Подумай какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части сказки о мертвой царевне

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть.
Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 1) Климанова. страницы 56-57. Номер №8

Решение

Части сказки:
1. Отъезд царя и рождение дочери.
У царя рождается дочь, а жена умирает при родах.
Царь скрывается вдали и пыль клубится под копытами коней.
Иллюстрация: Царь садится на коня и уезжает, и рождается маленькая царевна.
2. Новая жена царя.
Царь, который погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице, ставшей мачехой царевне.
Царица − мачеха − красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
Красавица царица смотрит в зеркало, любуясь своим отражением.
Иллюстрация: Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
3. Молодая царевна.
Молодая и очень красивая. Добрая и отзывчивая. Её все любят и не могут причинить зло. Не чурается простой работы, не кичится своим происхождением. Очень простая в обхождении и доброго нрава.
А зеркало показывает мачехе−царице образ молодой царевны.
Иллюстрация: Царевна перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
4. Смерть в лесу.
Мачеха ревнует к красоте царской дочки и приказывает Чернавке погубить красавицу.
Чернавка тащит упирающуюся царевну в лес, чтоб выполнить приказ мачехи.
Иллюстрация: Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
5. Жизнь у семи богатырей.
Чернавка отпускает царевну и та находит приют у семи богатырей.
Вокруг стола сидят богатыри, царевна улыбаясь угощает их супом.
Иллюстрация: Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
6. Отравленное яблоко.
Царица узнает, что падчерица жива и сама пытается отравить её.
Царица в образе старухи отпугивает пса и бросает царевне яблоко.
Иллюстрация: Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
7. Мёртвая царевна.
Богатыри принимают отравленную яблоком царевну за мёртвую и кладут её в гроб.
Семь богатырей понурившись стоят вокруг хрустального гроба.
Иллюстрация: Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
8. Спасение.
Королевич Елисей очень любил царевну и она тоже его любила − они были женихом и невестой. Королевич Елисей искал свою невесту, не жалея сил, везде, где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра. Королевич Елисей разбивает гроб и во все стороны летят осколки.
Иллюстрация: Елисей на коне на вершине горы. Слева − солнце, справа − месяц, в середине − ветер.
9. Свадьба.
Царевна оживает. Счастливые Елисей и царевна играют свадьбу, а вдалеке умирает от зависти царица.
Иллюстрация: Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

Страница 12 из 35

Ответы к странице 56-57. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Ответ:

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.

Героиня Внешний вид                  Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                                                   Но зато горда, ломлива,
                                                   Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?

Ответ:

Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Ответ:

К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

Ответ:

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Ответ:

        Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Ответ:

 Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Ответ:

Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

Ответ:

1. Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Ответ:

               План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Ответ:

 Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

logo

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      parisdudley229

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    11 минут назад

    Русский язык, срочно!

  • algebra
    Алгебра

    26 минут назад

    Найдите наибольшее значение функции y=x5(в пятой степени) на отрезке [-1;2]

  • ukrainsyka-literatura
    Українська література

    36 минут назад

    Запишіть. У кожному з речень підкресліть граматичну основу. Укажіть час, особу дієслова-присудка.Вигострю, виточу зброю іскристу, скільки
    достане снаги мені й хисту.Відшукаю найдужчих і з ними завтра піду.Матері забуть не можу.Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою
    Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її
    солов’їну.​

  • biologiya
    Биология

    36 минут назад

    вопрос уже решен……………………..

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    36 минут назад

    пожалуйста помогите с ответом dirtier/dirtiest b Circle the correct word or phrase. 1 That hotel has the rooms I have ever seen. 2 It’s the most interesting/more interesting museum in Edinburgh. 3 This is the more expensive / most expensive souvenir I’ve ever bought. 4 That restaurant serves the better / best pasta we’ve ever eaten. 5 The summer is the busyest/busiest time of year.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.

Героиня Внешний вид:

1.  Царица  Высока, стройна, бела

2. Царевна Белолица, черно-брова

Качества характера:

1. И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

2. Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?

Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

К царевне автор относится с нежностью:
“И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз”
Царицу автор не любит:
“Черт ли сладит с бабой гневной?”

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

“И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.”

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: “свет наш солнышко”, “ходишь круглый год по небу”, “всех нас видишь. ”
Месяц: “позолоченный рожок”, “круглолицый,светлоокий”, “ты встаешь во тьме глубокой”.
Ветер: “могуч”, “гоняешь стаи туч”, “веешь на просторе”, “не боишься никого”.

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

1. Рождение царевны и смерть царицы
2. Новая царица
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу
5. Дом семи богатырей»
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко»
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

               План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны.
2) Королевич Елисей у гроба.
3) Елисей разбивает хрустальный гроб.
4) Царевна ожила.
5) Весть о воскрешении царевны.
6) Смерть мачехи.
7) Свадебный пир.

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме.

👉 Ответы к странице 57. Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 3

Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Ответ

Поэт с теплотой и одобрением относится к царевне. Он описывает ее скромность: «…нраву кроткого такого…», «…тихомолком расцветая…».

Рассказывает о ее верности, трудолюбии, приветливости. В то же время Пушкин подчеркивает, что девушка благородного происхождения, держится с достоинством: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».

Царицу поэт осуждает: «Чёрт ли сладит с бабой гневной?». Такой отзыв о царице свидетельствует о том, что А. С. Пушкин относится к ней с презрением и негодованием. Несмотря на ее высокое царское звание, он считает ее простой сварливой «бабой». На протяжении всей сказки поэт описывает только отрицательные качества этого персонажа: «…чёрной зависти полна…», «…горда, ломлива…».

Задание 4

Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

Ответ

Горница была светлая и просторная. Вдоль ее стен стояли лавки, покрытые коврами. На стене висели иконы, под которыми располагался дубовый стол. В углу — печь с уютной лежанкой, украшенная узорчатыми изразцами.

Задание 5

Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Ответ

Царица обращается к зеркальцу 5 раз.

  1. Стр. 41 — первое упоминание о царице.
  2. Стр. 41-42 — сборы на девичник, споры с зеркалом.
  3. Стр. 47 — царица узнает, что падчерица жива.
  4. Стр. 52 — зеркало подтвердило гибель царевны, снова назвав царицу первой красавицей.
  5. Стр. 55 — зеркало в последний раз говорит, что царевна по-прежнему самая красивая.

Задание 6

Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Ответ

В сказке несколько раз подчеркивается скромность юной царевны. «Но царевна молодая, тихомолком расцветая…» — девушка не гордилась своей красотой, как ее мачеха. «…нраву кроткого такого…» — эти слова свидетельствуют о скромность была одним из ее главных достоинств.

Упоминания о скромности царевны есть и в эпизодах ее жизни у богатырей:

«В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была».

«Им она не прекословит…».

Задание 7

Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Ответ

Обращение к солнцу — стр. 52. Елисей обращается к нему: «Свет наш солнышко».

Обращение к месяцу — стр. 53. Королевич говорит ему: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок».

Обращение к ветру — стр. 53. Елисей восклицает: «Ветер, ветер! Ты могуч…».

Солнце, месяц и ветер для Елисея — это могущественные силы природы, которым подвластен весь мир, «кроме Бога одного». Королевич относится к ним с почтением, как к помощникам и друзьям, надеясь на их помощь.

Солнце и месяц отвечают Елисею с сочувственными участливыми интонациями. Они сопереживают убитому горем жениху. Ветер отвечает печально, потому что знает о смерти царевны и ничем не может помочь.

Задание 8

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:

  • Какие события происходят?
  • Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
  • О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
  • Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

Ответ

  1. Рождение царевны
  2. Новая царица
  3. Юная царевна
  4. Месть царицы-мачехи
  5. Жизнь царевны у богатырей
  6. Царица узнает об обмане
  7. Царевна и нищая странница
  8. Смерть и похороны царевны
  9. Королевич Елисей отправляется на поиски невесты
  10. Воскрешение царевны и встреча с Елисеем
  11. Смерть царицы
  12. Свадебный пир

1. Царица-мать ждет царя. Рождается царевна. Возвращается царь-отец. Царица-мать умирает.

«Вот в Сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь».

2. Женитьба царя. Злой и эгоистичный характер новой царицы. Волшебное зеркальце.

«Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

3. Юная царевна выросла. Ее добрый и кроткий нрав. Жених царевны королевич Елисей.

«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

4. Зеркальце говорит, что царевна краше царицы. Царица приказывает служанке отвести царевну в лес. Служанка жалеет царевну и тайно отпускает ее.

«Но царевна всех милее, Всех румяней и белее».

5. Царевна находит терем в лесу. Девушка знакомится с хозяевами терема — богатырями. Она остается жить у них и становится их названной сестрой.

«День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей».
«…Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они. Так идут за днями дни».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

6. Зеркальце рассказывает, что царевна жива. Царица приказывает служанке погубить царевну.

«Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить».

7. К дому богатырей приходит нищая странница. Царевна дает ей хлеб, а странница угощает девушку яблоком.

«И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…».
«…Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

8. Царевна съела кусок отравленного яблока и умерла. Богатыри не решились похоронить ее, а положили в хрустальный гроб и отнесли в пещеру.

«Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору…».

9. Королевич Елисей ищет невесту по белу свету. Он спрашивает о ней у солнца, месяца и ветра. Ветер сообщает о смерти царевны и указывает Елисею дорогу к пещере с хрустальным гробом.

«В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный…
…В том гробу твоя невеста»

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

10. Безутешный Елисей находит гроб с царевной. В отчаянии он ударяется о гроб. Гроб разбивается, а царевна оживает. Елисей с невестой отправляются домой.

«И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!».

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 57 задание 8

11. Зеркальце сообщает царице, что царевна снова жива. Царица видит царевну и умирает.

«В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла».

12. Королевич Елисей и царевна обвенчались и устроили свадебный пир.

«И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира».

Задание 9

Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Задание 10

Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Ответ

Сходство пушкинской сказки с народными.

  1. Борьба добра и зла, победа добра.
  2. Волшебный предмет — говорящее зеркальце.
  3. Наличие концовки: «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
  4. Троекратное обращение Елисея к силам природы.
  5. Говорящие солнце, месяц и ветер.
  6. Чудесное событие — воскрешение царевны.
  7. Народный сюжет, встречающийся во многих сказках мира. У этой сказки есть сходство с западноевропейскими сказками «Белоснежка и семь гномов» и «Спящая красавица».

Отличие пушкинской сказки от народной в том, что она написана в стихотворной форме.

Также автор дает оценку героям сказки через их описание и обращение к ним. Например, царевну он называет «душа моя», а царицу «бабой гневной».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

Вопрос 1. Страница 56

Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

Вопрос 2. Страница 56

Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.

Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой 

Вопрос 3. Страница 56

Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

Вопрос 4. Страница 56

Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

Вопрос 5. Страница 56

Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.

Вопрос 6. Страница 56

Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

Вопрос 7. Страница 56

Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. »
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой».
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого».

Вопрос 8. Страница 56

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

  1. Рождение царевны и смерть царицы
    2. Новая царица
    3. Черный умысел царицы
    4. Царевна остается одна в лесу
    5. Дом семи богатырей»
    6. Царица узнает о том, что царевна жива
    7. Отравленное яблоко»
    8. Хрустальный гроб
    9. Елисей в поисках царевны
    10. Царевна проснулась
    11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

Вопрос 9. Страница 56

Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны.
2) Королевич Елисей у гроба.
3) Елисей разбивает хрустальный гроб.
4) Царевна ожила.
5) Весть о воскрешении царевны.
6) Смерть мачехи.
7) Свадебный пир.

Вопрос 10. Страница 56

Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме.

  • Подумай и ответь какие волшебные средства были в сказках цветик семицветик спящая красавица
  • Подумай и запиши в таблице что должны сделать герои различных сказок чтобы всегда жить дружно
  • Подумаешь как пишется правильно
  • Подтянуть как пишется правильно
  • Подточить как пишется правильно