Х р а м ы В е л и к о г о Н о в г о р о д а
Анастасия ЛОСЕВАТроица Феофана Грека и Троица Рублева
Андрей Рублев. Троица. Конец XIVв.
Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет для нас манеру и даже мироощущение Феофана Грека. Особенно рельефно своеобразие стиля Феофана видно в сравнении с Троицей Андрея Рублева, созданной спустя всего 20–30 лет. При всей условности этого сравнения (Троица Феофана — фреска, Троица Рублева — икона, одна написана византийским мастером, другая — русским, хотя, возможно, и бывавшим в Византии) оно дает нам возможность приблизиться к двум фигурам, определившим развитие древнерусского искусства.
Феофан Грек расписал Спасский собор летом 1378 г. Напомним, что он попал в Новгород не просто сложившимся, но и очень известным, много повидавшим мастером. Дату его рождения традиционно относят к первой половине XIV в. А значит, создание знаменитых мозаик и фресок монастыря Хора в Константинополе, Мистре и Салониках приходится на время его становления как художника. Перед тем как приехать в Новгород, Феофан некоторое время провел в Кафе (нынешней Феодосии), одной из самых крупных генуэзских колоний на северном побережье Черного моря. Там он расписал небольшую церковь и по неизвестным нам причинам оставил Кафу ради Новгорода. Произведений Феофана в центральной Византии не сохранилось, а фрески в Феодосии находятся в плачевном состоянии. Поэтому новгородские росписи можно считать единственным дошедшим до нас произведением монументальной живописи знаменитого мастера.
Ко времени приезда Феофана в Новгороде были уже хорошо знакомы с византийским искусством. Здесь Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора) и несколько наивная, но убедительная и страстная местная традиция (фрески церкви Спаса на Нередице).
О том, каков был цельный замысел ансамбля росписей самого Феофана, мы можем судить лишь по двум сохранившимся фрагментам — фрескам купола и Троицкого придела. Этот интересующий нас придел очень невелик, узок и располагается на втором этаже храма. Поэтому там поместились только две многофигурные композиции — ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамения. А небольшие вытянутые простенки заняты фигурами столпников и праведников, которые обращены лицом к двум названным образам. Тем самым в интерпретации Феофана Троица приобретает оттенок видения, представшего перед подвижниками.
Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. В науке существуют разные мнения о том, для какого храма она была создана и какое место в иконостасе занимала. Она могла находиться в алтаре, служить храмовой иконой местного ряда, а могла быть центральной иконой деисусного чина. Но как бы то ни было, образы пророков и праведников вряд ли непосредственно соседствовали с персонажами рублевской Троицы, тем самым в иконостасе Рублева этот сюжет не мог восприниматься в таком учительско-назидателльном контексте, как у Феофана.
Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Троица занимает половину полукруглого участка стены, резко закругляющаяся линия левой части композиции определена аркой свода, а правая часть составлена из высящихся друг над другом тел, которые образуют дугу, зеркально повторяющую линию левой арки. В полукружье стены вписано полукружье живописной композиции, в итоге получается форма, напоминающая ячейку трифория в готическом храме, где одна большая арка делится на две малые.
Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. 1378
Но и далее, в самой живописной композиции, можно увидеть большую арку, охватывающую две малые. В меньшие арки вписываются фигуры левого и правого ангелов — над их нимбами оставлены полукруглые просветы.
Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Тем самым идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. Существенная разница в том, как это полукружье завершается. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. Все наше внимание отдано размаху крыльев и фигуре Сары, образующим устои композиционной арки. В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном, и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Продолжается это движение в положении ног, стопах, развернутых друг к другу, и, наконец, половинки круга практически соединяются подножиями.
Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Один из героев неизбежно возвысится над другими. И Феофан выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Лик центрального ангела занимает композиционное место замкового камня арки, а крылья, охватывая спутников, образуют свод. Фигуры ангела и Сары справа и несохранившаяся фигура Авраама и ангела слева уподоблены высоким устоям этой арки. Сама арочная форма, объединяющая участников сцены, наделена не столько незыблемостью и мощью, сколько чертами готической изысканности. Обратив внимание на тонкие просветы между оперением и плащами, крыльями и нимбами, композицию Феофана можно уподобить изрезанному переплету алтаря, где в круглые оправы вместо камней заключены лики.
Сама форма арочной композиции, выбранная Феофаном, ближе стрельчатому, нежели полукруглому очертанию. В плавную дугу крыльев вписана узкая, даже, как кажется, остро сведенная арка из нимбов всех участников сцены. Для того чтобы получить именно такую форму, живописец располагает лики ветхозаветных персонажей и ангелов строго друг под другом, а фигуре Сары разрешает выдаваться в сторону лишь до той границы, которую полагает всей композиции крыло ангела. Надо думать, что с другой стороны симметрично располагалась фигура Авраама. Квинтэссенцией композиционного решения становится арочка, расположенная в самом центре подножия стола. (Заметим, что Рублев помещает в этом месте горизонтально вытянутую прорезь.) Так Феофан достигает сжатости, вертикальности, своеобразной столпообразности всей сцены, перекликающейся с взирающими на нее вытянутыми фигурами столпников.
Кладя в основу композиционного решения круг, Рублев достигает ощущения цельности, тождественности персонажей друг другу. И если во фреске Феофана фигура и лик центрального ангела, являющего собой ось симметрии, расположены фронтально, подчеркивая его роль вершащего, то в иконе Рублева центральный ангел изображен так же, как и остальные, — в три четверти. Он склоняет голову, как бы прислушиваясь к своему собеседнику, и этот поворот внимающего подчеркнут наклоном дуба на заднем плане.
Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. Византийский мастер следует в этом тексту Ветхого завета, где сюжет о пришествии к Аврааму и Саре трех странников повествует о встрече земного и небесного. В иконе Рублева перед нами предстает, скорее, не ветхозаветный сюжет, а образ Троицы, воплощающий вместо идеи иерархии божественное единство.
Нельзя сказать, что византийский мастер избегает изображать округлые формы. Но круги внутри его композиции получают причудливую оправу. Лик Сары окутывают складки ниспадающего плаща, изогнутые руки, закрытые тканью, окружают ее шарообразное подношение к столу, а вокруг ликов ангелов вьются ленты, поддерживающие прически. Каждую круглую форму Феофан окружает быстрым, стремительным росчерком.
Еще одна излюбленная им форма — узел, концы от которого разлетаются в разные стороны. Так, вокруг рук центрального и левого ангелов свиваются тугие складки плаща, а на плече Сары пересекаются линии драпировки. Скрученное и разнонаправленное движение возникает в каждой точке соприкосновения форм. Стоит посмотреть хотя бы на фигуру правого ангела — там, где его рука пересекает край стола, под разными углами соединяются линии крыла и драпировки. Каждый фрагмент, где пересекаются какие-либо формы, решается в виде многолепестковой композиции, а само движение вокруг этого центра соприкосновения становится важнее всего.
Тем самым композиционная схема Феофана усложняется, ее можно уподобить уже не просто арке, но арке, украшенной развевающимися перевязями.
Андрей Рублев скорее не разнообразит основную композиционную форму, а многократно повторяет ее — полукруглые вырезы крыльев обрамляют головы, гора склоняется, подобно шее, руки, не сгибаясь, плавно ложатся на колени. Особенно хорошо видна эта разница при сравнении фигур ангелов слева. Если во фреске Феофана складки одеяния охватывают руку ангела со всех сторон, а сама его рука сгибается, как бы сопротивляясь внешнему движению, то в иконе Рублева складки плаща струятся под рукой ангела, покоящейся на колене.
Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Ангелы на его фреске восседают вокруг накрытого стола, в центре которого стоит тяжелая чаша с головой заколотого барана, вокруг лежат круглые хлебцы и уже отрезанные узкие ломти, на краю стола — нож. Все предметы Феофан пишет острыми, серповидными линиями, создавая и на столе ощущение беспокойного движения. Блики вспыхивают и на ноже, и на чаше, и на ломтях, хлебец как будто бы катится, а чаша гнется.
Андрей Рублев, исключив из своей композиции Авраама и Сару, обходит вниманием и саму трапезу. На иконе на столе стоит только чаша, своей формой напоминающая не блюдо, а скорее кубок для причастия. Пустота вокруг чаши делает ее смысловым центром всей композиции. Ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Тем самым чаша с головой агнца в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. Не случайно абрис этой чаши повторен еще раз — ту же форму имеет пространство между ангелами, расширяясь от колен к плечам сидящих.
Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. Он прекрасно знает искусство византийского мастера, знает и его манеру работать и его самого. Напомним, что в 1405 г. они вместе работают над украшением Благовещенского собора Московского Кремля. Летопись говорит об этом следующее: «В лето 6913… тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Важно, что в приведенном тексте Андрей Рублев назван третьим, после Феофана Грека и Прохора с Городца. Следовательно, в это время в данной артели он был младшим мастером, хотя уже и достаточно прославленным для того, чтобы быть упомянутым лично.
Следовательно, между этими двумя образами Троицы действительно есть внутренняя связь, и, принимаясь за работу над иконой, Андрей Рублев, будучи уже зрелым мастером, вел внутренний диалог со своим предшественником и отчасти учителем. И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Мир, изображенный византийским мастером, охвачен волнением, встреча земного и небесного приводит в движение все материи, она понимается как пронзительное откровение, переживаемое на пределе духовных возможностей человека. Рублев, напротив, открывает перед нами божественное как мир мудрого созерцания, ясности и немногословности.
Древнерусское искусство, унаследовавшее каноны написания Ветхозаветной Троицы от Византии, создало образы огромной художественной глубины и духовной силы.
Среди них заметное место принадлежит фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.
Перед нами три ангела, сидящие за нехитрой трапезой. Один из них, изображённый в центре, как бы осеняет двух других ангелов, сидящих по сторонам. Средний ангел отличается величием и силой. На нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само Божество, Бог Сын». Ангелы слева и справа занимают как бы подчинённое положение.
Феофан Грек. Троица. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород |
Под сенью широко распростёртых мощных крыл они покорно и смиренно склонили свои головы перед высшим Божеством. Они слуги, исполнители его воли.
Подобное изображение не противоречило каноническому пониманию библейской легенды. В своей фреске Феофан Грек ещё раз говорил людям о необходимости подчиняться Провидению, учил молчаливой покорности судьбе.
Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублёв в знаменитой «Троице». Не иллюстрацию события, рассказанного в Библии, не внешнее действие в его бытовых подробностях пишет художник, а глубочайшее по мысли произведение, в котором воплощает идею, близкую и понятную не только современникам, но и последующим поколениям.
Три лица, три ангела… Но Бог един… Как осознать это человеку? Это так же трудно, как понять идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Рублёв знал: в ней ничего не будет отвлекать от главного. Он оставил лишь самые необходимые приметы библейской легенды: дом Авраама слева, Мамврийское древо, гору, чашу — знак жертвы Авраама. Не станет художник изображать подробности гостеприимства Авраама, его домашние и обыденные хлопоты. Он покажет Троицу — образ единства и жертвенной любви.
Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. В руках каждого из них — посох странника (знак силы). Они склонили свои головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое.
Чем заняты три крылатых юноши? Вкушают поднесённую им пищу?.. А может быть, просто ведут тихую беседу? Один повелительно говорит, другой покорно внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.
Вглядитесь в их лица. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов своё действие, своё бытие, своё предназначение. Левый ангел — образ Отца, Творца мира. Его волей была создана Вселенная, а потому позади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм Вселенной. Его лицу придана большая твёрдость и воля. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Андрей Рублёв. Троица. 1425—1427 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться в человеческом образе Христа и жертвенной смертью искупить грехи людские. Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа. В его задумчивом облике — любовь к человеку, согласие на то, чтобы стать спасительной жертвой, решимость принять грядущие страдания. За его спиной — древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена — образ страдания и смерти.
С отблеском тихой печали на лице изображён третий ангел — Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора — символ восхождения Духа.
Все три ангела воспринимаются как образ мирового устройства, символ Добра, Жертвенности и Любви. Позднее исследователи «Троицы» Андрея Рублёва назовут её «призывом к национальному единству русского народа», но истинный смысл произведения гораздо шире и глубже. Это творение художника — яркий итог всей его жизни.
На этой странице материал по темам:
-
Фрески рублева и грека в великом новгороде
-
Рублев троица фреска
-
Фреска троица грека
-
Троица феофана грека и троица рублева
-
Троица феофан грек описание
Вопросы по этому материалу:
-
В чём особенность художественного воплощения этой легенды в произведениях Феофана Грека и Андрея Рублёва?
-
Найдите сходство и различия в передаче сюжета древнерусскими мастерами Феофаном Греком и Андреем Рублёвым.
-
Почему впоследствии в «Троице» Андрея Рублёва увидели «призыв к национальному единству русского народа»?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Третья четверть ХVII в. Происхождение: из Устьянского Воскресенского собора Вологодской губ. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 168 см, ширина 118 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. ВОКМ 5919 © Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Человеческий мозг всегда ищет визуальные образы, посредством которых может выразить идею. Так мысль о троичной сущности Бога нашла отражение в иконописной живописи: появилась традиция изображать Его в виде трех ангелов. В других сюжетах, характерных для Новозаветной Троицы, в облике старца (Бог Отец), Христа Воплощенного (Бог Сын) и голубя (Бог Святой Дух).
Читайте также: Что такое Троица
Содержание страницы
- Кто изображен: описание
- Полезные материалы
- Иконография Ветхозаветной Троицы
- Особенности изображения Новозаветной
- Что означает: богословское значение, почему икона — не картина
- Кто написал: о создании святынь и их авторах
- Известные образы
- Андрея Рублева
- Год создания
- Симона Ушакова
- Фреска Феофана Грека
- «Зырянская» Стефана Пермского
- Где находятся
- Андрея Рублева
- В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме
- Видео
- Похожие статьи
Кто изображен: описание
Большой Московский Собор в 1667 году наложил запрет на изображение под видом Ветхого днями Бога Отца. Несмотря на запрет, решение не нашло понимания у церковного народа, иконы и сегодня продолжают широко тиражироваться, их можно приобрести в любой церковной лавке.
Невозможно проиллюстрировать то, что невидимо и невообразимо. Этому учит Седьмой Вселенский Собор:
«Почему мы не описываем Отца Господа нашего Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его… А если бы мы увидели и познали Его так же, как Сына Его, то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)».
Согласно официальной церковной позиции канону отвечают только те изображения Триипостасного Божества, которые передают Его суть посредством символа. Это Ветхозаветная Троица, ряд икон на новозаветные сюжеты, где Святой Дух показан в виде голубя или языков пламени и запечатленные в красках эпизоды из Апокалипсиса, где Господь Саваоф написан как старец.
Читайте также: Троица в 2022 году какого числа
Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, масло. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 25 см. Нечасто встречающаяся иконография Новозаветной Троицы. Бог-Отец и Бог-Сын (Иисус Христос) изображены сидящими на облаках. Бог-Отец держит в правой руке тонкий серебряный жезл, Бог-Сын держит в правой руке Голгофский крест, над Ними изображён голубь, от которого расходятся лучи – символ Святого Духа.© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Полезные материалы
Иконография Ветхозаветной Троицы
В основе сюжета этого типа икон лежит сцена, описанная в 18 главе книги Бытия. Она имеет название «Гостеприимство Авраама» и повествует о том, как к Аврааму в образе трех мужей явился сам Господь.
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели». (Быт. 18:1-8).
Таким образом, в иконописи упрочилась традиция изображать Троицу в виде трех мужей, позже – ангелов. Самые первые иллюстрации датируются II веком и относятся к настенной живописи римских катакомб. Уже в этих рисунках прослеживается характерная особенность в написании Ветхозаветной Троицы: абсолютное равноправие всех трех персонажей, нашедшее выражение в одинаковости их поз и одежд. Окончательно композиция икон, живописующих Триипостасное Божество, сложилась к XIV веку. Именно в это время появились наиболее известные образы, закрепившие каноничность внешнего изображения Троицы.
Это интересно: Какой святой объяснил людям значение Святой Троицы с помощью клевера
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVIII в. Материал: дерево, масло. Размеры иконы: высота 37,1 см, ширина 56 см . Изображение Ветхозаветной Троицы © Самарский областной художественный музей
Иконы изображают трех Ангелов за трапезой с более или менее детализированной прорисовкой второстепенных предметов. Ветхозаветной Троицей иконы названы потому, что сюжет их взят из Ветхого Завета.
Это интересно: Тайна Святой Троицы
Особенности изображения Новозаветной
Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».
Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами
В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.
Что же касается иконы «Сопрестолие», Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г.
«соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».
Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.
Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. © Государственный музей Палехского искусства
О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.
Что означает: богословское значение, почему икона — не картина
Бог един в трех лицах. Раскрытие этого христианского догмата является основной богословской мыслью, выраженной в изображениях Живоначальной Троицы.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. Происхождение: Троицкая церковь с. Дивная Гора Угличского района Ярославской области. Церковь была главным храмом Троицкой Дивногорской пустыни, основанной ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1674 г. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 116 см, ширина 145 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, на котором установлены три чаши, центральная крупнее боковых. Фигура и голова среднего ангела в легком развороте влево, к правому ангелу, он благословляет чашу на столе, в левой руке мерило. КП 106. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Литература: музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. А.А.Салтыков. Ленинград. 1989. Каталог. №101-102
Кто написал: о создании святынь и их авторах
Первые изображения Троицы, как уже было упомянуто, восходят ко II веку. Но самые прославленные образы были созданы в период между XIV и XVII веками.
Гениальной иконописной интерпретации удалось достичь Андрею Рублеву. Биографические сведения об этом знаменитом русском иконописце крайне скудны и обрывочны, также мало известно об истории создания его «Троицы». Считается, что икона была написана по заказу игумена Троице-Сергиевого монастыря Никона «в похвалу Сергию Радонежскому» и предназначалась для иконостаса в недавно построенном Троицком соборе. Дату создания относят к первой половине XV века.
Решением Поместного собора Русской Православной Церкви Андрей Рублев был канонизирован в лике преподобных. Сохранились свидетельства прп. Иосифа Волоцкого о высоте его духовного подвига.
Современник Андрея Рублева – Феофан Грек, мастер монументальной фресковой живописи. В 1378 году он приступил к росписи церкви Спаса Преображения на Ильина улице в Новгороде, где среди прочих работ написал образ Пресвятой Троицы. Данная картина была высоко оценена современными искусствоведами и представляет собой историческую и культурную ценность.
Интересно появление образа Ветхозаветной Троицы, называемого «Зырянским». Авторство иконы приписывают святителю Стефану Пермскому, жившему в XIV веке и знаменитому своей миссионерской деятельностью в коми-пермяцких землях. Согласно письменным свидетельствам устюжского штабс-лекаря академика Якова Фриза образ был принесен святителем в Вожемскую Троицкую церковь в Вологде. Время его написания относят к 1395-1396 годам, что приурочено к поездке епископа в Москву. Одной из причин, побудивших историков приписывать авторство иконы именно Стефану Пермскому, является надпись на иконе, сделанная на зырянском языке, алфавит которого создал и ввел в обиход сам святитель.
Пожалуй, больше всего известно о создании образа Ветхозаветной Троицы, принадлежащего кисти Симона Ушакова, царского изографа. Он написал его в 1671 году. Заказчиком выступил греческий купец и дипломат Николай Николетта. В свое время Симон Ушаков считался реформатором древнерусской иконописной живописи. В лики святых на иконах он привнес так называемое «живоподобие», «очеловечил» их, так что святые стали напоминать людей, а не небожителей. Этот прием нашел отражение в иконе «Троица», которую из-за оттенка светскости в ее характере, критики оценивают ниже «одухотворенной» «Троицы» Рублева.
Известные образы
Андрея Рублева
Рублевская Троица, по мнению богословов и искусствоведов, стала вершиной творчества автора и безоговорочным шедевром мирового искусства.
Воспроизводит классический сюжет из Ветхого завета, так называемое «Гостеприимство Авраама». На переднем плане иконы – сидящие за трапезой ангелы, на заднем, отчасти размытом, – нечетко прорисованные силуэты гор, дерева и хоромы Авраама.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей. Происхождение: из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см. Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного Агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный Ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева. Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115
Эта икона полна аллюзий. К примеру, здание символизирует церковь – жилище Духа Святого. Дерево из обычного дуба, под которым отдыхал Авраам, превращается в древо жизни – символ утраченного Эдема. Гора – в Голгофу, на которую суждено взойти Христу.
Особенность композиции заключается в том, что три ангела как бы вписаны в незримый круг, который подчеркивает единосущность всех трех ипостасей. Смысловым центром картины выступает чаша с головой жертвенного агнца – иносказательный намек на жертву Христа. Именно вокруг нее происходит безмолвный диалог жестов.
Благодаря техническому мастерству автора, использовавшего прием обратной перспективы, зритель оказывается вовлеченным в композицию. Если мысленно продлить линии стола на себя, то они сойдутся в точке, где стоит наблюдатель. Таким образом, каждый, кто смотрит на икону Рублева, попадает в пространство иконы, в тот замкнутый круг, который образован расположением ангельских фигур. Из статичного наблюдателя зритель становиться активным участником действа – четвертое, пустующее место за столом, предназначенное для Авраама, как будто призывает сесть и присоединиться к трапезе. В переносном смысле – это приглашение устремиться к Богу, в объятия Небесного Отца, дабы в последующем обрести потерянный Рай.
Год создания
Образ, созданный святым иконописцев Андреем Рублевым, датируют 1425–1427 годами.
Симона Ушакова
Еще один классический образец иконографии Святой Троицы – это работа кисти Симона Ушакова, мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе Московского Кремля. Дата написания – 1671 год. По своему композиционному строю она во многом сходна с иконой Андрея Рублева, однако более детализирована.
Во-первых, тщательнее прописан задний фон, во-вторых, имеется множество четко прорисованных предметных мелочей: стол, уставленный яствами, ангельские крылья, в которых видно буквально каждое перышко, старательно выведенные складки одежд.
Все это отвлекает внимание от центральных персонажей и создает ощущение перегруженности картины. Облик Божества становится более земным, телесным. Исчезает символика рублевской атрибутики: гора – это просто гора, дом за спиной ангела – всего лишь роскошные палаты, а чашу – прообраз потира – Ушаков и вовсе заменил богатой сервировкой.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. 1671 год. Иконописец: Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович. Происхождение: из Церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 123 см, ширина 89,2 см. Изображение Ветхозаветной Троицы. Инв. № ДРЖ-2147. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Фреска Феофана Грека
Работа этого выдающегося греческого живописца 30-х годов XIV века представляет собой настенную роспись в одной из новгородских церквей. До наших дней сохранился лишь фрагмент, изображающий трех трапезничающих ангелов и склонившуюся перед ними Сарру – жену Авраама. Портрет самого Авраама, находящегося по композиционному замыслу художника с левой стороны картины, обрушился вместе со слоем штукатурки.
Фреска «Троица» Феофана Грека. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, 1378
В «Троице» Феофана Грека принцип изокефальности нарушен: головы центральных персонажей не располагаются на одном уровне, средний ангел явно главенствует. Он приподнят рукой живописца над другими действующими лицами картины, а размах его крыл настолько огромен, что создает арку над головами спутников.
Возвышением ангелов над людьми автор передает извечную идею о господстве небесного над земным. Все штрихи и линии выполнены острыми, серповидными линиями, что создает ощущение беспокойного движения, динамичности картины. В отличие от созерцательного спокойствия, которым наполнена икона Рублева, мир Феофана Грека охвачен волнением: встреча нетленного и тленного воспринимается как пронзительное откровение, переживаемое с экспрессией, практически на пределе духовных возможностей человека.
«Зырянская» Стефана Пермского
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XIV в. Конец ХIV в. Иконописная школа или художественный центр: Вологодская школа. Происхождение: Происходит из Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии. Из Воскресенского собора Вологды. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 119,5 см, ширина 74,5 см. Икона Зырянской Троицы является одним из немногих сохранившихся свидетельств миссионерской деятельности св. Стефана, епископа Пермского (1383—1396), обратившего в православие языческий народ коми-зырян и создавшего зырянскую письменность, и его сподвижников. На белом фоне в нижней части средника иконы помещена древнейшая сохранившаяся надпись на пермском (зырянском) языке. Это отрывок из Книги Бытия, повествующий о явлении праотцу Аврааму Господа в дубраве Мамвре . Кроме того, надписи на зырянском языке сопровождают изображения ангелов: у левого (от зрителя) — «Сын», у среднего — «Отец», у правого — «Дух». Подобные надписи с обозначением ипостасей Божества уникальны для икон Троицы. ВОКМ 2780 © Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Эта икона Святой Троицы датируется XIV веком и предположительно принадлежит кисти великого зырянского (коми-пермятского) просветителя епископа Стефана Пермского. Внизу иконы приведена цитата из 18 главы книги Бытия, написанная на зырянском языке, именно поэтому икона называется «Зырянской». Сюжет – классичен и во многих деталях предвосхищает рублевскую композицию. Здесь чаша так же символизирует собой искупительную жертву Христа, а графика поз и жестов центральных персонажей практически дублируется в более поздней рублевской «Троице».
Символика картины усиливается особым смыслом, заложенным в изображении древа на заднем плане. Три его ветви соотносятся с идеей Триединства и должны были наглядно объяснить язычникам-зырянам самый главный и сложный христианский догмат о троичном единосущии Бога.
Где находятся
За прошедшие столетия с самых прославленных икон Живоночальной Троицы было снято много копий.
Интересно местоположение подлинников.
- Икона Андрея Рублева находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
- Икона Симона Ушакова стала достоянием Государственного русского музея в Санкт-Петербурге.
- Фреска Феофана Грека покрывает часть стены церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде.
- Икона «Зырянская» хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме
Господь есть Создатель всего сущего, к нему обращаются в любой потребности. Не должно отмежевывать определенный тип проблем и думать, что именно в их разрешении помогает Святая Троица. Можно лишь не сомневаться, что молитвы перед святым образом будут услышаны прежде самого прошения.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви. Успения с Парома. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 72 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра. Инв. № 1416. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 135. С. 404-406
Приобретая икону Троицы в церковной лавке, необходимо помнить, что только канонические изображения будут освящены. Для их расположения в доме идеально подходит восточная стена, потому что в православии есть обычай молиться лицом к востоку. Символический смысл этого обычая раскрывается в Священном Писании. В Евангелии от Луки Спаситель назван Востоком (Лк.1:78). Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет» (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Вот, кстати, почему алтари наших храмов смотрят на восток.
Однако не всегда есть возможность поместить икону именно на восточной стороне дома. В этом случае, образ размещается, так сказать, по удобству, то есть в месте, где к нему можно свободно подойти и помолиться. Это может быть полочка или специальный шкафчик, изголовье кровати или стена, не заставленная мебелью. Не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее, насколько искренно человек будет перед ней молиться.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Икона – это окно в божественный мир. Природа Троицы непознаваема и сокровенна. Но иконописец приоткрывает нам завесу этой тайны, дает возможность предстать перед самим Богом и увидеть незримое, пусть оно и сокрыто от нашего ума. Необычайная религиозная поэтика заключена в «Троице» преподобного Андрея Рублева: каждый, кто подходит к этой иконе, словно причащается чувству гармонии и великой любви, написанных красками на полотне.
Автор: Галина Бочарова.
Видео
Авторитетное православное издание об иконографии Троицы.
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Древнерусское искусство, унаследовавшее каноны написания Ветхозаветной Троицы от Византии, создало образы огромной художественной глубины и духовной силы.
Среди них заметное место принадлежит фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.
Перед нами три ангела, сидящие за нехитрой трапезой. Один из них, изображённый в центре, как бы осеняет двух других ангелов, сидящих по сторонам.
Средний ангел отличается величием и силой. На нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само Божество, Бог Сын».
Ангелы слева и справа занимают как бы подчинённое положение.
Под сенью широко распростёртых мощных крыл они покорно и смиренно склонили свои головы перед высшим Божеством. Они слуги, исполнители его воли.
Подобное изображение не противоречило каноническому пониманию библейской легенды. В своей фреске Феофан Грек ещё раз говорил людям о необходимости подчиняться Провидению, учил молчаливой покорности судьбе.
Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублёв в знаменитой «Троице». Не иллюстрацию события, рассказанного в Библии, не внешнее действие в его бытовых подробностях пишет художник, а глубочайшее по мысли произведение, в котором воплощает идею, близкую и понятную не только современникам, но и последующим поколениям.
Три лица, три ангела… Но Бог един… Как осознать это человеку?
Это так же трудно, как понять идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Рублёв знал: в ней ничего не будет отвлекать от главного.
Он оставил лишь самые необходимые приметы библейской легенды: дом Авраама слева, Мамврийское древо, гору, чашу — знак жертвы Авраама. Не станет художник изображать подробности гостеприимства Авраама, его домашние и обыденные хлопоты.
Он покажет Троицу — образ единства и жертвенной любви.
Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. В руках каждого из них — посох странника (знак силы).
Они склонили свои головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое.
Чем заняты три крылатых юноши? Вкушают поднесённую им пищу?.. А может быть, просто ведут тихую беседу?
Один повелительно говорит, другой покорно внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.
Вглядитесь в их лица. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов своё действие, своё бытие, своё предназначение.
Левый ангел — образ Отца, Творца мира. Его волей была создана Вселенная, а потому позади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм Вселенной.
Его лицу придана большая твёрдость и воля.
Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться в человеческом образе Христа и жертвенной смертью искупить грехи людские.
Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа.
В его задумчивом облике — любовь к человеку, согласие на то, чтобы стать спасительной жертвой, решимость принять грядущие страдания. За его спиной — древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена — образ страдания и смерти.
С отблеском тихой печали на лице изображён третий ангел — Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора — символ восхождения Духа.
Все три ангела воспринимаются как образ мирового устройства, символ Добра, Жертвенности и Любви. Позднее исследователи «Троицы» Андрея Рублёва назовут её «призывом к национальному единству русского народа», но истинный смысл произведения гораздо шире и глубже.
Это творение художника — яркий итог всей его жизни.
Монтаж фрески Affresco
Также можно почитать…
-
Фрески микеланджело «грехопадение и изгнание из рая» и т. мазаччо «изгнание адама и евы из рая» (описание)
-
Фреска джотто «поцелуй иуды» (описание)
-
Фреска джотто и картина и. босха «несение креста» (описание)
-
Фреска леонардо да винчи «тайная вечеря» (описание)
-
Фреска джотто «избиение младенцев» и картина п. брейгеля «избиение младенцев в вифлееме» (описание)
-
Фреска микеланджело «отделение света от тьмы» (описание)
14. Творчество Феофана
Грека и Андрея Рублева.
Феофа́н
Грек —
великий русский
иконописец,
учитель Андрея
Рублёва.
Феофан
родился в Византии
(отсюда прозвище
Грек), до приезда на Русь работал в
Константинополе,
Халкидоне (пригород Константинополя),
генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия
в Крыму)
(росписи не сохранились). Вероятно,
прибыл на Русь вместе с митрополитом
Киприаном.
В 1370
переезжает в Новгород.
После Великого Новгорода, Феофан работал
в Нижнем
Новгороде
(росписи не сохранились). В начале 1390-х
гг. Феофан прибывает в Москву
и, возможно, работает также в Коломне.
Им
расписаны:
-церковь
Преображения
на Ильине улице (Новгород
(1378))
(первая известная сохранившаяся работа),
-собор
Рождества
Богородицы
(1395)
вместе с Семёном
Черным)
—Архангельский
собор
Кремля(1399)
—Успенский
собор
Кремля вместе с Андреем
Рублёвым
и Прохором
из Городца
(1405)
Б-лаговещенский
собор
Кремля вместе с Андреем Рублёвым и
Прохором из Городца (1405)
Им
написаны знаменитые иконы:
Богоматерь
Донская
(1380?)
— согласно легенде она помогла русским
войскам победить в Куликовской
битве
и других знаменитых сражениях
Преображение
(1408)
Приписываются
Феофану и иконы деисусного
чина Благовещенского собора Кремля.
Стиль
Феофана Грека поражает выразительностью
и экспрессией. Для его фресковых
росписей характерна т. н. «скоропись»,
при почти монохромной живописи и
непроработанности мелких деталей
изображения оказывают огромное
воздействие на чувства зрителя.
На Руси,
переживавшей период подъема, связанного
с началом активной борьбы за освобождение
и объединение русских земель вокруг
Москвы, Феофан нашел плодотворную почву
для развития своего могучего творческого
дара. Его глубоко оригинальное искусство,
идущее от византийских традиций,
развивается в тесном взаимодействии с
русской культурой. Первая работа,
выполненная Феофаном Греком на Руси, —
фрески одного из замечательных храмов
Новгорода Великого — церкви Спаса
Преображения на Ильине улице, построенной
в 1374 году. Фрески сохранились частично.
В куполе изображен Пантократор
(Христос-судия), окруженный четырьмя
серафимами. В простенках — фигуры
праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира,
Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и
Иоанна Предтечи,. Каждому из святых
Феофан Грек дает глубоко индивидуальную,
сложную психологическую характеристику.
И в то же время все они — гневный могучий
Пантократор, мудрый величавый Нои,
сумрачный Адам, грозный пророк Илья,
самоуглубленные столпники — имеют
нечто общее, объединяющее их: это люди
могучего духа, стойкого характера, люди,
терзаемые противоречиями, за их внешним
спокойствием кроется жестокая борьба
с обуревающими человека страстями. Даже
в композиции «Троицы» нет
умиротворенности. В образах ангелов не
ощущается юношеской мягкости. Их
прекрасные лица полны суровой отрешенности.
Особенно выразительна фигура центрального
ангела. Внешняя неподвижность, статичность
еще более подчеркивают внутреннюю
напряженность. Распростертые крылья
как бы осеняют двух других ангелов,
объединяя композицию в целом, придавая
ей особую строгую завершенность и
монументальность.
В образах Феофана
— огромная сила эмоционального
воздействия, в них звучит трагический
пафос. Острый драматизм присутствует
и в самом живописном языке мастера.
Манера письма Феофана резкая, стремительная,
темпераментная. Он прежде всего живописец
и фигуры лепит энергичными, смелыми
мазками, накладывая яркие блики, что
придает лицам трепетность, подчеркивает
напряженность выражения. Цветовая
гамма, как правило, лаконична, сдержанна,
но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие
острые линии, сложный ритм композиционного
построения еще более усиливают общую
экспрессивность образов. Росписи Феофана
Грека созданы на основе знания жизни,
психологии человека. В них заложен
глубокий философский смысл, ясно
ощущаются проницательный ум, страстный,
кипучий темперамент автора. Не случайно
современники поражались оригинальности
мышления великого живописца, свободному
полету его творческой фантазии.
Феофан мыслит фигуру трехмерно,
пластически. Он отчетливо представляет
себе, как располагается тело в
пространестве, поэтому, несмотря на
условный фон, его фигуры кажутся
окруженными пространством, живущими в
нем. Большое значение Ф-н придавал
передаче в живописи объема. Его способ
моделировки эффектен, хотя на первых
взгляд кажется эскизным и даже небрежным.
Основной тон лица и одежды Ф-н кладет
широкими, свободными мазками. Поверх
основного тона в отдельных местах — над
бровями, на переносице, под глазами —
резкими, меткими ударами кисти он наносит
светлые блики и пробела. С помощью бликов
художник не только точно передает объем,
но и добивается впечатления выпуклости
формы, чео не достигали мастера более
раннего времени. Озаренные вспышками
бликов фигуры святых у Феофана приобретают
трепетность, подвижность.
В
Новгороде, по-видимому, Феофан Грек
прожил довольно долго. Затем, проработав
некоторое время в Нижнем Новгороде,
приезжает в Москву. Об этом периоде
творчества мастера сохранилось больше
сведений. Вероятно, Феофан имел собственную
мастерскую и заказы выполнял с помощью
учеников. Работы, упоминаемые и летописях,
охватывают десять лет. За период с 1395
по 1405 год мастер расписал три кремлевских
храма: церковь Рождества Богородицы
(1395), Архангельский (1399), Благовещенский
(1405) соборы, а кроме того, выполнил
некоторые светские заказы: фрески терема
великого князя Василия Дмитриевича и
дворца князя Владимира Андреевича
Храброго (двоюродного брата Дмитрия
Донского). Из всех этих работ сохранился
лишь иконостас Иконы отличаются
исключительной монументальностью.
Фигуры четким силуэтом выделяются на
сияющем золотом фоне, напряженно звучат
лаконичные, обобщенно-декоративные
краски: белоснежный хитон Христа,
бархатисто-синий мафорий Богоматери,
зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах
Феофан сохраняет живописную манеру
своих росписей, линия становится четче,
проще, сдержанней.
В работе над
убранством Благовещенского собора
встретились два великих мастера древней
Руси, по-своему выразивших в искусстве
полную драматических столкновений
эпоху. Феофан — в трагических, титанических
образах, Рублев — в гармонически-светлых,
воплотивших мечту о мире и согласии
между людьми. Именно эти два мастера
были создателями классической формы
русского иконостаса.
Византийский
мастер нашел на Руси вторую родину. Его
страстное вдохновенное искусство было
созвучно мироощущению русских людей
оно оказало плодотворное влияние на
современных Феофану и последующие
поколения русских художников.
Андрей Рублев
(около
1360—1370
— 1427,
по другим источникам 29
января
1430,
Москва;
погребён в Спасо-Андрониковом
монастыре)
— наиболее известный и почитамый мастер
московской школы иконописи,
книжной и монументальной живописи XV
века.
Русской
православной церковью
канонизирован в 1988
г. в лике преподобного.
[править]
Биографические
сведения
Биографические
сведения о Рублёве крайне скудны: скорее
всего, родился он в Московском княжестве
где-то в 1370 году, воспитывался в светской
среде, в зрелом возрасте принял монашеский
постриг,
по-видимому в Троице-Сергиевом
монастыре,
по другим исследованиям, в Андрониковом
монастыре. Есть также версия, что еще в
юношеском возрасте он пошел послушником
в Троице-Сергиев монастырь. Есть основания
полагать, что он был там послушником
Никона Радонежского (ученика Сергия
Радонежского) и даже мог застать самого
Сергия Радонежского,который умер в 1392
году. Андрей — монашеское имя; мирское
имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней
традиции, оно тоже начиналось на А). Его
фамилия позволяет предположить,что он
происходил из ремесленников. Рубель —
это инструмент для накатки кож. Сохранилась
икона, подписанная «Андрей Иванов сын
Рублёв»; она поздняя и подпись явно
поддельная, но, возможно, является
косвенным свидетельством того, что отца
художника действительно звали Иваном.
Творчество
Рублёва сложилось на почве художественных
традиций Московской
Руси;
он был хорошо знаком также с византийским
и южнославянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи
появилось только в 1405 году, свидетельствующее
о том что Феофаном
Греком,
Прохором-старцем
и чернецом Андреем Рублевым был расписан
Благовещенский собор в Московском
кремле. Видимо к 1405 году Андрей основательно
преуспел в своем мастерстве иконописи,
если монаху поручили такую ответственную
работу и к тому же с Феофаном Греком.
Второй раз в летописи об Андрее упоминается
в 1408 году, когда он делал росписи с
Даниилом Черным в Успенском соборе во
Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея
уже появились помощники и ученики. Все
тянулись к нему, потому что к тому времени
у Андрея уже полностью сформировался
свой индивидуальный, настоящий русский
стиль. В 1420 годах Андрей с Даниилом
Черным руководил работами в Троицком
соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти
росписи не сохранились. В 1420 он создал
свой шедевр «Троицу».
Рублев
скончался 29 января 1430 года в Москве, в
Андрониковом монастыре.
О жизни прославленного
художника Москвы Андрея Рублева известно
немного. Летописи указывают города, в
которых он работал, и церкви, которые
он украшал иконами и фресками. Они
сообщают, что Рублев скончался в “старости
велице” в московском Андрониковом
монастыре, монахом которого был. Этим
немногим, по существу, исчерпываются
сведения о жизни великого художника.
Источники свидетельствуют, что искусство
Рублева еще при его жизни пользовалось
известностью и признанием. Современники
называли его “преизрядным живописцем”,
“мужем в добродетели съвръшенным”. В
памяти народа Рублев остался как
идеальный русский художник. Не случайно
Стоглавый собор 1551 года повелел
иконописцам “писать иконы с древних и
образцов, как греческие живописцы писали
и как писал Андрей Рублев”.
Вопрос о принадлежности
того или иного произведения Рублеву
служит ныне предметом оживленных
научных дискуссий. Единственное
дотоверное прозведение художника —
икона “Троица”.Все остальные работы
с большей или меьшей степенью вероятности
приписываются прославленному мастеру.
Высокое мастерство икон “Звенигородского
чина”, их стилистическая близость
“Троице” позволяют признать в них еще
одну подлинную работу художника.
Документально известно, что иконы в
Кремлевском Благовещенском и Загорском
Троицком соборах, а также иконы и фрески
в Успеском соблре во Влаимире исполнены
Рублевым в содружестве с другими
мастерами.
Рублев продолжил
лучшие традиции современного русского
и византийского искусства. Сильное
воздействие на него, несомненно, оказало
творчество Феофана Грека. Быть может,
Рублев был знаком и с новгородскими
росписями Феофана и его учеников. Он
наследует не только высокое техническое
мастерство — для него, так же как для
Феофана, иконопись — это “умное делание”.
И Феофан и Рублев стремятся выразить в
искусстве “мудрость жизни”.
Однако в творчестве
московского художника живописная
концепция 14 века подверглась коренной
переработке. Феофановское
“индивидуалистическое” начало —
свободный, широкий мазок, эскизность
исполнния — несвойственно живописи
Рублева.
Наивысшее творческое
достижение Рублева — икона “Троица”,
созданная им незадолго до смерти (между
1411-1422 гг.).
По христианскому
вероучению, бог, будучи единым по сущесту,
троичен в лицах. Первое лицо Троицы есть
бог-отец, сотворивший небо и землю, все
видимое и невидимое.Второе ее лицо —
бог-сын, Иисус Христос, принявший образ
человеческий и сошедший с небес на землю
ради спасения людей. Третье лицо — бог-дух
святой, дающий жизнь всему сущему.
Человеческому разуму непосижимо, как
единое существует в трех лицах, поэтому
учение о Троице входит в число основных
догматов христианских религии и в
качесте такого является объектов веры,
а не предметом осмысления.
Божество, будучи
единством трех лиц, пребывает везде и
не имеет определенного облика. Истинный
вид божества неизвестен человеку.
Однако, иногда, как гласит христианское
предание, бог являлся людям, принимая
для этого доступный человеку облик. Именно
этот библейский рассказ лег в основу
иконографии Троицы. Она изображается
в виде трех ангелов со странническими
посохами в руках. Ангелы торжественно
восседают за столом, уставленным яствами.
Вдали виднеются палаты Авраама и
легендарный Мамврийский дуб. Благочестивые
Аврам и Сарра подносят крылатым странникам
угощение. Так изображена Троица на
фреске Феофана Грека в церкви
Спаса-Преображения и на многих московских,
новгородских, псковских иконах Х1У-ХУ
веков.
В иконе Рублева
поражает необыкновенная простота,
“немногословность”, с какой воспроизведено
библейское событие. Из ветхозаветного
рассказа художник выбрал лишь те детали,
которые дают представление, где и как
происходило действие: гора (символ
пустыни), палаты Авраама и Мамврийский
дуб. Подобной смелости в отношении к
священному тексту напрасно искать в
более ранних иконах. Древнерусская
живопись, прежде без рассуждений
следовавшая за священным текстом,
ставившая своей задачей дать зримый
образ всего, о чем повествуют Библия и
Евангелие, в лице Рублева пренебрегла
буквой Священного писания и попыталась
раскрыть его философский смысл. Из
искусства иллюстрирующего иконопись
превратилась в искусство познающее.
Три крылатых ангела
сидят вокруг стола на котором стоит
чаша с головой жертвенного тельца.
Смертная чаша есть композиционный и
смысловой центр иконы Рублева; в
зависимости от того, что подразумевать
под жертвой изображение получает разный
смысл. Первое значение жертвы — телец,
которым Авраам угостил божественных
странников. В этом случае икона изобраает
пир у Авраама, и действие ее проиходит
на земле. Однако для земного пира
изображение слишком скорбно и угощение
скудно. Икона, без сомнения, имеет более
глубокий смысл. Смертная чаша с головой
тельца издавна воспринималась как
символ искупительной миссии Христа,
принесшего себя в жертву ради спасения
людей. В таком истолковании трапеза
трех ангелов приобретает символическое
значение. Она означает нисполслание
богом-отцом сына на свершение им подвига
во имя людей, готовность сына принести
себя в жертву и благословение этой
жертвы духом-утешителем. В этом случае
“Троица” представляет действие не
земное, а небесное. праздничный стол —
прообраз жертвенного алтаря. Жесты
ангелов исполнены особого символического
смысла. Дуб, палаты и гора превращаются
в эмблемы, обозначающие вечность
бого-отца, вдохновение бога-сына,
возвышенную самоотверженность
духа-утешителя.
Гениальность
Рублева-художника проявилась в том, что
сложное глубокое философское содержание
“Троицы” органически раскрыто средствами
живописи — языком пластики, ритма, цвета.
На
формирование мировоззрения Рублёва
большое влияние оказала атмосфера
национального подъёма 2-й половины XIV
— начала XV
веков,
для которого характерен глубокий интерес
к нравственным и духовным проблемам. В
своих произведениях в рамках средневековой
иконографии
Рублёв воплотил новое, возвышенное
понимание духовной красоты и нравственной
силы человека. Он считал, что человек
после своей смерти не должен попасть
на великий суд. По его мнению, человек
платит за свои грехи еще при жизни, он
страдает за содеенное (он отказывался
писать иконы с изображением страшного
суда) Эти качества присущи иконам
Звенигородского чина («Спас», «Апостол
Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж
XIV—XV веков, по другим исследованиям,
10-е
годы XV века,
Третьяковская
галерея),
где лаконичные плавные контуры, широкая
манера письма близки приёмам монументальной
живописи.
В 1425—27
Рублёв совместно с Даниилом
Чёрным
и другими мастерами расписал Троицкий
собор Троице-Сергиева монастыря
и создал иконы его иконостаса. Сохранились
иконы; они выполнены в различных манерах
и неравноценны по художественным
качествам.
Ему
приписывается также ряд работ,
принадлежность которых кисти Рублёва
точно не доказана: фрески Успенского
собора на «Городке» в Звенигороде (конец
XIV — начало XV веков; сохранились
фрагменты), иконы — «Владимирская
богоматерь» (около 1409,
Успенский собор, Владимир), «Спас в
силах» (1408,
Третьяковская галерея), часть икон
праздничного чина («Благовещение»,
«Рождество Христово», «Сретение»,
«Крещение», «Воскрешение Лазаря»,
«Преображение», «Вход в Иерусалим» —
все около 1399)
Благовещенского собора Московского
Кремля (иконостас этого собора, согласно
новейшим исследованиям, происходит из
Кремлёвского
Архангельского собора),
часть миниатюр «Евангелия Хитрово»
(конец XIV — начало XV веков, Российская
государственная библиотека,
Москва).
Творчество
Рублёва является одной из вершин русской
и мировой культуры. Совершенство его
творений рассматривается как результат
особого мистического видения. В 1947
в Андрониковом монастыре открыт
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва.
Работы:
Благовещение
,
Крещение
Господне,
Спас
Вседержитель,Преображение
Господне,
Троица
Ветхозаветная,
Спас
в силах,
Архангел
Гавриил,
Дмитрий
Солунский,
Рождество
Христово,
Сретение
Господне,
Вход
Господень в Иерусалим ,
Вознесение
Господне,
Святой
Иоанн Предтеча ,Архангел
Михаил, Святитель
Григорий Богослов,
Святитель
Иоанн Златоуст,
Благовещение,Сошествие
во Ад,
Апостол
Андрей Первозванный,Архангел
Гавриил.
Из фресок Рублева в
Успенском соборе наиболее значительна
композиция “Страшный суд”, где
традиционно грозная сцена превратилась
в светлый праздник торжества Божественной
справедливости. Работы Андрея Рублева
во Владимире свидетельствуют, что к
тому времени он был зрелым мастером,
стоявшим во главе созданной им школы
живописи.
Сравнительно с
искусством Феофана Грека живопись
Андрея Рублева отличает большее
спокойствие; движение сдержаннее, краски
ярче; в тематике Рублева усилены мотивы
прощения, заступничества за грешников;
его творчество лиричнее, мягче, душевнее
феофановского.
Андрей Рублев был
первым русским живописцем, в творчестве
которого с особенной силой сказались
национальные черты. Высокий гуманизм,
чувство человеческого достоинства —
черты не лично авторские: они взяты им
из окружающей действительности. В этом
убеждает тот образ человека, который
воплощен в произведениях Рублева. Он
не мог быть выдуман художником; он
реально существовал в русской жизни.
Грубые и дикие нравы не могли дать той
утонченной и изящной человечности,
которая зримо присутствует в произведениях
Рублева и его школы. Если бы от XIV-XV вв.
не сохранилось ничего, кроме произведений
Рублева, то они одни могли бы ясно
свидетельствовать о высоком развитии
на Руси XIV-XV вв. как человеческой личности,
так и общественной культуры. Именно эти
«общественные» корни человеческого
идеала Андрея Рублева и делают его
творчество глубоко национальным.
Замечательно, что
русский национальный тип лица явственно
ощущается в рублевском «Спасе» из
звенигородского чина, в апостоле Павле
на фреске Успенского собора во Владимире
и др. При этом русский тип лица сочетается
в творчестве Рублева с проявляющимся
в нем национальным складом русского
характера.
«Троица» Андрея
Рублева написана на чисто религиозный
сюжет. Она изображает Бога Отца, Бога
Сына и Бога Духа, явившихся к Аврааму в
образе трех ангелов. Три ангела со
странническими посохами сидят за низким
столом и вкушают трапезу, которую
предложили им Авраам и Сарра. Изображение
исполнено средневекового символизма.
Композиция вписана в восьми угольник,
образуемый табуретами и подножиями
внизу, архитектурными деталями и горкой
вверху. Этот восьмиугольник символизирует
собою вечность (число 8, по средневековым
представлениям, означает вечную жизнь;
отсюда восьмигранная форма крещальной
купели). Стол, за которым сидят ангелы,
символизирует собою жертвенник, голова
тельца — жертву, босые ноги — божественную
сущность ангелов, посохи в их руках
означают грядущее земное странничество
одного из них и т. д. Но средневековый
символизм изображения как бы не замечается
зрителем. Он скрыт и доступен только
сведущему богослову. В этом сказывается
исключительная художественная мудрость
«Троицы». На первый план выступает иная
— человеческая правда: светлая грусть
ангелов, навеянная сочувствием к
страдающему человечеству, их безмолвная
беседа — раздумье о грядущих судьбах
мира, их легкая усталость, сказывающаяся
в тихом наклоне голов, и нежная любовь
друг к другу.
Рублев смог преодолеть
иллюстративность и догматизм традиционной
иконографии и расширить смысл своей
«Троицы» тем, что, следуя Ареопагиту,
придал иносказательный смысл своим
образам. Действительно, чаша — это
смертная чаша, трапеза — это престол,
гора — это возвышение духа, ангельские
крылья — быстрое парение вверх и т. д.
Этот язык намеков особенно сильно
воздействовал в те времена, когда он
был общепонятен. Однако «Троица»
Рублева не может быть сведена к
богословской идее. Как современника
замечательных исторических событий
Рублева не могла не привлекать задача
наполнить традиционный образ идеями,
которыми жило его время, — в этом
проявился человеческий смысл рублевского
шедевра.