Поговорки и пословицы из сказки морозко

Р усские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко». Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

Следующая пословица

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Evain­ a [190K] 3 года назад

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Следующая пословица

Как известно, в этой сказке мачеха изводила падчерицу и даже решила погубить ее, оставив в зимнем лесу одну.

Но Морозко щедро наградил девушку за ее терпение и милое поведение, тогда по следам сестрицы отправилась родная дочь мачехи. Морозке она нахамила, и тот заморозил ее. Странно, конечно, что девица не могла повторить все, что делала падчерица, ведь ясно было, что нельзя перечить деду-волшебнику. И еще странно, что наградил Морозко падчерицу по сути за вранье: — Тепло ли тебе, девица? — Тепло, дедушка! Оба знают, что ее пробрало до костей, зачем он спрашивает, а она отвечает именно так — непонятно.

Однако можно найти подходящую пословицу к сказке, да не одну. Например: Терпение и труд все перетрут.

Если не брать конкретный случай в лесу, то в целом падчерица действительно получила справедливое вознаграждение за свои терпение и трудолюбие.

Есть еще уместная пословица: Покорному дитяти всё кстати.

А вот встреченная где-то пословица «Чем больше терпения, тем умнее человек» кажется мне спорной. Терпение, конечно, похвальное качество, однако ум все-таки зависит не от него.

Еще такая пословица: В лихости и зависти — ни проку, ни радости. С этим согласна полностью.

И напоследок об отношении к неродным детям: Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел.

Это скорее поговорка, но мне она кажется справедливой во многих случаях. Для этой сказки — совершенно точно.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.

В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Следующая пословица

Со временем недовольство падчерицей у мачехи дошло до такой степени, что она приказала мужу отвезти девушку в лес, на трескучий мороз. Муж погоревал, но подчинился. Посадил он родную дочь в сани и повез ее в лес.

В лесу он оставил ее в сугробе под елью и уехал. Девушке было холодно, но она терпела. Тут появился Морозко и стал испытывать девицу холодом. Да все спрашивал ее, тепло ли ей, или холодно. Девушка всякий раз отвечала, что ей тепло. Видя, как она терпеливо переносит холод, Морозко сжалился над девушкой, одарил ее теплыми шубами и пуховыми одеялами, чтобы та согрелась.

А в это время мачеха, которая посчитала, что падчерица уже замерзла в лесу до смерти, снова отправила мужа в лес. Тот приехал и увидел, что дочь его жива, одета в богатые шубы и рядом с ней большой сундук с подарками стоит.

Вернулся крестьянин домой с дочерью. Мачеха, как увидела, что падчерица жива-здорова, да еще и богатыми подарками одарена, велела свою родную дочь отвезти на то же место. Муж повез дочь мачехи в лес и оставил ее там.

Стал Морозко и мачехину дочь холодом испытывать, но она терпеть холод не стала и пыталась прогнать Морозко прочь. Тот рассердился и заморозил ее.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Морозко» заключается в том, что зависть и жадность до добра не доводят. Мачеха позавидовала богатым подаркам, которыми Морозко ее падчерицу одарил, и отправила родную дочь в лес, где та и замерзла.

Сказка «Морозко» учит быть терпеливым и не выказывать своей слабости. Падчерица сумела выдержать испытания холодом, которое устроил ей Морозко, и ничем не показала своей слабости. За это Морозко пощадил ее и одарил богатыми подарками.

В сказке мне понравилась падчерица, терпеливая и работящая девушка. Она перенесла много испытаний, но в конце сказки была щедро вознаграждена за свое терпение.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

Сравнение с другими сказками

Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.

Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.

Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.

Литературная перекличка

Первым к литературной обработке сказки «Морозко» обратился Владимир Одоевский, написавший произведение «Мороз Иванович». В этой версии главный герой — седой старик, который живёт в доме, сделанном изо льда. Так же, как и Морозко в народной сказке, Мороз Иванович ценит трудолюбие, а потому дарит Рукодельнице за работу «брильянтик» для косынки и серебряные пятачки в ведёрке. Ленивица, отправившаяся по следам Рукодельницы в ледяное царство старика, получила «в награду» лишь сосульку[6].

В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Новое литературное обозрение

Выход в свет поэмы Некрасова «Мороз Красный нос» (1863) способствовал дальнейшему развитию образа героя. Этот Мороз, властный и суровый старик, хозяин зимнего царства, «мало похож на добродушного и справедливого героя народной сказки „Морозко“»[7]. Отдалённость образов связана, по мнению исследователей, с тем, что Некрасов включил в сюжет поэмы лишь один фрагмент из «Морозко» (речь идёт о неизменно повторяющемся в разных вариантах вопросе «Тепло ли тебе, молодица?»)[8]; сам же «воевода» гораздо ближе героям песенного народного творчества, нежели сказкам[9].

Исследователи находят немало точек пересечения между «Морозко» и написанной братьями Гримм «Госпожой Метелицей» (нем. Frau Holle): в обеих сказках действуют трудолюбивые падчерицы, злые мачехи и их спесивые дочки; добрые девушки в каждой из историй получают награду, только в первом случае щедрость идёт от «повелителя зимы», а во втором — от «повелительницы зимы»[10]. По замечанию Владимира Проппа, и в «Морозко», и в «Frau Holle» наблюдается «персонификация зимы» (в мужском и женском образах соответственно). Одновременно фольклорист обращает внимание на «переплетение сюжетов»[11]:

Вполне объективных критериев для отделения одного сюжета от другого нет. Там, где один исследователь будет видеть новый сюжет, другой будет видеть вариант и наоборот.

К числу литературно переработанных модификаций сказки «Морозко» исследователи относят также драматическую повесть Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» (1942)[3].

Кротость

Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым.

Художественные особенности

Литературовед Елена Коровина, характеризуя героя сказки «Морозко», воспроизводит присказку из наследия Владимира Даля о том, что «Морозко скачет по ельничкам, по берёзничкам, по сухим берегам». Лёгкость и игривость «повелителя зимы» позволяют говорить о том, что персонаж относится к числу «молодых божеств», готовым любезничать «с девицами, попавшими в его лес»[12].

Фольклорист Владимир Бахтин, напомнив, что Дед Мороз, Мороз Красный нос, Морозко — это один и тот же «владыка холода», называет героя сказки «заступником»; в народном сознании победить и получить награду должен «самый слабый, самый обиженный»[13]. Литературовед Владимир Аникин отмечает, что Морозко — в зависимости от ситуации — может проявить себя и как благожелательный хозяин, и как беспощадный властитель[14]:

В сказочной истории о стойкости и терпении сироты, о суровом Морозке заключается мысль: притесняемые, те, кто стоек, будут счастливы. Сказка — своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены его чаяния и ожидания.

О сказке и ее авторе

Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

Воспитательная ценность сказки “Морозко”

В сказке “Морозко” мы видим традиционное для всех волшебных сказок торжество добра над злом. Поучительный конец сказки предлагает ребёнку задуматься над своими поступками и желаниями, порассуждать о возможных последствиях своего поведения, учит смотреть на себя как бы со стороны.

Русская народная сказка “Морозко” в лёгкой и занимательной форме открывает детям важные жизненные истины – порицает человеческую зависть и жадность, учит быть добрым и трудолюбивым. Эта сказка имеет около 10 разных сюжетных разновидностей. По сказке сняты красивые и интересные художественные фильмы, созданы мюзиклы, так же её сюжет используют в рождественских спектаклях.

Кадр из фильма “Морозко” (1964 г.)

Жил дед да с другой женой. У деда была своя дочка, и у бабы была своя дочка.

Все знают, как за мачехой жить:

Перевернешься – бита, и недовернёшся – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке.

Свою дочку старуха нежила и голубила. А старикову дочку она невзлюбила – всю тяжёлую работу на неё взвалила.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ни от какой работы девушка не отказывалась. Но ничем старухе не угодишь. Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся.

Люди смотрят на дедову дочку – нахвалиться не могут. А о старухиной дочке знай только говорят: “Вот она, ленивица. Вот она, бездельница”.

Старуха от этого еще злее становилась. Только и думала мачеха как падчерицу со свету сжить. Вот раз, когда старик собирался на базар старуха приказала ему:

– Вези, вези её старик, – говорит она мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз, чтобы хворосту набрала.

– Да у нас и без того, хворосту много, – отвечает девушка.

Закричала старуха, ногами затопала, да вместе со своей дочерью и выгнали падчерицу из избы.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего. Запряг лошадь:

– Садись, милая дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес и оставил в сугробе под большой елью. Не знает девушка что дальше делать.

Сидит она под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – недалеко Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, да пощелкивает.

Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

– Зачем ты красна девица в такую стужу в лес забрела?

Рассказала девушка всё как было, ничего не утаила.

– Нет, красна девица, – говорит Морозко, – не за хворостом тебя сюда прислали. Ну, уж если пришла в мой лес, покажи, какова ты мастерица: сшей мне из этого холста рубаху.

Оставил Морозко холст, иголку да нитки. А девушка сразу же за работу и принялась.

Застынут пальцы – она подышит на них и опять шьет. Всю ночь не разгибалась.

Пришёл утром Морозко, взглянул на работу, похвалил:

– Ну, красна девица, хорошо ты поработала. Какова работа, такова и награда будет!

Морозко сжалился над девицей, одел её тёплую соболью шубу, повязал узорным платком, отогрел пуховыми одеялами, вывел на дорогу и поставил перед ней кованный сундук.

– Прощай, красна девица! Здесь уж тебе добрые люди помогут, до дому проводят.

Сказал и исчез, как будто и не было его вовсе.

А в это время старуха со своей дочерью по тёплой избе похаживают, одна другой говорят:

– Не вернётся, ненавистная, замёрзнет в лесу!

Тут и старик с базара приехал, а мачеха печёт блины и кричит мужу:

– Ступай, старый, в лес! Вези свою дочь хоронить!

Встревожился старик, тот час же в лес поехал.

Доезжает до того места, – глядит под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь и повёз домой.

А старуха дома с дочкой сидят блины пекут, пьют – едят, радуются:

– Ну, живая она домой не вернётся! Одни косточки-то и приедут.

А собачка под столом потявкивает:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, серебре везут, а старухину замуж не берут.

***

Русские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко».
Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

Марфуша же жила тяжело, всё хозяйство вела, кормила скотину, воду носила, дом топила, убирала. Но всё было не так мачехе, ведь «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся».

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

***     Внимание!  Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке «Морозко»; краткое содержание сказки «Морозко».

Старинная русская сказка «Морозко» относится к категории зимних сказок, считается, что она является интерпретацией «Госпожи метелицы». Однако есть несколько фактов, которые могут указывать на ее более древние корни. Например, персонаж Морозко или Дед Мороз – исконно славянский образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. И то, что основным добродетельным героем выступает языческий славянский персонаж, говорит о том, что сказка могла быть создана до прихода христианства. Кроме того, в ней ни разу не упоминается , рождестве, праздниках и обо всем, что часто присутствует более позднего периода.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Пословицы народов мира

***

Русские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко». Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

Марфуша же жила тяжело, всё хозяйство вела, кормила скотину, воду носила, дом топила, убирала. Но всё было не так мачехе, ведь «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся».

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке «Морозко»; краткое содержание сказки «Морозко».

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.

В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Особенности учебника Литературное чтение 3 класс 1 часть Климанова, Горецкий

Буквально несколько строк об особенностях учебника и о том, какие домашние задания и ответы на них вас ждут. В учебнике есть как вполне практичные задания, вроде составить выставку из книг, так и само собой и анализ литературных произведений. В учебнике как раз будут рассмотрены произведения народных сказок, народного творчества. Также в учебнике можно будет встретить произведения таких авторов: Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков, Н.А.Некрасов. Будут представлены возможности и самому поучаствовать в подобных проектах, представ автором опять тех же сказок, рассказов, небольших сочинений. В целом учебник можно назвать консервативным, а произведения — соответствующие возрастному критерию учащихся.

Следующая пословица

Как известно, в этой сказке мачеха изводила падчерицу и даже решила погубить ее, оставив в зимнем лесу одну.

Но Морозко щедро наградил девушку за ее терпение и милое поведение, тогда по следам сестрицы отправилась родная дочь мачехи. Морозке она нахамила, и тот заморозил ее. Странно, конечно, что девица не могла повторить все, что делала падчерица, ведь ясно было, что нельзя перечить деду-волшебнику. И еще странно, что наградил Морозко падчерицу по сути за вранье: — Тепло ли тебе, девица? — Тепло, дедушка! Оба знают, что ее пробрало до костей, зачем он спрашивает, а она отвечает именно так — непонятно.

Однако можно найти подходящую пословицу к сказке, да не одну. Например: Терпение и труд все перетрут.

Если не брать конкретный случай в лесу, то в целом падчерица действительно получила справедливое вознаграждение за свои терпение и трудолюбие.

Есть еще уместная пословица: Покорному дитяти всё кстати.

А вот встреченная где-то пословица «Чем больше терпения, тем умнее человек» кажется мне спорной. Терпение, конечно, похвальное качество, однако ум все-таки зависит не от него.

Еще такая пословица: В лихости и зависти — ни проку, ни радости. С этим согласна полностью.

И напоследок об отношении к неродным детям: Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел.

Это скорее поговорка, но мне она кажется справедливой во многих случаях. Для этой сказки — совершенно точно.

Смысл в изучении школьного предмета литературное чтение

Этот абзац будет посвящен не столько конкретному учебнику по литературе и домашним заданиям, в нашем случае учебника за 3 класс, 1 часть, сколько непосредственно общим представлениям о литературе, вопросу, затрагивающему его актуальность в нашей жизни, целесообразность изучения художественных произведений поэтов и писателей.

На наш взгляд, всё литературное наследие можно назвать ярким, характерным проявлением культуры того или иного народа, страны, местности. Это выражается и в сказках, и в стихах, и баснях, и романах, и исторических очерках. Да, конечно, в 3 классе рано говорить о каких-то по- настоящему серьезных произведениях. Но здесь, пожалуй, чем более ориентированные возрастные произведения, в частности для детей, тем более ярко можно заметить ту самую культурную разницу. Ведь в русских сказках медведи, лисы и зайцы, баба яга и кощей бессмертный. А вот в европейских сказках все чаще встречаются гномы, тролли, злые колдуньи. Конечно, мы сейчас провели несколько гипертрофированную параллель между произведениями авторов различных стран и авторов, но наша суть — указать на то, что литература как раз и может показать это самое различие, познакомить учащихся с новыми интересными и значимыми художественными произведениями различных культур.

Здесь, собственно, и всплывает вопрос практичности школьного предмета литературное чтение. Ведь он расширяет кругозор детей, знакомит их не только с произведениями, но с неким слоем конкретного авторского наследия, художественными жанрами, красотой сюжета, переплетением рифм и возвышенностью образов. Все это влияет на формирование каждого из учащегося как личности, воспитывает в нем другое представление об окружающем мире.

Следующая пословица

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Evain­ a [190K] 3 года назад

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

Старинная русская сказка «Морозко» относится к категории зимних сказок, считается, что она является интерпретацией «Госпожи метелицы». Однако есть несколько фактов, которые могут указывать на ее более древние корни. Например, персонаж Морозко или Дед Мороз – исконно славянский образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. И то, что основным добродетельным героем выступает языческий славянский персонаж, говорит о том, что сказка могла быть создана до прихода христианства. Кроме того, в ней ни разу не упоминается , рождестве, праздниках и обо всем, что часто присутствует более позднего периода.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.

В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Воспитательная ценность сказки “Морозко”

В сказке “Морозко” мы видим традиционное для всех волшебных сказок торжество добра над злом. Поучительный конец сказки предлагает ребёнку задуматься над своими поступками и желаниями, порассуждать о возможных последствиях своего поведения, учит смотреть на себя как бы со стороны.

Русская народная сказка “Морозко” в лёгкой и занимательной форме открывает детям важные жизненные истины – порицает человеческую зависть и жадность, учит быть добрым и трудолюбивым. Эта сказка имеет около 10 разных сюжетных разновидностей. По сказке сняты красивые и интересные художественные фильмы, созданы мюзиклы, так же её сюжет используют в рождественских спектаклях.

Жил дед да с другой женой. У деда была своя дочка, и у бабы была своя дочка.

Все знают, как за мачехой жить:

Перевернешься – бита, и недовернёшся – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке.

Свою дочку старуха нежила и голубила. А старикову дочку она невзлюбила – всю тяжёлую работу на неё взвалила.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ни от какой работы девушка не отказывалась. Но ничем старухе не угодишь. Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся.

Люди смотрят на дедову дочку – нахвалиться не могут. А о старухиной дочке знай только говорят: “Вот она, ленивица. Вот она, бездельница”.

Старуха от этого еще злее становилась. Только и думала мачеха как падчерицу со свету сжить. Вот раз, когда старик собирался на базар старуха приказала ему:

– Вези, вези её старик, – говорит она мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз, чтобы хворосту набрала.

– Да у нас и без того, хворосту много, – отвечает девушка.

Закричала старуха, ногами затопала, да вместе со своей дочерью и выгнали падчерицу из избы.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего. Запряг лошадь:

– Садись, милая дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес и оставил в сугробе под большой елью. Не знает девушка что дальше делать.

Сидит она под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – недалеко Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, да пощелкивает.

Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

– Зачем ты красна девица в такую стужу в лес забрела?

Рассказала девушка всё как было, ничего не утаила.

– Нет, красна девица, – говорит Морозко, – не за хворостом тебя сюда прислали. Ну, уж если пришла в мой лес, покажи, какова ты мастерица: сшей мне из этого холста рубаху.

Оставил Морозко холст, иголку да нитки. А девушка сразу же за работу и принялась.

Застынут пальцы – она подышит на них и опять шьет. Всю ночь не разгибалась.

Пришёл утром Морозко, взглянул на работу, похвалил:

– Ну, красна девица, хорошо ты поработала. Какова работа, такова и награда будет!

Морозко сжалился над девицей, одел её тёплую соболью шубу, повязал узорным платком, отогрел пуховыми одеялами, вывел на дорогу и поставил перед ней кованный сундук.

– Прощай, красна девица! Здесь уж тебе добрые люди помогут, до дому проводят.

Сказал и исчез, как будто и не было его вовсе.

А в это время старуха со своей дочерью по тёплой избе похаживают, одна другой говорят:

– Не вернётся, ненавистная, замёрзнет в лесу!

Тут и старик с базара приехал, а мачеха печёт блины и кричит мужу:

– Ступай, старый, в лес! Вези свою дочь хоронить!

Встревожился старик, тот час же в лес поехал.

Доезжает до того места, – глядит под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь и повёз домой.

А старуха дома с дочкой сидят блины пекут, пьют – едят, радуются:

– Ну, живая она домой не вернётся! Одни косточки-то и приедут.

А собачка под столом потявкивает:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: “Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…”

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била её, собачка все своё…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней люди несут короб высокий, тяжелый, с подарками.

Кинулась старуха со своей дочкой наряды из сундука вынимать, стали выспрашивать, от кого такой богатый подарок получила.

Как узнала старуха про Морозко, одела, закутала свою дочку, сунула ей в руки узелок с пирожками и велела старику отвезти её в лес:

– Запрягай, старик, другую лошадь. Вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повёз её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Смотрит она по сторонам, озирается, да бранится:

– Куда это Морозко пропал, что ж так долго не идёт.

Старухина дочь сидит, уж зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает.

Спрашивает Морозко:

– Зачем, красна девица, пожаловала ко мне?

А она ему:

– Или сам не знаешь? За дорогими подарками пришла.

Усмехнулся Морозко, подал ей спицы да шерсти клубок и сказал:

– Покажи-ка сначала, какова ты мастерица, свяжи мне рукавицы.

А сам ушёл. Старухина дочь спицы в снег кинула, клубок ногой отбросила:

– Где это слыхано, чтобы в такую стужу вязать? Этак и пальцы отморозишь!

Пришёл поутру Морозко, спрашивает:

– Ну, красная девица, как ты мою работу справила?

– Какая тебе, старый дурень, работа – руки, ноги отмёрзли! Я тут еле жива…

– Ну, какова работа, такова и награда будет!

Тряхнул Морозко бородой, дунул – и поднялась вьюга да метель. Ещё ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защёлкал.

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь и окостенела.

Засыпало старухину дочь, снегом завалило. А Морозко исчез будто его и не бывало вовсе.

Чуть свет старуха посылает мужа, приказала ему за своей дочкой отправляться:

– Запрягай скорее, старик, поезжай за дочерью, привези её в злате-серебре…

А сама принялась блины да пироги печь.

Старик уехал. А собачка под столом сидит да потявкивает:

– Тяф, тяф! Старикову дочь скоро замуж пойдёт, а старухина дочка в лесу пропадёт!

Старуха кинула ей пирог:

– Не так тявкаешь! Скажи: “Старухину дочь в злате-серебре везут…”

Старуха собачке и блины и пироги бросала, а собачка знай своё.

Всполошилась старуха: как бы и вправду чего худого с дочкой не случилось. Собралась и пустилась вдогонку за стариком.

А метель в лесу воет, ещё пуще крутит. Сбилась старуха с пути, и занесло её снегом.

Старик поискал-поискал в лесу старухину дочь, да так и не нашёл. Собрал он соседей на поиски. Долго искали, но не нашли. Вернулся домой, глядь – и старухи нет.

Стал старик жить вдвоём со своей дочкой. А как пришла весна, посватался к девушке добрый молодец – из кузнецы кузнец. Сыграли весёлую свадьбу, и стали они жить в любви да согласии. И сейчас живут.

  • Поговорки выражающие смысл русских народных сказок
  • Поговорки в сказках примеры
  • Поговорка цель оправдывает средства сочинение
  • Поговорка скоро сказка сказывается
  • Поговорка ни пуха ни пера как пишется правильно