Творческая история романа «Герой нашего времени.
Творческая история романа «Герой нашего времени.
Работу над романом Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В 1839 году в журнале «Отечественные записки» появились две повести – «Бэла» и «Фаталист», в начале 1840 года там же увидела свет «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». К «Фаталисту» редакция журнала сделала примечание: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издает собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый прекрасный подарок русской литературе».
В апреле 1840 года обещанная книга вышла, но не как «собрание повестей», а как единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Кроме опубликованных, сюда вошли две новые повести – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации: «Максим Максимыч» помещался после «Бэлы», а «Фаталист» – в конце романа, в составе трех повестей («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), объединенных общим заглавием «Журнал Печорина» и снабженных специальным «Предисловием». Все произведение объединялось главным героем – кавказским офицером Печориным.
Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым во втором его издании 1841 года. Это был отклик на критические разборы романа. Лермонтова задела статья С. П. Шевырева, опубликованная во втором номере журнала «Москвитянин» за 1841 год. Критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Печорин, по мнению Шевырева, принадлежит «миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада». Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что Николай I назвал роман «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».
В «Предисловии» Лермонтов говорит о простодушии и молодости русской публики, привыкшей к сочинениям, в которых господствует прямое нравоучительное начало. Его роман – произведение иное, реалистическое, в котором на смену авторскому нравоучению приходит тонкая ирония, позволяющая «объективировать» героя, отделить его от автора. Лермонтов указал на типичность героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». «Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?…»
«Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? – спрашивает Лермонтов и отвечает. – Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!» Лермонтов здесь иронизирует над читателями. Отказываясь от лечения болезни путем откровенного морализаторства, он ведь находит другое, кажущееся ему более эффективным «лекарство» – лечение пороков с помощью «горьких истин».
«Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало нам действительность, как она есть, – объяснял мысль Лермонтова Белинский, – ибо, какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов».
«Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 году «Предисловием» к «Журналу Печорина», в котором автор специально подчеркивал, что пафосом его произведения является не нравственная проповедь, а глубокое познание самой неприкрашенной правды о современном человеке: «Перечитывая эти записки (дневник Печорина. – Ю. Л.), я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». А в финале этого «Предисловия» автор еще раз заявил, что ирония, вытеснившая в его повествовании прямое нравоучение, оказывается более тонким инструментом беспристрастного художественного анализа болезненного внутреннего мира современного человека: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. – „Да это злая ирония!“ – скажут они. – Не знаю».
Читайте также
Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин»
Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25
«Герой нашего времени»
«Герой нашего времени»
Вопрос 3.19
Григорий Александрович Печорин нам сообщает: «Я стал читать, учиться – науки тоже надоели…»Что отвратило Печорина от
«Герой нашего времени»
«Герой нашего времени»
Ответ 3.19
«…науки тоже надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтобы добиться ее, надо только быть
C.П. Шевырев «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова
C.П. Шевырев «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова
После смерти Пушкина ни одно новое имя, конечно, не блеснуло так ярко на небосклоне нашей словесности, как имя г. Лермонтова. Талант решительный и разнообразный, почти равно владеющий и стихом и прозою. Бывает
В.Г. Белинский «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова
В.Г. Белинский «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова
<…>Итак, «Герой нашего времени» – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» – А чем же
Белинский В. Г «Герой нашего времени»
Белинский В. Г
«Герой нашего времени»
<…> «Герой нашего времени» – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» – А чем же он дурен? – смеем вас
Роман «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени»
Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение – неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) – относится к 1833–1834 гг.
Быкова Н. Г «Герой нашего времени»
Быкова Н. Г
«Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читателей, и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим
1. Герой нашего времени
1. Герой нашего времени
– Если б я был женщиной – я бы в него влюбился.© Глас народа.* * *Герой нашего времени – это тот сапиенс, что сидит на
Приложение Краткая творческая история романа «Мастер и Маргарита»
Приложение
Краткая творческая история романа «Мастер и Маргарита»
Впервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Скорее всего к 1928 году
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: семинарий
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: семинарий
[723]Тайна ПечоринаСуществуют бесспорные истины, аксиомы: «Волга впадает в Каспийское море», «целое больше части», «вода кипит при температуре 100 градусов по Цельсию»… Истины такого рода есть и в литературной науке и
ГЛАВА VI. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (Б. М. Эйхенбаум)
ГЛАВА VI. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (Б. М. Эйхенбаум)
1В русской литературе 30–х годов с полной ясностью определилось движение от больших стиховых жанров к прозе — от поэм разных видов к повести и роману. Последние главы «Евгения Онегина» Пушкин писал уже в предвидении этой
10. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
10. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Согласно распространенной версии, род Лермонтовых происходил из Шотландии, от полумифического барда Томаса Лермонта. Однако эта гипотеза не нашла веских подтверждений. Несмотря на это, Лермонтов посвятил своим предполагаемым
«Герой нашего времени» (Роман) Пересказ
«Герой нашего времени»
(Роман)
Пересказ
БэлаАвтор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается разговор. Штабс-капитан рассказывает автору о
Замысел романа, его идейное содержание и структура
Литераторы разделяют историю создания «Героя нашего времени» на три отдельных этапа, в том числе замысел, определение сюжета и непосредственно написание текста. Сам Лермонтов в последующем не раз рассказывал знакомым поэтам обо всех сложностях, которые ему пришлось решить при создании этой по-настоящему гениальной работы. Датой первого этапа, к которому относится замысел романа, определение идейного содержания и структуры книги, является 1836 год.
Именно в это время молодой поэт, который хотел утвердиться в жанре прозы, решает создать по-настоящему монументальное произведение, показывающее жизнь его современника, юного офицера дворянского сословия. По замыслу автора, главный герой должен иметь в душе все противоречия, свойственные людям того времени. Лермонтов в последующем в своих письмах и сообщениях друзьям рассказывал, что на момент замысла романа еще был жив Александр Пушкин, творчество которого и вдохновило его на написание этого произведения.
Сложности при написании романа:
- претензии цензуры;
- трудности получения сведений о горцах;
- проблемы при создании нового жанра.
В отдельных главах сюжет «Героя нашего времени» перекликается с нетленным произведением Пушкина «Евгений Онегин». Обе этих книги повествовали о молодых дворянах, которые боролись с внутренними демонами и были полны противоречий. Лермонтов даже решил дать фамилию своему главному герою Печорин, что было созвучно названию рек Печора и Онега. В этом также просматривается отсылка к пушкинскому «Евгению Онегину».
1837 году Пушкин погибает на дуэли, а Лермонтов посвящает своему кумиру полное грусти стихотворение «Смерть поэта». Эти стихи разошлись тысячными экземплярами, не только принеся известность Михаилу Юрьевичу, но и внимание цензуры и царской охранки. В итоге Лермонтов был сослан на Кавказ, где оказался в круговороте трагических событий и принял участие во многих кровопролитных сражениях с местными горцами.
Создание сюжета и определение действующих лиц
Во время своего пребывания на Кавказе Лермонтов посещает Тамань, часто поэт бывал в дальних селениях горцев, что позволило ему поближе познакомиться с образом жизни местных жителей. Михаил Юрьевич окончательно определяется с сюжетом своего произведения. По замыслу автора, главный герой предстаёт перед читателями в образе молодого офицера дворянского происхождения. Печорин служит родине, однако его раздирают внутренние разочарования и пороки. Такие мысли были характерны для многих молодых людей того времени, в том числе и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Писатель кратко определился с действующими лицами и местом действия, добавив в своё произведение образ гордой красавицы-черкески, а также русскую княжну, которая питала нежные чувства к главному герою этого романа. Особое место автор отвёл горцам, которые стали полноправными персонажами. Лермонтов показал необычную, немного дикую, но самобытную культуру жителей Кавказа, которые имеют свои нравственные принципы и до смерти готовы бороться за свою свободу и независимость.
Писатель стремился к тому, чтобы в произведении Герой нашего времени герои были близкими каждому читателю, с их противоречиями, слабостями и обычными радостями. Именно поэтому в произведении появились персонажи Грушницкого, Вулича и Вернера, которые не могли похвастаться дворянским происхождением, но при этом были крайне благородными, честными и заслуживающими уважения людьми.
Даже спустя почти два века после написания этого произведения герои Лермонтова, их нравственные принципы и внутренние переживания также актуальны и в сегодняшние дни.
Написание текста и издание произведения
Важнейшим третьим этапом создания этого произведения является написание текста. По мнению большинства литературоведов, Лермонтов работал над «Героем нашего времени» в период с 1838 по 1841 года. Особенностью написания этой романа является тот факт, что отдельные его части появлялись и печатались не в хронологическом порядке, как они идут в книге.
С учетом очередности Лермонтов написал следующие повести:
- Тамань.
- Фаталист.
- Максим Максимыч.
- Бэла.
Уже в 1839 году Лермонтов опубликовал первую часть своего произведения «Бэлу», которая сразу же стала пользоваться популярностью у читателей и критиков. Известно, что ведущий литератор того времени В. С. Белинский, после прочтения им этой публикации, отметил, что автор создал уникальную прозу о Кавказе, которая стала, по сути, новым жанром.
Буквально через несколько месяцев после успешного выхода первой части этого произведения в литературном журнале появилась повесть «Фаталист», которая является составной частью «Героя нашего времени». Многие из описанных в этой части событий происходили именно на глазах Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Сразу после публикации «Фаталиста» у автора вновь появились проблемы с царской охранкой, а цензорам не понравилось, как в этом произведении были показаны офицеры русской армии.
В 1840 Лермонтов написал и опубликовал «Тамань», которая является практически полностью автобиографическим произведением. Известно, что в 1938 году Михаил Юрьевич действительно был в Крыму и описал все свои необычные приключения в этой повести. К моменту появления в печати «Тамани» Лермонтов уже решил объединить такие отдельные повести в одном большом произведении, поэтому частично подредактировал сюжет и написал последнюю часть большой книги.
После появления в 1840 году последней части под названием «Максим Максимович» это произведение стало понятным и цельным для читателя. Был полностью раскрыт образ Печорина, вся сюжетная линия приобрела стройность. Дополнительно Лермонтов включил в эту поэму два эпизода из его литературной биографии, что стало фирменным творческим знаком этого автора. В последующем во многих своих произведениях Михаил Юрьевич описывал различные забавные ситуации и случаи из своей жизни.
Более подробную информацию можно найти в википедии по «Герою нашего времени». Полученные сведения позволят узнать, кто написал «Герой нашего времени» и сделать краткий вывод о том, какой смысл этого произведения и каков его основной посыл. В вики рассказывается о хронологии событий в поэме и описывается кратко ее сюжет.
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- История создания произведения Герой нашего времени
История создания романа Лермонтова Герой нашего времени
Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
«Герой нашего времени» — роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.
Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени». В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа. В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.
Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.
Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».
Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа — Григория Александровича Печорина.
История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.
Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.
Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.
А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.
Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.
Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.
История написания и прототипы героев
Роман является социально-психологическим портретом эпохи девятнадцатого века, в виде главного персонажа, личности с трагичной судьбой и незаурядным складом ума. Произведение затрагивает тридцатые годы первой половины столетия. Историю создания «Герой нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, ясно прослеживающихся в очерках литературных критиков.
Задумка романа
В тысяча восемьсот тридцать шестом году Михаил Юрьевич Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин», написанным Александром Пушкиным. После этого у молодого поэта возникла идея показать через призму столичных событий быт своего современника. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух тех времен. Автор постарался дать ему фамилию, связанную с двумя реками Печора и Онега. Так и вышел образ Печорина.
После роковой дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в душевном потрясении создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится поводом для его Кавказской ссылки. За написание романа поэт примется несколько позже.
Становление сюжета и создание прочих героев произведения
Находясь на Кавказе, на Лермонтова обрушивается каскад головокружительных событий – встреча с новыми людьми и захватывающие впечатления вновь напомнили ему о романе. Это послужило появлению таких персонажей как Бэла, княжна Мэри, а также горного народа с диким нравом и высшего общества того времени. Михаил Юрьевич старался передать героям черты обычного человека, с присущими ему чувствами и пороками. Автору удалось подарить каждому читателю возможность узнать в судьбах героев свою собственную судьбу и немного пожить в полюбившемся образе.
Завершение произведения
О том, в какой последовательности должны следовать главы романа, литературоведы спорят до сих пор. Лермонтов трудился над его написание с тридцать восьмого по сорок первый год. Есть предположение, что первой главой была «Тамань». Позже появились «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». По началу повествование задумывалось в качестве серии путевых записок. Позже писатель объединил истории в одно целое.
Первой опубликованной частью стала «Бэла», в том же 1839 году вышел в печать и «Фаталист». В сороковом году была издана «Тамань», которая описывает события, лично происходившие с Михаилом Юрьевичем. Заключительной главой произведения стал «Максим Максимыч». Читая роман «Герой нашего времени» происходит постепенное знакомство с личностью Печорина, а вернее с его истиной сущностью.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания произведения Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
- Сочинение по повести Олеся Куприна
Много лет назад было написано произведение Олеся, которое очень любил автор. Как тот раз он приехал в гости к своему другу, который рассказал ему случай произошедший с ним. Для автора эта история не имела большого значения
- Сочинение Любовь Татьяны к Онегину (9 класс)
Многие классики старались отразить в своём творчестве образ идеальной русской девушки, и А.С. Пушкин — не исключение. В его произведении эту роль выполняет Татьяна Ларина.
- Сочинение Проблема любви к Родине ЕГЭ
Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья
- Герои повести Живи и помни Распутина (характеристика)
Главным героем повести, которая представляет собой прозу реалистического направления, является Андрей Гуськов, представленные в образе обычного деревенского мужика, до войны являющегося расторопным и бравым парнем
- Образ и характеристика Гаврилы в рассказе Муму Тургенева сочинение
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барын
История создания «Герой нашего времени»
История создания «Героя нашего времени» Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.
Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания
Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова.
История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.
В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.
Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.
Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).
Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.
Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения
История создания романа «Герой нашего времени» включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.
По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».
При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе». На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.А. Бестужева).
Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очень понравилось это произведение. Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.
Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.
Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла). Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской. Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.
История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.
Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Людмила Федорова
16/16
-
Курбанов Шамиль
9/16
-
Никита Морозов
9/16
-
Ильин Максим
8/16
-
Соня Зубарева
16/16
-
Максим Пан
7/16
-
Дарья Сметанина
14/16
-
Kani Aidarov
10/16
-
Богдан Горбунов
16/16
-
Леха Безводопроводов
13/16
Герой нашего времени — это произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное в форме лирико-психологического романа с элементами мистики. Главное отличие данного литературного творения в том, что это первое прозаическое произведение великого русского поэта. В нем классик намеревался изложить жизнь и мысли молодого человека, живущего в том времени и дышащего им. Основной задумкой было рассказать не только как складывается жизнь молодых дворян, но и описать их чувства, внутренние противоречия.
Известный до этого, исключительно, как поэт, юный Лермонтов искренне желал заявить о себе как о писателе-прозаике монументальным творением о современнике.
Как начиналась работа
Написал «Герой нашего времени» великий русский поэт и прозаик М. Ю. Лермонтов. Автору удалось создать монументальное произведение, показавшее со всех сторон, каков его современник — молодой дворянин. Действие происходит на Кавказе, в основном в Пятигорске и Кисловодске.
На создание романа Лермонтова вдохновила знаменитая поэма Пушкина «Евгений Онегин», вышедшая на свет в 1832 г. Он даже фамилию для своего будущего героя выбрал созвучную Онегину — Печорин. Онега и Печора — названия двух русских северных рек. Они текут параллельно и обе впадают в Баренцево море. Таким образом, уже на первом этапе создания романа Лермонтов показал, что его новое произведение будет перекликаться с «Евгением Онегиным».
Согласно Википедии «Герой нашего времени» был задуман в 1836 г. Лермонтов хотел показать жизнь своих современников. Предполагалось, что главный герой отразит противоречивый дух, который царил среди молодых, думающих, образованных людей. Идейный замысел романа заключался в решении злободневной проблемы: почему умные, энергичные люди не могут найти себе применение и угасают в самом начале жизни.
В 1837 году погибает Пушкин. Трагическое событие задержала появление на свет нового романа. Лермонтов пишет стихотворение «На смерть поэта», отложив в сторону творческие планы. Работу над романом он продолжит немного позже. А пока ему пришлось уехать из Петербурга на Кавказ, в свою первую ссылку.
Весь 1837 год Лермонтов беспрерывно странствовал по Кавказу, знакомился с местной жизнью. Это время он подружился с Белинским — знаменитым русским критиком. Личные впечатления, богатая природа этого края, знакомство с бытом и образом жизни народов, его населяющих, оказали большое влияние на будущее творчество Лермонтова, в том числе на сюжет и образы только еще зарождающегося романа. Литературоведы считают, что многие события, описанные в «Герой нашего времени», в действительности происходили с самим Лермонтовым во период его первой кавказской ссылки.
Этапы работы
Согласно основным официальным источникам литературоведы указывают, что М.Ю. Лермонтов трудился на “Героем нашего времени” именно в последующие 1838 — 1841 гг. Хотя основная идея и наброски приходятся на 1836-1837 гг, как было указано выше.
Так как данный роман состоит из нескольких рассказов, возникает целый ряд сомнений относительно хронологии написания рассказов. В произведении новеллы расположены в таком порядке: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. Но изложение истории в логико-хронологическом порядке излагается в новеллах в таком порядке: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч и в самом конце завершение — предисловие к “Журналу Печорина”(хотя в произведении оно располагается перед Таманью). Такое многообразие повествователей автором было выбрано для создания у читателя более яркого и понятного портрета главного героя. А благодаря не последовательной хронологии Лермонтов создает образ противоречивого, но оправданного каждым читателем молодого человека.
Появление сюжета
Лермонтов вернулся в Петербург в том же 1837 году. Недавние события заставили его пересмотреть планы. Теперь автор хочет сделать главного героя не светским бездельником, а офицером, несущим службу на Кавказе. Этим Печорин сразу стал отличаться от Онегина, который предстал перед читателем в образе скучающего дворянина без особых занятий.
В это же время Лермонтов разработал типы главные героев и второстепенных персонажей. Для создания любовной линии были выбраны образы гордой русской княжны и дикой черкешенки. Второстепенными персонажами стали горцы, контрабандисты, представители местного светского общества, офицеры.
Таким образом, Лермонтов смог сделать краткий охват всех социальных слоев населения Кавказа, существующих в то время. Когда книга вышла в свет, каждый читатель смог найти среди ее героев близких себе по духу и образу жизни.
Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Сохранились настолько скудные материалы, что нет возможности детально проследить, как создавалось это самое значительное произведение нашего поэта. В этом отношении исследователь «Евгения Онегина» находится в несравненно лучших условиях, в его распоряжении громадный рукописный фонд от черновых набросков Пушкина до беловых автографов.
Достаточно сказать, что до нас не дошло ни одной рукописи «Бэлы». Наибольшую ценность представляет тетрадь Лермонтова, содержащая рукописные тексты «Максима Максимыча», «Фаталиста» и «Княжны Мери», в которой все написано рукой поэта, за исключением отрывка в «Княжне Мери», написанного рукой А. П. Шан-Гирея, но сохранившего следы авторской правки. Эта драгоценная тетрадь хранится в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. На обложке рукою Лермонтова написано раннее заглавие романа: «Один из героев начала века». По всей вероятности, это первоначальный текст.
В Государственной Публичной библиотеке хранится и черновой автограф Предисловия к роману в альбоме Лермонтова 1840-1841 гг. (карандашом) и авторизованная копия «Тамани», написанная рукою А. П. Шан-Гирея с пометками Лермонтова. В рукописном отделении Института русской литературы Академии наук имеется авторизованная копия Предисловия к роману (рукой А. П. Шан-Гирея с поправками Лермонтова). Вот, собственно, и все рукописные материалы; в полном объеме установить текст романа Лермонтова и его историю они не позволяют.
Сначала Лермонтов опубликовал в мартовской книжке «Отечественных записок» за 1839 год «Бэлу», затем в том же журнале в ноябрьской книжке за 1839 год «Фаталиста», а во второй книжке «Отечественных записок» за 1840 год «Тамань», но такой порядок публикации частей романа не дает еще оснований для определения последовательности работы Лермонтова над этими повестями.
Почти одновременно с Предисловием ко всему роману, включенным во второе издание, весной 1841 года Лермонтов написал для сборника А. П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» очерк «Кавказец», продолжающий и углубляющий характеристику типа кавказца, так напоминающего образ Максима Максимыча.
На этом работа Лермонтова-прозаика оборвалась. Но известно, что вслед за «Героем нашего времени», очерком «Кавказец» и наброском повести «Штосе» Лермонтов хотел написать три исторических романа из трех эпох русской жизни.
Белинский сообщил об этом последнем большом эпическом замысле Лермонтова в статье, посвященной второму изданию «Героя нашего времени»: «…пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни,- отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни.
Уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из могикан», продолжающейся «Путеводителем в пустыне» и «Пионерами» и оканчивающейся «Степями»…» (Белинский)
Возможно, что замысел первого романа, из века Екатерины II, был связан с восстанием Пугачева и, таким образом, восходил к замыслу «Вадима». Второй роман — «из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене». Третий роман — «из Кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, Персидской войной и катастрофой, среди которой погиб Грибоедов в Тегеране».
Очерк Лермонтова «Кавказец» и мысль о создании трех исторических романов свидетельствуют, что дальнейшее развитие его прозы шло бы по пути реализма, что возможности романтической поэтики были Лермонтовым уже исчерпаны.
Краткий пересказ
Рождение героя
Насколько интересно подросткам читать о проблемах взрослого сироты-миллиардера или суперсильного пришельца? Долгие годы они делали именно это, а вот сами подростки в комиксах всегда были не больше чем сайдкиками главного героя. Взять, например, Робина или Баки. Но все изменилось в начале 60-х годов прошлого века, когда Стэн Ли и Стив Дитко представили миру обычного подростка Питера Паркера. И несмотря на то, что его укусил радиоактивный паук, и теперь он является обладателем удивительных способностей (паучье чутьё, умение лазить по стенам и его картриджи, стреляющие паутиной), это в первую очередь был подросток со всеми вытекающими отсюда возрастными проблемами.
Неудивительно, что Человек-паук так быстро снискал огромную популярность, попутно изменив мир комиксов.
Причастна ли «Тамань» к первоначальному замыслу романа?
Между тем данный вывод является поспешным, так как существуют доказательства того, что «Тамань» была первоначально непричастна к замыслу романа, который возник позже, как не был причастен к образу Печорина герой данной новеллы.
Во-первых, имя главного героя произведения в «Тамани» ни разу не упоминается. Во-вторых, известно из «Княжны Мери», что персонаж этот сослан на Кавказ за некую «историю». Но не похож герой «Тамани» на только что приехавшего из Петербурга ссыльного.
В-третьих, во всех повестях и новеллах непременно упоминается или показывается Максим Максимыч, «сквозной персонаж», являющийся антиподом Печорина. Лишь в «Тамани» он отсутствует.
Есть основания также полагать, что и «Фаталист» написан отдельно, вслед за «Таманью», вне связи с данным романом, судя по всему, в начале 1838 года, по возвращении Михаила Юрьевича в Петербург.
Воспоминания Жигмонта
Григорович, к сожалению, не сообщил ничего о местонахождении данного автографа, а также о том, кто является его владельцем. Но сегодня стало известно еще одно воспоминание, которое перекликается с рассказом этого современника. В 1947 году опубликовали переписку с П. С. Жигмонтом, родственником поэта, его первого биографа, П. А. Висковатого. Жигмонт сообщал, что вроде бы в 1839 году в Ставрополе поэт набросал «Тамань», а затем передал набросок Петровым, у которых тот мог сохраниться.
Датировка эта была сделана, таким образом, через полвека после данного события, и сам автор воспоминаний писал, что не уверен в этой дате. А. В. Попов отметил, что С. О. Жигмонт и Лермонтов встречались в 1837 году в Ставрополе, а в 1839 никого из них в этом городе не было. Следовательно, к 1837 году следует отнести черновик «Тамани».
Настоящее время
Спорные результаты перезапуска привели Sony к переговорам с Marvel Studios, в результате которых права на Паука хоть и остались у Sony, но сделали Паучка частью Кинематографической вселенной Marvel. Сейчас роль Человека-Паука исполняет актёр Том Холланд, который уже примерил костюм Паука в фильме “Первый мститель: Противостояние” и продолжил это делать в фильмах “Человек-паук. Возвращение домой” и «Человек-паук: Вдали от дома».
Не только возвращение дружелюбного соседа на большой экран ожидает нас в ближайшее время.Стартовал новый мультсериал о его приключениях. А уже через год вышла игра “Marvel’s Spider-Man”, полнометражный мультфильм и спин-офф про Венома.
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- История создания произведения Герой нашего времени
Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
«Герой нашего времени» — роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.
Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени». В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа. В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.
Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.
Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».
Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа — Григория Александровича Печорина.
История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.
Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.
Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.
А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.
Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.
Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.
I этап. Начало работы над романом
В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
Создание сюжета и определение действующих лиц
Во время своего пребывания на Кавказе Лермонтов посещает Тамань, часто поэт бывал в дальних селениях горцев, что позволило ему поближе познакомиться с образом жизни местных жителей. Михаил Юрьевич окончательно определяется с сюжетом своего произведения. По замыслу автора, главный герой предстаёт перед читателями в образе молодого офицера дворянского происхождения. Печорин служит родине, однако его раздирают внутренние разочарования и пороки. Такие мысли были характерны для многих молодых людей того времени, в том числе и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Писатель кратко определился с действующими лицами и местом действия, добавив в своё произведение образ гордой красавицы-черкески, а также русскую княжну, которая питала нежные чувства к главному герою этого романа. Особое место автор отвёл горцам, которые стали полноправными персонажами. Лермонтов показал необычную, немного дикую, но самобытную культуру жителей Кавказа, которые имеют свои нравственные принципы и до смерти готовы бороться за свою свободу и независимость.
Писатель хотел сделать главных героев романа «Герой нашего времени» близкими каждому читателю, с их противоречия, слабостями и обычными радостями. Именно поэтому в произведении появились персонажи Грушницкого, Вулича и Вернера, которые не могли похвастаться дворянским происхождением, но при этом были крайне благородными, честными и заслуживающими уважения людьми.
Даже спустя почти два века после написания этого произведения герои Лермонтова, их нравственные принципы и внутренние переживания также актуальны и в сегодняшние дни.
II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.
Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.
Краткое содержание романа
Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое
— В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний. — В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он. — «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»
— «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме… — «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…
III этап. Завершающий
О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.
Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.
Краткая история создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров.
Ищите нас здесь
Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:
- Вдохновение и появление очертаний главного героя.
- Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
- Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.
Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.
Для Лермонтова любимым сочинением Пушкина был рассказ об Онегине. Поэт настолько влюбился в образ молодого дворянина, что решил создать подобного персонажа, со схожим характером. Так появился Печорин. Как известно, фамилия Онегин была взята с реки Онега, к которой очень похожа река Печора. Вот откуда появились имена популярных литературных героев.
Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.
Ищите нас здесь
Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.
Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина. Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями. Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями. Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.
Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.
В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе». Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист». Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.
В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа. Так, в типографии Ильи Глазунова и Кº, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа. Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.
Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.
Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Ищите нас здесь
Смотрите также:
- Очень краткое содержание произведения Герой нашего времени Лермонтова В романе 5 глав, каждая из которых является повестью и имеет своё название. Они объединены главным героем – Григорием Печориным. Расположение не хронологическое. Повесть «Бэла» — повествование от лица офицера,…
- Краткая история создания романа «Евгений Онегин» Пушкина «Евгений Онегин» — результат мониторинга, развернувшейся драмы, в судьбах интеллигенции того времени. Знаменитый роман А.С. Пушкина был начат писателем в 1823 году. Произведение прошло с Александром Сергеевичем через главные этапы…
- Краткая история создания романа «Доктор Живаго» Пастернака Борис Леонидович Пастернак работал над созданием своего прославившегося романа «Доктор Живаго» в течение десяти лет, с 1945 года. До этого наработки романа, судя по сохранившимся данным, должны были привести к…
- Краткая история создания романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Что подтолкнуло Федора Михайловича написать своё произведение «Преступление и наказание»? Суровая действительность, честный взгляд на объективную реальность на условия, в которых существовали люди. Ф.М. Достоевский близко к сердцу принимал быт…
- Смысл произведения Герой нашего времени и его названия За год до гибели Михаила Лермонтова вышел в свет его психологический роман «Герой нашего времени». Автор работал над произведением два года. Писатель хотел в лице главного героя показать молодое поколение…
Истоки и предшественники
- Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским .
- Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
- Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
- Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.
Примыкающие произведения Лермонтова
- «Кавказец»
— очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
- Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.
«Фаталист»
Действие главы происходит в одной из казачьих станиц, куда судьба забросила Печорина. Во время одного из вечеров зашел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел у него маску смерти на лице. Вулич взял первый попавшийся пистолет и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии курка пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.
Офицеры разошлись, а на утро Печорин узнал, что одного из офицеров зарубил пьяный казак. Покойным оказался Вулич. Казак заперся в хате и угрожал. Только Печорину хватило смелости проникнуть в дом. Он хотел, как и Вулич, испытать судьбу. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.
Этот случай заставил Печорина долго размышлять, является ли он фаталистом.
Воспоминания Шан-Гирея
А. П. Шан-Гирей своими воспоминаниями предоставляет нам некоторую информацию о времени работы поэта над данным произведением. Этот родственник и друг поэта утверждал, что «Герой нашего времени», история создания которого нас интересует, был начат после возвращения Лермонтова из первой ссылки, в Петербурге, в 1838 году. Большинство лермонтоведов придерживаются именно этой точки зрения. Но существуют данные, которые позволяют считать, что уже в 1837 году был написан черновик «Тамани». Сегодня известна авторизированная копия этой новеллы с пометкой Висковатого, который говорит о том, что рукопись эта написана Шан-Гиреем, двоюродным братом Лермонтова, которому последний иногда диктовал свои сочинения. Судя по всему, «Тамань» была надиктована с чернового варианта, а не экспромтом (об этом свидетельствует чистота копии).
Данное предположение подтверждают ряд свидетельств родственников и современников поэта. Например, Григорович, видевший черновой автограф данного произведения, писал в воспоминаниях, что повесть «Тамань» звучит с начала и до конца единым гармоническим аккордом. Но если взять первую рукопись, то можно отметить, что она полна вставок, перемарана, в ней есть множество отметок на наклеенных облатками бумажках.
Структура романа
Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника
- Предисловие
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла
- II. Максим Максимыч
- Предисловие
)
- II. Княжна Мери
Хронологический порядок частей
- Тамань
- Княжна Мери
- Фаталист
- Максим Максимыч
- Предисловие к журналу
Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.
Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.
Первые редакции
В «Отечественных записках» была опубликована «Бэла» в марте 1839 года.
В августе этого же года завершена поэма «Мцыри», и приблизительно в это время началась интенсивная подготовка «Героя нашего времени» к печати. Тогда был значительно изменен состав романа — в него включена новелла «Фаталист». Продолжается, таким образом, история создания. «Герой нашего времени» переживает в этот период уже вторую редакцию. Сведений о первой довольно мало, но можно заключить, что она состояла лишь из произведений «Максим Максимыч», «Бэла» и «Княжна Мери».
Включение «Фаталиста» оказалось органичным прежде всего потому, что имелась внутренняя близость между Печориным и автором. Кроме того, в данной новелле затрагивались важнейшие социальные проблемы поколения, современного Лермонтову.
Включение этого произведения подчеркивало философичность романа, а также придавало большую глубину образу Печорина.
Продолжим рассматривать произведение «Герой нашего времени». История создания романа, кратко изложенная, представлена следующими дальнейшими событиями.
Вторая редакция произведения относится к 1839 году, периоду с августа по сентябрь. Состоял тогда из двух новелл и двух повестей «Герой нашего времени». История создания, композиция романа в заключительном варианте будет описана чуть ниже. В этой редакции произведение делилось на следующие две части: записки офицера, являющегося повествователем, и записки героя. В первую входили повесть «Бэла» и рассказ «Максим Максимыч», а во вторую — рассказ «Фаталист» и повесть «Княжна Мери».
(Тырса Н. А. Через реку. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1941 г.)
Герой нашего времени — это произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное в форме лирико-психологического романа с элементами мистики. Главное отличие данного литературного творения в том, что это первое прозаическое произведение великого русского поэта. В нем классик намеревался изложить жизнь и мысли молодого человека, живущего в том времени и дышащего им. Основной задумкой было рассказать не только как складывается жизнь молодых дворян, но и описать их чувства, внутренние противоречия.
Известный до этого, исключительно, как поэт, юный Лермонтов искренне желал заявить о себе как о писателе-прозаике монументальным творением о современнике.
История создания
(Картина М. Врубеля «Печорин». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 г.)
Состоящий из пяти не связанных хронологически новелл (рассказов) роман писался Лермонтовым на протяжении 3 — 5 лет и в определении точного временного отрезка литературоведы расходятся во мнениях. Согласно сохранившимся заметкам и наброскам Михаила Юрьевича, некоторые историки утверждают, что задумка романа появилась в 1836 году. И большое влияние оказало личностное стремление писателя создать работу в форме прозы, что-то что пройдет сквозь века и оставит след о таких же молодых людях(его современниках) как и он.
Произведение “Евгений Онегин” А.С.Пушкина, как и все его творчество, вдохновляло Лермонтова на создание романа. И в частности, его главный герой должен был иметь нечто общее с Евгением Онегиным, так прототип его фамилии был в названии реки Онеги, то имя главного героя “Героя нашего времени” произошло от названия схожей реки Печоры.
1837 год — Лермонтов пишет стихотворение “Смерть поэта” в честь погибшего на дуэли Пушкина и его ссылают на Кавказ. Богатая природа, население края с уникальными образами и обычаями, а также образ бесконечно влюбленной женщины — стали местами, персонажами и героями будущего произведения.
Этапы работы
(В журнале «Отечественные записки» выходит стихотворение в «Тамани», которое предваряет запись в дневнике Печорина, том VIII, № 2, отд. III, с. 149 в тексте «Тамани». Лермонтов М. Герой нашего времени. Спб., 1840 год)
Согласно основным официальным источникам литературоведы указывают, что М.Ю. Лермонтов трудился на “Героем нашего времени” именно в последующие 1838 — 1841 гг. Хотя основная идея и наброски приходятся на 1836-1837 гг, как было указано выше.
Так как данный роман состоит из нескольких рассказов, возникает целый ряд сомнений относительно хронологии написания рассказов. В произведении новеллы расположены в таком порядке: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. Но изложение истории в логико-хронологическом порядке излагается в новеллах в таком порядке: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч и в самом конце завершение — предисловие к “Журналу Печорина”(хотя в произведении оно располагается перед Таманью). Такое многообразие повествователей автором было выбрано для создания у читателя более яркого и понятного портрета главного героя. А благодаря не последовательной хронологии Лермонтов создает образ противоречивого, но оправданного каждым читателем молодого человека.
Публикация произведения
(«Дом княжны Мери» по роману «Герой нашего времени»: Дом Реброва, улица Коминтерна, 3, Кисловодск, Ставропольский край. Автор фото: Dmitry89, 2016 г.)
Роман изначально был ознакомлен с публикой по частям. И первой предстал рассказ “Бэла” в 1839 году до окончания работы над романом. Согласно мнению одного из самых авторитетных критиков того времени В. Белинского, рассказ Лермонтова превзошел произведения А. Бестужева-Марлинского, также писавшего в кавказской тематике, но в ином жанре.
1839 г — публикуется и успешно принимается читателями и критиками “Фаталист”.
1840 г — успех “Фаталиста” повторяет опубликованная “Тамань”. В этом же году, дополнив рассказами “Княжна Мэри”, “Максим Максимыч” и Предисловие к “Журналу Печорина” , автор издает их в формате романа, под названием “Герой нашего времени”.
Буквально каждый из рассказов романа “Герой нашего времени”, согласно литературоведам и историкам, был навеян сюжетами из собственной жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Мнения разделяются, но все же большая часть сюжетов могла если не происходить с самим писателем, то хотя бы разворачиваться на его глазах.
В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров. Сюжет романа был довольно уникальным для своего времени. Не верите? Ну тогда почитайте наше краткое содержание и поделитесь своим мнением в комментариях.
Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:
- Вдохновение и появление очертаний главного героя.
- Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
- Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.
Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.
Для Лермонтова любимым сочинением Пушкина был рассказ об Онегине. Поэт настолько влюбился в образ молодого дворянина, что решил создать подобного персонажа, со схожим характером. Так появился Печорин. Как известно, фамилия Онегин была взята с реки Онега, к которой очень похожа река Печора. Вот откуда появились имена популярных литературных героев.
Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.
Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.
Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина. Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями. Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями. Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.
Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.
В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе». Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист». Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.
В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа. Так, в типографии Ильи Глазунова и Кº, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа. Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.
Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.