1. Назовите особенности природы Северного Ледовитого океана.
СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН, самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, большую часть года покрыта льдом и потому непривлекательна для моряков и рыбаков. Своеобразие Северного Ледовитого океана состоит и в том, что он почти со всех сторон окружен массивами суши – Северной Америкой и Евразией. Этот океан имеет большое стратегическое значение, поскольку через него пролегает кратчайший путь из Северной Америки в Россию.
Климат Баренцева моря менее суров по сравнению с климатом других северных морей России потому что через Баренцево море, проходит теплое течение Гольфстрим. Именно поэтому город Мурманск остается незамерзающим портом.
2. Подготовьте рассказ об исследованиях океана и их результатах.
Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 годы) по инициативе Михаила Ломоносова. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′, кроме того, был получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX веке.
В 1937-38 годах был осуществлен очень смелый проект — создание научно-исследовательской базы на Северном полюсе. Под руководством И. Д. Папанина (вместе с П. П. Ширшовым (гидробиолог), Е. К. Федоровым (геофизик) и Э. Т. Кренкелем (радист)) была организована полярная научно-исследовательская станция «Северный полюс» на дрейфующей льдине вблизи полюса. Во время 9-месячного дрейфа проводились регулярные метеорологические и геофизические измерения и гидробиологические наблюдения, делались промеры морских глубин. Работами участников «СП-1» было установлено, что льды постоянно дрейфуют от полюса к Гренландии, что по пути дрейфа станции земли нет, что теплые атлантические воды глубинным противотечением проникают к полюсу. Был изучен рельеф дна, проведена серия метеорологических исследований, которые дали новую картину циркуляционных процессов в приполюсных районах.
3. Арктика и Антарктика — полярные области Земли. Справедливо ли утверждать, что природа их одинакова? Обоснуйте свой ответ.
Нет нельзя. Они похожи, только суровыми холодами. Арктика – это дрейфующие льды. Антарктида – материк под ледовым панцирем, очень большой толщины. На южном полюсе нет белых медведей, а на северном – пингвинов.
4. Как изменится природа океана, если: а) в Беринговом проливе построить плотину; б) моря океана станут сушей; в) плотину возведут в проливе между Флоридой и Кубой?
А) особо ничего не изменится, т.к. сообщение Тихого и Северно-ледовитого океана особо на климат не влияет.
Б) Если где-то что-то убыло, значит где-то что-то прибыло. Если море стало сушей, то вода вероятно сконцентрировалась во льдах.
В)Температура планеты понизится, уровень моря упадёт т.к. такая плотина перекрыла бы тёплое течение Гольфстрим.
5. Какие профессии необходимы полярникам, работающим в Северном Ледовитом океане?
Климатолог, геодезист, врач, эколог, астроном.
ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА.
Первые исследователи считали, что океан является препятствием на пути к отдаленным землям. Их мало интересовало, что находятся в глубинах океана, несмотря на тот факт, что мировой океан занимает более 70% поверхности Земли.
Именно по этой причине, еще 150 лет назад господствовало представление о том, что океанское дно – это лишенная любых элементов рельефа, огромная равнина.
В XX веке началось научное исследование океана. В 1872 – 1876 гг. состоялось первое серьезное плавание с научной целью, на борту британского судна «Челленджер», на котором было специальное снаряжение, а его команда состояла из ученых и моряков.
Во многом результаты этой океанографической экспедиции обогатили человеческие знания об океанах и их флоре и фауне.
В ГЛУБИНЕ ОКЕАНА.
На «Челленджере» для промера океанских глубин были особые лотлини, которые состояли из свинцовых шаров, весивших 91 кг, эти шары были закреплены на пеньковом канате.
Несколько часов могло длиться опускание на дно глубоководного желоба такого лотлиня, а вдобавок ко всему, этот метод довольно часто не обеспечивал нужной точности измерения больших глубин.
В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубина всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала.
Суда, которые были оснащены эхолотами, измеряли глубину по ходу следования и получали профиль океанского ложа. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м.
Использовавшиеся ранее для измерения океанских глубин, утяжеленные лотлини, часто были оснащены небольшими грунтовыми трубками для взятия с океанского дна проб грунта. У современных пробоотборников большой вес и размер, а погружаться они могут на глубину до 50 м в мягкие донные отложения.
КРУПНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ.
Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле.
Эти открытия доказали тот факт, что у океанов относительно молодой возраст, а также подтвердили, что породившее их движение литосферных плит и сегодня продолжается, медленно изменяя земной облик.
Движение литосферных плит вызывает извержения вулканов и землетрясения, а также приводит к образованию гор. Изучение океанической коры продолжается.
Судно «Гломар Челленджер» в период 1968 – 1983 гг. находилось в кругосветном плавании. Оно снабжало геологов ценной информацией, буря скважины в океанском дне.
Судно «Резолюшн» Объединенного океанографического общества глубокого бурения выполняло эту задачу в 1980-е гг. Это судно было способно производить подводные бурения на глубинах до 8300 м.
Сейсмические исследования также обеспечивают данными о донных океанских породах: ударные волны, посланные с поверхности воды отображаются от различных слоев породы по-разному.
В результате этого ученые получают очень ценную информацию о возможных месторождениях нефти и о структуре пород.
з:
В ХХ веке человечество устремилось в космос, однако на нашей планете две трети территории, занимаемые Мировым океаном, до сих пор остаются очень слабо исследованными.
В этом нет ничего удивительного, ведь серьёзными исследованиями морей и океанов человечество занялось относительно недавно – всего около ста пятидесяти лет назад.
Первопроходцы Мирового океана
Первыми исследователями океанов в известной нам истории человечества стали финикийцы. Этот небольшой, но очень предприимчивый торговый народ ещё в VII-VI веках до н.э. сумел проложить морской путь вокруг Африки и составить достаточно подробные карты Средиземного моря. В разные исторические периоды морскими исследованиями занимались представители европейских народов, индийцы, китайцы, арабы, полинезийцы и т.д. Начавшаяся в XV веке эпоха Великих географических открытий позволила экспериментальным путём проверить гипотезу о шарообразности нашей планеты. В течение трёх последующих столетий были открыты и нанесены на карту все более-менее крупные участки суши.
Однако к систематическому изучению Мирового океана человечество приступило лишь в XIX веке. Годом рождения науки океанологии считается 1872-й год, когда британское исследовательское судно «Челленджер» отправилось в первую научную экспедицию. В 362 точках океана были проведены достаточно подробные исследования, проделаны замеры морских глубин. Конечно, точность этих замеров оставляла желать лучшего – для определения глубины в той или иной точке с борта корабля сбрасывали привязанный к верёвке шар весом около центнера, а затем измеряли длину верёвки. Тем не менее, экспедиция собрала уникальный массив океанологической информации и фактически положила начало системному изучению Мирового океана.
С изобретением эхолота в начале ХХ века появилась возможность более плотного исследования океанского дна, определения морского рельефа и глубин. В настоящее время эхолот является обязательным оборудованием любого корабля, причём не только морского, но и предназначенного для пресноводных водоёмов. Ещё одним инструментом, позволившим вплотную приблизиться к разгадке многих тайн океана, стали батискафы и батисферы – аппараты, позволяющие опускаться под воду на глубину в сотни метров, чтобы изучать геологическое строение морского дна, биологические особенности его обитателей, физико-химические свойства глубинных слоёв воды и т.д.
Глубоководные аппараты
Основным препятствием к изучению и освоению пространства Мирового океана для человека стала невозможность длительное время находиться под водой. Богатство и разнообразие водного мира остаются недоступными людям, так как человек не может свободно дышать, полностью погрузившись в воду. Акваланги и водолазные скафандры позволяют находиться под водой лишь короткое время и обладают существенными ограничениями по глубине погружения. Тем не менее, с их помощью удалось добиться достаточно серьёзных результатов.
Так, в 1960-м году исследователям удалось опуститься на дно самой глубокой точки Мирового океана – Марианской впадины. Её глубина составляет почти 11 тысяч метров, а давление воды на дне сминает обычный корабль буквально в лепёшку. Тем не менее, опустившись на эту чудовищную глубину, люди с удивлением обнаружили, что на дне кипит жизнь. Морские рачки, моллюски и даже рыбы сумели приспособиться к огромному давлению, почти полному отсутствию кислорода и солнечного света.
Повторный всплески интереса к Марианской впадине случился уже в наши дни: за последние двадцать лет были организованы несколько экспедиций с погружениями. Последняя, под руководством В. Весково, состоялась в 2019 году. Тогда же состоялась российская экспедиция с погружением на дно автоматического глубоководного аппарата «Витязь», который взял образцы грунта и выполнил замеры характеристик глубоководных слоёв воды.
Исследовательские суда
Основным инструментом современных океанологов являются научно-исследовательские суда. Это обычные суда, оборудованные современной измерительной и исследовательской аппаратурой, позволяющей проводить исследования в сфере гидрологии, гидрохимии, геофизики, геологии, гидрографии и других направлении океанологии. Одной из крупнейших в мире флотилий научно-исследовательского назначения обладал Советский Союз. В настоящее время в состав флота России входят научно-исследовательские суда «Адмирал Владимирский», «Янтарь» и несколько других.
На сегодняшний день наиболее обширным научно-исследовательским флотом располагают Соединённые Штаты Америки. В его состав входят более двух десятков кораблей разных классов. Кроме того, исследовательскими судами обладают Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия и несколько других стран.
Космические исследования океана
В настоящее время огромное количество исследовательских данных учёные-океанологи получают из космоса, с научно-исследовательских спутников. Современная аппаратура позволяет делать точные замеры температуры и скорости морских течений и ветров, колебаний солёности морской воды, состояния морской поверхности, миграции косяков рыбы, биологической активности планктона и т.д. В СССР для приёма этих данных существовала специальная Служба космических исследований, в состав которой входили более десятка исследовательских кораблей, в том числе самое большое в мире исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин».
Исследования океана в течение последнего столетия существенно продвинулись вперёд. Тем не менее, по оценкам учёных, более-менее изучено сегодня лишь около 7% морского дна. Океан скрывает немало тайн, разгадке которых предстоит посвятить немало лет научной работы.
и не забудьте поделиться с друзьями
До начала (XX) века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание путешественники уделяли материкам и островам. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир, о жизни которого можно было лишь догадываться и на основе разрозненных наблюдений строить различные предположения.
Рис (1). Маршрут Первой русской кругосветной экспедиции
Начало системным океанографическим исследованиям положила Первая русская кругосветная экспедиция ((1803)–(1806) гг.) под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Первая комплексная экспедиция по изучению Мирового океана, проведённая Великобританией на корабле «Челленджер» в (1872)–(1876) гг., получила такое количество новых сведений, что над их обработкой (70) учёных трудились целых (20) лет. Изданные результаты исследования составили (50) больших томов. Этой экспедицией впервые было обнаружено, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь, несмотря на царящий там мрак и холод.
В годы Первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота.
В (1943) году французами Ж.-И. Кусто и Э. Ганьяном был изобретён акваланг. При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. На батискафе «Триест» в (1960) году швейцарский учёный Жак Пикар с помощником погружался в Марианский жёлоб.
В исследованиях Мирового океана участвуют специальные суда, самолёты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъёмка. При изучении обширных участков океана учёные разных стран объединяют свои усилия. Результаты исследования просторов морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.
Изучением океана занимается специальная наука — океанология.
Источники:
Рис. 1. Маршрут Первой русской кругосветной экспедиции. Автор: Kaidor — собственная работа based on Зубов, Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — С. 476 Map: Natural Earth (public domain) edited with Mapthematics Geocart and vectorized with Inkscape., CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=77866982.