Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Слайд 1Рассуждение
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 2Цель
Знать:
типы речи
их признаки
Уметь:
отличать тексты по типу речи
при помощи модели
вводить в текст аргументы
Слайд 3Повторим изученное
Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
Что вам известно
о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он). Это можно отразить в одном рисунке. Для передачи описания используются прилагательные)
Слайд 4Терминологический диктант
Запишите названия типов речи.
Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и
показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь
говорящего была насыщена глаголами.
Описание
Рассуждение
Повествование
Слайд 5Задание на повторение
Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на
данные темы.
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) Как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
Слайд 6Задание на повторение
Ответы: А) Описание
Рассуждение
Повествование
Б) Рассуждение
Описание
Повествование
В) Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 7Понаблюдаем вместе!
Что такое рассуждение?
Поработаем со словарем.
В словаре С.Ожегова мы можем прочитать:
Рассуждение
– это:
1 – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – высказывание, обсуждение.
Слайд 8Орфографический словарь
Научимся правильно писать данное слово.
Рассуждение
Суждение
Судить
Слайд 9Подумаем вместе!
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Слайд 10Схема сочинения-рассуждения
Тезис
Доказательство (аргументы)
Вывод
Как это работает?
1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис)
2)подобрать доказательства
и наметить последовательность их изложения
3) сформулировать вывод.
— Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод (ТДВ)
Слайд 11Толковый словарь
– Что такое тезис?
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что
такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Слайд 12Практическая работа
По заданной структуре определите тип текста (устно).
А. 1.Общее впечатление от
предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. (ТДВ)
Слайд 13Практическая работа
Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1. Белая
береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Слайд 14Практическая работа
Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
2. Кот
обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Слайд 15Практическая работа
Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
3. Из
Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Слайд 16Сочинение- рассуждение
Почему нужно заниматься спортом?
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом? Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость. Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Слайд 17Сочинение- рассуждение
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Слайд 18Творческое задание
Закончите сказку «Курочка Ряба».
Задание: опираясь на предложенную модель,
допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.
Модель ответа: Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________ ;
во-вторых, ____________________________ ;
в-третьих, ____________________________».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба, и плакать перестала.
Слайд 19Лексическая работа
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст
рассуждение.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
Слайд 20Домашнее задание
Подготовьтесь к сочинению-рассуждению на одну из предложенных тем. Напишите черновик
сочинения-рассуждения.
Хорошо быть взрослым, грамотным.
Дни недели рассказывают о себе.
Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.
Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.
Требования к оформлению сочинения-рассуждения
Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:
-
Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).
-
Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.
-
Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение
Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:
- Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
- Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
- Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
- Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
- Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
- Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.
Как написать сочинение-рассуждение
Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.
Например:
- Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
- Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
- В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.
Пример заключения в сочинении-рассуждении
Этапы написания сочинения-расссуждения
-
В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.
-
Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.
-
Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.
-
Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.
Вступление в сочинении-рассуждении
Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров. Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.
Пример вступления в сочинении-рассуждении
Основная часть сочинения-рассуждения
Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы. Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.
Пример основной части
Заключение в сочинении-рассуждении
Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.
Как комиссия оценивает сочинение
- Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).
Пример проблемы в сочинении-рассуждении
- Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
- Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
- Рассматриваются аргументы автора.
На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:
Полезные советы
- Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
- Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
- Старайтесь не дробить текст сильно.
- Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.
Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.
Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!
Скачать пример сочинения-рассуждения
1
Урок развития речи в 8 классе.
Тема:«Подготовка к сочинению—рассуждению по исходному тексту».
Класс: 8
Учебник: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту;
повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста— рассуждения;
Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для
написания сочинения – рассуждения.
Слайд 2.
Познавательные УУД: Слайд 2.
— Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих
способностей;
— Формировать умение строить речевое высказывание;
— Формировать умение текст публицистического стиля;
— Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и
проблему текста;
— Формировать умение выразить свою позицию по отношению к
сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД: Слайд 4.
— формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать
коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
— Учить постановке цели работы;
— Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и
оценивать свою работу;
Личностные УУД: Слайд 5.
— Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и
творческие возможности учащихся;
— Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту,
философское отношение к семейным ценностей;
— Формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к
традициям своего народа;
Технологии: проблемное обучение; разноуровневое или дифференцированное
обучение;
Тип урока: урок развития речи. Слайд 6.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова
“О семье”, карточки с афоризмами, «Толковые словари».
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
II. Мотивация. Целеполагание.
1. Слово учителя.
2
— Добрый день, ребята!
Китайская мудрость гласит.
Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму.
Сегодня нам предстоит интересная работа. Мы с вами будем совершенствовать
свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и
готовиться к сочинению—рассуждению по прочитанному тексту.
Умение понимать текст, находить ключевые слова, выделять главное, видеть его
красоту и выразительность пригодится вам на любом предмете и при сдаче ГИА, ЕГЭ.
Мне хотелось бы, чтобы вы тоже стали настоящими читателями, которые
размышляют над текстом и получают удовольствие от него.
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских
стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал
для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения—
рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.
План сочинения
Проблема
3
Комментарий
Авторская позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Если взять Любовь и Верность
К ним добавить чувство Нежность
Всё умножить на года
То получится – СЕМЬЯ!
— Ребята, назовите ключевое слово этого четверостишья. (СЕМЬЯ)
—А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
— Правильно.
— Семья – это ключевое слово нашего урока. Слайд 7.
— Запишите число. Тема нашего урока — «Подготовка к написанию сочинения –
рассуждения».
— Нам предстоит серьезная работа с текстом.
2. Актуализации знаний. Составление кластера.Слайд 8.(Щелчок 1)
— Итак, я предлагаю вам дать определение слову СЕМЬЯ.
— Что такое СЕМЬЯ? (Ответы учащихся)
— Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записать на вырезанных лепестках цветной бумаги и из них на доске
при помощи магнитов выстроить волшебный цветик — семицветик).
Пример ассоциаций: дом, счастье, дети, родители, любовь, вера, уважение…)
— Все ассоциации, возникшие у вас, надеюсь, радостные.
(Слайд 8 Щелчок 2)
У нас получился волшебный цветик — семицветик. Как вы думаете почему?
(Каждый лепесток цветка — это частица полноценной, доброй семьи)
4
— Какое толкование слову семья дают нам разные словари? Слайд 9.
— Согласны ли вы с такими толкованиями?
. 1Большой энциклопедический словарь
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой
ответственностью.
2. Толковый словарь Ожегова
СЕМЬЯ — группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава
семьи. Член семьи. В семье трое детей….
3. Этимологический словарь русского языка.
СЕМЬЯ — в устном народном творчестве также в знач. «жена», др.—русск.
«сѣмиɪа» челядь, домочадцы; муж, жена.
Слайд 10.
Действительно, история древней Руси рассказывает нам о том, что славянские
семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая
семье, звалась ЛАДОЙ. (Оттуда, наверно, и пошла поговорка: «Жить в ладу с сами
собой». Значит, жить в гармонии).
Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины,
решивший создать собственный дом и свою семью, — становился мужем,
основателем семейного уклада, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина
выходила за — муж.
Женщина в славянской семье была богиней семейного очага. К ней относились с
уважением и благоговением. В свою очередь женщина соответствовала статусу –
ее дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты и
спокойны, а сама она излучала тепло и нежность.
Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя наравне. Ребенок
должен получать энергию, как от матери, так и от отца. Ребенок, выращенный
лишь одним из родителей – не полноценен, что отражается на его характере и
рано или поздно сказывается на жизненном пути.3.Теперь мы с вами можем
познакомиться с текстом и проанализируем его.
5
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.
Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и
выполнения упражнений.
Слайд 11.(Выразительное чтение текста).
В. Белов. О семье
1)Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным
судьбою и богом. 2) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как
необходимо и естественно трудиться.
3) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который
традиционно считался главой. 4) Отца дети уважали и слушались.5) Он занимался
сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 6) Всю тяжесть
крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 7) Руководство домашним
хозяйством было в руках жены и матери. 8) Она ведала всем в доме: присматривала
за скотом, заботилась о питании, об одежде. 9)Все эти работы она делала не одна.
10) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали
делать что—то полезное.
11) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во
взаимную любовь.12) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы
и вызывали жалость к их носителям. 13) Надо было уметь уступить, забыть обиду,
ответить добром или промолчать. 14) Любовь и согласие между родственниками
давали начало любви за пределами дома. 15) От человека , не любящего и не
уважающего своих родных , трудно ждать уважения к другим людям.
Василий Иванович Белов — русский писатель, один из крупнейших
представителей «деревенской прозы». Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы,
частушки, письма читателей…
— Скажите, ребята, все ли слова вам понятны в этом тексте?
5. Словарная работа: Слайд 12.
Авторитет – власть, влияние, уважение, признание.
Сварливость – склонность к ссоре (конфликтам), недовольство. От слова СВАРА
– ссора, ругань.
6
4.1. Повторение теоретических знаний о тексте Слайд 13.
Давайте с вами вспомним основные признаки текста
— связность
— цельность
— завершённость
— информативность
— стилевое единство
Слайд 14.
Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст
содержит информацию:
1) о каком—либо факте, событии, человеке;
2) цели его создания;
3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам).
Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то
правильно поймете текст.
— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Подчеркните
Слайд 15 — 16.
1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Иметь семью и детей необходимо и
естественно…»)
Слайд 17-18.
2 абзац — «Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой
жены и матери».
Слайд 19-20.
3 абзац — «Доброта,терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную
любовь»
(Пауза…..)
— О чём этот текст?
— Какой видит настоящую семью автор?
— Какие человеческие качества Василий Белов ставит в хорошей семье превыше
всего?
4.2.Формулировка проблемы . — Итак, мы определили тему текста и выделили
значимую для понимания текста информацию. Следующим шагом для написания
сочинения – рассуждения является формулирование одной из проблем,
поставленных автором текста
7
Слайд 21.
— Давайте вспомним, что такое проблема?(вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий
решения, исследования.
Бывает: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, назревшая,
актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, социальная,
национальная, международная.
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, нужно
поразмыслить: над какими вопросами размышляет автор?
— Обратимся снова к тексту? Слайд 22.
— Так какую же проблему поднимает автор? Попробуйте сформулировать ее.
Групповая работа
. а) —Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (В виде проблемных вопросов, в
виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы с сущ. в Р.п).
—Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. Самостоятельная работа
учащихся. (Первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья
— в виде прямого заявления проблемы).
(1 способ: В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья –
это самое необходимое и ценное для каждого человека.
2 способ: В чём секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по –
настоящему счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Белова.)
— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов.
Запишите ответ в тетрадь. Это огромный шаг к успешному написанию сочинения
– рассуждения.
4. 3.Составление комментария проблемы. Слайд 24.
— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое
комментарий?
Прокомментировать проблему – значит
— показать степень понимания текста;
— понять замысел автора;
— понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст.
Что входит в комментарий? Попробуйте ответить на вопросы:
• Насколько актуально то, о чём пишет автор?
• Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
8
—Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение,
поэтому необходимо передать идеи автора своими словами. Чтобы отличить комментарий от
пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, как действуют герои, а
комментируя, мы говорим о том, что стремится донести до нас автор.
Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
— К какой категории относится проблема? (философская, нравственная
одновременно)
— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
— Почему эта проблема привлекла внимание автора?
— Кого особенно интересует эта проблема?
— На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Белов рассматривает
проблему на материале из истории о традициях, устоях славянских семей.
— Для чего он это делает? (Чтобы сказать о значимости семьи и в наше время. Что
необходимо для создания крепких семей)
— Каково авторское отношение к проблеме? (Автор говорит о том, что лишь
взаимное прощение, доброта и терпимость порождают любовь, доброе отношение
к членам семьи, даже за пределами дома)
— Итак! Проблема прокомментирована подробно. Давайте запишем эти
комментарии в тетрадь.
4. 4. Формулировка авторской позиции Слайд 25.
— Следующий шаг. Авторская позиция.
— Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу
той или иной проблемы
— Обратимся к тексту. Слайд 26.
— Какова же авторская позиция?
— В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? Слайд 27.
(п—ж № 10 Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в
хорошей семье во взаимную любовь»
— Согласны ли вы с мнением автора?
— Мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую
позицию. Запишем её в тетрадь.
4.5. Аргументация собственного мнения. Слайд 28.
— Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача
состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность,
понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав
2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать
жизненным опытом, а какие – читательским?
— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать?
(реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы, из публицистики,
из СМИ и др.)
9
Работа с афоризмами.
— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с
выраженными в них мыслями о семье?
Слайд 29.
Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.
(Сьюзан Кинг)
Слайд 30.
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.
Слайд 31.
Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить
Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
— Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению? Слайд 32.
А) Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина — шедевр русской драматургии XVIII века, в которой
раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные
ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из
основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое
готовят России Простаковы и Скотинины.
Б) Повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение
близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг
друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея
Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести,
где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и
поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно
стремление человека к дому, к семье.
— Теперь, я надеюсь, вы имеете достаточное представление о том, что такое
настоящая семья. Что нужно человеку для создания доброй, а самое главное,
здоровой семьи? Конечно, это любовь, верность и взаимопонимание.
5. Чтение отрывка из повести о Петре и Февронии.Слайд 33.
— Я думаю, вы знаете, что примером добропорядочной семьи на Руси считается
брак между князем Петром и простолюдинкой Февронией.
Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому
стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник,
посвященный безграничной любви и вечной преданности.
В 2008 году День семьи, любви и верности, официально утвердился в качестве
народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную
святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является
вечным образцом верности и любви для всех семей.
10
6. Обобщающие выводы. Слайд 34.
1. Тема семьи является важной, значимой темой для человека во все времена. Не
исключением стали и представители современной российской поэзии.
— Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Леонида Гайкевича.
ЛеонидГайкевич. ГайкевичЛеонид Иосифович. Член Российского союза писателей.
Семья источник радости и счастья: Стих
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
— В чем видит секрет настоящей семьи Леонид Гайкевич? (Семья – это
неиссякаемый источник радости и счастья, в основу которой заложены любовь и
взаимоуважение.)
2. – В начале урока каждый из вас сам вырастил из крупиц своей души волшебный
цветик – семицветик, и имя ему СЕМЬЯ. Каждый лепесток цветка будет основой
вашей будущей, а может и настоящей, семьи.
— Я предлагаю записать на разноцветных лепестках цветика – семицветика свое
мнение о том, что такое семья в виде синквейна.
11
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
IV . Поведение итого урока
Сегодня работа над сочинением подошла к концу. Я думаю, что все этапы нашего
урока помогут вам в написании сочинения.
Рефлексия.
— Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился
(ответы).
Домашнее задание. Слайд 35.
— Дома, пользуясь подготовленными материалами, напишите сочинение по
данному тексту.
V. Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами русского писателя
А.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.». Я думаю, что наш урок
станет еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
VI. Используемые ресурсы. Слайд 36.
http://sociation.org/word/семья;
http://капканы—егэ.рф/index.php/;
http://www.petr-fevronia.ru/category/2;
http://festival.1september.ru/articles/612981/;
http://radogost.ru/semja-u-slavjan.html;
http://enc-dic.com/ozhegov/Semja-31745.html;
http://glosum.ru/;
http://www.stihi.ru/2013/02/04/5366;
http://multiurok.ru/id84323126/files/?act=addfile