Поэзию русской сказки открыл для живописи

Михаил Врубель был очень многогранным художником. Модернист, участник Абрамцевского кружка, символист и мистик, приверженец британского движения Arts and Crafts — каждая из этих характеристик предлагает ключи к пониманию его наследия, но не делает его личность менее загадочной. Каждый этап его деятельности связан с историей формирования особого взгляда на мир.

Выпускник Императорской Академии художеств, один из любимых учеников знаменитого преподавателя и художника Павла Чистякова, Михаил Врубель обладал особым пониманием завершённости композиционного замысла, очень лично проживал сюжеты своих произведений и умел в живописи передать самые глубокие чувства. Знаток византийского искусства иконописи, он  обращался на протяжении почти всей жизни к библейским и мифологическим образам.

Конечно же, поэтичность русской сказки не могла не взволновать художника. Михаила Врубеля влекла глубина фольклора, тесная связь с окружающим миром и человеком… Врубель видел в сказке не тему и не жанр, и не ответ на запросы времени, но в первую очередь неповторимую реальность. Пытаясь запечатлеть эту реальность, художник максимально приближает сюжет к зрителю.

В 1890–1900-е Михаил Врубель создал сказочный цикл, который максимально полно раскрыл гений художника. Монументальные произведения и графические наброски, объединённые эстетическим замыслом, самобытное авторское прочтение делают образы мифологических персонажей очень яркими, наделяя их чувственностью и узнаваемостью. Художник сократил дистанцию между мифом и реальностью, и сказочные персонажи обрели черты реальных людей.

Одной из поворотных работ для развития карьеры Врубеля стало панно «Принцесса Грёза», написанное по мотивам одноимённой драмы в стихах Эдмона Ростана. Примечательна история создания этой работы. Михаил Врубель сделал два панно для Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде, однако комиссия Академии художеств работы не приняла. Тогда меценат Савва Мамонтов, который курировал производство панно, решил построить для произведений художника отдельный павильон. Конечно же, такой ход привлёк внимание к молодому талантливому автору. «Принцесса Грёза» воспевает совершенную красоту и идеал, за приближение к которым пришлось поплатиться жизнью. Поражающее своим масштабом поэтическое произведение поначалу было холодно встречено публикой и критиками. Работу ругали за чрезмерную «декоративность», говорили, что автор не чужд «украшательства». Однако сейчас «Принцесса Грёза» занимает ключевое вместо в отдельном, врубелевском зале Третьяковской галереи.

Знаменитое полотно «Пан» считается венцом сказочного цикла. Здесь Врубель демонстрирует свои представления о красоте, которые идут вразрез с классическими канонами. Заданная ещё древнегреческим искусством гармоничная соразмерность пропорций, подтверждающая целостность идеи, уходит в тень, уступая место эфемерности и недосказанности.

Картина «Царевна-Лебедь» — одна из самых известных и одновременно наиболее загадочных работ Михаила Врубеля. Например, до сих пор идут споры о том, кто позировал для этого полотна. Некоторые специалисты считают, что Врубель писал прекрасную деву вовсе не со своей жены, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, хотя именно она играла роль Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане». Нашли в этой картине отражение и личные переживания художника, виден и отпечаток его душевной болезни. Интересно то, как именно изобразил художник деву — в момент превращения, когда человеческое уступает звериному. Быть может, поэтому в лице царевны заметны дикие и даже демонические черты. Работа над «Царевной-Лебедь» позволила Врубелю найти импульс для работы над «Демоном».

Тема демона для Михаила Врубеля носила глубоко личный характер и раскрывалась во множестве эскизов, набросков и вариантов. Наиболее известным в ряду «демонов» стал «Демон поверженный».

От другого «демонического» полотна — «Демон летящий» — сохранился лишь неоконченный холст (именно он представлен в Третьяковке). Врубель множество раз переписывал лицо демона, делая его то грозным, то задумчивым, то злым, то безразличным. Считается, что именно душевный недуг остановил творческие поиски Врубеля.

В 1890-е Михаил Врубель был близок Абрамцевскому кружку и увлекался майоликой — разновидностью керамики. Художник переносил живопись на керамическую поверхность, придавая изображению некую угловатость и почти импрессионистический шарм. Среди сказочных сюжетов майолик Врубеля спор Садко с морским царём. Эту сцену художник разрабатывал несколько раз.

Виктор Васнецов. Богатыри

Третьяковская галерея

С конца XIX века многие русские художники были буквально одержимы образами из народных сказок и легенд.

В конце XIX века в России вошел в моду «русский», или «неорусский» стиль — представители самых разных сфер искусства обратились к «корням» и стали искать вдохновение в национальном фольклоре и лубке. Так мотивы народных сказок проникли и в архитектуру (появились здания, похожие на старинные терема), и в музыку, и конечно, в живопись. Тогда же на всю Европу прогремели и знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которые также обратились к русским сюжетам в театре. 

Виктор Васнецов (1848-1926), пожалуй, самый известный из художников, обратившийся к сказочной теме — и написавший впечатляющее количество картин на фольклорный сюжеты. Его считают основоположником «неорусского» стиля в живописи. Он начинал как художник-реалист и прошел целый путь до модерна. 

Виктор Васнецов. Ковер-самолет, 1880

Виктор Васнецов. Ковер-самолет, 1880

Нижегородский государственный художественный музей

Виктор Васнецов. Богатыри, 1898

Виктор Васнецов. Богатыри, 1898

Третьяковская галерея

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке, 1889

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке, 1889

Дом-музей В.М. Васнецова

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка 1918

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка 1918

Дом-музей В.М. Васнецова 

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный, 1926

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный, 1926

Вторым самым известным художником, оставившим огромное «сказочное» наследие, стал Иван Билибин (1876-1942). Он работал и как театральный художник, оформляя оперы на русские сюжеты — «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Золотой петушок» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и многие другие. Однако больше всего он прославился и вошел в историю благодаря книжным иллюстрациям к русским сказкам и особенно к сказкам Александра Пушкина, написанным по сюжетам народных.  

Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин. Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин. Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин. Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин. Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин. Царевна-лягушка, 1899

Иван Билибин. Царевна-лягушка, 1899

Иван Билибин. Кощей Бессмертный, 1901

Иван Билибин. Кощей Бессмертный, 1901

Обращались к сказочной теме и другие художники. Например, под влиянием знакомства с Виктором Васнецовым, Илья Репин (1844-1930) написал свое знаменитое сказочное полотно о былинном герое Садко, который отправляется на дно морское и по приказу морского царя на смотр невест — морских красавиц.

Илья Репин. Садко, 1876  

Илья Репин. Садко, 1876  

Русский музей

Модернист Михаил Врубель (1856-1910), увлеченно писавший в стиле модернизма и символизма, обращался к библейским сюжетам, падшим ангелам и всяческой мистике, но также и к народным сказочным мотивам. Его жена, Надежда Забела-Врубель, была известной оперной певицей, и выступала в постановках Дягилева на «русскую» тему — «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Считается, что под впечатлением от этих спектаклей, Врубель написал свой сказочный цикл. 

Михаил Врубель. Прощание Царя Морского с царевной Волховой. 1898

Михаил Врубель. Прощание Царя Морского с царевной Волховой. 1898

Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900

Третьяковская галерея

Выборочно обращались к сказочной теме и другие художники. Известным театральным художником был Леон Бакст (1866-1924), особенно прославился он эскизами к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», премьера которого прошла в парижской Гранд-опера.

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы, 1910

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы, 1910

Сказочная тема присутствовала и в творчестве Сергея Малютина (1859-1937), театрального художника и книжного иллюстратора. 

Сергей Малютин. Кощей, 1904

Сергей Малютин. Кощей, 1904

Сергей Малютин. Морской царь, нач. XX века

Сергей Малютин. Морской царь, нач. XX века

Сергей Малютин.Илья Муромец, 1937

Сергей Малютин.Илья Муромец, 1937

После революции иконописцы из Палеха, известные своими миниатюрами, были вынуждены отказаться от икон и религиозных сюжетов. Но свое мастерство они мастерски переориентировали в русло русских сказок, основав «Артель древней живописи». Теперь их материалов были не доски для икон, а лаковые шкатулки.

Иван Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Василиса Прекрасная» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Василиса Прекрасная» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен

НАРОДНАЯ СКАЗКА В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ИСКУССТВЕ

Чижова М.Г.

учитель начальных классов

Народная
сказка в изобразительном искусстве.

Многие
великие художники создавали картины на сюжеты народных сказок.

Темы
и образы сказки издавна привлекали многих русских художников. Во второй
половине XIX века над темами сказки работали такие великие художники как В. М.
Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, С. В. Малютин, И. Я. Билибин.

Ряд
художников, обращались к сказочной теме потому, что они с детства росли в
простой народной среде. В XVII— XVIII столетиях над сюжетами сказок немало
работали русские мастера лубочных картинок.

Художники,
нарисовав тот или иной сюжет, помогают нам познакомиться со сказкой или даже
подталкивают к ее прочтению.

История
детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. Иллюстрация в
переводе с латинского языка означает освещать, проливать свет, объяснять.
Иллюстрации делают книгу более привлекательной и понятной для читателя,
особенно это важно для детей.

Над
детскими книжными иллюстрациями работали известные живописцы и графики.
Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Иван Яковлевич Билибин

Иллюстратором
русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942).
Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров
графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата
тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь
являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги —
обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903
годах Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка»,
«Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая
уточка» и др.

В
иллюстрациях любовно передается дух старины, который художник воскрешает в
каждой детали. Тщательно и достоверно вырисовывает он узоры тканей, детали
древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков,
обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой
иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно
еще лучше узнать задумку художника.

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор
Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников обратился к
воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась
так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство
его прошло в суровом живописном вятском крае. Уже в начале своего творчества он
создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и «Жар Птице». Кроме сказок,
у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. «Витязь
на распутье», «Три богатыря».

Знаменитое
полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из
самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных
изданиях 18 века. В картине воспроизведен эпизод из сказки об Иване-Царевиче,
Жар-птице и о Сером волке, изложенной А.Н. Афанасьевым по тексту из лубочного
издания XVIII века:

«Иван-Царевич,
сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она —
Ивана- Царевича» Другая известная картина В.М. Васнецова «Аленушка». Аленушка
тихо сидит на камне, ее волосы растрепались, голова склонилась на руки, а
взгляд устремлен на неподвижную гладь озера. Во всей ее фигуре видна искренняя
печаль. Окружающая природа застыла, деревья и травы стоят неподвижно, как будто
скорбят вместе с ней.

В
русской живописи поэтичность народной сказки слилась воедино с красотой русской
природы.

Юрий Алексеевич Васнецов

Юрий
Алексеевич Васнецов (1900-1973) — иллюстрировал и оформлял русские народные
сказки, песенки, потешки. Его по праву называют художником русской сказки.
«Три медведя», «Конек-горбунок», «Теремок» и
многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от
настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки,
подмеченные им в реальной действительности.

Озаренные
его фантазией, на картинах появились и мохнатенькая вятская лошадка,
напоминавшая конька- горбунка, и деревянные кони с соломенными гривами — кони
златогривые, и птички из лучины, розовенькие, с красными хвостами, как
пропеллер, жар-птицы, игрушки вятские, изображающие нарядных барынь в лодках,
чем не царь-девица, и Рыба-кит, похожая на большущего сома. Особое место в
сказочных картинах Васнецова играет цвет. Сказочные сцены, изображенные
художником, сверкают яркими красками, а форма нередко превращается в сложный и
пышный орнаментальный узор.

В
1960-х годах вышли две наиболее известные книги, оформленные Васнецовым, —
«Ладушки» и «Радуга-дуга»

Помимо
отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие
много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.

Мориц фон Швинд

Мориц
фон Швинд (1804-1871) знаменитый немецкий живописец и иллюстратор. Он создал и
большие художественные полотна, которые можно увидеть в залах музея в Мюнхене.
Широко известны одиннадцать акварелей Швинда, это циклы «Золушка»,
«Семь воронов и верная сестрица», «Прекрасная Мелузина». Он
создал графические листы к сказкам «Семеро швабов», «Кот в
сапогах», к сборнику «Старинные и новые детские песни, загадки и
басни».

Ион Бауэр

Йон
Бауэр (1882-1917) специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам.
Приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге «среди
домовых и троллей». Это он создал традицию в изображении сказочного леса и
населяющих его волшебных персонажей.

Гранвиль

Целую
галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее
имя — Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) — французский художник, график,
карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля
детских книжек-картинок.

Иван
Яковлевич Билибин

«Царевна
Лягушка»

Иван
Яковлевич Билибин

«Василиса
Прекрасная»

Иван
Яковлевич Билибин

«Марья
Моревна»

Иван
Яковлевич Билибин

«Белая
уточка»

Иван
Яковлевич Билибин

«Сказка
об Иване царевиче,

жар
– птице и сером волке»

Виктор
Михайлович Васнецов

«Иван
– царевич на сером волке»

Виктор
Михайлович Васнецов

«Алёнушка»

Виктор
Михайлович Васнецов

«Баба
Яга»

Юрий
Алексеевич Васнецов

«Сорока
ворона кашу варила»

Юрий
Алексеевич Васнецов

«Три
медведя»

Юрий
Алексеевич Васнецов

«Конёк
Горбунок»

Юрий
Алексеевич Васнецов

«Теремок»

Мориц
фон Швинд

«Кот
в сапогах»

Мориц
фон Швинд

«Семья
воронов»

 
Йон Бауэр

«Среди
домовых и троллей»

Гранвиль
(Жан-Ильяс Исидор)

Карикатуры

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Витязь на распутье», 1882

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Сказочно-былинный жанр. Андрей Рябушкин. Картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», 1888

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Аленушка», 1881

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Богатыри», 1898

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации;
  • декоративно-прикладном искусстве;
  • скульптуре;
  • графике.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Марья Моревна и Кощей», 1927

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Сказочно-былинный жанр. Лубок «Мыши кота погребают», 1725

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Сказочно-былинный жанр. Илья Репин. Картина «Садко», 1876

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

  • «Богатыри» (1898);
  • «Витязь на распутье», (1878);
  • «Алёнушка» (1881);
  • «Иван-царевич на Сером волке» (1889).

Сказочно-былинный жанр. Михаил Врубель. Картина «Царевна-лебедь», 1900

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Василиса Прекрасная», 1902

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
  • Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
  • Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну», 1941

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Какие русские художники писали картины с русских сказок

Русские сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями, волновали и вдохновляли поэтов, художников, композиторов. Особенное развитие в русской культуре сказочный сюжет получил в XIX веке, когда творцы разных художественных форм работали в едином порыве — композиторы ставили оперы по сказкам писателей, а художники вдохновлялись театральными постановками.

В.М. Васнецов «Ковер-самолет»

Царевна-Лебедь

Именно так была создана прекрасная картина Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) «Царевна-лебедь», украшающая один из залов Третьяковской галереи. Очарованный оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А.С. Пушкина, художник сначала рисовал эскизы театральных декораций и костюмов. Затем появился портрет Царевны-Лебедь, партию которой исполняла жена художника. Однако сказочная крылатая красавица с картины уже не похожа на сохранившиеся фотографии певицы — она самобытна и трагичная, как многие образы М.А. Врубеля.

Художник-сказочник

Пожалуй, самыми знаменитыми картинами, выражающими дух и красоту русских сказок, стали шедевры Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). С раннего детства Васнецов впитывал в себя духовность русской земли: по примеру отца он собирался стать священником. Но не доучившись одного класса в семинарии, будущий художник послушал зов сердца и поступил в Академию художеств. С тех он всю жизнь старался передать другим людям то волшебство, которое ощущал сам — бег Серого волка с Иваном-царевичем через дремучий лес, полет сказочного ковра над русскими просторами, тоску младшей царевны подземного царства.

Самую богатую коллекцию работ В.М. Васнецова можно увидеть в его доме-музее, похожем на сказочный терем.

Над известной картиной «Богатыри» художник работал около двадцати лет — она стала вершиной его творчества. Три монументальные фигуры русских молодцев олицетворяют силу, честь, достоинство народа, служащего во славу своей земли.

Картинки, знакомые с детства

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло не только композиторов. Илья Яковлевич Билибин (1876-1942) после долгой работы над своим собственным стилем стал лучшим, каноническим иллюстратором Пушкина. Его манера письма, «билибинская», заключалась в строгих линиях графики, расцвеченных яркой акварелью, в изобилии русского народного декора.

Сначала русские сказки не интересовали художника, и он занимался портретной и пейзажной живописью. Однако в 1899 году на выставке он увидел картину В.М. Васнецова «Богатыри» и был так поражен этим эпическим полотном, что с той поры посвятил всю жизнь живописанию русских сказок.

Однофамилец знаменитого живописца, Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) иллюстрировал детские потешки, прибаутки и фольклорные песенки. Его живые и забавные картинки переиздаются в детских книгах уже более полувека.

Морское царство

Большое влияние В.М. Васнецов оказал и на творчество другого русского художника — Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), став прототипом главного героя картины «Садко» . И.Е. Репин изобразил момент новгородской былины, когда морской царь показывает гусляру Садко своих дочерей. Вереницей идут красавицы перед русским музыкантом, но он смотрит только туда, где чудится ему силуэт любимой девушки Чернавы. Картина была куплена будущим царем Александром III, а художник получил за нее звание академика.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почуять недоброе как пишется слитно или раздельно и почему
  • Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи что вы просто ахнете сочинение
  • Почти не испугавшись как пишется
  • Почта лист ру как пишется
  • Почитать рассказы про женщин все обо всем

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии