такого «маленького человека» рассказывает нам в повести «Станционный смот­ритель» А.Пушкин.  «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда…» Это человек, на котором каж­дый проезжающий считает своим долгом выместить гнев и раздражение от неприятностей, случившихся в дороге.

Таков и Самсон Вырин — главный герой повести. Долгие годы службы развили в нем терпе­ние и понимание, а неприятности и страдания не смогли вытеснить из его сердца доброту и доверие к лю­дям. Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отда­вал подрастающей красавице дочери, с нею же связывал и свое счастье. На Дуне не только «дом держался», но она умела и успокоить сердитых и раздражительных посто­яльцев. Дуня была солнцем в маленьком мире станционного смотрителя. Но вряд ли она сама понимала это. Потому что однажды проезжающий через станцию гусар Минский влюбляется в девушку и обма­ном увозит ее из отцовского дома. Увозит обманом, но Дуня и не рвется вернуться домой.

И померкла жизнь для Вырина. Занемог он, слег в постель. Потом все-таки нашел в себе силы, «пешком отправился за своей дочерью». Добрался до Петербурга, отыскал своего обидчика, но тот выпроводил смотрителя из дома, сунув ему за обшлаг рукава деньги. От горя и сознания собственной беспомощности Вырин тяжело заболевает.

И как же способно изменить человека горе! Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. Одиночество и безысходность поселилось в доме станционного смотрителя. Угасло солнце, согревавшее жизнь старика. И угасла жизнь.

Опустел дом, поселились в нем другие люди. О том, что в этом мире был маленький человек, напоминает холмик на деревенском кладбище. Однажды сюда придет повзрослевшая Дуня, сама ставшая матерью и потому осознавшая весь ужас своего поступка. Упадет на могилу, долго будет лежать, обняв холодную землю. Поздно, слишком поздно пришло к ней понимание отцовского горя. Теперь безысходность станет и ее спутником жизни.

Может быть, и об этой безысходности, о вовремя сказанном спасительном слове, о дочернем долге и любви к родителям, а не только о судьбе маленького человека хотел нам поведать А.С. Пушкин в своей, пожалуй, смой грустной повести «Станционный смотритель».

История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

    1. История героев и их семей.

    2. Любовь Маши и Владимира

  1. Начало их отношений.

  2. Объяснение Дубровского с Машей.

  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.

  4. Сватовство и венчание с Верейским.

  1. Почему они не могли быть вместе?

1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что наши герои оба рано лишились матери, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как относится к Дубровскому Маша?

8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична?

10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
1) К. Троекуров и А. Дубровский
2) История любви М. Троекуровой и В. Дубровского.
3) Почему В. Дубровский стал разбойником?
К. Троекуров и А. Дубровский
I. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
II. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  • Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
  • Характер героев.
  • Отношение с людьми.
  • Причина гибели А. Дубровского.
  • III. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

  • Ровесники.
  • 2. По происхождению дворяне.

    3. Оба служили и вышли в отставку.

    4. Оба женились по любви и стали вдовцами.

Различие

Соц. положение

Богатство — власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо, строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение, неприязнь

Сочувствие, симпатия

История любви М. Троекуровой и В. Дубровского
I. Вступление. История героев и их семей.
II. Основная часть.

  • Начало их отношений.
  • Объяснение Дубровского с Машей.
  • Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  • Сватовство и венчание с Верейским.
  • III. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

Картина В. Пукирева «Неравный брак»
Почему В. Дубровский стал разбойником?

  • Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
  • Основная часть.
  • Болезнь и смерть отца.
  • Дубровский вступает на преступный путь.
  • Отношения с Машей Троекуровой.
  • Дубровский – благородный разбойник.
  • Главный герой покидает родные края.
  • III. Заключение. Мое отношение к герою.

Подготовка к
сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1) контроль знания содержания
романа и понимания его основной мысли;

2) контроль умения составления
плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый
письменный ответ по предложенному плану;

3) формирование умения цитирования,
работы с текстом произведения большого объема.

 Задачи
урока:

1) совершенствовать
умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;

2) 2) активизация
познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности;

3)
3)воспитание
толерантности, умения общаться,

4) 4) выработать навыки
работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно
объявленных вопросов,

5)
5)
работать над выразительным чтением;

6)
6)
воспитывать культуру связной речи.

Оборудование: распечатка с
элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману,
рисунки, перечень тем к сочинению.

Ход урока

Предварительная подготовка.
Исследовательские проекты детей:

1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша
Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».

1. Актуализация
знаний о романе.

Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина
«Дубровский».

Задание: по очереди назовите те
сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете,
композиции, особенностях, героях.

2. Составление
плана сочинения.

1. Групповая работа. Класс делится
на 3 группы.

Задание: расположите по порядку
пункты плана.

Схема прилагается на том же листе,
т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.

Выступление представителей от групп
с защитой своего плана, комментарием пунктов.

После обсуждения — вывешиваем на
стенд для дальнейшей работы.

3. Защита
проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных
вопросов.

1-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский –
«благородный разбойник».

 ПЛАН

I. Владимир
Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».

II. Почему Владимир
Дубровский стал разбойником?

1. История молодого Дубровского.

а) Жизнь в Петербурге; честолюбие,
расточительность.

б) Отношение к отцу.

в) Реакция на смерть отца.

2. Владимир Дубровский — «благородный
разбойник».

а) Решение мстить Троекурову за
разорение и смерть отца.

б) Смерть приказных в пожаре.

в) Ответственность за крепостных
людей, разделивших его судьбу.

г) Слухи о великодушии разбойника
Дубровского.

д) Объяснение Маше причины, по которой
он стал разбойником.

3. Отчаяние, отказ от мщения,
отъезд за границу.

III. Авторское
отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.

2-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский и Маша
Троекурова.

ПЛАН

I. Роман А. С.
Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.

II. Владимир
Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.

1. История героев и их семей.

а) Дружба отцов.

б) Рано лишились матерей, одиноки и
впечатлительны.

в) Воспитание, данное героям.

г) Решение Дубровского мстить
Троекурову привело героя в его дом.

2. История любви Маши Троекуровой и
Владимира Дубровского.

а) Отношение Маши к «учителю»,
история с медведем.

б) Объяснение Дубровского с Машей,
его признание в обмане.

в) Маша боится и самого Дубровского
и чувств к нему.

г) Сватовство Верейского и согласие
Маши принять помощь Дубровского.

д) Маша не может нарушить клятву,
данную мужу.

е) Отчаяние Дубровского.

III. Честь и верность
данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.

3-я группа. Защита проекта.

Тема: Имена и характеры героев
романа «Дубровский».

ПЛАН

1. Связь между именем, характером и
судьбой человека.

2. Тайна имён литературных героев в
романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу,
поступки.

3. Как автор в романе «Дубровский»
выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?

4. Как звучат имена героев на
страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени
или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?

а) наиболее часто встречающееся
среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).

б) Значение имени Мария для
Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.

в) Владимира Дубровского Пушкин
называет по фамилии – симпатия автора к герою.

г) Троекурова Пушкин называет по
имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.

д) Герои, которых автор называет
только по  фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин.
Князь Верейский.

5. Этимология имён главных героев.

а) Значение имени Владимир и образ
Владимира Дубровского.

 Владимир – имя старославянское,
обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но
он всегда имеет своё мнение.

 б) Значение имени Андрей. Андрей –
мужественный. Образ Андрея Гавриловича.

 в) Значение имени Кирилл.

Имя Кирилл древнегреческого
происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович –
человек избалованный, надменный, своенравный.

6 . Женские имена в романе «Дубровский».

Мария, в переводе с
древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову.
Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.

7. Заключение. Влияние этимологии
имён на характеры героев, их поступки, образы.

4. Обсуждение,
корректировка проектов.

В сочинение по теме «Почему
Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах
характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость,
отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»),
искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).

5. Оформление
творческой работы.

Оформление цитат и
работа над темой сочинения.

1.Объяснение учителя.

В своей работе желательно
использовать три разных вида цитирования.

Примеры оформления можно поместить
на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве
примера.

а) Полное цитирование. Используется
следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает
внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою:
«…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.

б) Частичное цитирование. Например,
А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как
«…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».

в) Ссылка на текст. В разговоре с
Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.

2. Тренировочное упражнение.

Задание: попробуйте процитировать
разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска
хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах»,
объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.

 Работа над темой
сочинения.

1.Выбор темы. 2. Подбор цитат.

6. Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние
страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде
всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно
не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что
Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать
нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем
главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения
Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

-Подумайте, как могла бы сложиться
дальнейшая судьба героев?

В майковском собрании черновиков
Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа.
Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство —
свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная
шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин —
Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг
Пушкина».

Исследователи интерпретируют
пушкинский замысел так: после смерти  Верейского Дубровский возвращается в
Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином.
Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим
следует вмешательство полицмейстера.

7. Домашнее
задание
.

Написание сочинения на одну из
предложенных тем:

 1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
(По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».

4. Дальнейшая судьба главных героев
романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).

09.12.2014

«Учимся писать сочинение» Урок подготовки в сочинению -рассуждению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Новосадова Надежда Васильевна

учитель русского языка и литературы

Урок подготовки к сочинению-рассуждению с опорой на литературный материал.Необычные темы вызывают интерес учеников, заставляют думать, рассуждать. Повторение строения сочинения-рассуждения и текста романа.

Оценить★★★★★

12571

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

«Урок русского языка и литературы»

«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы с опорой на литературное произведение (роман А. С. Пушкина «Дубровский») в 6-ом классе

Автор: учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

2014г

Сопроводительная информация об авторе

Новосадова Надежда Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01

Учитель русского языка и литературы

Стаж 25 лет

Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008.Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

Контактная информация: телефон +79087373334;

e-mail – nvn241068@mail.ru

«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы с опорой на литературное произведение (роман А. С. Пушкина «Дубровский»)

Пояснительная записка.

Развитие коммуникативных навыков является одной из основных задач изучения русского языка в школе. Умение составлять связное высказывание на заданную тему, рассуждать и доказывать собственное мнение необходимо развивать в учениках с младших классов. В связи с введение ЕГЭ в тестовой форме и соответственной подготовке к нему эта задача стала одной из самых сложных. Возвращение сочинения в 11 классе является той положительной мотивацией как для учителя так и для ученика, которая помогает обучению умениям самостоятельно творить, рассуждать. В младших классах ученики легче воспринимают подобные задания, поэтому данный урок является пробным экспериментом подготовки к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы с опорой на литературный материал. Результатом данного урока явились творческие работы шестиклассников.

Цели урока:

Образовательная:обобщить и расширить представления о таком типе речи, как рассуждение, продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учеников на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно подбирать материал на определенную тему; составлять план сочинения, создавать собственные рассуждение на данную тему: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа литературного и жизненного материала.

Место урока в учебном процессе: заключительный урок по роману «Дубровский».

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Вид урока: практикум.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Оборудование: презентация, учебник литературы с текстом романа А. С. Пушкина «Дубровский», тетради, раздаточный материал, классная доска с высказываниями Максима Горького и Сомерсета Моэма.

Структура урока

Этапы урока

Методическое обоснование

1.Организационный момент. Целеполагание.(1 минута)

Ставятся задачи урока, направленные на усиление мотивации.

2. Повторение изученного. (6 минут)

2.1.Строение текста рассуждения.

2.2.Обсуждение прочитанного романа «Дубровский».

Активизируется познавательная активность учащихся, обеспечивается необходимая мотивация обучения. Во время повторения идет фронтальная работа, закрепляются и систематизируются знания учащихся по строению текста рассуждения. Практический метод при анализе текста рассуждения. Обобщение впечатлений от проанализированного романа.

3. Подготовка к сочинению (практическая часть формирования умений и навыков)

3.1.Подбор материала к 1-ой теме «Что такое истинная дружба?»(11 минут)

3.2.Работа над 2-ой темой « Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» (Шопенгауэр).(11 минут)

Фронтальная работа. Развивается умение рассуждать на заданную тему, формулировать свое мнение по данной проблеме. Развиваются навыки связной речи. Используется метод наблюдения и анализа при выборе материала для сочинения.

Поисковый метод при работе с художественным текстом. Отрабатывается умение анализировать особенности лексики в художественном произведении. Используется выразительное чтение.

Метод языкового анализа развивает языковое чутьё, учит быть внимательными к слову.

4.Первичное закрепление умений и навыков. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.(11 минут)

Практический метод. По заданной модели учащиеся сами формулируют тему, конструируют текст, подбирают материал для аргументации. Закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

5.Итоги урока.(3минут)

Фронтальная заключительная работа позволит подвести итоги, привести в систему новые знания.

6.Домашнее задание. (2 минуты)

Мотивация для использования полученных знаний и умений на практике.

Предварительная подготовка к уроку

Класс делится на две творческие группы, которым даются поисковые задания:

1 группа: подобрать афоризмы о дружбе, попробовать самостоятельно сформулировать определение этого понятия; подготовить рассказ о дружбе и друзьях в жизни Пушкина

2 группа: подобрать афоризмы, а также литературные и жизненные факты, иллюстрирующие гуманное отношение к животным.

Для всех: вспомнить строение текста-рассуждения, повторить содержание романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Методы и приемы, используемые на уроке: слово учителя, беседа, обсуждение, поисковые задания, выразительное чтение, устное конструирование текста, работа с художественным текстом, подбор афоризмов к теме, самостоятельная формулировка темы сочинения.

Ход урока.

Организационный момент. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, соединяющее в себе урок русского языка и литературы. Вы согласитесь с тем, что умение правильно и грамотно говорить, составлять устное или письменное связное высказывание необходимо для человека. Эти умения не появляются сами, этому нужно учиться

Цель сегодняшнего урока: научиться подбирать материал для сочинения на нравственно-этическую тему, формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал. Обратите внимание на высказывание замечательного русского писателя Максима Горького: «Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать».

Какие три задачи мы решаем, приступая к созданию собственного связного текста?

Сегодня на уроке мы поговорим о трех темах, из которых одну вы выберете для домашнего сочинения.

Повторение изученного.

2. 1.Строение текста рассуждения. Вспомните, как обычно строится текст рассуждение?

Ответы учеников: «Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать; доказательства-аргументы; вывод».

В тетрадях напишите схему текста данного типа речи. Проверьте себя по слайду презентации (Слайд 2). Найдите в данном тексте части рассуждения (Слайд 3).

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Ответ учеников: «Тезисом можно считать 2-ое и 3-е предложения: аргументами 4-ое, 5-ое, 6-ое; последнее предложение – вывод».

2.2.Обсуждение прочитанного романа «Дубровский». На уроках литературы мы закончили изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский».Ваше мнение о прочитанном романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко?

Выслушиваем ответы учеников, в которых ученики с любовью и уважением отзываются о Владимире Дубровском, Маше, Андрее Гавриловиче Дубровском, с неприязнью — Троекурове. Из эпизодов вспомнят случай с медведем, ссору Дубровского и Троекурова, неудачное освобождение Маши и другие эпизоды.

Подготовка к сочинению (практическая часть формирования умений и навыков).

Слово учителя. Впервые в школьной программе мы встретились с таким литературным жанром, как роман. Мы уже говорили, что данный жанр предполагает более сложное изображение жизни, чем повесть, охватывает более широкий круг проблем. Сегодня мы обратимся к страницам романа не для того, чтобы анализировать образы главных героев или проводить литературоведческий анализ композиции. Мы поговорим о нравственно-этических проблемах, затронутых Пушкиным в своем замечательном произведении и актуальных для нас.

3.1.Подбор материала к 1-ой теме«Что такое истинная дружба?» (Слайд 4)

Беседа по вопросам. Актуальна ли эта тема для вас? Почему? Как бы вы объяснили значение данного слова? Кого вы считаете истинным другом? Почему мнения могут быть разные? Как Пушкин относился к друзьям по Лицею?

Ответы учеников, в которых они говорят о том, как важна для них дружба и настоящие друзья. Мнения могут быть разные, но в целом дети сходятся в том, что истинный друг тот, который тебя понимает, он поможет в трудную минуту, не предаст; тот, с которым есть одинаковые интересы, легко и приятно общаться. Ребята из 1-ой группы рассказывают о Пушкине и его друзьях по Лицею, вспомнят Пущина, посетившего Пушкина в ссылке в селе Михайловское, стихотворение «К Пущину», посланное поэтом другу в Сибирь. Приводят слова Петра Александровича Плетнева, друга и издателя Пушкина:

«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей…» (Слайд 5)

Подготовленный ученик читает наизусть:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(Пушкин А. С. «19 октября 1825г»)

Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский».

Беседа по вопросам: Есть ли в нем данная проблема? Кого вы можете назвать друзьями? Докажите примерами из текста, что в романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского. Зачитайте фразы из текста романа. На чем основана их дружба? Можно ли считать отношения дружбой, если они основаны только на взаимных интересах и схожести биографии? Почему они поссорились? Может ли так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров? (Слайд 6)

Ответы учеников: В романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского, которых Пушкин называет « товарищами по службе». На 1-ый взгляд, они могут называться друзьями. Дети зачитывают цитаты из 1-ой главы романа: «Будучи ровесниками……», «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Однако вряд ли их отношения можно назвать дружбой, так как между ними не было равенства. Троекуров мог посмеяться над Дубровским, не понял его обиды, требовал подчинения себе, а когда не сумел добиться от Дубровского покорности, жестоко отомстил. Настоящие друзья так не поступают.

Поисковое задание: просмотрите эпизоды романа, касающиеся отношений Троекурова и Дубровского, использует ли Пушкин хоть раз слово «дружба», «друзья»? Сделайте вывод.

Ответ учеников: Нет, ни разу, мы видим у него слова «товарищи», «приятели», «соседи». Зная, как трепетно относился Пушкин к своим друзьям и к понятию «дружба», мы видим, что отношения этих героев он ни разу не называет этим словом, давая тем самым понять, что не считает их друзьями.

Проверяем домашнее задание 1 группы. Выбираем из подобранных афоризмов только те, которые иллюстрируют отношения, изображенные в романе. Записываем в тетрадь. Одно из них вы можете использовать в качестве эпиграфа, вступления к сочинению или заключения. (Слайд 7)

«В дружбе нет ни должников, ни благодетелей»(Ромен Роллан).

«Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами» (Пол Гетти).

«Бойтесь дружбы злого столько же, как и ненависти честного человека» (Франсуа Фенелон).

«В этом мире неверном не будь дураком:

Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.

Трезвым оком взгляни на ближайшего друга —

Друг, возможно, окажется злейшим врагом» (Омар Хайям)

Устное конструирование текста. Итак, попробуем устно сконструировать наше сочинение. Что будет тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ваши рассуждения, высказывания известных людей, статья из словаря). Что вы приведете в качестве аргументов? (Примеры из стихов Пушкина, примеры из романа, анализ отношений между героями, причем доказательства могут идти «от противного», как и будет в данном случае). Что напишете в заключении? (Выводы, перекликающиеся с тезисом, афоризмы, подтверждающие вашу мысль).

3.2.Работа над 2-ой темой:« Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» (Шопенгауэр). (Слайд 8)

Беседа по вопросам. Вас не удивила данная тема? Ведь роман не о животных, а о людях, взаимоотношениях между ними. Кто сразу приходит на память из героев романа?

Ответы учеников: Сначала данная тема может удивить, но затем мы вспоминаем эпизоды романа, иллюстрирующие эту мысль. На память сразу приходит Троекуров и его забавы с медвежатами

Вопросы учителя. У многих из вас есть дома животные. Как вы относитесь к ним? Зачем люди заводят домашних животных? Как вы понимаете слова философа, мыслителя Шопенгауэра?

Ответы учеников о домашних любимцах, которых заводят для того, чтобы иметь друга, заботиться о нем, любоваться. В словах Шопенгауэра звучит мысль о том, что в отношениях к животным как к «младшим братьям» видна доброта человека или ее отсутствие.

Задание. Расскажите о жестоком отношении Троекурова к животным. Как характеризуют героя эти эпизоды? Что вы могли бы о нем сказать, если бы знали о нем только это? Можете ли подтвердить слова философа другими эпизодами текста, в которых можно увидеть злой нрав Троекурова? Почему вы не назвали Владимира Дубровского, когда говорили о жестоком обращении с животными, ведь именно он убивает медведя?

Ответы учеников: Рассказывая эпизоды о том, как Троекуров издевался над медвежатами и взрослыми медведями, стравливал их с кошками и щенятами, заставлял колоть лапы гвоздями, голодных сажал на цепь, дети скажут, что это показывает жестокий нрав помещика. Если бы читатели знали о нем только эти факты, они уже имели бы представление о нем, как о своенравном, бессердечном человеке. Эти качества Троекурова вполне подтверждаются другими эпизодами, в которых он жестоко поступает с людьми: ссора с Дубровским, издевательства над гостями, отношение к дочери.

Владимир Дубровский вынужден был убить медведя не из-за жестокости характера, а по необходимости: он защищал свое достоинство и жизнь, агрессию проявлял медведь.

Обсуждение афоризмов, подобранных 2-ой группой.

« Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми». С.П.Бернарден

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. Шопенгауэр

Вопросы учителя. Актуальна ли данная проблема для нашего времени?

Ответы учеников: Да, в настоящее время тоже существуют люди, жестокие по отношению к животным.

Слово учителя: Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. Спасти собаку не удалось.

Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей».

Есть у памятника и название: «Гуманному отношению к животным посвящается».

Устное конструирование текста. Итак, используя записанную модель и подобранные материалы, создайте устное сочинение на 2 тему. Учтите, если тема не является вопросительным предложением, в качестве тезиса можно использовать ваше объяснение данной фразы. Можно попробовать задать к данному афоризму вопрос «Почему?». Ваш ответ на него будет тезисом. Аргументами, как и в 1 случае, будут эпизоды из текста, их анализ.

Выслушиваем ответы ребят.

Первичное закрепление умений и навыков. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.

Практическая работа с раздаточным материалом.

Перед вами несколько афоризмов. Прочитайте их и попробуйте сформулировать тему сочинения, для которого эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа или вступления. Запишите темы в тетрадь.

«Благородству присущи и смелость и честь». (Омар Хайям)

«Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)

«Смелым помогает судьба». (Вергилий)

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой; но сам себя делает таковым великолепными своими делами». (Петрарка Ф.)

«Благородный человек — тот, в ком добро, смелость и честность преобладают над злом, слабостью и эгоизмом» (Цицерон)

«Смелость — начало победы». (Плутарх)

«Храброму — вся земля родина». (Овидий)

Примерные темы ребят:

-Что такое смелость и благородство?

-Какого человека можно назвать благородным?

-Легко ли быть смелым?

-Человек рождается смелым и благородным или таким воспитывает себя сам?

-Когда человеку необходима смелость?

Беседа по вопросам: Как бы вы сами ответили на ваши вопросы? Одинаковый ли ответ предполагается на данные вопросы? Что у нас получилось, когда мы отвечали?

Ответы учеников будут содержать их представление о смелости и благородстве. Умение преодолевать свой страх являются истинными показателями смелости. Великодушие, доброта, милосердие по отношению к слабым, умение прощать врагов, чувство собственного достоинства – признаки благородства. Ответы на эти вопросы будут тезисами сочинения.

Вопросы: Можно ли в романе «Дубровский» найти примеры благородства и смелости, проявленных героями? Самостоятельно подберите такие эпизоды, если выберете эту тему для своего сочинения. Чем будет анализ приведенных эпизодов в вашем сочинении? Чем закончите свое сочинение?

Ответы учеников: Владимир Дубровский в романе изображен смелым и благородным человеком, остающимся таким, даже став разбойником. Он не испугался медведя, не боится Троекурова, пытается спасти Машу, смело сражается в бою с солдатами. При этом умеет прощать, не желает убивать своих противников, не грабит честных и бедных людей (эпизод, рассказанный Анной Саввишной Глобовой). Анализируя данные эпизоды, мы работаем над аргументами к тезису. В качестве вывода можно использовать афоризмы о смелости и благородстве.

Итоги урока.

Слово учителя:

Итак, сегодня на уроке мы подбирали материал для сочинения по трем темам. Нам встретилась тема в виде проблемного вопроса, тема афоризм и, наконец, самостоятельно сформулированная тема. Проверьте, записаны ли они у вас в тетради. Записаны ли у вас цитаты и афоризмы для каждой из тем. Понятно ли вам, как строить сочинение? Какие вопросы хотите задать? Что осталось непонятным?

Выслушиваем ответы учеников, обсуждаем непонятые моменты урока.

Давайте еще раз обратимся к доске с высказываниями выдающихся писателей. Английский писатель Сомерсет Моэм сказал: «Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым». Надеюсь, что быть искренними и добрыми вам не будет трудно, когда вы начнете писать сочинение, выбрав заинтересовавшую вас тему

Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.

Список использованной литературы.

Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» -Екатеринбург, 2004г

www.fipi.ru

Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: «ДЕКОМ», 1995

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994.

А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959г.

Красовская С. И., Шутан М. И Моисеева В. Г. и др. «Сочинение? Легко!» — М.:Просвещение, 2014г.

Приложение

Карточка с заданием для практической работы.

Перед вами несколько афоризмов. Прочитайте их и попробуйте сформулировать тему сочинения, для которого эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа или вступления. Запишите темы в тетрадь.

«Благородству присущи и смелость и честь». (Омар Хайям)

«Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)

«Смелым помогает судьба». (Вергилий)

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой; но сам себя делает таковым великолепными своими делами». (Петрарка Ф.)

«Благородный человек — тот, в ком добро, смелость и честность преобладают над злом, слабостью и эгоизмом» (Цицерон)

«Смелость — начало победы». (Плутарх)

«Храброму — вся земля родина». (Овидий)

14

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/84767-uchimsja-pisat-sochinenie-urok-podgotovki-v-s

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1) контроль знания содержания романа и понимания его основной мысли;

2) контроль умения составления плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый письменный ответ по предложенному плану;

3) формирование умения цитирования, работы с текстом произведения большого объема.

 Задачи урока:

совершенствовать умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 2) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 3)воспитание толерантности, умения общаться, 4) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, 5) работать над выразительным чтением; 6) воспитывать культуру связной речи.Оборудование: распечатка с элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману, рисунки, перечень тем к сочинению.

Ход урока

Предварительная подготовка. Исследовательские проекты детей:

1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».

1. Актуализация знаний о романе.

Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина «Дубровский».

Задание: по очереди назовите те сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете, композиции, особенностях, героях.

2. Составление плана сочинения.

1. Групповая работа. Класс делится на 3 группы.

Задание: расположите по порядку пункты плана.

Схема прилагается на том же листе, т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.

Выступление представителей от групп с защитой своего плана, комментарием пунктов.

После обсуждения — вывешиваем на стенд для дальнейшей работы.

3. Защита проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных вопросов.

1-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский – «благородный разбойник».

ПЛАН

I. Владимир Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».

II. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

1. История молодого Дубровского.

а) Жизнь в Петербурге; честолюбие, расточительность.

б) Отношение к отцу.

в) Реакция на смерть отца.

2. Владимир Дубровский — «благородный разбойник».

а) Решение мстить Троекурову за разорение и смерть отца.

б) Смерть приказных в пожаре.

в) Ответственность за крепостных людей, разделивших его судьбу.

г) Слухи о великодушии разбойника Дубровского.

д) Объяснение Маше причины, по которой он стал разбойником.

3. Отчаяние, отказ от мщения, отъезд за границу.

III. Авторское отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.

2-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

ПЛАН

I. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.

II. Владимир Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.

1. История героев и их семей.

а) Дружба отцов.

б) Рано лишились матерей, одиноки и впечатлительны.

в) Воспитание, данное героям.

г) Решение Дубровского мстить Троекурову привело героя в его дом.

2. История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

а) Отношение Маши к «учителю», история с медведем.

б) Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане.

в) Маша боится и самого Дубровского и чувств к нему.

г) Сватовство Верейского и согласие Маши принять помощь Дубровского.

д) Маша не может нарушить клятву, данную мужу.

е) Отчаяние Дубровского.

III. Честь и верность данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.

3-я группа. Защита проекта.

Тема: Имена и характеры героев романа «Дубровский».

ПЛАН

1. Связь между именем, характером и судьбой человека.

2. Тайна имён литературных героев в романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу, поступки.

3. Как автор в романе «Дубровский» выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?

4. Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?

а) наиболее часто встречающееся среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).

б) Значение имени Мария для Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.

в) Владимира Дубровского Пушкин называет по фамилии – симпатия автора к герою.

г) Троекурова Пушкин называет по имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.

д) Герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.

5. Этимология имён главных героев.

а) Значение имени Владимир и образ Владимира Дубровского.

Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение.

б) Значение имени Андрей. Андрей – мужественный. Образ Андрея Гавриловича.

в) Значение имени Кирилл.

Имя Кирилл древнегреческого происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный.

6 . Женские имена в романе «Дубровский».

Мария, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову. Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.

7. Заключение. Влияние этимологии имён на характеры героев, их поступки, образы.

4. Обсуждение, корректировка проектов.

В сочинение по теме «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»), искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).

5. Оформление творческой работы.

Оформление цитат и работа над темой сочинения.

1.Объяснение учителя.

В своей работе желательно использовать три разных вида цитирования.

Примеры оформления можно поместить на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве примера.

а) Полное цитирование. Используется следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою: «…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.

б) Частичное цитирование. Например, А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как «…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».

в) Ссылка на текст. В разговоре с Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.

2. Тренировочное упражнение.

Задание: попробуйте процитировать разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах», объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.

Работа над темой сочинения.

1.Выбор темы. 2. Подбор цитат.

6. Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

-Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев?

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

7. Домашнее задание.

Написание сочинения на одну из предложенных тем:

1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».

4. Дальнейшая судьба главных героев романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).

Использованы источники из интернета.


Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Проверить усвоенные учащимися знания по теме «А. С. Пушкин». Подготовить учащихся к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи урока

  • Выполнение самостоятельной работы по теме «А. С. Пушкин. Лирика. Роман «Капитанская дочка»». Обсуждение тем сочинения по роману «Капитанская дочка», подготовка цитат и характеристик героев, на которые учащиеся будут опираться в домашних сочинениях.

Виды деятельности

    Самостоятельная работа, беседа по вопросам, выполнение интерактивных занятий, работа с текстом

Ключевые понятия

    Лирика, эпос, роман, характер, художественный приём, герой, стихотворный размер, сюжет, событие

Название этапа Методический комментарий
1 1. Проверка усвоения изученного материала Самостоятельная работа по теме «Лирика А. С. Пушкина и роман » Капитанская дочка»»:
2 2. Повторение изученного. Проверка домашнего задания Учащиеся зачитывают характеристики героев, подобранные дома. В случае затруднения или в качестве дополнения, выполняется интерактивное задание 27_2.docx. Учитель обращает внимание учащихся на авторские характеристики персонажей.
3 3. Повторение изученного и рефлексия учебной деятельности Работа с видеоматериалами.

Сравнение сцен знакомства Петра Гринёва с Пугачёвым в фильмах «Капитанская дочка» В.П. Каплуновского и «Русский бунт» А.А. Прошкина.

– Какой из фильмов ближе к писательскому замыслу, в каком режиссёр отходит от авторского текста? Насколько это показалось вам оправданным?

4 5. Информация о домашнем задании Написать сочинение на одну из тем:
1) Образ Пугачёва и тема русского бунта в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
2) Фольклорные мотивы в «Капитанской дочке».
3) «Истинно русские характеры» (Н.В. Гоголь) в романе «Капитанская дочка».

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Предмет: литература

Класс: 6

Автор УМК: Коровина В.Я.

Тема урока: Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Тип урока: урок развития речи

Предметные: анализировать прочитанное художественное произведение

Метапредметные:

познавательные – объяснять причинно-следственные связи и отношения, выявляе­мые в ходе работы над произведением;

регулятивные – осознавать качество и уровень

Усвоения материала, корректировать свою работу, проектировать маршрут преодоления затруднений;

коммуникативные – умеют представлять конкретное

содержание в форме устного и письменного высказывания.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алго­ритма выпол­нения задачи

Ход урока

Сообщение темы, целей урока

Сообщает учащимся о теме и целях урока

Воспринимают тему и цель урока, понимают и принимают учебную задачу

Мотивация познавательной деятельности

Спрашивает о том, какие трудности вызывает написание сочинения и какие пути их преодоления учащиеся могут предложить.

Называют трудности в написании сочинения, предлагают пути их преодоления: составление плана, работа с черновиком, чтение информационных статей о произведении, перечитывание отдельных фрагментов текста в соответствии с планом (собирание материалов)

Организация познавательной деятельности

Предлагает учащимся темы сочинения, организует работу над 1 из них:

1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?
2. Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
3. Почему Маша Троекурова не приняла освобождение из рук Дубровского?

4. История жизни Владимира Дубровского.

Разбор 4 темы:

Это сочинение – рассуждение, в котором необходима полная характеристика персонажа.

  • Что мы знаем о жизни молодого Дубровского до приезда к отцу?

  • Как отразилось на его судьбе известие о болезни отца? Какие действия он предпринял и почему?

  • Что толкнуло Дубровского на преступление? Прав ли он в своем решении?

  • Как относится автор к Дубровскому? Из чего это видно?

Отвечают на вопросы учителя, выбирают тему сочинения, составляют примерный план.

План к теме 4:

  • I. Историческая эпоха, описанная в романе.

  • II.История жизни В.Дубровского.

1.Детство и юность Владимира.

2.Известие о болезни отца, заставившее оставить службу.

3.Болезнь и смерть отца.

4.Отчаяние и нищета толкнули Дубровского на преступление.

5.Желание отомстить Троекурову и ему подобным.

6.Дубровский – благородный разбойник.

7. Несчастная любовь и преследование властей вынудили его покинуть родные края.

  • III. Кто виноват в том, что Дубровский стал разбойником?

План к теме 1

  • I.Вступление. Дворянство первой половины 19 века.

  • II. Основная часть. Троекуров и Дубровский.

1.Социальное положение.

2.Описание двух усадеб характеризует различие между персонажами.

3.Отношение соседей и чиновников к Троекурову и Дубровскому

4.Спесивость Троекурова и скромность Дубровского.

5. Отношение героев к своим детям.

III. Отношение автора к Троекурову и Дубровскому.

Подведение итогов

Выясняет, какие затруднения, опасения удалось решить в ходе работы, а какие нет. Отвечает на вопросы учащихся.

Задают уточняющие вопросы.

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают задание: написать сочинение на 1 из данных тем (объем 1,5-2 страницы)

  • Подготовка к сочинению по слову о полку игореве 9 класс
  • Подготовка к сочинению по сказкам пушкина 5 класс урок презентация
  • Подготовка к сочинению по роману тургенева отцы и дети 10 класс
  • Подготовка к сочинению по роману капитанская дочка 8 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский почему дубровский стал разбойником