Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
2. Подготовьте рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).
Лицейские годы А.С.Пушкина.
В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили отправить будущего поэта в Санкт-Петербург, где открывалось новое учебное заведение — Императорский Царскосельский лицей. Лицей предназначался для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».
В июле 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником приехал в Северную столицу. 12 августа Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников.
19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.
Лицей был закрытым учреждением. Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.
Комнаты воспитанников находились на четвертом этаже. Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина. Обстановка комнат была скромной: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.
Режим в Лицеи был достаточно строгий. День лицеистов начинался в шесть часов утра. Утром и вечером лицеисты читали молитву. Занятия проходили с семи часов утра до половины девятого вечера, с перерывами на прием пищи и две прогулки.
Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласящее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».
Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук.
В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.
3. Рассмотрите фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте рассказ об одном из них.
Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) — русский поэт и издатель. Один из лучших друзей Пушкина, чьё имя неоднократно встречается в произведениях великого поэта.
Антон Антонович Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве в старинном дворянском семействе. Предки мальчика перебрались в Россию из Прибалтики.
В 13 лет Антон был отдан родителями в Императорский Царскосельский лицей, где быстро сошёлся с одноклассниками: Александром Пушкиным, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Дружба этих талантливых мальчиков оказалась очень крепкой и смогла сохраниться в течение долгих лет.
В лицейский период самым главным предметом для Дельвига была литература, с которой он хотел связать всю свою жизнь. В 1814 году он под псевдонимом Русский опубликовал своё дебютное стихотворение «На взятие Парижа».
После окончания обучения Антон Дельвиг устроился на должность служащего в Департамент горных и соляных дел, потом работал в канцелярии Министерства финансов.
В 1819 году Дельвиг со своими верными друзьями Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским создал Союз поэтов. Не найдя применения своим талантам, он взялся издавать альманах «Северные цветы», а спустя некоторое время — новый альманах «Подснежник».
В 1820 году Антон Антонович перевелся в Императорскую публичную библиотеку, где в течение нескольких лет он работал вместе известным баснописцем Иваном Крыловым. В библиотеке Дельвиг очень много читал, забывая о работе. При первой же возможности Дельвиг был уволен.
Наиболее популярным произведением Антона Дельвига стало стихотворением «Соловей». Его строки были положены на музыку Алябьева, и лирическое произведение стало одним из самых популярных среди вокалистов с мировым именем.
Самым важным проектом Дельвига стала «Литературная газета», основанная им в 1830 году при поддержке Пушкина и Вяземского.
Скончался Антон Антонович Дельвиг в январе 1831 года в возрасте 32 лет. Причиной смерти поэта стал тиф.
Вы прочитали
статьи о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении русской и
французской литературы, статьи о лицейских годах (лицейских учителях,
друзьях, лицейских годовщинах). Какие размышления вызвали у вас эти
сведения о великом русском поэте?
Родители Пушкина дали
ему достойное образование в лицее. На целых шесть лет юный поэт был
отправлен на обучение. Культ дружбы, царивший в этом месте, научил поэта
дружбе. После выпуска у него остались друзья-лицеисты. Многим из них он
посвящал свои стихотворения.
Расскажите
о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский
государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие;
каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему
приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от
воспитанников и др.).
Императорский лицей получил такое название, потому что он был продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).
Государь
задумывал лицей как привилегированное учебное заведение для детей
дворянского происхождения, чтобы в будущем они могли быть причастны к
“важным частям службы государственной”.
Открытие поразило
воспитанников тем, что в центре актового зала был стол, покрытый красным
сукном с золотой бахромой, а на нем лежала грамота об основании Лицея.
Также на лицеистов произвело впечатление присутствие государя императора
и высших сановников государства.
На четвертом этаже находились
комнаты воспитанников, которые были обставлены достаточно
скромно.Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными
стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий
суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны
синего сукна; ноги обули в полусапожки.
День лицеистов начинался
в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С
семи до девяти — занятия («классы»). В девять часов утра — чай. С десяти
до двенадцати — снова занятия. От двенадцати до часу — прогулка. В час —
обед. От двух до трёх дня — чистописание или рисование. От трёх до пяти
— другие уроки. В пять — чай и затем (до шести) прогулка. Далее до
половины девятого вечера — «вспомогательный класс» (повторение уроков). В
половине девятого — ужин. После ужина до десяти — отдых. В десять
лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и
вечернюю молитву читали по очереди.
Лицей по уровню даваемых
знаний приравнивался к университетам. Программа занятий была весьма
насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило,
гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».
Каких лицеистов — друзей Пушкина вы знаете?
Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер.
Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?
Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников.
Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство.
Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?
Они собрались вместе каждую годовщину. Посвящали стихи этому событию.
Чем интересен для вас лицейский период жизни А. С. Пушкина (особенности организации и жизни Лицея, обучения)?
Меня
удивил тот факт, что лицеисты были настолько оторваны от дома и
родителей. Они могли видеться только в праздничные дни. Также интересно
то, что при таком насыщенном распорядке дня и конкуренции, лицеисты
смогли сохранить свою дружбу.
Подготовьте
рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о
лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).
До
поступления в лицей Пушкин получил домашнее образование. Родители были
не особо ласковы к сыну, и он больше был привязан к няне — Арине
Родионовне.
У Пушкиных часто дома были гости. Но особый интерес
Александр проявлял к поэтам и писателям. Ни у кого не было такой
уникальной возможности. С детства он знаком с Дмитриевым, Карамзиным,
Жуковский и Батюшковым.
Лицейские годы отразились не только на
судьбе поэта, но и на его творчество. За эти 6 лет Пушкин написал немало
произведений, наполненных радостными событиями.
Рассмотрите
фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о
них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте
рассказ об одном из них.
Я хочу рассказать об Антоне
Дельвиге. Это один из лицейских друзей Пушкина. Они учились в одном
классе. Несмотря на то, что они оба были из небогатых семей, они были
богаты талантами в сфере литературы.
Дельвига часто дразнили
из-за полноты. А учителя считали его лентяем, так как он не стремился к
изучению точных наук. Зато, когда дело касалось литературы, Антон мог
свободно цитировать классиков и писать свои стихотворения.
Именно Антон Дельвиг написал стихи, которые потом стали гимном Лицея.
К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?
К другу-лицеисту Пущину. Это слова: “двор уединенный”, “печальным”, “занесенный” “заточенье”.
На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?
Пушкин
надеется на то, что его послание подарит адресату утешенье. О лицее
напоминают такие строки: “Лучом лицейских ясный дней!”. И обращение
“друг”.
Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.)> Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?
С
помощью эпитетов: бесценный, уединенный, печальным, занесенный ясных,
святое. И обращение “Мой первый друг, мой друг бесценный!”.
Фонохрестоматия
«И. И. Пущину»
Какими
средствами художественного чтения актёру удаётся передать настроение
светлой грусти и благодарности другу за приезд в Михайловское?
Это удается с помощью интонации, тембра голоса, протяженности окончаний слов.
Какие чувства передал актёр во второй части стихотворения?
Тоску, чувство безысходности.
Подготовьте чтение стихотворения, выразив в нём чувства дружбы, поддержки, утешения, обращённые к ссыльному другу.
Когда и в связи с чем написано стихотворение?
В
1822 году в южной ссылке. Поэт был сослан за свои смелые высказывания в
адрес государства. Там он почувствовал себя в одиночестве вдали от
друзей. Так и появилось это стихотворение.
Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
“Сижу за решеткой”, “В неволе”.
Почему
поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы
это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
Эти цитаты говорят о том, что свою молодость он проводит в ссылках. К неволе привыкнуть невозможно.
Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
Эмоциональный
колорит создается с помощью эпитетов («темница сырая», «грустный
товарищ», «кровавая пища», «вольные птицы»), обращения («Давай
улетим!»), повторов («туда, где..»).
Продумайте,
почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и
глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить
хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия
движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают
интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения
(«гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над
бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале
стихотворения? Каково оно в финале?
В начале стихотворения показано замкнутое пространство, из которого нет выхода. А в финале — свобода.
Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?
Я считаю, что надежда преобладает над грустью.
Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?
Потому что эта тема актуальна не только для того времени. Множество людей оказываются ограничены в своих возможностях.
Фонохрестоматия
«Узник»
Как
актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими
средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним
просторам свободы?
Ритмичным чтением, логическим ударением, повышением тембра голоса.
Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?
Да, я согласен. Пушкин мастерски описал красоту зимнего утра.
Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра?
В
стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин,
противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.
Эта строфа и есть антитеза по отношению к первой строфе. Если зимнее утро чудесное, то вечер печальный.
Какие
художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так
просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях,
которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего
сверкающие картины зимнего морозного утра?
Эпитеты — день чудесный, друг прелестный, великолепными коврами, янтарным блеском, нетерпеливого коня.
Метафоры — вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет.
Олицетворения — лес чернеет, ель зеленеет, трещит печь.
Фонохрестоматия
«Зимнее утро»
Какие
эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие
эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?
Эпитеты утра — день чудесный, друг прелестный, великолепными коврами.
Эпитеты вечера — мутном небе, тучи мрачные.
Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?
Интонационно.
Постоянна
ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале
стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?
Радость
лирического героя не постоянна. В финале стихотворения он переживает
тоску, разочарование. При смене настроения актер замедляет темп чтения.
Как
вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный»,
«открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное
пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся
бегу»?
Друг прелестный — милый друг
Открой сомкнуты негой взоры — открой глаза
Вьюга злилась — сильная вьюга
Луна, как бледное пятно — луна еле заметна
Северной авроры — зимнего утра
Прозрачный лес — лес в дымке
Предадимся бегу — покатаемся на санях
Постарайтесь
создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное
утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства
языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.
Обратим
внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых
мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они
становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая
такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и
солнце; день чудесный!».
Вьюга ночью была очень сильная. Я
заметил, что она злилась. А луна вообще была как бледное пятно. Мне так
хотелось, чтобы скорее наступило утро.
Оно наступило. Было
морозно и радостно. Хватит спать, пора открывать глаза и наслаждаться
красотой северной Авроры! Новый день — пора новых начинаний.
Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?
Для того чтобы определить размер любого стихотворения, его нужно разбить на слоги. Возьмем две первые строчки:
Мой пер-вый друг, мой — друг бес-цен-ный,
И я судь-бу бла-го-сло-вил
Поделив
их на слоги и расставив логическое ударение, становится понятно, что
чередуются ударные и безударные слоги. Значит, это двухсложный размер, а
именно — четырехстолпный ямб. Большинство стихотворений Пушкина
написано таким размером.
А. С. Пушкин – легендарный русский поэт. Он родился в Москве, 6.06.1799 г (по старому исчислению 25 мая) в семье дворян. А.С. Пушкин, лицейские годы и детство которого проходили очень бурно, нанесли след на становление поэта. Семья его жила по полгода то в Москве, то в своем имении Захарьине.
Детство и лицейские годы Пушкина: краткое содержание
В детстве Александр был скромным, тихим, предпочитал спокойные игры. Его мать больше внимания уделяла его брату Льву и сестре Ольге. Об Александре больше заботилась бабушка и любимая нянька Арина Родионовна, которой впоследствии поэт посвятил много теплых слов и стихов.
Именно благодаря им, их теплоте, в поэте проснулась поэтическая муза. Из робкого мальчика Александр постепенно становился шаловливым, резвым ребенком. Как признавалась его бабушка, внук бросался из крайности в крайность, был умен, однако учился довольно плохо.
У его отца, Сергея Львовича, было много книг, в основном на французском. Воспитанием и обучением мальчика занимались иностранные гувернеры, которые постоянно менялись. Александр на французском говорил, как на родном. После 7 лет мальчиком овладела сильная тяга к чтению, и он буквально начал «глотать» книги. Где-то лет с 9 Пушкин начинает сочинять стихи на французском, на котором писал Вольтер.
Так заканчивается детство, и лицейские годы Пушкина проходят уже в Петербурге. Юность прошла в закрытом учебном заведении, которое открылось в 1810 г в Царском селе, при дворе императора Александра Первого.
Приехав в Петербург, Александр вместе с дядей удачно сдает экзамен, а влиятельные знакомые закрепляют место за Александром. С 19 октября 1810 года начинаются его лицейские годы. Во вновь открывшееся учзаведение было принято 30 человек из средних дворян.
В лицее Александр увлекался поэзией, особенно иностранной, поэтому получил от товарищей прозвище «Француз». Пушкин среди лицеистов часто становился победителем в пассивных соревнованиях. В русских писателях поэту больше нравился Батюшков и другие, входившие в кружок Карамзина. Туда же ходил и дядя Александра.
Во время учебы в лицее Пушкин познакомился с новыми течениями в литературе. Первая творческая слава пришла к поэту в 15 лет. С 1815-1817 гг. образуется общество «Арзамас», которым руководит Жуковский.
Среди членов кружка находился и Александр. Девятого июня 1817 года состоялся выпускной, по итогам экзамена Пушкин получил новое признание «Арзамаса».
Интересные факты из жизни Пушкина
Детство, лицейские годы Пушкина, интересные факты: родившись летом, поэт больше любил осень и зиму, именно этим сезонам посвящено большее количество произведений. Чаадаев сильно повлиял на кругозор Пушкина, потом он посвятил ему стихотворение. Любимым поэтом Александра Сергеевича был Вольтер, склонность к сатире появилась благодаря его произведениям.
Пушкин – выдающаяся личность, поэт, творения которого навсегда запечатлены в истории литературы. Александр Сергеевич известен не только в России, но и далеко за ее пределами.
А.С. Пушкин: лицейские годы и детство
2.8 (56.18%) 848 votes
На этой странице искали :
- детство и лицейские годы пушкина
- сообщение о А С П ушкини о детстве и лицейских годах
- пушкин детство и лицейские годы
- детские и лицейские годы а с пушкина
- детство пушина лицейские годы
Известнейший поэт всех времен АС. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина. Одно время он был весьма успешным и почитаемым писателем. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями. Чтобы понять, что именно закладывалось в самом первом периоде становления великого поэта, необходимо обратить внимание на особенности и привычки его семьи и окружения. Период детства в биографии Пушкина с 1799 по 1811 года довольно малоизвестен.
Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая — Улиана.
В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Внешне он тоже не отличался манерами и приятным видом, скорее наоборот, был неуклюж и тучен. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки. Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях. К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Основным занятием мальчика было, зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге.
Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка, несмотря на сложную и тяжелую жизнь, сохранила мягкость, так необходимую женщине. И не только сохранила, а сумела передать своим внукам. Няня же была образом, вобравшим все основные черты русской женщины. Она знала бесчисленное количество сказок, поговорок и пословиц. Возможно, именно теплота няни и воспитала в Пушкине душевную чуткость. Эти женщины привносили ощущение русской самобытности в жизнь мальчика, что потом отразилось на творчестве поэта. В 10 же лет пытался писать басни.
Интересный факт из детства Пушкина: несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.
Отец (Сергей Львович) был военным советником, мать (Надежда Осиповна) была внучкой Ганнибала — известного арапа Петра I.
Александр был не единственным ребенком в семье: у него было несколько братьев и сестер.
Ближе всех ему стала старшая сестра Ольга. Ей он показывал свои первые стихи.
Родители проводили с детьми не очень много времени. Чаще за ними присматривали няни.
Любимой няней Пушкина была Арина Родионовна. Она знала много сказок и небылиц, которые рассказывала перед сном будущему поэту. Маленький Саша очень любил эти моменты и потом часто вспоминал о них.
Благодаря этим рассказам появились на свет знаменитые сказки Пушкина («Лукоморье», «Сказка о царе Салтане» и другие).
Александр очень любил свою бабушку — Марию Алексеевну. Она много времени посвящала воспитанию внуков.
Это была очень грамотная и образованная женщина. Именно она научила внука читать, писать и красиво говорить на родном языке.
В доме Пушкиных часто говорили по-французски, и было много книг французских авторов.
Когда Александр подрос, ему наняли учителей, которые обучали его этому языку и другим наукам.
Французский стал его вторым родным языком.
В раннем детстве Александр был немного полноватым и неуклюжим. Он не очень любил подвижные игры как другие дети. Был очень спокойным и наблюдательным.
Спустя несколько лет полнота пропала, мальчик «вытянулся». Однако любовь к наблюдению и уединению осталась с ним.
Как только Александр научился грамоте, чтение стало его любимым занятием. Он читал все книги, которые попадались ему.
В 8 лет Пушкин написал свое первое стихотворение. Известно, что оно было написано на французском языке.
Первые произведения Александр доверял еще одному человеку — своему дяде — Василию Львовичу, который был поэтом. Он одним из первых отметил талант молодого поэта.
Практически все детство будущий поэт провел в Москве. Но в летние месяцы он часто жил в подмосковном селе Захарово (в имении бабушки).
В 12 лет Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей недалеко от Петербурга. Там он провел следующие 6 лет.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 51
А. Пушкин. Лицейские годы
Проверьте себя
1. Вы прочитали статьи о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении русской и французской литературы, статьи о лицейских годах. Какие размышления вызвали у вас эти сведения о великом русском поэте?
Эти сведения заставили меня задуматься о том, что талант Пушкина возник не на пустом месте. Он явился результатом его увлечения литературой, был достигнут упорным трудом и учёбой, стремлением к совершенству. В детстве формируется мировозрение ребёнка и следы этого влияния мы видим во всём последующем творчестве Пушкина.
2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др).
Рассказ о Лицее для 6 класса
Лицей был задуман, как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его учредил император Александр I, благодаря хлопотам Сперанского.
Само название, Лицей, происходит от аналогичного греческого слова, обозначавшего место на окраине Афин. Там, возле храма Аполлона, учёный Аристотель основал гимнасий, где учил юношей наукам. Российский Лицей должен был стать продолжателем традиций античного учебного заведения.
Пушкину исполнилось 12 лет и он сдал экзамены в Лицей. Он оказался в числе 30 первых воспитанников этого заведения. Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Это было очень торжественное мероприятие, на котором присутствовал император. С речью выступил директор Лицея В. Малиновский, а профессор Н. Кошанский представил лицеистов императору.
Потом гости и лицеисты осмотрели помещения Лицея. В нём были столовая, буфет, больница, аптека, актовый зал, библиотека, многочисленные кабинеты. Комнаты лицеистов находились на четвёртом этаже. В них были стол, стул, комод, кровать, умывальник, зеркало.
Молодым лицеистам выдали особую форму: двубортные сюртуки синего цвета с красными воротниками и кантами на манжетах. Каждый носил жилет, синие панталоны и полусапожки.
Шесть лет лицеисты должны были пробыть в лицее, никуда из него не выезжая. Родственники могли навещать их по праздникам. Распорядок дня был насыщенным: подъём в 6 утра, молитва, занятия на весь день с перерывами на прогулки и обед. В десять вечера был отбой. Таким образом, по уровню знаний Лицей приравнивался к университету.
Профессора добивались того, чтобы воспитанники никогда не были праздными, поощряли занятия искусствами, сочинение стихов. Они воспитывали в лицеистах независимость суждений, ответственное поведение, прививали ненависть к холопству и лизоблюдству. В Лицее утвердился дух чести, товарищества, братства.
3. Каких лицеистов — друзей Пушкина вы знаете?
Пушкину в Лицее досталась комната №14. Рядом с ним жил Иван Пущин, один из близких друзей поэта. Кроме Пущина, Пушкин сдружился с Антоном Дельвигом и Вильгельмом Кюхельбекером.
4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?
Лицейские учителя были молодыми и прогрессивными. Они старались привить воспитанникам не только точные знания наук, но и высокие моральные принципы. Поощряли занятия искусствами, независимость суждений и поведения, патриотизм.
Пушкин особо полюбил уроки А. Куницына, читавшего нравственные и политические науки; Н. Кошанского, учителя русской и латинской словесности; А. Галича, знатока искусств; Д. де Будри, учителя французской словесности; Ф. Гауеншильда, учителя немецкой словесности; И. Кайданова, профессора истории; и Я. Карцова, профессора математики.
5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?
День основания Лицея отмечался ежегодно. Выпускники относились к этой дате очень серьёзно, даже трепетно. Если Пушкин не мог присутствовать на встрече, он посылал друзьям приветы в стихотворениях. Поэт посвятил этим годовщинам несколько стихотворений.