Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.
- Под водой
- Пятое имя
- Подводные ежи
- Рыбята
- Рыцарь
- Голубой рак
- Рыбьи пляски
- Осень под водой
- Шепот рыб
Под водой
В подводном мире всё не так, как у нас на земле.
Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.
Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстояния и увеличивает предметы.
В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!
Зимой там не бело, а черно: всю зиму непроглядная ночь.
Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.
По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие солнечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё вокруг —- нет ни резких теней, ни острых углов.
Всё неверно, призрачно и таинственно.
Всё не так, как у нас на земле.
* * *
Я еле дождался лета: так не терпелось спуститься под воду и увидеть рыб.
Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плотва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?
Но одно дело — рыба в руке, а другое — в воде. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.
У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.
Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.
А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.
Кому на таких посмотреть не охота!
На лицо я надел водолазную маску.
Ноги сунул в резиновые ласты.
Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.
к оглавлению ↑
Пятое имя
Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.
В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или краснопёрками— за красные плавнички.
Плотвицы всегда в движении. То серыми тенями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.
Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.
И вдруг вокруг меня вихрем закружили красные искры!
Я даже вздрогнул — глаза!
Красные, блестящие, как огоньки.
Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишься: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!
За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.
Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.
Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.
к оглавлению ↑
Подводные ежи
В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.
Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.
И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у лягушки.
Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указательный палец, то это уже ершовый старик.
Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на меня точками тёмных глаз.
Это ерши—старик к старику! Сами-то незаметны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.
Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.
А сердитые и отважные взъерошили на горбу колючки— не подступись!
Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.
Ерши выжидали.
Я стал похрипывать в дыхательную трубку.
Ерши не испугались.
Я вытаращил глаза — им хоть бы что!
Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.
Да не тут-то было!
От резкого взмаха ластом со дна взмыла и завихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!
Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.
Тучи ила клубились за мной, как тёмные грозовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.
Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.
Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухватиться, чтобы не грохнуться с этакой высоты!
Я повернул назад.
Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!
Ерши-мизинчики плавают в полводы, а старики— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.
Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.
Просто смотрю.
И потому даже самые пугливые больше не падают на бок, чтобы поднять со дна муть и спрятаться в ней. А самые сердитые не топорщат колючки на горбах.
Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!
к оглавлению ↑
Рыбята
Светло и весело под водой в солнечный день!
Особенно на мелководье. Там на песчаных полянках растут длинные и тонкие водоросли, похожие на зелёные волосы.
На эти полянки из холодной и сумрачной глубины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.
Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостишками у самого носа. Но поймать их так же невозможно, как и схватить падающие капли дождя.
Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие росинки.
Жадные хватают комаров с водяного неба, а любопытные даже высовывают свои носы в наш мир.
Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белыми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.
Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.
Вот натерпелись мальки страху!
Но рыбята, как и все ребята, не любят унывать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.
Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.
Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блестящие, как капельки солнца.
Светло и весело под водой!
к оглавлению ↑
Рыцарь
Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинками. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.
Рыцарь грозно растопырил все свои пять колючек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.
Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малиновые.
Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струйкой потянулась вверх кровь.
Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого роголистника и стал смотреть.
И тут открылась мне тайна маленького смелого рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!
Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.
Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, извиваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь побагровел, вцепился в пиявку зубами и стал трепать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под широкий лист кувшинки и там выплюнул.
Ни на миг он не забывал о врагах. Даже проплывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.
По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.
Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-человеком.
Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!
Колюшка-папа сторожил свой дом.
Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит икру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убегающих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.
Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.
Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я выбрался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.
к оглавлению ↑
Голубой рак
Всем известно, что рак красный. Даже говорят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бурого цвета. Это тоже всем известно.
Но вот известно ли кому, что среди обыкновенных раков встречаются голубые?
Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, глаза на стебельках, раковая шейка. А цвет — голубой!
Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!
И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья переменится. Может, не будут они, как водяные крысы, прятаться по тёмным норам, не станут пятиться задом. Может, поднимутся с тёмного дна к подводному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!
Так что вот: не все раки бурые.
Бывают и голубые.
Да будет и вам это известно!
к оглавлению ↑
Рыбьи пляски
До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.
Необыкновенный рассвет!
Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.
Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.
Всё ближе чайки, всё резче их крики.
И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.
Рыбьи пляски!
Гляжу во все глаза.
Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?
А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!
Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.
Всё сразу стало обыкновенным.
Солнце поднялось, и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная вода— серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.
Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.
А я лежал у коряги и записывал то, что видел. Начал писать на красном листочке, а кончил на золотом.
к оглавлению ↑
Осень под водой
Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстяные перчатки.
Поверх всего—резиновый костюм.
На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.
Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.
Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.
А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.
Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.
Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.
Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи…
Землю скоро укутает снег—наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.
к оглавлению ↑
Шепот рыб
Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографировать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закрываются, будто они что-то шепчут…
Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчистил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.
Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заворачивали ко мне на огонёк и танцевали, и порхали вокруг фонаря, как ночные бабочки.
На песчаной полянке я вбил кол и к колу прикрепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.
У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…
Мне очень понравились живые рыбы, и потому, наверное, я понял, что они хотели мне сказать.
Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что интересное.
Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!
Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удочки. А озёра и реки станут пустынны и неинтересны, как леса, из которых улетели птицы.
Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, которые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гибнут все рыбы: старые и малые.
Щуки и форели жаловались на охотников, которые стреляют в них из ружей во время нереста.
Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зимой лунки во льду—чтобы не задохнуться.
И за всё это рыбы обещали — все в один голос! — не покидать водоёмов и веселее клевать летом на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.
Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!
Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.
(Илл. Федотова В.)
❤️ 29
🔥 23
😁 24
😢 12
👎 16
🥱 18
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
- Подробности
- Категория: Узнай-ка!
Страница 2 из 4
Расскажите детям о морских обитателях
ОСЬМИНОГ
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине —
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.
Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
Единственная твердая часть тела осьминогов – роговые челюсти, похожие на клюв. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, лангусты, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом из слюнных желез. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Нередко осьминоги строят укрытия из камней или раковин, орудуя при этом щупальцами, как руками. Осьминоги охраняют свой дом и могут легко найти его, даже если ушли далеко. Издавна люди боялись осьминогов (спрутов – как они их называли), сочиняя про них страшные легенды. Древнеримский ученый Плиний Старший рассказывал о гигантском спруте – полипусе, который воровал рыбацкие уловы. Каждую ночь осьминог выбирался на берег и съедал рыбу, лежащую в корзинах. Собаки, учуявшие осьминога, подняли лай. Прибежавшие рыбаки увидели, как осьминог обороняется от собак огромными щупальцами. Рыбаки с трудом справились с осьминогом. Когда гиганта измерили, оказалось, что его щупальца достигали в длину 10 метров, а вес составлял около 300 килограммов.
ЗАГАДКА
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног —
Вот и весь я – … (осьминог).
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
(В. Мороз)
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, голотуриями, офиурами и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
Морские звезды обладают удивительной способностью раскрывать створки раковин устриц или мидий своими сильными лучами. Некоторым звездам даже не нужно полностью раскрывать раковину. Они через рот выворачивают свой желудок наизнанку и просовывают его в отверстие раковины. Моллюск переваривается прямо в раковине. Переварив добычу, звезда втягивает желудок обратно.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное. Ученые проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превращалась в морскую звезду. Морские звезды – родственники морских ежей. У морской звезды астериас даже есть известковый скелет, а из-под кожи наружу торчат небольшие иголки. Другая разновидность морских звезд, аканкастеры, похожи на морских ежей – их лучи и спины покрыты длинными и ядовитыми шипами. Аканкастеры наносят большой ущерб колониям кораллов, поедая их.
Некоторые морские звезды питаются своими сородичами. Например, кроссастеры. Эти огромные морские звезды имеют 12 лучей и вырастают почти до полуметра в диаметре. Они способны быстро передвигаться по дну и догонять более медленных морских звезд. Сами кроссастеры могут чувствовать себя в безопасности, потому что у них ядовитые тела.
МОРСКОЙ ЁЖ
Словно кактус на окне,
Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.
(Ю. Парфенов)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей, а относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.
Несмотря на устрашающий вид, морские ежи часто оказываются беззащитными. Их основной враг – морские звезды. Они могут просовывать желудок между иглами и переваривать ежа снаружи.
Крупные улитки, живущие в Средиземном море, изобрели необычный способ охоты на морских ежей. Они плюют в свою жертву! В слюне этих улиток есть соляная кислота, которая парализует ежа и разъедает его панцирь.
Некоторые хищные рыбы выпускают в ежа изо рта сильную струю воды. Морской еж переворачивается незащищенным брюхом вверх и становится легкой добычей.
ЗАГАДКА
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живет.
(Морской еж)
МЕДУЗА
Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
К медузе прикоснешься —
Как током обожжет!
(Н. Мигунова)
Медузы – близкие родственники актиний и кораллов. В отличие от этих животных, они не проводят всю жизнь, прикрепившись к камням, а свободно плавают на морских просторах.
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец.
На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в стрекательных клетках небольшой медузы-крестовичка, может вызывать у человека смертельные ожоги.Опасна для человека и другая медуза, морская оса. Она похожа на перевернутую глубокую миску, от которой вниз тянутся двадцать щупалец длиной 10 метров. В них содержится большое количество яда.
Питаются медузы планктоном, мелкими рачками и рыбешками.
Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. В северных морях обитает самая крупная – полярная медуза. Длина ее щупалец достигает 30 метров, а диаметр – двух метров.
Медуза про море
Стихи сочиняет,
Но только об этом
Никто не узнает
Ни рук у нее,
Чтобы ручку держать,
Ни рта у нее,
Чтобы вслух прочитать.
Сама для себя сочиняет медуза,
Печальна ее молчаливая муза.
(И. Жуков)
Медузы обитают не только на поверхности океана, но и в морских глубинах. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. На свет этого живого фонарика плывут мелкие рачки, прямо в щупальца коварной медузы.
Светятся и другие медузы. Зонтик и щупальца медузы пелагии горят желто-оранжевым светом. Если к поверхности поднимаются много медуз эквиорий, живущих у тихоокеанского побережья Америки, кажется, что все море пылает красным огнем.
Цикл занятий на тему: «Этот загадочный подводный мир»
(для воспитателей старшей группы)
Занятие №1
Задачи:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
2. Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности морских жителей.
3. Продолжать обучать нетрадиционным способам рисования, развивать воображение, фантазию. Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме.
4. Расширять представления детей о многообразии творений окружающего мира.
Средства:
- методическое пособие «Добрый мир»;
- программа «Добрый мир» ( книга 1);
- четверостишия из Хрестоматии «Добрый мир» (книга 1 , прогулки по дням творения, стр.82-83);
- иллюстрация из Хрестоматии «Добрый мир» (книга 1 , прогулки по дням творения, стр.82);
- аудиозапись шума воды в море, фоновая музыка;
- альбомные листы, акварель.
Методы и приёмы:
1. Словесный (чтение стихотворений, беседа, вопросы, рассказ).
2.Наглядный ( иллюстрации).
3.Практический (художественная деятельность).
4.Игровой (физминутка, ритмическое упражнение).
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря).
Вопросы:
— Как вы думаете, что это? (море)
— А что такое море? (большой водоём)
— Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)
— Кто из вас видел море?
— На чём можно путешествовать по морю? (корабле, лодке, пароходе)
— Вы хотите увидеть, кто живёт в море?
— Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.
Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).
Воспитатель:
— Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Предлагаю детям сесть за столы.
Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
Дети закрывают глаза.
— Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Чтение стихотворения «Жители моря» и «Акула»(из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.82-83).
Воспитатель:
Ребята, а каких морских рыбок вы знаете?
Ответы детей (рыба-ёж, рыба-меч, акула, морской конёк, дельфин, осьминог, медуза, краб, морская звезда, сом). Показ иллюстраций морских животных.
Отгадайте загадки:
В мяч играет, веселится
И в воде всегда резвится.
Плавает он, и ныряет,
И людей всегда спасает.
(Дельфин)
Эта рыба-хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно…(акула).
Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу!- грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? — … (медуза).
Он клешнями щиплет больно
И кричит: ”С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб”.
Распугал соседей… (краб).
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской… (конек).
Показ картинки с изображением акулы.
Акула хищная рыба и как правило всеядна. У акулы и самая толстая кожа, толщина которой 10 см, она похожа на очень плотную резину.
В её рацион входят другие животные. Среди них рыбы, млекопитающие. Про эту рыбу К.Чуковский писал: «…- каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны».
Работа с иллюстрацией (из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.82).
Как зовут самую большую из рыб?
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит-
Так живёт на свете…(кит).
Показ картинки с изображением кита.
По внешнему виду выглядит как все рыбы. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).
Море и кит были сотворены в один день? (море – в третий, рыбы – в пятый).
Как зовут самую маленькую рыбку? Самой маленькой в мире признана рыбка карликовый бычок, местом обитания которого является Индийский океан. Длина рыбы составляет 8,9 мм, то есть, она поместится на ногте.
Воспитатель:
-Какого цвета рыбы? (разного, жёлтого, серого, красного, синего)
-Гладкие или полосатые?(и гладкие, и полосатые)
-Какие у них плавники, хвостики?(красивые, большие, острые, колючие, как у павлина хвост)
-Есть ли усы? (у сома есть усы)
Какие чешуйки? (большие у больших рыб и маленькие у маленьких)
Воспитатель: давайте немножко отдохнём.
Физминутка «Рыбка».
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем: какие они бывают.
-Кит какой? ( Большой, громкий).
-Черепаха какая? (Медленная, маленькая).
-Медуза какая? (Опасная, красивая, яркая).
-Морская звезда какая? (Красивая, маленькая, медленная).
-Осьминог какой? (Ловкий, быстрый).
— Дельфин какой? ( Красивый, умный, быстрый).
-Краб какой? ( Неторопливый, незаметный, маленький).
Воспитатель: Ребята, у меня есть настоящая раковина . Давайте приложим её у уху и послушаем. Что вы слышите?
Дети: Шум моря, ветра.
Воспитатель: Сколько интересного вы услышали. А знаете, что услышала я. Послушайте. Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли спокойно добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
Дети: Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …
Воспитатель: Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А ещё мы можем придумать нарисовать свой волшебный мир. Мы создадим такое море, где будет комфортно и уютно, спокойно жителям морей и других водоёмов.
Рисование «Морские жители». Дети рисуют под музыку обитателей моря.
Итог занятия. Понравилось ли вам занятие? Где мы сегодня с вами побывали? Кого мы встретили? Что нового узнали, что увидели, чем занимались? О ком мы сегодня говорили? Что вы узнали о рыбах? Что интересного о рыбах вы расскажите своим родителям?
На прогулке учим считалочку для подвижных игр «Черепаха хвост поджала»
(из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.83).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете когда сотворили (появилась) черепаху?
(Вместе со всеми животными). Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Ёрш и щука».
Занятие №2
Задачи:
1. Продолжать расширять представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.
2. Прививать стремление сохранить морской мир: охранять моря и реки от загрязнения.
3. Воспитывать любовь ко всему живому, прекрасному, неповторимому, удивительному.
Средства:
- методическое пособие «Добрый мир»;
- программа «Добрый мир» ( книга 1);
- четверостишия из Хрестоматии «Добрый мир» (книга 1 , прогулки по дням творения, стр.84);
- иллюстрация из Хрестоматии «Добрый мир» (книга 1 , прогулки по дням творения, стр.84).
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки:
Жива в воде она,
Поймаешь, вытащишь ее –
Умрет она тогда.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадки? (о рыбах).
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).
Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).
Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).
Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.).
Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке…, в аквариуме…
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.
Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Колюч, да не еж
Кто это? (ерш)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка… (золотая)
Ярко – красный или черный,
Очень резвый и проворный,
Длинный острый хвостик носит
И зовется … (меченосец)
Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море).
На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб)
Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
Воспитатель читает стихотворение «Рыбка» (из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.84).
Вопросы:
-О чём рассказывается в стихотворении?
-Что делают рыбки?
-Какая опасность их поджидает?
Работа с иллюстрацией «Ловля рыбы» (из книги 1 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей, стр.84).
Вопросы:
-Что изображено на рисунке?
-Каких рыбок может поймать мальчик?
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Снятся рыбке сны цветные,
Красно-желто- голубые,
Нежной травки два пучка,
Три веселых червячка.
— А, что самое главное, важное нужно для того, чтобы рыбкам жилось хорошо? (Ответы: чистая вода, корм).
— Правильно. Река это большой аквариум, где вода находится в постоянном движении, и рыбам, которые там живут, тоже нужны хорошие условия, и прежде всего чистая вода. Я вам расскажу историю одной реки.
История одной реки
— Жила — была голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», говорила Речка. Однажды в гости к ней пришли мама, папа и мальчик Костя. Они стали отдыхать, загорать и купаться.
Папа развел костер, потом наловил много — много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из воды много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы:
— Ребята, скажите, какой была Речка до прихода семьи? Опишите ее. (Ответы детей).
— Почему она посерела и погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на берегу рек? (Ответы детей).
Воспитатель: возьмите карандаши.
— Я прошу вас изобразить реку чистую и рядом загрязненную … Нарисовали?
— А теперь рядом с вами лежат сделанные рыбки. Представьте, что вы и есть та самая рыбка. Возьмите себя и положите на рисунок с рекой, с той стороны, на какой вам хотелось бы жить.
-Положили, а теперь объясните мне, почему именно в этой речке вы хотите жить?
-Почему не хотите жить в другой?
-А что надо сделать, чтобы река была чистой?
— Что нельзя делать, чтобы не навредить ей? (ответы детей).
Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Что сегодня мы делали на занятии? (Познакомились с рыбами, обитающими в наших реках, рисовали, читали стихи, загадки).
О ком мы сегодня говорили? Что нового мы узнали о рыбах?
Что интересного о рыбах вы расскажите своим родителям?
Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Лариса Бурмистрова, Виктор Мороз
Расскажите детям о морских обитателях
АКУЛА
Вот акула-каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле-каракуле
Не хотите ли попасть?
Прямо в пасть.(К. Чуковский)
Акулы – сильные хищники, нередко их называют «морскими волками». Тело акул идеально приспособлено к быстрому плаванию. Конструкторы-кораблестроители при создании быстроходных торпед и подводных лодок стремятся придать им очертания акулы.
Разболелись у акулы
Сразу несколько зубов.
Помогите ей скорее,
Позовите докторов!(Н. Мигунова)
У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму, загнуты назад и зазубрены по краям. По остроте они могут сравниться с хирургическим скальпелем. У акул нет чешуи, а кожа у них такая жесткая, что жители тропических стран используют акулью шкуру как терку или наждачную бумагу.
Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. У акул такое острое обоняние, что они могут чувствовать кровь на расстоянии нескольких километров.
Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, других акул и даже на китов.
Не смотри, что у акулы
Незаметны с боку скулы,
В пасти зубы в три ряда —
Съест любого без труда.(Ю. Парфенов)
Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости. В желудках выловленных акул часто находили различный мусор: консервные банки, тряпки, обломки лодок, а однажды обнаружили даже глубинную бомбу.
Многие акулы опасны для человека. Это белая и тигровая акулы, мокко и молотоголовые акулы. Они имеют большие размеры и могут легко перекусить человека пополам.
А вот самая крупная из акул – китовая, достигающая длины 19 метров, вполне миролюбива. В отличие от своих хищных сородичей она питается планктоном и мелкой рыбешкой.
КРАБ
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.(Н. Мигунова)
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Но иногда крабы нападают на подводные плантации, на которых разводят устриц и мидий.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они насаживают на шипы на своих ножках кусочки водорослей. А краб-старьевщик, живущий в Средиземном море, собирает все, что попадется ему в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу-старьевщику угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Странствующий краб однажды ввел в заблуждение даже самого Христофора Колумба. Этот вид краба живет не на дне, а путешествует по поверхности океана, сидя на оторвавшейся водоросли или ветке дерева. Когда Колумб приближался к берегам Америки, в Саргассовом море моряки заметили странствующего краба. Они решили, что где-то близко земля, а на самом деле до ближайшего берега было еще очень далеко.
Камчатский краб по внешнему виду похож на настоящего краба, но на самом деле он родственник рака-отшельника. У него не пять, а четыре пары ножек. Камчатский краб – настоящий гигант! Ширина панциря у него достигает 25 сантиметров, расстояние между концами ног – до 1,5 метра. Живут камчатские крабы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Больше всего их у берегов Камчатки.
СКОРОГОВОРКА
Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь.
ЗАГАДКА
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.(Краб)
РАК-ОТШЕЛЬНИК
Залезал на гору рак
И свистеть учился.
Получилось только БРЯК!
Рак с горы свалился.(И. Жуков)
У рака-отшельника твердым панцирем покрыта только передняя часть тела, а брюшко мягкое и беззащитное. Чтобы уберечься от морских хищников, эти животные прячутся в пустых раковинах морских улиток, как отшельники в пещерах. Мягкое брюшко может закручиваться в завитках раковины, а брюшные ножки быстро втягивают тельце внутрь.
При передвижении раки все время таскают раковину с собой. Когда им грозит опасность, раки-отшельники целиком забираются в раковину, закрывая вход большой клешней.
Когда рак-отшельник подрастает, старая раковина становится ему тесной. Он выбирается из нее и ищет себе раковину попросторней. В это время ему нужно быть особенно осторожным, чтобы не попасть на обед хищным рыбам.
Для усиления защиты рак-отшельник часто сажает на свою раковину морскую актинию. У этой красивой обитательницы океана, похожей на яркий цветок, очень жгучие щупальца. Если к ним прикоснуться, можно серьезно обжечься. Рак-отшельник, встретив на дне понравившуюся актинию, клешней «срывает» ее с камня и пересаживает себе на раковину. Актиния совсем не против такого соседства – ведь ей всегда достаются крохи с обеденного стола рака-отшельника. Когда рак меняет старую раковину на другую, он пересаживает на новый дом и свою жгучую соседку.
Очень часто раки-отшельники устраивают настоящие битвы с сородичами за обладание раковиной или красивой актинией. Побежденный рак ложится на бок или на спину, и победитель больше его не трогает.
ЗАГАДКИ
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.(Раки)
Не кузнец,
А с клещами.(Рак-отшельник)
ОСЬМИНОГ
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине —
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.
Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
Единственная твердая часть тела осьминогов – роговые челюсти, похожие на клюв. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, лангусты, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом из слюнных желез. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Нередко осьминоги строят укрытия из камней или раковин, орудуя при этом щупальцами, как руками. Осьминоги охраняют свой дом и могут легко найти его, даже если ушли далеко.
Издавна люди боялись осьминогов (спрутов – как они их называли), сочиняя про них страшные легенды. Древнеримский ученый Плиний Старший рассказывал о гигантском спруте – полипусе, который воровал рыбацкие уловы. Каждую ночь осьминог выбирался на берег и съедал рыбу, лежащую в корзинах. Собаки, учуявшие осьминога, подняли лай. Прибежавшие рыбаки увидели, как осьминог обороняется от собак огромными щупальцами. Рыбаки с трудом справились с осьминогом. Когда гиганта измерили, оказалось, что его щупальца достигали в длину 10 метров, а вес составлял около 300 килограммов.
ЗАГАДКА
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног —
Вот и весь я – … (осьминог).
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.(В. Мороз)
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, голотуриями, офиурами и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
Морские звезды обладают удивительной способностью раскрывать створки раковин устриц или мидий своими сильными лучами. Некоторым звездам даже не нужно полностью раскрывать раковину. Они через рот выворачивают свой желудок наизнанку и просовывают его в отверстие раковины. Моллюск переваривается прямо в раковине. Переварив добычу, звезда втягивает желудок обратно.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное. Ученые проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превращалась в морскую звезду.
Морские звезды – родственники морских ежей. У морской звезды астериас даже есть известковый скелет, а из-под кожи наружу торчат небольшие иголки. Другая разновидность морских звезд, аканкастеры, похожи на морских ежей – их лучи и спины покрыты длинными и ядовитыми шипами. Аканкастеры наносят большой ущерб колониям кораллов, поедая их.
Некоторые морские звезды питаются своими сородичами. Например, кроссастеры. Эти огромные морские звезды имеют 12 лучей и вырастают почти до полуметра в диаметре. Они способны быстро передвигаться по дну и догонять более медленных морских звезд. Сами кроссастеры могут чувствовать себя в безопасности, потому что у них ядовитые тела.
МОРСКОЙ ЁЖ
Словно кактус на окне,
Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.(Ю. Парфенов)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей, а относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.
Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.
Несмотря на устрашающий вид, морские ежи часто оказываются беззащитными. Их основной враг – морские звезды. Они могут просовывать желудок между иглами и переваривать ежа снаружи.
Крупные улитки, живущие в Средиземном море, изобрели необычный способ охоты на морских ежей. Они плюют в свою жертву! В слюне этих улиток есть соляная кислота, которая парализует ежа и разъедает его панцирь.
Некоторые хищные рыбы выпускают в ежа изо рта сильную струю воды. Морской еж переворачивается незащищенным брюхом вверх и становится легкой добычей.
ЗАГАДКА
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живет.(Морской еж)
МЕДУЗА
Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
К медузе прикоснешься —
Как током обожжет!(Н. Мигунова)
Медузы – близкие родственники актиний и кораллов. В отличие от этих животных, они не проводят всю жизнь, прикрепившись к камням, а свободно плавают на морских просторах.
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец.
На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в стрекательных клетках небольшой медузы-крестовичка, может вызывать у человека смертельные ожоги.
Опасна для человека и другая медуза, морская оса. Она похожа на перевернутую глубокую миску, от которой вниз тянутся двадцать щупалец длиной 10 метров. В них содержится большое количество яда.
Питаются медузы планктоном, мелкими рачками и рыбешками.
Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. В северных морях обитает самая крупная – полярная медуза. Длина ее щупалец достигает 30 метров, а диаметр – двух метров.
Медуза про море
Стихи сочиняет,
Но только об этом
Никто не узнает
Ни рук у нее,
Чтобы ручку держать,
Ни рта у нее,
Чтобы вслух прочитать.
Сама для себя сочиняет медуза,
Печальна ее молчаливая муза.(И. Жуков)
Медузы обитают не только на поверхности океана, но и в морских глубинах. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. На свет этого живого фонарика плывут мелкие рачки, прямо в щупальца коварной медузы.
Светятся и другие медузы. Зонтик и щупальца медузы пелагии горят желто-оранжевым светом. Если к поверхности поднимаются много медуз эквиорий, живущих у тихоокеанского побережья Америки, кажется, что все море пылает красным огнем.
ЛЕТУЧАЯ РЫБА
В тропических морях живут рыбы, которые научились «летать». Это представители семейства летучих рыб. Передние плавники этих рыб развились в настоящие крылья. Перед полетом летучие рыбы сначала разгоняются в море до скорости 40 километров в час, плотно прижав плавники к телу. Затем рыбы широко расправляют плавники и резко выпрыгивают из воды. Они бьют по воде хвостом, чтобы увеличить скорость. Взлетая над водой, летучие рыбы уходят от преследующих их хищников.
Прятаться от врагов летучим рыбам помогает и окраска. Спина у них темно-синего цвета, и сверху их не могут заметить хищные птицы. Нижняя часть тела у летучих рыб серебристая, другие рыбы, подплывая снизу, тоже их не видят.
В полете рыбы не машут плавниками, как птицы, а просто планируют над водой. Таким образом летучие рыбы пролетают расстояние от 10 до 300 метров.
Бывали случаи, когда летучие рыбы залетали даже на палубы океанских кораблей. Ночью они не замечали высокого борта корабля, и поток воздуха заносил их прямо на палубу.
В Южной Америке обитают небольшие рыбки из семейства харациновых, которые тоже совершают полеты над водной поверхностью. Но при этом они еще и машут плавниками! Даже живущая в водоемах России рыба чехонь может выпрыгивать из воды, махая передними плавниками, словно крыльями. Вот такие удивительные рыбы, которым мало передвигаться в воде, – они хотят освоить и воздушный океан.
ЗАГАДКИ
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.(Рыба)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.(Рыба)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.(Рыбка)
МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА
Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений, черепаха.(Н. Доброта)
В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал обтекаемым и уплощенным. В отличие от сухопутных черепах морские не могут прятать голову под панцирь. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограммов.
Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном морскую капусту.
Размножаются морские черепахи на суше. Они откладывают крупные яйца на песчаные берега островов и побережий материков в тропиках. Помогая себе ластами и даже хвостом, черепаха отползает на несколько метров от воды. Задними лапами она старательно выкапывает глубокую ямку, в которую откладывает яйца. Затем черепаха засыпает ямку и тщательно ее разравнивает, чтобы кладку яиц не обнаружили хищные звери и птицы.
Черепашата, вылупившись из яиц, повинуясь инстинкту, ползут к кромке воды. Для своего первого путешествия они выбирают ночное время, когда ползти безопаснее. И все равно из каждых десяти новорожденных черепашат лишь один сумеет достичь моря. Их подстерегают и птицы с острыми клювами, и большие крабы с крепкими клешнями.
Черепаха не спешит,
На волнах морских лежит.
Тихо ластами гребет
И плывет себе, плывет.
В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи. Иногда эти пляжи расположены за многие тысячи километров от места их кормежки. Ученые считают, что в пути черепахи могут ориентироваться по запаху и по солнцу.
ЗАГАДКА
Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи)
КИТ
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше от огромной туши!(Б. Заходер)
Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и веса 150 тонн.
Предки китов когда-то обитали на суше, но затем снова вернулись в морскую стихию. Тело животных приобрело обтекаемую форму, исчезла шерсть.
В океане бьют фонтаны,
Нам навстречу кит плывет.
До чего же он огромный —
Словно дом иль пароход.(Н. Мигунова)
Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.
Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды. Легкие у китов имеют большой объем, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша, и даже погружаться на глубину более 500 метров, а кашалоты – на глубину более одного километра.
Знают взрослые и дети —
Я крупнее всех на свете!
За две мили с корабля
Можно разглядеть меня!
Для ориентировки в воде киты издают звуки, которые не способно уловить ухо человека. Мозг кита – это настоящий гидролокатор, который улавливает звуковые сигналы, отраженные от разных предметов в воде, и определяет расстояние до них.
Питаются киты в основном рыбой или мелкими рачками. Они плавают с открытым ртом, процеживая воду сквозь специальные пластины – китовый ус.
У некоторых китов, их называют зубатыми, нет китового уса, зато есть зубы. Зубатые киты кашалоты питаются огромными кальмарами, в поисках которых ныряют на большие глубины.
Люди издавна охотились на китов. В наши дни этих гигантов осталось мало, и они взяты под охрану.
ЗАГАДКА
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.(Кит)
ДЕЛЬФИН
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво —
Очень быстро и игриво!(Н. Мигунова)
Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по-особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.
Однажды, когда корабль потерпел крушение, в воде оказалось много людей. Им на выручку быстро приплыли дельфины. Они плавали вокруг и отгоняли от людей голодных акул, пока не подоспел спасательный корабль.
Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. А одна шотландская девочка даже подружилась с дельфином, и он каждый день приплывал к ее дому на берегу океана.
Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – злейшие враги дельфинов.
Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.
Самыми способными считаются дельфины афалины. Иногда они проявляют даже большую сообразительность, чем дрессированные обезьяны. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения.
По-над морем бродит
Ласковый туман.
По утрам выходит
К морю мальчуган.
Мальчик громко свистнет —
Из морских пучин
Выплывает быстро
Голубой дельфин.
Брызгами сверкая,
Вынырнет к нему,
Спину подставляя
Другу своему.(С. Баранов)
У дельфинов есть собственный язык общения. Друге другом они «разговаривают», издавая посвистывания и пощелкивания. Преследуя добычу, дельфины издают звуки, похожие на собачий лай, когда их кормят – «мяукают», а когда поблизости появляются незнакомые предметы – голос дельфина похож на скрип ржавых дверных петель.
Детей увлекает все новое и неизвестное. И если по лесу или парку можно пройтись, а зимой и увидеть следы животных и птиц на снегу, то мир под водой полон тайн и загадок. Ведь туда просто так не заглянешь. А там столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины и огромные киты. И все это интересует ребят не меньше, а порой даже больше, чем животные давно минувших дней.
Содержание
- 1 Как расказать детям о подводном мире
- 1.1 Аквариум
- 1.2 Океанариум
- 1.3 Художественная литература о морях и океанах
Как расказать детям о подводном мире
Аквариум
Первым помощником в рассказе детям о подводном мире становится аквариум. Его можно рассмотреть со всех четырех сторон и увидеть все своими глазами. Как двигаются рыбы, как они общаются, как прячутся в зарослях подводных растений, которые плавно колышутся в потоке воды.
У живой рыбки интереснее будет рассматривать плавники и чешую. А потом при необходимости повторить это на картинку, с удивлением отметив, что именно такая рыбка плавает у него в домашнем аквариуме.
Здесь же можно понаблюдать за ростом подводных растений и увидеть что и им тоже нужен свет, ведь без него они станут бледными и будут плохо расти. И что слишком много света тоже не несет пользы водным обитателям, потому что начинают расти вредные водоросли.
В аквариуме все можно увидеть наглядно и даже погладить рыбку, когда производится генеральная чистка этого стеклянного домика.
Океанариум
Теперь, когда есть первые представления о мире под водой, можно перейти к следующему этапу. Открыть для детей подводный мир морей и океанов через посещение океанариума.
Здесь в одном месте собраны богатые коллекции подводных жителей и растений из разных уголков мира. И наблюдать их можно сквозь толщу воды, находясь почти рядом с ними.
Плюс ко всему в этих помещениях всегда красиво и загадочно. В океанариуме теряется ощущение времени. А если хочется узнать побольше нового, то всегда можно воспользоваться услугами экскурсоводов, которые наверняка знают такое, что точно заинтересует маленьких посетителей.
Художественная литература о морях и океанах
Это еще один прекрасный способ того, как рассказать ребенку о подводном мире. Многие детские авторы обращались к этому полному загадок и тайн миру и создавали удивительные произведения.
Для знакомства с миром рыб самых маленьких слушателей, подойдут веселые произведения в стихотворной форме Т. Назарчук «Про рыбку».
Произведение С. Сахарнова с реалистичными иллюстрациями Н. Устинова «Кто в море живет» состоит из коротких и забавных сказок про обитателей морей и океанов. Их героями становятся пингвины и крабы, черепахи и осьминоги. События в этих сказках происходят в разных частях света во всех морях: от теплых до холодных.
Познавательная сказка К. Эрика об оригинальной рыбке: «Морской конек». Оказывается, что всю заботу о потомстве берут на себя папы-коньки. И главный герой сказки папа-рыбка переживает различные ситуации, общается с другими обитателями океана и делится опытом. Он встречается не только с друзьями, но и с врагами, от которых он старается укрыться.
Еще одно познавательное произведение в виде путешествия главного героя «Приключения маленькой трески» У. Кушерона.
Множество русских писателей тоже обращались к этой теме. Среди них В. Бианки и В. Катаев. Произведения, вышедшие под их авторством наполнены веселыми приключениями и поучительными историями.
Каким бы ни был выбор произведения. Главное, чтобы это была не скучная энциклопедия, а интересный рассказ, содержащий правдивую информацию.
Читайте также:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ