Подготовьте рассказ о народных основах характера катерины используя учебник и подыскивая

        1. О народных истоках характера Катерины

В
мироощущении Катерины гармонически
срастается славянская языческая
древность, уходящая корнями в доисторические
времена, с демократическими веяниями
христианской культуры. Религиозность
Катерины вбирает в себя солнечные
восходы и закаты, росистые травы на
цветущих лугах, полеты птиц, порхание
бабочек с цветка на цветок. С нею заодно
и красота сельского храма, и ширь Волги,
и заволжский луговой простор. А как
молится героиня, «какая у ней на лице
улыбка ангельская, а от лица-то как будто
светится». Не сродни ли она
«солнечнозрачной» Екатерине из
чтимых народом жизнеописаний святых:
«И такое сияние исходило от лица, что
невозможно было смотреть на нее».
Излучающая духовный свет земная героиня
Островского далека от сурового аскетизма
домостроевской морали. По правилам
«Домостроя» на молитве церковной
надлежало с неослабным вниманием слушать
божественное пение, а «очи долу имети».
Катерина же устремляет свои очи горе.
И что видит, что слышит она на молитве
церковной? Эти ангельские хоры в столпе
солнечного света, льющегося из купола,
это церковное пение, подхваченное пением
птиц, эту одухотворенность земных стихий
— стихиями небесными… «Точно, бывало,
я в рай войду, и не вижу никого, и время
не помню, и не слышу, когда служба
кончится». А ведь «Домострой»
учил молиться «со страхом и трепетом,
с воздыханием и слезами». Далека
жизнелюбивая (*61) религиозность Катерины
от суровых предписаний домостроевской
морали.

Радость
жизни переживает Катерина в храме.
Солнцу кладет она земные поклоны в своем
саду, среди деревьев, трав, цветов,
утренней свежести просыпающейся природы.
«Или рано утром в сад уйду, еще только
солнышко восходит, упаду на колена,
молюсь и плачу…» В трудную минуту
жизни Катерина посетует: «Кабы я
маленькая умерла, лучше бы было. Глядела
бы я с неба на землю да радовалась всему.
А то полетела бы невидимо, куда захотела.
Вылетела бы в поле и летала бы с василька
на василек по ветру, как бабочка».
«Отчего люди не летают!.. Я говорю:
отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла
руки и полетела…»

Как
понять эти фантастические желания
Катерины? Что это, плод болезненного
воображения, каприз утонченной натуры?
Нет. В сознании Катерины оживают древние
языческие мифы, шевелятся глубинные
пласты славянской культуры. В народных
песнях тоскующая по чужой стороне в
нелюбимой семье женщина часто оборачивается
кукушкой, прилетает в сад к любимой
матушке, жалобится ей на лихую долю.
Вспомним плач Ярославны в «Слове о
полку Игореве»: «Полечу я кукушкой
по Дунаю…» Катерина молится утреннему
солнцу, так как славяне считали Восток
страною всемогущих плодоносных сил.
Еще до прихода на Русь христианства они
представляли рай чудесным неувядаемым
садом во владениях Бога Света. Туда, на
Восток, улетали все праведные души,
обращаясь после смерти в бабочек или в
легкокрылых птиц. В Ярославской губернии
до недавних пор крестьяне называли
мотылька «душичка». А в Херсонской
утверждали, что если не будет роздана
заупокойная милостыня, то душа умершего
явится к своим родным в виде ночной
бабочки. Из языческой мифологии эти
верования перешли в христианскую. В
жизнеописании святой Марфы, например,
героине снится сон, в котором она,
окрыленная, улетает в синеву поднебесную.
Вольнолюбивые порывы Катерины даже в
детских ее воспоминаниях не стихийны:
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще
лет шести была, не больше, так что сделала!
Обидели меня чем-то дома, а дело было к
вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу,
села в лодку, да и отпихнула ее от берега».
Ведь этот поступок Катерины вполне
согласуется с народной ее душой. В
русских сказках девочка (*62) обращается
к речке с просьбой спасти ее от злых
преследователей. И речка укрывает ее в
своих берегах. В одной из орловских
легенд преследуемая разбойником Кудеяром
девушка подбегает к Десне-реке и молится:
«Матушка, пречистая Богородица!
Матушка, Десна-река! не сама я тому
виною,- пропадаю от злого человека!»
Помолившись, бросается в Десну-реку, и
река на этом месте тотчас пересыхает,
луку дает, так что девушка остается на
одном берегу, а Кудеяр-разбойник на
другом. А то еще говорят, что Десна-то
как кинулась в сторону — так волною-то
самого Кудеяра захватила да и утопила.

Издревле
славяне поклонялись рекам, верили, что
все они текут в конец света белого, туда,
где солнце из моря подымается — в страну
правды и добра. Вдоль по Волге, в долбленой
лодочке пускали костромичи солнечного
бога Ярилу, провожали в обетованную
страну теплых вод. Бросали стружки от
гроба в проточную воду. Пускали по реке
вышедшие из употребления иконы. Так что
порыв маленькой Катерины искать защиты
у Волги — это уход от неправды и зла в
страну света и добра, это неприятие
«напраслины» с раннего детства и
готовность оставить мир, если все в нем
ей «опостынет». Реки, леса, травы,
цветы, птицы, животные, деревья, люди в
народном сознании Катерины — органы
живого одухотворенного существа, Господа
вселенной, соболезнующего о грехах
людских. Ощущение божественных сил
неотделимо у Катерины от сил природы.
В народной «Голубиной книге»

Солнце
красное — от лица Божьего,

Звезды
частые — от риз Божьих,

Ночи темные —
от дум Господних,

Зори утренние — от
очей Господних,

Ветры буйные — от
Святого Духа.

Вот
и молится Катерина заре утренней, солнцу
красному, видя в них и очи Божии. А в
минуту отчаяния обращается к «ветрам
буйным», чтобы донесли они до любимого
ее «грусть тоску-печаль». С точки
зрения народной мифологии вся природа
обретала эстетически высокий и этически
активный смысл. Человек ощущал себя
сыном одушевленной природы — целостного
и единого существа. Народ верил, что
добрый человек может укрощать силы
природы, а злой навлекать на себя их
немилость и гнев. Почитаемые народом
праведники могли, например, вернуть в
берега разбушевавшиеся при наводне-(*63)нии
реки, укрощать диких зверей, повелевать
громами. Не почувствовав первозданной
свежести внутреннего мира Катерины, не
поймешь жизненной силы и мощи ее
характера, образной тайны народного
языка. «Какая я была резвая! — обращается
Катерина к Варваре, но тут же, сникая,
добавляет: — Я у вас завяла совсем».
Цветущая заодно с природой, душа Катерины
действительно увядает во враждебном
ей мире Диких и Кабановых.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Описывая мрачную, деспотичную атмосферу «темного царства», в пьесе «Гроза» А. Н. Островский создает яркие образы «самодуров русской жизни». Они — воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и которые боятся его. Вот, например, Дикой говорит Кулигину: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор, не боится Дикого. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» дает оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется».

Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитрая, действует под личиной благочестия. Она все время повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Кабаниха жестока. Она, даже когда Катерина погибает, не жалеет ее. Она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!»

Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно. Постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа…» Но в то же время Кабаниха властно приказывает. Она стремится держать всех в подчинении.

Кабаниха старается показать свою религиозность. Она неискренне верит в Бога, суеверна и поддерживает суеверные пророчества горожан. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. Самым жестоким образом она относится к Катерине. Она вообще не считает Катерину за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».

Теперь поговорим о безвольных, забитых людях «темного царства». Это Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый, наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен воле своей матери. Он не может ослушаться мать. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, он искренне относится к ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Борис по сути своей такой же, как Тихон, но он выделяется из всех людей города Калинова своей образованностью. Наверное, поэтому его замечает Катерина. Он трусливый. При последней встрече с Катериной, когда он уже знал, что Катерина погибает. Борис боится: «Не застали бы нас здесь». Борис — непосредственный виновник смерти Катерины. Катерина разочаровывается в Борисе.

Полной противоположностью Борису является Кудряш. Он свободолюбив, не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Так же Кудряш неравнодушен к судьбе других людей. Под стать Кудряшу Варвара. Она прямая противоположность брату. Варвара не желает подчиняться тиранству матери. Она смелая и решительная.

Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она презирает бесхарактерность брата и ненавидит бессердечность матери.

Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудесна, истинно надобно сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество города Калинова. Но он понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.

Сопоставление образов пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее характер несовместим с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет.

Тема. Народные
истоки и сила характера Катерины»
(по пьесе А.Н.
Островского «Гроза»)

Габитова Татьяна
Николаевна

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский
медицинский колледж»

преподаватель русского
языка и литературы

ОУД. 02 Русский язык и
литература. Литература

1 курс
(10 класс)

Лебедев Ю.В.
Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2017.

Цели учебного занятия:

Обучающие:

 —
проанализировать образ Катерины;

 — понять,
почему Катерина решилась на самоубийство

Развивающие:

 —  развивать
навыки формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать
её;                              

 —   формировать умения сравнивать, доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия

Воспитательные:

 — формировать ценностное
отношение к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам

Планируемые
результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств,
развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с
использованием различных источников информации, понимание авторской позиции и
умение аргументировать собственное отношение к героям драмы
«Гроза», знание истории и литературы.

Метапредметные:

Познавательные: углубление представления о драматическом произведении,
совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать
выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое
высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с
Интернет- ресурсами.

Регулятивные: умение ставить цель и планировать
свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их,
развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной
деятельности.

Коммуникативные: развитие у обучающихся умений выделять
причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы
по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.

Предметные:

В познавательной сфере: осознанное понимание
специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в
единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять
особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении,
владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение
творческой работы – составление опорной схемы и диаманты.

В ценностно-ориентационной сфере: приобщение
к духовно-нравственным ценностям русской литературы, восприятие «Грозы» как
части историко-литературного процесса, понимание авторской позиции и
соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев, воспитание
любви к родной земле и родной культуре, определение актуальности произведения
для читателей разных поколений.

В коммуникативной сфере: осмысленное
чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить
аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (обучающийся-
обучающийся  и обучающийся -преподаватель).

В эстетической сфере: восприятие
художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста
с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского
слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть
отрывки из произведения.

Все планируемые результаты реализуются в процессе всего учебного
занятия на разных этапах работы с текстом драмы «Гроза».

Тип занятия: изучение нового
материала

Оборудование: 
фрагменты из кинофильма, тексты, иллюстрации

                                         Мы
знаем, что характер Катерины выдержит себя,
 
                                                                несмотря ни на
какие препятствия,
 
                           а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе

Н.А. Добролюбов

Ход занятия

1. Организационный момент

 2. Постановка задач и актуализация знаний

Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского
«Гроза». Тема урока – «
Народные истоки и сила характера Катерины». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно
очень сложной. Каждый человек индивидуален, имеет своё мнение и свою точку
зрения.

Как это связано с темой урока и работой на
уроке?
Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему,
потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и
жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите,
пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте
вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её
смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”,
ответить на вопросы: «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера
Катерины?»)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

Повторение изученного ранее

 — Кто автор изучаемой нами пьесы?

 — Каков смысл названия этого произведения? 

 — Каков главный конфликт в пьесе?  

Проверка домашнего задания

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве,
и как это повлияло на её дальнейшую жизнь. Выразительное чтение отрывка
наизусть.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот.
Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто
виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что
она летает.

Катерина
— крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть
ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет,
когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через
сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина –
своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы
сохранить свою свободу и независимость).

3.
Объяснение нового материала

Работа
по тексту
группах)

Задание первой группе:

Охарактеризовать
отношения Катерины и Тихона.

Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в
семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери,
заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал
свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого
обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то
неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон
любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость,
бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От
безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она
находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком,
чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает
свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её
натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность
любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и
смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей,
беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё
 грех. (Работа с
понятием. Обращение к заповедям в «Законе Божьем»).

Задание второй группе:

Охарактеризовать
отношения Катерины и Бориса. Можно ли любовь Катерины
и Бориса назвать настоящей
?

Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой.
Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только
одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться
долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но
Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя!
Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как
повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После
своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное
царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем.
Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не
такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это
“тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви.
Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

4.
Закрепление

Беседа по
вопросам

 —  Какое
значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины,
Бориса, Тихона?

 —  Какие
моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

 —  Почему
Катерина покаялась публично?

 —  Можем
ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

 —  Могла
ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

5.
Подведение итогов

Таким образом, Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В
наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу.
Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В
один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные.
Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины,
основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

Позитивные стороны

Негативные стороны

  • “Я буду жить, дышать, видеть небо,
    следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду
    снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать
    свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой
    мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто
    мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не
    отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его
    счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится
    моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут мне
    дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся
    видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти
    ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не
смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. От человека, от его характера и
силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу
чистой. Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет.
Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую
душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И
именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной.

6.
Физминутка

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать
обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на
антонимии понятий.

1.
Тема (существительное).

2. Два
определения (прилагательные).

3.
Действия (три глагола).

4.
Ассоциации (четыре существительные).

1, 2
антонимы 3,4

5.
Действия (три глагола).

6. Два
определения (прилагательные).

7.
Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная,
честная.

Любит,
стремится, бунтует.

Свобода,
страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается,
страдает, гибнет.

Уставшая,
раскаявшаяся

Бедная
Катерина.

7. Выставление
оценок

8.
Домашнее задание

1.
Составить тест из 5 заданий по пьесе «Гроза»;

2.
Познакомиться с критическими статьями Н. Добролюбова и Д. Писарева, посвящёнными
пьесе «Гроза»

  • Подготовка к сочинению по роману капитанская дочка 8 класс презентация
  • Подготовьте рассказ о куликовской битве по вопросам дата сражения участники выбор позиции и тактики
  • Подготовьте рассказ об особенностях времен года в вашей местности и проиллюстрируйте его
  • Подготовьте рассказ о крылове подчеркнув роль самообразования самовоспитания и самостоятельного чтения
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс видеоурок