Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану в недоросле дано глубокое изображение

Обновлено: 10.01.2023

Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.

Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.

Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.

При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.

Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.

Сочинения Характеристика Софьи в комедии Горе от ума кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Яркими представителями злых начал в комедии являются госпожа Простакова, Скотинин, Простаков и Митрофанушка. Всем им характерны такие черты, как жестокость, грубость, стремление к неограниченной власти. Госпожа Простакова (урожденная Скотинина) и Скотинин относятся к крепостным, как к скоту: дают себе право издеваться над ними, требовать невозможного, оскорблять и даже избивать. Госпожа Простакова притесняет не только крестьян, но и своих родных и близких. Митрофанушка, ставя госпожу Простакову в пример, учится от нее жестокому отношению. И если госпожа Простакова, Скотинин и Митрофанушка совершают злые и жестокие поступки по собственной инициативе, то Простаков становится пешкой в руках своей жены-тиранши. Простаков совершает зло по приказу госпожи Простаковой, что также является злом.

Д.И. Фонвизин показывает, что такие люди, как господа Простакова, Простаков, Митрофанушка, Скотинин, не способны привести общество к положительным результатам. Наоборот, из-за таких людей общество останавливается в развитии и даже хуже – оно деградирует, меняется к худшему. Необразованные и не видящие смысла в образовании персонажи совершают зло по отношению ко всему обществу.

Не такими яркими представителями зла являются так называемые учителя Митрофанушки: Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Вральман является учителем французского языка и наук, хотя совершенно в этом ничего не смыслит. Именно Вральман делает все возможное, чтобы не дать Митрофанушке обучаться, он постоянно срывает как собственные уроки, так и уроки Цыфиркина и Кутейкина. Самый безобидный из учителей – Цыфиркин, который понимает, что не должен брать с Простаковых деньги за обучение, так как Митрофанушка ничему не научился. Если Цыфиркин не владеет должными знаниями, но является человеком нравственным, то Кутейкин и безграмотен, и невежественен. Стародум, видя учителей Митрофанушки, понимает, что они не смогут научить молодого человека чему-нибудь хорошему. Д.И. Фонвизин показывает, что зло под педагогическим воздействием такого же зла превращается в двойное зло. Митрофанушка опасен для общества, так как он необразован, жесток и не умеет проявлять любовных чувств даже к матери, которая в нем души не чает.

Представителями добра в фонвизинской комедии являются Стародум, Правдин, Софья и Милон. Все они живут в соответствии с нравственными ценностями: чести, достоинства, правды, справедливости, доброты, душевного богатства. Положительные персонажи разоблачают и деспотов Простаковых и Скотинина, и учителей-невежд. С помощью честных и справедливых персонажей драматург обличает общественные пороки, а также демонстрирует, к каким внутренним качествам должен стремиться каждый человек.

Финал комедии, в котором показано, что госпожу Простакову лишили неограниченной власти, позволяет думать о том, что добрые начала побеждают злые. На это указывает и то, что Софья выходит замуж не по корыстным расчетам Простаковых или Скотинина, а по любви – за Милона. Однако поведение Митрофанушки, который грубо и жестоко отнесся к собственной матери, не позволяет говорить о том, что добро полностью победило зло.

Ни одна сила в итоге не побеждает друг друга; Д.И. Фонвизин оставляет конфликт между добром и злом открытым, хотя в комедии четко прослеживается авторская позиция, гласящая, что добро должно стремиться победить зло.

Лиза: не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих Услужливая Лиза побежала на погреб — принесла чистую кринку робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; ЭРАСТ: Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков! сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Идея произведения

  • безнравственность;
  • глупость;
  • жестокость;
  • жадность.

В авторской комедии Фонвизин смог затронуть все недостатки дворян старого поколения, и все то невежество, что тогда существовало в российском обществе. Заканчивая пьесу, Фонвизин показал читателям, как он представляет себе победу над дворянством благодаря гуманности и справедливости закона в лице Правдина. Вся деревня перешла под его защиту, он противник крепостных идей и отныне Простаковой запрещается доставать крепостных крестьян.

Правдин самолично расплачивается с учителями, как они того заслужили. Читатель комедии видит, что закон восторжествовал не по всей России, а только в этой деревне.

Высшие чины все еще находятся под Скотининами и Простаковами, то есть представителями морали помещиков. Они готовы на все ради собственной выгоды: лгать семье или льстить незнакомцу.

Тема комедии

Новейшую идеологию просвещения представляли:

  • Милон;
  • Софья;
  • Правдин;
  • Стародум.

К представителям устаревших понятий феодализма относятся Скотинин, Митрофан и Простаковы. Различия во взглядах героев не случайны и зависят от привитого им в детстве воспитания. Они имеют разные взгляды на мир, что очень хорошо проглядывается в их семейных взаимоотношениях.

У Софьи и Стародума царит взаимоуважение. Ситуация Митрофана и Простаковой противоположна: он чрезмерно избалован, и после всего того, что дала ему мать, отказывается от нее.

Автор произведения стремился донести до читателей свою главную мысль: причиной необразованности дворянского общества и пошатнувшихся моральных устоев является воспитание, которое люди получили в детстве от родителей. Фонвизин заостряет внимание на необходимости изменений в системе образования.

Простакова, которая считает каждую монету, приглашает заниматься обучением сына неквалифицированных учителей. Сержант в отставке Цыфиркин не был осведомлен в вопросах науки. Митрофан не мог у него получить хорошее образование. Автор произведения подчеркивает, что обучением дворян должны заниматься просвещённые и сильные личности, у которых мораль стоит не на последнем месте.

  • честь;
  • мораль;
  • жертвование своим комфортом ради будущего родины.

Именно за такие протестантские мысли Екатерина ІІ отдала приказ на запрет литературной деятельности Фонвизина Д. И.

Прототипы Стародума

Обладая четким представлением о том, каким обязан быть честный человек, и каковы должны быть его поступки, Фонвизин создал образ Стародума. В нем сочетались лучшие нравственные качества, к которым стремились передовые и просвещенные люди второй половины восемнадцатого века. Но существовал ли живой пример-идеал среди современников автора?

Роль в комедии

Стародум появляется в пьесе довольно поздно — в конце первого явления. Он не совершает активных действий. Его функция — установление справедливости. К моменту его появления конфликт в комедии уже обозначен. Его долг — избавить племянницу от глупой, но хитрой Простаковой. Эта героиня является собирательным образом худших представителей старого дворянства. Она абсолютно невежественна, чрезвычайно меркантильна. И в ней присутствуют такие качества, как трусость и склонность к тирании, которые, сочетаясь, превращают ее в гнусную и отвратительную даму.

Мыслитель

Сатира

Но вернемся к проблеме добра и зла. Борьба этих двух начал — доброго и злого — в душе человека всегда былаизлюбленной темой поэтов и писателей. И неудивительно, что во многихпроизведениях именно эта душевная борьба стала основой для построения ихсюжета.

Рассуждая о добре и зле впроизведении Фонвизина, нельзя не отметить тот факт, что эти два понятия запрошедшее время перестали быть равноценными в глазах современных читателей. Действительно, то, что представлялось злом на момент написания комедии, внастоящее время продолжает оставаться таковым. Однако представления о добре исчастье меняются у людей достаточно быстро, и нельзя сказать с уверенностью, будут ли современники считать добром то, что представлялось таковым Фонвизину.

Но здесь мы видим другую сторонукомедии Фонвизина. Ведь в этом произведении действительно очень реалистичныеобразы Скотинина и Простаковой соседствуют с возвышенными образами Правдина, Милона и Софьи, которые во многом надуманны, и выражают скорее мечты и идеиавтора, нежели действительность. И в самом деле, идея о том, что улучшенияжизни можно добиться распределением государственных должностей не по знатностии богатству, а согласно личным заслугам человека, так и осталасьнереализованной ни в одном государстве мира.

Государство по сути своейпредставляет собой машину, механизм, каждая деталь которого должна подчинятьсяорганизованной в нем системе, иначе механизм попросту задавит человека. Чтобыизменить существующее положение вещей, нужно изменять государство целиком, аэто равносильно идее революции. Естественно, что для дворянина Фонвизина, верного короне, такие мысли были не допустимы.

Но не стоит забывать также и о том, что за прошедшее время культура людей, моральные установки и взгляды претерпелизначительные изменения, и приобрели новый смысл. И сейчас мы не можем адекватнооценивать, что являлось добром и злом более двухсот лет назад.

Душа или разум

В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина. Одним из таких героев выступает Стародум.

Он самый старший и самый мудрый из участников действия. Проведя долгие годы в Сибири, он честным трудом заработал состояние, которое теперь завещал своей единственной племяннице Софье. Для стародума не важны деньги сами по себе, он больше ценят в людях нравственность и честность, и стремиться найти для своей племянницы пусть не богатого, но благонравного мужа.

Появившись в доме Простаковых, Стародум сразу же угадывает корысть в их фальшивом гостеприимстве. Он очень честен и прямодушен со всеми, с кем ему доводиться вести беседу. Он никому не льстит и не обманывает, а говорит только то, что думает. Ему неприятно видеть, как низко может пасть дворянство.

Как и других персонажей, у Стародума говорящая фамилия. Она указывает на то, что он приверженец старых порядков, тех, что царили в петровские времена. Он ценит в людях ум, но считает, что мало обладать большим умом, ведь умный человек, если в нем нет честности, обречен стать чудовищем.

Стародум очень скромен и приветлив, даже с невежественными и недостойными людьми, такими как Простаковы и Скотинин. В своих беседах с Софьей и Правдиным, он не раз высказывал мысли о том, что обеспеченность только портит молодое поколение. Он убежден, что детей с малых лет нужно приучать к чести и долгу, а также воспитывать в них честность и чувство справедливости.

Нет никаких сомнений, что Стародум говорит устами самого Фонвизина. Именно в его репликах выражается весь идейный смысл пьесы, вся ее мораль. Образ Стародума является наиважнейшим для полного понимания этой комедии.

Сочинение Характеристика Стародума и его образ

. О его характеристики можно судить по тем качествам, которые он заложил сам в себе.

Итак, это однозначно положительный герой, с высоким интеллектуальным мышлением. Стародум отличается добропорядочными нравами и тягой к справедливости. Он умён, состоятелен, хорошо разбирается в людях и ему явно нравятся консервативные устои жизни. К воспитанию знатных особ, у него весьма пристальное отношение, недаром в его убеждениях кроется мысль, что именно государство должно этим заниматься.

Вот таким благочестивым оказался наш герой, а ведь в его поступках действительно есть что-то вызывающее и прямо-таки нарочитое.

Лиза: не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих Услужливая Лиза побежала на погреб — принесла чистую кринку робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; ЭРАСТ: Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков! сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Читайте также:

      

  • Сочинение история маши мироновой
  •   

  • Мой хрустальный день сочинение
  •   

  • Сочинение про каникулы на чувашском языке
  •   

  • Сравнение война и мир и тихий дон сочинение
  •   

  • Гром гулял уже над самой деревней сочинение он перечитал внимательно

Изображение общественного зла по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи.

Первая и основная проблема в комедии это – плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: “Недоросль”. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка.

В самой комедии мать Митрофана – Г-жа Простакова нанимает учителей и заставляет учиться сына, но делала она так только потому, что так приказал Петр I. А Митрофан, в свои шестнадцать лет, так ничему хорошему, доброму и не научился.

В первую очередь ребенок берет приме с родителей, а так же в семье формируется его характер. Митрофан же перенял у матери все пороки: невежество, грубость, жадность, жестокость.

В “Недоросле” дано глубокое изображение общественного зла. Это проявляется в семье Простаковых. В образе Простаковой собраны обыденные черты характера для дворян того времени. В ней преобладают жестокость и жадность.

Жестокость проявляется в том, что она много бьет своего мужа, а так же крепостных. Еще она может обозвать: “урод”, “рохля”, “болван”, “гарнизонная крыса”. Жадность: “Врет он, друг мой сердечный.

Наши деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Так же, комедия “Недоросль” направлена против крепостного права (телесного и духовного рабства). Носителем этой идеи является положительный персонаж Стародум. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно” – говорит он.

“Недоросль” – комедия, но смех в ней печальный. Д. И. Фонвизин высмеивает людские пороки, такие как: жадность, жестокость, злонравие, чинопочитание и т. п. О таких произведениях говорят: смех сквозь слезы. Таким образом, Фонвизин показывает проблемы общества, и то, насколько важно их решить.

Д. И. Фонвизин написал много хороших и честных произведений, но именно комедия “Недоросль” стала вершиной в его карьере. Он ставил перед обществом много спорных вопросов. Комедия ” Недоросль” была написана более двух веков назад.

Но она до сих пор актуальна.

Loading…

Изображение общественного зла по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

logo

  • Напишите пожалуйста не очень большое сочиненение по одному из пунктов из тезисного плапа: В «недоросле» дано глубокое изображение общественного зла

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      abrilleblanc412

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Русский язык, срочно!

  • algebra
    Алгебра

    17 минут назад

    Найдите наибольшее значение функции y=x5(в пятой степени) на отрезке [-1;2]

  • ukrainsyka-literatura
    Українська література

    28 минут назад

    Запишіть. У кожному з речень підкресліть граматичну основу. Укажіть час, особу дієслова-присудка.Вигострю, виточу зброю іскристу, скільки
    достане снаги мені й хисту.Відшукаю найдужчих і з ними завтра піду.Матері забуть не можу.Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою
    Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її
    солов’їну.​

  • biologiya
    Биология

    28 минут назад

    вопрос уже решен……………………..

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    пожалуйста помогите с ответом dirtier/dirtiest b Circle the correct word or phrase. 1 That hotel has the rooms I have ever seen. 2 It’s the most interesting/more interesting museum in Edinburgh. 3 This is the more expensive / most expensive souvenir I’ve ever bought. 4 That restaurant serves the better / best pasta we’ve ever eaten. 5 The summer is the busyest/busiest time of year.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

в «Недоросле» дано глубокое изображение общественного зла

Лиза: не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих Услужливая Лиза побежала на погреб — принесла чистую кринку робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; ЭРАСТ: Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, Ах, Лиза! Как он хорош и добр! если бы жених твой был таков! сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Жизнь Эраста наполнена «презрительным сладострастием» (до встречи с Лизой): «…С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства…» Несмотря на все развлечения, Эраст скучает в высшем свете (до знакомства с Лизой): «…скучал и жаловался на судьбу свою…» Эраст — ветреный и слабохарактерный человек: » добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным…» Эраст — легкомысленный, безрассудный молодой человек: «…Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?..» Однажды Эраст влюбляется в крестьянскую девушку Лизу. Они тайно встречаются, потому что дворянин Эраст не может жениться на крестьянке. Но он обещает Лизе когда-нибудь уехать с ней в деревню и жить там счастливо: «…говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю…» Внезапно легкомысленный Эраст проигрывает в карты почти все свое имение: «…он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение…» Чтобы не остаться в нищете, Эраст женится на пожилой богатой вдове — ради денег: «…Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом…» Лиза понимает, что Эраст предал ее и что ее честь безвозвратно потеряна. В отчаянии она кончает жизнь самоубийством. Узнав о ее смерти, Эраст до конца жизни чувствует свою вину и мучается из-за этого: «…Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…» Лиза — простая крестьянская девушка: «…Я крестьянка…» Лиза не умеет читать и писать: «Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!…» Лиза содержит свою больную мать, которую очень любит: «…Я люблю ее, – говорила она, – и хочу ей добра…» «… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…» Лиза — неопытная, наивная девушка, которая многого не знает: «…Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку!..» Лиза влюбляется в Эраста всем сердцем: «…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…» «…помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!..» Бедная Лиза слепо верит Эрасту, который в итоге предает ее и женится на другой.
Подробный ответ

««Недоросль» — антикрепостническая пьеса»

«Недоросль» — антикрепостническая пьеса, и в этом ее главное значение. А между тем сам Фонвизин, как и другие представители передовой общественной мысли его времени, еще не поднялся до прямого отождествления «рабства» и «крепостного права». Не осуждение крепостного права как такового, а лишь обличение «…тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»,- вот какую непосредственную задачу ставил перед собой Фонвизин. А «злонравие» помещиков он прямо связывал с «невежеством», и педагогическая сама по себе проблема воспитания вырастала в проблему социальную. Однако, не посягая на крепостное право вообще, Фонвизин искал ему некое моральное оправдание. И таким моральным оправданием была в его глазах служба дворян государству. Вот почему одну из основных причин помещичьего «злонравия» он усматривал в указе Петра III о так называемой «вольности дворян» (1762), предоставившем дворянам право служить или не служить по их желанию. Впоследствии Пушкин отозвался об этом указе как о таком документе, которым «предки наши столько гордились», но которого «справедливее должны были бы стыдиться». Если крепостное право расценивалось ранее как награда дворянству за его службу государству, то теперь превращалось в сословную привилегию, юридически освещавшую неограниченную власть помещика над личностью, трудом и собственностью крестьянина. В «Недоросле» тема дворянского воспитания и тема службы дворянства государству. Слово «недоросль», как уже видно из данного ранее объяснения, не заключало в себе ничего обидного или пренебрежительного, но оно стало зазорной кличкой после того, как Фонвизин в своей комедии вывел тупоумного лодыря, неуча и маменькина сынка Митрофана. Ему идет уже шестнадцатый год, а ведь указ Петра I (1714) предписывал дворянину начинать службу с пятнадцатилетнего возраста. Преемники Петра продлили срок пребывания в недорослях до двадцати лет, но при условии расширения круга «указных наук». Знание же арифметики и геометрии, равно как и элементарные навыки в грамоте, были обязательны на первом этапе обучения. Указом даже был определен «штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока сего выучится». Тот, кто в пятнадцать лет не выдерживал проверки своих знаний, зачислялся в военную службу рядовым без права дальнейшего повышения в чинах.

Однако, призывая к законодательному упорядочению взаимоотношений между помещиками и крестьянами, Фонвизин разделял общее заблуждение современных ему сатириков, которые, по словам Н. А. Добролюбова, «от ничтожнейших улучшений ожидали громадных следствий». Но есть в заключительной сцене «Недоросля» одна реплика, свидетельствующая о невольной победе Фонвизина-художника над Фонвизиным-идеологом. Эта реплика принадлежит Еремеевне. Взятая под опеку, грубо отвергнутая Митрофаном, Простакова падает в обморок. Софья и Еремеевна бросаются помочь ей. Но, помогая своей госпоже, Еремеевна, всмотревшись в ее лицо и всплеснув руками, говорит Стародуму: «Очнется, мой батюшка, очнется». Так забитая дворовая женщина нечаянно оказывается дальновиднее не только положительных персонажей, но и автора. Своей репликой она подсознательно выражает горькую истину: в стране, где Простаковы и Скотинины исчисляются тысячами, а Правдины — единицами, любые законы бессильны ограничить ужасы крепостничества.

«Недоросль» создавался в эпоху, когда господствующим литературным направлением в России продолжал быть классицизм, утвердившийся в середине XVIII века. Все шгды и роды литературного творчества были строго регламентированы. Обязательным правилам театральней эстетики, естественно, подчинялся и Фонвизин в работе над своей комедией. Классицизм ставил перед комедиографом задачу не только развлекать и смешить зрителя, но и воспитывать. Обличая порок, автор комедии должен был представить его таким, чтобы он внушал к себе отвращение. Но отрицательному явлению надлежало противопоставить явление положительное, либо действительно существующее, либо воображаемое. Это явление следовало показывать в качестве образца, примера для подражания.

В соответствии с этим требованием действующие лица в «Недоросле» разделены поровну на отрицательных и положительных. В группу отрицательных персонажей входят Простакова, Простаков, Митрофан и Скотинин. Центром ее является сама Простакова. Группу положительных действующих лиц составляют Стародум, Правдин, Софья и Милон. Всех их объединяет Стародум. Остальные семь персонажей (Тришка, Еремеевна, трое учителей Митрофана, слуга Простакова и камердинер Стародума) не могут быть отнесены ни к той, ни к другой группе и нужны автору главным образом для создания социально-бытового фона пьесы.

Еще дальше шел известный писатель В. Ф. Одоевский, прямо считавший «Недоросля» трагедией. Развивая эту мысль, можно сказать, что с Фонвизина трагичность комедии стала одной из национальных особенностей русской драматургии.

Идея произведения

Основная мысль «Недоросль» и идея комедии похожи между собой, они выражают антикрепостнические идеалы. В своей пьесе автор осуждает в дворянском обществе:

  • безнравственность;
  • глупость;
  • жестокость;
  • жадность.

В авторской комедии Фонвизин смог затронуть все недостатки дворян старого поколения, и все то невежество, что тогда существовало в российском обществе. Заканчивая пьесу, Фонвизин показал читателям, как он представляет себе победу над дворянством благодаря гуманности и справедливости закона в лице Правдина. Вся деревня перешла под его защиту, он противник крепостных идей и отныне Простаковой запрещается доставать крепостных крестьян.

Правдин самолично расплачивается с учителями, как они того заслужили. Читатель комедии видит, что закон восторжествовал не по всей России, а только в этой деревне.

Высшие чины все еще находятся под Скотининами и Простаковами, то есть представителями морали помещиков. Они готовы на все ради собственной выгоды: лгать семье или льстить незнакомцу.

Тема комедии

Воспитание нового дворянства является основной темой «Недоросля». Она раскрывается путем противопоставления героев, являющихся приверженцами новых и старых идей.

Новейшую идеологию просвещения представляли:

  • Милон;
  • Софья;
  • Правдин;
  • Стародум.

К представителям устаревших понятий феодализма относятся Скотинин, Митрофан и Простаковы. Различия во взглядах героев не случайны и зависят от привитого им в детстве воспитания. Они имеют разные взгляды на мир, что очень хорошо проглядывается в их семейных взаимоотношениях.

У Софьи и Стародума царит взаимоуважение. Ситуация Митрофана и Простаковой противоположна: он чрезмерно избалован, и после всего того, что дала ему мать, отказывается от нее.

Автор произведения стремился донести до читателей свою главную мысль: причиной необразованности дворянского общества и пошатнувшихся моральных устоев является воспитание, которое люди получили в детстве от родителей. Фонвизин заостряет внимание на необходимости изменений в системе образования.

Простакова, которая считает каждую монету, приглашает заниматься обучением сына неквалифицированных учителей. Сержант в отставке Цыфиркин не был осведомлен в вопросах науки. Митрофан не мог у него получить хорошее образование. Автор произведения подчеркивает, что обучением дворян должны заниматься просвещённые и сильные личности, у которых мораль стоит не на последнем месте.

Второстепенной темой комедии является исполнение долга перед родиной. Анализ комедии «Недоросль» дает понять, что это связано с воспитанием. Только от родителей и квалифицированных учителей могут привиться ребенку понятия:

  • честь;
  • мораль;
  • жертвование своим комфортом ради будущего родины.

Диалоги и идеи Фонвизина, отраженные в пьесе «Недоросль», были новшеством. На время написания произведения в дворянском обществе пропагандировалась мысль, что служить надо государю, но не родине.

Именно за такие протестантские мысли Екатерина ІІ отдала приказ на запрет литературной деятельности Фонвизина Д. И.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Подготовьте устное сочинение на одну из тем два побега из плена
  • Поддержанный кандидат как пишется
  • Подготовьте устное высказывание в котором объясняется какое из четырех сочинений в большей степени
  • Поддержанный другом как пишется
  • Подготовьте сочинение по данному тезисному плану недоросль пьеса о том как неправильное воспитание