Подготовьте план сказки подготовьте краткий пересказ

1. Соответствие

Какая модель обложки соответствует произведению Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»? Докажите. Дополните модель.

Дикие лебеди модель обложки

Ответ: вторая модель обложки соответствует сказке Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди

Пометка для родителей: Вспомним, что треугольником обозначается стихотворение, кругом – сказка, широким прямоугольником —  рассказ. Сказка «Дикие лебеди» повествует о волшебстве и приключениях, что обозначается синим цветом.

2. Поиск

Перечитайте абзац. Как сказочник говорит о детях короля? Какие сведения сообщает? Подчеркните.

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать, хоть по книжке, хоть наизусть — все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! Сестрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства.

3. Проталинки

Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными чертами?

И вот королева велела позвать принцев, и, когда они приблизились к ней, она крикнула:

— Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона! Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание!

Но ей не удалось довести до конца своё злое дело. Принцы превратились не в безобразных ворон, а в красивых диких лебедей. С криком вылетели они из окон дворца и понеслись над парками и лесами.

4. Точное слово

Что делала Элиза? Подчеркните. Какой она была ? Запишите.

Потом Элиза оделась, заплела в косы свои длинные волосы и пошла дальше по лесу, сама не зная куда. По дороге она увидела дикую яблоню, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Элиза поела яблок, подпёрла ветви палочками и пошла дальше. Скоро она зашла в самую чащу леса.

Элиза была красивой, с длинными волосами, аккуратной, заботливой, доброй, смелой.

5. Схема

Дополните план сказки. Подготовьте краткий пересказ.

Дикие лебеди схема

6*. Поиск

Перечитайте монолог старшего принца и ответьте на вопросы.

  • Где жили принцы?

Далеко-далеко за морем лежит прекрасная страна.

Вот там-то мы и живём.

  • Сколько раз в год братья-принцы могут прилетать на родину? Почему?

Дорога длинна, надо перелететь через всё море, море широко, надо лететь от восхода до заката солнца с одной остановкой. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней.

  • В какое время принцы – дикие лебеди могли лететь?

Мы летаем дикими лебедями весь день, от восхода солнца до самого заката.

  • Из чего они сделали сетку?

Всю ночь плели они сетку из гибкой ивовой коры и тростника

  • Когда они превратились в людей?

Когда же солнце заходит, мы снова превращаемся в людей.

Элиза быстро набросила на лебедей зелёные рубашки, и, чуть только рубашки коснулись их перьев, все одиннадцать лебедей обратились в красавцев принцев.

7. Точное слово

Перечитайте. В каких словах принца слышится любовь к родине? Подчеркните.

Но всё же, если бы не было этого утёса, нам никогда не удалось бы побывать на нашей родной земле: море широко, мы не можем перелететь через него от восхода до заката солнца. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней. Мы летаем над этим большим лесом и глядим на дворец, где мы родились и провели детство. Он хорошо виден отсюда. Тут каждый куст и каждое дерево кажутся нам родными. По зелёным лугам бегают дикие лошади, которых мы видели ещё в детстве, а угольщики поют те самые песни, которые мы слышали, когда жили ещё в родном дворце. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз мы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня мы должны улететь за море, в прекрасную, но чужую страну.

8. Таблица

Заполните таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки».

Положительные герои Отрицательные герои
Элиза

11 братьев-принцев

Фея Фата-Моргана

Король-муж Элизы

Мачеха-злая колдунья

Королевский епископ

9*. Проба пера

Нарисуйте иллюстрацию к одному их эпизодов сказки.

Дикие лебеди иллюстрация

Назад к содержанию

содержание

Х.-К. Андерсен. Дикие лебеди

1. Соответствие
Какая модель обложки соответствует произведению Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди»? Докажите. Дополните модель.

Это сказка, поэтому круг. Это сказка о волшебстве, поэтому синий цвет.

2. Поиск
Перечитайте абзац. Как сказочник говорит о детях короля? Какие сведения сообщает? Подчеркните.
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь, которую звали Элизой. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; у каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Принцы писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать — и по книжке и без книжки, на память. Конечно, так хорошо читать могли только на-стоящие принцы. Пока принцы учились, сестра их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, которая стоила полкоролевства.

3. Проталинки
Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными цветами.
И вот королева велела позвать принцев, и, когда они приблизились к ней, она крикнула:
— Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона! Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание!
Но ей не удалось довести до конца своё злое дело. Принцы превратились не в безобразных воронов, а в красивых диких лебедей. С криком вылетели они из окон дворца и понеслись над парками и лесами.

4. Точное слово
Что делала Элиза? Подчеркните. Какой она была? Запишите.
Потом Элиза оделась, заплела в косы свои длинные волосы и пошла дальше по лесу, сама не зная куда. По дороге она увидела дикую яблоню, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Элиза поела яблок, подпёрла ветви палочками и пошла дальше. Скоро она зашла в самую чащу леса.
Эльза была аккуратна, опрятна, заботлива, добра.

5. Схема
Дополните план сказки. Подготовьте краткий пересказ.

Король и его дети → Жизнь Элизы → Встреча с братьями → Перелёт → Фата-Моргана → Тайна Элизы → Счастливый конец

6*. Поиск
Перечитайте монолог старшего принца и ответьте на вопросы.
• Где жили принцы?
Далеко-далеко за морем, в такой же прекрасной стране.

• Сколько раз в год братья-принцы могут полететь на родину? Почему?
Два раза в год, в самые длинные дни, пока они — птицы.

• В какое время принцы — дикие лебеди могли лететь?
Днём, пока они птицы, ночью они принцы — люди.

• Из чего они сделали сетку?
Из гибкой ивовой коры и тростника.

• Когда они превратились в людей?
Когда Элиза сшила им зелёные рубашки.

7. Точное слово
Перечитайте. В каких словах принца слышится любовь к родине? Подчеркните.
Но если бы не было этого утёса, нам бы никогда не удалось побывать на нашей родной земле: море широко, мы не можем перелететь через него от восхода до заката солнца. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней. Мы летаем над этим большим лесом и глядим на дворец, где мы родились и провели детство. Он хорошо виден отсюда. Тут каждый куст и каждое дерево кажутся нам родными. По зелёным лугам бегают дикие лошади, которых мы видели ещё в детстве, а угольщики поют те самые песни, которые мы слышали, когда жили ещё в родном дворце. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз мы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня мы должны улететь за море, в прекрасную, но чужую страну.

8. Таблица
Заполните таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки».

Положительные герои Отрицательные герои
Элиза Мачеха
Братья Элизы Епископ
Фея Фата-Моргана
Король

9*. Проба пера
Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

  • Подготовьте рассказ о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни
  • Подготовьте план рассказа на тему значение воды в жизни человека окружающий мир 3 класс виноградова
  • Подготовьте рассказ о переменах в поздней лирике тютчева используя
  • Подготовьте письменный рассказ о февронии отметьте в своем рассказе черты характера героя
  • Подготовьте рассказ о наташе ростовой отобрав связанные с ней ключевые эпизоды романа эпопеи кратко