Чтобы не ошибиться в написании Н
и НН
в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях, необходимо помнить следующее:
1.
В предложении прилагательные и краткие причастия выступают в роли сказуемых.
2.
Краткое причастие, в котором всегда пишется одна буква Н
, может быть заменено глаголом в форме прошедшего времени. При причастии, как правило, стоит зависимое слово, обозначающее производителя действия (сущ. или местоимение в Т.п.):
девочка испугаН
а
(чем?) стуком
(Т.п.) – стук испугал девочку
.
3.
Краткое прилагательное отвечает на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ?
Его можно заменить прилагательным в полной форме. В кратком прилагательном пишется столько Н
, сколько в полной форме:
вещи
(каковы?) изящН
ы (изящН
ые),
поведение
(каково?) искусствеНН
о
(искусствеНН
ый)
.
4.
Наречие в предложении является обстоятельством образа действия и относится к глаголу. В наречии пишется столько Н
, сколько в слове, от которого оно образовано:
пел
(как?) прекрасН
о (прекрасН
ый)
;
говорил
(как?) взволноваНН
о (взволноваНН
ый)
.
!!! Алгоритм выбора н и нн:
Девочка
(какова?) дисциплинироваНН
а и организоваНН
а (дисциплинироваНН
ая и организоваНН
ая)
– краткое прилаг.; пишется столько Н
, сколько в слове, от которого оно образовано.
Экскурсия организоваН
а родителями (родители организовали экскурсию)
– краткое причастие; пишется одна буква Н
.
Собрание прошло
(как?) организоваНН
о
– наречие; пишется столько Н
, сколько в слове, от которого оно образовано (организваНН
ый
).
Упражнение 1.
Запишите прилагательные, вставляя -н-
или -нн-
. Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении.
Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.
Упражнение 2.
Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
Упражнение 3.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.
Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.
Упражнение 4.
Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова.
Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.
Упражнение 5.
Спишите, подчеркните и объясните правописание н
или нн
.
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.
Упражнение 6.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н
инн
в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова…ый ребенок, замаскирова…ый вход, плете…ая корзина, измуче…ый вид, груж…ая дровами машина, груже…ая машина, нагруже…ая машина, стреля…ая дичь, неслыха…ые обстоятельства, ране…ый в руку солдат, гаше…ая известь, негаше…ая известь, назва…ый брат, моще…ая дорога, писа…ые акварелью картины, ране…ый боец, переплавле…ый металл, асфальтирова…ая улица, посоле…ая закуска, ноше…ая шляпа, поноше…ые ботинки, оплете…ый плющом забор, взволнова…ый разговор, броше…ый камень, нечая…ая встреча, купле…ый товар, отправле…ое по факсу письмо, изыска…ые экономистами ресурсы, застрахова…ое имущество, непредвиде…ые обстоятельства, оказать вооруже…ое сопротивление, довере…ое лицо, дипломирова…ый специалист.
Упражнение 7.
Спишите, вставляя пропущенные Н или НН (1 вариант по выбору студента). Составьте именные словосочетания.
1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый,трансляцио_ый
, революцио_ый,
ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.
2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый,
жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый,
коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый,
рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.
Упражнение 8.
Дайте толкование подчеркнутых слов. Выпишите существительные, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
Превратите Н в НН при помощи приставок.
Образец: жареная – пережаренная
Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.
Упражнение 9.
Превратите Н в НН при помощи зависимых слов.
Образец: жареная рыба – жаренная на сковородке рыба
Мощеная дорога, плетеная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, беленый потолок, соленый огурец.
Упражнение 10.
Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.
Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые
деревья.
Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый
, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.
Упражнение 11.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.
Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.
Упражнение 12.
Объясните различия в написании созвучных слов.
1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
Упражнение 13.
Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Упражнение 14.
Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н
или нн
.
Образец: реш
…ная задача — задача решена.
Выращ…ные овощи, законч…ная дискуссия, утер…ная расписка, своеврем…ная помощь, прекрасно сыгр…ная роль, объявл…ные результаты соревнования, высуше…ное белье, слома…ная хулиганами скамья, заброш…ные на чердак лыжи, избалова…ная гастролерами публика, получ…ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч…ные лица.
Упражнение 15.
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникнове…а и взволнова…а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова…ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова…ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа…ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута…ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда…ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда…ы.
Упражнение 16.
Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
В этом задании необходимы знания о способах образования слов!
Подсказка.
Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.
Правило.
В зависимости от части речи правило делится на три части.
Полные прилагательные и причастия.
Помни!
Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?
Помни!
неожида НН ый медле стра свяще чва чека жела окая дела невида неслыха нечая нежда негада жема |
рдя Н ый пря зеле сви бара си румя багря ю смышле назва посаже |
Различай!
Краткие прилагательные и причастия.
Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.
Существительные и наречия.
В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:
взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)
Помни!
Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:
моше
НН
ик труже
Н
ик
племя
НН
ик прида
Н
ое
ставле
НН
ик
да
НН
ик
бесприда
НН
ица
Алгоритм действий.
1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.
2. Вспомни, не является ли это слово исключением.
3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.
4. По правилу определи написание.
Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.
1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1
Манеры (каковы?) изыска(1)ы.
Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый
. Определяем написание полной формы: изыска…ый
образовано от глаголаизыскать
, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.
Немоще(2)ых (каких?) улиц
. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить
. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.
Машина недогруже(3)а (что сделана?)
. Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили
. В кратких причастиях пишется одна Н.
Таким образом
, правильный вариант – ответ №4.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.
Правописание Н и НН в прилагательных
Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с помощью какого суффикса образовалось слово.
Если слово образуется с помощью суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.
Если при образовании слова использовались суффиксы
–АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.
Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.
Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с помощью суффикса –ЯН-.
Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н.
Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне.
Упражнение
1. Снизу донесся нарастающий, поднимающийся гул, сбоку — стук костя_н
ых шаров через стекля_н
ую перегородку, за которой мелькали встревоженные лица. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
2. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалты_н
ого не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек завхоз уворовал. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
3. Затем кровя_н
ое солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
4. Ути_н
ый нос побледнел, и Турбин сразу понял, что он ошибся, схватил не того, кого нужно. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
5. Машина, провернув первые застоявшиеся волны, пошла ровно, тысячеголовым, льви_н
ым ревом и звоном наполняя пусты_н
ые залы Спимата. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
6. Орли_н
ым взором окинув позицию, Коротков поколебался мгновение и с боевым кличем: «Вперед!» — вбежал в бильярдную. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
7. Но женщина осталась непрекло_н
ой и печальной. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
8. Сам он в такой же повязке, но не смоченной, а сухой, расхаживал невдалеке от группы палачей, не сняв даже со своей рубахи накладных серебря_н
ых льви_н
ых морд, не сняв поножей, меча и ножа. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
9. Затем с ужасом заглянул в бритве_н
ое зеркальце, уверенный, что лишился глаза. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
10. Кальсонер поднимался со стра_н
ой, неестестве_н
ой скоростью, и у Короткова сжималось сердце при мысли, что он упустит его. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
11. Мужчина, улыбаясь необыкнове_н
о вежливой, безжизне_н
ой, гипсовой улыбкой, подошел к Короткову. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
12. Коротков попытался искусстве_н
о засмеяться, но это не вышло у него. (М. Булгаков «Дьяволиада»)
13. Блестящим перочи_н
ым ножичком он перерезал провод звонка… (М. Булгаков «Собачье сердце»)
14. Машину зря гоняет казе_н
ую! – наябедничал и кот, жуя гриб. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
15. Затем повесил тяжелый маузер в деревя_н
ой кобуре, покачнув стойку с оленьими рогами. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
16. Увиделись расплывчато купы девстве_н
ой и нетронутой сирени, под снегом, дверь, стекля_н
ый фонарь стари_н
ых сеней, занесенных снегом. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
17. Румя_н
ый толстый юнкер грохнул ложем у ящика и стал неподвижно. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
18. …кобура, вероятно, вследствие несвойстве_н
ой полковнику Малышеву рассеянности, была расстегнута. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
19. Винтовка со стуком покатилась по ледя_н
ому горбу тротуара. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
20. Странный пья_н
ый экстаз поднялся у Николки откуда-то из живота, и во рту моментально пересохло. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
21. На смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звери_н
ый инстинкт. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
22. Черво_н
ый валет влез на стул, плюнул Василисе в усы и выстрелил в упор. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
23. …мелькал на папахе золотогалу_н
ый хвост и концы двух винтовок. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
24. Одно всего освещенное место: стоит на страшном тяжелом постаменте уже сто лет чугу_н
ый черный Владимир и держит в руке, стоймя, трехсаже_н
ый крест. (М. Булгаков «Белая гвардия»)
25. На нем была кожа_н
ая куртка с чужого плеча, кожа_н
ые же потертые штаны и английские высокие сапожки со шнуровкой до колен. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
26. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкнове_н
ой русской водки. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
27. Доктор, бледный, с очень решительными глазами, поднял рюмку с стрекози_н
ой талией. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
28. Филипп Филиппович горестно указал обеими руками на око_н
ую штору. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
29. На борту великолепнейшего пиджака, как глаз, торчал драгоце_н
ый камень. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
30. Вьюга захлопала из ружья над головой, взметнула громадные буквы полотня_н
ого плаката… (М. Булгаков «Собачье сердце»)
31. Соверше_н
ое изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюкве_н
ым налетом. (М. Булгаков «Собачье сердце»)
32. Он упал прямо на стол в дли_н
ое блюдо, расколов его вдоль… (М. Булгаков «Собачье сердце»)
33. Тут в государстве_н
ой библиотеке обнаружены подли_н
ые рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единстве_н
ый в мире специалист. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
34. Обедающий за соседним столиком беллетрист Петраков-Суховей с супругой, доедавшей сви_н
ой эскалоп, со свойственной всем писателям наблюдательностью заметил ухаживания Арчибальда Арчибальдовича и очень удивился. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
35. Он перевел взгляд повыше и разглядел фигурку в багря_н
ой военной хламиде, поднимающуюся к площадке казни. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
36. Но дело в том, что все время и непрерывно поступал в бессо_н
ый этаж все новый и новый материал. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Упражнение подготовили Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига школ»).
Русский язык настолько многообразен, что у большинства людей создается впечатление невозможности освоения материала, но это не так.
Необходимо запомнить ряд правил, одно из которых «Правописание «н» и «нн» в причастиях». Оно поможет любому школьнику, студенту и человеку, умудренному опытом, в правильном оформлении текста и выполнении упражнений.
Правописание «Н» и «НН» в причастиях
Когда писать одну «Н»
Если в начале слова отсутствует приставка, то пишется одинарная буква. Варианты: мощен
ые улицы, жарен
ый картофель.
Причастие перерождается в прилагательное.
Если слово состоит из двух словесных единиц и несет на себе перегруженность символами, так же пишется одинарный вариант. Вариант: глажен
ый-переглажен
ый галстук.
Такое слово тоже имеет значение прилагательного, его наилучшего качества.
Получается так, что смысловое значение слова зависит и от его написания, а также принадлежности к типу.
Две «НН» в причастиях
В суффиксах причастий страдательной формы размещается удвоенная «н».
Так происходит, когда в слове размещена приставка:
- пере
правленн
ая книга;
- отрезанный ломоть;
- за
мощенные дороги;
- пере
жаренный картофель;
- пере
хоженн
ая дорога;
- учительница непре
клонна.
Двойное «Н» пишется в причастиях без приставок в формах совершенного вида. Варианты: плененн
ый, брошенн
ый, решенн
ый.
А также в тех причастиях, которые образованны от вида несовершенного. Варианты: читанн
ый, слыханн
ый.
«Н» и «НН» в отглагольных прилагательных
Когда пишется «Н»
Прилагательные, имеющие в основе глагол, не похожи на причастия – в них не используется обычная приставная часть. Таким образом, слова, созданные на основе глагола и не содержащие при себе приставки, являются прилагательными. Примеры: жеван
ый лист, кован
ый гвоздь, смышлен
ый парнишка, хожен
ый путь, квашен
ая капуста.
Приставка НЕ
не оказывает изменений на слова, пишется одинарная буква. Варианты написания: незван
ый кот, нехожен
ый овраг.
Одна буква пишется в сложных прилагательных, которые имеют два корня и два значения. Примеры: цельнокроен
ый
(скроенный целиком), златокован
ый
(выкованный из золота).
Есть разные по значению выражения. Например, назван
ый друг.
Является прилагательным (отглагольным) и имеет смысл не родной, а являющийся братом в случае каких-то обстоятельств.
Но есть другой вариант — названн
ый в честь кого-то
. Получается, человеку дали имя в честь бабушки, дедушки. Такое слово будет причастием, и писаться будет с двумя буквами.
Случаи написания «НН»
«Являясь ранн
еным, офицер оставался в дивизии».
Такое предложение заменяет следующую фразу: «Солдата ранили
, но он не покинул свою боевую территорию».
В данном случае получается обратное явление, происходит перерождение в причастие.
Двойное Н пишется в случаях использования «ОВАННЫЙ» И «ЁВАННЫЙ» – те, которые не входят в корень. Варианты: жалованный титул, корчёванный путь.
Исключения
Исключительные варианты для запоминания:
виденн
ый, деланн
ый, желанн
ый, жеманн
ый, медленн
ый, невиданн
ый, негаданн
ый, недреманн
ое (око), нежданн
ый, неслыханн
ый, нечаянн
ый, окаянн
ый, священн
ый, считанн
ый, чванн
ый, чеканн
ый.
Правописание «Н» и «НН» в прилагательных, образованных от существительных
Одна буква размещается в суффиксальной части слова «АН»
, «ЯН»
и «ИН»
. Варианты: ржаной, смоляной, голубиный.
В сочетаниях «ЕНН»
и «ОНН»
используются сдвоенные буквы. Варианты: каменный, оконный.
В данном случае одинарная буква «Н» приходится на корень, а другая на суффикс.
Но есть исключительные варианты: стеклянн
ый, оловянн
ый, деревянн
ый, ветрен
ый.
Их следует запомнить.
Как выбрать что писать «н» или «нн» в прилагательных и причастиях
Мы рассмотрели разные варианты использования и написании «Н» внутри причастий и прилагательных. Исходя из проанализированного материала, можно сделать нижеприведенный вывод.
Все причастия пишутся со сдвоенными буквами «Н». Все прилагательные слова, изначально созданные от глагола, используют одну «Н», кроме слов-исключений, которые необходимо запомнить.
Прилагательные, берущие начало у существительных, пишутся с двумя буквами «Н», если одна буква размещена в корневой части, а другая в суффиксальной. С одной буквой «Н»
, если она находится непосредственно в суффиксальной части.
Не забываем об особенных словах, которые нужно запомнить. И напоследок, несколько примеров применения правила.
Причастие Всегда двойное НН |
Отглагольное прилагательное |
Прилагательное |
Есть приставка:
пере |
Не используется приставка:
мощен |
Суффиксы «АН», «ЯН», «ИН»:
ржаной, глиняный, соловьиный |
Есть приставка «НЕ» и другая приставка:
неприкаянн |
Приставка «НЕ» — ставим одинарную букву:
незван |
В сочетаниях букв «ЕНН» и «ОНН»: каменный, оконный |
Нет перед словом приставки, но оно совершенного или несовершенного вида:
плененн |
Слово включает в себя два корня:
цельнокроен |
|
Слово занимает место глагола:
Являясь раненн |
В случаях использования «ОВАННЫЙ» и «ЁВАННЫЙ»:
жалованный титул, корчёванный путь |
|
Слово включает в себя два схожих по значению слова:
глажен |
||
Исключительные варианты:
виденный, деланный, желанный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, окаянный, священный, считанный, чванный, чеканный. |
Исключения с двумя и одной «Н»:
стеклянн |
Имена прилагательные:
1)Имена прилагательныес суффиксами -ан-, -ян-, -ин-
пишутся с одним -н-: глинян
ый, серебрян
ый, курин
ый.
Исключения:
стеклянн
ый, оловянн
ый, деревянн
ый
.
2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн-
пишутся с двумя -н-
: авиационн
ый, родственн
ый
.Исключение
: ветрен
ый, маслен
ый
.
3) В прилагательных, образованных от основы на -н
с помощью суффикса -н-
, пишется два -н-
:картинный (карти
н
-а +
н
-ый)
.
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:
Две буквы -н-
пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:
1) если они имеют приставку: вс
паханн
ый,
от
варенн
ый
(но: с
мышлён
ый мальчик,
на
зван
ый брат
);
2) если при них есть зависимые слова: варенн
ая
на молоке
;
3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-
: маринованный, асфальтированный
;
4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый
):лишённый
;
В кратких причастиях пишется одна -н-
, а в прилагательных — две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн-
и -нн-
и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:
воспитанный,
причастие от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан, воспитан
а, воспитан
о, воспитан
ы
и воспитанный,
прилагательное; краткая форма: воспитан, воспитанна, воспитанно, воспитанны.
Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более
’:Маша воспитана бабушкой
и Маша воспитанна, вежлива и умна.
Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором — вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.
Написание одной или двух букв-н-
в сложных
прилагательных
подчиняется общему правилу:гладкокрашеный (красить,
несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить,
совершенный вид).
Наречия,
образованные от прилагательных с двумя -н-
, также пишутся с двумя -н-
: шли организованн
о
.
В именах существительных,
образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н-
, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный
’), мученик (от ‘мученый
’)
.
Две —н
— пишутся во всех словах, образованных от основ на -н,
с суффиксом, начинающимся на -н
:пенный (пен
-а+н
-ый), шестигранник (шесть+гран
ь+н
ик).
Задания.
Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.
Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН. Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов -ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н. Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н. Таким образом, правильный вариант — ответ №4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.
Сделать выбор в пользу одной или двух «н» в лексемах разных частей речи бывает непросто. Ошибки в написании связаны с тем, что для каждого морфологического класса слов в русском языке отведено определённое правило. Сомнение возникает и при употреблении лексических единиц «организована» или «организованна». Выясним, какой вариант соответствует нормам орфографии.
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- Морфемный разбор слов «организована» и «организованна»
- В каких случаях пишут «организована»
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут «организованна»
- Примеры предложений
- Синонимы слов «организована» и «организованна»
- Ошибочное написание слов «организована» и «организованна»
- Заключение
Как правильно пишется?
Опираясь на морфологический принцип, отнесём к нормативным оба варианта – «организована» и «организованна».
Морфемный разбор слов «организована» и «организованна»
В слове «организована» вычленим следующие морфемы:
организована
- «орган» – корень;
- «из», «ова», «н» – суффиксы;
- «а» – окончание.
В основу входит только корень и суффиксы – «организован».
Слово «организованна» состоит из таких морфем:
организованна
- «орган» – корень;
- «из», «ова», «нн» – суффиксы;
- «а» – окончание.
В основу окончание не включаем – «организованн».
Как видим, у изучаемых лексических единиц разные суффиксы «н» и «нн», а также основы – «организован» и «организованн».
В каких случаях пишут «организована»
Слово стоит в женском роде и единственном числе. Обозначает признак действия, отвечает на вопрос «что сделана?» и чаще всего имеет зависимые лексемы.
Примеры предложений
Прочтение контекстов с кратким причастием «организована» поможет быстрее запомнить его правописание и значение:
- Путешественником была организована новая экспедиция.
- Выставка организована по инициативе управляющей галереи.
- Эвакуация на пароме была организована должным образом.
- Эта олимпиада организована для того, чтобы выбрать нескольких ребят, которые смогут достойно представить школу на региональном этапе.
В каких случаях пишут «организованна»
Согласно правилу орфографии, краткая форма сохраняет удвоенную согласную «н» в суффиксе. Главное отличие этого слова от причастия – это обозначение постоянного признака предмета и отсутствие зависимых слов. Лексема стоит в женском роде и единственном числе, отвечает на вопрос «какова?».
Примеры предложений
Приведём примеры контекстов с кратким прилагательным «организованна», чтобы усвоить правило:
- Алина нравилась многим мальчикам, потому что была организованна, аккуратна и скромна.
- Наша работа организованна и плодотворна.
- Подруга организованна и пунктуальна, поэтому она не любит, когда я опаздываю.
- На занятиях сестра была организованна, внимательна и спокойна.
Синонимы слов «организована» и «организованна»
В качестве синонимов выступает ряд лексем: «составлена», «упорядочена», «построена», «сделана», «образована», «устроена», «сконцентрирована», «дисциплинированна», «координирована», «планомерна».
Ошибочное написание слов «организована» и «организованна»
Оба варианта могут не соответствовать норме. Неверно писать «организована» в значении прилагательного, а «организованна» – в значении причастия. Также некорректно «оргонизована», «оргонизованна».
Заключение
Итак, краткое страдательное причастие следует писать с одной согласной «н» в суффиксе – «организована».
В суффиксе краткого прилагательного нужно писать две «н» – «организованна».
В случае затруднения можно обратиться к орфографическому словарю.
Кто должен организовать поездку на соревнования (найти транспорт) группе детей спортсменов, если дети занимаются с тренером? Тренер обязан организовать поездку либо эта обязанность лежит на родителях?
Какого уровня соревнования? Кто организатор? Официальный турнир или нет?
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Да турнир официальный. Соревнования в другом городе.
Тогда, организовывать поезду должна организация ДЮСШ и финансировать ее. Но как правило денег у них нет, тогда спортсмены должны ехать за свой счет. Организовать автобус должен тренер, а заплатить за него должны родители.
Если Ваш вид спорта финансируется, муниципальными Властями, то тогда деньги на поезду должны выделять они, а также организовывать поездку.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
З/п), если поездка на соревнования планируется за счет родителей?
Существует бюджетная организация — ДЮСШ. Как организовать командировку тренеру (билеты, проживание, питание, ср. з/п), если поездка на соревнования планируется за счет родителей? Тренера не отпускают на соревнования. Говорят бери либо б/с, либо не езди вообще. Поездка на соревнования без тренера теряет смысл. Как быть родителям?
родителям нужно написать претензию руководству школы о том что школа должна помогать в организации соревнований в том числе путем предоставления ренера на время поездки.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Организаторы соревнований или тренер?
Ребенок получил серьезную травму на выездных соревнованиях. Во время схватки сломал позвоночник. Кто за это должен отвечать? Организаторы соревнований или тренер? Как последствия могут быть для тренера.
Добрый день. В соответствие с законом об образовании, ответственность за жизнь и здоровье во время образовательной деятельности несет педагог (тренер). При отправке детей на соревнования от спортивной школы должен быть назначен ответственный за жизнь и здоровье в пути следования к месту проведения мероприятия и обратно, а также во время проведения самого мероприятия (соревнований). Помимо этого, учитывая специфику вида спорта, с участниками соревнований должны быть заключены договоры страхования.
Подводя итог: ответственность на спортивной школе и конкретно на ответственном тренере, если травма была получена в результате их действий (бездействий).
Если оформлено страхование жизни и здоровья, то страховая компания должна покрыть все необходимые расходы на лечение и восстановление.
Вопрос открытый к организаторам соревнований, которые должны были обеспечить должное судейство, а также медицинское сопровождение данных соревнований.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Могу ли я привлечь клеветника к ответственности?
В интернет-жалобе на приемную главы города написана жалоба о том, что тренер собирает с детей деньги, а чиновник (ребенок которого тренируется у этого тренера) покрывает тренера в этом преступлении. Я-чиновник, и факты указанные, причем от имени группы родителей, полная клевета, порочащая мою деловую репутацию. Мой ребенок у этого тренера не занимается (на что есть подтверждающие документы), а деньги для поездки на соревнования я сама сдаю своему тренеру. Более того… такой родителя в ДЮСШ нет. Могу ли я привлечь клеветника к ответственности?
Инна Викторовна! акие заявления пишутся в свободной форме с указанием на все обстоятельства.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей
Вопрос следующий: тренер везет команду на соревнования в другой город, так как соревнования коммерческие, спортшкола не нанимает им транспорт, и родители на соревнования везут детей самостоятельно. Нужно ли брать расписку с родителей, что они до места соревнований добираются самостоятельно, и ответственность за жизнь и здоровье несут сами.
Если родители сами сопровождают детей, расписок не надо.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Прошу Вас подсказать. Как можно заменить тренера в ДЮСШ?
Прошу Вас подсказать. Как можно заменить тренера в ДЮСШ? Где достать образец заявления и куда обратиться? У нас командный вид спорта. Наши дети (7-8 лет) и родители не довольны тренером. За 7 месяцев своей деятельности выяснилось, что тренер поставлен в этот ДЮСШ по знакомству, через директора или друга директора и наши дети интересуют его только в плане своего финансового удовлетворения. Дети занимающиеся в основной (сильной) группе, уже не хотят ходить на тренировки, хотя дома с удовольствием тренируются сами и с родителями и дополнительно кто может, у других тренеров. Наш тренер ругает детей за проигрыши на соревнованиях. Но если родители высказывают свое недовольство, то ребенок просто не ставится на игру в соревнованиях и сидит на скамейке запасных, например. Постоянно грозит детям, что переведет их в более слабые группы, которые набраны только в этом году. Дети из основной группы занимаются уже по несколько лет (с 3,5-4,5 летнего возраста). В то же время тренер ставит детей из слабых групп в основную (на соревнованиях) для, так сказать, мотивации, тем самым ослабляя команду. Дети проигрывают и их ругают. И так по кругу. В то же время, чтобы подтянуть ребят из новичков, предлагает им платные индивидуальные дополнительные тренировки. Их родители готовы платить деньги, и платят, чтобы их ребенок оказался в основном составе и дарят тренеру и помощнику тренера различные подарки, что категорически запрещено ДЮСШ (даже висит объявление о запрете подарков) Несколько сильных игроков уже покинули нашу команду и перешли в другие, хотя очень неудобно и далеко ездить. Мы, многие родители, например, не сможем тренировать детей в других ДЮСШ по причине ограничения времени на дорогу, очень далеко ездить. А платные секции нам не по карману и так же далеко. Остается только два выхода или сменить тренера или бросать спорт, что сами понимаете, будет ударом для нас и наших детей. Прошу Вас подсказать как нам можно поступить по закону и эффективно и помочь разобраться в нашей ситуации.
Здравствуйте! Для начала попробуйте написать коллективное заявление от родителей на имя образовательного учреждения.
Вам помог ответ?ДаНет
Напишите в местное ваше министерство спорта, в местную федерацию этого вида спорта, в прокуратуру, все также распишите, попросите провести проверки и разобраться. Пишется в свободной форме, все вот это укажите, пусть проверку проведут.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Я отказалась. Обязана ли школа организовать транспорт для поездки?
Администрация школы заставляет меня (я учитель) везти группу детей начальной школы (10 чел.) на выставку в центре города на общественном транспорте. Я отказалась. Обязана ли школа организовать транспорт для поездки? На какой закон мне опираться, мотивируя свой отказ?
Прямых запретов нет.
Есть расхожее мнение, что поездки детей регулирует
[quote]Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 17.04.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
. Настоящие Правила определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов (далее — группа детей), автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
[/quote]
В п.2. дано понятие «организованная перевозка группы детей» — и[quote]спользуется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
[/quote]
Иногда отказ обосновывают на этом НПА. Однако, данные правила относятся к перевозке немаршрутными автобусами. Поэтому основывать свой отказ данным документом не убедительно.
Т.к. поездка на выставку является частью учебного процесса, не важно — внеурочка или урочная деятельность, то следует обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
[quote][/quote]2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:
— во II и III строительно-климатических зонах — не более 0,5 км;
— в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования — не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,4 км;
— в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования — не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,5 км.
2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:
— во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;
— для обучающихся II и III ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.[quote][/quote]
Если обобщить требования к перевозке организованных групп детей на разных видах транспорта, то количество сопровождающих идет из расчета 1 сопровождающий на 8 детей.
Почти офф. Попадалась на просторах инета информация, что в метро можно заказать сопровождение школьникам, ни офицально, ни реально лично не приходилось сталкиваться.
Вам помог ответ?ДаНет
Пожалуйста дочери 20 лет, работает тренером, собралась везти детей (трое 5 лет)
Работает тренером, собралась везти детей (трое 5 лет) на соревнования (500 км), а муж вызвался их отвезти на своей машине🤦…нужны ли какие-то доверенности или ещё какие либо документы разрешительные?! Муж говорит, она тренер у нее есть списки участников соревнований! А я что-то беспокоюсь, 15 суток не дадут ему если что вдруг?!
Уважаемый посетитель сайта! Вы не там беспокойтесь — согласование организованного выезда детей на соревнования не простое, если что-то случится в дороге, а согласования не будет, дочь будет нести ответственность вплоть до уголовной.
Вам помог ответ?ДаНет
Насколько правомерны действия тренера?
Сын занимается легкой атлетикой. Каждый год в июне у них продолжаются тренировки в спортивной школе (занимаются на стадионе и в зале). В этом году тренер решил на две недели в июне организовать типа спортивных сборов в лагере (сам лагерь не спортивный, а обычный детский оздоровительный). Изначально (в конце прошлого года) мы, родители, согласились на поездку, но сейчас планы изменились и поездка ребенка в лагерь в них совсем не вписывается. Тренер теперь гневно требует от нас письменную объяснительную. Насколько правомерны действия тренера?
Вы можете тренера с его необонованными требованиями корректно послать в баню.
Вам помог ответ?ДаНет
Администратор печатает сообщение