Похож ли иван дурак на третьего сына из волшебных сказок


3

ПОХОЖ ЛИ ИВАН ДУРАК В СКАЗКЕ КАК ИВАН-ДУРАК ДВЕРЬ СТЕРЕГ НА ТРЕТЬЕГО СЫНА ИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

1 ответ:



0



0

Мне кажется, что Иван был на самом деле умным и смышленным парнем

Читайте также

1. Жил был Петя.

2. Находит у папы табакерку.

3. Случайно включает в ней механизм.

4. Попадает в её город с людьми.

Это макет плана. Дальше ты сам.

.Музыка
2.Веселая, нежная
3.Возбуждает, успокаивает, удивляет
4.Музыка-жизнь украшает
5.Песня

вопросы нес ложные вроде…но я давно читала поэтому отвечу только на пару…если его прочитать то все делается элементарно!

десятый том вошли произведения, написанные М. Горьким в 1910–1917 годах. Из них следующие входили в предыдущие собрания сочинений писателя: «Сказки об Италии», «Романтик», «Жалобы», «Мордовка», «Н.Е. Каронин-Петропавловский», «Три дня», «Случай из жизни Макара», «Русские сказки». Эти произведения неоднократно редактировались М. Горьким. Большая часть их в последний раз редактировалась писателем при подготовке собрания сочинений в издании «Книга», 1923–1927 годов.

Не было случая, чтобы нарт Бадыноко, охотясь, не попадал в цель, упускал добычу. Но случилось однажды так, а это было еще до того, как он стал охотиться вместе с Сосруко, — что возвращался Бадыноко с охоты без добычи.Вдруг выбежала на лесную тропинку дикая коза. Ее серая шерсть блестела на солнце. Ничто не уходило от стрелы Бадыноко из того, что замечали его глаза. Бадыноко пустил стрелу. Коза упала. «Убил», — подумал Бадыноко. Он спешился, привязал поводья к луке седла и подошел к козе. Но коза вскочила и побежала. Бадыноко снова пустил ей вдогонку стрелу. Коза снова упала, а когда Бадыноко подошел к ней, она вскочила и побежала.Бадыноко рассердился, пустил стрелу в третий раз, но и в третий раз коза от него убежала. Охотник сел на коня и погнался за козой. Дотемна преследовал он козу, но настичь ее не смог. Давно уж был позади лес, началось нартское селение. Коза вбежала в чей-то двор и пропала. Вслед за ней въехал во двор Бадыноко.На топот коня вышел из дому хозяин. Он был однорук. Кто из нартов не знал Бадыноко, оборонившего Страну Нартов от нашествия чинтов? Не удивительно, что узнал его и этот однорукий нарт. Он сказал:— Добро пожаловать, Бадыноко, ты — желанный гость!— Пусть умножится число твоих гостей,, — отве тил Бадыноко. — Хочу зайти к тебе.— Заходи, славный витязь, в мой дом. Я —нарт, зовут меня Хагур.Хозяин пригласил Бадыноко в кунацкую, а домочадцам приказал зарезать для гостя быка. Бадыноко не стал есть. Он сразу лег, но долго ворочался, не мог заснуть.Утром, когда он проснулся, ему принесли напитки и яства, но гость не стал ни пить, ни есть. Он открыл дверь, чтобы выйти, но на пороге стоял Хагур. В его единственной руке блестел обнаженный меч.— Бадыноко, ты не уйдешь без битвы, — сказал Хагур.— Что я тебе сделал? — удивился Бадыноко.— Почему ты погнушался моим угощением? По чему не спал всю ночь? Разве мое угощение, моя кунац кая недостойны тебя? — рассердился хозяин.Бадыноко сказал:— Положи свой меч, не будем ссориться. Я рас скажу тебе, почему я не мог ни есть, ни пить, ни спать.И Бадыноко рассказал Хагуру об удивительной козе, которая трижды была пронзена его стрелами и трижды оживала.— Ничего не уходило от моей стрелы из того, что замечали мои глаза, — пожаловался Бадыноко. — А эта коза ушла от трех стрел, вбежала в твой двор и пропала. Вот почему я опечален, не могу ни есть, ни пить, ни спать.— Как можно горевать из-за того, что не удалось убить козочку? — воскликнул Хагур. — Разве это горе? Я вот испытал настоящее горе, однако же ем, и пью, и сплю.— Какое горе ты испытал? — спросил гость.— Нас было семеро братьев-нартов, — начал Ха гур.

1

Открытый урок литературного чтения

Класс: 4

Школа: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Учитель: Ко

́

зел Вера Владимировна

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова. Учебник «Литературное чтение, для 4 класса» В.Ю. Свиридова.

Русские народные бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Ивандурак дверь стерёг», «Кашица из топора».

Обучающие: рассмотреть особенности и своеобразие народных бытовых сказок.

Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о бытовых сказках, выделять главное.

Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины; чувства справедливости и милосердия.

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции сказок, их художественным

своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства учащихся.

Планируемый

результат

обучения

В результате изучения темы обучающиеся

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и

самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из

дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.

Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к

партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи одноклассников.

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

3. Презентация к уроку.

4. Раздаточный материал для работы в группах, парах, для этапа рефлексии.

Каждый год в России проходит под определенным лозунгом.

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

Познавательные:

уметь выделять существенную

информацию из строк

стихотворения

Так, например, 2013 год прошел под лозунгом охраны

окружающей среды. 2014 год был объявлен годом культуры. Кто

знает чему посвящён 2015 год?

13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В.

Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом

литературы.

Как вы думаете, объявив 2015-годом литературы, какие цели

преследовал Президент РФ?

Когдато наша страна была самой читающей страной в мире. В

последнее время ситуация с чтением в стране весьма печальная.

Люди перестали хотеть читать. В связи с этим правительство

нашей страны очень обеспокоилось и решило попробовать

исправить сложившуюся ситуацию.

И мы с вами на уроке будем стараться исправить эту

ситуацию.

Как вы заметили сегодня у нас необычный урок. Я хочу

пригласить вас в литературное путешествие, а куда мы

отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав строки из

стихотворения.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло.

Как вы думаете, что нас ждет в пути, о чем пойдёт речь на

уроке? (О сказке )

готовности.

Настрой на работу.

Принятие учебной

задачи.

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное

произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного,

фантастического. Сказка обязательно чемуто учит.)

А ещё сказкаэто…(включается видеофрагмент «Что такое

сказка?)

2.Актуализация

знаний,

постановка

учебной задачи

Познавательные:

уметь ориентироваться в

своей системе знаний.

Регулятивные:

принимать и сохранять

учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли

в устной форме.

Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные,

бытовые, о животных)

Итак, мы входим в царство сказок, а на нашем пути волшебный

камень.

Мы с вами оказались на распутье трех дорог.

По какой дороге мы пойдем?

1 путь волшебные сказки: «Морозко», «Курочка Ряба»,

«СивкаБурка».

Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные

признаки волшебных сказок.

Волшебные персонажи

( БабаЯга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

Различные превращения, волшебные помощники, преграды,

испытания.

С волшебными сказками мы уже знакомились? Конечно же,

они нам хорошо знакомы.

А мы продолжаем наше путешествие…

2 путьсказки о животных: «Три медведя», «Лиса и волк»,

«Теремок».

Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок.

Главные герои этих сказок звери и птицы, очень похожие

характером на людей.

Какими бывают заяц, лиса, медведь?

С этими сказками мы знакомились? Много прочитали про

животных?

Демонстрация знаний,

умений.

Принятие учебной

задачи.

3 путьбытовые сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван

дурак дверь стерег», «Кашица из топора».

А эти сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной

жизнью, бытом людей, поэтому очень похожи на быль. Очень

часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты

характера.

Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость,

корыстолюбие).

Какого вида эти сказки?

А эти сказки, бытовые, вам хорошо знакомы?… (Нет)

Ребята, вы догадались, с какими именно сказками сегодня

будем знакомиться?

Сформулируйте тему урока.

3. Открытие

новых знаний

3.1. Работа с

текстом.

Самостоятельно

е чтение.

Познавательные:

уметь осуществлять

актуализацию личного

жизненного опыта;

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли

в устной форме.

На экране тема урока.

Да вы правы, мы будем работать с бытовыми сказками.

Вникнем в особенности художественного мира бытовой сказки и

научимся видеть ее скрытый смысл это и будет цель нашего

урока.

Как и в начале нашего пути перед нами снова волшебный

камень. Вы не зря поделены на три группы. Первая группа

отправиться по первой дороге. Откройте учебник на с. 59-61.

Вторая группа по второй дороге. Учебник на с. 61-62.

А третья – по третей. Будут работать с учебником на с. 63-64.

Во время чтения сказок вы столкнетесь с препятствиями. На

партах у вас лежат листочки с незнакомыми вам словами.

Прочтите и ознакомьтесь с их смыслом.

1 сказка: Коромыслодугообразное деревянное приспособление

для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха

старшая в доме, хозяйка. Перекорыперебранки, споры.

2 сказка: Баклажканебольшой металлический или деревянный

сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой.

3 сказка: Толи

́

канебольшое, незначительное количество.

Сдобритьприбавить чтонибудь (в пищу) для вкуса, для

улучшения качества, свойств.

Определение

смысловой,

тематической,

эмоциональной

направленности текста.

Наличие первичной

эмоциональной

реакции на текст, её

адекватность тексту.

Выражение своих

чувств, мыслей.

Восприятие

информации.

Выделяют героев.

Словарная работа.

Отвечают на вопросы.

Читаем мы вслух, по очереди. Начинает один, я останавливаю,

спрашиваю другого. Следите внимательно. Читаем

выразительно. А остальные все слушают.

(Во время чтениясловарная работа).

Поделитесь своим мнением о прочитанных произведениях.

Для первой сказки:

О чем же, повашему, эта сказка?

В какой русской народной волшебной сказке невестки

выполняют трудные задачи?

Как вы понимаете ответ меньшой невестки?

Для второй сказки:

Кто герои этой сказки.

Похож ли Ивандурак на третьего сына из волшебных сказок?

Для третей сказки:

Почему эта сказка вызывает смех?

Чего хотел солдат, и как ему удалось добиться своего?

Почему сказка не жалеет обманутую старуху и не осуждает

солдата?

Личностные УУД:

умение применять правила

охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

3.2. Работа с

текстом. Чтение

по ролям.

3.3.Применение

нового знания:

Работа в парах с

пословицами и

Регулятивные:

уметь планировать своё

действие в соответствии с

поставленной задачей;

Познавательные:

уметь находить ответы на

вопросы в тексте;

уметь преобразовывать

информацию из одной

формы в другую (составлять

ответы на вопросы);

Продолжаем наше путешествие.

Я предлагаю вам побывать в роли героев данных сказок.

Ребята, давайте прочтем сказки по ролям.

Я вам даю волшебный цветок. Каждый, отрывая по лепесточку,

определяет свою роль. Не обижайтесь те кому роль не

достанется. Слово первой группе.

Работа в парах.

Ребят, на нашем пути снова препятствие. Вы будете работать в

парах. Перед вами лежат конверты в них пословицы и

Выразительно читают.

Выражение своих

чувств, мыслей.

Работают в парах.

Слушают других,

анализируют

услышанное, обобщают

полученные знания.

Оценивают своих

товарищей.

уметь осуществлять анализ

объектов произведения с

выделением существенных и

несущественных признаков;

уметь определять главную

мысль текста;

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном

диалоге при обсуждении

прочитанного;

уметь учитывать разные

мнения и интересы и

обосновывать собственную

позицию;

уметь договариваться и

приходить к общему решению в

совместной деятельности;

уметь осуществлять взаимный

контроль и оказывать помощь.

поговорки, но, увы, они рассыпались. Ваша задача,

восстановить их и определить, к какой из бытовых сказок они

относятся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба куска везде тоска.

Хлеб всему голова!

Велик вырос, а ума не вынес.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Головато есть, да в головето нет.

Находчивость — великая сила.

Жадность — всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Познавательные:

уметь формулировать

несложные выводы,

основываясь на тексте.

Личностные:

способность к самооценке на

основе критериев успешности

учебной деятельности;

Регулятивные:

уметь адекватно воспринимать

оценку учителя, товарищей;

На этом наша познавательное путешествие по дорогам сказок

подходит к концу.

Нам в этом учебном году предстоит испытание, но не

сказочное, а реальное. Вы впервые в жизни будете сдавать свой

первый экзаменмониторинг. Сейчас мы потренируемся,

напишем тест по итогам нашего урока.

Тест.

1. Виды сказок:

1) о предметах, о деньгах, о животных

2) о животных, волшебные

3) о животных, волшебные, бытовые.

2. Отличительные признаки волшебных сказок:

1) волшебный предмет, устойчивые выражения

Выполняют

самостоятельно тест.

2) повторение одного и того же действия, устойчивые

выражения, волшебный предмет, преувеличение, испытания,

награда.

3) устойчивые выражения, животные разговаривают.

3. Героями волшебных русских народных сказок являются:

1) Иван – царевич, Симпсоны, Марья – Моревна, Елена

Прекрасная.

2) Иван – царевич, Марья – Моревна, Елена Прекрасная, Емеля –

дурак.

3) духи, боги, нимфы.

4. Сказки бытовые – это:

1) сказки о реальном мире людей

2) сказки о животных

3) сказки о богатырях

5. Героями бытовых сказок являются:

1) богатыри, духи

2) крестьяне, богачи, бедняки, солдаты

3) только животные

6. Закончи пословицу.

Сказка ложь, да в ней намёк, …………………………………

1) там дураку веселье

2) добрым молодцам урок

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я

довольна вами.

А сейчас вы сами попробуете оценить свою работу.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

«Дерево».

Перед вами сказочное дерево. Но оно какоето грустное, нет на

нем ни одного листочка. Давайте его оживим.

У каждого есть 2 листочка (красный, желтый).

Если урок вам понравился и прошел для вас интересно, вы себя

проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки

прикрепите желтый листочек.

Если же урок не понравился, не все пока удалось, есть какието

Оценка и рефлексия

собственной и

коллективной

деятельности.

проблемы, чтото не получается – красный.

Дети прикрепляют листочки на заготовку дерева на плакате.

Домашнее

задание (на

выбор)

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказок.

2. Найти и прочитать другие бытовые сказки.

3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Выбирают задание в

соответствии с

желанием и

способностями

cedronvedeno132

cedronvedeno132

Вопрос по литературе:

ПОХОЖ ЛИ ИВАН ДУРАК В СКАЗКЕ КАК ИВАН-ДУРАК ДВЕРЬ СТЕРЕГ НА ТРЕТЬЕГО СЫНА ИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

rmeaspredome

rmeaspredome

Мне кажется, что Иван был на самом деле умным и смышленным парнем

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Автор:

25 апреля 2020 13:34

Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжую смекалку и находит нестандартные решения.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех.
При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли.
Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.

Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Так почему же умный Иван в сказках Дурак?

Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы.
Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем.
То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание.
Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку.
Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.

Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

Победив врага из иного мира и тем самым успешно завершив инициацию, герой сказки женится и часто получает в награду царство. Это царство он почти никогда не наследует от своего отца, а получает либо от стороннего царя, либо от тестя — отца жены.

В этом мотиве исследователи видят, с одной стороны, отголоски древнейшего матриархального обычая уходить жить в семью жены. С другой — память о избрании вождя в архаичных селениях. Когда правитель достигал определенного возраста и его «магические» способности угасали, его умерщвляли. А потом племя выбирало другого предводителя, самого «могущественного» из кандидатов.

Именно поэтому в ранних вариантах сказок старый царь неизбежно погибает. Например, в «Мудрой жене» герой убивает злого короля с помощью волшебной дубинки. В «Жар-птице и Василисе-царевне» царь видит, что герой выходит невредимым после купания в кипятке, сам ныряет в котел и погибает.

Что же можно сказать о главном герое сказки? Чаще всего им становится младший из трех братьев, как, например, в «Царевне-лягушке», «Кощее Бессмертном», «Летучем корабле» и многих других. Ученые связывают это с миноратом — древним обычаем, по которому дом и имущество родителей наследовал именно младший сын. Старшие сыновья, женившись, строили себе отдельные дома, а младший с женой и детьми оставался жить с родителями, заботился о стариках, вел их хозяйство. Документы XIX века отражают, например, что в Тамбовской губернии отцовский дом всегда доставался младшему сыну, которого отец благословлял «на корне сидеть».

Русское выражение «сидеть на корню» перекликается с древним представлением о том, что именно младший в семье сохранял особую связь с духами предков. В сказке эта духовная связь выражается в том, что младший сын часто наследует волшебный предмет или волшебное животное. Во многих европейских сюжетах младшему сыну достается ковер-самолет, волшебное кольцо или магические перчатки. В известной сказке «Кот в сапогах» младший сын получает, на первый взгляд, бесполезное наследство — кота. Но впоследствии этот кот становится незаменимым помощником героя. Это классический случай переноса в сказку образа тотемного животного.

В русском фольклоре роль такого волшебного помощника играет конь Сивка-Бурка. В одноименной сказке поминальный обряд (бдение на могиле покойного отца) исполняет только младший брат. За это ему в дар достается волшебный конь, благодаря которому Иван-дурак проходит испытание и становится царским зятем. «В сказке о Сивке-Бурке изображено то, что происходило в действительности: младший сын оставался после смерти отца в отцовском доме (где помещался родовой очаг — печь, с которой Иванушка-дурачок всегда связан), исполнял поминальные обряды и получал отцовское наследство», — комментировал этот сюжет фольклорист Елеазар Мелетинский.

С функциональной точки зрения два самых популярных героя русских сказок — Иванушка-дурачок и Иван-царевич — это одно и то же лицо. Часто их разделяют чисто стилистически:

Текст: Ольга Разумихина

А. С. Пушкин, который всё детство слушал предания любимой няни — Арины Родионовны, говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И действительно, в русских народных сказках есть особое очарование. Оно заключается не только в непредсказуемых сюжетах, интересных героях или в том, что добро обязательно одерживает победу над злом. Каждое такое произведение — это послание, которое добралось до нас из глубины веков; с помощью сказки с нами «разговаривают» предки, жившие не одну тысячу лет назад. Но чтобы это послание правильно расшифровать, нужно кое-что знать о том, как жили на Руси — да, в общем-то, и в Европе — до принятия христианства.

Немного о наших предках

Древняя история России (точнее, конечно, земель, которые затем вошли в наше государство) покрыта мраком, потому что до Х века нашей эры у славян не существовало письменности. Говоря простым языком, люди, обитавшие здесь ещё тысячу лет назад, не могли написать книгу о своей жизни — просто потому что не знали, что такое «алфавит». И хотя некоторые учёные считают, что славяне умели по-своему писать ещё до того, как последователи Кирилла и Мефодия принесли на Русь привычную нам азбуку, доказать эти теории пока никто не смог.

Поэтому, пытаясь понять, как жили древние славяне, исследователи опираются на археологические находки — а также на мысль, что все народы проходят примерно одинаковую «школу жизни». Они сделали три важных вывода.

1. У древних народов, живших в Европе пять тысяч лет назад и раньше, был матриархат. Этим словом называют такой строй, при котором женщина занимает главенствующее положение в обществе — и, разумеется, в собственной семье.

2. Когда матриархат сменился патриархатом и «главными» стали мужчины, то подростки — в основном мальчики, но в некоторых народах и девочки — должны были проходить так называемый обряд инициации, то есть преодолеть несколько испытаний. Только после этого они считались полноценными взрослыми людьми.

3. Пока большинство славян не приняло христианство, люди придавали очень большое значение магии, особенно способности «поддерживать связь» с миром мёртвых.

Вывод № 1 объясняет, почему в русских сказках, где главным героем, казалось бы, всегда должен быть бравый мо́лодец, появляются такие фигуры, как Марья Моревна, сумевшая пленить самого Кощея Бессмертного, или королевна Елена Премудрая — повелительница волшебниц, умеющих превращаться в птиц.

Вывод № 2 даёт понять, почему сказочные герои мужского пола — чаще всего младшие сыновья в семье, или женихи царской дочери, или и то и другое одновременно — вынуждены совершить уйму подвигов. Построить за ночь дом, добыть «то-чего-не-может-быть», переплыть океан, взобраться на огромную гору — или даже умереть, чтобы потом воскреснуть при помощи живой воды… Всё это — не просто эпизоды, позволяющие держать лушателя в напряжении (справится герой или нет?), но символические рассказы о препятствиях, которые предстоит пройти маленьким слушателям.

Наконец, благодаря утверждению № 3 мы понимаем, почему в русских народных сказках столько персонажей, имеющих паранормальные способности (самые яркие — Кощей Бессмертный и Баба-яга). До крещения Руси, состоявшегося в 988 году, наши предки поклонялись божествам, которые «обитали» где-то за пределами нашего мира. Поэтому неудивительно, что без участия самих этих богов — или хотя бы персонажей, «связанных» с потусторонним миром — не могло быть принято никакое судьбоносное решение.

Итак, сказочные герои — не просто выдуманные «супергерои», а персонажи, наделённые качествами, важными для благополучия их рода и племени.

Рассмотрим каждого из них подробнее.

Иван-дурак / Иван-царевич

МУЛЬТФИЛЬМ. «Про Ивана-дурака».2005, Россия. Режиссер Михаил Алдашин. kino-teatr.ru

Многим современным читателям кажется странным, что Иван-дурак — младший из трёх сыновей, не имеющий никаких особенных талантов и способностей, да и на лицо далеко не красавец — в большинстве сказок оказывается «избранным». Действительно, такой герой попадает в исключительные обстоятельства, получает помощь от волшебных зверей, преодолевает все препятствия и, получив руку и сердце самой завидной невесты, «превращается» в Ивана-царевича. Школьник — ясное дело — недоумевает: в чём же мораль такой сказки?

Дело в том, что в древности слово «дурак» означало совсем не то, что сейчас. И хотя однозначного толкования до сих пор не установлено, вот самые популярные версии:

•в Древней Руси слово «дурак» не имело негативного значения, а обозначало какое-то изделие из дерева (не случайно это слово можно заменить другими «деревянными» ругательствами: чурбан, полено, дубина);

•Иванушка на самом деле был не глупым, а самым умным ребёнком в семье, а прозвище Дурак ему дали, чтобы никто не позавидовал его способностям и не сглазил (по такому же принципу любимую дочку могли прозвать «Неждана» или «Незвана»);

•младший сын — «дурак» не потому, что ему плохо даются науки, а потому, что он не умеет строить козни, наговаривать на невинных, обманывать ради собственной выгоды.

Но даже в том случае, когда герой и впрямь оказывается глупышкой и лентяем, как Емеля, много лет пролежавший на печи, — это всё равно не значит, что славяне учили детей вести себя именно так. Есть версия, что Емеля «прирос» к печи потому, что его дом для него — поистине родовое гнездо. Ведь старшие сыновья, готовясь создать семью, строили новые жилища — а младший ухаживал за престарелыми родителями и, проводив их в последний путь, наследовал всё, что они нажили. В том числе и большую русскую печь.

Царевна

Царевны в древнерусских сказках, как мы уже выяснили, бывают двух типов: бой-бабы, которые, как говорится, коня на скаку остановят, а значит, в мужьях особенно не нуждаются, — и скромные, послушные девушки, главная мечта для которых — поскорее стать жёнами и матерями. Когда на горизонте появляется жених, «послушные» царевны разделяются ещё на две категории: тех, которые до последнего остаются на стороне отца, а то и сами придумывают претендентам на руку и сердце испытания одно другого круче, — и тех, что во всём помогают будущему мужу. Последние часто дают Иванушке какую-нибудь памятную вещь, отметину или клеймо.

«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Фото: wikipedia.org

На первый взгляд, это очень странно: неужели девушка, без ума влюблённая в молодого человека, в какой-то момент не сумеет отличить его от другого? Но и это легко объяснить. Чтобы завоевать сердце царевны, Иванушке нередко приходится спускаться в мир мёртвых, — а там, по старинному поверью, все выглядят одинаково. (Кстати, этот мотив характерен не только для славянского, но и для восточного фольклора. Помните, в «Унесённых призраками» японского режиссёра Хаяо Миядзаки главная героиня — Тихиро — должна найти своих родителей, превращённых в свиней, среди множества настоящих хрюшек?)

Кощей Бессмертный

Георгий Милляр. «Кащей Бессмертный» (1944). Фото: kinopoisk.ru

В словаре В. И. Даля приводится следующая справка: «КАЩЕЙ (см. касть) — сказочное лицо, вроде вечного жида, бессмертный, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною». «Кастить», в свою очередь, означает «грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить».

Итак, со скверным характером и жадностью Кощея всё понятно, но что значит «вроде вечного жида»? Обратимся к европейским легендам — и вспомним о существовании Агасфера, персонажа, якобы не разрешившего Иисусу Христу, который нёс крест, отдохнуть возле своего дома. За это Агасфер был наказан — и обречён на вечную жизнь в своём дряхлом, больном теле. Этот персонаж и есть «вечный жид», ни разу не упомянутый в Библии, но очень популярный в европейских странах — и со временем «превратившийся» в Джека-с-фонарём, главного талисмана Хеллоуина.

В русских народных сказках, впрочем, Кощея никто и ни за что не проклинает; он сам делает всё, чтобы сберечь себе жизнь. Чтобы убить этого персонажа, нужно совершить почти невозможное, ведь смерть его — «на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет». Даже вышеупомянутая Марья Моревна не убила, а пленила Кощея — но тот освободился из-за чрезмерного любопытства её мужа, который зашёл в комнату, которую нельзя было открывать, и пожалел закованного в цепи «страдальца». Однако в некоторых сказках Иванушке — и часто при помощи Бабы-яги — удаётся раз и навсегда одолеть чудище.

Баба-яга

И снова персонаж со странным именем — которое, скорее всего, несколько тысяч лет означало «сердитая», «опасная». Помимо волшебных умений, этот персонаж интересен тем, что в одних сказках помогает главному герою, а в других — напротив, пытается убить. Происходит это, вероятно, потому, что Баба-яга символизирует человека, который «руководит» подростком, проходящим обряд посвящения. В общем, это что-то вроде спортивного тренера, который то и дело застаёт ученика врасплох, чтобы помочь ему развить реакцию.

«Баба-яга»; Виктор Васнецов, 1917. Фото: Wikimedia.org

Разумеется, Баба-яга, которая живёт в избушке на курьих и ножках и знает множество рецептов волшебных снадобий, связана с загробным миром в не меньшей степени, чем Кощей. Некоторые исследователи сравнивают этих персонажей с античными божествами — Аидом и Персефоной.

Согласно легенде, в которую верили древние греки, Персефона была прекрасной богиней, которую однажды похитил повелитель подземного царства Аид. Девушка долгое время не могла вернуться на Землю, но в конце концов её мать — богиня плодородия Деметра — упросила других богов вмешаться. В итоге все согласились, что половину года Персефона будет проводить вместе с Аидом в загробном мире, а другую половину — на поверхности, с любимой мамой и другими божественными «родственниками».

В русских народных сказках, опять же, роли героев изменились: Кощей и Баба-яга оказались не мужем и женой, а скорее, магами-соперниками. Может, отсюда и пошёл сюжет о борьбе двух колдунов, который лёг в основу сотен фантастических книг и фильмов?

Использованные источники:

  • О. В. Ромах, А. В. Левочкина. «Династия как фактор развития культуры».
  • Е. Гудкова. «Как в русских сказках возник образ Кощея Бессмертного».
  • А. С. Штемберг. «Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?»

  • Почему бавария пишется как bayern
  • Похож ли алеша на героев народных волшебных сказок сказка черная курица или подземные жители
  • Почем зря как пишется
  • Походу как правильно пишется слитно или раздельно
  • Почему андрий предал родину из рассказа тарас бульба