Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Цель : познакомить детей с произведением Я. Тайца «Поезд». Развивать речь, память, усидчивость; формировать умение строить диалог, развивать умение определять нужный звук в слове.
Материал: презентация с портретом писателя, с иллюстрацией к рассказу, картинкой к игре «Найди слова со звуком С».
Ход НОД
Воспитатель загадывает загадку:
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке. (Поезд)
— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Якова Тайца «Поезд».
Яков Тайц –это известный писатель, который написал много рассказов для детей и взрослых (показ портрета писателя) .
Чтение рассказа «Поезд».
Я.Тайц «Поезд»:
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины к Мишенным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит : ту-ту! – он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за веревочку и приговаривает: чух-чух… чух-чух…. Значит он паровоз.
Беседа по содержанию.
-Ребята, о чем говорится в этом рассказе? Правильно, о том что у всех были санки и лишь у одного папы не было санок.
— Как начинается рассказ? Что везде снег и у всех ребят есть санки.
-Как у ребят получился поезд? Папа взял санки и зацепил их друг за друга.
-Кто был машинистом? Правильно, Миша, он кричал: ту-ту!
-Кто был кондуктором? Правильно, Маша, она кричала: ваши билеты?
-А кто паровоз? Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух.
-А теперь мы с вами попробуем пересказать этот рассказ.
-А что мы еще должны знать при пересказе? (У рассказа есть начало, середина и конец).
Читаю рассказ еще раз. Дети пересказывают рассказ.
Физкультминутка
(под слайд с песенкой можно читать слова, можно без слов)
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.,
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах)
Звук [с]:
-В нашем рассказе мы часто повторяли слово санки. Какой первый звук в этом слове? (с). Если насос потихоньку качает воздух, как он будет звучать?(дети тихо произносят ссссс). А если громко? (громко произносят ссссс).
-Звук «с» спрятался во многих словах на картине, давайте их найдем и назовем? ….в этом слове есть звук с? Правильно есть. …. что еще не назвали? Санки, есть звук с? Правильно есть. …что еще не назвали?
Мы все правильно отгадали, молодцы!
Итог. Что сегодня нового узнали на занятии? В чем были трудности?
Оцените с помощью слайдов: если вам было интересно и вы узнали много нового то смайлик веселый, а если что-то не поняли и было скучно смайлик грустный.
Автор: Теренина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Листвянский детский сад»
Населённый пункт: поселок Листвянка Рязанского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Поезд»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Листвянский детский сад»
Конспект открытого занятия по развитию речи
для детей средней дошкольной группы. Пересказ
рассказа Я. Тайца «Поезд»
Подготовила:
воспитатель средней группы
Теренина С.В.
2018 год
Цель: создание условий для успешного пересказа детьми небольшого,
впервые прочитанного текста (рассказа).
Задачи:
1. Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ;
2. Развивать умение выразительно передавать прямую речь персонажей;
3.
Способствовать
формированию
грамматического
строя
речи
(тренировать
в
образовании
форм
имен
существительных
в
родительном
падеже)
4. Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Оборудование и материалы: мольберт, магнитофон
Демонстрационные материалы: портрет Я.М. Тайца, иллюстрация к рассказу
Я.Тайца «Поезд»,
модели одежды на магнитах: свитер, теплые брюки,
шапка, шарф, варежки, валенки, теплое пальто (куртка)
Музыкальный ряд: звук поезда
План
занятия:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Заключительная часть
Используемая литература:
«Развитие
речи
детей
4-5
лет».
Программы,
методические
рекомендации,
конспекты
образовательной
деятельности,
игры
и
упражнения/ О. С.Ушакова, Е.М. Струнина
Ход занятия:
1.Воспитатель: — «Ребята, подойдите все ко мне. Я слышу какой-то звук
(играет мелодия движущегося поезда). А Вы? Вы узнали, что это за звук? Да,
правильно. Это звук поезда. А вы когда-нибудь ездили на поезде»?
— «Сегодня я предлагаю всем нам отправиться в увлекательное путешествие
на поезде. Давайте попробуем с вами сделать свой поезд и отправиться на
нем на наше занятие. Строимся друг за другом, положим руки друг другу на
плечи и у нас получится поезд. Дима первым, Маша становится второй и так
далее.». Поехали «ту-ту»! Дети садятся на свои стульчики.
2. — «Молодцы ребята, у вас получился хороший поезд. А пока мы едем,
предлагаю Вам послушать один очень интересный рассказ. Автором рассказа
является Яков Моисеевич Тайц. (показ портрета Я. Тайца). Он был детским
писателем и написал очень много книг. Сейчас мы познакомимся с одним из
его рассказов, называется «Поезд».
Чтение рассказа Я. Тайца. «Поезд».
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.
Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины
к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: ту-
ту! – он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа
тянет за веревочку и приговаривает: чух – чух…..
чух – чух…… Значит
он паровоз.
4.
Беседа – опрос.
В-ль: — « Ребята вам понравился рассказ»?
Дети: — «Да».
—
«Давайте
посмотрим
на
мольберт
(демонстрация
иллюстрации
«Поезд» по Я. Тайцу). Я принесла иллюстрацию к рассказу Я . Тайца
«Поезд». Рассмотрите ее и расскажите, кто на ней изображен».
В-ль: «О каком времени года говорится в рассказе»?
Дети: «О зиме».
В-ль: «Почему вы думаете, что это было зимой»?
Дети: « Потому что везде лежал снег и дети катались на санках».
В-ль: «Правильно, молодцы, так как везде лежал снег и у ребят были
санки, а на санках мы катаемся только зимой».
В-ль: «Как начинается рассказ»?
Дети: «Что везде снег и у всех ребят есть санки».
В-ль: «Правильно ребята, молодцы».
В-ль: «Как у ребят получился поезд»?
Дети: «Папа взял санки и зацепил их друг за друга».
В-ль: « Кто был машинистом»?
Дети: «Миша».
В-ль: «Правильно, Миша, он кричал ту-ту»!
В-ль: «Кто был кондуктором»?
Дети: « Маша, она кричала: ваши билеты»?
В-ль: «А кто был паровоз»?
Дети: « Папа».
В-ль: «Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух».
Дети, пора нам сделать остановку и немного отдохнуть.
3. Проведение физкультминутки.
Поезд мчится и свистит
(Руки согнуты в локтях, синхронные вращающие движения)
И колёсами стучит.
(Топают на месте, руки согнуты в локтях, вращающие движения руками)
Я стучу, стучу, стучу
(Шаг в сторону, притоп 3 раза)
Всех до места докачу
(Бег на месте)
Чу-чу, чу-чу, чу-чу.
(Круговые движения руками).
В-ль: « — Ребята, я предлагаю вам еще раз внимательно прослушать
рассказ Я.Тайца «Поезд» и пересказать его, попробовать себя в роли
рассказчика» (чтение рассказа)
В-ль: « — Дети, кто хочет пересказать рассказ Я. Тайца «Поезд»
?
(пересказ рассказа детьми).
« — Молодцы, дети. Вы были очень внимательны, запомнили многие
детали, поэтому с легкостью смогли пересказать рассказ».
« — А теперь, подумайте и расскажите, как могли быть одеты дети. Как был
одет Толя, когда играл в поезд»? — Дополнительные вопросы он задает
только в случае необходимости, например: «Какие теплые вещи надел Толя
под пальто? Какая у него могла быть обувь? А что он повязал себе на шею?
Какое у него зимнее пальто? Что он надел на голову? На руки?»
— «Толя пошел на прогулку в теплых варежках, шерстяных рейтузах, носках
и валенках. Он надел меховую шубу и шапку, повязал шею шарфом, спрятал
руки в теплые варежки. Вся одежда Толи была сложена в шкафчик, поэтому
он оделся быстро. А Миша не сложил свои вещи аккуратно. Стал собираться
на
прогулку,
смотрит,
а
носков,
валенок
и
варежек
нет
(воспитатель
демонстрирует поочередно картинки). Решил Миша исправиться и заранее
готовить свою одежду к прогулке. Сложил он в шкафчик свитер и теплые
брюки. А что он еще стал готовить, скажите вы, дети. Чего не хватает Мише,
чтобы пойти на прогулку? — Дети отвечают: «Носков, валенок, шарфа,
пальто или шубы, шапки, варежек». Если дети затрудняются назвать какой-то
вид
одежды,
воспитатель
показывает
картинку
и
спрашивает:
«Чего
не
хватает
Мише?»
(Предполагается
ответ
существительным
в
родительном
падеже
.)
4.« — Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться в садик.
Дети, а чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется рассказ,
который я вам прочитала сегодня»?
« — Правильно, поезд».
« — А кто его написал»?
« — Верно, Я. Тайц».
« — Почему он так называется»?
Дети: « — Потому что из санок папа ребятам сделал поезд».
« — А теперь дети, я предлагаю вам построить свои поезда из различных
строительных материалов (кубиков, конструкторов) и прокатить на них
пассажиров (игрушки)».
В отечественной литературе для детей много хороших коротких рассказов, подходящих для чтения дошкольникам разного возраста. Это также хорошая тренировка чтения для ребят, научившихся читать.
Пока им трудновато читать объёмные книжки. Но вполне подойдут маленькие рассказы, созданные специально для таких обстоятельств. Пример — короткие рассказы для детей советского писателя Якова Тайца. Он не только писал книжки, но и, будучи художником, сам их иллюстрировал.
Маленькие рассказы Тайца написаны понятным для современных детей языком. Это немаловажно при нынешнем состоянии устной речи.
Как читать короткие рассказы?
Советуем родителям не просто почитать их детям, но и поработать по содержанию: задать вопросы, предложить пересказать и другое.
Пример.
По грибы
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
— Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
— Бабушка, давай меняться лукошками!
— Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.
Вопросы.
- Куда пошли бабушка и Надя?
- Как выглядит осенний лес?
- Легко ли собирать грибы в засыпанном опавшими листьями лесу?
- Кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
- Сколько грибов было у бабушки?
- Сколько грибов у Нади?
- Почему Надя предложила бабушке поменяться корзинками?
- Почему она смутилась, когда дедушка её похвалил?
Рассказы Я. Тайца
По ягоды
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес, давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади нет ничего, даже дедушку угостить нечем.
Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела — всё в кружечку. Пришла домой, поставила кружечку перед дедом и говорит:
— Кушай!
— А сама что же?
— А я вчера ела.
— Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе.
И вот они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всю и съели.
Волк
Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:
— Ты почему Красную Шапочку съел?
Волк молчит.
— Ты почему трёх поросят обижал?
Волк поджал хвост.
— Вот сиди теперь в клетке, плохой серый волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, больше не будет
Карандаш
Папа принёс большой карандаш. Маша кричит:
— Мне!
Миша кричит:
— Мне!
Папа сказал:
— Тише! Мы его разделим.
Провел одном концом — синий. Провел другим концом — красный.
Миша с Машей смеются:
— Давай делить карандаш!
Мише синий конец, а Маше — красный. Миша рисует синие картинки, Маша — красные.
Была трава
Росла-росла трава и выросла вот такая, Наде по пояс. Дедушка взял косу и стал косить: жик-жик, жик-жик…
Надя спросила:
— А мне можно покосить?
— Нельзя, — сказал дедушка, — ещё порежешься. Ты лучше вороши!
Дедушка дал Наде грабли и показал, как ворошить. А когда сено подсохло, сметал стожок.
А Надя помогала ему и приговаривала:
— Была трава — стало сено! Была трава — стало сено!..
Всё здесь
Надя с бабушкой пошли на другое поле. Колосьев на нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растёт?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Послушный дождик
Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я — начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!
Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!
Белым-бело
Надя спросила:
— Бабушка, а ты в колхозе кто?
— Я — птичница.
— А где твои птички?
— Сейчас покажу.
Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла Зима
Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами:
«Тук-тук… Тук-тук…»
Как будто стучит дождик и пришла осень.
Потом куры разошлись по своим домикам. И всё вокруг опять стало зелёное. Как будто вернулось лето.
КЫШ…
Дома у бабушки тоже были куры. Надя спросила:
— Можно, я их покормлю?
— Можно!
Надя взяла мисочку с просом, стала звать:
— Куры, куры, сюда! А куры не идут.
— Бабушка, они не идут!
— А ты им скажи: цып-цып! Надя сказала:
— Цып-цып-цып!..
Тут со всех сторон набежали куры. Давай клевать просо. Мигом всё склевали.
— Всё! Больше нет! — сказала Надя. И показала курам пустую мисочку.
А куры не уходят. Стоят, ждут.
— Бабушка, они не уходят!
— А ты им скажи: кыш-кыш! Надя сказала:
— Кыш-кыш-кыш!..
Куры всё поняли и разошлись.
Ага
Маша была в деревне. У бабушки с дедушкой. Там были злые гуси. Они ходили гуськом и переговаривались:
— Га-га?
— Ага!
— Га-га?
— Ага!
Они хотели Машу ущипнуть. Маша закричала:
— Бабушка, гуси!
Бабушка сказала:
— А ты не бойся, возьми палку.
Маша взяла палку да как замахнётся:
— А ну, гуси, уходите!
Гуси пошли прочь. Маша сказала:
— Что, испугались?
И гуси в один голос ответили:
— Ага!
По пояс
Маша с бабушкой вышла в поле. Там низенькие зеленые кустики. Ряды ровные. Как по ниточке.
— Это что, бабушка?
— Кукуруза, внучка.
Маша стала рядом, примерилась:
— Ох, какая маленькая кукурузочка. Мне по пояс!
А через месяц снова пришли на то поле. Кусты теперь были высокие-высокие! Маша стала рядом, положила ладошку на голову, примерилась:
— Смотри, бабушка! Раньше они мне были по пояс, теперь я им по пояс. Вот какая кукурузища!
Речка
Наша Маша каши не любит, кричит: «Не хочу! Не хочу!» Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.
— Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать.
Маша всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.
Кубик на кубик
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Поезд
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины – к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд.
Миша кричит: «Ту-ту!». Он машинист.
Маша кричит: «Ваши билеты!» Она кондуктор.
А папа тянет веревку и приговаривает: «Чух- чух….Чух- чух»…. Значит, он паровоз.
Маленькие рассказы для детей полезны тем, что приучают малышей некоторое время сосредотачиваться от начала до конца. Чем чаще будет практиковаться их чтение, тем длиннее будет период сосредоточенного внимания. Сайт Нестандартные дети желает успешной тренировки чтения.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ.
Задачи:
- закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ;
- развивать умение выразительно передавать прямую речь персонажей;
- воспитывать умение выслушивать друг друга.
Оборудование и материалы: Картина «Саша и снеговик», игрушечные санки, куклы.
Зрительный ряд: иллюстрация
Музыкальный ряд: Звук поезда
План занятия:
- Вводная часть – 2 мин.
- Основная часть – 10 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Игра «Поезд» — 3 мин.
- Заключительная часть звук [с] – 3 мин.
- Итог – 1 мин.
Учебник по развитию речи: Ушакова О.А.
Ход занятия:
1) Чтение рассказа Я.Тайца «Поезд»:
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины к Мишенным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит : ту-ту! – он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за веревочку и приговаривает: чух-чух… чух-чух…. Значит он паровоз.
2) Беседа-опрос:
Ребята, о чем говорится в этом рассказе? Правильно, о том что у всех были санки и лишь у одного папы не было санок. Как начинается рассказ? Что везде снег и у всех ребят есть санки. О каком времени говориться в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Правильно, молодцы, так как везде лежал снег и у ребят были санки, а на санках мы катаемся только зимой. Как у ребят получился поезд? Папа взял санки и зацепил их друг за друга. Кто был машинистом? Правильно, Миша, он кричал: ту-ту!
Кто был кондуктором? Правильно, Маша, она кричала: ваши билеты? А кто паровоз? Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух.
Катя, выйди расскажи нам рассказ.
Никита, выйди расскажи.
3) Физкультминутка:
Хомка — Хомка хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Щечки моет,
Щечки трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать!
4) Игра «Поезд»:
Ребята, давайте немного поиграем и попробуем сделать такой-же паровоз для наших кукол. Даша, выйди покажи как можно сделать поезд? Молодец, хорошо, кто еще хочет выйти показать.
5) Звук [с]:
Посмотрите, какую красивую картину я принесла, но картина не простая, в ней спрятаны слова, а какие мы сейчас с вами постараемся разгадать. Картина называется «Саша и снеговик». Звук «с» спрятался во многих словах на картине, Алина называй, что видишь нарисованное? Савок, в этом слове есть звук с? Правильно есть. Рома что еще не назвали? Санки, есть звук с? Правильно есть. Оля, что еще не назвали, снеговик, есть звук с? Правильно есть. А в имени мальчика, Саша, есть звук с? Конечно есть .Мы все правильно отгадали, молодцы!
6) Итог:
Как называется рассказ, который я вам прочитала сегодня?
Правильно, Поезд.
А кто его написал?
Правильно Я. Тайца.
Почему он так называется?
Потому что из санок папа ребятам сделал поезд.
С каким звуком познакомились?
Со звуком с.
Вам понравилось?