Подготовьте рассказ об одном из героев сказки ашик кериб

logo

  • Сказка Михаила юрьевича Лермонтова Ашик-Кериб Составить рассказ обо одном из героев сказки. Помогите Пожалуйста срочно!!

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      islahodge501

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    40 секунд назад

    Язык вражды. Нужно очень срочно

  • algebra
    Алгебра

    45 секунд назад

    Задание 18 из ОГЭ математика

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Месячный доход семьи – 240 000 тенге, но этих денег идет на выплату кредита, остатка – на оплату квартиры, а нового остатка – на закупку продуктов. Сколько денег остается после всего этого? Ответ:тенге. ​ можно решение?

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    1 минута назад

    скласти розповідь про своє улюблене місце в хаті і описати його розказати що там ми робимо. СРОЧНО​

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    у трикутнику ABC, AB дорівнює квадратний корінь з числа 3, BC дорівнює квадратний корінь з числа 2, кут C дорівнює 60 градусів, яка градусна міра кута А? (даю 30 баллов)​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Обновлено: 11.01.2023

Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.

Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.

Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.

Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.

Хадерилиаз. Святой заступник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о любви простого музыканта и богатой девушки. О коварстве и верности, о самопожертвовании и о том, как талант везде пробивает себе дорогу.

Сюжет — краткое содержание

Молодой певец Ашик-Кериб и девушка Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность Ашик-Кериба мешает им быть вместе.

Ашик-Кериб обещает стать богатым и отправляется странствовать, а завистливыйКуршуд-бек говорит всем о его смерти.

Ашик-Кериб становится богатым и забывает о сроках возвращения, но Магуль-Мегери сумела напомнить о себе с помощью золотого блюда.

Святой Георгий, Хадерилиаз, помогает Ашик-Керибу и дает ему волшебную грязь.

Ашик-Кериб успевает расстроить свадьбу Магуль-Мегери, спасает девушку и возвращает зрение своей матери.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод встречи Ашик-Кериба и Хадарилиаза, когда Ашик-Кериб не верил всаднику и несколько раз называл совсем другие города, куда ему якобы нужно было попасть. И только оказавшись в этих городах, юноша поверил святому.

План произведения для пересказа

  • Любовь Ашик-Кериба и Магуль-Мегери.
  • Обещание Ашик-Кериба.
  • Предательство Куршуд-бека.
  • Горе матери.
  • Ашик-Кериб становится богатым.
  • Золотое блюдо.
  • Отчаяние Ашик-Кериба.
  • Встреча со святым Хадерилиазом.
  • Ашик-Кериб дома.
  • Ашик-Кериб на свадьбе.
  • Встреча влюбленных.
  • Судьба Куршуд-бека.

Главная мысль

Для настоящей любви нет преград, так же, как и для настоящего таланта.

Чему учит эта книга

Сказка учит верности и умению держать слово. Учит никогда не завидовать чужому счастью и не пытаться построить свое счастье на горе другого человека. Учит быть честным и добрым. Учит не забывать тех, кто помог тебе и прощать тех, кто тебя обидел.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта красивая восточная сказка за ее колорит и увлекательный сюжет. Мне очень понравилась Магуль-Мегери, которая хранила верность своему любимому семь долгих лет и никогда не забывала его. Она заслужила свое счастье. И мне понравилось, что в конце сказки счастливы оказались все, даже Куршуд-бек.

Новые слова и выражения

Сааз — струнный музыкальный инструмент.

Чапрой — занавеска, шторка.

Кериб — странник, бедняк.

Пословицы к произведению

Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.

Верный друг любит до смерти.

Влюбленному море по колено.

Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Была вина, да прощена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №24 Литература 5А,Б класс Дата проведения: 03.12.2018г

1).создать условия для ознакомления детей с турецкой культурой: литературой, архитектурой, музыкой; совершенствование осознанного чтения;

2)развивать умение анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать, высказывать своё мнение;

3)воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения; воспитывать уважение к людям другой национальности.

УУД согласно КТП

Технологическая карта урока

I . Организационный момент.

психологического настроя на работу; организация обучения.

Количество жетонов за урок – ваша оценка. За нарушение дисциплины один жетон забирается. Помните о правилах работы в парах! Желаю успехов!

— Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте строку для темы урока.

На ваших рабочих листах записаны фамилии писателей и названия произведений, созданных ими. Сопоставьте автора и произведение, соединив их стрелочкой.

А что общего между всеми этими произведениями? (относятся к одному жанру – литературная сказка.)

Что значит литературная сказка?

Проверка домашнего задания

Тест (см. Приложение)

А теперь проверьте друг друга, используя для этого ключ с ответами

4. Работа над содержанием и особенностями сказки.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.. Как бы вы сформулировали цель нашего урока, исходя из темы?

Беседа с учащимися:

Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Как вы думаете, почему? О каких национальных обычаях упоминается в тексте?

Почему история востока и Кавказа интересовала поэта?

Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Однажды поэт услышал сказку и на ее основе написал свою. Произошло это в 1837 году.

В каком городе происходит действие?

( В городе Тифлизе).

Ознакомьтесь в парах с краткой исторической справкой, рассказывающей об этом древнем городе. В каком государстве находится этот город? Какое его современное название? На берегах какой реки он расположен?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Выпишите из текста сказки названия других городов, которые там упоминаются.

А кто знает, что означает данное имя в переводе на русский язык?

Кериб-Ашик («Ашик Кериб») — Смотри также Бедный балалаечник, вольный человек из Тифлиса; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайке) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых- словарь литературный

. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

В тексте сказке вам встретилось еще много и других восточных имен. Давайте проверим, насколько хорошо вы их запомнили?

Проверьте себя. Слайд 5.

Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.

(Дети называют слова )

Словарик восточных слов.

Аян – Ага – знатный господин

Ашик – музыкант, балалаечник, народный певец.

Аллах – имя бога в Исламе

Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее.

Зарок – клятвенное завещание

Караван – сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз – ежедневное пятикратное моление у мусульман

Оглан – юноша, парень, мальчик

Пророк – истолкователь воли божества, богов;

Паша – в старой Турции титул генералов

Сааз – струнный, щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья (турецкая балалайка

Салям – алейкум – здравствуйте

Хадерилиаз – Святой Георгий (человек на белом коне)

Чауши – слуги, сторож, рассыльный.

Попробуйте сами объяснить их значение и проверьте в словарике восточных слов.

Работа над планом сказки (если позволит время)

Давайте переставим местами названия частей сказки, чтобы получился план.

Бедность — препятствие женитьбе Ашика

волшебная помощь покровителя;

Появление соперника, обман

Обещание героя, расставание влюбленных

Ашик осуществляет задуманное

Найдите и зачитайте начальные строки каждой части.

Бедность — препятствие женитьбе Ашика;

Появление соперника, обман;

Ашик осуществляет задуманное;

Трудное испытание; волшебная помощь покровителя;

Н овые испытания;

Прослушайте фрагмент сказки.

Какое настроение создает музыка в этом отрывке?

Какой вы представляете Магуль-Мегери?

Какое чувство испытывает Ашик-Кериб?Почему?

Что стало причиной разлуки влюбленных? Зачитайте отрывок.

Итак, что же решил Ашик-Кериб? Как характеризует героя такое решение?

Кто отправился с ним в путь?

Что произошло с героями на реке?

Как вы оцениваете поступок Куршуд-Бека? В чем его подлость?

Давайте прочитаем по ролям диалог матери Ашик-Кериба и Магуль-Мегери после ужасной вести.

Какие чувства испытывают женщины?

Почему невеста не верит в гибель Ашика?

Что помогло Ашик-Керибу разбогатеть?

Как автор показывает,что он сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл свою невесту?

С какой целью Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо?

Кто помог Ашик-Керибу вернуться домой?

Назовите художественные средства, используемые автором. Найдите их в тексте.

Итак, урок подошел к завершению. Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

Данная сказка учит быть….

Данная сказка учит уважать культуру других народов…

Истинная любовь побеждает все препятствия…

Любить и не бояться никаких препятствий

Скажите, какое задание показалось вам самым интересным? Что вызвало затруднение?

Закрасьте звездочку таким образом:

Все понял(а) , было легко и интересно – красным

Временами затруднялся (лась) – зеленым

Ничего не понял – желтым

Познакомиться с произведением, ее героями.

Определить, что такое дружба, доброта, взаимопомощь и т.д.

Чему учит эта сказка?

— формулируют тему урока, сверяют с образцом;

— выстраивают по порядку задачи урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока;

Ученики отвечают на проблемный вопрос , находят в тексте нужную информацию

Города, которые упоминаются в сказке.

Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (столица Грузии), Арзурум – Эрзурум,

Арзиньян – Эрджиньян, столица Турции Анкара, Халаф.

Ищут информацию в энциклопедии

Выдвигают гипотезы; их обоснование, овладевают новыми словами — старинными географическими названиями

овладевают новыми словами;

пробуют объяснить их значение, сверяют со словарем

аналитическая деятельность, смысловое чтение текста

дают эстетическую оценку музыкальному произведению

учатся рецензировать профессиональное чтение;

анализируют содержание прочитанного

дают нравственную оценку поступкам героев

развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию

Работа в группах

анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения;

сравнительный анализ рисунков;

Сейчас я проверю, насколько хорошо вам знакомо содержание текста. Для этого давайте выполним задания теста.

2. Каким был Ашик –Кериб?

В. Среднего достатка

3.Что пророк дал Ашик –Керибу ?

А Высокий рост и дар песен

Б. Высокое сердце и дар рисования

В. Высокое сердце и дар песен

4. С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?

А. С прекрасным солнцем за облаками

Б. С ангелом, живущим за звездами

В. С птицей красивых лесов

5. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

6. На каком инструменте играл Ашик -Кериб?

7. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку

Магуль- Мегери?

А. Потому что был бедным

Б. Потому что был неграмотным

В. Потому что был богат

8. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу ?

А. Семь лет странствовать по свету.

Б. Шесть лет странствовать по свету.

В. Восемь лет странствовать по свету.

9 . Как обманул Куршуд-бек мать Ашик –Кериба?

А. Сказал,что Ашик бросил его

Б. Ашик утонул в реке

В. Ашика погрызли волки в лесу

10. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город?

Б. Пел и играл на саазе

В. Только играл на сазе

11. Что дала Магуль –Мегери купцу?

Б. Серебряное блюдо

В. Золотое блюдо

12. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

13. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?

15. Что поклялась сделать Магуль –Мегери купцу?

Б. Выйти замуж за Куршуд-бека

В. Убить Куршуд-бека

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Основа задумки

Это произведение имеет 2 основных мысли:

В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Части текста

В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

История создания

Лермонтов написал сказку в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. В восточных странах это произведение было популярным. Со временем автор представил его читателям в собственной фольклорной обработке.

Сегодня в школах на уроках русской литературы дети в 4 классе делают синквейн к сказке и пишут сочинения для лучшего усвоения. Этот прием выразительности состоит из разделов, например:

  • Ашик-Кериб.
  • Влюбленный, молодой.
  • Не сдается, работает, мечтает.
  • Во время вспоминает обещания.
  • Возвращение.

Синквейн всегда состоит из пяти нерифмованных строк. Такой способ разделения помогает кратко выразить тему, описать характеристику героя, раскрыть идею создания и провести резюмированные итоги всего рассказа.

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Число страниц: 14

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Ашик-Кериб, Магуль-Мегери.

Второстепенные герои: Куршуд бек, Хадерилиаз, святой Георгий, мать Ашик-Кериба.

Характеристика главных героев:

Ашик-Кериб — бедный, но талантливый и с добрым сердцем.

Влюблённый и готовый на всё, ради своей любимой.

Отважный, справедливый и честный.

Магуль-Мегери — добрая, верная и преданная.

Не поверила в уловки Куршуд-бека.

Характеристика второстепенных героев:

Куршуд-бек — хитрый и ловкий.

Хадерилиаз — святой Георгий. Помог герою вовремя вернуться домой и вылечить мать.

Мать Ашик-Кериба — несчастная слепая женщина, ждала сына.

Бедный певец Ашик-Кериб встретил красавицу Магуль-Мегери и полюбил её.

Девушке тоже понравился певец.

Но гордость мешала Ашик-Керибу просить руки возлюбленной.

Куршуд-бек, тоже влюблённый в красавицу, следует за Ашик-Керибом, крадёт его вещи и рассказывает о смерти певца.

Мать героя слепнет от горя.

Однако, Ашик-Кериб жив, и хорошо устроился во дворце паши.

Он становится богат, но забывает о сроке возвращения.

Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо, чтобы напомнить любимому о себе.

Увидев блюдо, Ашик-Кериб спешит домой.

Он боится опоздать, но встречает святого Георгия.

Святой помогает герою оказаться дома вовремя и вылечить слепоту матери.

Ашик-Кериб женится на любимой девушке.

А прощёный им Куршуд-бек женится на сестре главного героя.

План сказки:

  1. Бедность певца.
  2. Гордость певца.
  3. Обман Куршуд-бека.
  4. Во дворце паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь.
  7. Святой Георгий.
  8. Лечение матери.
  9. На свадьбе.

Главная мысль сказки состоит в том, что браки заключаются на небесах.

Основная идея автора заключается в том, что никакие невзгоды и препятствия не могут разлучить влюблённых.

Если людям суждено быть вместе, они всё равно поженятся.

Чему учит произведение

Сказка учит не сдаваться и не опускать руки.

Уметь преодолевать трудности, добиваться желаемого.

Учит верить только тому, что видишь своими глазами, и не доверять слухам.

Учит терпению и смирению. Учит уметь ждать.

Учит тому, что даже бедняки могут иметь гордость.

Прочитав эту сказку, я была увлечена романтической историей двух влюблённых.

Им пришлось вместе преодолеть различные трудности, прежде чем стать счастливыми.

Но все трудности забываются в момент победы.

Это очень интересная восточная легенда, в которой главными героями оказываются бедный и талантливый музыкант, и богатая красавица.

Герои по-разному идут к своему счастью.

Герой в странствиях добывает славу и золото.

Героиня стоически ждёт долгих семь лет, храня верность любимому.

Автору удалось создать красивую сказку, которая увлекает с первых строк.

В ней много поучительных моментов, на которые обязательно следует обратить внимание.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно уметь держать своё слово и помнить о сделанных обещаниях.

Ведь иногда, добившись чего-либо в жизни, человек забывает, что когда-то мечтал совсем про иное.

Пословицы к произведению:

  • Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
  • Давши слово, держи его.
  • Крепко верить – значит победить.
  • Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Словарь неизвестных слов.

  • Сааз — музыкальный инструмент;
  • Чапра — виноградные выжимки;
  • Намаз — молитва.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Читайте также:

      

  • Что человек ищет в путешествиях итоговое сочинение евгений онегин
  •   

  • Как в поэзии державина проявляются принципы классицизма сочинение
  •   

  • 8 класс сочинение миниатюра сатирическое изображение помещиков
  •   

  • В детстве я мечтал быть скульптором сочинение
  •   

  • Сочинение про чеченский язык на русском

Ашик-Кериб — главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб». Автор услышал на Кавказе эту восточную легенду и сделал её литературный вариант. Её главный герой — бедняк из Тифлиса. У него говорящее имя: «Ашик» означает «певец», а «Кериб» — «бедняк». Но он сумел разбогатеть и женился на красавице Магуль-Мегери.

Кто такой Ашик-Кериб, чем занимался

Ашик-Кериб был бедным молодым человеком, жил в Тифлисе, занимался музыкой и пением. Он умел играть на саазе (турецкой балалайке) и петь, «прославляя древних витязей Туркестана». Поэтому люди уважали Ашик-Кериба и приглашали на свадьбы, чтобы наслаждаться его прекрасным пением.

Черты характера

Главный герой сказки был бедным, но гордым человеком. Он встретил на свадьбе и полюбил красавицу Магуль-Мегери. Ашик-Кериб решил, что сможет на ней жениться, только если станет богатым. Юноша не хотел, чтобы отец красавицы одарил их богатством. Он не желал, чтобы потом Магуль-Мегери упрекала его в том, что он ничего не имел и стал богатым только благодаря ей. Решил Ашик-Кериб 7 лет странствовать, чтобы добиться богатства, а Магуль-Мегери согласилась ждать его.

Ашик-Кериб был простодушен и доверчив. Его обманул соперник, Куршуд-бек, и похитил его верхнюю одежду, когда юноша переплывал реку.

Ашик-Кериб странствовал 7 лет, сдержал слово, стал богат, так как богатый паша одаривал его за песенный дар золотом и серебром. Но оказалось, что юноша — легкомысленный, неверный человек. Он забыл Магуль-Мегери и то, что скоро кончится последний седьмой год. Он не помнил о том, что если не вернётся в срок, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого человека.

Девушка напомнила ему о себе, попросив уезжавшего купца найти Ашик-Кериба и сказать, что если он не прибудет в назначенный срок в Тифлис, она выйдет за другого.

Юноша был в отчаянии. Он понял, что не успеет в срок прибыть в родной город, и хотел убить себя. Но Хадерилиаз (Святой Георгий) спас Ашик-Кериба от гибели и помог ему вернуться в Тифлис вовремя.

Главный герой сказки — добрый и незлопамятный человек. Когда после его возвращения Магуль-Мегери согласилась выйти за него замуж, юноша захотел утешить своего соперника, Куршуд-бека. Он пообещал выдать за него свою красавицу сестру и одарить серебром и золотом.

Вывод

Главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб» был талантливым, но не идеальным человеком. Несмотря на то, что у него были не только положительные черты характера, но и отрицательные, он сумел выполнить обещание, данное любимой девушке.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Герои "Ашик-Кериба"
Все герои «Ашик-Кериба» Лермонтова представляют собой яркие образы

 

Все главные герои сказки “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова олицетворяют собой положительные и отрицательные качества, свойственные людям. Обычно это произведение проходится в 4 классе школьной программы, так как оно изначально и написано для детей. Интересно, что Лермонтов, строго говоря, не придумал это произведение самостоятельно. Во время своих путешествий по Кавказу и Закавказью он активно собирал фольклор, и его сказка “Ашик-Кериб” является творческой переработкой народного сказания “Ашик-Гариб”, распространённого у разных народов. При этом сказку эту едва не потеряли, и её рукопись лишь случайно обнаружили, разбирая бумаги Лермонтова после его смерти на дуэли.


Главные герои сказки “Ашик-Кериб”

Ашик-Кериб

Ашик-Кериб
Ашик-Кериб, главный герой одноимённой сказки Лермонтова

Сам Ашик-Кериб, главный герой произведения. Молодой парень из Тифлиса (Тбилиси), бедняк, талантливый музыкант и певец, который играет на саазе и является ашиком, то есть поэтом (ашик – закавказский аналог менестреля у европейцев). Сюжет сказки построен на том, что он влюбляется в Магуль-Мегери, дочь богатого турка, но в силу бедности не может жениться на ней. Тогда Ашик-Кериб решает отправиться в странствие на семь лет, чтобы разбогатеть и получить право просить её руки. Главный герой олицетворяет собой сразу множество положительных качеств – он честен, смел и добр. В конце концов он, став придворным музыкантом у паши города Халафа, и начинает забывать свою изначальную цель, погрузившись в богатую жизнь. Однако, позднее Ашик-Керибу всё-таки удаётся вспомнить (не без помощи Магуль-Мегери) о том, ради чего он всё это затеял, и возвращается обратно. Сказка Лермонтова заканчивается тем, что он всё-таки женится на своей возлюбленной.

 

Магуль-Мегери

Магуль-Мегери
Магуль-Мегери, возлюбленная Ашик-Кериба

Красивая юная девушка, в которую влюблён Ашик-Кериб. Она хотела бы выйти за него замуж, но знает, что отец никогда не позволит ей связать свою жизнь с нищим музыкантом. Когда Ашик-Кериб отправляется в своё долгое странствие, она приносит обет дождаться его возвращения, но предупреждает, что, если он не преуспеет, отец отдаст её замуж за Куршуд-юека, который давно к ней сватается. Магуль-Мегери не сомневается в Ашик-Керибе, и не верит в ложь о его смерти, которую приносит Куршуд-бек. После того, как поэт уходит в путешествие, она никогда его не забывает, и прошествии шести лет, беспокоясь, передаёт с отбывающим из Тифлиса купцом золотое блюдо, чтобы тот нашёл Ашик-Кериба и напомнил ему о том, что пора возвращаться. То, что Магуль-Мегери не теряет веры в своего возлюбленного, делает её едва ли не самым главным героем “Ашик-Кериба”. После того, как её любимый опаздывает, Магуль-Мегери, покорившись воле отца, готовится выйти замуж за Куршуд-бека, но намеревается сразу после этого заколоть себя кинжалом.

Куршуд-бек

Куршуд-бек
Куршуд-бек, главный отрицательный герой «Ашик-Кериба» (слева, на коне)

Главный отрицательный герой сказки “Ашик-Кериб”, лживый и подлый в начале произведения человек. Куршуд-бек давно влюблён в Магуль-Мегери, но она не отвечает ему взаимностью. Когда Ашик-Кериб уходит странствовать, Куршуд-бек увязывается за ним под предлогом помощи. Однако, когда певец раздевается, чтобы переплыть реку, Куршуд-бек крадёт его одежду, возвращается обратно, приходит к его матери и лжёт о его смерти. Та, убитая горем, постоянно плачет и потому слепнет, а также рассказывает о смерти сына Магуль-Мегери, но девушка не верит в его гибель Ашик-Кериба. Когда спустя 7 лет певец опаздывает, начинается свадебная церемония Куршуд-бека и Магуль-Мегери, которая в самый ответственный момент прерывается Ашик-Керибом. Брат Куршуд-бека пытается зарубить их обоих, но его останавливает сам Куршуд-бек, который смирился с судьбой и встал на путь исправления. Позднее Ашик-Кериб выдаёт за него замуж свою сестру, дав ей заодно богатое приданое. Соответственно, в лице Куршуд-бека, который на протяжении всей сказки выступает отрицательным главным героем, Лермонтов показывает, что даже у самых плохих людей есть надежда на раскаяние и исправление.

 

Второстепенные герои сказки “Ашик-Кериб”

Аяк-ага

Почтенный немолодой турок (“-ага” – это частица, которая значит “дедушка” и добавляется к имени пожилых людей в знак уважения), отец Магуль-Мегери. Искренне любит дочь, но в силу своей консервативности и возраста уверен в том, что он лучше знает, как ей жить, а потому хочет найти её хорошего и обеспеченного жениха. Несмотря на это, позволяет дочери принести обет ждать своего суженого на протяжении 7 лет, так как действительно её любит.

Хадерилиаз

Хадерилиаз
Хадерилиаз выручает Ашик-Кериба

По задумке Лермонтова этот второстепенный герой “Ашик-Кериба” является святым Георгием, и именно он выручает певца в самый трудный момент. Когда тот опаздывает на свадьбу (ему предстоит ещё несколько месяцев пути, а свадьба уже вот-вот), Хадерилиаз волшебным образом переносит его сразу на место. Также он даёт ему комок земли, сказав, что мать Ашик-Кериба вернёт себе зрение, если он помажет этой землёй её глаза.

Мать Ашик-Кериба

Мать Ашик-Кериба
Куршуд-бек вручает матери Ашик-Кериба его одежду и рассказывает о том, что он якобы утонул

Упорная женщина, бедная, но честно работающая всю свою жизнь. В сказке она не играет существенной роли. Однако, получив от Куршуд-бека известие о смерти сына, верит ему и от слёз слепнет, так как постоянно плачет. В финале мать главного героя “Ашик-Кериба” снова начинает видеть, когда тот мажет ей глаза чудодейственной землёй, полученной от Хадерилиаза (святого Георгия). При этом чуть ранее, при первой встрече после разлуки,ни она, ни сёстра героя не узнают изменившегося за 7 лет Ашик-Кериба, и он представляется им именем “Рашид”, что означает “Храбрый”.

Брат Куршуд-бека

Фигурирует только в самом конце сказки. После того, как Ашик-Кериб расстроил свадьбу и фактически отобрал уже готовую выйти замуж за Куршуд-бека невесту, он пытается зарубить певца и девушку, чтобы отомстить за нанесённое брату оскорбление, но тот сам его останавливает.

  • Подготовьте рассказ о кише сопроводите его рисунками
  • Подготовка к сочинению литература 18 века в восприятии современного читателя 9 класс конспект урока
  • Подготовьте рассказ об одном из героев на выбор подтвердив свои суждения цитатами из алых парусов
  • Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Подготовьте рассказ о жизни неандертальцев