- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Характеристика и образ градоначальника Угрюм-Бурчеева
Характеристика и образ Угрюм-Бурчеева в Истории одного города (градоначальник) сочинение
М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» (краткое содержание) описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.
Угрюм Бурчеев — один из самых запоминающихся персонажей. Многие историки считают, что этот образ был списан с такой исторической личности, как Алексей Андреевич Аракчеев (фаворит Александра Первого). Сравнение наблюдается во многих аспектах — в создании военных поселений, масштабности реформ и мании величия. Также созвучны фамилии Аракчеев и Бурчеев.
Внешность Угрюма Бурчеева не была очень привлекательной. Неулыбчивое лицо, губы тонкие и бледные, узкие плечи. Видимо он пытался компенсировать свою неполноценность тем, что создавал военные поселения и уничтожал там чужие невинные жизни.
Градоначальник не считал эмоции важной частью жизни человека, поэтому редко их проявлял. С ним было невозможно спорить, поэтому все его приказы должны были исполняться без разговоров. Например, он захотел снести город и построить новый, избавиться от реки.
Кроме того, этот персонаж не использовал жизненные удобства, кровать и подушку, а ложился на землю, клал под голову камень и засыпал. Это говорит о его неадекватном восприятии мира. По городу даже ходили слухи, что градоначальник не даёт выходить из дома членам своей семьи, заключил их в подземелье и иногда ходил кормил.
В конце концов жители города решили, что Угрюм Бурчеев был не жестоким лидером, который понимал, что делает, а просто идиотом. Даже не страшным.
Автор произведения с помощью этого образа хотел показать, какими могут быть люди, которые не о чём не думают, кроме себя. У таких людей отсутствуют базовые ценности, они не способны сострадать и чувствовать радость.
Я думаю, что в данном произведении показан пример плохого руководителя. Приход таких людей в элиту общества самое худшее, что может случиться с человечеством. Ведь каждый, кто обладает властью, должен понимать, что несёт ответственность за других людей.
Таким образом, такие властолюбивые люди как Угрюм Бурчеев никогда не будут действовать во имя всеобщего блага и не принесут пользы окружающим. Только ухудшат жизнь населения планами и приказами, будут использовать жестокие методы в управлении, вводить единственную общеобязательную идеологию, и всё это только для того, чтобы самоутвердиться. Человек не будет настоящим, нравственным, если не будет испытывать чувства и эмоции.
2 вариант
М.Е. Салтыков — Щедрин в своем романе «История одного города» создал очень запоминающийся образ героя-градоначальника Угрюм-Бурчеева. Литературоведы обратили внимание на его схожесть с графом Аракчеевым. Да и созвучность их фамилий, намекает на описанную автором пародию.
Свою должность получил благодаря преданности своему начальнику, отрубив ради него палец.
Угрюм-Бурчеев не обладает привлекательной внешностью. Он среднего роста, лицо как будто деревянное, на нем редко можно увидеть улыбку, да и вообще какие либо эмоции, глаза серого цвета, губы тонкие и бледные.
Градоначальник непреклонен и недалёк, автор говорит о нем «твёрдой души прохвост», «мрачный идиот». Он видит только то, что находится у него под носом.
Угрюм-Бурчеев строит грандиозные планы, намерен разрушить существующий город и создать Непреклонск, который больше будет походить на казарму. Но воплощая свои бредовые идеи в жизнь, он только разрушает город. А еще он верит в свою способность противостоять силам природы, пытается остановить течение реки, но стихия дает колоссальный отпор и это очень символично. Его идеи, принудительно навязанные окружающим, сумбурны и бессмысленны, они не несут никакой пользы людям.
Он жестокий, злобный и пустой человек. Болезненно любит власть и это подавляет в нем человеческие качества.
Его внутренний мир странен, можно сказать, даже не здоров. Он спит на голом полу, а вместо подушки использует камень. Ест только сырое лошадиное мясо. Его семья все время находится в подземелье и получает скудную еду в очень маленьких количествах только по ночам. После того как он исчез, в подвале были обнаружены непонятные существа, которые кусались и бросались на людей.
У Угрюм-Бурчеева образ самодура и тирана с достаточно узким кругозором. Высоким интеллектом он тоже не отличается. А грубые и насильственные методы управления еще больше подчеркивают его бесполезность и малодушие. Часами мог маршировать абсолютно один, сам себе, подавая команды.
Имел пристрастие к прямолинейности и мечтал, чтобы его город состоял только из прямых линий.
В итоге, созданный им город Непреклонск, не оправдывает надежд градоначальника, жители категорично настроены против него, их гнев и недовольство порождают нечто, которое уничтожает его.
Автор произведения значительно преувеличивает все в Угрюм-Бурчееве и этим стремится показать истинное лицо самодержавия.
Образ 3
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина повествуется о городе с очень характерным названием Глупов. Необычные и странные вещи, происходящие в городе, неординарные горожане и не менее чудаковатые правители Глупова, подтверждают его название.
Градоначальники отличились каждый по-своему, постарались оставить о себе яркое воспоминание, и все они как один были глупцами.
Данное литературное творение поразительно тем, что его персонажи олицетворяют реальных государственных деятелей, проявивших свои сомнительные таланты по управлению Россией, в сложный период, отмеченный в истории, как Эпоха дворцовых переворотов.
Впечатляющим героем сатиры является Угрюм-Бурчеев. Этот амбициозный представитель власти, любитель грандиозных перестроек, прототип графа Аракчеева.
Внешне ничем не примечательный человек, сухощавый, невысокого роста, с лицом, не выражающим эмоций, впалыми серыми глазами, прямым носом, тонкими губами, и взглядом, демонстрирующим железную хватку. Приверженец сурового казарменного быта, он вел аскетический образ жизни. Спал на голой земле, в пищу употреблял сырую конину. Его одинокие маршировки часами на пролет, навязчивое желание все устроить прямолинейно, вызывают недоумение и наводят на мысль, что у человека нездоровое восприятие действительности.
Угрюм-Бурчеев держит в страхе не только своих близких, но и горожан. Жизнь глуповцев под управлением такого деспота уныла и безотрадна. А родных он вообще заточил в подвал. Несчастные потеряли человеческий облик, практически лишившись рассудка.
Приступив к обязанностям градоначальника, Угрюм-Бурчеев затевает масштабную стройку. У него грандиозные планы по изменению внешнего вида города и уничтожению реки. Глуповцы безропотно подчиняются, но раздражение горожан постепенно назревает. Да и природа протестует против подобного беспредела, разразившись неведомым катаклизмом, унесшим в неизвестность Угрюм-Бурчеева.
Несмотря на беспросветную глупость, жители города все-таки не смогли смириться с тем, что преобразования нового главы привели к разрушению их города. Авыстроенный на новом месте с другим названием Непреклонск очень уж походил на тюрьму нежели на уютное место, где можно счастливо зажить.
Автор острой сатирой обличает эгоцентризм и деспотизм правящей элиты, их недальновидность и жестокость способствующих приближению катастрофы. Просматривается явное негодование писателя в отношении кротости и бессловесной уступчивости горожан. Ведь не может не возмутить подчинение местного населения жестокому идиоту.
Образы, созданные автором в этом сатирическом фарсе скорее попытка обличить существующий крепостнический строй и деспотизм царивший в военных кругах.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ градоначальника Угрюм-Бурчеева
Популярные сегодня темы
- Характеристика и образ Вити из рассказа Астафьева Конь с розовой гривой сочинение
Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет
- Смысл эпиграфа к поэме Мцыри сочинение (как вы понимаете)
Эпиграф – какая-либо краткая фраза, помещённая автором в начале произведения и описывающая его сюжет. Обычно в качестве эпиграфа писатель берёт пословицу, либо цитату из другого творения, а бывает
- Анализ пьесы Дракон Шварца
События пьесы разворачиваются в одном сказочном городе, куда попадает случайный гость по имени Ланцелот. Он заходит в первый попавшийся дом, но не обнаруживает там хозяев, а видит лишь греющегося у очага Кота.
- Образ и характеристика Дарьюшки в повести Палата № 6 Чехова сочинение
Палата №6 — знаменитая повесть Антона Павловича Чехова о трагической судьбе доктора Рагина. К второстепенным героям повести относится Дарьюшка, ее образ позволяет более полно понять характер главного героя.
- Анализ рассказа Двое в декабре Казакова
Данный рассказ повествует об очень своеобразных отношениях. Мужчина и женщина находятся вместе, но оба понимают, что всё идет как-то не так. Женщина давно мечтает о полноценной семье с детьми
В сатирическом романе-хронике «История одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин из множества градоначальников города Глупова представил только нескольких. Подробный рассказ об этих градоначальниках начинается главой «Органчик» и заканчивается главой «Подтверждение покаяния. Заключение». Именно в последней главе рассказывается о правлении градоначальника Угрюм-Бурчеева. Глава эта заканчивается словами: «История прекратила течение своё». Характеристика Угрюм-Бурчеева показывает не только неограниченность власти всех градоначальников Глупова, но и тупую непреклонность именно этого персонажа.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
В архиве города Глупова хранится портрет Угрюм-Бурчеева. «Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой». Его конический череп покрывали густые чёрные волосы, остриженные под гребёнку. Лоб у этого градоначальника узкий, покатый, нос спускался от лба книзу почти в прямом направлении, губы бледные, тонкие, щетинистые усы подстрижены, челюсти развиты, казалось, что они готовы «раздробить или перекусить пополам». Серые впавшие глаза осенены немного припухшими веками. Их взор был «чистый, без колебаний», «совершенно свободный от мысли».
Голос этого градоправителя был ровный, беззвучный. Все движения своей души он выражал единственным словом: «Зачем?» Угрюм-Бурчеев так немногословен, что его фразы можно пересчитать по-пальцам, и почти все они были командами («Гони!», «Напра-во кру-гом! за мной!», «От сих мест — до сих!» и т. п.).
Исторические аналогии
В фигурах некоторых глуповских правителей можно отыскать черты подлинных российских самодержцев и их приближённых.
Прототип Угрюм-Бурчеева — граф Алексей Андреевич Аракчеев, который пользовался огромным доверием Павла I и Александра I. Он был всевластным военным министром, главным начальником Императорской канцелярии и военных поселений, большим любителем муштры (строевой подготовки воинов) и фрунта (строевого учения войск).
Угрюм-Бурчеев схож с Аракчеевым некоторыми чертами характера и тем, что у них обоих были грандиозные планы. И всё же нельзя сказать, что этот градоначальник — сатирический портрет Аракчеева, карикатура на него, так как образ Угрюм-Бурчеева, как и образы других глуповских правителей — образ обобщённый, типический.
У Угрюм-Бурчеева говорящая фамилия. Она не только созвучна фамилии Аракчеева, но и говорит о постоянной угрюмости этого персонажа и о том, что он бродил по Глупову, «бормоча под нос невнятные слова», а из его внутренностей исходило тихое рычание.
История жизни
Угрюм-Бурчеев до своего возвышения был простым, изнурённым избиениями шпицрутенами прохвостом. Однажды его начальнику пришла в голову мысль, что подчинённые его не любят. Чтобы узнать, есть ли среди них те, кто его любит, он своим подчинённым кликнул клич: «Кто хочет доказать, что любит меня, тот пусть отрубит указательный палец руки своей!» Подчинённые на этот клич не спешили, и только Угрюм-Бурчеев вышел из рядов и возопил: «Я хочу доказать!» И тут же он раздробил себе палец тупым тесаком и улыбнулся. Начальник изумился, затем умилился и в награду за то, что Угрюм-Бурчеев его возлюбил, послал его в Глупов начальником. Там он сразу навёл ужас на обывателей своей наружностью, ведь в выражении его лица не было ничего человеческого, поэтому оно производило очень тяжёлое впечатление. Много претерпели глуповцы от такого градоначальника и, возможно, терпели бы и дальше, но однажды этот «прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».
Образ жизни
Угрюм-Бурчеев вёл такой образ жизни, что страх, наводимый его внешностью на глуповцев, увеличивался:
- Он мог спать на голой земле, спал на сеновале лишь в сильные морозы; голову клал вместо подушки на камень.
- Он просыпался на заре и, надев вицмундир, бил в барабан.
- Он курил чрезвычайно вонючую махорку.
- Он ел лошадиное мясо, легко пережёвывал воловьи жилы.
- Он 3 часа в сутки один занимался маршировкой, при этом сам себе давал команды и сам себя подвергал дисциплинарным взысканиям и бичевал себя шпицрутенами.
Глуповцы подозревали, что семья Угрюм-Бурчеева томится в подвале его дома и что он раз в день подаёт туда через железную решётку воду и хлеб. Вероятно, это было правдой, так как после его исчезновения глуповцы нашли в подвале нагих и диких существ. После того, как эти голодные существа объелись щами, они умерли.
Черты характера
Угрюм-Бурчеев был, скорее всего, человеком не жестоким, а бесчувственным и ограниченным. Заключив свою семью в подвал, он, вероятно, не считал это жестокостью, а сделал это, наверно, чтобы они не мешали ему заниматься переустройством жизни в Глупове.
Главные черты характера Угрюм-Бурчеева:
- Ограниченность, узость кругозора, непризнание разума.
- Решимость, «непреклонность, почти граничившая с идиотством».
- Бесчувственность, на его лице и в поведении не проявлялось никаких эмоций.
- Невозмутимая уверенность в том, что всё в жизни ясно, «что все вопросы давно уже решены».
Деяния
Когда Угрюм-Бурчеев отрубил свой палец, «многие думали, что он совершил этот подвиг только ради освобождения своей спины от палок; но нет, у этого прохвоста созрела своего рода идея…»
Идеалами Угрюм-Бурчеева были «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы». Он замыслил втиснуть в прямую линию весь мир. «Прямая линия соблазняла его… ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться».
Ещё до прибытия в Глупов Угрюм-Бурчеев составил бредовый план устройства этого города. По его плану улицы будут радиусами разбегаться от площади и называться они будут ротами. Ширина их будет одинакова, все дома тоже будут одинаковы, и в каждом из них будет свой командир и свой шпион. Дома, по плану, входят во взвод, 5 взводов составляют роту, 5 рот — полк. Всего будет 4 полка, образующих, во-первых, 2 бригады и, во-вторых, дивизию. В каждом из этих подразделений будет командир и шпион. Город должен переименоваться в Непреклонск, а его жители, одетые одинаково, будут жить и работать точно по командам. Такое устройство общества Угрюм-Бурчеев считал идеальным.
Это нивеляторство (т. е. устранение различий во всём) Угрюм-Бурчеева было фанатичным. Прибыв в Глупов, он начал осуществлять свой административный бред о городе Непреклонске.
Методы управления Угрюм-Бурчеева состояли в том, что он беззвучным голосом выражал свои требования и пристально смотрел на человека. Этот взор, абсолютно свободный от мысли, никто не мог выносить. Он так воздействовал на народ, что всеми овладел ужас сразу, как он приехал в город и ещё даже не сделал никаких распоряжений. Когда же глуповцы по приказам градоначальника безропотно осуществили все его бредовые идеи, они были крайне изнурены.
За время своего правления Угрюм-Бурчеев совершил следующие деяния:
- Разрушил город. Он первый стал разрушать топором городническое правление, а за ним и обыватели начали разрушать дома, и через 2 месяца город исчез.
- Пытался «унять» реку. Угрюм-Бурчеев решил устранить реку, потому что она мешала ему двигаться по прямой линии. Сначала это деяние ему удалось. Река из-за плотины из всякого мусора и строительного материала остановила своё течение и разлилась по луговой стороне. Но затем река всё же прорвала плотину (вероятно, это ей помогли сделать изменники).
- Построил новый город Непреклонск на новом месте, потому что не смог «унять» реку. Для нового города он выбрал совершенно ровную низину, «по которой можно было шагать до бесконечности».
- Переименовал Глупов в Непреклонск.
- Ввёл для глуповцев 3 праздника. 1-й праздник был назначен по случаю переименования Глупова в Непреклонск. 2-й праздник был в воспоминание побед, которые одержали бывшие градоначальники над обывателями. 3-й праздник — праздник «предержащих властей».
В начале правления Угрюм-Бурчеева народ находился в ужасе от его деяний и прозвал его сатаной. А когда был построен новый город Непреклонск, и градоначальник, отмечавший один из учреждённых им праздников усиленной бессонной маршировкой и сокрушённый ею, повалился на землю и захрапел, народ первый раз вздохнул свободно. Люди рассмотрели спящего градоначальника и убедились, «что это подлинный идиот — и ничего более».
Правление Угрюм-Бурчеева закончилось неожиданно. На город с севера неслось нечто: не то смерч, не то ливень. Оно приближалось, и время останавливало постепенно свой ход. Когда оно пришло, градоначальник обернулся к толпе и произнёс ясным голосом: «Придёт…» Не договорив, он под звук треска исчез, будто в воздухе растаял. Заканчивается глава словами: «История прекратила течение своё».
За время своего правления Угрюм-Бурчееву удалось осуществить свой административный бред о городе Непреклонске, но не удалось устранить реку. Когда этот градоначальник исчез, прекратила течение своё история мрачного города, его покорных, забитых обитателей и безумных правителей. Но в жизни освобождённого народа начался новый период. Подлинная история человечества подобна гордой реке, могучее течение которой не смог остановить Угрюм-Бурчеев.
Авторская позиция
Угрюм-Бурчеев у Салтыкова-Щедрина получился самым античеловечным и бездушным градоначальником Глупова. Отношение автора к Угрюм-Бурчееву передают такие определения данного персонажа: «прохвост в полном смысле этого слова», «твёрдой души прохвост», «угрюмый идиот». Салтыков-Щедрин показал, что идиот, который оказался у власти в самодержавном государстве, способен натворить множество бед, так как он — полновластный правитель. Рисуя образ Угрюм-Бурчеева, писатель использовал гротескные сатирические приёмы.
Вывод
В книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в числе образов градоправителей города Глупова раскрывается образ Угрюм-Бурчеева. Для этого героя идеал человеческого общежития — казармы. Образ Угрюм-Бурчеева — это символ античеловечности и бездушия. Автор показал, что Угрюм-Бурчеев опасен тем, что он, обличённый властью, обезличивал людей и делал это с доходящей до идиотизма непреклонностью. Характеристика Угрюм-Бурчеева показывает, что это самая значительная и самая зловещая фигура среди всех градоначальников Глупова. Угрюм-бурчеевщина у Салтыкова-Щедрина ставит кардинальную проблему: народ и самовластие.
Характеристика образа Угрюм-Бурчеева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в Истории одного города
Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в Истории одного города сочинение
Угрюм-Бурчеев — 21 градоначальник города Глупов. Это был мужчина среднего роста с деревянным лицом, на котором почти никогда не отображались живые эмоции. Во взгляде нового градоначальника читалась прямолинейность и непреклонность, он не останавливается не перед чем, чтобы достигнуть своей цели. Угрюм-Бурчеев обладает решительным характером, но в тоже время герой глуп и ограничен. У градоначальника есть семья, которую он держит в подвале, как арестантов. Что говорит о его жестокой бесчеловечности.
Градоначальник наводит ужас на жителей города. При нем глуповцы живут тоскливо, безрадостно. Угрюм-Бурчеев использует жестокие методы управления, он истязает горожан своими казарменными порядками. За это он заслужил прозвище “сатана”. Угрюм-Бурчеев спит на голой земле, подложив под голову вместо подушки камень. По несколько часов в день он марширует во дворе своего дома, отдавая самому себе команды. Он никогда не злится, не грустит и не смеется, это бесстрастный человек, никак не проявляющий чувства. Герой стремится к правильности линий и простоте во всем.
Угрюм-Бурчеев строит масштабные планы по переустройству Глупова. Он хочет превратить городские здания в казармы, где все будет подчиненно установленным правилам. Единственным препятствием для реализации его планов явилась река, так не кстати, проложившая свое русло через Глупов. Угрюм-Бурчеев принимает решение разрушить город до основания, реку же он приказывает забросать мусором и материалом. Безуспешно противодействуя силам природы, городничий сдается и решает оставить Глупов, находящийся в руинах. Для нового города он находит ровную равнину, где глуповцы под руководством городничего строят Непреклонск. В честь нового города устраивается празднество.
Жизнь глуповцев в новом городе подчинена строгим правилам: они носят одинаковые мундиры, маршируют, работают по расписанию. Глуповцы начинают осознавать, что их деспотичный градоначальник — “идиот”. Разрушив их старый город, Угрюм-Бурчеев лишил глуповцев их истории. Обыватели по ночам готовят заговор по избавлению от градоначальника. Но все решается само собой. Во время бури 21 градоначальник пропадает, рассеявшись в воздухе. Его приемником становится Перехват-Залихватский.
Вариант 2
Этот градоначальник города Глупова – один из самых несимпатичных в ряду правителей вымышленного населенного пункта. Рисуя их образы Салтыков-Щедрин высказывал свое отношение к российской элите и истории страны.
Писатель-либерал по своим политическим взглядам, утверждал в «Истории одного города», что чем менее власть вмешивается в жизнь населения, тем лучше и богаче народ живет. Для доказательства этого положения сатирик нарисовал много образов тиранов и самодуров. Одним из самых ужасных стал Угрюм-Бурчеев. В образе этого военного отражены все неприглядные методы управления, существовавшие в Российской империи, правители которой с детства получали воспитание офицеров.
Салтыков-Щедрин описывает Угрюм-Бурчеева как идиота с очень узким кругозором. К низким интеллектуальным способностям градоначальники добавляются рассказы о его жестоких методах управления и насилиях, которым он подвергал глуповцев. Все это прямые намеки на порядки в дворянско-крепостнической России и, особенно, ярко проявлявшиеся в военной среде.
У Угрюм-Бурчеева был исторический прототип, которого автор романа слегка зашифровал, лишь слегка изменив фамилию. Это Аракчеев, ненавидимый почти всей страной и поднятый наверх Александром I также, за исполнительность и отсутствие привычки думать и рассуждать. Другим прототипом градоначальника является император Николай I, на что намекает взгляд Угрюм-Бурчеева, который, как и у реального правителя России трудно вынести.
Писатель-сатирик подчеркивает мелочный характер тирании, установившейся в Глупове. Угрюм-Бурчеев сечет и наказывает, но не создает полезного. Вся его деятельность – это попытки установить порядок ради порядка как такого. Борьба градоначальника с рекой вводится в роман, чтобы показать глупость и бесперспективность противостояния начальства самой природе, естественному ходу вещей.
Попытка Угрюм-Бурчеева создать идеальное государство не просто реакция писателя-либерала на военные поселения и аракчеевщину. В этой реформе, отбиравшей у солдат-крестьян остатки свободы и частной жизни трудно не видеть чудовищный эксперимент, но в романе показано большее. Конец истории с деспотическим градоначальником, уничтожившим в Глупове остатки нормальной жизни, это скорее антиутопия и предвидение писателем к чему впоследствии может привести диктатура, основанная на нерассуждающей грубой силе. Автор романа соединил в его конце многократно продемонстрированную им ранее покорность населения. Она показана, чтобы как можно ярче продемонстрировать противоестественность, которая, по его мнению, присуща абсолютной власти.
Характеристика
В своем романе М.Е.Салтыков-Щедрин обрисовал большое количество персонажей. Они хоть и странные, но многие занимали управляющие должности.
Одним из центральных героев является Угрюм-Бурчеев, прототипом которого называют Алексея Андреевича Аракчеева (фаворита Александра Первого). Их объединяет множество качеств: разработка боевых действий, преобразования и мания величия. Также похожи их фамилии.
Наружность героя не была симпатичной. Он почти не улыбался, тонкие и бледные, неширок в плечах. По всей видимости свою неполноценность хотел возместить занимаемым высоким положением. Он мог сгнести целый город или освободиться от реки в угоду себе. Причем любой, даже нелепый приказ должен выполняться безоговорочно. Город свой он почти уничтожает, но все же не властен над силами природы. Он бросает свою идею и возводит Непреклонск. Жители хоть и подчиняются, но уже втайне готовят заговор. Хотя и здесь силы природы решают все, и Бурчеев во время стихии просто исчезает.
Его сумбурное и где-то жестокое поведение переходило в идиотизм. Образ Угрюм-Бурчеева искусно проработан и хоть черты его не лишены фантастичности, мы представляем реального человека. У него каменное лицо, он пустой, не отзывчивый, злой. Тип градоначальника раскрывается в большом властолюбии, отрыве от реальности и искаженном внутреннем мире.
Спать он мог на голой земле с камнем вместо подушки. Держал своих родных в подземелье и не известно когда кормил.
Прошло время и обитатели города относятся к нему не как к грозному градоначальнику, а видя перед собой простого кретина.
На примере своего героя Салтыков-Щедрин описывает людей, которые ставят в центр только себя. Они не способные на переживания и компромиссы, принимают странные решения только утешая свое самолюбие. Это пример плохого начальника. Каждый управляющий должен думать и отвечать за других людей. Нести ответственность за свои деяния и поступки. Быть вместе с обществом низших чинов, а не восседать на мнимом троне.
Почему же город называется Глупов? Здесь два слоя общества: управляющие самодуры и покорные жители. Автор против обоих. Также глупо насилием и грубостью создать здоровое государство, как и глупо молчать и терпеть стяжательство вышестоящих.
В романе писатель вскрывает эгоизм и самодурство правителей и госслужащих того времени, которые хоть строги и жестоки, но не способны видеть дальше своего носа.
Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в Истории одного города
Несколько интересных сочинений
- Анализ повести Толстого Отрочество
Произведения Толстого всегда были наполнены духом юности, некоего максимализма, и просвещенности молодежи, как во времена их издательства, так и сейчас. Многие молодые люди нашего времени подтверждают это
- Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс
В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства
- Анализ баллады Кубок Жуковского 5 класс
Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды
- Анализ главы Сон Обломова (9 главы романа Обломов Гончарова)
Илья Ильич Обломов – это герой больной апатией к жизни в целом. Глава романа, в которой Гончаров описывает сон Обломова, ярко характеризует это.
- Образ и характеристика Печорина в главе Тамань
«Герой нашего времени» — это произведение М. Ю. Лермонтова, где показана жизнь современного ему общества. Печорин – тип собирательный, описывающий всех молодых дворян того времени.
Угрюм Бурчеев
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина собрана удивительная галерея персонажей, которые так или иначе коснулись власти в городе Глупове. Один из самых запоминающихся героев-градоначальников – Угрюм Бурчеев. Этот образ имеет реального прототипа: историки и литературоведы проводят параллель с любимцем Александра I – графом Алексей Андреевич Аркчеевым. Имена героя и графа созвучны, также прозрачен намёк на деятельность Аркчеева, который славился манией величия и идеями масштабного переустройства русского государства.
Внешность градоначальника
Внешность Угрюм Бурчеева не отличалась изяществом: “мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности”. Выражение лица всегда одинаковое, в нём читается готовность раскусить пополам всё, что станет на пути к цели градоначальника.
Бурчеев обладал “сухощавой фигурой”, узкими плечами, внешность и черты его говорили о том, что природа не одарила этого человека богатырскими данными. Видимо, по этой причине он пытался компенсировать свои грандиозные планы чужими руками, за счёт судеб и жизней других людей, организовывая и строя повсеместно военные поселения.
Характеристика Угрюм Бурчеева
Этот человек не испытывал никаких эмоций, он просто не видел в них надобности и практической значимости. Бурчеев был непреклонен, ужасен, и недалёк:”всякий мог свободно рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот – и ничего более..”. Автор называет его “твёрдой души прохвостом”. В голове этого человека зреют крупномасштабные планы, он хочет разрушить существующий город и построить Непреклонск, а также уничтожить реку (второе ему исполнить не удалось).
Тот факт, что наш герой спал на голой земле и подкладывал под голову камень говорит о его нездоровом внутреннем мире. Автор намекает на железный характер и нездоровое отношение к жизни у градоначальника. Страшен тот факт, что свою семью Бурчеев держит в подземелье и по ночам кормит скупо и мало. После его исчезновения: “были найдены в подвале какие‑то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих”. Такое отношение к собственной семье говорит сильнее всяких слов. Глуповцы пришли к пониманию того, что Угрюм Бурчеев не страшен сам по себе:”Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот… с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет”.
Значение образа Угрюм Бурчеева в произведении
М. Е. Салтыков-Щедрин настолько мастерски проработал образ этого персонажа, что фантастические черты в его описании кажутся вполне реальными. Бурчеев – каменная личность, пустой, бездушный, жестокий, злобный. Образ градоначальника символизирует болезненное властолюбие, отказ от жизненных радостей, отсутствие эмоций, человеческих черт в правящей личности. Нездоровое стремление к неким идеям, не имеющим здравого смысла, практического значения, несущим сумбур и страдания, но никак не благополучие людям свойственно этому человеку. Жёсткие методы управления, самодурство, насильственное насаждение своей идеологии – вот то, что несёт в себе этот образ.
Материал статьи будет подспорьем при подготовке к сочинению или другому виду творческих работ по произведению “История одного города”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Людмила Сосна
15/16
-
Алие Байрамова
16/16
-
Слава Мастерских
16/16
-
Лебедев Арсений
11/16
-
Татьяна Голубева
14/16
-
Анастасия Нехороших
10/16
-
Алиса Касперская
16/16
-
Татьяна Ванюкова
16/16
-
Эльдар Ладнов
12/16
-
Юлия Вертиева
16/16
Угрюм-Бурчеев. Художники Кукрыниксы |
Угрюм-Бурчеев является одним из градоначальников города Глупов в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
Подробный рассказ о Угрюм-Бурчееве можно найти в главе «Подтверждение покаяния. Заключение».
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в «Истории одного города», его методы управления: портрет персонажа в цитатах.
Смотрите:
— Список всех градоначальников
— Все материалы по «Истории одного города»
Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в романе «История одного города», описание, портрет в цитатах
Угрюм-Бурчеев становится градоначальником города Глупов после правления Грустилова.
Градоначальник Угрюм-Бурчеев — ужасный человек:
«Он был ужасен.»
Угрюм-Бурчеев — угрюмый прохвост:
«…но нет, у этого прохвоста созрела своего рода идея…»
«Угрюм‑Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами.»
«…вторил угрюмый прохвост и произносил при этом такую несосветимую клятву…»
«…он был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир.»
Угрюм-Бурчеев — идиот с узким кругозором:
«Район, который обнимал кругозор этого идиота, был очень узок…»
«Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота…»
«…всякий мог свободно рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот – и ничего более.»
«…не что иное, как идиотство, не нашедшее себе границ.»
«…в таком убежденном идиоте, как Угрюм‑Бурчеев.»
Градоначальник Угрюм-Бурчеев использует жестокие методы управления, узнуряет и истязает глуповцев, за что получает прозвище «сатана»:
«Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы…»
«Отсюда бесчисленное множество вольных истязаний, которые, словно сетью, охватили существование обывателей, отсюда же – далеко не заслуженное название «сатаны», которое народная молва присвоила Угрюм‑Бурчееву.»
При Угрюм-Бурчееве глуповцы живут тоскливо, неспокойно и несчастливо:
«Нехотя исполняли они необходимые житейские дела, нехотя сходились друг с другом, нехотя жили со дня на день. <…> Глуповцы позабыли даже взаимные распри и попрятались по углам в тоскливом ожидании…»
«Не только спокойствие, но даже самое счастье казалось обидным и унизительным в виду этого прохвоста, который единолично сокрушил целую массу мыслящих существ…»
Внешность Угрюм-Бурчеева наводит на людей ужас:
«…усугублял ужас, наводимый его наружностию.»
О внешности Угрюм-Бурчеева известно следующее:
«В городском архиве до сих пор сохранился портрет Угрюм‑Бурчеева. Это мужчина среднего роста, с каким‑то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким‑то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам. Вся фигура сухощавая, с узкими плечами, приподнятыми кверху, с искусственно выпяченною вперед грудью и с длинными, мускулистыми руками. Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы, и держит в правой руке сочиненный Бородавкиным «Устав о неуклонном сечении», но, по‑видимому, не читает его, а как бы удивляется, что могут существовать на свете люди, которые даже эту неуклонность считают нужным обеспечивать какими‑то уставами.»
У Угрюм-Бурчеева невыносимый, бесстыжий взгляд:
«…неизбежность их выполнения подтверждал устремлением пристального взора, в котором выражалась какая‑то неизреченная бесстыжесть. Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его.»
«То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно свободный от мысли и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний.»
«…его исполненный бесстыжества взор…»
Градоначальник Угрюм-Бурчеев — решительный человек:
«Голая решимость – и ничего более.»
Угрюм-Бурчеев — ограниченный, непреклонный человек, действующий как механизм:
«…он был краток и с изумительною ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством.»
«Как человек ограниченный…»
Угрюм-Бурчеев — наглый человек:
«…пришел неведомо отколь и с неисповедимою наглостью изрек смертный приговор прошедшему, настоящему и будущему…»
Угрюм-Бурчеев идет вперед, сметая все на своем пути:
«…подобно всякой другой бессознательно действующей силе природы, шел вперед, сметая с лица земли все, что не успевало посторониться с дороги.»
«Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений…»
Угрюм-Бурчеев — бесстрастный человек, который никак не проявляет своих чувств. Он не злится, не кричит, не хохочет и т.д.:
«Страстность была вычеркнута из числа элементов, составлявших его природу…»
«Он не жестикулировал, не возвышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не топал ногами, не заливался начальственно‑язвительным смехом; казалось, он даже не подозревал нужды в административных проявлениях подобного рода. Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования…»
«Он никогда не бесновался, не закипал…»
Идеалами Угрюм-Бурчеева являются прямые линии и простота во всем:
«Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы, – вот идеалы, которые он знал и к осуществлению которых стремился.»
«Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево.»
Угрюм-Бурчеев боится чертей и ведьм:
«Как истинный прохвост, он боялся чертей и ведьм.»
Угрюм-Бурчеев не признает разума:
«Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений и опасных привередничеств.»
Угрюм-Бурчеев не понимает, зачем нужны веселие и досуг:
«Перед всем, что напоминало веселье или просто досуг, он останавливался в недоумении. Нельзя сказать, чтоб эти естественные проявления человеческой природы приводили его в негодование: нет, он просто‑напросто не понимал их.»
Угрюм-Бурчеев спит на голой земле, вместо подушки использует камень и т.д.:
«Самый образ жизни Угрюм‑Бурчеева был таков, что еще более усугублял ужас, наводимый его наружностию. Он спал на голой земле и только в сильные морозы позволял себе укрыться на пожарном сеновале; вместо подушки клал под головы́ камень; вставал с зарею… …ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы.»
Угрюм-Бурчеев держит свою семью в подвале, как арестантов. Когда градоначальник исчезает из города, жители обнаруживают его несчастную семью:
«Было у него и семейство; но покуда он градоначальствовал, никто из обывателей не видал ни жены, ни детей его. Был слух, что они томились где‑то в подвале градоначальнического дома и что он самолично раз в день, через железную решетку, подавал им хлеб и воду. И действительно, когда последовало его административное исчезновение, были найдены в подвале какие‑то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих.»
Градоначальник Угрюм-Бурчеев разрушает город Глупов и строит новый город Непреклонск. Также он пытается убрать из города реку, но это ему не удается:
«Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку.»
«…он решил так: сначала разрушить город, а потом уже приступить и к реке.»
«…праздник по случаю переименования города из Глупова в Непреклонск…»
Угрюм-Бурчеев превращает новый город в военное поселение. Жители маршируют, ходят в одинаковых мундирах, работают по расписанию:
«…форменные казакины, в которые однообразно были обмундированы все жители до одного…»
«Чистились, подтягивались, проходили через все манежи, строились в каре, разводились по работам и проч.»
В конце концов глуповцы понимают, что их градоначальник Угрюм-Бурчеев — простой идиот:
«Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот… с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет.»
Глуповцы собираются по ночам и обдумывают план избавления от ужасного Угрюм-Бурчеева:
«…под самым его носом кишат дурные страсти и чуть‑чуть не воочию выплывают на поверхность неблагонадежные элементы.»
«Всякая минута казалась удобною для освобождения, и всякая же минута казалась преждевременною. Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины…»
Внезапно в городе происходит ливень со смерчем, в результате чего Угрюм-Бурчеев навсегда исчезает:
«Через неделю (после чего?), – пишет летописец, – глуповцев поразило неслыханное зрелище. Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. <…> …раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе.»
После Угрюм-Бурчеева к власти приходит следующий градоначальник — Перехват‑Залихватский:
«Перехват‑Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.»
Это был цитатный образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в «Истории одного города», его методы управления, портрет Угрюм-Бурчеева в цитатах.
Не только в русской, но и в мировой сатирической литературе роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» является выдающимся произведением. Это сатира, показывающая российский самодержавный строй в целом и как бы подводящая этому строю итог.
В критическом взгляде на российское самодержавие предшественником Щедрина считается Гоголь, создавший сатирико-философскую картину современного ему мира. Но Гоголь использовал сатиру как средство нравственного исправления людей, он мечтал о возрождении духовности народа. Салтыков-Щедрин по-другому понимал назначение сатиры: она должна, по его мнению, возбуждать негодование, готовить борцов с рабством и деспотизмом. Писатель стремился не к исцелению России, а к полной гибели существующего государственного строя и замене его новым. Сатира Щедрина грозная, желчная, беспощадная, ядовитая. Он осуждал общество, которое примирилось со своим угнетенным положением.
В своём романе Салтыков-Щедрин изображает не только прошлое России, но и настоящее — то, что он видел. Его градоначальники — это обобщенные карикатуры, в которых легко узнаются российские цари и вельможи прошлого и современные Щедрину. Характеристика образа Угрюм-Бурчеева, по словам И. С. Тургенева, напоминает «зловещий и отталкивающий облик Аракчеева, всесильного любимца Александра I в последние годы его царствования».
О градоначальниках города Глупова
В тексте романа подробно рассказывается только о двенадцати градоначальниках, начиная с Брудастого и кончая Угрюм-Бурчеевым. Также вставлено особое «Сказание о шести градоначальницах», боровшихся за власть после Брудастого.
В некоторых градоначальниках очевидны черты российских самодержцев и их приближенных: Негодяев — Павел I, Грустилов — Александр I, Беневоленский — Сперанский, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев. Но большинство градоначальников невозможно так просто опознать.
Внешность и характер Угрюм-Бурчеева
Главу о нём Салтыков-Щедрин начинает словами: «Он был ужасен».
Ужасен и внешностью, и поступками.
Это был мужчина среднего роста с лицом, казавшимся деревянным, которое никогда не озаряла улыбка. Его конусовидный череп и узкий покатый лоб покрывали чёрные волосы, остриженные под гребёнку.
Серые впавшие глаза смотрели прямо и не выражали никакой мысли, от этого казались страшными: невозможно было вынести этот взгляд, если он останавливался на ком-то.
Челюсти выражали готовность «раздробить или перекусить пополам».
Его фигура была сухощавой, руки — длинными и мускулистыми, а узкие плечи он всегда держал приподнятыми. Грудь искусственно выпячивалась вперёд.
Военного покроя сюртук всегда был застегнут на все пуговицы.
Эта внешность наводила на людей ужас.
Автор много раз повторяет слово «идиот», характеризуя Угрюм-Бурчеева.
Умственную ограниченность он совмещал с непреклонностью. В нём не присутствовала не только какая-либо страстность (он никогда не кричал, не жестикулировал, не топал в ярости ногами), он вообще никогда не проявлял никаких чувств, все они были заменены непреклонностью. Приказал — и всё.
Его идеалом была прямая линия — простота, доведённая до наготы.
Человеческий разум он не признавал, веселья или безделья (досуга) не понимал. Они не приводили его в бешенство, просто он недоумевал, а всякое недоумение выражал только одним словом: «Зачем?»
Он действовал, как бессознательная сила природы, сметая с лица земли всё, что не успевало посторониться.
В народе его называли «сатаной», но никто не мог объяснить, почему. На этот вопрос жители не отвечали, а только дрожали и показывали на свои дома, построенные по прямой линии, на свои одинаковые одежды (казакины).
Ужас этот градоначальник наводил не только своей внешностью, но и образом жизни. Спал он на голой земле, лишь в сильные морозы уходил на сеновал. Вместо подушки ему служил камень.
Вставал очень рано, одевался в вицмундир, бил в барабан, что означало подъём для остальных. Ел лошадиное мясо, свободно перемалывал зубами воловьи жилы. Каждый день по три часа маршировал на дворе, сам себе подавал команды и даже сам себя подвергал наказаниям, причём не притворно, а по-настоящему.
История возвышения
Пост градоначальника Угрюм-Бурчеев получил следующим образом. Один начальник сокрушался, что его никто не любит. Уверения подчинённых в обратном не принимал, но предложил в доказательство любви отрубить палец. Это сделал Угрюм-Бурчеев. Так он стал градоначальником — в благодарность за любовь к начальнику.
План нового города
Ещё до прибытия в город Глупов он составил образцовый план нового города, который решил возвести. Всё в этом городе было подчинено установленному им порядку.
От площади в центре радиусами шли улицы (роты). Город окружён рвом для неприступности. В каждом доме — три окна, в палисадниках должны произрастать только предусмотренные планом растения. Все дома окрашены одной краской — светло-серой. В каждом доме должны жить по двое представителей каждого возраста: престарелых, взрослых, подростков и малолетков. Животные также должны быть по парам. Дома будут называться поселенной единицей, которая должна иметь своего командира и своего шпиона (это важно!). Десять домов — взвод, там тоже должен быть свой командир и шпион и т. д. Все живут по команде: встают, едят чёрный хлеб с солью, выходят на работу — жизнь казармы.
Весь этот бред по строительству нового города (план) он представил начальству. Никто не встревожился. Всех даже удивил размах мысли будущего градоначальника. План был одобрен.
Строительство
За строительство нового города градоначальник взялся с рвением идиота. Он ходил по старому городу с жестом руки вперёд, проектируя прямую линию. И вдруг наткнулся на реку, которая безмятежно текла, преграждая ему путь. И в его голове возник план разрушить этот неправильный город и устранить реку. Все силы были брошены на этот безумный проект. Но как ни старались глуповцы, реку они победить не смогли. Они разрушили свой город, забросали реку брёвнами, землёй и мусором, но она не сдавалась и продолжала течение. Но раз река не захотела уйти от него, он решил уйти от неё. И отдал приказ строить новый город на новом месте. Построенный город назвал Непреклонск. Фактически это был не город, а военное поселение, где жители носили униформу, маршировали и т. д.
Постепенно глуповцы начали понимать, что их градоначальник не злодей, а простой идиот. Начались одиночные нарушения дисциплины, ночные совещания…Он сам начал что-то подозревать. Но однажды в городе произошло нечто необычное — не то ливень, не то смерч… Салтыков-Щедрин назвал это явление «оно». Наступила торжественная минута, оно пришло, а Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаял в воздухе».
Вывод
Современники М. Е. Салтыкова-Щедрина сразу распознали в лице ужасного градоначальника Угрюм-Бурчеева главного начальника Императорской канцелярии и военных поселений А. А. Аракчеева, который пользовался большим доверием Павла I и Александра I.
Писатель создал сатиру на организацию Аракчеевым военных поселений по требованию Александра I, который предполагал использовать армию в мирное время. Армия должна была состоять из казённых крестьян и быть оплотом против революционных движений.
Рассказывая об устройстве этих поселений, Щедрин использует приём гротеска (преувеличения). Для преувеличения применяется и гипербола, но гротеск доводит описываемую ситуацию до крайности, делая её абсурдной. В этой абсурдности — ключ к пониманию образа.
Образ Угрюм-Бурчеева, как и многие другие образы писателя, построен на гротеске.
Характеристика образа Угрюм-Бурчеева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Образ персонажа
Из истории России также известно, что Павел I на гербе Аракчеева написал «Без лести предан». Персонаж предан начальнику. Чтобы доказать свою любовь ему, отрубил себе палец. Когда он это сделал, то впервые видно эмоции на его лице. Это действие было искренним. Начальник его полюбил и отправил в Глупов.
Образ Угрюм-Бурчеева в романе такой:
- Мужчина среднего роста, с деревянным лицом, густыми черными волосами, которые покрывали конический череп и плотно, обрамляли узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, с припухшими веками. Губы тонкие и бледные, опушенные подстриженною щетиной усов. Выражение лица дает понять: он сломает все пополам, что помешает достижению целей.
- Угрюм-Бурчеев худощавого телосложения и узкими плечами. Характерные черты внешности дают понять, что природа не подарила ему богатырских данных. Поэтому он исполняет свои мечты по строению военного селения за счет других людей.
У него есть цель сделать из города бараки с площадью посередине. По его плану, начальники должны против воли людей распределять их по семьям, чтобы они вместе ели, отдыхали и работали.
Он хотел разрушить Глупов и уничтожить реку, а построить военный город Непреклонск. Убрать речку у него не получилось, потому что когда ее закладывали мусором, она через время пробивалась и текла.
Характеристика градоначальника
Известно, что Угрюм-Бурчеев спал на земле, а под головой был камень. Анализ такого действия показывает нездоровый внутренний мир героя.
Автор описывает ненормальное отношение к жизни и жесткий характер персонажа.
Самодурство градоначальника проявляется в том, что он мог ночами маршировать, отдавая команды сам себе. При этом его семья существовала в подземелье и он только по ночам приносил им немного еды.
Авторская позиция по отношению к персонажу недоброжелательна:
- Глуповцы поняли, что градоначальника незачем бояться, поскольку он раздражал, но не пугал. Поэтому жители все больше убеждались: он не злодей, а простой идиот.
- В главе «Подтверждение покаяния» заключением является судьба Угрюм-Бурчеева: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе…»
- После его исчезновения находят семью в подвале. Это были голые и страшные существа, которые вонзали когти друг в друга, визжали, кусались и огрызались на людей. Подобное обращение с семьей говорит сильнее всех слов.
В романе «История одного города» Угрюм-Бурчеев понимает, что мечты не получится осуществить и исчезает загадочным образом.
Он хотел, чтобы в результате управления построили город только из прямых линий. Но жителям не понравился Непреклонск, и народ злился.
Значение в произведении
Писатель с помощью такого образа показал, что важно какие люди приходят к власти. Поэтому пример главного героя занимает позицию ужасного руководителя, который насильственными методами шел к мечте. Наделен властью, бесчувственный, не приносил пользу обществу, а ухудшал жизнь населения.
Но градоначальник не единственный, кто ведет работу в городе без пользы. Потому что деяния других градоначальников также изображены сатирически.
Работа таких деятелей бесполезна, поскольку вводили в употребление новые приправы для еды, градоначальник Бородавкин просил академию в городе, а при отказе построил съезжий дом. Они все совершают одинаковые ошибки и те же преступления, поэтому развития у города нет.
Автор при описании внешности Угрюм-Бурчеева использует прием гипербола: например, «деревянное лицо», «каменная фигура». Так он представляется не человеком, а чем-то неживым. Салтыков-Щедрин свои работы посвящал описанию действий властей и наделял такими качествами героев.
Он изучал психологию руководителей всех рангов, знал устройство «государственного аппарата». Поэтому писал правдоподобную действительность. Градоначальники не хотели слышать людей, потому что надоели эти бесконечные просьбы. Задача русского чиновника была «гнать» и «не пускать». И думать необязательно, даже вредно.
Писатель сообщал, что городом Глуповым может быть любой город в России — и Астрахань, и Москва, и другие, так как властолюбивые и жестокие начальники существуют везде, причем и поныне, поэтому история, описанная в романе, актуальна в современном мире.
- Сочинения
- Литература
- Салтыков-Щедрин
/
/
Сочинение Градоначальник Угрюм-Бурчеев (Характеристика и образ)
Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города», в которой описываются события, происходившие в городе на протяжении нескольких столетий. Внимательный и образованный читатель легко догадается, что этот роман повествует о истории России, только в очень сказочном гиперболизированном и сатирично-гротескном варианте.
В городе Глупове постоянно сменялись градоначальники – один объедается до смерти и умирает, другому кто-то съедает голову, — одним словом, мало кто задерживался на посту надолго, а без правящего глуповцам было сложно жить. И вот однажды в город приехал Угрюм-Бурчеев.
Угрюм-Бурчеев – страшный и ужасный градоначальник, которого все боялись. Приехав, он полностью разрушил прошлый город и построил новый. Люди, прожив под его руководством какое-то время, с каждым днём убеждались, что перед ними идиот, и никто иной. Однако, идиот этот был очень жестоким, причём жестоким не только с народом, населявшим город, но и со своей семьёй – он держал их в подвале, куда по ночам приносил совсем мало еды. После его исчезновения люди нашли очень диких существ, которые и были его семьёй. Спал Угрюм-Бурчеев тоже не по-человечески – на земле, а вместо подушки подкладывал под голову камень. Всё это говорит о его суровости и беспощадности.
Внешность градоначальника была далека от идеала: тонкие губы (что тоже говорило о его злобе), узкие плечи и общая неполноценность. Скорей всего, своим тираничным характером он компенсировал этот фактор.
Эмоций Угрюм-Бурчеев не испытывал. С ним было невозможно спорить, потому что все должны были чётко следовать его указам. Например, из Глупова он сделал военное поселение, в котором приказал всем людям маршировать, по расписанию работать и носить одинаковую форму. Эти факты очень сильно похожи на одного реального исторического персонажа – Аракчеева, который также создал военные поселения с жестоким регламентом в них. Вообще, отсылки на реальных людей – не новое в творчестве Салтыкова-Щедрина, но особенно много их в этом произведении.
В своём произведении автор описывает плохого руководителя, который думает только о себе и не пытается понять народ. Он не осознаёт, что несёт ответственность за весь народ, который ему подчиняется. С таким руководителем ни городу, ни стране никогда не встать на ноги – он загонит всё хорошее в гроб только из-за того, что хочет сделать так, как надо ему – самоутвердиться.
`
Градоначальник Угрюм-Бурчеев
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Легко ли быть учеником?
Как мне кажется, учёба в школе довольно сложна и изнурительна в определённых моментах. Тем не менее, она зачастую познавательна, не лишена общения с твоими друзьями, которые способны в тех или иных случаях защитить и постоять за тебя, рискуя собой.
- Сочинение по картинам Врубеля
Описание картин Врубеля
- Сочинение Верность в любви (рассуждение)
Любовь – самое светлое, чистое и прекрасное чувство. Верность – качество, необходимое в жизни и любви каждого. Два этих понятия неразделимы. В подтверждение этого можно привести пример
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина собрана удивительная галерея персонажей, которые так или иначе коснулись власти в городе Глупове. Один из самых запоминающихся героев-градоначальников – Угрюм Бурчеев. Этот образ имеет реального прототипа: историки и литературоведы проводят параллель с любимцем Александра I – графом Алексей Андреевич Аркчеевым. Имена героя и графа созвучны, также прозрачен намёк на деятельность Аркчеева, который славился манией величия и идеями масштабного переустройства русского государства.
Образ персонажа
Из истории России также известно, что Павел I на гербе Аракчеева написал «Без лести предан». Персонаж предан начальнику. Чтобы доказать свою любовь ему, отрубил себе палец. Когда он это сделал, то впервые видно эмоции на его лице. Это действие было искренним. Начальник его полюбил и отправил в Глупов.
Образ Угрюм-Бурчеева в романе такой:
- Мужчина среднего роста, с деревянным лицом, густыми черными волосами, которые покрывали конический череп и плотно, обрамляли узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, с припухшими веками. Губы тонкие и бледные, опушенные подстриженною щетиной усов. Выражение лица дает понять: он сломает все пополам, что помешает достижению целей.
- Угрюм-Бурчеев худощавого телосложения и узкими плечами. Характерные черты внешности дают понять, что природа не подарила ему богатырских данных. Поэтому он исполняет свои мечты по строению военного селения за счет других людей.
У него есть цель сделать из города бараки с площадью посередине. По его плану, начальники должны против воли людей распределять их по семьям, чтобы они вместе ели, отдыхали и работали.
Он хотел разрушить Глупов и уничтожить реку, а построить военный город Непреклонск. Убрать речку у него не получилось, потому что когда ее закладывали мусором, она через время пробивалась и текла.
Внешность градоначальника
Внешность Угрюм Бурчеева не отличалась изяществом: “мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности”.
Выражение лица всегда одинаковое, в нём читается готовность раскусить пополам всё, что станет на пути к цели градоначальника.
Бурчеев обладал “сухощавой фигурой”, узкими плечами, внешность и черты его говорили о том, что природа не одарила этого человека богатырскими данными. Видимо, по этой причине он пытался компенсировать свои грандиозные планы чужими руками, за счёт судеб и жизней других людей, организовывая и строя повсеместно военные поселения.
Характеристика градоначальника
Известно, что Угрюм-Бурчеев спал на земле, а под головой был камень. Анализ такого действия показывает нездоровый внутренний мир героя.
Автор описывает ненормальное отношение к жизни и жесткий характер персонажа.
Самодурство градоначальника проявляется в том, что он мог ночами маршировать, отдавая команды сам себе. При этом его семья существовала в подземелье и он только по ночам приносил им немного еды.
Авторская позиция по отношению к персонажу недоброжелательна:
- Глуповцы поняли, что градоначальника незачем бояться, поскольку он раздражал, но не пугал. Поэтому жители все больше убеждались: он не злодей, а простой идиот.
- В главе «Подтверждение покаяния» заключением является судьба Угрюм-Бурчеева: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе…»
- После его исчезновения находят семью в подвале. Это были голые и страшные существа, которые вонзали когти друг в друга, визжали, кусались и огрызались на людей. Подобное обращение с семьей говорит сильнее всех слов.
В романе «История одного города» Угрюм-Бурчеев понимает, что мечты не получится осуществить и исчезает загадочным образом.
Он хотел, чтобы в результате управления построили город только из прямых линий. Но жителям не понравился Непреклонск, и народ злился.
Характеристика Угрюм Бурчеева
Этот человек не испытывал никаких эмоций, он просто не видел в них надобности и практической значимости. Бурчеев был непреклонен, ужасен, и недалёк:”всякий мог свободно рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот – и ничего более..”. Автор называет его “твёрдой души прохвостом”. В голове этого человека зреют крупномасштабные планы, он хочет разрушить существующий город и построить Непреклонск, а также уничтожить реку (второе ему исполнить не удалось).
Тот факт, что наш герой спал на голой земле и подкладывал под голову камень говорит о его нездоровом внутреннем мире. Автор намекает на железный характер и нездоровое отношение к жизни у градоначальника. Страшен тот факт, что свою семью Бурчеев держит в подземелье и по ночам кормит скупо и мало. После его исчезновения: “были найдены в подвале какие‑то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих”.
Такое отношение к собственной семье говорит сильнее всяких слов. Глуповцы пришли к пониманию того, что Угрюм Бурчеев не страшен сам по себе:”Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот… с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет”.
Значение в произведении
Писатель с помощью такого образа показал, что важно какие люди приходят к власти. Поэтому пример главного героя занимает позицию ужасного руководителя, который насильственными методами шел к мечте. Наделен властью, бесчувственный, не приносил пользу обществу, а ухудшал жизнь населения.
Но градоначальник не единственный, кто ведет работу в городе без пользы. Потому что деяния других градоначальников также изображены сатирически.
Работа таких деятелей бесполезна, поскольку вводили в употребление новые приправы для еды, градоначальник Бородавкин просил академию в городе, а при отказе построил съезжий дом. Они все совершают одинаковые ошибки и те же преступления, поэтому развития у города нет.
Автор при описании внешности Угрюм-Бурчеева использует прием гипербола: например, «деревянное лицо», «каменная фигура». Так он представляется не человеком, а чем-то неживым. Салтыков-Щедрин свои работы посвящал описанию действий властей и наделял такими качествами героев.
Он изучал психологию руководителей всех рангов, знал устройство «государственного аппарата». Поэтому писал правдоподобную действительность. Градоначальники не хотели слышать людей, потому что надоели эти бесконечные просьбы. Задача русского чиновника была «гнать» и «не пускать». И думать необязательно, даже вредно.
Писатель сообщал, что городом Глуповым может быть любой город в России — и Астрахань, и Москва, и другие, так как властолюбивые и жестокие начальники существуют везде, причем и поныне, поэтому история, описанная в романе, актуальна в современном мире.
Угрюм-Бурчеев: характеристика персонажа («История одного города»)
Салтыков-Щедрин — писатель страстный, заражающий нас силой своего гнева. И несомненно, от комедийного, игрового, фольклорно-просторечного начала романа к его концу меняется эмоциональное звучание целого. От шутки и насмешки — к издевке над тупой рьяностью верхов и к все большему сочувствию низам. Исключительно удалась в этом отношении последняя часть — глава об Угрюм-Бурчееве.
На первый взгляд, он как будто менее нелеп и фантастичен, чем Брудастый или Прыщ, — живое существо, не механическая кукла. Но… какое существо! Отступая от преобладающей стихии саркастического комизма, писатель создает впечатление подавленности, ужаса и объясняет его природу. Перед нами «чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение». Оказывается, пустота — это еще не самое страшное. Страшнее — одержимость, лишенная всяких следов человечности. Вот именно такой одержимый предстает в этой главе перед нами.
Глуповские градоначальники время от времени сочиняли разные законы, указы, инструкции, например, устав «О благовидной всех градоначальников наружности», «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» и т. д. Как правило, документы эти смехотворны, но достаточно невинны. Что же касается Угрюм-Бурчеева, то он в своей деятельности выступил как теоретик, создатель «систематического бреда». Вот и еще одно отвлеченное понятие-образ в «Истории одного города» наряду с «начальстволюбием». «Систематика» — слово, относящееся к прогрессу, к науке. В XIX веке оно однозначно воспринималось только в контексте блага человечества: ведь научных открытий, которые угрожали бы миру, тогда еще не было. Впрочем, и порох, изобретенный в незапамятные времена, однозначно благом уже не был…
И все же в угрюм-бурчеевском «систематическом бреде» Салтыков-Щедрин изобразил и открыл для нас нечто по-новому угрожающее-воинственно внедряемые бесчеловечные социальные эксперименты, реакционную теорию «нивеляторства» — всеобщей уравниловки. Отталкиваясь от реальных военных поселений, вводившихся реакционнейшим министром Аракчеевым (вторая часть фамилии градоначальника созвучна его фамилии), Салтыков-Щедрин изобразил, как его ужасающий персонаж решил превратить целый город в поселение — в казарму. Все яркое, естественное, живое, индивидуальное, не входящее в созданные им схемы, Угрюм-Бурчеев твердо решил истребить. Подавив в людях всякую способность к самобытности и самостоятельности, он объявил войну самой природе. Оказалось, например, что, разорив и сломав дома прежней постройки, он все же не усмирил реку, издавна памятную жителям. «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую, в весеннее время, водой». Редкий случай в сатире — перед нами пейзаж. Но, разумеется, он иной, чем у Тургенева или Некрасова. Главное здесь — не детальное изображение конкретных примет природы: у какой реки нет высокого и более низкого берега, например? Главное здесь река как символ жизни. И мы вправе вспомнить, что вода вообще — устойчивый образ в народном сознании — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. Сколько песен, старинных и новых, построено на сравнении человеческой жизни, отдельной судьбы с жизнью реки! Главное для писателя в этой реке, конечно же, то, что она «текла, дышала, журчала и извивалась», как бы дразня ненавистника всего естественного и живого, чем прославился Угрюм-Бурчеев — любитель исключительно прямых линий.
Чего только не было предпринято, чтобы усмирить непокорную реку: заваливали ее мусором и навозом, вбивали сваи… Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми, разглядевшими в злодее главное — что это в конечном итоге «простой идиот, который шагает все прямо и ничего не видит, что делается по сторонам…». Чашу переполнил приказ о повсеместном назначении шпионов. И вот… Но мы не узнаем, что случилось вслед за этим. Посетовав, что «тетрадки, которые заключали в себе подробности этого дела», исчезли летописец сообщит лишь о конечном эпизоде правления Угрюм-Бурчеева. И мы еще раз убедимся, как много может сказать в сатирическом произведении символически-обобщенный образ. Перед нами вроде бы явление природы — «не то ливень, не то смерч». Автор показывает своеобразную одушевленность этой карающей силы… Во всяком случае, летописец Глупова истолковал ее именно так, связав ее и с возмущением глуповцев, и с чем-то стоящим над ними. Видимо, какие-то глубинные силы жизни вмешались в глуповскую историю, поразив всех «неслыханным зрелищем».
Не очень это все привычно было для искусства XIX века, еще не знавшего относительности времени по Эйнштейну. Еще не открывшего драматическую истину: казавшаяся бесконечной жизнь может прекратиться, если выйдут из повиновения громадные разрушительные силы, находящиеся в руках человечества, в том числе во власти «фантазеров», подобных Угрюм-Бурчееву. Кажется, из свидетельства летописца, что правящий идиот позднее всех понял опасность, угрожающую и ему. Итак:
«Оно пришло…
В эту торжественную минуту Угрюм-Бурчеев вдруг обернулся всем корпусом к оцепенелой толпе и ясным голосом произнес:
— Придет…
Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение свое».
Какая история? Угрюм-бурчеевская? Или шире — вообще глуповская? Ведь начались события «через неделю» после их бунта по поводу назначения шпионов? Тогда почему так мрачно окрашен этот последний эпизод? Не предупреждение ли это всем, кто плохо еще изучает глуповскую историю?
Источник: Комина Р.В. Над страницами русской классики. — М.: Просвещение, 1991