Содержание:
- 1 Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- 3 Цитатный план «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.
Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».
Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Сюжет
В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.
Отзыв
Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.
План «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- Нашествие печенегов на Русь.
- Князь Святослав в чужой земле.
- Осада Киева врагами.
- Угроза жизни матери и детей князя.
- Смекалка и бесстрашие юноши из Киева.
- Просьба юноши к дружине.
- Находчивость и храбрость воеводы Претича.
- Спасение княжеской семьи.
- Возвращение князя, изгнание врагов и мир на Руси.
Цитатный план «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- «Стояли печенеги на Лыбеди».
- «Затворилась Ольга в Киеве».
- «Изнемогали люди от голода».
- «Кто бы мог перейти на ту сторону?»
- «Бросился в Днепр».
- «За мной идет полк с самим князем».
- «Будь мне другом».
- «Прогнал печенегов».
Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок-киевлянин по сути спас Киев, рискуя своей жизнью, он вовремя передал на другой берег Днепра весть о том, что киевляне готовы сдаться печенегам, так как страдают от голода и жажды. У воеводы Претича не было другого выхода, как попытаться спасти княгиню Ольгу с внуками, и он для этого пошел на хитрость, запугав печенегов, что князь Святослав со своими несметными полками рядом, а здесь только передовой отряд.
Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?
«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали…», «И сказал один отрок…», «И ответили ему…», «А тот ответил ему…», «А ты не князь ли?».
Повторяющиеся союзы придают тексту напевность, былинность, торжественность. Они придают тексту ритм и являются средством выразительности.
Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование заканчивается миром, потому что Святослав, узнав о произошедшем, тут же поспешил домой, собрал войско и выгнал печенегов с родной земли. Для автора мир – это самая дорогая ценность, которую надо беречь и защищать. Именно за то, что Святослав оставил Киев с жителями, матерью и детьми без защиты, а сам уехал куда-то воевать, автор осуждает князя. Мы это читаем в словах: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул».
Хитрость Претича автор понимает, ведь ложь воеводы спасла жителей Киева. Подвиг отрока-киевлянина автор описывает сдержанно, но в действиях мальчика отражается героизм, потому что пойти на верную смерть может не каждый человек.
Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
Все основные герои, названные в произведении по имени, занимают высокое положение: Святослав – князь киевский, Ольга – его мать, Претича – воевода. А вот человек, совершивший настоящий подвиг, отрок-киевлянин – простой горожанин.
Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах, поступках)?
Мы должны быть благодарными людям Древней Руси, потому что они сохранили для нас нашу страну. О них писались летописи, повести и жития, потому что они были людьми необыкновенными, совершавшими духовные и ратные подвиги ради людей и Руси.
Наша благодарность будет не на словах, а на деле, когда мы будем жить и всегда поступать, осознавая, что мы дети России, что мы должны быть вместе и жить не только для себя, но и для всех людей.
Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повествовала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «служить современности»?
Повествование о подвиге отрока-киевлянина является примером самоотверженности и мужественности, тех качеств, которые необходимы людям во все времена. На примере таких подвигов воспитываются и закаляются души молодых людей.
Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
Повествование начинается с даты события: «В лето 6476 (968)».
О чём говорят первые слова этого повествования?
Первые слова нам говорят, что летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. Далее мы узнаем, что в этот год печенеги впервые пришли на Русь, а князь Святослав в это время находился далеко от Киева.
Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Диалоги с отроком очень краткие. Повествование по стилю очень похоже на евангельский текст. Здесь нет описаний, характеристик, переживаний – даются только действия. Строгость повествования как бы говорит о достоверности, непредвзятости.
Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.
Слово «отрок» можно назвать синонимом слова «подросток». В любом случае это очень молодой человек. В Древней Руси отроками называли и самых молодых членов дружины князя.
Учитель истории был сегодня в хорошем настроении: «Ну что, отроки, готовы к уроку? Кто пойдет к доске?»
Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.
Отрок – подросток, тинейджер, юнец, мальчик, парнишка
Осада – блокада, окружение, сидение
Дружина – отряд, рать, войско
Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.
Картина А. Иванова написана не позднее 1810 года, в то время в живописи еще очень часто художники следовали традициям классицизма, которые основывались на античных сюжетах и отражали гражданственность и патриотизм людей. Вот и здесь мы видим героя картины, который более похож на греческого или римского юношу, чем на киевского отрока. Художник не придерживается исторической точности в изображении деталей, для него главное – передать переживания мальчика и враждебность ситуации, в которой он оказался.
Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Художник использовал два основных цвета: оттеки черного и красный. На картине мы видим момент, когда отрок пробегает через стан врагов с уздечкой в руке (ведь он всех спрашивает о пропавшем коне). Юноша пробегает мимо русского воина, умирающего от ран: одна стрела торчит из груди, вторую витязь держит в руке. Русич с надеждой смотрит на отрока. И красный цвет, символизирующий здесь и кровь, и правоту, и подвиг, мы видим только у воина, отрока (красная накидка) и вечерней зари над русской землей. Все остальное во мраке. Молодой киевлянин торопится, его накидка развевается, он сосредоточен, встревожен, но страха на его лице нет. Даже если он и боится, то не за свою жизнь, а за весь Киев.
Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.
Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?
Летопись – это фиксирование исторических фактов. Летописец должен быть беспристрастным, поэтому в тексте нет никаких описаний, а лишь действия и слова людей, поэтому читать с интонацией текст, написанный нейтрально, просто невозможно.
Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул…» Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
Лишь один раз во всем тексте автор позволяет себе написать эмоционально: когда посланные из Киева люди обращаются к Святославу. В их словах слышится упрек, боль и обида, поэтому актер и читает эти строки с эмоциональным накалом, который заключен в самом тексте.
Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
Основная мысль произведения заключена в последних словах, главным из которых является «мир». Но мир хрупок, его нужно оберегать. Если бы не отрок и воевода, Киев был бы разорен, а княгиня Ольга с внуками оказались в плену. Автор как бы в наставление всем князьям, упрекая Святослава в самоуверенности и желании расширить границы княжества, говорит о необходимость нести ответственность за людей и служить людям, за которых отвечаешь перед Богом, тем более что среди них есть такие, как отрок, готовые отдать жизнь за спасение многих.
Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
– Мне не дает покоя один вопрос: откуда мальчик мог знать печенежский язык? Может, все это выдумка?
– Даже если это и выдумка, то только в том, что мальчик мог говорить по-печенежски. Остальное – правда. И история тому свидетель. За все последующие века разве мало было таких мальчишек, которые спасали людей, жертвовали своими жизнями ради других?! Особенно в военное время. Разве ты не слышал о пионерах-героях, погибших на Великой Отечественной войне, совершая подвиги?
– Убедил! Меня смутила фраза в самом начале, что печенеги впервые пришли на Русь. А сейчас я подумал, что это ведь они с войной первый раз пришли, а так, может, торговля какая была, может, кто-то из печенегов даже в Киеве жил, поэтому отрок и мог знать печенежский язык.
Жанр: древнерусская летопись
Главные герои «Подвига отрока-киевлянина» и их характеристика
- Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
- Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
- Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
- Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
План пересказа «Подвига отрока-киевлянина»
- Осада Киева
- Бедственное положение
- Смелый отрок
- Через лагерь
- Решение Претича
- Русские ладьи
- Испуг печенегов
- Слова Претича
- Письмо к Святославу.
- Возвращение Святослава
Кратчайшее содержание «Подвига отрока-киевлянина» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
- Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
- Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
- Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
- Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
- Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Главная мысль «Подвига отрока-киевлянина»
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.
Чему учит «Подвиг отрока-киевлянина»
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.
Отзыв на «Подвиг отрока-киевлянина»
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.
Пословицы к «Подвигу отрока-киевлянина»
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.
Читать краткое содержание, краткий пересказ «Подвига отрока-киевлянина»
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.
Персонажи произведения
-
Безымянный отрок — смелый, решительный и умный человек, являющийся истинным патриотом любимой Родины.
-
Воевода Претич — хитрый и находчивый мужчина, командующий небольшим военным отрядом.
-
Святослав — властолюбивый князь Киевский.
-
Князь печенегов — расчетливый и осторожный дикий кочевник.
Краткий пересказ
Ступили печенеги на русскую землю с мыслями захватить то, что принадлежало великому Киевскому князю Святославу, который воевал в то время на Дунае. Осадили вражеские войска город — никто не мог ни выйти, ни зайти. Вынуждены были русские крестьяне, прекрасная княгиня Ольга и внуки ее жить в голоде и жажде. Поэтому позже, чтобы сохранить собственные жизни, решили пойти крестьяне на страшный поступок — если защитники с другой стороны Днепра не решатся отвоевать родные земли, то сдадутся все печенегам. И был послан отрок, знавший язык врага, с посланием.
Путь отрока был опасен: стоило мужчине прыгнуть в воды реки в продолжении краткого содержания «Подвиг аотрока-киевлянина», как печенеги тут же начали стрелять в него из крепких луков. Однако, к счастью, ни разу не попали. Мужи (свободные общинники-воины) встретили отважного отрока в ладьях, и тот передал им послание.
Воевода Претич, на плечи которого легла ответственность за Киев в отсутствие великого князя, решил отжать город хитростью. На следующий день, с рассветом, сел он с небольшим войском на коней и громко затрубил, ознаменовав тем самым возвращение Святослава. Напряглись враги, а их глава, завидев Претича, с миром подошел к нему, чтобы узнать, с каким войском ему предстоит сражаться: «бесчисленное их множество».
Печенежский правитель был в ужасе, оттого просил воеводу Претича о возможности отступить с миром. Так и произошло — Киев освободился, люди вновь вернулись к спокойной жизни, а Святослав, узнав о произошедшем позже направил своих воинов на печенегов, чтобы освободить собственные земли от их напасти навсегда.
Таким образом, произведение в очередной раз акцентировало внимание читателей на том, что с любой трудностью можно справиться не только с помощью «кулаков», но и ума.
968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.
Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».
Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Сюжет
В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.
Отзыв
Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.
План «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- Нашествие печенегов на Русь.
- Князь Святослав в чужой земле.
- Осада Киева врагами.
- Угроза жизни матери и детей князя.
- Смекалка и бесстрашие юноши из Киева.
- Просьба юноши к дружине.
- Находчивость и храбрость воеводы Претича.
- Спасение княжеской семьи.
- Возвращение князя, изгнание врагов и мир на Руси.
Цитатный план «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
- «Стояли печенеги на Лыбеди».
- «Затворилась Ольга в Киеве».
- «Изнемогали люди от голода».
- «Кто бы мог перейти на ту сторону?»
- «Бросился в Днепр».
- «За мной идет полк с самим князем».
- «Будь мне другом».
- «Прогнал печенегов».
Дата изменения: 08 ноября 2021 в 06:28