Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) — писатель, драматург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. «Сатиры смелый властелин» — так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии «Бригадир» (1769) Фонвизин проявил свой яркий сатирический дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и пристрастие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй половины XVIII века. Но подлинная и непреходящая слава пришла к Фонвизину, когда он создал комедию «Недоросль» (1782). Гоголь поставил ее в один ряд с «Горем от ума»
А.С. Грибоедова и назвал истинно «общественной комедией». «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Н.В. Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
В центре внимания комедиографа целое сословие — русское дворянство, причем не само по себе, а в тесной связи с тем, что несет с собой система крепостничества, определяющая жизнь всей страны. Тема комедии — помещичий произвол и его губительные последствия, система дворянского воспитания, законодательства, общественных и семейных отношений в России XVIII века.
По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан — второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости.
Таким образом, идея комедии — разоблачение и осуждение мира невежественных, жестоких и самолюбивых помещиков, которые хотят подчинить себе всю жизнь, присвоить себе право неограниченной власти как над крепостными, так и над благородными людьми; утверждение идеалов гуманности, прогресса, просвещения, выраженных через положительных героев (Софья, Стародум, Милон, Правдин).
Среди положительных героев пьесы особо выделяется Стародум. Это — герой-резонер, второе «я» самого автора. Его устами Фонвизин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время», — говорит Стародум Софье. Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллюзиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.
Особенности художественного метода Фонвизина заключаются в сочетании черт классицизма (деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их обрисовке, «три единства» в композиции, «говорящие» имена, черты резонерства в образе Стародума и т.д.) и реалистических тенденций (жизненная достоверность образов, изображения дворянского быта и социальных отношений в крепостной деревне). Новаторство драматурга сказалось прежде всего в более сложном понимании характера. Хотя герои комедии статичны, но в живой ткани произведения их характеры приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность. Если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна — «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает сочувствие зрителей.
Созданию реалистической достоверности образов во многом способствует язык героев комедии, который становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность персонажа. Стародум, как положено традиционному герою-резонеру, говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин вводит в речь героя и другие — индивидуальные — черты: афористичность, насыщенность архаизмами. Все индивидуальные и типичные качества Простаковой также отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова — светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).
Все это делает комедию Фонвизина «Недоросль», формально созданную по правилам классицизма, подлинно новаторским произведением, оказавшим огромное воздействие на формирование реализма в русской литературе. По словам А.И. Герцена, «Фонвизин заблаговременно успел поставить на сцену свой скотный двор диких помещиков, а Гоголь издать свое кладбище «Мертвых душ». Преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Островского отмечал Гончаров, а Салтыков-Щедрин вывел ряд персонажей Фонвизина в своих произведениях.
Просветительские тенденции, свойственные русской литературе XVIII века, проявились не только в рамках классицизма, который в последней четверти столетия уже явно сдавал свои позиции, но и в произведениях нового для того времени направления — сентиментализма. Оно также опиралось на идеи Просвещения, но на первое место ставило конкретного человека с его чувствами и переживаниями. Чувства, переживания в сентиментализме приходят на смену господства разума в классицизме, а героями становятся представители средних и низших классов. Хотя в русской литературе сентиментализм не получил столь широкого развития, как в Западной Европе, но в произведениях Н.М. Карамзина, стихах молодого В.А. Жуковского, прозе А.Н. Радищева сентиментализм заметен.
Денис Иванович Фонвизин — создатель русской социальной комедии
4 (80%) 3 votes
На этой странице искали :
- фонвизин является создателем общественной комедии в России
- фонвизин является создателем общественной комедии в россии сочинение
- фонвизин создатель общественной комедии в россии
- сочинение на тему Фонвизин является создателем общественной комедии в России
- Художественный метод Фонвизина
-
Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану : а « недоросль»- пьеса о том , как неправильное воспитание морально кадечит молодого дворянина , делая из него грубого , темного , эгоистичного , неблагодарного « недоросля» б)в недоросле дано глубокое изображение общественного зла . в) комедия «недоросль» выражает антикрепостнические идеи , направлена против телесного и духовного рабства . Носителями этих идей являются положительные персонажи , прежде всего Стародум. г) в жанровом отношении « недоросль»- комедия , однако смех в ней печальный д) Фонвизин является создателем общественной комедии в росии
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
cadenroberts221
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
3
Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану :
а « недоросль»- пьеса о том , как неправильное воспитание морально кадечит молодого дворянина , делая из него грубого , темного , эгоистичного , неблагодарного « недоросля» б)в недоросле дано глубокое изображение общественного зла . в) комедия «недоросль» выражает антикрепостнические идеи , направлена против телесного и духовного рабства . Носителями этих идей являются положительные персонажи , прежде всего Стародум. г) в жанровом отношении « недоросль»- комедия , однако смех в ней печальный д) Фонвизин является создателем общественной комедии в росии
1 ответ:
0
0
Денис Иванович Фонвизин — великий драматург, автор знаменитой комедии «Недоросль», одного из самых значительных и важных литературных произведений XVIII века. В центре пьесы поднимается социально-политическая тема. Автор подчеркивает, что в поведении помещиков полностью отсутствует мера и здравый смысл, причем такое поведение поддерживается властями. Контрастно выглядит на этом фоне полнейшее бесправие крепостных. Об этом цинично заявляет госпожа Простакова, рассказывая, что после того, как отобрали у крестьян последнее, что у них оставалось, теперь уже с них взять нечего. Еще одна важна тема, поднимаемая в произведении, — тема воспитания и образования
Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=3769
Читайте также
Мальчишки-второклассники сбегают из дома. Один уговаривает другого бежать в Америку — там золото, деньги. В это время их ищут дома — они не пришли к обеду. Находят. Возвращают домой. Чехов очень красиво и правильно показывает разные семьи, разных мальчишек — один — домашний — он переживает о том, что расстроил свою семью, другой — уличный — ему и не понять, как больно и горько его семье, что за него переживали. А.П.Чехов в этом рассказе (как и во многих других) учит любить и беречь свою семью, показывает, что надо хорошо подумать перед тем, как что-то сделать!
Удачи )
Чудесный (день)
прелестный (друг)
северной (Авроре)
мутном (небе)
мрачные (тучи)
печальная (ты)
голубыми (небесами)
великолепными (коврами)
прозрачный (лес)
янтарным (блеском)
веселым (треском)
затопленная (печь)
бурую (кобылу)
утреннему (снегу)
милый (друг)
нетерпеливого (коня)
пустые (поля)
густые (леса)
милый (берег)
Уявити історію людства, його культуру неможливо без визначних пам’яток минулого — священних книг народів світу.
Веди — одна з найдавніших книг світу, пам’ятка давньої індійської літератури. Веди допомагають зрозуміти духовну культуру Індії
Та багатьох народів Азії, адже вони стали основою для створення різних релігійних і філософських учень: індуїзму, буддизму, брахманізму, джайнізму. Послідовники цих релігій вважають10, що веди мають божественне походження.
Веди складалися протягом тривалого часу, приблизно 500—700 років. Перші тексти були створені ще у ІІ тисячолітті до н. е. Веди об’єднали стародавні міфи, легенди, притчі, історичні хроніки, героїчні епоси, норми права, релігійні ритуали, що були створені давнім індійським народом.
У той давній час, коли створювалися веди, художня творчість ще не була відокремлена від інших видів духовної діяльності людини. Релігія, міфологія і мораль втілювалися у художні образи. Ці художні образи з часом набули власного значення, приваблюючи своєї красою й багатозначністю. Саме тому до текстів вед зверталися і звертаються митці різних країн світу, а веди стали не тільки пам’яткою релігійної культури, але й літератури.
Найяскравішою пам’яткою літератури є Біблія. У грецькій мові слово «бібліа» означає «книги». Але для багатьох поколінь людей різних народів це слово стало символом віри. Віруючі сприймають Біблію як суцільний текст Святого Письма, хоча книга ця складається з багатьох творів, створених у різні часи, різними авторами, на різних мовах. Найдавніші твори Біблії виникли ще у ХІІ столітті до н. е. Останні за часом творення з’явилися на початку нашої ери.
Казахстан по площади занимает 9-е место в мире.Тут живет 17 млн. человек.Природа Казахстана по своему красива и прекрасна.Она суровая,т.к большую часть территорию страны составляют пустыни.Большая часть лесов в стране находится в районе гор Северного Тянь-Шаня и Алтая.Здесь растут яблони и ореховые деревья.
В Казахстане есть известные люди.Один из них Марат Бисенгалиев.Он скрипач и дирижер,уроженец города Алматы.Олег Янковский советский актер и артист.Он Лауреат Государственной премии РФ.Джамиля Стехликова первый европейский министр с казахскими корнями.Она занимала пост министра.Я очень рада что это мой родной край где родились такие великие люди.
Никто до него не умел так беспощадно,
но правдиво нарисовать людям позорную
и тоскливую картину их жизни в тусклом
хаосе мещанской обыденщины.
М. Горький
“Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой.
За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их.
Чехов «Тоска» — у мужика сын погиб, мужик извозчик, возит людей, каждому пытается пожаловаться, чувство сострадания только у тетки получает,
«Вишневый сад»,Чехова… Вырубают сад, цветущий сад… но… никому до этого и дела нет… Кругом — равнодушные….
Пушкин «Медный всадник» после потопа все идет как было, кто помер кто нет, каждый занят своим делом…
Лермонтов «Герой нашего времени» сам герой «болен» равнодушием….
Толстой. » Война и мир» . Батарея Тушина. про которую «было забыто», потому что один из адъютантов туда просто не доехал. Яркий пример равнодушия.
Или Наполеон смотрит на переплывающих реку солдат в самом неудобном месте. Он смотрит холодно и равнодушно…
К. Паустовский «Телеграмма». Дочь Катерины Петровны уехала работать в город и уже давно не навещала родную мать. Катерина Петровна писала ей письма, просила приехать. Но дочери все некогда было — будничная жизнь никак не давала выбраться из города. А Катерина Петровна очень болела, все жители села ходили навещали ее. Дочь нашла время только тогда, когда матери не стало. Настя, единственная дочь К. П., поняла насколько жестоко отнеслась к родному человеку, но, к сожалению, ничего уже изменить нельзя…