Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102.
УКМ «Перспектива»
1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.
Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.
2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?
Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.
3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?
Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.
Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.
Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.
4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.
Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.
5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.
Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.
6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.
Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.
7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.
Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса
Привет, Андрей!
Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».
Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.
С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.
А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.
На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.
И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.
Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.
8. Определите основную мысль произведения.
Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.
9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.
Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».
10. Передайте кратко содержание понравившейся части.
Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса
Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.
Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.
А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.
Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.
11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.
Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.
12. Составьте и запишите план всего произведения.
План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса
- Осень на озере.
- Наблюдательный мальчик.
- Как барсук обжёг ночь.
- Мальчик зовёт автора.
- Лечение носа.
- Конец истории.
13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?
Особенности художественного рассказа:
- Описан реальный случай с конкретным животным.
- Использованы средства художественной выразительности.
- Описаны чувства и эмоции героев.
Особенности текста энциклопедии:
- Сообщаются общие факты о барсуках.
- Нет героев.
- Не используются средства художественной выразительности.
14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?
Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса
- В каких местах живут барсуки?
- Живут они в одиночку или стаей?
- Чем конкретно питаются барсуки?
- Это животное хищное, травоядное или всеядное?
- Какого размера барсук?
- Сколько он живёт?
- Какого цвета его шерсть?
15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.
Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса
Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.
Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.
Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.
А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.
Страница 31 из 52
Ответы к странице 104. Барсучий нос. К. Паустовский
Вопросы и задания
1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.
Меня удивило, что барсук не испугался людей и подошел очень близко к ним.
2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?
Сначала было смешно наблюдать за барсуком, но потом стало жаль его, захотелось помочь ему.
3. Найдите описание барсука. Почему он попал в беду? Как он лечился? Расскажите.
«Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук.»
Барсук раньше не видел костра и не знал, что еда может быть очень горячей. Она вкусно пахла и барсук сунул нос в горячую сковороду.
Барсук лечился, расковыряв пень и засунув в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.
4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.
«Мальчик первый услышал фырканье зверя…»
«Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.»
5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого.
Автор рисует словами, художественно описывает, создаёт картины увиденного и пережитого так, что у читателя возникают разные эмоции на разных этапах рассказа — от умиления над зверьком идо жалости к нему и грусти от невозможности чем-нибудь помочь.
6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.
Автор сначала описывает, как смешно барсук подбирается к костру, но после того, как он обжегся, автору очень жаль зверька.
7. Попробуйте пересказать другу рассказ К. Паустовского «Барсучий нос». В этом вам поможет «Творческая тетрадь».
Рыбаки стояли лагерем у озера и по вечерам жгли костер, на котором готовили пищу. Вместе с рыбаками был девятилетний мальчик, который считался большим выдумщиком – он постоянно придумывал небылицы о лесных обитателях и рыбаки с недоверием относились к его рассказам.
Однажды рыбаки жарили на костре картошку, и на запах еды вышел барсук. Сначала он сопел в траве, и рыбаки думали, что это волк. Но потом барсук показался людям и направился к костру. Его манил запах жареной картошки.
Один из рыбаков хотел отогнать не в меру любопытного барсука от костра, чтобы тот не обжегся, но он не успел этого сделать. Барсук сунул нос в сковородку и обжег нос. Он стремглав бросился прочь, вопя от боли.
На следующее утро мальчик рассказал этому рыбаку, что видел, как барсук лечит свой нос. Рыбак, помня о выдумках мальчика, не особо поверил ему. Но мальчик настаивал, и рыбак пошел с ним в лес.
Мальчик привел рыбака к трухлявому пню. У пня стоял пострадавший барсук, который засунул свой обожженный нос в мокрую труху. Потом барсук сел возле пня и стал облизывать обожженный нос. Из глаз у него текли слезы. Он смотрел на людей, и как бы просил у них помощи, но люди ничем не могли ему помочь.
На следующий год рыбак был на том же озере и встретил барсука со шрамом на носу. Он приветливо помахал ему, как старому знакомому, но барсук спрятался от рыбака в кустах.
8. Определите основную мысль произведения.
Автор хотел показать природу вокруг нас, показать, что животные нуждаются в нашей защите, что нужно быть наблюдательным и внимательным.
9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.
1. Появление барсука.
2. Барсук обжегся.
3. Барсук лечит свой нос
10. Передайте кратко содержание понравившейся части.
Пересказываем любую часть.
11. Подумайте, можно ли было бы как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.
Можно было бы выделить в отдельные главы рассказ о том, каким выдумщиком был мальчик (начало второй части), и как лирический герой встретил барсука через год (конец рассказа).
12. Составьте и запишите план всего произведения. В этом вам помогут заглавия к каждой части рассказа.
План
1. Появление барсука.
2. Мальчик-выдумщик
3. Барсук обжегся.
4. Барсук лечит свой нос
5. Встреча с барсуком через год
13. Сравните текст художественного произведения К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чём особенность каждого из них? Запишите ответ в тетрадь.
В тексте из энциклопедии изложены факты о внешнем виде, образе жизни и питании барсука.
В произведении Паустовского описан интересный случай из жизни с участием барсука, с использованием художественных средств выразительности, повествование эмоционально окрашено, чувствуется отношение автора к происходящему.
Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1
Тавасиева Иза Дрисовна
ТЕМА УРОКА: К.Паустовский
«Барсучий нос». Особенности художественного текста
ЦЕЛИ:
познакомить с произведением К.Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с
текстом, искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием;
объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в
паре, группе.
Оборудование: выставка
книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, магнитная азбука.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего
задания
-Расскажите о том, какие
научно-познавательные и художественные книги о природе вы нашли в домашней
библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.
3.Речевая разминка
·
Отгадайте загадку.
Там где сосен сильный
запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Провожу зиму во сне. (Барсук.)
·
Прочитайте загадку медленно.
·
Какие слова и выражения помогли вам
отгадать ее?
·
Начните читать медленно и ускоряйте темп.
·
Прочитайте с раздражением (весело; с
удивлением; с сожалением; с восхищением).
·
Прочитайте выразительно.
4.Постановка целей урока
—Сегодня
мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочитайте
на с.98 учебника его название. Как вы думаете ,о чем мог рассказать в нем
Константин Паустовский?
—Чему
мы будем учиться на уроке?
5.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С.98-101
-Прочитаем произведение. Проверим ваши
предположения.
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
-От чьего имени ведется повествование?
-Кем является рассказчик – повествователем
или участником событий? (Рассказчик – участник событий, один из героев
произведения.)
2.Словарная работа
ДЁГОТЬ –темный,
смолянистый жидкий продукт.
ВЕРЕСК- вечнозеленый
кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растет в сосновых лесах, на
торфяных болотах.
ЧЁЛН-
выдолбленная из дерева лодка.
ПУД-
старинная единица массы, равная 16 кг.
6.Физкультминутка
7.Продолжение работы по теме урока
—Прочитайте
первую часть рассказа.
—Какие
приемы использует писатель в этой части? (Автор использует приемы сравнения
и олицетворения.)
-Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду
с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими
лунами, зубы щуки с иглами.)
-Почему плотва названа оловянной? (Плотва
и олово холодного серебристого цвета.)
-Приведите пример олицетворения. (Звезды
шевелились и дрожали.)
-Как вы понимаете выражение «шевелились и
дрожали низкие звезды»?(Наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые
были видны звезды , или так казалось от движения воздуха.)
-Прочитайте новую часть рассказа.
-Почему мальчику автор уделил много
внимания? (Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как
зверек лечит нос.)
—Подтвердите
строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал и умел
рассказать об увиденном.
-Прочитайте третью часть рассказа.
-Как вы думаете, почему барсук попал в
такую ситуацию?
-Охарактеризуйте барсука.
-Прочтите, как барсук лечил свой нос.
— Как повели себя другие жители леса,
когда барсук взвизгнул от боли?
8.Рефлексия
(См.урок 6.)
9.Подведение итогов урока
-Если бы автор не пошел за мальчиком и
ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
-Кто из вас хотел бы быть таким же
наблюдательным, как мальчик?
— Какова основная мысль рассказа?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации и принести
фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.
Обновлено: 10.01.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Литературное чтение
Тип занятия: Урок открытия нового знания
Дидактическая цель: познакомить детей с научно-познавательным текстом
Образовательная: научить отличать художественный текст от научно-познавательного, сравнивать два разных текста, формирование навыка ориентирования в тексте, расширять словарный запас;
Развивающая: развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать память ,логическое мышление, умение делать выводыразвивать мыслительную, речевую деятельность, умение работать с текстом, сравнивать их, правильно строить свои ответы и формулировать свои мысли, умение слушать друг друга ;развивать наблюдательность ,воображение;
Воспитательная: воспитывать интерес к литературному чтению; формировать любовь к животным и природе, умение сочувствовать.
— интерес к изучению темы;
— осознание успешности при изучении темы.
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
— выполнять корректировку учебного задания;
— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
— умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;
— согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.
-Мультимедийная установка, экран, компьютер.
— Карточки для парной и групповой работы
— Здравствуйте! Посмотрите друг на друга и подарите своим одноклассникам улыбку. Настройтесь на работу, проверьте свою готовность.
Присаживайтесь, начнем наш урок.
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
Работа над скороговоркой. СЛАЙД №1
-Внимание на экран, вы видите скороговорку. Сейчас каждый прочтёт ее про себя:
Надел кукушонок капюшон,
-Прочтем скороговорку хором в медленном темпе.
3-4 Какие звуки чаще всего повторяются? Прочтем чуть быстрее. 3-4. Теперь прочтем быстро. 3-4.
-Кто главные действующие герои? Теперь прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией/ восклицательной.
— Прочитайте скороговорку, делая логическое ударение на словах, которые будут ответом на мои вопросы.
— Кто кукушонку купил капюшон?
-Кому кукушка купила капюшон?
-Что кукушка купила кукушонку?
-Молодцы! Отгадайте загадку:
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (Барсук)
— Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним текстом про барсука, но для начала давайте вспомним:
Выполняют речевую разминку, отвечают на вопросы, читают по заданию.
Р.: мобилизация сил и энергии.
К: выслушивают разные точки зрения
К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой
Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)
-Как называется раздел, который вы начали?
— Какое произведение вы читали дома?
— В тексте встречались незнакомые слова, такие как дёготь, вереск, чёлн, пуд, кто знает значение? ( Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.
Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.)
Давайте проверим, так ли это? СЛАЙД №2
– запомните эти слова.
— Кто же первый обнаружил присутствие маленького зверька?
– Почему мальчику автор уделил много внимания?
-– Почему барсук прибежал к костру?
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
— Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
— К какому стилю относится этот текст?
— высказывают предположения значения слов
-воспитание любви к природе! Красота природы завораживает и остаётся в душе человека
К.: умение слушать
правильно отвечать на поставленный вопрос
П.: умение отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;
Л: ориентация в нравственном содержании
Р.: способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке;
К: умение слушать и слышать
партнера, правильно читать роль
Построение проекта выхода из затруднения
— Сегодня мы продолжим знакомиться с жизнью и повадками барсука.
— Откройте учебник на странице 102
— Какие слова непонятны?
— Опишите внешний вид барсука
-Всё ли понятно в этом тексте?
-Какие вопросы можно задать к тексту, чтобы конкретизировать полученную информацию?
— Откуда взят этот текст?
Сведения из энциклопедии не допускают вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты,
— Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями?
— Такой текст называется научно-познавательным. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках.
— Егор, прочитай определение со слайда. СЛАЙД №3( Научно-познавательный текст — текст, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п. В отличии от познавательных рассказов о том же в научно-познавательных нет сюжета, художественной выразительности и эмоциональной окраски. Научно-познавательные рассказы чаще всего собираются в один сборник — энциклопедию.)
-давайте вспомним определение художественного текста СЛАЙД №4( Художественный текст -частично, или полностью вымысел. Художественный текст:
— передает информацию; — вырабатывает новую информацию; — хранит информацию.)
-у него длинные когти на лапах, волосяной покров приглажен
-где живёт барсук? какие у него когти? что ест барсук? И т.д.
— нет, нельзя, потому что здесь даётся описание только конкретных особенностях животного
Р.: , планирование, целеполагание, саморегуляция;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
П: строят речевое высказывание
К: выслушивают разные точки зрения
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
— Теперь давайте немного отдохнем
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Реализация построенного проекта
-пара, которая первая справится с заданием, поднимает руки
— Молодцы! Теперь давайте проверим ответы. Что получилось в первой строчке?второй? и т.д.
— в первом рассказана история и нет точных сведений, в другом же наоборот
К.: умение слушать
правильно отвечать на поставленный вопрос
П: строят речевое высказывание
П.: раскрывают понятие слов, используя словари
Л: Определяют конкретный смысл понятий.
К.: согласовывают позиции с партнёром и находят общее решение;
П: строят речевое высказывание
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных? Расскажите
-да, рассказывают свои истории
Групповая работа с проверкой по эталону
Вам надо объединиться в группы и поработать дружно. Первый ряд- первая группа, второй ряд- вторая, третий- третья группа. Первая группа собирается у 2 парты, вторая у 4, третья у первой. На листах представлены небольшие тексты художественного и научно-познавательного стилей, ваша задача определить к какому стилю относится текст и записать ответ в третьей колонке, а затем проверим, в какой группе самые внимательные ученики. (Выдаётся на каждую группу листок А4 с четырьмя текстами)
— группа, которая первая справится, читает ответы. Согласны ли другие группы? Если какая-то группа не согласна, начинаем обсуждать, выделять особенности текста, чтобы прийти к единому ответу.
Определяют стиль текста
К: умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос
Включение в систему знаний и повторение
-О каком животном мы сегодня читали текст?
-что вы запомнили об этом животном?
— с каким текстом мы сегодня познакомились?
— в чём его отличительные черты?
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
К: учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Довольны ли вы своей работой? Что запомнилось больше всего? Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам дома нужно будет:
Найти и распечатать 2 текста: один — художественный, а другой – научно-познавательный. Уметь кратко их пересказать.( текст представлен на слайде) СЛАЙД№11
Данный урок по литературному чтению изучается в разделе «Люби всё живое». Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая разработка включает в себя элементы сингапурской методики. С помощью обучающих и мыслительных структур, ребята учатся мыслить, сравнивать, анализировать, формируются коммуникативные, познавательные, метапредметные УУД .
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по литературному чтению Барсучий нос в разделе «Люби всё живое» УМК Перспектива | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Конспект урока по литературному чтению
Учитель: Тузова Алевтина Леонидовна
Первая квалификационная категория
2) развивать мыслительную, речевую деятельность, умение работать с текстом, сравнивать их, правильно строить свои ответы и формулировать свои мысли, умение слушать друг друга ;развивать наблюдательность ,воображение;
3) формировать любовь к животным и природе, умение сочувствовать.
Тип урока : изучение нового материала
Методы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, наглядный,
Форма работы: индивидуальная, парная ,групповая.
Оборудование : презентация, таймер, аудиозапись, музыкальное сопровождение, индивидуальные часы, фломастеры ,смайлики, мэнэдж мэт.
-А сейчас, ребята, для дальнейшей работы на уроке, назначьте 4 встречи с друзьями и запишите на часах: встречу на 12 часов, на 3 часа, на 6 часов и на 9 часов, но не повторяйтесь.
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите внимательно на слайд и скажите ,о чём сегодня мы будем говорить на уроке.
-Как называется раздел, которую мы начали на прошлом уроке?
-Как по-другому можно назвать этот раздел?
-Почему мы их так называем?
IV.Подготовка к восприятию текста.
— А сейчас мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. Работая с текстом, мы будем развивать свою речь и творчество.
-Его произведения для детей.
Объяснение учащимся значения следующих слов: деготь, челн, вереск, пуд.
VI.Изучение нового материала.
Слушание фонограммы 1-ой части.
-Автор использует приём сравнения и олицетворения. Что с чем сравнивает Паустовский?
— Приведите пример олицетворения .
— Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды.
– О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд)
Слушание фонограммы 2-ой части.
— Кто же первый обнаружил присутствие маленького зверька?
– Почему мальчику автор уделил много внимания?
-Найдите и прочитайте описание барсука.
-– О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд)
Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
-Какие чувства к зверьку у вас появились?
– О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд)
VII. Первичное закрепление
-У нас получился план рассказа из трёх пунктов.
-А сейчас, посмотрите на свои часы, найдите своего друга на 12 часов и обсудите свой план произведения по –очереди.
-Ребята, сейчас немножко отдохнём, подвигаемся. Тренинг называется Микс-фриз-груп. Когда звучит музыка вы свободно танцуете, но лишь только музыка останавливается, вы замираете, думаете над моим вопросом и группируетесь.
-Сколько барсуков было нарисовано на иллюстрации в учебнике?
-К какому ружью тянулись руки у рыбаков?
Групповая работа Сингл Раунд Робин
-Прочитайте текст о барсуке из энциклопедии.
-Вопрос: чем отличается текст художественного произведения от научно-популярного?
Даю 30 секунд для размышления. Время пошло.
-Сейчас делитесь своими мнениями с партнёром по плечу, .(включаю таймер)
-Выслушиваем мнение партнёра №…
-Кто хочет дополнить ответ?
-Ребята, найдите во второй части рассказа место, где рассказывается, как повели себя другие “жители” леса, когда барсук “взвизгнул от боли”?
-Какое слово заменили все эти выражения? Как можно было просто написать?
-Посмотрите на свои часы, с кем у вас назначена встреча на 3 часа. Итак, находим своего партнёра и фантазируем.
Пересказ о поведении барсука от лица лягушек и птиц.
-Какой жанр произведения у вас получился?
-А сейчас подведём итог урока. Нарисуйте своих смайликов, оценивая свою работу на уроке, и выйдите все из-за парт. Давайте сделаем круг радости и поделимся мнениями.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.
Ход урока
Слайд 1
Слайд 2
2. Подготовка к восприятию.
1) Знакомство с биографией писателя
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.
Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.
Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.
Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)
Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
Слайд 8
– По каким приметам мы можем узнать барсука?
– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.
3. Проверка д/з
Слайд 9
Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:
дёготь, чёлн, вереск, пуд (это было д/з)
4. Работа над чтением трудных слов:
Слайд 10
- Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
- Не — го — до — ва — ни — е – негодование
- Вспо — ло — ши — лись – всполошились
5. Чтение и анализ рассказа
1 часть – читает ученик
Слайд 11
– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?
– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
– С чем сравнивает воду в озере?
– Какую рыбу ловили рыбаки?
– О чём вы узнали из этой части?
– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)
Слайд 12
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?
– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?
– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– О чём говорится во 2 части?
– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)
Физкультминутка Слайд 13
3 часть – читает учитель
– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)
– Кто первым услышал фырканье зверя?
Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14
Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.
1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.
Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.
2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки
Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.
О чём узнали из 3 части?
Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 15
4 часть – самостоятельное чтение
Слайд 16
– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике
– Придумайте вопросы к этой части.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)
5 часть – читает учитель
Слайд 17
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)
План Слайд 18
6. Итог урока
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
Планируемые результаты: предметные: осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, взаимодействовать в паре, группе; личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.
III. Речевая разминка
Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Провожу зиму во сне. (Барсук.)
— Прочитайте загадку медленно.
— Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).
IV. Постановка целей урока
— Чему мы будем учиться на уроке?
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.
— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
— От чьего имени ведется повествование?
— Кем является рассказчик — повествователем или участником событий?
2. Словарная работа
ДЁГОТЬ — темный, смолянистый жидкий продукт.
ВЕРЕСК — вечнозеленый кустарничек с мелкими трехгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.
ЧЁЛН — выдолбленная из дерева лодка.
ПУД— старинная единица массы, равная 16 кг.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте первую часть рассказа.
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал и умел рассказать об увиденном.
— Прочитайте третью часть рассказа.
— Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
— Прочтите, как барсук лечил свой нос.
— Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли?
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
IX. Подведение итогов урока
— Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
— Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
— Какова основная мысль рассказа?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.
Конспект урока по чтению «Барсучий нос», расширит знания о животном- барсуке, о его отличительных признаках, чем питается и где живет. На уроке ребята учатся работать с научными, художественными текстами, узнают нужную информацию о животном. Делят рассказ на части, озаглавливают и составляют план и готовятся к пересказу. Составляют диафильм. Работают фронтально, в парах и группах.
Конспект урока по чтению в 3 классе.
Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна.
Оборудование: потрет К.Паустовского, словарь эпитетов, изображение барсука.
Где необходимо сделать логическое ударение?
Что мы выделим этими словами?
Какие необходимо сделать паузы?
Прочитайте выразительное стихотворение, стараясь
передать настроение автора.
Творческое задание.
Какую музыку бы вы сочинили к этому произведению?
Задание 2 ряду.
Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
2. Подготовка к восприятию.
Читай первый раз плавно, по слогам, затем —
целыми словами.
РАЗ-БРЫЗ-ГИ-ВА-Я – РАЗБРЫЗГИВАЯ
НЕ-ГО-ДО-ВА-НИ-Е — НЕГОДОВАНИЕ
ВСПО-ЛО-ШИ-ЛИСЬ — ВСПОЛОШИЛИСЬ
Читай внимательно: путает — пугает
выскакивали — вытаскивали
озадачено — озабочено
сковорода — сковородка блестевшая — блиставшая
Вывешивается портрет К. Паустовского.
Какие произведения Паустовского мы уже читали?
Что вы узнали из рассказов о самом писателе?
На всю жизнь запомнил писатель слова отца:
Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе
Всю свою любовь писатель отдал трем темам: людям, искусству и природе.
Проблемная ситуация.
— Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а о каком догадайтесь сами.
Загадка о барсуке:
Роет землю, словно плуг
— Сейчас будете работать в группах и текстами о барсуке.
Работа в группах. Работают с текстами о барсуке.
Текст 1 группе.
Барсук — хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут продольные полосы. Живет он в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, балок, берегов рек и озер.
Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.
Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.
Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.
Текст 2 группе. Рассказ о барсуке . Автор рассказа: Ирис Ревю.
Немногие видели барсука. Происходит это, потому что барсук – большой любитель ночного образа жизни. Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью.
Он всё время что-то роет-роет… Главным образом — нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор – склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору барсук делает на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у него получается. В городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для него.
А вот ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливает свой ценный жирок.
Текст 3 группе.
Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.
Что вы узнали об этом животном?
Мы будем читать рассказ об этом жителе леса?
3. Чтение и анализ рассказа К. Паустовского.
Чтение 1 части рассказа учителем.
О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? Процитируйте.
С чем автор сравнивает воду в озере? Почему она черная, как деготь?
Словарная работа.
Деготь — тёмный смолянистый, жидкий продукт, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа, каменного угля.
Чёлн — выдолбленная из дерева лодка.
— Как в литературе назван этот прием? (эпитет)
Вспомним, что такое эпитет?
Как называется этот приём?
(Стучали зубами. Олицетворение: иглы как зубы.)
Что такое олицетворение?
— Зачем Паустовский прибегает к использованию
такого количества литературных приёмов?
(Чтобы создать необыкновенно достоверную картину неповторимой русской природы.)
Озаглавьте эту часть рассказа. Запись на доске.
О чем говорится в 1 части рассказа? (О рыбной ловли).
Какими словами автор характеризует мальчика?
Человек-выдумщик — это хорошо или плохо?
— Кто из охотников первым обнаружил у стоянки
присутствие какого-либо зверя?
— О чем говорится во второй части рассказа?
(Описывается стоянка у костра.)
— Озаглавьте 2 часть. (Запись на доске.)
Почему охотники все время поддерживали огонь в костре?
Как отнеслись охотники к барсуку, когда поняли его намерение?
О чем говорится в 3 части? ( О том, как барсук обжег свой нос.)
— Озаглавьте эту часть. Запись на доске.
Кто первым увидел, что барсук лечил свой нос?
Как это характеризует мальчика?
Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
— О чем интереснее было читать: как барсук обжег нос или как он его лечил?
— О чем говорится в 4 части? (Как барсук лечил свой нос.)
Озаглавьте 4 часть.
— О чем узнали из заключительной части?
(Встреча с барсуком через год.) Озаглавьте.
Примерный план.
Рыбалка на озере осенью.
Узкий у костра.
Барсук решил поужинать у людей.
Барсук лечит нос.
Встреча через год.
Какой вы прочитали рассказ: веселый,
юмористический, реалистический, грустный?
Обоснуйте свой ответ.
Какая главная мысль рассказа?
Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, понимать её красоту.
4. Домашнее задание. С155-159, используя составленный
план, подготовить краткий пересказ от лица барсука или от
1 лица.
Читайте также:
- Реформация во франции конспект
- Личность и общество 8 класс кратко конспект итоги
- История 8 класс искендерова конспект параграфа 17
- Конспект урока по окружающему миру 4 класс карта россии
- Конспект горе от ума 9 класс по литературе кратко