Призрачные поезда — одна из любимейших тем писателей-фантастов. Можно вспомнить с десяток рассказов одного только Рэя Брэдбери, где так или иначе фигурируют железнодорожные фантомы. В российской фантастике поезда-призраки тоже регулярно тревожат необъятные просторы Родины или тоннели метро: тема всплывает в произведениях Владислава Крапивина, Владимира Колупаева, Дмитрия Глуховского (признан в России СМИ, исполняющим функции иностранного агента). Попытаемся разобраться, насколько правдивы многочисленные легенды о призрачных локомотивах и какая реальная основа лежит под выдумкой.
Городские легенды
Поезд-призрак как явление относится к городским легендам. Такими же легендами можно считать двухметровых крыс московской канализации, похищения людей инопланетянами и даже теорию всемирного заговора с целью сокрытия лекарства от СПИДа. От обычной средневековой сказки городская легенда отличается лишь тем, что появилась и пошла в народ в XIX-XX веках, то есть сравнительно недавно. В принципе, истории о вурдалаках в шотландских лесах — тоже разновидность городской легенды, просто более старой.
Существует несколько стандартных типов сказки о призрачном поезде. Чаще всего в рассказах «очевидцев» фигурирует паровоз или другой локомотив XIX — начала XX века. Крайне редко встречаются современные поезда. Иногда призраки представляют собой локомотивы, некогда существовавшие в реальности, иногда — фантастические конструкции, совершенно невозможные по всем признакам.
Образ призрачного поезда часто используется в развлекательных шоу или парках аттракционов. Выглядят такие поезда скорее комично, чем пугающе (фото: Ruth Hartnup, CC BY 2.0)
Отдельную группу городских легенд составляют истории о призрачных поездах метро. Существуют целые организации поклонников историй о призраках метро, на эту тему пишутся многочисленные книги и снимаются фильмы. Самым известным литературным произведением про призрачный метрополитен является классический рассказ Армина Джозефа Дейча «Лист Мёбиуса» — кстати, дважды экранизированный. Ну что ж, на рельсы!
Из Италии — в Полтаву
На постсоветском пространстве широко известна история, рассказанная в 1988 году писателем и журналистом Николаем Черкашиным. Расследуя причины гибели легендарного линкора «Новороссийск», Черкашин брал интервью у оставшихся в живых очевидцев (всё-таки корабль взорвался в далёком 1955 году), в том числе и видевших трагедию с берега. Почти все истории были идентичны, кроме одной. Житель Балаклавы Пётр Устименко перевёл разговор в совершенно другое русло и рассказал журналисту о том, как видел поезд-призрак.
Призрачный поезд Черкашина выглядел, по словам очевидцев, вполне материальным, разве что двигался абсолютно бесшумно
Устименко описал явно довоенный паровоз (причём указал, что это не российская серия «Ов», с которой он был хорошо знаком), тянущий за собой три вагона. Состав шёл по старому полотну, с которого сняли рельсы, со стороны горы Гасфорта (село Хмельницкое) по направлению к Севастополю. Устименко работал стрелочником; он успел поднять шлагбаум, отделяющий мёртвую ветку от действующих путей, и поезд совершенно бесшумно проследовал мимо. Никаких следов движения поезда не осталось, колёса даже траву не примяли; впрочем, поезд, способный передвигаться без рельсов, — это уже невероятный факт. Линкор «Новороссийск» взорвался утром того же дня.
Черкашин занялся расследованием вопроса о поезде-призраке — и нашёл его следы. Описание Устименко точь-в-точь соответствовало внешнему виду итальянского туристического поезда фирмы «Санетти», который в 1911 году якобы въехал в туманный тоннель в Ломбардии и пропал без вести. По легенде, два пассажира успели выпрыгнуть из последнего вагона: они рассказывали, что туман, поглотивший состав, был вязким, как кисель. Сегодня этого тоннеля, кстати, не существует: сначала его закрыли для поездов, а во время войны в него попала авиабомба.
Но вернёмся к нашему поезду и его 106 пассажирам. Двое из них, как уже говорилось, успели спрыгнуть. А вот остальные 104 объявились в… Мехико. Записки мексиканского психиатра Хосе Саксино гласят, что именно такое количество пациентов буквально в один день поступило в его клинику из местного полицейского управления. Несчастные разговаривали на итальянском языке и утверждали, что прибыли из Рима на поезде. Но проблема была в другом. Дело в том, что Саксино жил и работал в первой половине XIX века, а записки опубликовал в 1840-х! Таким образом, итальянский поезд прорезал время. Кстати, и появление его в Балаклаве обосновано: снятую ветку, по которой двигался состав, строили в 1854-1855 годах итальянцы: возможно, здесь есть некая связь.
Сегодня в Европе и США насчитывается несколько десятков брошенных железнодорожных тоннелей с демонтированными рельсами (фото: Kecko, CC-BY-2.0)
У истории есть и ещё один слой. Молодой человек по фамилии Боргезе — один из спрыгнувших с состава перед тоннелем — поведал миру об интересном предмете, присутствовавшем «на борту» поезда. Широко известен тот факт, что череп великого русского писателя Николая Гоголя был украден из его могилы в Свято-Даниловом монастыре, причём обнаружили пропажу лишь при перезахоронении Гоголя в 1931 году. Так вот, Боргезе утверждал, что он вёз с собой этот самый череп, бережно сохраняемый в палисандровом ларце. По словам итальянца, череп выкрали в 1909 году и передали для захоронения на «второй родине» писателя, в Италии. Впрочем, история Боргезе попахивает гнильцой: слишком много противоречивых фактов сообщил юный итальянец.
История загадочного поезда завершается в конце XX века под Полтавой. В 1992 году в газете «Слава Севастополя» появилась заметка «Поезд-призрак на дорогах Украины». Не забывший о своём расследовании Черкашин изучил обстоятельства появления поезда. Докладную записку о призраке написала дежурная Елена Чебрец, которая увидела состав близ села Заваличи Полтавской области. Правда, в отличие от истории Устименко, трёхвагонный состав на этот раз казался вполне материальным: он даже «давил кур, бегавших по шпалам» (цитата из записки). Заметим, что Google Maps никакого села Заваличи под Полтавой не находит…
Точку в расследовании поставил «председатель комиссии по изучению аномальных явлений при Национальной академии наук Украины Василий Петрович Лещатый». Почему должность и имя этого человека взяты в кавычки? Потому что нигде, помимо статей Черкашина, учёного Лещатого не существует. Даже запрос в НАН Украины ничего не дал. Собственно, и отдела по паранормальным явлениям в НАНУ попросту не существует. Но, по свидетельству Черкашина, господин председатель комиссии ещё в 1991 году пропал без вести, занимаясь исследованием феномена поезда-призрака. Лещатый якобы уцепился за последний вагон — и больше его никто не видел.
Из всей этой истории можно сделать лишь один вывод: доказательств нет. Практически всё изложенное является даже не фантазией очевидцев, а компиляцией из многочисленных статей одного-единственного человека — писателя-мариниста Николая Черкашина. Скорее всего, фантастический поезд стал хорошо раскрученным плодом его фантазии. Впрочем, у самого журналиста спрашивать мы не стали: вряд ли он решит разрушить столь старательно созданную легенду.
Призрак с перевала Маршалла
В американской городской культуре самым известным призрачным составом является поезд, появившийся в районе перевала Маршалла (Скалистые горы, штат Колорадо). По своей популярности эта легенда может соперничать даже с погребальным поездом Авраама Линкольна, который и сегодня очевидцы встречают на просторах Соединённых Штатов.
Железную дорогу через перевал проложили в 1880-х годах, она проходила на высоте более 3600 метров над уровнем моря. Машинистом одного из поездов, курсировавших через перевал, был некий Нельсон Эдвардс. Он отъездил по данному маршруту несколько месяцев без происшествий, но однажды утром пришло сообщение о повреждении рельсов и моста в результате снегопада на одном из мостов маршрута. Эдвардса сообщение застигло в пути, и он принял решение продолжить движение, тем более поезд уже шёл вниз, прочь от перевала.
Сегодня не может быть и речи о том, чтобы проложить железную дорогу через бережно охраняемый национальный парк «Скалистые горы»
В какой-то момент машинист услышал сигнал кондуктора о необходимости срочно остановить поезд (такой сигнал — резкий свист — подаётся, если кондуктор заметил, что кто-то вывалился из состава или вагон отцепился). Эдвардс остановил поезд, а через некоторое время пришёл кондуктор, который не понимал, почему состав стоит. Оказалось, что никакого сигнала он не подавал.
Эдвардс снова тронул поезд, и в этот момент позади него появился другой состав. Конечно, никакого «другого состава» на одноколейке в это время не должно было быть. Состав Эдвардса скользил по заснеженным рельсам и разгонялся медленно. Именно в этом районе должен был находиться тот самый пресловутый повреждённый рельс, но машинисту было не до того: угроза столкновения была гораздо серьёзнее. Среди пассажиров пошли разговоры о том, что их догоняет поезд со свихнувшимся машинистом.
Впоследствии Эдвардс рассказывал, что на носу паровоза-призрака стоял высокий человек, напоминающий мертвеца. Между составами было около 200 метров, когда они выехали на изогнутую часть дороги. На повороте Эдвардс увидел лицо безумного машиниста в кабине другого поезда: оно было похоже на кусок теста и при этом по нему блуждала улыбка. Поезд Эдвардса приближался к очередному мосту. Вдруг машинист понял, что тот повреждён — пытаться проехать через него на скорости было равнозначно самоубийству. Тогда Эдвардс принял решение и начал тормозить. Всё зависело от машиниста поезда-призрака.
Призраками чаще всего «работают» старинные поезда и локомотивы. Крайне редко упоминается о призрачном электровозе или тепловозе
Ничего страшного не случилось. За пару десятков метров от хвоста поезда Эдвардса состав-призрак внезапно сошёл с рельсов и поехал прямо, вместо того чтобы повернуть в соответствии с направлением дороги. Совершенно бесшумно он рухнул в горное ущелье. Эдвардс аккуратно тронул свой локомотив и медленно миновал опасное место. К конечному пункту он прибыл с опережением. На обледеневшем стекле его кабины незнамо откуда появилась надпись: «Ты видел, как разбился мой поезд. Если ты ещё раз поедешь по этому маршруту, разобьёшься точно так же». В тот же день Нельсон Эдвардс уволился с опасного участка железной дороги и уехал в Денвер, где нашёл работу в компании «Юнион Пасифик».
Эта история была записана со слов самого Эдвардса и приобрела после публикации в нескольких газетах заметную популярность. Некоторые детали рассказа машиниста подкупают своей логичностью. Фантом сошёл с рельсов именно в том месте, где находился повреждённый рельс: сам Эдвардс прошёл данный участок просто чудом. Никаких достоверных подтверждений этой истории нет, ни один машинист больше никогда не видел поезд-призрак на перевале Маршалла.
В 2016 году на дне озера Верхнее нашли вполне реальный «поезд-призрак», загадочно пропавший за 106 лет до того. Он потерпел крушение, к счастью, почти пустым — погибли только машинист с двумя помощниками
Траурный поезд Авраама Линкольна
15 апреля 1865 года малоизвестный актёр Джон Уилкс Бут в упор застрелил одного из величайших президентов Соединённых Штатов Авраама Линкольна. Для того чтобы американский народ мог проститься со своим героем, тело Линкольна было помещено в специальный поезд, который проехал через полстраны от Вашингтона до Спрингфилда, где и был похоронен покойный президент. В принципе, траурный поезд — не редкость в мировой традиции: подобным образом транспортировали тела английского короля Эдварда VII, Уинстона Черчилля, Франклина Делано Рузвельта и, кстати, Владимира Ильича Ленина.
Локомотивом траурного поезда Авраама Линкольна стал Louisville & Nashville типа 4-4-0, модернизированный специально для такого случая
Но у траурного поезда Авраама Линкольна была и «вторая жизнь». За две с половиной недели своего путешествия (21 апреля — 3 мая 1865 года) поезд преодолел 2662 километра железной дороги между округом Колумбия и штатом Иллинойс. И вот теперь каждый год в этот самый промежуток — с 21 апреля по 3 мая — поезд регулярно встречают на различных участках упомянутого маршрута. Известия о появлении поезда-призрака появились в первую же годовщину смерти президента. Жители долины реки Хадсон рассказывали, что поезд, как две капли воды похожий на траурный состав, проезжал по их железной дороге, причём вне всякого расписания. В крупных городах поезд не появлялся, возникая только на малолюдных участках дороги.
Для президентского гроба подготовили специальный вагон. Последний не сохранился, но мебель из него экспонируется в музее Union Pacific в Айове
Свидетельства очевидцев появляются каждый год. В целом они схожи между собой. Поезд появляется в тёмное время суток, от него исходит призрачный свет. Движется он совершенно бесшумно, лишь иногда чуть слышен старинный паровозный гудок. На первом вагоне-платформе размещается призрачный оркестр скелетов в синей железнодорожной униформе: они беззвучно играют на своих инструментах. Во втором вагоне — гроб Линкольна в окружении почётной стражи, также состоящей из скелетов. Воздух позади поезда нагревается — даже если за минуту до этого было очень холодно. Все часы очевидцев останавливаются на 6 минут, а все поезда, идущие по той же линии, прибывают на конечные пункты с шестиминутным опозданием. Стрелки, которые минует траурный состав, не слушаются управления и самопроизвольно переводятся. Ходят легенды о том, что поезд наблюдали и в других местах, в частности, возле могилы Линкольна в Спрингфилде и около Белого Дома.
Это не более чем красивая американская легенда. Любая молодая нация (а американцы — это очень молодая нация) нуждается в собственном эпосе. Поэтому за легенду, подобную истории о траурном поезде Линкольна, до сих пор регулярно хватаются газетчики, раздувая её до размеров сенсации.
Для последнего пути президента Линкольна был проложен довольно хитроумный маршрут. Теперь по этому маршруту курсирует призрачный поезд
Известные поезда-призраки
Серый поезд (Великобритания, 1921—1929). Старинный паровоз серого цвета с четырьмя вагонами впервые был замечен на Высокогорной железной дороге (Highland Railway) близ Эдинбурга в 1921 году. Его наблюдали несколько раз — как машинисты других поездов, так и жители тех мест. В последний раз «Серый поезд» появился в 1929 году, а несколькими годами позже ветка Highland Railway была разобрана.
Нимбус (Великобритания, 1980). Призрачный дизельный локомотив класса 55 «Делтик» без вагонов несколько раз наблюдали в районе городка Крю (Чешир, Великобритания). Всего в 1961—1962 годах было построено 22 экземпляра локомотива British Rail Class 55, каждый имел имя собственное. Nimbus был предпоследним, 21-м локомотивом, он вступил в строй 12 февраля 1962 года и был снят с путей 5 января 1980-го, после чего разрезан на металлолом. Призрак «Нимбуса» наблюдали в течение девяти месяцев после его уничтожения — вплоть до октября 1980 года.
До сегодняшнего дня в различных железнодорожных музеях сохранилось шесть экземпляров локомотива British Rail Class 55 (фото: Barry Lewis, CC BY 2.0)
Призрачный поезд Сент-Луиса (Канада, наши дни). Близ небольшого городка Сент-Луис в штате Саскачеван периодически наблюдают странное явление. По железнодорожному перегону к северу от городка движется пятно призрачного света, напоминающее фару на носу локомотива. Свет бывает разного цвета и яркости, а иногда он меняет направление движения, будто каждую ночь принадлежит другому поезду. Существуют две легенды на этот счёт. Первая — что это и в самом деле свет от прожектора некоего поезда-призрака. В соответствии со второй — в этих местах погиб под поездом смотритель путей: ему отрезало голову. С тех пор он ходит по путям с фонарём и ищет её. Про сент-луисский феномен сняли ряд телепередач. Объяснения пока не найдено.
Слуховые галлюцинации
Бейрутский трамвай (Ливан, наши дни). В Бейруте, близ площади Мучеников, иногда чётко слышен стук колёс трамвая и металлический звон пантографа о провода контактной сети. Проблема в том, что трамваи не ходят по этому району города с начала 1960-х годов, то есть со времён гражданской войны в стране. Более того, в современном Ливане вообще нет ни одной трамвайной или троллейбусной линии! Людей, слышавших звуки, множество. Существуют даже аудиозаписи.
Хэллингтонский поезд (Великобритания, 1956—1969). В городе Хэллингтон (графство Линкольншир) некогда ходили поезда местного назначения между станциями Лаут и Бэрдни. В 1956 году этот маршрут был закрыт как экономически невыгодный, рельсы в скором времени демонтировали. Вплоть до 1969 года жители близлежащих домов слышали звуки, характерные для движения поезда — стук колёс, лязг сцепов. С конца 1969 года заявления о паранормальной активности на бывшей железнодорожной ветке прекратились.
Немного о подземке
Как уже говорилось, легенды о призрачных поездах метро — это отдельная группа городских историй. Огромное количество кинофильмов снято на эту тему, не меньше книг написано. Новым витком распространения легенд о подземке стал выход романа Дмитрия Глуховского (признан в России СМИ, исполняющим функции иностранного агента) «Метро 2033».
Целый ряд легенд ходит о метро Стокгольма и в частности о поезде Silverpilen («Серебряная стрела»). Дело в том, что вагоны Silverpilen SL C5 были изготовлены в количестве всего восьми штук в 1963—65-х годах. Из них составили поезд, который остался опытным образцом. Модель признали неудачной, но решили не списывать, а оставить на линии. Вплоть до 1996 года «Серебряная стрела» использовалась в качестве дополнительного поезда в часы пик. Все остальные поезда стокгольмского метро были покрыты росписью и рекламой, и лишь SL C5 сохранял свой первоначальный заводской вид.
Silverpilen отличался от других поездов стокгольмского метро в первую очередь отсутствием рекламы и росписи на бортах (фото: Maad Dogg 97, PD)
С 1997 года, когда C5 окончательно сняли с линии, по Стокгольму начали расползаться легенды. Рассказывали, что серебристый поезд появлялся в заброшенных тоннелях (его видели рабочие), а также что он в полночь проносился без остановки мимо станционных платформ. Иногда двери «Серебряной стрелы» открывались. Севшие в неё пассажиры или возвращались домой через несколько месяцев, или не возвращались вовсе. «Базой» призрачного поезда считают заброшенную станцию Kymlinge на голубой линии метро. Диггеры и фотографы нередко караулят на ней часами и днями, чтобы «поймать» «Серебряную стрелу». Скорее всего, истоки легенды лежат в том, что многие жители Стокгольма ездили на метро каждый день — и ни разу не видели C5 ввиду того, что его крайне редко выпускали на линию. Даже сегодня есть люди, которые не верят в то, что серебряный поезд некогда ходил по тоннелям метрополитена.
Московское метро просто кишит различными легендами. Много рассказывают о двухметровых крысах (которых на самом деле никто не видел), о системе Метро-2 (где никто не был), о станции-призраке «Советская» (от которой не осталось следов), о машинисте-африканце (которого нет, судя по информации о сотрудниках метрополитена).
Естественно, не обошлось и без сказки о поезде-призраке, который можно увидеть раз в месяц на Кольцевой линии. По одним свидетельствам поезд совершенно пуст, но иные очевидцы говорят обратное. Утверждается, что призрачный состав заполнен измождёнными мертвецами в рабочих комбинезонах — это души рабочих и заключённых, погибших при строительстве метрополитена. В кабине — машинист в форме 1940-х годов. Иногда поезд-призрак останавливается на станциях и открывает двери, но заходить в него нельзя — обратно уже не вернёшься. Эта сказка постепенно обросла чудовищными подробностями. Говорят, что заключённых замуровывали в стенки тоннелей или сбрасывали в вентиляционные шахты — вот они и не могут обрести покой.
Сфотографировать поезд-призрак сегодня проще простого: достаточно установить камеру на штатив и поставить длинную выдержку
Ещё одна версия подземной легенды чуть более изящна. В соответствии с ней в поезде едут люди в одежде 1930-х годов — обычные граждане, первые пассажиры открывшегося в Москве метрополитена. Масла в огонь подлила некая дама по имени Виолетта Павловна, рассказавшая историю о том, как она проехалась на призрачном поезде. Виолетта Павловна села на поезд, ничего не подозревая, и лишь через некоторое время заметила, что пассажиры «какие-то не такие», одеты по старинной моде и апатичны. Затем они превратились в мертвецов и начали кричать ей: «Живая!» Через несколько станций поезд снова остановился, двери открылись и героиня вышла. Эта история стала популярной в Сети. Скорее всего, она принадлежит перу какого-нибудь блогера-весельчака.
Как и в других случаях, никаких доказательств существования поезда-призрака нет. Многие пользователи интернета утверждают, что видели состав, но в это трудно поверить. Сегодня почти у каждого есть мобильный телефон с фотоаппаратом, тем не менее ни один «очевидец» не додумался сфотографировать поезд. Это наводит на определённые размышления и, что самое главное, ставит точку в рассуждениях о призрачных составах.
«Какие ваши доказательства?» — говорил герой известного фильма «Красная жара». К сожалению, никаких, отвечаем мы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Журналист, музыкант, поэт.
Показать комментарии
В средствах массовой информации время от времени встречаются упоминания о поездах-призраках, которые появляются неизвестно откуда и уходят в никуда. Эти необъяснимые мистические истории подтверждаются рассказами очевидцев (как правило, рядовых путейцев) и в то же время всячески замалчиваются железнодорожным начальством. Самым известным из таких случаев стало исчезновение небольшого состава в 1911 году в Италии, после чего неоднократные встречи с ним происходили в разное время в других странах.
Пропал в белом тумане
14 июля 1911 года итальянская туристическая фирма Sanetti совместно с Римской железной дорогой проводили рекламную акцию по внедрению нового прогулочного маршрута. Главной приманкой для туристов был проезд по только что построенному километровому Ломбардийскому туннелю — на тот момент наиболее передовому железнодорожному сооружению. Пригласительные билеты на поездку получили известные журналисты, бизнесмены, политики и общественные деятели — всего 106 человек.
Десятки свидетелей видели, как состав из локомотива и трех вагонов въехал в туннель, но на выходе из него так и не появился.
С находящейся рядом станции прибыла бригада спасателей. Они обследовали сооружение, но не нашли в нем ни состава, ни пассажиров, ни следов крушения. Локомотив с тремя вагонами, а также более 100 влиятельных итальянцев и десяток представителей поездной бригады и обслуживающего персонала бесследно пропали.
Правда, через несколько часов двое пассажиров нашлись. Но их рассказы никак не прояснили ситуацию. По их словам, перед входом в туннель паровоз дал сигнальный гудок. Люди стали открывать окна, чтобы лучше осмотреть уникальное инженерное сооружение. И в это время поезд погрузился в густой белый туман. Оба спасшихся пассажира, почувствовав неладное, бросились к дверям и сумели выскочить наружу.
После такой пробной экскурсии Ломбардийский туннель пришлось закрыть — никто не хотел покупать билеты и повторять прогулочный маршрут. В конечном счете сооружение замуровали, а позже, во время Второй мировой войны, оно было полностью разрушено в результате попадания авиабомбы.
После исчезновения поезда газеты несколько дней публиковали сообщения о странном мистическом происшествии, но полицейское расследование ограничилось опросом свидетелей — никто не знал, кому и какое обвинение нужно предъявлять в таких случаях. Спустя годы сотрудники железнодорожного музея Милана создали точные уменьшенные копии туннеля и поезда и пытались с их помощью понять, что же могло произойти, — но так и не пришли к сколько-нибудь логичному выводу.
Из Рима в Мексику в вагоне
Родственники пропавших пассажиров пытались узнать об их судьбе, в том числе и с помощью архивов.
В частности, ими была найдена странная запись в средневековых хрониках монастыря итальянского города Модены. Там рассказывалось о дьявольской повозке, которая везла за собой три других — меньшего размера. Из них выскочили слуги сатаны и стали стучать в ворота монастыря, прося о помощи. Но монахи, обратившись к заступничеству Девы Марии, закрыли все входы на железные засовы и не открывали их, пока не убедились, что повозка, двигающаяся без помощи лошадей, исчезла.
Другой случай был описан в мексиканских газетах за 1845 год. Психиатр Хосе Сансино рассказывал о группе больных, которых ему пришлось осматривать. Это были 104 итальянца, утверждавшие, что приехали в Мексику на поезде, вышедшем из Рима. Доктор поставил диагноз групповое помешательство — но история казалась настолько необычной, что попала в газеты. Журналисты отметили, что одежда пациентов доктора не соответствовала тогдашним нарядам жителей Мексики, а у одного из больных была табакерка с надписью «1907».
Что могут означать эти обнаруженные архивные данные? Скорее всего, что пропавший поезд каким-то образом путешествует не только в пространстве, но и во времени. Число 104 соответствует количеству оставшихся пассажиров, но куда же подевались поездная бригада и обслуживающий персонал? Хотя некоторые из дальнейших показаний очевидцев подтверждают, что в поезде их почему-то не осталось.
Рельсы не нужны
Еще один известный случай встречи с поездом-призраком произошел в Полтавской области на переезде, который обслуживал смотритель Петр Устименко. По словам железнодорожника, он дежурил в ночь на 29 октября 1955 года, когда мимо него бесшумно прошел странный небольшой состав: локомотив с пустой кабиной машиниста вез за собой три старинных вагона. При этом поезд шел со стороны горы Гасфорта по железнодорожной ветке, с которой давно сняли рельсы, то есть просто по насыпи. Состав проехал мимо Устименко в сторону Севастополя. Изумленный смотритель вышел на старую ветку и еще раз проверил — рельсы на ней действительно отсутствовали. И трава, выросшая между шпалами, была непримятой.
Внешний вид неизвестного поезда полностью совпал с тем, каким его описывали итальянские газеты 1911 года, — за исключением пустой кабины машиниста.
Рассказы Устименко о поезде-призраке едва не обернулись для него бедой — по приказу начальника железнодорожного управления Полтавы ему пришлось пройти психическое обследование, которое установило, что Петр не страдает галлюцинациями (в противном случае смотритель лишился бы работы).
Уже в годы распада СССР, когда были рассекречены ведомственные архивы, исследователи выяснили, что в ту ночь странный состав видел не только Устименко. Оказывается, его наблюдали еще на нескольких переездах. Более того, на имя местного начальника дистанции были поданы сразу четыре докладные записки. Их содержание оказалось схожим: неизвестный поезд, состоящий из локомотива (без машиниста в кабине) и трех вагонов, старинного вида и с закрытыми шторами, бесшумно проследовал в сторону Севастополя. Но никакого внимания этим докладным запискам уделено не было.
Еще одна жертва
В 1980-х годах подобный железнодорожный состав не раз видели в Московской области, а в 1986-м, согласно показаниям свидетелей, его появление состоялось в туннеле под Ла-Маншем.
Но чаще всего поезд-призрак наблюдали в Украине. В том же 1986 году, незадолго до катастрофы на Чернобыльской АЭС, он проезжал мимо станций Солнцево и Новоукраинка Киевской железной дороги, а в 1991-м снова появился в Полтавской области. Здесь в связи с ним произошел новый трагический случай.
Известный в Украине исследователь паранормальных явлений Василий Лещатый разработал примерный график появления поезда-призрака и гонялся за составом по всей республике. Наконец ему удалось увидеть данный объект лично. Это произошло 25 сентября 1991 года. Чтобы узнать о поезде как можно больше, Лещатый подбежал к нему и вскочил на подножку вагона. Состав все так же бесшумно уехал — и исследователя с этого времени никто не видел.
Газета «Слава Севастополя» от 12 августа 1992 года напечатала статью «Поезд-призрак на дорогах Украины», посвященную загадочному составу. Недалеко от села Заваличи все той же Полтавской области его видела дежурная по переезду Елена Чебрец. И снова ее описание полностью совпало с рассказами других очевидцев.
В 1994 году этот же состав проследовал мимо станции Половина Иркутской области — несколько человек наблюдали движение странного старинного поезда, на вагонах которого были желтые надписи крупными латинскими буквами. Правда, в этом случае очевидцы утверждают, что видели представителя поездной бригады — кондуктора в коричневой униформе.
Когда время течет по-другому
Феноменом поезда, исчезнувшего в 1911 году, интересовались во многих странах. В частности, в России о нем писали такие авторитетные издания, как журнал «Техника — молодежи» и газета «Совершенно секретно». Каждое сообщение в средствах массовой информации обычно было связано с новым появлением состава-призрака в очередном месте.
Так что же все-таки с ним происходит? Ученые выдвигают разные версии. Наиболее популярную точку зрения высказывают российские исследователи Николай Черкашин и Иван Пацей. По их мнению, связь пространства и времени настолько неразрывна, что преобразование первого обязательно влечет за собой какие-то изменения во втором. Создание крупных инженерных сооружений влияет на хронологические процессы внутри них. Другими словами, в туннелях, шахтах, высотных башнях и прочих подобных объектах время течет по-другому. Кстати, эту мысль подтверждают практически все шахтеры.
Самое масштабное сооружение в истории человеческой цивилизации — это сеть железных дорог. С точки зрения исследователей, она тоже меняет течение времени.
Если это действительно так, то движение поезда-призрака определяется не просто местами, где лежат рельсы, но и тем пространством, где они когда-то были или где их проложат в будущем. И появление мистического состава в Мексике — доказательство того, что разрабатываемый в настоящее время масштабный проект соединения Азии и Америки с помощью железной дороги и моста через Чукотку и Аляску будет осуществлен на практике.
То есть каждый из нас везде, где были или будут проложены рельсы, может встретиться с поездом-призраком из прошлого. Только не надо пытаться вскочить на его подножку. Прошлое само выбирает, когда и куда ему возвращаться.
Виктор СВЕТЛАНИН
Про корабль-призрак – Летучий Голландец – наслышан, наверное, каждый. А многие ли слышали про поезда-призраки? Поезда эти не подчиняются расписанию, возникают ниоткуда, чтобы снова вернуться… куда? Кто-то утверждает, что в иные измерения, другие – во «временную петлю», третьи – что следуют поезда-фантомы прямым ходом в преисподнюю. Поезда эти на станциях остановок не делают и пассажиров не берут. Тот же, кто решится вскочить на подножку проплывающего мимо вагона, сгинет безвозвратно вместе с поездом-призраком.
Миф, страшилка? Пусть читатель судит сам. Вот хроники самого известного поезда-призрака – пассажирского поезда «Санетти», исчезнувшего вместе со всеми своими пассажирами в далёком 1911-м. Уже более века минуло с тех пор, а отголоски этой таинственной истории слышны и в наши дни. Призрак поезда «Санетти» выныривает то в далёком прошлом, то в собственном будущем, а нашем – настоящем.
Год 1911-й: белый туман «съедает» поезд
14 июня 1911 г. Римской железнодорожной компанией проводилась акция с целью прорекламировать новый тип экскурсионного состава. С помощью фирмы-спонсора «Санетти» была организована демо-поездка для элиты деловых кругов Рима. Ровно в 12:00 пополудни с Центрального римского вокзала отправился трехвагонный состав.
Всего поезд вёз 106 человек: 6 членов экипажа и 100 пассажиров. Планировался осмотр локальных достопримечательностей. Особо живой интерес у публики вызывал проложенный в ломбардийских скалах километровый тоннель, сверхдлинный по тем временам. В ожидании встречи с чудом инженерной мысли римская элита развлекалась светской болтовней за бокалом шампанского.
Перед въездом в тоннель паровоз замедлил ход и для пущего эффекта пустил клубы чёрного дыма. Потом состав нырнул в тоннель и… пропал – вместе со всеми своими пассажирами!
А, впрочем, нет, не со всеми. Двое из пассажиров под влиянием необъяснимой паники успели в самую последнюю секунду выпрыгнуть из сбавившего скорость поезда. Один из спасшихся, сеньор Саджино, рассказывал потом газете «Римский вестник»: «Я услыхал непонятный низкий гул. За чёрными клубами дыма от паровоза вдруг чётко стало видно вязкий белесый туман, выползавший из жерла тоннеля. Он, как волна, накрыл паровоз. Я смотрел, как в тумане этом растворяется первый вагон нашего злосчастного поезда. Мне вдруг стало немыслимо жутко, и я спрыгнул».
Дотошнейшее расследование происшествия не дало результатов: в тоннеле не обнаружилось никаких следов, способных объяснить причину загадочного исчезновения поезда. Событие получило невероятно широкий резонанс. Насмерть перепуганные римские горожане наотрез отказывались ездить по этой ветке, и тоннель, на строительство которого ушло немало средств, в итоге был замурован. Позднее, во время Второй мировой, в скалу, где пролегал тоннель, ударила многотонная авиабомба, обвалившая свод тоннеля, тем самым окончательно похоронив его.
Средние века: адская повозка
В одной из монастырских летописей времён Средневековья присутствует любопытнейшая запись. Повествуется о том, как однажды к монастырским стенам с адским грохотом подкатила гигантская железная повозка. Монах-летописец описывает её как овальный возок с высокой трубой, изрыгавшей чёрный удушливый дым. Возок волок за собой ещё три повозки поменьше. Из страшной повозки выпрыгнули двое (ну чистые гонцы дьявола!) – мужчины с голыми, безбородыми лицами, облачённые в чёрные, «непотребно куцые» одежды. Эти двое колотили в ворота монастыря, стремясь попасть внутрь, но прочные засовы на вратах, дружная молитва монахов и покровительство Девы Марии не дали святотатству свершиться.
Упомянутая летопись нашлась в поместье Casta Solei среди редчайшей коллекции древних итальянских рукописей, любовно собираемой многими поколениями семьи Саджино. Теперешним же владельцем поместья был не кто иной, как тот самый сеньор Саджино – один из спрыгнувших с растворявшегося в тоннеле поезда. Листая древний манускрипт, он, как громом, поражён был мыслью: уж очень эта адская повозка по описанию на «его» поезд похожа! Неужто поезд «Санетти» во времени заблудился?…
В психиатрическую клинику за свои экстравагантные суждения сеньор Саджино не попал, но предметом насмешек своих трезвомыслящих соседей долго оставался.
1840-е: приключения итальянцев в Мексике
В своих врачебных записях врач-психиатр Хосе Саксино, живший в мексиканской столице в 40-х годах XIX века, описывает совершенно неординарный случай из собственной практики. Он пишет о том, что в психиатрическую лечебницу города Мехико поступили 104 пациента с диагнозом «коллективное помешательство».
Врач описывает состояние людей как «потерянное»; на обращение к ним пациенты реагировали неадекватно. Впрочем, этот момент прояснился быстро: как оказалось, вновь поступившие испанского языка не понимали. Все они оказались итальянцами! В попытках выяснить личности своих пациентов доктор наводил справки в судовых компаниях и был поражен результатом: ни один итальянец в списках пассажиров ни единой пароходной компании не значился. При этом все 104 пациента доктора Саксино хором твердили, что прибыли в город по железной дороге, причем не откуда-нибудь, а прямо из Рима. «Но это же невозможно, – недоумевает мексиканец в своих записях. – Поезда не ходят по воде!»
О дальнейшей судьбе загадочных пациентов клиники история умалчивает. Достоверно можно сказать лишь одно: в своё время, на 70 лет вперёд, пассажиры поезда-призрака точно не вернулись.
1955-й и 1991-й: призрак из прошлого
29 октября 1955 г. рабочий-стрелочник Петр Устименко, неся дежурство на железнодорожном переезде близ Балаклавы, вдруг увидел необъявленный поезд, шедший к его шлагбауму. Устименко описывал увиденный им состав, как «ненашенский», допотопного вида паровоз, тащивший три пассажирских вагона. Стрелочник утверждал, что чудной поезд двигался без огней со стороны горы Гасфорта. При этом он точно знал, что оттуда, откуда поезд приближался, рельсов не было. Внезапно услышав лязг стрелок, не веривший своим глазам стрелочник успел только «на автомате» шлагбаум опустить.
Этот рассказ железнодорожника о встрече с поездом-призраком законспектирован писателем Николаем Черкашиным, живо интересовавшимся потусторонними явлениями. Он же выяснил, что на верхушке горы Гасфорта расположено кладбище, где захоронены были солдаты-итальянцы, павшие при штурме Севастополя во время Крымской войны. Позднее к кладбищу от Балаклавы протянута была ветка железной дороги. После революции 1917-го ветка пришла в упадок, и её разрушили, растащив шпалы на дрова. Получается, что поезд-призрак шёл по железнодорожной колее, когда-то в реальности существовавшей.
А в мае 1955-го, всего за несколько месяцев до «явления» поезда-фантома на том самом итальянском кладбище была зачем-то взорвана стоявшая там прекрасная часовня. Уж не за потревоженными ли душами своих земляков прибыл призрачный поезд?
Уже значительно позднее, в середине 80-х, детскому писателю Владиславу Крапивину довелось, по его утверждению, лично встретиться с итальянским призрачным гостем.
Вот свидетельство литератора: «Старинный паровоз вынырнул буквально из воздуха и потянул оттуда за собой чёрные вагоны…». При этом писатель настаивает, что виденное им не являлось миражом: ведь, что он, что все вокруг присутствовавшие чувствовали под ногами дрожь земли от перестука колес и явственно чуяли смрад угольной гари.
Есть также сведения, что на итальянский поезд-фантом однажды запрыгнул человек. Запрыгнул – и исчез. Человеком был учёный Василий Лещатый, исследователь паранормальных явлений. Случилось всё на Украине, неподалеку от села Заваличи, 25 сентября 1991 года. С того самого дня учёный числится без вести пропавшим.
Железная дорога – машина времени
Вполне серьёзные учёные пытаются найти хоть какое-то логическое объяснение явлению с поездами-призраками. Так, Иван Пацей, кандидат физико-математических наук и доцент кафедры топологии МГУ, выдвигает любопытную гипотезу о том, что причиной всему – сама сеть железных дорог, опутавшая с той или иной плотностью всю нашу планету. А поскольку Земля шарообразна, то рельсовая сеть на её поверхности образовала металлическую сферу, своего рода ленту Мёбиуса, способную искривлять и время, и пространство. Согласно такой гипотезе, фантомные поезда – вопрос вовсе не мистики, а, скорее, – множественности параллельных миров.
А пока учёные бьются над разгадкой тайны, поезда-призраки продолжают бороздить время и пространство, пугая своим внезапным появлением жителей всех времён и континентов.
Автор: Юлия Джат
Этот поезд раз в месяц проезжает по кольцевой линии Московского метрополитена, останавается на каждой станции. Однако двери его открываются крайне редко. Он отличается от прочих – выглядит будто из прошлого, а «за штурвалом» — машинист в форме тридцатых годов. В вагонах пассажиров немного, и все — в такой же старинной одежде. Если вагон откроет двери, то в него можно войти. А вот выйти уже не получится.
Это поезд-призрак. Его пассажиры – души погибших в метро.
Это одна из наиболее распространенных легенд, которыми не одно десятилетие пугают москвичей.
Рассказ человека, видевшего московский поезд-призрак
Думаете, я боюсь?! Ничего подобного. Я – «метролль», подземная крыса этого города. Я свой в этом адском грохоте и гвалте. Ежедневно спускаясь сюда, я изучаю, я внимательно исследую… Я здесь в поисках впечатлений.
И в награду за мое терпение московское Подземелье дозволило мне стать свидетелем такого, чего никто из обычных горожан не видел и не увидит никогда!..
Справедливости ради стоит признать, что свое ужасное приключение в метро я пережил, еще ничего не зная о темной и тайной сущности этого, ха-ха, вида транспорта! По одной лишь случайности.
Я тогда жил в институтском общежитии, где скотина-комендант запирал двери ровно в одиннадцать вечера, и никакие просьбы и слезы не могли смягчить этого борца за дисциплину – у него хватало подлости, чтобы даже в мороз оставить за дверью несчастного студента.
В гостях у друзей, людей высокодуховных, интересующихся моим творчеством, я, читая стихи, увлекся и, разумеется, не уследил за часами. Когда кто-то спохватился и, побеспокоившись обо мне, спросил, не опоздаю ли я, времени было уже четверть одиннадцатого. Испугавшись не поспеть, я даже не допил стакан вина, который держал полным в руке, – схватил пальто и побежал к ближайшей станции метро – к «Новокузнецкой».
Народу на платформе было немного – видимо, предыдущий поезд только что отошел. «Неудача, – подумалось мне, – придется ждать». На этой ветке между поездами в позднее время промежутки бывают большие, больше, чем везде.
Смотрю на часы, нервничаю…
И вдруг вдали характерный гул, и ветром ледяным из тоннеля пахнуло – никак, поезд? И точно – огни по перрону побежали. Я обрадовался: теперь наверняка не опоздаю в общагу! Встал поближе к платформе, чтобы вскочить в вагон самым первым – может, и место успею занять. Ехать все-таки не так чтобы близко, стоять неохота… И тут диспетчер что-то пробурчал-прошипел в микрофон. А поезд как раз встал, и двери открылись. Смотрю: в вагоне-то передо мной темно. Но пока до другого добежишь, там уж все места расхватают. Ну и вскочил, особо не раздумывая, в этот темный.
«Ничего, – думаю, – даже и лучше будет… Спальный вагон!».
Плюхнулся на ближайшее свободное место, двери за мной сомкнулись, и пошел поезд от станции. Скорость набрал, загудел, понесся… Я глаза закрыл и улетел сразу, как на карусели, – сморило. Может, от усталости, может, от вина. Паршивое было винцо, если честно… Вырубился.
Не знаю даже, сколько минут прошло, сколько станций проехал… Очнулся внезапно, будто меня в бок кто-то толкнул. Слышу: поезд по тоннелю идет – раскачивается и скрежещет… ну просто душераздирающе! Будто он не в тоннеле едет, где уже тысячи тысяч раз поезда ходили, а прямо сквозь горную породу продирается, руду ломит, железом о железо колотит… Аж вагон подкидывает.
Я открыл глаза – пытаюсь сообразить: где да что. Смотрю: вокруг какие-то тени столпились. Чудно что-то: напротив меня и рядом все места свободны, а эти… не сидят, а стоят! Топчутся рядом и вроде как переговариваются вполголоса. Что-то в их поведении насторожило меня… Чувствовалось в них чтото… непривычное. Неестественное. А в вагоне по-прежнему темно и не видно ничего толком. Но показалось мне, что эти черные тени понемногу, по чуть-чуть, все ближе и ближе ко мне подбираются. И все – шу-шу-шу… Лопочут чего-то вполголоса, между собой – мне не слыхать! Страшно, а что делать? Орать на них: «Кыш, проклятые»? Или воздух вокруг себя крестить: «Изыди, Сатана!».
Подумают еще: вот псих попался! Мало ли чего показаться могло человеку спросонья… А страх и тревога не уходят. Сижу и думаю: хоть бы лица-то разглядеть! Успокоить душу: уж, по крайней мере, люди ж это, а не кто другой?! А сердчишко екает. Взмолился я про себя… И тут влетел поезд в освещенный тоннель – из кромешной тьмы на свет вырвался. Мама родная! Что я увидел…
Из той пары десятков… людей… что меня в этом вагоне окружали, ни одного нормального не было: все уроды! Да какие! Подобные рожи даже в фильмах ужасов не увидишь – а тут-то все по-настоящему, да близко, рядом, в одном всего лишь шаге!..
Запомнился мне один дядька, жиром весь раздутый, словно пузырь, и красномордый – ни дать ни взять гигантский прыщ. Глазки белесые, как гнойники, того и гляди лопнут. Или еще один – высоченный, как оглобля, руки лопатами, а в широком лбу, над правым глазом… квадратная вдавлина – сантиметра на четыре в глубину. Отпечаток с гранями, будто от ножки стула. Но разве может ножка стула в человеческий череп врасти?! Был среди них и горбун-карлик, и кривой на один глаз парень. Женщина без руки. Лысая девочка с зобом чуть не по грудь. Какой-то раздавленный в окровавленном костюме и явный вампир – ну точно как в ужастиках: желтая кожа без пор, туго натянутый на черепушку пергамент… Остроухий кровожадный оборотень с длинными кривыми ногтями.
Когда свет тоннельных ламп запрыгал по их кошмарным физиономиям, я вскочил и заорал в голос, себя не помня. И что дальше делал – даже не знаю. Помню только: этот, с квадратной вдавлиной во лбу, руку-лопату к моему горлу протянул, а горбун прокаркал вдруг: «Да он живой!» – и как захохочет! Наверно, я стоп-кран рванул или что. Потому как сразу вслед за этим поезд встал, двери открылись, и я на платформу вывалился – спиной вперед. Весь в холодном поту, упал и лежу. А поезд двери с грохотом захлопнул – и, ревя, умчался в тоннель. Я на мгновение сознание потерял.
Потом чувствую – трясут меня. Дежурная по станции – подняла, добрая душа, на скамейку посадила. Я гляжу: мать честная! станция-то – все та же «Новокузнецкая», с которой я и уехал!!! – Это же чертовщина, – шепчу. – Я же уезжал отсюда минут двадцать назад. Девушка, – говорю, – милая, сколько времени? А она смотрит на меня с испугом: – Двадцать минуть второго, – говорит. – Через полчаса станция закрывается! Счастье еще, что дежурная мне попалась добрая. Поняла, что человек сильно не в себе, рвалась все врача вызвать, но я не дал. Отвела она меня в дежурку, налила стакан чаю. Успокоиться.
Я ей за чаем все свое приключение и пересказал. А она и говорит: – Я, – говорит, – тоже слышала: есть в метро поезд-призрак. Ходит иногда и подбирает… души умерших. Ведет поезд Черный машинист – сам он из тех погибших, кто в метро разбился или умер на рабочем посту. Возит всех, кто под поезд бросился или кого случайно в час пик на рельсы сбросили. Народ-то знаете какой… Напирает… Террористы, пожары… Мертвых тут ой как много!
— А ты сама этот поезд видела?
– Нет, – говорит, – сама не видела, а моя сменщица, Катерина Вячеславовна, она видела. И не однажды. У нас диспетчеры, они на экраны, смотрят, иной раз видят: тоннель занят, лампы там гаснут ни с того с того ни с сего… Или, скажем, электропитание, ток пропадает сам по себе. А самые опытные из дежурных по одному только холодному ветру из тоннеля, как он повеет, сразу определяют, что оттуда призрак идет. Бывает, даже объявляют: мол, на следующий поезд посадки нет. Чтоб поостереглись… Но поезд – хитрый, ужас до чего: от него какая-то такая помеха электрическая исходит, что все микрофоны портятся. Никто ничего не слышит – звук глухой или так, один треск. Вот и сядет иной раз кто-нибудь в тот поезд. Ночью обычно, с усталости, засыпают. И – все. Конец. Куда потом эти люди деваются – не знаю… Первый раз вижу, чтоб живой человек на поезде-призраке проехался и живым вернулся!..
Так я и не добрался в ту ночь до общежития….
Поезда-призраки — явление довольно редкое. Популярных легенд о них насчитывается не так уж и много. Самым известным считается знаменитый итальянский поезд «Санетти», который исчез в альпийском тоннеле в 1911 году, а потом его неоднократно видели в самых разных уголках мира, от России до Мексики. И что самое невероятное, в Мексике он объявился за полвека до того, как исчез в Италии…
Когда-то я писала о шведской «Серебряной стреле», но сегодня хочу рассказать о двух самых знаменитых поездах-призраках Нового света, которые мало известны за пределами Америки.
Траурный поезд Линкольна
Убийство Авраама Линкольна — одного из самых популярных президентов США, в 1865 году повергло страну в шок. Погибшего главу государства оплакивали во всех уголках Соединенных Штатов, но лишь немногие могли позволить себе приехать в Вашингтон на церемонию прощания.
Чтобы как можно больше желающих получили возможность проститься с президентом, решено было устроить траурный вояж по железной дороге.
Специальный оборудованный поезд с забальзамированным телом Линкольна проехал замысловатым маршрутом почти через всю страну. Конечным пунктом назначения железнодорожного катафалка стал город Спрингфилд, где погибший глава государства и обрел вечный покой.
За две с половиной недели своего путешествия, с 21 апреля по 3 мая 1865 года, траурный поезд преодолел более 2,5 тысяч километров. Он проехал через сотни городов, местные жители которых еще долго обсуждали это событие, как одно из самых ярких в их жизни. Но тогда они даже представить себе не могли, что эта встреча окажется не единственной…
С тех пор и до сегодняшнего момента траурный поезд Линкольна то и дело встречают в тех местах, где он проходил в 1865 году. Обычно это случается в конце апреля — начале мая, то есть в те же числах, когда происходило реальное событие. В крупных городах состав никогда не видели, а вот свидетельств из глубинки собралось более чем достаточно.
Первые известия о поезде-призраке появились уже в апреле 1866 года, то есть в годовщину смерти президента. Жители долины Хадсон рассказали, что видели поезд, точь в точь похожий на траурный состав, проходивший через их станцию год назад.
По словам очевидцев, поезд проходил ночью, и они отметили странное жутковатое свечение, которым он был окутан. Двигался состав совершенно бесшумно и лишь пару раз был слышен далекий паровозный гудок.
В последующие годы похожие сообщения стали приходить с самых разных участков бывшего пути следования траурного поезда. Детали этих встреч в основном совпадали, хотя некоторые и стремились их приукрасить.
Так, особенно впечатлительные свидетели рассказывали, что гроб Линкольна, находившийся во втором вагоне, окружал почетный караул из… скелетов. А на открытой платформе первого вагона располагался беззвучно играющий оркестр, музыканты которого тоже были скелетами, правда, одетыми в синюю железнодорожную униформу.
Но были и другие, более правдоподобные, а потому интересные детали. Часто говорили, что после прохождения призрачного состава температура воздуха ощутимо повышалась на несколько градусов, хотя при появлении призрака обычно становится холоднее. Все часы свидетелей останавливались ровно на шесть минут, а все обычные поезда, двигавшиеся в том же направлении, прибывали на свои станции с шестиминутным опозданием.
Призрак Скалистых гор
Самым известным поездом-призраком в Соединенных Штатах считается тот, что появился лишь однажды, но оставил глубокий след в памяти американцев. Уж слишком жутким оказалось это появление.
Железная дорога через перевал Маршалла в Скалистых горах штата Колорадо была проложена в 1880 году. Сейчас она уже давно не действует, но в конце XIX века пользовалась огромным спросом у жителей Среднего Запада.
Одним из машинистов, обслуживающих это популярное направление был некий Нельсон Эдвардс. До загадочного происшествия, о котором речь пойдет ниже, он уже несколько месяцев спокойно водил составы через перевал и был на хорошем счету в компании.
Но вот однажды сильнейший снегопад внес свои коррективы в стройное расписание поездов. Эдвардс, как раз вышедший в очередной рейс, получил сообщение о серьезном повреждении путей на маршруте. Так как поезд в этот момент уже находился в пути, машинисту ничего не оставалось, как продолжить рейс. Он надеялся, что мастерство и осторожность позволят ему успешно преодолеть опасный участок и благополучно добраться до пункта назначения.
В какой то момент Эдвардс вдруг услышал резкий свисток кондуктора. Такой сигнал подается в том случае, если произошло что-то опасное — на ходу отцепился вагон или из поезда выпал человек. Машинист немедленно остановил состав, но подошедший через какое-то время кондуктор сказал, что никакого сигнала он не подавал и вообще пришел, чтобы выяснить причину внезапной остановки.
Удивившись странному происшествию, Эдвардс вновь продолжил путь. Но через некоторое время заметил, что его состав сзади быстро нагоняет другой поезд. Откуда он мог появиться на одноколейной железной дороге было неясно, но размышлять об этом было некогда, надо было «убегать».
Ситуацию усугубляло еще и то, что по заснеженным путям состав разгонялся крайне медленно. К тому же, уже совсем близко находился тот самый, опасный участок, проходить который требовалось с крайней осторожностью.
Пассажиры последнего вагона с ужасом наблюдали за стремительно приближающимся к ним паровозом. Кто-то впоследствии вспоминал, что на самом его носу стоял жуткий человек, напоминающий более мертвеца, чем служащего железной дороги. Его лицо напоминало кусок теста, а на губах блуждала зловещая улыбка. По всему составу мгновенно разлетелась весть, что их догоняет поезд со свихнувшимся машинистом, в вагонах царила паника…
Поезд Эдвардса стремительно приближался к мосту через глубокое ущелье и к тому месту, где пути были повреждены снегопадом. Пройти этот участок на высокой скорости было чистым самоубийством, поэтому машинист принял решение тормозить. Теперь все зависело от действий следующего за ними поезда.
Казалось, катастрофическое столкновение неизбежно, все приготовились к чудовищному удару, но… его не последовало. За несколько метров до хвоста состава с пассажирами, таинственный поезд-преследователь внезапно сошел с колеи, пронесся в нескольких метрах от перепуганных людей и рухнул в ущелье. Это зрелище выглядело еще более жутким, так как все происходило в полнейшей тишине — никакого лязга и грохота слышно не было.
Немного оправившись от шока, Эдвардс решил продолжить свой путь. Поезд благополучно миновал поврежденный участок пути и прибыл на ближайшую станцию даже с опережением графика.
Вот только машинист тогда не рассказал своему начальству о странной надписи, которая появилась на замерзшем стекле его локомотива. Она гласила:
«Ты видел, как разбился мой поезд. Если еще раз выйдешь на этот маршрут, с тобой произойдет то же самое!»
Не желая более испытывать судьбу, Нельсон Эдвардс в тот же день уволился с работы. Позже он переехал в Денвер, где еще долгие годы работал машинистом. Странных происшествий и аварий с ним никогда больше не случалось.
Эту историю он рассказал газетчикам сам и за короткое время о ней узнала вся Америка. Со временем шумиха улеглась, все переключили свое внимание на другие сенсации, но легенда осталась и успешно дожила до наших дней. Даже несмотря на то что призрак на перевале Маршалла, в отличии от поезда Линкольна, никогда больше не появлялся.
Часы московского метро показывают около полуночи. На кольцевой последние пассажиры устало вглядываются в бесконечный сумрак тоннеля, ожидая прибытие поезда. Наконец-то, гул приближающего состава. Легкий ветер вырывается из тоннеля, как всегда, опережая несущийся поезд, легкая вибрация пробегает по платформе.
Кто-то устало встает со скамейки и неспешно идет к путям. Многие ничего не слышат и продолжают стоять в спокойном ожидании. Поезда нет. Слышавшие шум пассажиры думают, что перепутали: состав приехал на станцию неподалеку, и вновь погружаются в свои мысли.
Но если поезд действительно прибыл?
Легенда о поезде-призраке
Работники метро и экскурсоводы называют иллюзию прибывающего состава появлением поезда-призрака. Его можно услышать или увидеть только в полнолуние на первых открытых станциях 1935-го года от «Парка культуры» до «Сокольников». Вагоны поезда окрашены в песочный цвет. Управляет поездом машинист в форме 40-50-х годов прошлого века, а в окнах поржавевших вагонов видны усталые и безжизненные лица пассажиров, обезображенные временем. В качестве доказательства существования поезда-призрака экскурсоводы рассказывают, что после полуночи на кольцевой линии иногда срабатывает автоматика, как будто на путях находится поезд.
Как в метро мог появиться призрачный поезд?
В 1962 году произошел случай, который нигде не был в последствии задокументирован. Однако в столице обсуждали бесследное исчезновение целого поезда с пассажирами в тоннеле между станциями на Кольцевой линии.
По другой версии, поезд-призрак стали замечать после взрыва в 1947 году во время экспериментальной поездки. Перед запуском новой линии руководство метрополитена приняло решение о пробном прогоне поезда с вагонами песочного цвета. Но во время испытания по неизвестным причинам произошел взрыв и все пассажиры, которыми были строители, погибли. Инцидент был тщательно засекречен. Однако слухи о гибели сотни строителей разошлись по Москве.
По третьей официальной версии, легенда о поезде-призраке имеет вполне реальные основания. По ночам в метро мимо опустевших платформ прогоняют транзитные поезда, которым нужно пройти обслуживание в другом депо. Многие поезда старого образца. Иногда транзитные составы останавливаются на станциях, но не открывают двери вагонов. Отсюда дополнение к легенде о закрытых дверях, которые не выпускают души умерших пассажиров в мир живых.
Московские диггеры объясняют появление поезда-призрака тем, что Кольцевая линия находится в некой аномальной зоне и проживает прошлое «по кругу» раз за разом. Живые, что случайно попадают в призрачные вагоны, навсегда становятся частью прошлого.
Размышления диггеров кажутся на первый взгляд сказками. Однако с научной точки зрения, в словах диггеров есть доля информации, которую можно рассматривать всерьез.
Поезд, который мог потеряться во времени
Знаменитый физик Стивен Хокинг выдвинул гипотезу о защите хронологии: «Законы физики устроены так, что не допускают перемещения во времени макроскопических объектов». То есть никакие путешествия поезда-призрака во времени невозможны, потому что просто запрещены. Но перемещение во времени макрообъектов – это основа изменчивости нашего мира. Ход наших часов зависит от возрастания временных координат любых объектов во Вселенной. По сути, речь идет о том, что мы все перемещаемся во времени. И время не линейно, таковым оно является только в нашем сознании. На самом деле прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.
Иногда в Бесконечности возникают временные петли, поскольку сама Вселенная – это и есть временная петля в пространстве-времени, циклический процесс. К такому выводу пришел Курт Гёдель в результате математического анализа. Во Вселенной могут образовываться небольшие временные петли с помощью прошлого и будущего. Временная петля, которую образовало прошлое, не имеет продолжения, а имеет только циклическое постоянное окончание. Согласно законам квантовой механики, аномальная временная петля за пределами своего пространства никак не влияет на обычный сценарий Вселенной, где все движется вперед по закону Стивена Хокинга, только вперед.
Возможно ли, что поезд песочного цвета просто попал в аномальную временную петлю, вызванную прошлым? Тогда потерявшиеся во времени вагоны и их пассажиры продолжают существовать в другом неизвестном нам времени, зацикленном внутри петли, которая не влияет на ход нашего времени. Потому мы и не замечаем странный поезд.
Или все же в полночь на станциях останавливаются транзитные поезда со старыми вагонами песочного цвета?
Читайте также: Почему действительно не стоит разговаривать с незнакомцами на Патриарших?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции