Литературный талант А. И. Куприна сложно оспорить. Его произведения читают и любят по сей день, а проблемы, затрагиваемые им в текстах, остаются актуальными. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с его литературным наследием, предлагает Вам анализ повести «Поединок» по плану, а также подробное краткое содержание по главам.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Суть: о чем повесть?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Художественные особенности
- 11 Критика
История создания
Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.
Процесс создания идет тяжело – в то время, как Александр Иванович работает над материалами и черновиками, в свет выходит роман другого автора со схожими идеями. Куприн собирается бросить труд, но благодаря стараниям М. Горького, все же решает закончить повесть. Также автору в работе мешало пагубное пристрастие к спиртным напиткам. О нем часто шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».
Впервые повесть публикуется на страницах сборника «Знание» в 1905 году и практически сразу вызывает бурную реакцию у публики. Одни сочли произведение за попытку очернить тех, кто отважно защищал родную страну от бед, другие – за смелый вызов существующей системе.
История написания повести «Поединок» неотделима от биографии автора. В «Поединке» много автобиографичного – Куприн и сам отслужил четыре года в провинции. Он и сам имел многочисленные романы с замужними женщинами. Он и сам не раз бывал на дуэли. Впечатления о том времени позволили ему достоверно описать характеры героев и нравы офицеров.
Жанр и направление
Произведение «Поединок» относят к жанру повести. Об этом можно судить по объему текста (больше, чем рассказ, но меньше, чем полноценный роман, несмотря на то, что сам Куприн говорил иначе), наличию определенного повествователя (Ромашов), о судьбе которого и узнает читатель. Также история замкнута в пространстве – все события происходят в рамках одного городка – и времени. Во второй главе указывается начало действия: первые числа апреля. Завершается все 2-го июня донесением о трагедии.
Направление интересующей нас повести Куприна — реализм. «Поединок» достаточно реалистичен. Образы и ситуации обычны для той эпохи, автор умело пользуется психологизмом и детализацией для создания живых, правдоподобных персонажей. Тем не менее, главного героя вполне можно назвать романтическим. В нем присутствует типичное для этого направления двоемирие: осознание того, что мир идеальный не соответствует миру реальному, в котором приходится существовать. Поняв это, человек впадает в отчаяние, он не способен смириться с несовершенством повседневности, но и сделать он ничего не может. Не принимают его и окружающие, далекие от духовного развития. Ромашов отличается от них, но едва ли превосходит, ведь наш романтический герой традиционно слишком слаб, чтобы воплотить в жизнь свои идеалы.
Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.
Композиция
Повесть «Поединок» имеет одну основную сюжетную линию, которая развивается от начала до конца: переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления нужны только для раскрытия центрального конфликта.
Финальная глава «Поединка» имеет необычную форму – она представлена в виде рапорта о случившейся дуэли между Николаевым и Ромашовым. Дело в том, что ее оригинал изъяли при обыске квартиры писателя, и Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. Времени до отправки произведения в печать практически не оставалось, поэтому он решил поступить подобным образом, взяв образец из Дуэльного кодекса.
Суть: о чем повесть?
Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.
Он разочарован в армии, чувствуя себя лишним среди «чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Не терпит рукоприкладства и грубости со стороны вышестоящих – за попытку заступиться за одного из солдат его даже сажают под домашний арест на четыре дня.
Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.
На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.
Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон считает, что главные герои повести «Поединок» могут мирно сосуществовать в одной таблице:
Георгий Ромашов | главный герой, глазами которого читатели видят все события, происходящие в повести. Именно его мысли и эмоции позволяют глубже понять окружающий мир. Он не понимает, насколько сложна жизнь во всех ее проявлениях – как позитивных и негативных – думая, что люди запросто могут изменить мир к лучшему. Просто они еще не осознали этого. Идеалистическое мировоззрение делает его крайне уязвимым. Он видит вокруг только грязь и пошлость, ему скучно среди товарищей – нигде Георгий не может найти себе места. Примечательна его склонность составлять в голове подобие книжных фраз при каждом эмоциональном случае. «…он подумал про себя, по своей привычке, в третьем лице: «Мрачное раздумье бороздило его чело»Сам Ромашов немного стесняется этого, называет слабость детской и глупой, но отучиться от нее не может. Представляя себя литературным героем, он уходит от тоскливой повседневности, отделяется от нее. Обособившись, он также становится излишне мнительным. Ему свойственно желание порисоваться, проявить себя. У него есть тщеславие и жажда признания.Единственное, что удерживает его связь с реальностью – чувства к Александре. Ромашов отчаянно ищет родственную душу, но никак не может найти. |
Александра Петровна Николаева (Шурочка) | образованная женщина, начитанная, желает любыми способами покинуть провинцию («Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»). Гордая, умело пользуется обаянием, чтобы получить то, что хочется. Ромашова считает близким человеком, но не видит с ним смысла заводить роман («Меня волнует ваша близость и наши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий!»). Она резко выделяется на фоне прочих женских образов повести тем, что совсем не интересуется пустой жизнью городка, поэтому и кажется Георгию особенной. Александра тщеславна, как и он, но у нее гораздо больше целеустремленности и силы, чтобы добиться богатства и видного положения. |
Владимир Ефимович Николаев | сослуживец главного героя, несколько раз пытавшийся поступить в академию. Под чутким присмотром жены готовится к третьей попытке сдать экзамены. Недалекий, глупый, но упорный человек, находящийся под влиянием жены. Сама Шурочка относится к нему с некоторым снисхождением, зовет излишне ревнивым и вспыльчивым (Я своего мужа не люблю, – говорила она медленно, точно в раздумье. – Он груб, он нечуток, неделикатен…», «Он до сих пор мучит меня этим несчастным Назанским. Выпытывает каждую мелочь, делает такие чудовищные предположения, фу…»). В порыве гнева убивает Ромашова на дуэли. |
Василий Нилыч Назанский | умный и открытый офицер лет 30, к которому Ромашов приходит за поддержкой. Много философствует, говорит о красоте, искренне заботится о состоянии Георгия. «В вас что-то есть, какой-то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат…» – говорит он ему. Прекрасно понимает безнадежность своего существования, отчего старается заглушить чувство опустошенности алкоголем. Мечтатель, как и главный герой. «Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни…» |
Темы
Можно выделить в повести «Поединок» несколько основных тем: тяготы армейской службы, взаимоотношения мужчины и женщины, поиск места в мире. Тематика «Поединка» интересна и современному читателю:
- Тема армейской жизни раскрывается за счет подробного описания солдатского быта. Неравенство – основная причина процветания бесчеловечности в этой среде. Чувствуя власть, люди с более высокими званиями принимают рядовых за расходный материал, с которым можно обращаться как угодно. Людей связывает страх, а не уважение, и это, считает Куприн, неправильно.
- Любовная линия Раиса-Георгий-Шурочка показывает читателю, насколько разными бывают чувства. Раиса не понимает причин, по которым Ромашов вдруг в один раз охладел к ней настолько, что даже не пожелал объясниться. Обиженная, она вымещает свою злость в едких словах и угрозах, и, в конце концов, становится причиной смерти главного героя – именно она посылала Николаеву ту анонимные письма со сплетнями. Для Раисы любовь может быть только эгоистической: она любит не мужчин, а их отношение к себе. Поэтому для нее от любви до ненависти один шаг. На контрасте с этим образом Александра кажется более зрелой и мудрой женщиной. Но единственное, что ею движет – желание стать частью столичной элиты, где она сможет вести роскошную праздную жизнь. Ей приятно внимание Георгия, но не более. Единственный человек, которого она способно любить по-настоящему – это она сама. Ромашов же не находит счастья ни в чем. Увлечение Шурочкой не приводит к серьезным отношениям, на службе тоже одни разочарования. Он не знает, где и в чем найти свое призвание, и не вписывается в общество, видя в нем сплошные пороки. Зато он может искренне любить, ведь он беззаветно верит Шурочке. Тема любви в повести «Поединок» раскрыта всесторонне. Автор обратил особое внимание на эгоистическую любовь, которая только разрушает судьбы людей.
- Поиск призвания — это тоже основная тема повести «Поединок». Ромашов явно ошибся, став офицером. Он не создан для военной службы. Однако признать это и сделать шаг назад герою мешает непомерно развитое самолюбие. Он все еще стремится в академию, однако ничего толком не делает, чтобы достичь своего. Это говорит о его слабости, а еще указывает на то, что Георгию не нужно туда поступать. Он этого не хочет. Его призванием является литературная стезя, ведь он даже сам с собой говорит на книжном языке.
- Тема внутреннего мира. Автор подробно воспроизводит все мысли и чувства героя, чтобы показать духовную уникальность «жалкого» человека. Да, ему не быть генералом, но это не повод его презирать. В его душе действительно есть свет, который гасит окружающая его среда. Однако в других условиях он мог бы развиться и найти себя.
Если тематика повести «Поединок» раскрыта не полностью, напишите об этом Многомудрому Литрекону. Он дополнит ее для Вас.
Проблемы
Проблематика повести «Поединок» тоже очень злободневна и близка многим читателям.
- Основная проблема, затрагиваемая автором – удручающее состояние российской армии. Практически в каждой главе можно увидеть, насколько плохо люди на службе относились друг к другу. Повсеместно встречается рукоприкладство – командиры были уверены, что только криками и физическим насилием возможно донести хоть какую-то мысль до обычных солдат. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки. Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости.
- Проблема гуманизма получает свое отражение в книге. Автор уверен, что жестокости в армии можно избежать, и приводит характерный пример. Крайне нелестно отзываются подпоручики о командире пятого полка. Он разговаривает с подчиненными редко и тихо, ругается также на пониженных тонах. Имеет строгий нрав, но несмотря на это, солдаты почитают его. Во время майского смотра полков именно они показывают наилучший результат, тогда как остальные оказываются полностью вымотаны от жестоких тренировок. «Молодцеватые, свежие люди проделывали ротное ученье таким легким, бодрым и живым шагом, с такой ловкостью и свободой, что, казалось, смотр был для них не страшным экзаменом, а какой-то веселой и совсем нетрудной забавой…». Так, Куприн дает понять, что жестокость, распущенность офицеров и внушение страха солдатам не приведут к положительному результату.
- Проблема половой распущенности в частях тоже занимает особое место. Раиса и Александра заводят романы на стороне и сеют смуту в рядах офицеров. Но даже не любовь движет ими, а простое женское тщеславие. Нищета и провинциальная серость толкают их на безнравственность. Но и этим нельзя оправдать женщин, которые провоцируют дуэли и обманывают своих супругов.
- Проблема неудовлетворенности жизнью. Этим недугом больны почти все герои повести. Георгий мучается от своей бесполезности в армии, его гнетут неудачи. Александра чувствует, что могла бы претендовать на большее, и страдает от нищеты и скуки. Назанский отчаялся найти себя за пределами казармы, но и она ему глубоко чужда. Также его мучает отказ Александры.
- Проблема безволия. Ромашов мог бы изменить свою жизнь и даже завоевать Александру, но у него не хватает сил на то, чтобы двигаться дальше. Он делает что-то значительное только в мечтах. На практике он ни ни что не способен.
Основная идея
В чем же заключается смысл повести Куприна «Поединок»? Автор показал, как важно искать свое место в мире и не останавливаться на том варианте, который «и так сойдет». Ромашов действительно был способным и творчески одаренным человеком, который мог бы найти себя в искусстве или журналистике, как и сам Куприн однажды нашел себя в этих мирных занятиях. Но герой, в отличие от автора, так и не признался себе, что армия — это не его стезя. Ему не хватило смелости и упорства, чтобы покинуть часть, которая отравляла его жизнь. В итоге он погиб, вновь подчинившись условностям. Именно слабость и неумение возразить убили его. Он не сказал «нет» Раисе, ненужным и навязанным ему амбициям, интриганке Шурочке. Безволие завело его в тупик, как и Назанского. Человек не может противостоять среде без силы духа и внутреннего стержня. А эти качества каждый из нас должен выработать сам.
Видимо, главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой, заметив, насколько развращены те, с кем он постоянно находится, пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает. Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни.
Чему учит?
«Поединок» учит читателя внимательности к ближним, заставляет задуматься об отрицательных поступках, которые мы совершаем. То, как показана армия в повести – лишь отображение реального положения дел той эпохи. Куприн хотел, чтобы публика узнала, насколько далеким от идеала является романтизированное офицерское общество, и надеялся, что сможет изменить ситуацию.
Мораль повести «Поединок» заключается в том, что каждый человек должен соответствовать своей мечте. Ромашов жил иллюзиями и заблудился в романтических представлениях об армии. Его бросает из стороны в сторону: реальность разбивает его грезы, убеждает его в необходимости бросить службу; но в мечтах Георгий снова и снова обманывает себя, представляя ту роль, которая ему чужда. Поэтому Ромашов был несчастен и так бесславно погиб, оказавшись не на своем месте.
Художественные особенности
Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.
«Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека…» (Назанский о Николаевой)
«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе…» (Александра – Георгию)
Можно отыскать эпитеты и портретные детали: «жалкая обстановка», «мясистые красные руки», «бесцветные светлые глаза», «Рослый, патлатый Арчаковский» и др.
Также встречается стилизация речи: «боя бать гречадка», «ум’ляю», «ск’жите» и пр.
Критика
Публика восприняла «Поединок» неоднозначно, кто-то поддержал стремление автора обратить внимание на существующую, но малоизвестную проблему, а кто-то, наоборот, упрекал его в попытке очернить военных.
В журнале «Русская мысль» писали следующее:
«…его бич и его удары <…> бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни…»
«Петербургские ведомости» придерживались схожего мнения:
«Язвы, поражающие… офицерскую среду <…> в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни…»
Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.
«В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности…»
Автор: Инна Колокольникова
Проблематика и система образов в повести “Поединок” А. И. Куприна — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
Повесть “Поединок” отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, “поединком с царской армией”. В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой – жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность.
Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, – все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.
Тщедушный, больной, с лицом “в кулачок” и с глазами, в которых “застыл тупой покорный ужас”, этот “солдатик” – объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве.
Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты “с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком”.
Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой – социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей “службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее”. Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры.
Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего.
Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский.
Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы “какого-то злого, сумбурного демона”. Они сами иногда “ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием”.
В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова.
Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский – в сверхиндивидуализме.
В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:
“…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности”. Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о “грядущей богоподобной жизни”, но путь к ней видит в теории сверхчеловека.
Осознание своего “я”, пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое “одиночество, затерянность среди чужих”.
Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его “ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности”, а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: “Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара.
Не смеет даже отклонить головы”.
В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное “распрямление” личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова.
Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.
Все сочинения
Сочинение Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».
Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и романтическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями “словесностью” и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами “заштатной” интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы запасом на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести “Поединок” Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью “Поединок” в 1902—1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел — “хватить” по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества и бесчеловечности. Все события произведения происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия — это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя — это блеф, пустой звук, и нет никакой великой державы. Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен, ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание некоторыми солдатами того, что от них требуется (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть какого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко — это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: “. . . они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность”. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии — всех пытаются “подвести под одну гребенку”, не учитывая особенностей каждого народа, которые являются, если можно так сказать, врожденными и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 году. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: “Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, — били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю”. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда “обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью”, как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). Другими словами, завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит. Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: “Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову”. Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, поскольку прекрасно знают, что тогда им будет. Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишают средств к существованию: то малое жалованье, которое они получают, они почти всё отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив за это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале XX века имела модель такого общества в армии, где офицерство — это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты — это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Тех, кто пытается пойти против этой системы, ожидает очень нелегкая судьба. В одиночку бороться с такой “машиной” бесполезно, она “поглощает всех и вся”. Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от реальной действительности) наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он со свойственной ему самокритичностью находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью “машины”, смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: “Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить”. Он “точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни”. Далось ему такое “взросление” нелегко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой, ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело и толпа людей, собравшихся вокруг). Анализируя положение Хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны — это абсурд, и, следовательно, для того чтобы не было этого чудовищного явления “армия”, а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: “. . . Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Проблематика и система образов в повести «Поединок» А. И. Куприна
Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой — жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, — все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.
Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» — объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком».
Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой — социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей «службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».
В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский — в сверхиндивидуализме.
В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:
«…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.
Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы».
В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «распрямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.
Проблематика повести Куприна «Поединок»: кому объявлена дуэль?
Одно из самых значимых произведений Куприна написано в 1905 году, но повествует о событиях 1890-х годов. Главный герой — слегка наивный и застенчивый, но думающий и глубокий юный подпоручик Георгий Ромашов, который служит в провинциальном пехотном полку. Ромашов тяжело мирится с обывательской жизнью его полка и маленького города, в котором вынужден жить.
Карьера его не очень складывается, на личном фронте все тоже не очень благополучно. Ромашов уже четко понимает, что военная служба — не его, все не так, как виделось ему в годы учебы, когда он воспринимал военных, как благородных людей. Он решает, что уйдет в запас, отслужив обязательные три года. Он видит жестокость руководства и не принимает тупую муштру. Параллельно рассказывается о его личной жизни. Так, он влюблен безнадежно в Шурочку Николаеву – жену одного из его начальников. Амбициозная женщина мечтает, как и Ромашов, вырваться из провинции, она умна и потому активно готовит своего мужа к поступлению в академию. Параллельно Ромашов крутит роман с замужней Раисой, которая после расставания пишет записки Николаеву. В итоге, Николаев вызывает Ромашова на дуэль, Шурочка, которая активно делает карьеру мужа, уговаривает Георгия не стрелять. Это и приводит к его гибели.
Можно предположить, что события разворачиваются в 1894 году, когда были разрешены дуэли в армии. Но Куприн ставил перед собой серьезную задачу — попытаться проанализировать, почему российская армия потерпела поражение 10 лет спустя во время войны с Японией.
Армия действительно показана в повести несовершенной и бессмысленно жестокой. Солдаты, офицеры и полк изображены Куприным крупным планом, они активно взаимодействуют с главным героем. Здесь нормально избивать солдат так, чтобы вся комната была в крови, привычны самоубийства среди военных. Конечно, есть и глубокие люди, например, приятель Ромашова Назанский, но они не очень счастливы, зачастую выпивают и пребывают в депрессии. Куприна не удивляет, что Россия оказалась проигравшей в русско-японской войне…
Наиболее общая философская тема повести – столкновение бесчеловечности и гуманизма. Кто-то из товарищей Ромашова остался человеком, а кто-то превратился в условиях русской армии в животное.
Еще одна тема повести — убожество провинциального мещанства, в котором вынужден жить Ромашов и Шурочка. Наиболее яркая картинка — городской бал, где обязательно должно было быть руководство армии и элита полка. Это следующие одна за другой картинки того, как провинциалы подражают столичной элите. Вот «знать» полка играет в бильярд. Вот унылая беседа с Лещенко.
Вот Ромашов стал дирижером бала и принимает раскрашенных и безвкусно одетых дам. Ромашов назначает поединок именно этому, а не ставшему врагом Николаеву, и к сожалению, проигрывает. В таком же поединке участвует и его возлюбленная – Шурочка, которая не хочет такой жизни и стремится вырваться из нее. Но она –женщина хитрая и умеет манипулировать, поэтому, есть вероятность, что она выедет в столицу на шее своего нелюбимого супруга, которому она активно делает карьеру. К сожалению, у главного героя нет такой хитрости…
Главная>Сочинения по произведениям
Темы сочинений:
Дружба и вражда
Повесть «Поединок» одно из немногих произведений Куприна, посвященных теме русской армии. Автор сам учился в военной академии, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус, поэтому знал все плюсы и минусы офицерской жизни. Ему удалось создать целую галерею образов, начиная с представителей старшего поколения и заканчивая молодыми новобранцами. Полное сочинение>>>
Женские образы
Повесть А. И. Куприна «Поединок» была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Полное сочинение>>>
Изображение русской армии в произведении
Действие повести А. И. Куприна «Поединок» относится к 90-м гг. XIX века. Автор открыто осуждал армейские порядки, принятые в тот период. Он сумел разоблачить офицерский состав и его недостатки. Мы видим как за исключением некоторых карьеристов и честолюбцев все остальные офицеры служат принудительно и без особого желания. Полное сочинение>>>
Сила любви
Повесть А. И. Куприна «Поединок» появилась в начале 19-го столетия и наилучшим образом передала армейскую жизнь того периода. Главный герой произведения — молодой человек в чине офицера, который вот уже два года служит в одном провинциальном городе и никак не может привыкнуть к грубости и пошлости полковой жизни. Полное сочинение>>>
Смысл названия повести
Повесть «Поединок» была написана А. И Куприным в конце 19 — начале 20 столетия. Этот период характеризовался русско-японской войной и революционными настроениями в стране. Поэтому повесть и разоблачение армейской жизни в ней вызвали бурю негодования и общественный резонанс. Полное сочинение>>>
Честь и бесчестье
Повесть «Поединок» считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования — жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею портретов, достойных анализа. Среди них и представители старшего поколения, и молодые, неопытные офицеры, и робкие новобранцы, и жены солдат. Каждого персонажа Куприн наделил личностными качествами. Полное сочинение>>>
см. также:
Характеристики главных героев произведения Поединок, Куприн
Краткое содержание Поединок, Куприн
Краткая биография Александра Куприна
Любовная и социальная драма в повести Поединок
Героями произведений А.И. Куприна являются «маленькие люди»: солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова «маленький человек» у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести «Поединок», созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.
Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.
Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был «среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. «. Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: «. завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный. «. Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.
Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: «От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: «И он рассмеялся горьким, презрительным смехом». Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту «ограниченную женщину». Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.
На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: «тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге. взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться. У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью». Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, «беспросыпном пьянице», за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.
Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня «полковой дамы». Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.
А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.
В повести «Поединок» А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.
Источник
Сила любви в повести Поединок, Куприн
метки:
Любовь, Поединок, Победитель, Ромашов, Жизнь, Произведение, Столичный, Зажить >Сочинения по произведению Поединок
36 предложений/ 527 слов
Повесть «Поединок» появилась в начале 19-го столетия и наилучшим образом передала армейскую жизнь того периода. Главный герой произведения — молодой человек в чине офицера, который вот уже два года служит в одном провинциальном городе и никак не может привыкнуть к грубости и пошлости полковой жизни. Георгий Ромашов — истинный романтик. Он натура тонкая, глубокая и думающая. В армию он пришел, чтобы Родину защищать, а тягостная армейская жизнь открыла ему истинное, отталкивающее лицо армии.
На протяжении всего произведения герой борется с окружающей его действительностью. Ко всем вопросам он старается подходить с точки зрения человечности и морали, оттого у него сердце конфликтует с рассудком. Для многих других офицеров смерть одного-двух солдат ничего особенного не значит, а Ромашов тяжело переживает такие моменты, понимая, до чего бедняг доводит армейская жизнь. На фоне этой бесчеловечной картины развивается любовь Ромашова к — жене поручика Николаева .
В городе немало и других офицерских жен, но все они до предела пошловаты и ничтожны. Многие без зазрения совести обманывают своих мужей с более молодыми служивыми. Так, например, Раиса Петерсон вот уже давно состоит в грязных и скучных отношениях с Ромашовым. Вначале романа он никак не решается порвать с ней, но на одном из субботних вечеров он все-таки разрывает с ней всяческие отношения. На фоне этих жалких обольстительниц отчетливо выделяется фигура Александры Петровны.
Шурочка — женщина красивая, утонченная, имеющая тонкий вкус. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах. Для Ромашова она словно луч солнца в темном царстве. Сама она тоже увлечена Ромочкой, как она его называла. Он ей мил, но в то же время она считает его слишком слабым, не способным дотянуться до «верхов». Шурочка довольно амбициозна и готова ради своих целей поступиться многим, даже теплыми отношениями с Ромашовым.
Будучи талантливой и целеустремленной натурой, она всячески пытается помочь мужу в вопросах карьерного роста. Для начала он должен выучиться и поступить в академию генерального штаба. Тогда она сможет вырваться из этой серой провинции и зажить столичной жизнью. Однако если Шурочка наделена гибким умом, то ее муж Володя скорее обделен им. Он уже несколько раз проваливал этот экзамен и никак не мог усвоить основную программу.
2 стр., 784 слов
Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. …
… из этого, строится все управление городом. Помимо чиновничества, в N. населяют и другие сословия. Ревизор, давая распоряжения, говорит о гражданстве, … и его семья, мечтает о Петербурге. Вот где настоящая жизнь! И Хлестаков своими выдуманными рассказами пробуждает эти мечты в … разных сословий и непосредственно. Все они приходят с просьбами к «чиновнику» Хлестакову. Сначала ему «бьют челом» купцы. Они …
На одном из званых вечеров у Николаевых Шурочка призналась Ромашову, что влюблена в него и разделяет его мечты, но им следует расстаться и больше не видеться, так как Володе это совсем не нравится. С недавних пор Николаеву начали поступать анонимки с намеками на какие-то отношения между его женой и подпоручиком Ромашовым, отчего он был вне себя от злости. По сути, Шурочка стала причиной гибели Ромашова.
Узнав, что между ее мужем и Ромочкой намечается поединок, она пришла просить его не стрелять в ее мужа. Она также просила не отменять поединка, так как это могло показаться немного сомнительным и ударить по их репутации. Шурочка обещала поговорить с мужем, чтобы тот тоже не стрелял в упор в Ромашова. Его душа полна любви к Шурочке и поэтому он соглашается.
В финале повести герой гибнет от руки Николаева, проиграв свой самый важный поединок — поединок с жизнью, а точнее с ее абсурдным порядком. Даже сила любви не способна была что-либо изменить, или не было ее вовсе. Автор пытался показать, что в армейской жизни не было места настоящей любви, также как и не было места человечности.
см. также:
Примеры похожих учебных работ
Джек лондон любовь к жизни
… жизнь без любви теряет всякий смысл. Это не жизнь, а жалкое существование. Рассказ американского автора Джека Лондона «Любовь к жизни» … отвага, и жестокость, и людское сочувствие, и любовь к жизни, конечно. Писатель повествует о двух участниках …
Любовь в жизни Онегина и Татьяны 9 класс
… старался от нее спрятаться. Написать сочинение «Любовь в жизни Онегина и Татьяны» станет проще после прочтения предложенного … Татьяна выходит замуж, однако в книге не говорится о любви к мужу. Спустя время, преобразовавшаяся Татьяна встречает Онегина. …
Любовь в жизни Онегина и Татьяны 9 класс (2)
… манифестом той мистической, сильной любви, что творит чудеса. Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» … Сочинение на тему любовь татьяны любовь онегина Любовь в понимании Онегина и Татьяны. (по А.С. Пушкину «Евгений Онегин») В своем сочинении …
На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова
… творениями классицизма. по роману И. А. Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не …
Любовь в жизни андрея болконского
… носителем народного духа и воли. Любовь в жизни героев романа Андрей Болконский Тернистый путь пришлось пройти Андрею, прежде чем он нашел себя, свое предназначение в жизни. Семейная жизнь с Лизой не принесла семейного …
Была ли любовь в жизни Печорина?
… искал. Но оказывается, не так важна оказалась любовь в жизни Печорина. Сочинение на эту тему можно построить на анализе … к девушке Вере. Это была какая-то неосознанная любовь в жизни Печорина. Сочинение на эту тему должно указывать на то, …