Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью: Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.
Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).
В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. (умывальные, туалетные, швейные и школьные принадлежности, посуда и кухонная утварь.
Задачи:
1. Формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке (о предмете);
2. Закреплять навыки рассматривания игрушки (предмета).
3. Формировать навыки монологической речи: передавать структуру описательного рассказа, описывать игрушку (предмет) последовательно, ярко.
4. Учить использовать в речи разные средства выразительности
Структура ООД (организованной образовательной деятельности):
1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:
— что это?
— как узнали? (вычленение характерных особенностей);
— определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
— вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
— повторное целостное восприятие предмета.
2 часть. Образец рассказа воспитателя или план рассказа.
3 часть. Рассказы детей и их оценка.
4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:
1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.
6. Использование схем, моделей.
7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.
8.Чтение художественных произведений.
9.Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будите рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описание будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».
10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.
Автор: Прохорова Светлана Семеновна
Воспитатель МБДОУ “Золотой ключик”
«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по связной речи в средней группе по теме «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»
Цели:
Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)
РАЗВИВАЮЩИЕ
1.Развивать зрительное восприятие ,внимание ,память.
2.Развивать выразительность речи.
3.Развивать артикуляционную моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.
2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа:
Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.
Материалы: Игрушки медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.
Словарная работа:
активизация -слова – определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.
слова – действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.
Методические приемы:
Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.
Планируемые результаты:
1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.
- Дети научаться описывать игрушки по схеме.
3.С выражением пересказывает и передают эмоции.
4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
I.Вводная часть: (словесный и практический методы) 4 минуты.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.
Воспитатель: Дети, скажите – кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?
Дети: игрушки
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с игрушками?
Дети: Да
Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.
Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.
Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами.
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
Пролетаем над водой,
Покачали головой.
Прямо и гордо умеем держаться,
Очень бесшумно птицы садятся. (Присели.)
II. Основная часть (наглядный и словесный методы) 14 минут.
Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу! (медведь)
Воспитатель: Кто это?
Дети: Медведь
Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушках. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме)
Воспитатель: Ребята это? Кто?
Дети: игрушка мишутка ,
Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка?
Дети: мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета
Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка?
Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы
Воспитатель: Что есть у мишутке на голове?
Дети: У мишутке есть уши, глаза, нос, рот.
Воспитатель: Какие ушки? А глазки?
Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.
Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?
Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное
Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишутка?
Дети: Он сделан из меха?
Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.
Дети: Плюшевый
Воспитатель: А как вы играете с мишуткой?
Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.
Воспитатель: Послушайте как я расскажу про мишутку.
Это Мишутка. Он коричневого цвета, пушистый и мягкий. Ушки маленькие, глазки черные как бусинки. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.
Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)
Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.
Физкультминутка:
Превращаемся в игрушки Повороты вокруг себя, руки на поясе.
В куклы, мячики, хлопушки! Повороты корпуса вправо-влево.
Полосатый круглый мяч Соединить пальцы в замок,
Он уже пустился в вскачь. Прыжки на месте-руки на поясе.
Я колеса надеваю, Постукивание кулачками
Пирамидку собираю! Чертим руками треугольник перед собой
А из кубиков мы сможем Руки на поясе, наклоны корпуса вперед
Сделать башню, мост и дом Соединить ладони треугольником
Развести руки в стороны, соединить над головой руки.
И пусть куклы и матрешки Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой,
Расставляют мебель в нем! Наклонив корпус вперед.
Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны! Дидактическая игра «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать.
Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. вы вынимаете из мешочка предмет, называет игрушку, цвет, части, форму, материал, как с ним играть.
Пример: Это игрушка мяч, он красный, круглый, резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку»
Воспитатель: из резины, какие игрушки?
Дети: Игрушки сделаны из резины-резиновые.
Из железа? (Железные).
Из дерева? (Деревянные).
Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется? (Машина)
Дети: Машина.
Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?
Дети: Это машина она большая, грузовая.
Воспитатель: Какого цвета машина?
Дети: Машина Разноцветная
Воспитатель: Из каких частей состоит машина?
Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.
Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?
Дети: Кабина у машины желтая
Воспитатель: Какого цвета кузов?
Дети: Кузов у машины зеленый
Воспитатель: Какого цвета колеса?
Дети: Колеса у машины черные
Воспитатель: Из какого материала сделана машина?
Дети: Машина сделана из пластмасса.
Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?
Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3).
Пример описания машины.
-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары, в кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?(ответы детей)
Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали нашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? ( не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать)
-А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?
Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.
Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в группу? Как?
Дети: Пожалуйста приходите к нам в группу, мы будем вас любить, играть, ремонтировать.
Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.
Воспитатель: Ребята а, чем мы с вами занимались в стране игрушек? Что мы делали? Что больше понравилось?
Дети: ответы детей
Воспитатель: предлагаю вам подойти поближе к игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.
дети играют новыми игрушками.
Самоанализ занятия по развитию речи
Тема «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»
Представленное занятие является занятием из цикла обучение составлению описательного рассказа, направленно на развитие связной речи. В нем принимали участие дети средней группы в количестве 18 человек.
Цель моего занятия: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)
РАЗВИВАЮЩИЕ развитие связной речи детей.
1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
2.Развивать выразительность речи.
3.развивать артикуляционную моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1.воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.
2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
В целях повышения мотивации детей использовала сюрпризный момент, рассказ сказки. Это позволило, настроить детей к предстоящей деятельности и повысило познавательный интерес.
Непрерывная образовательная деятельность состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Предназначением вводной части было создание у детей благоприятного психологического настроя, внимания на совместную деятельность. Для этого я, использовала игровую ситуацию в страну игрушек. Музыкальное сопровождение помогает детям лучше представить сказочную страну, обратить внимание на красоту сказочных игрушек. Мотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них участвовать в беседе и отвечать на вопросы. Интерес к предстоящей деятельности помог сюрпризный момент с использованием игрушки неваляшки, машинки.
Методы и приёмы:
- Наглядный (опорная схема, описание игрушек).
- Практический (физкультминутка, дидактическая игра «Что из чего» ).
- Словесный (рассказ воспитателя, (сказка) вопросы, художественное слово).
Организационный момент – настраиваю детей на работу.
Введение в тему: Использую загадку, как художественное слово, для большей заинтересованности детей. Здесь я использовала наглядно опорные схемы. Наглядная иллюстрация схема помогает лучше усвоить услышанный материал и позволяет настроить детей на составление описание игрушек.
как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию.
Активно велась работа по составлению описательного рассказа игрушек, учила детей передавать увиденное, отвечать на вопросы. Использовала свой описательный рассказ , как образец. На протяжении всего занятия побуждала детей говорить полными предложениями, старалась что бы все дети были активными.
Для предупреждения утомления детей использовала физкультминутку, соответствующую теме занятия и способствующую развитию крупной, мелкой моторики.
На этапе закрепления занятия сначала проговариваем план рассказа, затем использую дидактическую игру «Что за предмет» в игре которой дети закрепляю материал.
Данные игра способствует наиболее эффективному развитию связной речи. Учатся описывать предмет выбирая его на ощупь, учатся быть внимательными по отношению к друг другу, развивает у детей мышление, воображение, память.
Для подведения итога НОД использовала «рефлексию», где дети сами оценивают свою работу, свое поведение, и настроение.
Считаю, что занятие цели достигло, все задачи были реализованы в полном объеме, этому способствовало активное поведение детей на занятии. Подбор упражнений соответствует возрасту детей и программным задачам .
У ребенка появляется потребность в
развернутом высказывании, поэтому на
четвертом году жизни педагог учит
дошкольника составлению описательных
рассказов, в первую очередь, по игрушке.
Критерии отбора материала для описательных
рассказов: описываются игрушки,
изображающие предметы, хорошо знакомые
ребенку, выполненные так, что вызывают
у ребенка положительный эмоциональный
отклик, не содержащие большого количества
деталей. Обучение составлению описательного
рассказа начинается с обучения детей
рассматриванию. Благодаря рассматриванию
дошкольник учится дифференцировать и
отбирать сенсорную информацию,
соотносить сенсорно воспринимаемое со
знаками системы языка, учится обозначать
это сенсорно воспринимаемое. В процессе
рассматривания педагог задает вопросы.
В зависимости от того, какую
мыслительно-речевую задачу выдвигает
вопрос, его можно отнести к репродуктивным
или поисковым вопросам (Радина).
-прямые («Какого цвета цыпленок?»);
-подсказывающие искомые признаки
(«Ребята, вы не видели желтого игрушечного
цыпленка?»;
-поисковые («Почему зайчонка назвали
Ушастиком? Почему щенка назвали
Чернышом?);
-побуждающие к сравнению, метафоре («Что
напоминают лапки утенка?»). (Стародубова).
Отбор вопросов таков, что они определяют
содержание будущего рассказа, сам или
с помощью детей отвечает на эти вопросы:
Ребята, кто сегодня к нам пришел в
гости? — Котенок. — Верно, к нам в гости
пришел котенок. А какая у котенка
шерстка? — Мягкая, пушистая. — У котенка
мягкая, пушистая шерстка. и т.д.
Обучению детей рассказу-описанию
предшествует подготовительная работа.
Ее цель – развитие наблюдательности у
детей, достижение ими уровня речевого
развития, необходимого для составления
рассказов (формирование лексического
запаса речи, развитие и закрепление
навыков построения предложений,
коммуникативных умений и навыков для
полноценного общения детей с педагогом
и между собой в процессе занятий).
Занятия по описанию начинаются с
рассматривания предметов, т.е. сенсорного
обследования, включающего:
-восприятие предмета в целом;
-вычленение его характерных особенностей;
-определение пространственных
взаимоотношений частей относительно
друг друга (выше, ниже, слева, справа и
т.д.);
-вычленение более мелких частей или
деталей предмета и установление их
пространственного расположения по
отношению к основным частям;
-повторное целостное восприятие предмета.
Следовательно, важнейшие условия
овладения дошкольником рассказыванием:
наличие жизненного опыта как материала
для рассказа, наличие эмоционального
отклика на этот опыт, наличие необходимого
словаря. Именно эмоциональный отклик
на содержание рассказа связываем с
таким компонентом речевой деятельности,
как мотив: без мотива включение детей
в рассказывание трудно и практически
невозможно.
Исследователь (Л.С. Славина, С.Г. Доронова,
В.В. Гербова и др.) предложили игровой
тип мотивации, ставящий ребенка в позицию
естественного помощника или защитника
персонажа, которые по какой-то причине
попадает в затруднительное положение
(например: помочь кошке найти котят,
которые потерялись).
Мотивом может служить стремление ребенка
участвовать в игре. В.В. Гербова предложила
дидактические игры сюжетно-ролевого
характера («Выставка овощей»), в
которой предполагается выполнение
определенной роли, связанной с
необходимостью описать тот или иной
предмет. Мотивом может быть желание
получить игрушку (игра «Магазин
игрушек»). Игрушку продадут только
в том случае, если о ней будет составлен
подробный, интересный рассказ.
Эти условия значимы для овладения не
только описательным рассказом, где
первое условие даже явно не проявляется,
а всеми видами рассказывания.
Результатом рассматривания является
рассказ педагога, небольшой по объему,
четкий, с доступной для детей системой
выразительных средств. Можно предложить
повторить рассказ детям с наиболее
развитой речью. Подобное обучение
ориентировано на репродуктивное
воспроизведение текста взрослого, что
актуально для детей данного возраста:
благодаря образцу дети начинают
осознавать особенности рассказа-описания,
пополняется их словарь, формируется
грамматический строй речи. На более
поздних этапах, когда дети овладели
рассматриванием, педагог использует
такой прием, как план рассказа –
несколько вопросов, отражающих
последовательность будущего рассказа.
Некоторые усложнения появляются и при
повторении детьми рассказа: описываемая
игрушка дополняется новой деталью.
Таким образом, рассматривание, образец
рассказа педагога, план рассказа – все
эти приемы должны обеспечить появление
таких речевых умений, как умение
определить тему рассказа, отобрать
материал для рассказа, представить его
в определенной последовательности.
При обучении описательным рассказам
детей четвертого года жизни используется
также рассматривание иллюстраций, когда
дети с помощью педагога описывают
литературного героя, разговор с детьми,
когда ребенок учится отбирать материала
в соответствии с заданным вопросом.
Обучение описательным рассказам
продолжается и в среднем дошкольном
возрасте. Для этого используются план,
образец рассказа педагога. В качестве
объекта описания используются не только
игрушки, но и натуральные предметы,
рассказы удлиняются за счет указания
на свойства и качества этих предметов,
материал, из которого сделаны эти
предметы, для описания игрушек берется
не одна игрушка, а две сопоставимые:
Эту куклу зовут Аня, а эту Катя. У Ани
светлые волосы, а у Кати темные и
т.д., что делает рассказ детей более
самостоятельным. Вопросы, план педагога
обращают внимание детей на композиционные
особенности текста:О какой игрушке
мы будем сегодня рассказывать? Какие у
куклы волосы? Какие глаза? Какое платье?
Как можно играть с куклой?,— ребенок
видит начало и завершение рассказа.
Меняется в данном возрасте и мотивация:
наряду с мотивами, обусловленными
эмоциональным состоянием ребенка,
педагог начинает использовать «внешние»
мотивы:расскажем Мишутке, кукла
послушает, как интересно мы о ней
расскажем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет
«Составление описательных рассказов об игрушках»
Цель: учить детей в составлении описательных рассказов об игрушках по образцу воспитателя.
Образовательные задачи:
— сформировать представление о разных игрушках.
— Закреплять умения составлять описательный рассказ об игрушках по плану, предложенному воспитателем. Уметь называть предмет, его признаки и действия с ним.
— Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употреблять прилагательные и сравнения.
— Следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно.
Развивающие задачи:
-развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость;
Воспитательные задачи:
— воспитывать интерес к игрушкам;
-умение за ними ухаживать и убирать на место после игры
Предварительная работа:
— рассматривание игрушек;
-игры с ними;
— отгадывание загадок про игрушки
Ход занятия
Организационный момент:
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Тимоша рад и Вова рад,
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Вводная часть
— Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!”
Разгадывание загадок. Сегодня в наш детский сад почтальон принес вот эту посылку, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?
— Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы?
-
Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
-
Кирпичи возьмем цветные, сложим домики любые; даже, цирк для публики — едь у нас есть… (Кубики).
-
Ей меняю я наряды, спать кладу, гулять вожу, расчешу. И если надо, бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)
-
Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает и усталости не знает. (Мяч)
(После каждой отгаданной загадки из коробки достаётся детьми соответствующая игрушка)
— Ребята, назовите одним словом, что же лежало в коробке? (Игрушки)
Основная часть
Игра «Расскажи, какие»
Ребята, сколько у нас игрушек. А главное, они все разные.
-
Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)
-
Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)
-
Кукла какая? (красивая, интересная, добрая)
-
Кубик какой? (красный, твердый)
Игра «Что из чего?»
Ребята подойдите к столу, на котором находятся игрушки, сделанные из разных материалов.
Из какого материала сделаны эти игрушки? Потрогайте их руками и скажите, из какого материала они сделаны.
Например, я скажу: Эта кукла сделана из пластмассы — пластмассовая. Эта машина сделана из металла — металлическая. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот мячик сделан из резины — резиновый
Игра «Как с игрушкой можно играть?»
Мяч – катать, бросать, забрасывать, подбрасывать, отбивать ….
Кукла – укачивать, мыть, кормить, наряжать, причесывать….
Кубик – строить, укладывать, перевозить, раскладывать, ….
Машинка – катать, перевозить, заправлять….
Физкультминутка «Игрушки»
1 вариант:
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
2 вариант
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть (дети шагают на месте).
Кукла-куколка, бай-бай, поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).
Флажок за палочку возьму, подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).
Скачет мячик как живой, красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).
Кубик к кубику кладем, строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики).
Сели мы в машины, зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)».
Составление описательных рассказов.
— А поможет нам составить рассказ об игрушках схема – помощница.
— Вначале нужно назвать игрушку: затем, рассказать о величине игрушки – большая, средняя или маленькая; потом – какого цвета, затем – по форме, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит, т. е. что есть у каждой игрушки; как можно играть с этой игрушкой и выразить свое отношение (нравиться, не нравиться, красивая, люблю свою игрушку и т.п.).
Образец рассказа воспитателя.
Рассказы детей.
Заключительная часть
-Ребята, как вы думаете, как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас? (Бережно, беречь игрушки, не ломать их).
Стихотворение Н. Найдёновой «Наши игрушки».
Много игрушек в детском саду, наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки, и барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят, куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, — все у нас общее в детском саду.
Ритуал окончания занятия:
А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда — умным станешь ты тогда!
Образовательная деятельность по развитию речи
cоставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы «Моя любимая игрушка» для детей старшей группы,
Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.
Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.
Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец
воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Ожидаемый результат
1 Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;
2.Как можно играть той или иной игрушкой;
3.Из какого материала сделана игрушка.
Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.
Ход ОД.
Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.
Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.
Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм.
Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.
Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.
Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.
Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.
Дети. Нет
Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.
Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.
Игра » Из чего сделано«
Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она — … (деревянная)
Это мяч сделана из резины — … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы — … (пластмассовое)
Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.
Исследовательская деятельность.
Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.
Дети. Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.
Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?
Дети. Мяч вернет свою форму.
Воспитатель. Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)
Дети. Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.
Дети. Твердый, гладкий, звонкий.
Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)
Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.
Игра «Один много» «Назови ласково»
Кукла, куклы, куколка
Машина, машины, машинка
Слон, слоны, слоник
Мяч, мячи, мячик
Матрешка, матрешки, матрешечка
Барабан, барабаны, барабанчик.
Воспитатель. Молодцы ребята.
Появляется Незнайка
Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.
Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.
Физкультминутка
Воспитатель. Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.
Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.
Примерный рассказ по таблице.
Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру «Шафера» и «Такси». А если она сломается, ее можно ремонтировать.
Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.
Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.
Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?
( Дети собирают пазлы под музыку)
Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).
Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.
Дети.Нет.
Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.
Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.
Воспитатель.
Воспитатель. Вы знаете стихотворение «Берегите игрушки». Давайте вспомним его.
1.Ребенок.
Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните.
2.Ребенок.
Пусть игрушки дружат снами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.
Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?
Чему вы научились. С кем вы поделитесь.
Использованная литература
1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика — синтез, 2011, 144с.;
2. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно тематических занятий», Москва «Издательство Скрипторий «, 2016 год соответствует ФГОС
3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин «Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет» , Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год ФГОС.
4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.
5. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», Айрисс-Пресс, Москва 2011 год
Интернет-ресурсы
http://www.youtube.com
http://i.ytimg.com/vi/bmVp78OaSyI/maxresdefault.jpg и др.