Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 90-91
К. Рылеев «Смерть Ермака»
Размышляем о прочитанном
1. Подготовьте небольшой рассказ о Рылееве на основе прочитанного о нём в учебнике-хрестоматии, словарях-справочниках и энциклопедиях.
Рассказ о Кондратии Рылееве, кратко
Кондратий Фёдорович Рылеев родился 18 сентября 1795 года в селе Батово близ Санкт-Петербурга. Его отец был столбовым дворянином и отставным офицером, мать происходила из немецкого дворянского рода.
В шесть лет Рылеев отправляется в кадетский корпус и учится там до 1814 года. В это время появляются первые литературные опыты Кондратия.
После окончания кадетского корпуса Рылеев отправляется в заграничный поход русской армии, где, по его словам, заражается свободомыслием. Это сразу же нашло отражение в его творчестве.
Если первые годы молодой поэт писал элегии, песни, эпиграммы и патритические оды, то в 1820 году появлется острая политическая сатира «К временщику». Она сразу приносит Рылееву славу и известность в передовых кругах русского общества.
Поэт начинает работать в жанре думы, беря для своих произведений многое из народных исторических песен. Одна из самых известных его дум «Смерть Ермака» была неоднократно положена на музыку.
В это время поэт становится членом Северного общества декабристов, одновременно вместе с Бестужевым печатая журнал «Полярная звезда».
В 1825 году Рылеев принимает активное участие в восстании декабристов. Его приговаривают к смерти и 13 июля 1826 года приговор приводится в исполнение.
Рылеев был женат на Наталье Тевяшевой, у него осталась дочь Анастасия.
2. С какой целью перед думой автор даёт историческую справку? Какие события, о которых рассказывается в ней, отражены в произведении?
Автор даёт историческую справку, чтобы читатель лучше понял о ком и зачем он рассказывает в думе. Узнал предысторию событий, описанных в произведении.
В думе отражён исторический факт гибели Ермака в водах Иртыша.
3. Каковы тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?
Тема думы — смерть Ермака и гибель его дружины в далёкой Сибири.
Идея думы — прославление патриотизма, героев, которые завоевали для России Сибирь.
Автор передаёт читателю чувства патриотизма и любви к Родине, восхищение силой народных героев, сожаление от их преждевременной смерти.
4. О чём думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы — не праздно в мире жили»?
Ермак думает о том, что он сам и его воины искупили вину перед страной, покоряя Сибирь. Он гордится тем, что его жизнь прошла не праздно, что он смог принести пользу родной стране.
5. Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?
Дружина погибла во сне, во время ночного налёта Кучума. Рылеев винит в этом царя, который не оказал вовремя поддержки храбрецам. Он почти прямо обвиняет царя в смерти Ермака: «Тяжёлый панцирь — дар царя, стал гибели его виною».
В думе проявились не только патриотизм, но и демократические, революционные взгляды Рылеева. Он любит свою страну, но считает, что без царя она будет ещё лучше.
6. Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник Б. Дехтерёв?
Художник показал Ермака, плывущего через Иртыш в тщетной попытке спастись.
7. Какие произведения устного народного творчества близки к думам Рылеева?
Думе Рылеева близки народные исторические песни, например «Авдотья Рязаночка», и отчасти былины о богатырях.
Совершенствуем свою речь
1. Как вы понимаете слова и строки из произведения:
Жертва — тот, кто обречён погибнуть.
Иртыш кипел в крутых брегах — река несла воды быстро, с волнами.
И ветры в дебрях бушевали — лес раскачивал деревья.
С вождём покой в объятьях сна дружина храбрая вкушала — дружина спокойно спала.
Тать презренный — вор презренный, очень плохой человек.
2. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в свою речь:
Неизмеримое пространство — огромные просторы.
Некогда — нет времени.
Дань — налог, сбор с врага.
Заселить — построить города и сёла.
Ревела буря — была сильная буря.
Беспрерывно — без перерыва.
В стране угрюмой — в суровом крае.
Громозвучная слава — широкая известность.
Беспечно — легкомысленно, неосторожно.
Сладкий сон — крепкий, спокойный сон.
Ратники — воины.
Не щадил — не давал пощады.
Благословление отчизны — поступки героев одобрены всей страной.
Поглотила — проглотила, скрыла в себе.
Озарился — осветился.
Бушевали — гремели, перекатывались, ярились.
Фонохрестоматия
1. Какие чувства Рылеева усиливает в своём чтении Сергей Сазонтьев?
Актёр усиливает такие чувства, как патриотизм, восхищение силой русских богатырей, гордость за наших воинов, грусть от их смерти, ненависть к врагам.
2. Каким настроением проникнуто описание гибели дружины Ермака?
Описание гибели проникнуто грустью, негодованием, тоской.
3. Как помогает понять это настроение актёрское чтение?
Актёр читает эти строки проникновенно, с негодованием, с горечью.
4. На какое чтение текста настраивает музыка Л. Казаковой (торжественное, суровое, печальное)?
Музыка настраивает на торжественное, местами печальное чтение.
5. Как прочитал актёр финальную часть думы и какие мысли и чувства выделил в ней?
Финальную часть актёр читает торжественно, его голос дрожжит. Особо он выделяет слова про роковй дар царя. И завершает чтение актёр тихо и медленно, словно обвиняя кого-то.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Подготовьте небольшой рассказ о Рылееве на основе прочитанного.
__
Задание по Литературе 8 класс
1 ответ:
5
0
Рылеев родился в семье обедневшего дворянина, но, несмотря на чрезвычайно стесненное материальное положение семьи, он учился в элитной военной академии, которую посещали дети высших санкт-петербургских чиновников.
Рылеев участвовал в зарубежных кампаниях 1814 и 1815 годов, во время наполеоновских войн. В 1818 году он ушел в отставку и вскоре заявил о себе в литературных кругах как придирчивый критик, высмеивающий существующие порядки.
С 1823 по 1825 год он вместе с Бестужевым издает популярный журнал «Полярная звезда», в то же время появляются его стихи, полные пафоса, патриотизма и гражданской ответственности: «Исповедь Наливайко», «Гражданское мужество», «Гражданин» и др.
В 1823 годы Иван Пущин познакомил Рылеева с «Северным обществом», члены которого, в основном ветераны наполеоновских войн, выступали за необходимость проведения социальных реформ, за отмену крепостного права и за смену режима: царское правительство планировалось заменить либо демократической республикой, либо конституционной монархией.
Рылеев понимал, что восстание, скорее всего, провалится, а участники будут казнены. Тем не менее он утверждал, что их жертва не будет напрасной, поскольку они выполнят свою главную задачу — смогут «пробудить Россию».
В «Исповеди Наливайко» он так и писал:
В 1824 году Рылеев становится одним из руководителей Северного общества и ему суждено было сыграть ключевую роль в злополучном восстании и погибнуть на эшафоте.
__
Память о подвиге этого великого борца за справедливость живет в сердцах потомков до сих пор. Вот так сегодня выглядит предположительное место казни пяти самых влиятельных участников Восстания декабристов:
Читайте также
Вот то самое стихотворение, о котором идет речь:
А теперь предлагаю следующий анализ этого произведения в качестве примера:
<hr />
Стихотворение Ивана Бунина «На распутье»
Произведение было опубликовано в 1900 году. Оно написано в стиле русских сказок и былин. В нем поэт обращается к теме выбора жизненного пути. Повествование ведется от первого лица. Автор как будто ставит себя на место Ильи Муромца. Это происходит в один из самых важных этапов жизни Ивана Алексеевича Бунина.
Когда было написано произведение его создателю было всего двадцать лет. В тот жизненный период поэт не мог определиться со своим будущим, это и подтолкнуло его к написанию стихотворения, в котором он попытался выразить все свои сомнения перед предстоящим выбором. Не зная, что делать, на чем остановить свой выбор, автор спрашивает даже у ворона, пытаясь найти в нем советчика: «Отзовися, ворон чернокрылый! Укажи мне путь в краю глухом». Тревожное чувство, испытываемое автором, передается и, например, через описание степи, заросшей бурьяном, а обилие слов, описывающих степь, подчеркивает ее безграничность.
Я считаю, что стихотворение «На распутье» передает насколько сложным и значимым является выбор жизненного пути для каждого человека. Рано или поздно любой оказывается на распутье в окружении неизвестности и опасности, но это не должно становиться преградой, ведь «жизнь зовет», и надо верить, что впереди лучшее.
Тихий, скромный, неприметный, должность- титулярный советник, обязанности- переписывание бумаг. Глаза подслеповатые, голова- лысоватая, образ жизни- скромнее- скромного; съемная комнатка в самом дешевом районе, такое же и питание. Однажды назрела необходимость пошива новой шинели и ввергло Башмачкина в режим еще большей экономии и он свершил чудо- накопил на обновку, был горд этим, заслужив похвалы сослуживцев, радость его была краткой, новую шинель отняли грабители, полиция- традиционно- оказалась бессильной и стресс убивает Акакия Акакиевича. Фраза- все мы родом из гоголевской шинели- рельная данность и долго еще останется таковой.
Изложение с элементами сочинения — достаточно трудный вид работы. Обычно подготовку к нему начинают в 7-8 классах. Детям диктуется или детьми читается текст. Затем этот текст излагается учениками подробно или сжать (зависит от задания). После изложения текста ученики должны ответить на вопрос по данному тексту. Например: почему герой так поступил, зачем автор сопоставляет героев, как вы понимаете высказывание героя…
Раньше изложение с элементами сочинения проводилось в качестве экзамена в 11 классе. Например, мой сын писал его на выпускном экзамене. Сейчас на экзаменах в 9 классе есть только изложение.
О том, как подготовиться к изложению, можно посмотреть на разных сайтах. Например, https://infourok.ru/teksti-izlozheniy-s-elementami-sochineniya-klass-573775.html
Предлагаю такой вариант эссе.
Казалась бы, какой незатейливый и простой сюжет развивается перед нами в притче «Волшебная копейка «. Нашёл парень копеечку и мечтая, каждый раз думая о своих родителях, в его кармане реально становилось денег больше и больше. Но как только у него появились негативные мысли в отношении своих родителей то тут же — карманы юноши опустели…
Я думаю, что эта притча показывает, как важны в этой жизни наши родители. И не только мамы с папами, но и любимые бабули и дедушки! Когда мы помним о них, заботимся, как они когда-то о нас, то и в нашей жизни всё идёт хорошо. Но стоит забыть, пренебречь своим сыновьем или дочерним долгом перед ними, твоя собственная судьба может разрушится.
Наши близкие люди не зря называются родными, мы связаны кровными узами, которые нельзя рвать.
По сюжету оба офицера влюблены в Машу Миронову, однако после того как девушка отвергла ухаживания Швабрина, тот затаил своем сердце обиду. Еще большую досаду Швабрин испытал, когда увидел, что Маша не скрывает свою симпатию и глубокие искренние чувства к Гриневу.
Отношения между бывшими приятелями достигли кульминации, когда крепость пала под натиском армии Пугачева. Чтобы избежать казни Швабрин переходит на сторону Пугачева и даже пытается подговорить Пугачева, чтобы тот повесил Гринева. В последний момент Пугачев останавливает казнь, признав в Гриневе молодого человека, которого спас его во время метели, подарив свой тулуп.
__
Вместо казни Пугачев отправляет Гринева с сообщением в Оренбург, но тот вдруг узнает, что Швабрин назначен комендантом крепости. Это известие пугает Гринева, потому что он понимает, что непорядочный и жестокий соперник будет мучить и унижать Машу, пытаясь принудить ее выйти за него замуж. Гринев бросает все и едет обратно, чтобы спасти любимую.
К.Ф. Рылеев родился 18 сентября 1795 года в имении Батово на реке Средеж Гатчинского уезда Петербуржской губернии в семье отставного офицера.
С 6 лет будущий поэт и декабрист учился в кадетском корпусе, после чего участвовал в заграничных походах русской армии в 1814-15 годах. Там он стал следовать идеям «свободомыслия» и революционным убеждениям.
После Рылеев перевелся по службе в Воронежскую губернию в слободу Белогорье Острогожского уезда, где в чине подпоручика ушел в отставку и женился на дочери помещика соседней слободы Наталье Михайловне Тевяшовой. После свадьбы молодые стали жить в Петербурге. В браке у них родилась дочь Анастасия.
Служил Рылеев сначала заседателем уголовной палаты, затем – в Российско-американской компании правителем канцелярии. Также он был довольно крупным акционером той же компании и владел десятью ее акциями. У Александра I было 20 акций.
В 1823 году вступил в Северное общество. Рылеев стал одним из организаторов восстания в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. За это в 1826 году 13 июля он был казнен через повешение с 5 другими организаторами восстания декабристов в Петропавловской крепости.
Первые опыты Рылеева в сфере литературы относятся к 1813-14 годам. Среди первых произведений автора – патриотическая ода, элегии, послания, эпиграммы, песни.
В 1820 году появилась сатира Рылеева «К временщику».
В 1821 году поэт стал членом «Вольного общества любителей русской словесности», позднее они с А. Бестужевым издавали альманах «Полярная звезда». Также Рылеев состоял в петербургском масонском обществе «К пламенеющей звезде».
Особенно увлеченно поэт работал над думами. Последние годы он творил именно в этом направлении.
При жизни были изданы только 2 его книги – «Думы» и поэма «Войнаровский».
После восстания произведения К. Рылеева были запрещены к печати, а большинство из них уничтожены. Но, несмотря на это, рукописи его стихов и поэмы получили нелегальное распространение по всей России.
Книги Рылеева, изданные русскими эмигрантами, в Лейпциге, Берлине, Лондоне тоже распространялись нелегально.
Кроме сочинения собственных произведений Рылеев занимался стихотворными переводами. Например, стихотворение «Глинский» Ю. Немцевича он перевел с польского языка.
Жизнь отечественного литератора К.Ф. Рылеева была короткой и яркой, в ней он многое успел, как в сфере литературного творчества, так и в личной, и в общественной жизни.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1.Когда началась литературная деятельность К.Ф. Рылеева?
Первые литературные опыты К.Ф. Рылеева относятся к 1813 – 1814 годам. В течение первых 7 лет он пытался определиться, в каком жанре лучше творить и пробовал себя во многих направлениях. Он пишет «Патриотическую оду, элегии, песни, послания, эпиграммы. В 1820 году появляется сатира «К временщику».
2.Работа над каким жанром увлекла поэта? Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности?
Над думами.
Потому что в думах Рылеева было много достоинств: «народность и благородные чувствования», «простой и естественный рассказ», «чистый и легкий язык, наставительные истины» и иные достоинства.
Развиваем дар слова
Подготовьте небольшой рассказ о Рылееве на основе прочитанного о нем и учебнике-хрестоматии, в словарях-справочниках и энциклопедиях.
К.Ф. Рылеев родился 18 сентября 1795 года в имении Батово на реке Средеж Гатчинского уезда Петербуржской губернии в семье отставного офицера.
С 6 лет будущий поэт и декабрист учился в кадетском корпусе, после чего участвовал в заграничных походах русской армии в 1814-15 годах. Там он стал следовать идеям «свободомыслия» и революционным убеждениям.
После Рылеев перевелся по службе в Воронежскую губернию в слободу Белогорье Острогожского уезда, где в чине подпоручика ушел в отставку и женился на дочери помещика соседней слободы Наталье Михайловне Тевяшовой. После свадьбы молодые стали жить в Петербурге. В браке у них родилась дочь Анастасия.
Служил Рылеев сначала заседателем уголовной палаты, затем – в Российско-американской компании правителем канцелярии. Также он был довольно крупным акционером той же компании и владел десятью ее акциями. У Александра I было 20 акций.
В 1823 году вступил в Северное общество. Рылеев стал одним из организаторов восстания в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. За это в 1826 году 13 июля он был казнен через повешение с 5 другими организаторами восстания декабристов в Петропавловской крепости.
Первые опыты Рылеева в сфере литературы относятся к 1813-14 годам. Среди первых произведений автора – патриотическая ода, элегии, послания, эпиграммы, песни.
В 1820 году появилась сатира Рылеева «К временщику».
В 1821 году поэт стал членом «Вольного общества любителей русской словесности», позднее они с А. Бестужевым издавали альманах «Полярная звезда». Также Рылеев состоял в петербургском масонском обществе «К пламенеющей звезде».
Особенно увлеченно поэт работал над думами. Последние годы он творил именно в этом направлении.
При жизни были изданы только 2 его книги – «Думы» и поэма «Войнаровский».
После восстания произведения К. Рылеева были запрещены к печати, а большинство из них уничтожены. Но, несмотря на это, рукописи его стихов и поэмы получили нелегальное распространение по всей России.
Книги Рылеева, изданные русскими эмигрантами, в Лейпциге, Берлине, Лондоне тоже распространялись нелегально.
Кроме сочинения собственных произведений Рылеев занимался стихотворными переводами. Например, стихотворение «Глинский» Ю. Немцевича он перевел с польского языка.
Жизнь отечественного литератора К.Ф. Рылеева была короткой и яркой, в ней он многое успел, как в сфере литературного творчества, так и в личной, и в общественной жизни.
1. Подготовьте небольшой рассказ о Рылееве на основе прочитанного о нем и учебнике-хрестоматии, в словарях-справочниках и энциклопедиях.
Текст из подраздела «Развиваем дар слова»
2. С какой целью перед думой автор дает историческую справку? Какие события, о которых рассказывается в ней, отражены в произведении?
Автор дает историческую справку с целью связать событие, воспеваемое в «Думе», с историческими событиями в Российском государстве, в частности — с покорением и освоением Россией Сибири.
В 1579 году могущественные купцы Строгановы, которым правительство дало во владение Пермию и поручило укрепить и заселить окраинные районы, где татары совершали набеги. Купцы обратились к казакам, промышлявшим грабежами и разбоями на Волге. В результате к Строгановым пришло 540 человек казаков во главе с их атаманом Ермаком. Они были снабжены порохом, свинцом, продовольствием и другими запасами и отправились на борьбу с татарами, жившими тогда в Сибирском княжестве, которым правил хан Кучум.
Казаки разбили войска Кучума, захватили столицу их царства Искер. Кучум сбежал в киргизскую степь и хотел отомстить казакам.
В думе Рылеев как раз и вспоминает историю похода казаков, их геройство в сражениях с татарами, в покорении Сибири на благо Отечества, так как эти края, богатейшие пушным зверем и природными ресурсами, были очень важны для Российской Империи, описывает подлую и изощренную месть татарского хана казачьей дружине и Ермаку.
Когда дружина Ермака отдыхала, уставшая от походов и схваток, ничего не подозревая и не выставив охрану, коварный Кучум, как вор, пробрался с отрядом татар в стан ермаковского войска и разбил его. Стараясь спастись, Ермак бросается в воды Иртыша, но, обессилев от тяжелых доспехов, утопает.
Особое место в произведении Рылеев отводит думе Ермака, который подводит итог своей жизни и деятельности славной казачьей дружины.
3. Каковы тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?
Тема думы К.Ф. Рылеева — событие в истории России – начало покорения и освоения Сибири. На ее основе автор размышляет вместе с героем о смысле жизни и предназначении человека. Главная идея думы проникнута патриотическими чувствами, автор говорит нам о том, что полноценной является только та жизнь, которая посвящена Родине, полезна людям.
Рылеев стремится передать читателю чувство важности, значимости происходящего. Ермака мы видим былинным богатырём, сражающимся за русскую землю. Разбушевавшаяся стихия создает впечатление могучести и мощи сибирской природы и символизирует историческое значение происходящего события – взятия Сибири.
4. О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы — не праздно в мире жили!»?
В ночь перед битвой Ермак думает о том, что его усталым казакам нужно отдохнуть перед новыми походами, также он считает, что они своим походом в Сибирь искупили «все преступленья буйной жизни», что за победы они получили «благословение Отчизны», что жили не зря.
Фразу Ермака: «И мы — не праздно в мире жили!» — я понимаю так: Ермак гордится, что своей службой они сделали великое и важное дело для Родины, Отчизны. Эта нелегкая работа продолжалась несколько лет, казаки совершили много славных побед, подвигов и теперь их деятельность достойна быть примером для подражания.
5. Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?
Дружина Ермака была захвачена врасплох отрядом хана Кучума и погибла в ночном бою. Автор пишет о подлом нападении татар, называя Кучума «татем», то есть вором, но при этом он не раз упоминает о злом роке, дав читателям понять, что гибель казачьего войска – это роковая неизбежность, и ее не предотвратить.
Ермак и его дружина – первопроходцы, а первопроходцы очень часто погибают, не успев воспользоваться результатами своих открытий, и это закономерно.
6. Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник В. Дехтерев?
Художник Дехтерев изобразил эпизод, в котором Ермак в тяжелых доспехах плывет по реке Иртыш. Он пытается доплыть до казацких челнов, но ему это не удалось сделать. Доспехи, которые защищали Ермака в сражениях на суше, в этот раз сыграли роковую роль. Он выбивается из сил и утопает.
7. Какие произведения устного народного творчества близки к думам Рылеева?
Думам Рылеева близки исторические песни, такие как «Ермак берет Казань», «Ермак взял Сибирь», «Песня о Ермаке», также близки и некоторые авторские песни, например, «Есть на Волге утес», которую написал в 1864 году генерал-лейтенант Александр Навроцкий.
Дума «Смерть Ермака» относится к группе исторических дум, потому что в ней Рылеев изображает конкретное событие в истории России – освоение Сибири Ермаком, которого с казачьей дружиной призвали купцы Строгановы в 1579 году.
Творческое задание
Приходилось ли вам слышать исполнение песни на слова рылеевской думы? Какое настроение она у вас вызвала? Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Подготовьте устный или письменный отзыв на думу Рылеева «Смерть Ермака».
Я слышала песню на слова думы Рылеева в исполнении многоголосного хора. Мелодия широкая, распевная. Голоса подобраны сильные, исполняется произведение слаженно, красиво, соблюдаются все интонационные и динамические оттенки. Песня вызывает сожаление, грусть и гордость за Ермака, мне жалко храброго, удалого атамана и его дружину, что их героический путь так завершился.
В народной песне пропущены строфы с размышлениями Ермака. Людей больше трогают гибель Ермака на чужбине, в бушующих волнах Иртыша, и злой рок его судьбы.
Мне понравилась дума Рылеева. В произведении поэт обращается к историческому событию восьмидесятых годов 16 столетия – покорению Ермаком Сибири. Автор очень ярко и реалистично воссоздал картину последней ночи Ермака и его дружины, их бой с татарами и гибель.
Особое внимание он уделяет гибели казачьего атамана, описывая его последние минуты жизни.
Дума близка к народной песне – могучей, напевной, задушевной; она проникнута сожалением, гордостью, воодушевлением.
Произведение Рылеева «Смерть Ермака» имеет огромный патриотический смысл.
Совершенствуем свою речь
Как вы понимаете слова и строки из произведения: жертва, Иртыш кипел в крутых брегах. И ветры в дебрях бушевали, С вождем покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала, тать презренный?
Жертва — это слово многозначное: 1) дар какому-либо божеству, 2) добровольный отказ от чего-либо, 3) человек или животное, погибшие от насилия или в результате несчастного случая.
«Иртыш кипел в крутых брегах» — во время ненастья дул ураганный ветер, шёл сильный дождь, от которого поверхность реки как бы «вскипала».
И ветры в дебрях бушевали — сильный ветер в густом, непроходимом лесу.
С вождём покои в объятьях сна / Дружина храбрая вкушала — дружина Ермака во время урагана отдыхала после изнурительных боёв.
Тать презренный — презренный вор, обманщик, трусливый человек, нападающий исподтишка.
2. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в свою речь: неизмеримое пространство, некогда, дань, заселить, ревела буря, беспрерывно, в стране угрюмой, громозвучная слава, беспечно, сладкий сон, ратник не щадил, благословение отчизны, поглотило, озарился, бушевали.
- Неизмеримое пространство – территория, которую невозможно измерить.
- Некогда – когда-то давно, неизвестно когда.
- Дань – денежная плата в древности жителями власти или врагам, подчинившим себе территорию.
- Заселить – поселиться на территории.
- Ревела буря – буйствовала буря, неистовствовала.
- Беспрерывно – не останавливаясь.
- В стране угрюмой – на неприветливой земле.
- Громозвучная слава – повсеместная, популярная, далеко идущая.
- Беспечно – беззаботно, легкомысленно.
- Сладкий сон – глубокий, спокойный.
- Ратник не щадил – не жалел.
- Поглотила – съела, скрыла, взяла в себя.
- Озарился – внезапно что-то понял, осветился, засверкал.
- Бушевали – буйствовали (ветры, вьюги).
- Благословение Отчизны – разрешение на что-то, одобрение.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).