👉 Ответы к странице 19. Музыка 5 класс учебник. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»
Задание 1
Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?
Ответы
Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.
Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.
Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.
Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.
Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).
Задание 2
Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?
Ответ
Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.
Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.
Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.
Задание 3
Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Подсказка
А. К. Лядов «Кикимора».
Ответ
В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.
Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.
Задание 4
Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?
Пояснение
Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.
Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.
Задание 5
Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?
Ответ
В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.
Задание 6
Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.
Подсказка
Русская народная сказка «Баба-Яга».
Примеры музыкальных тем к сказке:
- «Во поле береза стояла» — тема березы;
- М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
- С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.
Цели:
- продолжить изучение темы “Что стало бы с
литературой, если бы не было музыки”; - показать, как музыка, являясь главным героем
сказки, проявляет свою волшебную силу — помогает
в тяжелую минуту; - через рабочую наглядность (слайд-фильм)
раскрыть тему урока в увлекательной и доступной
форме.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального
образа в литературе, в частности в сказках; - познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые
выразительные и изобразительные возможности; - развивать образное восприятие,
самостоятельность мышления. Умения слышать и
выделять главное. Через песенный материал
развивать вокально-хоровые навыки
выразительного исполнения; - воспитывать чувство прекрасного через
произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и
расширения темы.
Методы:
- организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- репродуктивный
- стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:- метод эмоциональной драматургии
- создание нравственных переживаний
- ситуация занимательности
- прием сопоставления
- сравнение, анализ, обобщение
- по источнику информации и характеру
деятельности:- словесные
- наглядные
- практические
- по назначению и дидактическим задачам
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний
- повторение
- методы педагогики искусства:
- побуждение к переживанию в обстановке
внутреннего эмоционального приятия
художественного произведения
- побуждение к переживанию в обстановке
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
- организационный момент;
- подготовка к изучению нового материала, через
повторение и актуализацию опорных знаний; - сообщение темы и цели урока;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в
объектах изучения; - подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
Норвежская народная песня “Волшебный смычок”
— работа над выразительностью исполнения
Белорусская народная сказка
“Музыкант-чародей” — слушание
А. Аладов “Мелодия для скрипки” — слушание
Г. Гладков “Песенка друзей” – исполнение
В. Шаинский “В мире много сказок” — слушание
(фрагмент)
И.С. Бах “Street prelude” — слушание
Оборудование: мультимедиапроэктор,
слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD –
записи.
Ход урока
Оргмомент. Со звонком дети входят в
класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе
утро, юные любители музыки!”
Учитель: На предыдущих уроках мы увидели,
как много бы потеряла музыка, если бы не было
литературы, и начали разговор о том, важна ли
музыка в литературе. Напомните проблемный
вопрос, на который мы с вами пытались ответить?
Дети: «Что стало бы с литературой, если бы
не было музыки?»
(слайд № 2)
Учитель: Давайте вспомним, какие
литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд
(слайд № 3)
(1- стих, 2- сказка, 3- басня,
4- рассказ, 5- повесть, 6- роман ,7- миф, 8- легенда)
Учитель: Как вы считаете, какой из
литературных жанров самый музыкальный?
Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки,
многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь
многие из них писались специально для того, чтобы
стать песней. Народные стихи часто появлялись
вместе с музыкой, т.к. могут существовать только
вместе с музыкой.
Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на
слова неизвестного автора. Давайте подумаем,
почему именно поэзия является самым музыкальным
жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое,
наблюдаются черты сходства — интонация, рифма,
паузы, ритм, темп, динамика, виды развития,
мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
(слайд № 5)
(Информация о создании скрипки и
характеристика её звуковых возможностей, с
прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник
— CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия
классической музыки»)
Учитель: Кто и кому отказался продать этот
волшебный инструмент и почему?
Дети: Старичок отказался продать скрипку
богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна
не только ему одному. В Норвежской песне
говорится о необыкновенной силе музыки, которая
необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)
Учитель: Почему песня называется
«Волшебный смычок»?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный
момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
(ребятам предлагается придумать
исполнительский план песни, предусмотрев
солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над
выразительностью исполнения).
Изучение нового материала.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют
схожие черты. И не только песнями обогащает
музыка литературу. Музыке и музыкантам
посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все
это означает, что музыка не только содружествует
с литературой, но и находиться среди важнейших
тем самой литературы. Часто музыка становиться
главным героем литературных произведений, где
проявляет свою волшебную силу: помогает в
трудную минуту. Пробуждает чувства,
останавливает зло. И уж конечно невозможно
представить себе сказки, в которых бы не звучала
музыка.
(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире
много сказок» появляется (слайд № 7), на котором
содержится тема урока и припев песни, где
говорится о значимости сказок.)
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без
сказок?
Чему учат сказки?
Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Дети: Ответы учащихся.
Учитель: Отправимся на выставку в картинную
галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены
живописные произведения из различных сказок
(«Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко»
сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите,
из каких они сказок и какую роль в них играет
музыка?
Учитель: Музыка «звучит» во многих
сказках народов мира. Одна из лучших сказок
белорусского народа — «Музыкант — чародей».
(во время слушания сказки, на рабочем слайде
№ 9, появляется название сказки, иллюстрация и
сведения о композиторе, музыка которого звучит в
сказке)
Анализ прослушанного произведения:
Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?
Какое место занимает музыка в сказке и какую
роль играет?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний
раз?
Что было бы, если бы музыкант играл на другом
инструменте?
Что произошло бы со сказкой, если из неё
исключить музыку?
(слайд № 10)
Учитель: Из какой сказки эти герои, кто
является её автором? («Бременские
музыканты» Братья Гримм)
Какое место в ней занимает музыка и почему?
Какие герои появились после создания
мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)
Какие песни звучат в мультфильме и кто является
их композитором? (Г. Гладков)
(исполнение песни с инсценировкой)
Итог урока.
Вывод:
Сказка и правда жизни. Сказка и быль.
Необыкновенная сила искусства, воспетая в
литературе, способствовала появлению сказок у
разных народов мира. Во многих сказках музыка
помогает героям, побеждает зло, возвеличивает
добро и справедливость. Музыка в сказках
усиливает эмоциональные переживания героев.
Музыка часто является темой самой литературы.
Домашнее задание.
1 группа — сочинить сказку, в которой музыка
играла бы главную роль.
2 группа — инсценировать эту сказку.
3 группа — подобрать музыку и исполнить её во
время инсценировки сказки.
Учитель: Закончить сегодняшний урок
помогут мне ребята, которые прочитают
стихотворение
Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о
волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки,
способной творить с душой человека невозможное.
( читают стихотворение на фоне музыки И.С.
Баха “Street prelude”)
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекатьИз какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
Слайд № 11 – “В добрый путь, юные любители
музыки!”
Учащиеся выходят из класса под музыку.
Тема: «Волшебная красочность
музыкальных сказок»
Цели урока: воспринимать
музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.
анализировать многообразие связей
музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и других видов искусства; Материалы к уроку: портреты
композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан — море
синее» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как
вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка,
былина, и непременно русские…»
(Н. А. Римский-Корсаков)
Сообщение темы урока:
— Ребята, я думаю, что многие из
вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки,
оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей,
скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка,
написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она
помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён
музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для
музыкального произведения
Роль сказки в музыке очень велика.
Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,
птицы и животные — словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё
звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки
особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки
пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный,
фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в
музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального
сочинения.
Великим сказочником в музыке по
праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь
сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе
Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», «Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки –
«Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом
названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального
замысла.
Композитор воспроизводит не просто
весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит
своеобразный танец цветов, бликов — золотых, серебряных, сверкающих,
изменчивых. Все средства музыки — от гибких и прихотливых мелодических линий до
тембрового разнообразия оркестра — направлены на создание красочной музыкальной
картины. Многие музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного
музыкального языка XIX столетия.
Слушание: Н. Римский-Корсаков.
«Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
— Услышали ли вы какие-либо
особенные сказочные звуки, рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное
сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он
изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира — сверкающих,
изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт
красочную музыкальную картину.)
2. Портретные сказочные образы.
— В опере также присутствуют и
портретные сказочные образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных портретов
реальных людей. Как вы думаете, почему? (Отличие в изображении сказочных
героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении
таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину
Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» — это не просто иллюстрация к «Сказке о царе
Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А. С.
Пушкин.)
«Царевна-Лебедь» М. Врубеля — это
обобщённый образ женских сказочных образов. В чем-то он сродни образу Морской
царевны Волховы из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, — и
вместе с тем загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поёт свою
чудесную колыбельную песню, она вкладывает в неё очень много лирического
чувства. В музыке звучат интонации народной песни, придающие Волхове тёплые,
живые черты реальной девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной»
вплетаются интонации «волшебного» характера, становится очевидной нерасторжимая
связь Морской царевны с фантастической сказочной стихией.
Таинственная природа Морской
царевны подчёркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце
«Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив
ручейков. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не
обретает, подобно другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке),
человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру с его таинственной
жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию
передаётся в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик
утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.
Мелодия колыбельной Волховы —
простая, задушевная, бесконечно близкая языку русской народной песни. Баюкающий
припев напоминает тихое мерное колыхание волн. Римский-Корсаков высоко ценил
музыку последнего появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,- писал
он,- считаю за одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического
содержания».
Слушание: Н. Римский-Корсаков.
«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
Многие известные и любимые сказки
обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую музыку плясала Маша
в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного
зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый
волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта — и
она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и
глубокого чувства — и словно стала реальностью, частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном
празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги,
поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и
глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком,
превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому
и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой
человеческой любви.
Слушание: П. Чайковский. «Па-де-де»
из балета «Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка
звучала на балу у Золушки, что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что
роковым моментом была полночь, впервые услышали, как звучали часы, как отбивали
они свои двенадцать ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало
колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон — тревожный,
яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем
раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один
волшебник — Сергей Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь»
из балета «Золушка» (фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по
себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни
и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И
может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все
представления о волшебном, таинственном, что она — воплощённая мечта человека о
прекрасном?
Дом зад: Нарисовать фрагмент любой
сказки
5 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2 (29). Волшебная красочность музыкальных сказок
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.
Личностные:
— укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора.
Предметные:
— качественное освоение и художественное исполнение песни.
Форма проведения занятия: Урок-представление сказочных образов в музыке.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», фрагмент (№ 41 аудиоприложения); П. Чайковский. Паде-де из балета «Щелкунчик» (№ 42 аудиоприложения).
Изобразительное искусство: Б. Анисфельд. Эскизы костюмов к опере «Садко».
Песенный материал: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт».
Дополнительный материал: Портреты композиторов.
Виды деятельности учащихся: Прослушивание музыкальных фрагментов. Сравнительный анализ музыки и эскизов костюмов к опере «Садко». Пение песни.
Формы педагогического контроля: Контроль за выполнением рубрики «Вопросы». Проверка знаний учащихся в ходе интерактивного общения. Проверка качества пения песни. Проверка формирования у учащихся познавательных, логических, коммуникативных универсальных учебных действий.
ХОД УРОКА
-
Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучит фрагмент пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
— Вспомните, кого изображает эта музыка?
— Сказочного героя. Гнома.
— Ранее на уроках мы с вами много раз слушали различные музыкальные фрагменты на сюжеты сказок и мифов. Назовите, какие вам запомнились?
— Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, музыка из балета «Петрушка» И. Стравинского, «Фея Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
— Достоверно ли композиторы «рисуют» музыкальными звуками портреты героев и события, с ними происходящие?
— Да. Например, шутовская маска Петрушки изображена угловатыми, неуклюжими интонациями, а хрупкие, хрустальные звуки танца Феи Драже будто «рисуют» сказочное новогоднее царство с мерцанием снежинок и ёлочных игрушек.
2. Постановка темы урока. Целеполагание
— Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение.
Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские». Н.А. Римский-Корсаков
Сегодня мы вновь полюбуемся красотой воплощения сказочных образов в музыке русских композиторов и сравним с воплощением сказочных тем в искусстве живописи, — наш сегодняшний урок мы посвятим музыкальным сказкам.
Тема урока так и звучит: «Волшебная красочность музыкальных сказок».
3. Работа по теме урока
1) Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова
Н.А. Римский-Корсаков
Великим сказочником в музыке, чародеем музыкальной живописи по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Девять опер из 15, созданных им, написаны на сюжеты сказок и легенд: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла: композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, — он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов: золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых, переливающихся.
В качестве сюжета для оперы Н. Римский-Корсаков использовал старинную былину, а также русскую народную сказку «Василиса Премудрая и Морской царь». Главный герой оперы — новгородский певец и гусляр Садко во время своих странствий по свету на корабле попадает на дно морское, в Подводное царство. Его встречают Морской царь и его дочь, морская царевна Волхова. Обитатели морских глубин устраивают торжество, посвящённое свадьбе Садко и Волховы. Звучат «Шествие чуд морских», «Свадебная песня», «Пляска речек и ручейков», «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», общая пляска с участием хора, солистов, оркестра.
Кстати, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» — не единственное изображение рыб в музыке: вспомните, например, песню «Форель» Ф. Шуберта, «Аквариум» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», с которыми знакомились на уроках в начальной школе.
В народном сознании далёких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так и в музыке Римского-Корсакова — будь то гениальная «Снегурочка» или простодушная и трагичная «Майская ночь», оперы на пушкинские сюжеты «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» или опера-былина о Садко Новгородском, или величавое сказание о невидимом граде Китеже — везде живёт, дышит, поёт свою заветную песню могучая природа.
Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова названа энциклопедией сказочного музыкального языка. «Фантастический элемент для музыки, — говорил Римский-Корсаков, — всегда элемент прекрасный и благородный».
Послушайте этот живописный пример сказочной музыки — «Плеск златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
А) Слушание. Музыкальный анализ
— Расскажите, какие особенные сказочные звуки, рисующие рыбок, вы услышали?
— Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цвета и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых.
— Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.
Б) Работа над нотным примером
При изучении нотного примера 43 «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» ученики отмечают изобразительные моменты — форшлаги, трели, звучание мелодии в высоком регистре. Всё это создаёт впечатление блеска чешуи, плеска мелких быстрых движений рыбок. Общее настроение музыки — игривое, беззаботное, шутливое.
Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны. И они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как думаете, почему?
— Наверное потому, что эти сказочные герои — тоже таинственные, загадочные, волшебные.
Рассмотрите эскизы костюмов к опере Садко», созданные российским и американским художником Борисом Анисфельдом.
Б. Анисфельд. Три эскиза костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»
Золотая рыбка Ручей Морское чудище
Самого Римского-Корсакова очень привлекала былина о новгородском гусляре Садко.
В начале своей творческой деятельности он написал симфоническую картину «Садко», музыка которой через несколько десятков лет целиком вошла в его одноимённую оперу: «Сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя. И как разудалой игрой своей пустил трепаком (трепак — русский народный танец) всё подводное царство».
2) Портретные сказочные образы
Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Послушайте фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
А) Слушание: П. Чайковский. Па-де-де (из балета «Щелкунчик»).
— Скажите, образы, созданные в литературе, отличаются чем-то от образов, созданных музыкой?
Ответы учащихся.
— Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет их, делает более зримыми персонажей тех или иных произведений.
Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.
А дал нам эту возможность услышать добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта: сказка сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.
П. Чайковский
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.
Прослушайте ещё раз этот фрагмент – Па-де-де из балета «Щелкунчик», являющийся самым ярким, восторженным номером спектакля — настоящим гимном любви.
Па-де-де — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Па-де-де (в переводе с французского — «танец вдвоём») состоит из выхода танцовщиков, их совместного танца, сольных вариаций танцовщика и танцовщицы, совместного заключительного танца (коды).
Б) Повторное прослушивание Па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик»
Подробнее о балете «Щелкунчик» см. Приложение.
В) Работа над нотным примером
Исследуя нотную запись 44 Па-де-де, ученики обращают внимание на динамический оттенок ff, музыка звучит в исполнении всего оркестра tutti. Педагог отмечает, что величественная мелодия имеет очень простое запоминающееся строение: она спускается вниз по ступеням мажорной гаммы. Благодаря этому создаётся впечатление, что музыка повествует не только об истории Маши и Щелкунчика, но обобщённо воспевает добро и счастье.
4. Разучивание и пение: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт» — https://youtu.be/LenH36EI97E
Текст песни:
-
Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка — умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Припев: Чтобы-чтобы-чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
-
Ах, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки —
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Припев.
-
Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая, из ворот.
Припев.
5. Итог
Подведём итог урока.
Итак, мы с вами увидели, что волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке, что сказочные образы разнообразны и что эти прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.
Сказка, положенная в основу сюжета оперы, балета или какого-либо другого инструментального сочинения, становится более зримой, более живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то плеск волн, шелест весны, кружащиеся снежинки, стучащие по подоконнику капли дождя — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы: они тоже, как и всё в сказках, наделены волшебством. Ведь сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. А музыка помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создаёт непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.
И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном.
6. Рефлексия. Вопросы
-
Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Н. Римского-Корсакова?
-
Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?
Приложение
Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов
Краткое содержание балета «Щелкунчик»
I действие. 1-я картина. В доме Зильбергауза хозяева и взрослые гости убирают ёлку. Бьют часы, двери открывают, и в зал вбегают восторженные дети. Все любуются огромной сверкающей ёлкой и получают подарки. И взрослые, и дети весело танцуют. Но все ждут особенных подарков крёстного Дроссельмейера, выдумщика и мастера на все руки. Фриц получает кусок пирога, из которого выходит солдат, а Клара — капусту, из её листьев показывается кукла. Однако это не всё. Из кармана крёстный достаёт маленького человечка — Щелкунчика, который может раскалывать орехи. Фриц, шаля, засовывает в рот Щелкунчика такой большой орех, что игрушка ломается. Мальчик, смеясь, бросает её. Дети ссорятся, и Клара, жалея сломанного уродца, укачивает Щелкунчика и укладывает в игрушечную кровать.
Бал окончен, и все расходятся по домам. Луна освещает комнату. Входит Клара, чтобы покачать Щелкунчика. Часы бьют полночь, и всё преображается. Начинается волшебство. Сова на часах превращается в насмешливого Дроссельмейера, а в ночной тишине вдруг становится слышно, как скребутся мыши. Потом они появляются, и Клара хочет убежать, но от страха забирается в кресло. Неожиданно растёт вверх и вширь ёлка. Оживают куклы и игрушки, а зайчики бьют в барабаны тревогу. Появляются оловянные солдатики, и Щелкунчик, становясь впереди них, отдаёт команды, ведя на битву с мышами. Их вождь, Мышиный король, видя, что солдатики и игрушки одолевают мышей, вступает в единоборство с Щелкунчиком. В этот момент Клара, желая помочь ему, бросает свою туфельку в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, и все мыши спасаются бегством. И тут совершается главное чудо — Щелкунчик превращается в статного, красивого юношу. Он подходит к Кларе, подаёт ей руку и предлагает отправиться с ним в странствие. Их ждут чудеса.
2-я картина. Клара и Щелкунчик — на пороге взрослой жизни, открыты для новых впечатлений. Перед ними волшебный зимний лес. Кружит метель, и из её облака возникают живые нежные кружащиеся в ритме вальса снежинки.
II действие. 3-я картина. Странствия Клары и Щелкунчика продолжаются. Он приводит её в фантастический дворец Конфитюренбурга, города мечты детства. Владельцы дворца, фея Драже и принц Коклюш, радостно встречают Клару и Щелкунчика.
Начинается праздник. Перед гостями выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец).
Но кульминацией праздника становится танец Клары и Щелкунчика. (С. 170, 171.)