Подробное изложение по деформированному тексту
(Г. Цыферов. «Ежик»)
Цели: 1. Умение определять последовательность частей в тексте-повествование
2. Умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Оборудование: карточка с текстом для каждого ученика, карточка для определения темы частей, памятка подготовки к изложению.
Ход урока.
- Ознакомление с текстом, который отпечатан с измененным порядком частей. Постановка учебной задачи.
Ёжик
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
- Прочитайте текст. Что заметили?
Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ.)
Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку.)
Какое задание будете выполнять?
Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события: с чего все началось, как развивались события, как закончились.)
Как называется такой текст? (Повествование.)
- Восстановление последовательности частей. Определение темы каждой части.
- Определите, в каком порядке должны идти части. Обозначьте цифрами.
Прочитайте задание на карточке.
Запись на карточке:
Определи, о чем говорится в каждой части. Допиши предложения.
В первой части говорится о том, как _______________________________________
Во второй части говорится о том, как _____________________________________
В третьей части говорится о том, что _____________________________________
- Что нужно сделать? (Определить, о чем говорится в каждой части. Дописать предложения.)
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
- Проверим, как выполнили задание. Прочитайте составленные предложения.
О чем говорится в первой части? (О том, как ежик гулял по лесу.)
Это начало события. Как дальше развивается действие? О чем говорится во второй части? (О том, как ежик нашел звезду.)
О чем третья часть? (О том, что утром он нашел красное солнышко.) Какие слова помогли определять порядок частей? (Вдруг, а утром.)
III. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.
- Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
Прочитайте в памятке, с чего нужно начать подготовку к изложению? (Определить тему и основную мысль.)
Какой вопрос себе нужно задать, чтобы определить тему текста? (О чем говорится в тексте?)
О чем этот рассказ? (О том, как ежик отражение принял за настоящую звезду.)
Понял ли еж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.
Как автор относится к ежику?
Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
Как вы догадались об отношении автора?
Выясним, как автор выражает свое отношение в тексте.
Подчеркните в тексте слова и выражения, которые передают отношение автора.
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
- Какие слова вы подчеркнули? (Ежик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.)
Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от того что дано в тексте?
Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора.)
Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски «подсказывает» текст?
Найдите в тексте интересные предложения. Прочитайте их выразительно.
Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ежик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.)
Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
Какой знак стоит в этом предложении?
Следующее предложение тоже имеет интересный знак — двоеточие.
Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ежик подумал.)
Вспомните, как мы готовились к изложению. (Определили тему и основную мысль текста, тему каждой части, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.)
- Орфографическая подготовка.
- Определите по памятке, что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно его написать? (Нужно выделить трудные для написания слова.)
Найдите слова с приставками, назовите приставки.
Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы.
Запись на доске:
пош..л увид..л н.чего
ж..лтые замет..л л..пушком
наш..л подум..л
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Запись на доске:
нак..лол, см..ялся, пол.жшп
- Перечитывание текста.
- Прочитайте в памятке, как нужно закончить подготовку к работе? Сколько частей в тексте? Как покажем это при записи?
- Запись текста. Проверка.
- Итог урока.
- Расскажите, что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?
Цыпкина Валентина
Михайловна,
учитель начальных
классов
ГБОУ лицей №470
Калининского
района Санкт-Петербурга
Урок
русского языка в 3 классе (1-4).
УМК «Школа
России».
Тема урока: Подробное
изложение по деформированному тексту по рассказу Г.Цыферова «Ёжик» (Текст
отпечатан с измененным порядком частей)
Тип урока:
комбинированный урок
Цель: создание
благоприятных условий для совершенствования умения определять последовательность
частей в повествовательном тексте, умение использовать средства языковой
выразительности для передачи авторского отношения, осознавать связи предложений
в тексте, понимать уместность употребления слов в предложениях, воспроизводить
подробно содержание текста, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности в работе
над текстом; осознанию и осмыслению знаний о типах текста; умению передавать
содержание теста, устанавливать применению этих знаний в знакомой и новой
учебных ситуациях.
Развивающие:
способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению
изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и
пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности,
расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные:
средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету,
формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому
языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему
миру, бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно
необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим,
способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной
деятельности.
Здоровьесберегающие:
соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата ,
применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами,
проведение физминуток.
Планируемые
результаты:
Личностные: воспитание
интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и
познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности,
уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к
родному языку.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных
учебных действий: определять понятия и умения, которые будут
сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию
представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее
приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение
выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение,
устанавливать причинно- следственные связи ,владеть общим приемом решения
орфографических задач.
Формирование
регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять
учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить
цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение
самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку,
взаимооценку учебной деятельности.
Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и
понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при
обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои
мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Предметные: умение
определять, выделять, характеризовать текст, различать типы текстов; передавать
содержание текста; устанавливать связь между предложениями; развивать речь;
применять правила, проверять собственный и предложенный текст, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать
речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила
устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом
ситуации общения.
Ход
урока.
I. Организационный
момент.
1. Приветствие:
— Я рада вас всех
видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнитесь мне.
Каждый день — всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
2. Проверка
готовности к уроку.
—Проверь,
дружок,
Готов ли ты начать
урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и
тетрадка?
Проверили?
Садитесь!
С усердием
трудитесь!
3. Мотивация к
обучению и познанию.
Прочитайте эпиграф
к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:
«Величайшее
богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове
несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» У.: Мы знаем
свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?
О.: Правильно и
красиво говорить, а также грамотно и красиво писать.
У.: Этим мы и
занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения. А я вам предлагаю
сделать открытие. Кто готов к новым открытиям поднимите руку? Отлично, тогда
приступаем к работе. Откроем тетради, запишем число.
II. Актуализация
умений и знаний.
1. Фронтальный
опрос
У.: Предлагаю
вспомнить, что такое текст?
-Текст — это
несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по
смыслу.
— Текст можно
озаглавить.
— В тексте можно
определить тему и главную мысль.
-Текст можно
разделить на три части (начало, основная часть и концовка)
— К тексту можно
составить план.
У.: Какие виды
текста вы знаете?
О.: Текст-повествование,
текст-описание, текст-рассуждение
4. Анализ и оценка
работы обучающихся на данном этапе.
У.: Молодцы,
ребята! Вы хорошо запомнили предыдущую тему урока.
III. Открытие
новой темы. Целеполагание.
У.: Ребята,
прочитайте выражение, которое записано на доске. «Письменный пересказ
текста» Что мы называем письменным пересказом текста?
О.: Письменным
пересказом текста мы называем изложение
У.: Ребята,
определите тему сегодняшнего урока.
О.: Изложение
У.: Правильно.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение.
Откройте тетради,
запишите число и классная работа. И тему сегодняшнего урока «Изложение»
VI. Открытие
новых умений, знаний.
Чтение текста
Ёжик
Вдруг
заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не
вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
Пошел
темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на
серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол и тоже наколол.
А утром
под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот ёж
смеялся. Очень.
У.: Прочитайте текст. Что заметили? Можно ли так оставить в
изложении? Почему?
О.: Трудно понять рассказ.
У.: Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его легче
понять?
О.: Все части должны идти по порядку.
У.: Какое задание будете выполнять?
У.: Как будете определять последовательность частей?
О.: Прочитаем. Представим, как происходили события: с чего
все началось, как развивались события, как закончились.
У.: Как называется такой текст?
О.: Текст повествование.
VII. Восстановление
последовательности частей
У.: Определите, в каком порядке должны идти части.
У.: Проверим, как выполнили? (Обучающиеся определяют тему
частей)
У.: О чем говорится в первой части?
О.: О том, как ёжик гулял по лесу.
У.: Это начало события. Как дальше развивается действие? О
чем говорится во второй части?
О.: О том, как ёжик нашел звезду.
У.: О чем третья часть?
О.: О том, как утром он нашел красное солнышко.
У.: Какие слова помогли определять порядок частей?
О.: Вдруг, а утром.
VIII. Чтение текста.
Анализ содержания и языковых особенностей
У.: Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
У.: О чем этот рассказ?
О.: О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду.
У.: Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.
У.: Как автор относится к ёжику? Есть ли в тексте
предложение, где об этом прямо сказано?
У.: Как вы догадались об отношении автора? Найдите те слова и
выражения, которые передают отношение автора.
О.: Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушок, солнышко.
У.: Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова:
«Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголку.» Чем это предложение
отличается от того, что дано в тексте? Почему при подготовке к изложению важно
обратить внимание на слова, передающие отношение автора?
О.: Чтобы использовать их в изложении и передать отношение
автора.
У.: Молодцы. А теперь отдохнем?
IX. Физминутка
X. Чтение
текста. Анализ содержания и языковых особенностей (продолжение).
У.: Представьте,
что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает
текст?
У.: При подготовке
к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе
есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися
словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»?
О.: Ёжик
неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.
У.: Почему не
удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте выразительно. Следующее предложение
тоже имеет интересный знак (двоеточие). Прочитайте выразительно. Почему перед
словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие?
О.: Это то, что
ёжик подумал.
У.: Вспомните, что
сделали при подготовке к изложению?
О.: Определили
тему, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.
XI.
Орфографическая подготовка
У.: Что нужно
сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать?
О.: Выделить
трудные для написания слова.
У.: Найдите слова
с приставками, назовите приставки.
У.: Найдите в
тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:
пош…л, ж..лтые,
наш..л, увид..л, замет..л, подум..л, н..чего, л…пушком.
У.: Подберите
проверочное слово и вставьте пропущенные буквы: нак…лол, см…ялся, пол…жит.
XII. Перечитывание
текста.
У.: Сколько частей
в тексте? Как покажем при записи?
XIII. Закрепление
открытых умений, знаний.
Повторное чтение
текста для целостного его восприятия. Написание изложения. Самопроверка
написанного.
XIV Итог урока. Рефлексия.
У.: Ребята чему мы
учились сегодня на уроке?
О.: Сегодня на
уроке мы писали текст повествование, учились определять последовательность
частей текста.
У.: Уходя с урока,
мне хотелось узнать, что у вас получилось и, где возникли трудности.
У вас на столах
лежат листочки, на которых написано у меня получилось и мне было тяжело. Вам
необходимо, их заполнить.
XI. Домашнее
задание.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-В КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Карелова Г.В.
Директор МБОУ Трещёва Н. В.
«Школа-гимназия №10»
Симферополь 2015г
11.12.15. Развитие речи №7
Тема: Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану (по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»).
Цели: а) образовательная: формировать умения строить повествовательный текст,определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста,определять последовательность частей в тексте, составлять план в соответствии с каждой темой абзаца, воспитывать любовь к природе.
б) деятельностная: Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).
Планируемые результаты:
а) Предметные:
— учебно-языковые умения: научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
— речевые умения: научиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
б) Личностные:
научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
в) Метапредметные:
— познавательный: развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, определятьосновную и второстепенную информации, сжато передавать содержание текста, анализировать и делать выводы;
— регулятивные: развить рефлексивные качества личности;
— коммуникативные: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать ивступать в диалог, работать в паре, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой.
II. Актуализация знаний. Психологический настрой.
-
Нет ушей, не видно ножек,
Шар в колючках – это …(ёжик) (слайд 1,2)
2.Песенка о ёжике.
III.Самоопределение к деятельности.
-
-Что вы знаете о жизни ёжика? (слайд 3)
-Как вы думаете , почему мы так начали урок? Какой урок у нас будет?
-Что будем делать? (Сочинение. Изложение.)
2. Уточню – письменный пересказ.
3.Повторенние о написании изложения, цели.
4. Оформление тетради. (слайд 4)
IV. Восстановление последовательности частей. (Слайд 5)
1.-Прочитайте текст( у учащихся 1 текст на парту,ножници, белый лист,клей-карандаш, в ходе работы разрезают тексти наклеивают в правильном порядке на лист)
— Что необычного в этом тексте? (части текста перепутаны)
— Как определить последовательность частей?
— Представьте, как происходили события: с чего всё началось, как развивались события, как закончились?
(учащиеся самостоятельно определяют порядок следования частей текста)
-О чём говорится в первой части? (слайд 6)
(О том, как ёжик гулял по лесу)
— Как дальше развивается действие?
— О чём говорится во второй части? (слайд 7)
(О том, как ёжик нашёл звезду)
— О чём третья часть? (слайд
(О том, как утром он нашёл красное солнышко).
— Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром)
2.— Чтение текста учащимися. (слайд 9)
Ежик.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
—
3.Анализ содержания и языковых особенностей. (Слайд 10 )
–О чём этот рассказ? (О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
— Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
— Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
— Как автор относится к ёжику?
— Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
— Как вы догадались об отношении автора?
— Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко) (Слайд 11)
— Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку». Чем это предложение отличается от того, что дано в тексте?
— Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора)
— Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст? (Слайд 12,13)
— При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в 1 части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки)
— Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
— Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
— Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие)
— Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ёжик подумал)
— Вспомните, что сделали при подготовке к изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, интересные предложения)
V. Подготовка к изложению и составление плана.
1.Орфографическая подготовка (слайд 14)
1. Вставь пропущённые в словах буквы:
пош_л увид_л н_чего ж_лтые
замет_л л_пушком наш_л подум_л
-
Найди в тексте слова с приставками, назови приставки.
(возврат по ссылке на слайд 12)
-
Составление плана (переход по ссылке на слайд 15)
План
-
Ночная прогулка по лесу.
-
Голубая звезда в луже.
-
Утреннее красное солнышко.
4. Написание изложения и его проверка.
Прочитайте ещё раз текст и приготовьтесь к его записи (по ссылке на слайд 12)
-Сколько частей в тексте? Как их нужно показать при записи?
Учащиеся пишут изложение по плану (слайд 15) и проверяют написанное (слайд 16).
5.Итог урока.
— Что было интересным?
— Что оказалось сложным?
Алгоритм самооценки
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Приложение:
пош_л увид_л н_чего ж_лтые
замет_л л_пушком наш_л подум_л
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Хмыловка
- учитель начальных классов ВКК
- Сафарова Ирина Адамовна
- Хмыловка, 2010
- Урок развития речи во втором классе
- ИЗЛОЖЕНИЕ
по деформированному тексту. - Рассказ Г. Цыферова «Ёжик»
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть её – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
- Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть её – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
- Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
- Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть её – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
- А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть её – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
- А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
- ёжик
- клюквинка
- иголочка
- лопушком
- солнышко
пош…л увид..л н…чего
- пош…л увид..л н…чего
- ж…лтые замет..л л…пушком
- наш..л подум…л
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листочки и тоже наколол.
- Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть её – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
- А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
Источники:
- http://forum.vgd.ru/file.php?fid=19736&key=0
- http://www.simoron.ru/forum/index.php?/topic/7091-%D0%B6-%D0%B8-%D0%B2-%D1%8B-%D0%B5-%D0%BA-%D0%B0-%D1%80-%D1%82-%D0%B8-%D0%BD-%D0%BA-%D0%B8/page__st__1180
- http://sheba.spb.ru/lib/img/y06.jpg
Тема: Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ежик».
Цели: 1. Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.
2. Умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Ход урока
Организационный момент.
Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи. (Текст напечатан на полосках бумаги по частям)
Ёжик
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.
Пошёл ёжик тёмной ночью по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
— Посмотрите на полоски внимательно. Что на них напечатано? ( Части текста.)
— Кто догадался, какое задание вам нужно выполнить? (Составить рассказ)
— Что для этого нужно сделать? (Прочитать то, что написано на всех полосках, представить событие. Расположить части по порядку.)
— Как себя проверить? ( Прочитать, чтобы понять, получился ли рассказ.)
III. Составления рассказа учащимися.
— Найдите полоску, на которой записано одно предложение. Кто догадался, что это за предложение?
(Заголовок текста)
— Составьте рассказ, расположив части по порядку.
— О чем говорится в первой части? (О том, как ежик гулял по лесу.)
— Это начало события. Как дальше развивается действие? О чем говорится во второй части? (О том, как ежик нашел звезду.)
— О чем третья часть? (О том, как утром он нашел красное солнышко.)
— Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром.)
IV. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.
— Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
— О чем этот рассказ? (О том, как ежик отражение принял за настоящую звезду.)
— Отвечая на этот вопрос, мы определи темурассказа.
— Как вы думаете, почему автор рассказал об этом случае? Что главное он хотел сказать читателям? ()
— Мы определили основную мысль текста. Что отражает заголовок? (Заголовок отражает главное в тексте.)
— Понял ли еж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
— Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.
-Как автор относится к ежику?
— Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
— Как вы догадались об отношении автора?
— Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора. (Ежик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.)
— Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол ее на серую иголку». Чем предложение отличается от того, что дано в тексте?
— Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора.)
— Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст?
— При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ежик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.)
— Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
— Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
— Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие).
— Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ежик подумал.)
— Вспомните, что сделали при подготовке и изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.)
V. Орфографическая подготовка.
— Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить для написания слова.)
— Найдите слова с приставками, назовите приставки.
— Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:
пош…л увид…л н…чего
ж…лтые замет…л л…пушком
наш…л подум…л
— Подберите проверочное слово и вставьте пропущенные буквы: нак…лол, см…ялся, пол…жит.
VI. Перечитывание текста.
— Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?
VII. Запись текста.
VIII. Проверка.
IX. Оценивание.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226695-izlozhenie-po-deformirovannomu-tekstu-po-rass
Тема: подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»
Цель: воссоздание текста и написание подробного изложения по нему.
Задачи:
Обучающие: учить определять последовательность частей в повествовательном тексте; формировать умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Развивающие: развивать речь, память; развивать языковое чутье
Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к природе; воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.
Ход урока
-
Оргмомент:
— Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас не просто урок, а урок развития речи.
-
Литературное вступление, постановка цели:
— Отгадайте загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной!
— Как догадались? Почему сердитый?
— Сегодня наша задача написать изложение, главным героем которого будет именно Ёжик. Открываем тетради, записываем дату, ниже посередине изложение, нижет название нашего изложения – Ёжик.
— А что такое изложение?
3) Ознакомление с деформированным текстом, восстановление текста:
— Перед вами листочки. Прочитайте. Что заметили?
— Верно, это нельзя назвать текстом. Какое задание необходимо выполнить?
— Представим, как происходили события. Что произошло сначала, прочитайте.
— Как развивались события?
— Чем закончилась история?
— Какие слова помогли определить последовательность частей?
— Прочитайте полностью, соблюдая последовательность событий.
4) Составление плана:
— Для того чтобы лучше запомнить, нам необходимо составить план. О чем говорится в 1-й части?
— Как можно назвать этот пункт плана?
— Что произошло в основной части? Как можно обозначить?
— О чем третья часть?
— Прочитаем еще раз полностью выразительно.
5) Анализ содержания и языковых особенностей:
— О чем этот рассказ?
— Понял ли ёж сразу свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
— Как он отнесся к своей ошибке, прочитайте.
— Как автор относится к ежику?
— Найдите те слова и выражения, которые передают чувства автора? (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)
— Сравните с предложением, где я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от данного в тексте.
— Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Найдите словосочетания, которые передают краски этого текста.
— При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол». (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки).
— Почему не удалось наколоть голубую звезду? Как написано об этом в тексте?
— Какой знак стоит в предложение?
— Следующее предложение тоже имеет интересный знак. Какой?
— Почему перед данными словами стоит двоеточие?
— Прочитайте эти предложения выразительно.
6) Орфографическая подготовка
— Что нужно еще сделать, чтобы грамотно, без ошибок написать изложение?
— Найдите слова с приставками, назовите приставки.
— Найдите в тексте следующие слова, вставьте пропущенные буквы:
Пош.л увид.л замет.л ж.лтые л.пушком н.чего наш.л
— Подберите проверочные слово и вставьте пропущенные буквы: нак.лол, см.ялся, пол.жит
ФИЗМИНУТКА
7) Перечитывание текста:
— Сколько частей в тексте? Как покажем на письме?
— Прочитаем еще раз текст. А теперь перевернули листочки, убрали их на край стола. Приступаем к написанию.
Запись.
9) Проверка.
—