1. Соответствие
Какая модель обложки соответствует произведению Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»? Докажите. Дополните модель.
Ответ: вторая модель обложки соответствует сказке Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди
Пометка для родителей: Вспомним, что треугольником обозначается стихотворение, кругом – сказка, широким прямоугольником — рассказ. Сказка «Дикие лебеди» повествует о волшебстве и приключениях, что обозначается синим цветом.
2. Поиск
Перечитайте абзац. Как сказочник говорит о детях короля? Какие сведения сообщает? Подчеркните.
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать, хоть по книжке, хоть наизусть — все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! Сестрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства.
3. Проталинки
Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными чертами?
И вот королева велела позвать принцев, и, когда они приблизились к ней, она крикнула:
— Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона! Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание!
Но ей не удалось довести до конца своё злое дело. Принцы превратились не в безобразных ворон, а в красивых диких лебедей. С криком вылетели они из окон дворца и понеслись над парками и лесами.
4. Точное слово
Что делала Элиза? Подчеркните. Какой она была ? Запишите.
Потом Элиза оделась, заплела в косы свои длинные волосы и пошла дальше по лесу, сама не зная куда. По дороге она увидела дикую яблоню, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Элиза поела яблок, подпёрла ветви палочками и пошла дальше. Скоро она зашла в самую чащу леса.
Элиза была красивой, с длинными волосами, аккуратной, заботливой, доброй, смелой.
5. Схема
Дополните план сказки. Подготовьте краткий пересказ.
6*. Поиск
Перечитайте монолог старшего принца и ответьте на вопросы.
- Где жили принцы?
Далеко-далеко за морем лежит прекрасная страна.
Вот там-то мы и живём.
- Сколько раз в год братья-принцы могут прилетать на родину? Почему?
Дорога длинна, надо перелететь через всё море, море широко, надо лететь от восхода до заката солнца с одной остановкой. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней.
- В какое время принцы – дикие лебеди могли лететь?
Мы летаем дикими лебедями весь день, от восхода солнца до самого заката.
- Из чего они сделали сетку?
Всю ночь плели они сетку из гибкой ивовой коры и тростника
- Когда они превратились в людей?
Когда же солнце заходит, мы снова превращаемся в людей.
Элиза быстро набросила на лебедей зелёные рубашки, и, чуть только рубашки коснулись их перьев, все одиннадцать лебедей обратились в красавцев принцев.
7. Точное слово
Перечитайте. В каких словах принца слышится любовь к родине? Подчеркните.
Но всё же, если бы не было этого утёса, нам никогда не удалось бы побывать на нашей родной земле: море широко, мы не можем перелететь через него от восхода до заката солнца. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней. Мы летаем над этим большим лесом и глядим на дворец, где мы родились и провели детство. Он хорошо виден отсюда. Тут каждый куст и каждое дерево кажутся нам родными. По зелёным лугам бегают дикие лошади, которых мы видели ещё в детстве, а угольщики поют те самые песни, которые мы слышали, когда жили ещё в родном дворце. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз мы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня мы должны улететь за море, в прекрасную, но чужую страну.
8. Таблица
Заполните таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки».
Положительные герои | Отрицательные герои |
Элиза
11 братьев-принцев Фея Фата-Моргана Король-муж Элизы |
Мачеха-злая колдунья
Королевский епископ |
9*. Проба пера
Нарисуйте иллюстрацию к одному их эпизодов сказки.
Назад к содержанию
содержание
Х.-К. Андерсен. Дикие лебеди
1. Соответствие
Какая модель обложки соответствует произведению Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди»? Докажите. Дополните модель.
Это сказка, поэтому круг. Это сказка о волшебстве, поэтому синий цвет.
2. Поиск
Перечитайте абзац. Как сказочник говорит о детях короля? Какие сведения сообщает? Подчеркните.
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь, которую звали Элизой. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; у каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Принцы писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать — и по книжке и без книжки, на память. Конечно, так хорошо читать могли только на-стоящие принцы. Пока принцы учились, сестра их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, которая стоила полкоролевства.
3. Проталинки
Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными цветами.
И вот королева велела позвать принцев, и, когда они приблизились к ней, она крикнула:
— Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона! Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание!
Но ей не удалось довести до конца своё злое дело. Принцы превратились не в безобразных воронов, а в красивых диких лебедей. С криком вылетели они из окон дворца и понеслись над парками и лесами.
4. Точное слово
Что делала Элиза? Подчеркните. Какой она была? Запишите.
Потом Элиза оделась, заплела в косы свои длинные волосы и пошла дальше по лесу, сама не зная куда. По дороге она увидела дикую яблоню, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Элиза поела яблок, подпёрла ветви палочками и пошла дальше. Скоро она зашла в самую чащу леса.
Эльза была аккуратна, опрятна, заботлива, добра.
5. Схема
Дополните план сказки. Подготовьте краткий пересказ.
Король и его дети → Жизнь Элизы → Встреча с братьями → Перелёт → Фата-Моргана → Тайна Элизы → Счастливый конец
6*. Поиск
Перечитайте монолог старшего принца и ответьте на вопросы.
• Где жили принцы?
Далеко-далеко за морем, в такой же прекрасной стране.
• Сколько раз в год братья-принцы могут полететь на родину? Почему?
Два раза в год, в самые длинные дни, пока они — птицы.
• В какое время принцы — дикие лебеди могли лететь?
Днём, пока они птицы, ночью они принцы — люди.
• Из чего они сделали сетку?
Из гибкой ивовой коры и тростника.
• Когда они превратились в людей?
Когда Элиза сшила им зелёные рубашки.
7. Точное слово
Перечитайте. В каких словах принца слышится любовь к родине? Подчеркните.
Но если бы не было этого утёса, нам бы никогда не удалось побывать на нашей родной земле: море широко, мы не можем перелететь через него от восхода до заката солнца. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней. Мы летаем над этим большим лесом и глядим на дворец, где мы родились и провели детство. Он хорошо виден отсюда. Тут каждый куст и каждое дерево кажутся нам родными. По зелёным лугам бегают дикие лошади, которых мы видели ещё в детстве, а угольщики поют те самые песни, которые мы слышали, когда жили ещё в родном дворце. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз мы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня мы должны улететь за море, в прекрасную, но чужую страну.
8. Таблица
Заполните таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки».
Положительные герои | Отрицательные герои |
Элиза | Мачеха |
Братья Элизы | Епископ |
Фея Фата-Моргана | |
Король |
9*. Проба пера
Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.