- Сочинения
- Литература
- Разные
/
/
Поиски и находки поэтов серебряного века — сочинение
На рубеже 19-20 веков в России сложились новые поэтические направления, которые объединили под названием Серебряный век. Поэты искали другие приемы, излагали взгляды на происходящую непростую историческую ситуацию. Несмотря на гонения, им удалось привнести свой вклад не только в поэзию России, но и всего мира.
Основные направления Серебряного века — символизм, акмеизм и футуризм. Первый изначально зародился во Франции. Возникновением в России он обязан Валерию Брюсову и Дмитрию Мережковскому. Основным приемом символистов считалось выражение неясности, полунамеки, сравнение миров вечного и реального и мистицизм. В стихотворениях часто встречается скрытая символика, которая может содержать в себе много значений. Символизм обращал внимание к духовности человека, его противоречивости внутреннего мира, его двойственности. Символизм в России зародился как способ борьбы с духовным и культурным упадком. В то время сложилась непростая внутренняя и внешняя политическая обстановка, что не могло отразиться на творчестве поэтов-символистов. Например, у Александра Блока, который принял революцию, как важное изменение в обществе. Ей он посвятил поэму «Двенадцать», где образом этого события стал Христос — символом сопричастности к разрушению.
Акмеизм возник после упадка символизма. Основоположниками этого направления считают Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама. Акмеисты отказались от неясной символики и мистических образов, предпочитая писать о реальности четко и эстетично. Они стремились к выразительности текста, к однозначности и определенности образов. Акмеисты показывали мир вещей, провозгласив материальность. Они не использовали философские туманные рассуждения о смысле жизни и делали акцент на реально существующих предметах. Акмеизм просуществовал недолго, но оставил не меньший след в истории поэзии.
Футуризм зародился в Италии в начале 20 века и почти сразу получил развитие в России. Это направление авангардного стиля. Футуристы отрицали все классические традиции, желая уничтожить условности и сложившиеся формы в поэзии. В России образовались сразу четыре группировки, которые провозглашали себя подвижниками футуризма. Ярким представителем направления стал Владимир Маяковский, который стремился избавиться от классического «старья» и создать что-то новое в поэзии и жизни общества. Он придумывал новые формы стихосложения, слова и поднимал проблематику гуманизма. Еще одним известным футуристом был Велимир Хлебников, который осуществлял оригинальные языковые эксперименты, получившие развитие в поэзии 20 века.
Все эти направления подготовили почву для изменений в поэтическом мире. Поэты смело ломали старые классические формы, что не противоречило духу того времени, и, наоборот, отображало сложившиеся настроения в обществе и искусстве.
Вариант 2
С конца девятнадцатого века и до окончания революции и Гражданской войны в России существовало абсолютно новое направление в поэзии, характеризовавшееся напряженными поисками способа выражения своих мыслей, формы стихотворений и смысла поэзии вообще.
Неудовлетворенность жизнью, без необходимости (как и в наше время) постоянно думать о выживании, а также предчувствие перемен, охватило в то время поэтическую среду и вызвало к жизни три крупных направления.
Символисты, к которым относились Мережковский, Гиппиус, Брюсов, стремились вернуться от социальной тематики, преобладавшей в предшествующую эпоху к так называемой «чистой поэзии», искусству ради искусства. Представители этого направления в своих стихах стремились не запечатлеть окружающий мир как он есть, а выразить свои личные ощущения. В силу этого, их произведения наполнены образами, которым можно дать совершенно различные толкования (например, фиолетовые руки в сочетании с эмалевой стеной). Читатель, таким образом, присоединяется к поэту и, воспринимая стихотворение, творит еще один его вариант, давая каждый раз новое наполнение этим образам.
Акмеисты (к числу которых относились Ахматова и Гумилев) не согласились с такой позицией и пошил в другом направлении. Они стремились, наоборот, изображать реальную жизнь. Символисты считали, что действительность чрезвычайно разнообразна и описание ее во всей полноте, в разных красках, дает гораздо больше для выражения своих мыслей и чувств, чем туманные образы.
Николай Гумилев изобразил в своих стихотворениях экзотическую природу Африки или обращался к легендам древних народов. На примерах, взятых из реальной жизни, таких как морские путешествия или война, он строил стихотворения, в которых рисовал образы мужества и отваги.
Ряд поэтов (Маяковский, Велемир Хлебников и другие) создали еще одно направление – футуризм, отличавшийся радикальным стремление м порвать с традициями. Они отрицали практически все наследие поэзии, существовавшее до них. Футуристы экспериментировали, создавая новые ритмы, слова и даже грамматику. Для них характерна смелая игра словами и сложными речевыми оборотами, поиск новых смыслов, а также стремление увидеть или сконструировать абсолютно новый мир.
Творения поэтов «Серебренного века» показали новые направления, по которым можно идти, выражая свои мысли через рифмованное слово, а также огромное богатство русского языка.
`
Поиски и находки поэтов серебряного века
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс)
Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира.
- Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)
В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.
- Сочинение по картине Осенний пейзаж Шишкина
Насколько же великолепна русская природа! Ни в одной стране мира невозможно увидеть такого разнообразия природных красок и оттенков. Каждая пора года настолько неповторимо прекрасна
На рубеже 19−20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию. Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм был явлением интересным и неоднородным. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. К символистам относятся такие поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, З. Гиппиус и др. Реальная жизнь в символизме изображается как безобразная, злая, скучная, бессмысленная. Старшие символисты были своего рода импрессионистами. Они не уделяли внимания слову, звук для них был важен лишь как возможность передать полноту своих чувств, эмоций. Младшие символисты пошли несколько по иному пути. Они стали последователями идей философа Владимира Соловьева. Он считал, что старый мир находится на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, которая должна «спасти мир», соединив небесное начало с земным, материальным:
Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
(Вл. Соловьев)
Ярким представителем символизма является
А. А. Блок
. Он всем сердцем принял идеи Соловьева о Вечной Женственности, что мы ярко можем видеть в его творчестве. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).
Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму…
Другое направление Серебряного века — акмеизм. Его основателями можно назвать Н. Гумилева и С. Городецкого. Названием своего течения приверженцы подчеркивали свою устремленность к новым вершинам искусства. Отличительной чертой акмеизма является вещественная реальность, предметность.
Одним из главных представителей акмеизма можно назвать, как уже говорилось выше, Николая Гумилева. Раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой:
«И смеясь надо мной, презирая меня,
Мои взоры одел Люцифер в полутьму,
Люцифер подарил мне шестого коня
И Отчаянье было названье ему».
Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева.
Футуризм — самое необычное, неоднозначное, яркое направление Серебряного века. К этому направлению относятся В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин, В. Маяковский.
В футуризме была сильна бунтарская формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Футуристы стремились передать динамику современной жизни, ее бешеный темп, стремление к максимальной экономии средств. Они разрушали общепринятый синтаксис, часто использовали неологизмы. Также футуристы породили небывалое словотворчество. Ярким примером служит известное стихотворение А. Крученых:
Дыр, бул, щыл,
убещур
скум
вы со бу,
р л эз.
Особое место в футуризме можно отвести В. Маяковскому. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну
плюну в лицо вам
Я — бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, мы можем увидеть, что Серебряный век — богатейший период в истории России. Каждое направление этого периода по-своему интересно, уникально, находит своих почитателей.
МОУ Деденевская средняя общеобразовательная
школа им. Н. К. Крупской
- Реферат по литературе
-
на тему: - «Поиски и находки
-
поэтов - Серебряного века»
- ученицы 11а класса
- Павлюковой Натальи
- Деденево 2010 г.
-
ПЛАН
- Введение (суть метафоры «серебряный век», традиции, приемственность, связь с Золотым веком. Временные рамки Серебряного века и основные литературные направления).
- Истоки и задачи символизма:
- — символизм,
философия Вл. Соловьёва;
- — задача
возрождения литературы, постижения
мирового единства через символы:
- а) поиски «старших» символистов: символизм
как литературная школа, формальное экспериментирование и музыкальность
в поэзии (стихотворения Бальмонта), активное использование мифологических образов в поэзии, религиозно-философские
поиски «старших» символистов (стихотворения
Мережковского и Гиппиус), соотношение
декадентства и символизма;
- б) символизм
как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для
«младосимволистов»:
- — установка
на сотворчество читателя, мифотворчество, мистические идеалы и вера
в обновление мира (автор Белый), раннее творчество Блока, образ
Вечной Женственности.
- Истоки акмеизма, противостояние акмеизма символизму, «Цех поэтов»:
- — отношение
к поэзии как к мастерству, утверждение красоты жизни, возрождение
традиций Золотого века; романтические
мотивы, географическая и историческая
экзотика в творчестве Гумилёва; новое содержание предметного
мира и значение бытовой детали
в творчестве Ахматовой; возвращение
ценностей и красоты реального
мира в поэзии акмеистов.
- Футуризм как выражение стремления к будущему:
- — отрицание
старого искусства, утверждение
нового, призванного преобразить
мир; бунтарство футуристов как
реакция на стремительно меняющийся
мир; смелые эксперименты футуристов, борьба со стереотипами в эгофутуризме
Северянина.
- Заключение (заслуги поэзии Серебряного века: поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии [Ахмадулина]).
Термин
«Серебряный век» был впервые
введён в русскую литературу Н. А. Оцупом. Название этому периоду в
русской поэзии было дано в аналогии с предшествующим «Золотым веком».
Предполагаемым автором термина считается Николай Бердяев, который под понятием «серебряный век» имел в виду «возрождение признаков творчества Пушкина и вообще всей пушкинской эпохи».
Широкую известность это выражение получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой, где есть такие строки:
- «Над
Галерной чернела арка,
- В Летнем тонко пела флюгарка
- И серебряный месяц
ярко - Над серебряным веком
стыл…»
В современных источниках Серебряным веком называют период в истории русской культуры (чаще всего поэзии), совпавший с эпохой модернизма; он характеризуется появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов эстетику. Н. А.
Оцуп установил сходство и различие между Золотым и Серебряным веками. Они были сближены «чувством особенной, трагической ответственности за общую судьбу».
Но смелые провидения «золотого века» сменились в период «всё и всех поглотившей революции» «сознательным анализом», сделавшим творчество «более – в человеческий рост», «ближе к автору». Вопрос о хронологических рамках данного явления остаётся спорным, но принято считать границами Серебряного века начало 90-х гг. XIX в.
и конец 20-х гг. XX в.. Этот период отмечен взаимодействием главных направлений – реализма и модернизма. Мы рассмотрим русский модернизм, который был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.
Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. И хотя он зародился во Франции, русские поэты искали корни символизма в отечественной литературной классике. Они переняли многие традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Достоевского, Толстого, Полонского.
Непосредственным же предтечей символистов стал знаменитый поэт, богослов и критик Владимир Соловьёв. Основой его философии является идея всеединства. Достичь всеобщего единства человечество может, лишь познав истину.
В реальной действительности, считал Соловьёв, хаос представляет «нашу любовь и не даёт осуществляться её смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной.
Особая роль в подъёме к таким высотам отводилась искусству («земному подобию творчества божественного»).
События рубежа веков во многом определили направление литературной деятельности «новых» поэтов. Главной их задачей было возрождение литературы, совершение «огромной переходной и подготовительной работы», постижение мирового единства через символы, которые передавали тайный смысл и были ключевыми элементами в этом течении.
По
времени формирования и по особенностям мировоззрений в русском символизме принято выделять два потока. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.). В 1900-е гг.
на литературную арену вышла «вторая волна» поэтов, существенно обновивших облик течения – так называемые «младосимволисты» (А. Блок, А. Белый, С. Соловьёв, В. Иванов и др.).
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница в мироощущениях и направлениях творчества.
С самого начала своего существования
символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе «старших» символистов, которые понимали символизм как литературную форму.
Неоднородность
течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало лишь литературными рамками. Главный
принцип их эстетики – «искусство для искусства».
Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.
Установка на самоценность и самостоятельность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов».
«Старшие» символисты петербургского крыла во главе с Д. Мережковским считали
более важными религиозно-философские
поиски.
В своей поэзии они развивали
мотивы одиночества, безысходности, роковой
раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скучной повседневной жизни
в мир фантазий и чувств.
Мережковский изложил свои взгляды в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893г.). Здесь он говорил о возникновении духовных противоречий в обществе.
Искоренить их можно лишь познанием божественной сущности мира, переосмыслением религиозного сознания, стремлением к гармонии. Эту цель должно было осуществить искусство с помощью символов, выливающихся из глубин сознания художника. Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Последовательницей
Мережковского была его супруга
З. Гиппиус, бывшая «декадентская Мадонна». Её стихотворения глубоко содержательны
и интересны. Техника стиха у
поэтессы доведена до виртуозности. Ей удавались и смелые новшества
в стихосложении, и привычные
размеры, которым она придавала
новизну и очарование.
Большое внимание в символизме уделялось
также музыкальности. Поэты-символисты использовали музыку, с одной стороны, как первооснову всякого творчества, а с другой – как пронизанную
звуковыми и ритмическими сочетаниями
словесную фактуру стиха. Особая музыкальность присуща поэзии К. Бальмонта.
Он отстаивал иное представление о новой литературе в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1900г.). Главным здесь стало стремление к «более утончённым способам выражения чувств и мыслей».
В творчестве поэт усмотрел «могучую силу, стремящуюся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить тайные начала космоса. Столь утончённое мастерство проявилось и в богатом, подвижном, поэтическом мире самого Бальмонта.
Он же одним из первых поэтов начал активно использовать различные мифологические образы (чаще всего славянские) для выражения новых религиозно-философских взглядов.
Творчество
поэтов-символистов тесно переплеталось
с декадентским течением. Декаданс был вызван состоянием безнадёжности, неприятия общественной жизни, стремлением
уйти в узколичный мир. Схожие мотивы прозвучали в творчестве З.
Гиппиус, у раннего Брюсова. Однако модернизм (в частности символизм), тоже отрицая
социальные ценности, избрал совершенно иную цель – создание поэтической
культуры, содействующей духовному возрождению человечества.
Это противоречило «замкнутому в себе» декадентскому течению.
В 1900-е годы оформилось новое течение
в рамках символизма. «Младосимволисты»
вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией Вл. Соловьёва. Символизм
для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни.
Они
понимали своё творчество и свою жизнь
как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению «младших» символистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни.
Реальный мир несёт отпечатки вечных идей и сущностей, нащупать которые может только посвящённый поэт.
О новом языке символов так говорил
Вяч. Иванов: «Символ только тогда
истинный символ, когда он неисчерпаем
и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине».
В поэзии «младосимволистов» ярко выражена установка на сотворчество читателя, мифотворчество. Давая определение
искусству, один из идеологов символизма А.
Белый писал, что основное содержание искусства – это познание идей, которые лежат в мире духа. Ведь любая мифология стремится к
тому же познанию мира и бытия в
самом широком смысле. Поэтому
миф для символистов становится точкой отсчёта.
Любой словообраз или
символ они всегда строили на его
мифологическом происхождении.
А. Белый, вдохновитель «младосимволистов», выдвинул свой взгляд на новую поэзию в статье «О религиозных переживаниях» (1903г.).
Он утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», чётко определил цели символистов начала 900-х годов: «приблизиться к Мировой Душе», «передать в субъективно лирических излияниях Её голос».
В своих произведениях Белый призывал к мистическому постижению души родины, верил в обновление мира; свою концепцию он назвал «религией жизни».
Символизм как поэзия и искусство получил
наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Его лирика, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса.
Среди первых произведений Блока самым лучшим стало «Стихи о Прекрасной Даме», которые он написал под влиянием идей Вл. Соловьёва о Софии, Вечной Женственности.
Образ идеальной и божественной Софии воплощается в конкретные и живые черты возлюбленной, будущей жены поэта.
Акмеизм ( от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии в начале 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
В нём провозглашалось освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности. Акмеисты возвращались к реальности, к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты – на пространственное искусство: скульптуру, архитектуру, живопись. В этом выражалось их увлечение предметностью.
Помимо
различий в области поэтического стиля, отличительной чертой акмеистского круга являлась их «организационная сплочённость», чего никогда не было у символистов. Акмеисты были не столько организованным течением с общей философской программой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Собственно
акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914 гг.). Но кровные узы соединяли
его с «Цехом поэтов» — поэтическим
кружком, который стал школой приобщения к новейшему словесному искусству. Первый такой «Цех» был основан Н. Гумилёвым и С. Городецким. В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и другие.
Акмеисты
относились к поэзии, прежде всего, как к мастерству, а себя по праву
называли «поэтами-ремесленниками».
В
своих произведениях они обращались к человеку, к «подлинности» его
чувств, к нетронутой, первозданной природе; они стремились достичь чёткости каждого образа, отточенности каждой детали, показать мир в его истинном, скрытом, прекрасном обличии.
В стихотворениях акмеистов звучит мотив утверждения красоты реальной жизни, её многогранности и неповторимости. Недаром поэты данного течения искали корни своего творчества в поэзии Золотого века.
Акмеисты возродили во многих произведениях традиции русских классиков: Пушкина – открывателя сочных красок и победителя «времени и пространства»; Баратынского, верного искусству; Тютчева с его звонкой, «членораздельной речью». Сам Мандельштам даже говорил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова».
Источник: https://www.stud24.ru/literature/poiski-i-nahodki-pojetov-serebryanogo/286443-854636-page1.html
Поиски и находки поэтов Серебряного века
На рубеже 19-20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком.
Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию.
Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм был явлением интересным и неоднородным. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. К символистам относятся такие поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч.
Иванов, З. Гиппиус и др. Реальная жизнь в символизме изображается как безобразная, злая, скучная, бессмысленная. Старшие символисты были своего рода импрессионистами.
Они не уделяли внимания слову, звук для них был важен лишь как возможность передать полноту своих чувств, эмоций. Младшие символисты пошли несколько по иному пути. Они стали последователями идей философа Владимира Соловьева.
Он считал, что старый мир находится на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, которая должна “спасти мир”, соединив небесное начало с земным, материальным: Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. Ярким представителем символизма является А. А. Блок. Он всем сердцем принял идеи Соловьева о Вечной Женственности, что мы ярко можем видеть в его творчестве.
Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.
Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто “ласковая, милая”, “вечно молодая”.
Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, “лунную” символику и атрибутику .
Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” пронизан искренним чувством любви.
Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму… Другое направление Серебряного века – акмеизм. Его основателями можно назвать Н. Гумилева и С. Городецкого.
Названием своего течения приверженцы подчеркивали свою устремленность к новым вершинам искусства. Отличительной чертой акмеизма является вещественная реальность, предметность.
Одним из главных представителей акмеизма можно назвать, как уже говорилось выше, Николая Гумилева. Раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов .
Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы .
В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой: “И смеясь надо мной, презирая меня, Мои взоры одел Люцифер в полутьму, Люцифер подарил мне шестого коня И Отчаянье было названье ему”. Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников.
Вместо романтического жизнеутверждения – интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики – приметы “проклятого захолустья”. Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева. Футуризм – самое необычное, неоднозначное, яркое направление Серебряного века. К этому направлению относятся В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин, В. Маяковский.
В футуризме была сильна бунтарская формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и “эпатировавшая буржуа”. Футуристы стремились передать динамику современной жизни, ее бешеный темп, стремление к максимальной экономии средств. Они разрушали общепринятый синтаксис, часто использовали неологизмы. Также футуристы породили небывалое словотворчество.
Ярким примером служит известное стихотворение А. Крученых: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу, р л эз. Особое место в футуризме можно отвести В. Маяковскому.
Его творческие открытия в поэтической области сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова: А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну плюну в лицо вам Я – бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, мы можем увидеть, что Серебряный век – богатейший период в истории России. Каждое направление этого периода по-своему интересно, уникально, находит своих почитателей.
Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/poiski-i-naxodki-poetov-serebryanogo-veka.html
Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века»
В истории русской культуры можно выделить два особенно важных периода, которые дали мировому искусству огромное количество открытий и самых настоящих шедевров в разнообразных областях культурной и интеллектуальной жизни.
Первый период носит название Золотого века и относится к началу XIX столетия, а вторая эпоха — Серебряный век, который датируется рубежом между XIX и XX веком. Наша цель — осмыслить поиски и находки поэтов эпохи Серебряного века.
Начало XX столетия в Российской империи характеризуется предчувствием наступления глобальных
перемен, атмосферой хаоса и нестабильности. Удивительно, но такая обстановка самым благоприятным способом повлияла на развитие русской науки и культуры. В это время было сделано большое количество выдающихся научных открытий, написано множество литературных произведений и создано немало художественных шедевров, которые в комплексе существенно повлияли на ход мировой истории.
Что касается литературы, то в предреволюционный период в литературе назревала жажда новизны, было заметно стремление молодых и талантливых авторов сказать свое веское слово и, творя по новым законам, войти в мировую историю культуры.
Сегодня, глядя на революционную Россию с высоты прошедших десятилетий, можно с уверенностью сказать, что литераторам Серебряного века, особенно поэтам, удалось воплотить свои мечты в жизнь даже с лихвой.
Именно они во многом стали причиной того, что период накануне революции и после нее получил такое название.
Поэзия Серебряного века отличается большим разнообразием литературных течений и направлений, каждое из которых имело своих последователей, свои творческие принципы, свою программу и своих идеологов. Наиболее крупными среди них считаются футуризм, акмеизм и символизм.
На мой взгляд, символизм, как течение, можно отнести к более ранним творениям Серебряного века. Это течение было основано на религиозной философии Владимира Соловьева, а творческие принципы символизма разработал поэт Д. Мережковский. Сторонниками символизма в России были такие известные поэты, как З. Гиппиус, В. Иванов, В. Брюсов, А. Блок и многие другие.
Представители символизма стремились познать красоту и истину окружающего мира посредством символов.
Последователи этого течения концентрировали свое внимание на духовном мире человека, на потусторонних мирах и мистических ощущениях, невидимых на первый взгляд связях человека, определяющих его Бытие, Душу и окружающую действительность.
В большинстве своем эти идеи были позаимствованы у романтических поэтов прошлого — Новалиса, Гете, Баратынского и Жуковского. Такое богатое содержание требовало соответствующего ему выражения. Поэтому язык литературных произведений представителей символизма изобиловал цитатами, аллюзиями, иносказаниями и метафорами.
Одним из самых выдающихся поэтов-символистов Серебряного века считается Константин Бальмонт, хорошо известный нашим соотечественникам такими стихотворениями, как «Будем как Солнце», «Горящие здания», «В безбрежности», «Под северным небом» и многими другими.
Для лирики этого автора характерны мотивы красоты и любви, соединяющиеся с ожиданием смерти и меланхолической скорбью.
Лирический герой стихотворений Бальмонта очень тонко чувствует отсутствие гармонии в бытие человека, его томление своим земным существованием и невозможность слиться с окружающим миром:
- «Моя душа стремится в мир иной,
- Пленяясь всем далеким, всем безбрежным».
- При этом в произведениях Бальмонта присутствуют все характерные черты символизма: музыкальность, импровизация в виде художественного выражения интуиции, черты импрессионизма и глубокий психологизм.
- «Людей родных мне далеко страданье,
- Чужда мне вся земля с борьбой совей,
- Я — облачко, я — ветерка дыханье»
Что касается так называемых акмеистов, к которым относились О. Мандельштам, Г. Иванов, А. Ахматова в начале творческой деятельности, Н.
Гумилев и некоторые другие, не менее известные поэты, то они ставили перед собой совершенно иную художественную задачу.
В своих произведениях они описывали исключительно обыденные дела и чувства, поскольку считали, что в этом и заключается суть человеческой жизни. Именно об этом в одном из своих первых стихотворений и говорит А. Ахматова:
- «Я научилась просто, мудро жить,
- Смотреть на небо и молиться Богу,
- И долго перед вечером бродить,
- Чтоб утомить ненужную тревогу».
- Язык своих произведений акмеисты делали максимально содержательным, точным и лаконичным, а также старательно его «упрощали», как, например, О. Мандельштам:
- «Мне холодно. Прозрачная весна
- В зеленый пух Петрополь одевает,
- Но, как медуза, невская волна
- Мне отвращенье легкое внушает».
Но одним из самых новаторских и ярких во всех отношениях неправлений все-таки следует считать футуризм. Уже само название этого течения говорит о стремлении к эпатажу, смелости и амбициях его сторонников и представителей, которые были уверены, что футуризм — это будущее мировой поэзии и прозы.
Именно поэтому футуристы принципиально отвергали все культурное наследие, созданное русским народом. Они провозглашали, что создадут уникальное искусство, которое не будет опираться на достижения литературы минувшего времени. К числу основоположников футуристического течения в России можно отнести И. Северянина, Д. Бурлюка и Н. Бурлюка, В.
Хлебникова и, конечно же, Владимира Маяковского.
Даже звучание слов в своих произведениях приверженцы футуризма старались освободить от «груза прошлых веков». Именно в этой среде ставились весьма смелые эксперименты с языком. Например, в некоторых своих стихотворениях Д. Бурлюк полностью отказался от предлогов, а В. Хлебников и вовсе бросался в крайности, делая свои стихотворения, мягко говоря, сложными для понимания простого человека:
- «Бобэоби пелись губы.
- Вээоми пелись взоры.
- Пиэзо пелись брови.
- Лиэээй — пелся облик».
Ни у кого не вызывает сомнений, что самым талантливым представителем футуристического направления Серебряного века является В. Маяковский.
Мощные интонации его стихотворений, большое количество неологизмов, сочетание литературного языка с грубыми и просторечными словами, уникальные лексические средства, оригинальное ритмическое и синтаксическое оформление фраз, неповторимая художественная выразительность и другие творческие открытия этого талантливого поэта сделали его всемирно признанным мастером поэтического слова:
- «А если сегодня мне, грубому гунну,
- Кривляться перед вами не захочется — и вот
- Я захохочу и радостно плюну
- Плюну в лицо вам
- Я — бесценных слов транжир и мот».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Серебряный век стал одним из самых плодотворных периодов развития русской поэзии.
Эти два-три десятилетия дали миру большое количество художественных открытий, как в плане формы, так и в плане содержания.
В дополнение к этому, Серебряный век дополнил мировую литературную сокровищницу десятками имен поэтов, которые составляют гордость всемирной и русской литературы.
(No Ratings Yet) Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века»
Источник: https://home-task.com/sochinenie-na-temu-poiski-i-naxodki-poetov-serebryanogo-veka/
Поиски и находки поэтов Серебряного века
Серебряный век – это целое созвездие замечательных поэтов. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других.
Расцветом считают 1915 год – это время его наивысшего подъема и конца. В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Все они имели разные идеалы, преследовали разные цели, но сходились в одном: необходимо работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.
Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм.
Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в споре с классикой XIX века утверждалась новая литература, которая предлагала разные способы постижения бытия.
Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др.
Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта.
Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше.
В начале своего пути старшие, а затем и младшие символисты провозглашали “земную”, плотскую любовь.
Это был своего рода протест против старых традиций. Но под влиянием философских теорий Вл. Соловьева, с главным постулатом о Божественном происхождении женщины и особым значением Богородицы в русской религиозной культуре, поэзия многих видных поэтов-символистов изменяет свое звучание.
Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.
Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение – акмеизм – возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души.
Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира.
Именно поэтому только у акмеистов, с их особым взглядом на мир, мог появиться гимн самовару… При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям. Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программы акмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и непоследовательностью.
По-моему, прав Брюсов, который посоветовал Гумилеву, Городецкому и Ахматовой “отказаться от бесплодного притязания образовывать какую-то школу акмеизма”, а вместо этого писать хорошие стихи. Действительно, сейчас, в начале XXI столетия, имя акмеизма сохранилось только потому, что с ним связано творчество таких выдающихся поэтов, как Н. Гумилев, А. Ахматова, О.
Мандельштам.
Ранние стихи Гумилева поражают романтической мужественностью, энергией ритма, эмоциональной напряженностью. В его знаменитых “Капитанах” весь мир предстает как арена борьбы, постоянного риска, высшего напряжений сил на грани жизни и смерти. Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса – Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.
Экзотические пейзажи и обычаи Африки, джунгли, пустыни, дикие звери, таинственное озеро Чад – весь этот удивительный мир воплотился в сборнике “Романтические цветы”. Нет, это не книжная романтика. При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у Гумилева и других поэтов-акмеистов.
Для акмеизма была характерна крайняя неполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению – футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.
Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название “Пощечина общественному вкусу”.
Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т. е. пошло буквально изобретение нового языка.
Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень”:
Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди… Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа налево.
Вообще всеми поэтами футуристами изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “Заклятие смехом”.
Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX века, подарив поэтов, которые открыли новую страницу в литературе, сломали традиции стихотворного творчества, создав совершенно альтернативную литературу.
Но, в тоже время, такие поэты как Блок, Ахматова, Есенин еще раз показали красоту классического русского стиха.
Творчество Вознесенского, Рождественского и Высоцкого является прямым наследником поэзии Серебряного века.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/poiski-i-naxodki-poetov-serebryanogo-veka/
Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века»
Здесь Вы можете скачать Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века» для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Разное
Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие.
Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной.
Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки.
Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России.
Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков.
Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский.
Поэты-модернисты всех направлений пытались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.
Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев.
Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом. Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало.
Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выдвижение на первый план собственных, субъективных ощущений.
При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение.
- Тень несозданных созданий
- Колыхается во сне,
- Словно лопасти латаний
- На эмалевой стене.
- Фиолетовые руки
- На эмалевой стене
- Полусонно чертят звуки
- В звонко-звучной тишине…
- Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:
- …Ныне даю я тебе три завета:
- Первый прими: не живи настоящим,
- Только грядущее – область поэта.
- Помни второй: никому не сочувствуй,
- Сам же себя полюби беспредельно.
- Третий храни: поклоняйся искусству,
- Только ему, безрассудно, бесцельно.
- В этом стихотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.
Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов».
Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл.
Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.
Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало.
И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины.
Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачными картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:
- Роковая страна, ледяная,
- Проклятая железной судьбой –
- Мать Россия, о родина злая,
- Кто же так подшутил над тобой?
- Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:
- Рыдай, буревая стихия,
- В столбах громового огня!
- Россия, Россия, Россия, –
- Безумствуй, сжигая меня!
- Именно в изменении, обновлении российской жизни Андрей Белый увидел возможность для разрешения духовного кризиса.
В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века – акмеизм. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность художника на своем внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта только к тому, что можно познать.
А показывая реальный мир, художник-акмеист обретает с ним тесную связь. Так, в творчестве Николая Гумилева мы находим изображение окружающего мира во всех его красках. В его стихах встречаются и экзотические пейзажи, и народные обычаи Северной Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта.
В этом можно убедиться, читая стихотворения «Жираф», «На озере Чад» и другие.
Есть в творчестве Гумилева и романтические интонации. Так, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
- Быстрокрылых ведут капитаны,
- Открыватели новых земель,
- Для кого не страшны ураганы,
- Кто отведал мальстремы и мель,
- Чья не пылью затерянных хартий, –
- Солью моря пропитана грудь,
- Кто иглой на разорванной карте
- Отмечает свой дерзостный путь.
- Романтические мотивы можно найти даже в военной лирике Гумилева:
- И залитые кровью недели
- Ослепительны и легки.
- Надо мною рвутся шрапнели,
- Птиц быстрей взлетают клинки.
Романтизация боя, подвига, отваги была особенностью Н.Гумилева. Это поэт и человек с ярко выраженным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.
Одновременно с акмеизмом в русской литературе появился футуризм. Его последователи – Вл. Маяковский, В.Хлебников, Е.Г.
Гуро – заняли скандально-эпатирующую позицию: их целью было сбросить признанных русских классиков с «парохода современности» и отстоять красоту «самоценного слова».
Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась их основной целью, иногда даже в ущерб смыслу.
- Так произошло в стихотворении В.Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого – палиндром:
- Кони, топот, инок.
- Но не речь, а черен он.
- Идем молод, долом меди…
В творчестве футуристов отразилось не только стремление создать искусство будущего, но и ощущение трагизма современной жизни. Так, в поэме Вл. Маяковского «Облако в штанах» возникают картины большого города, в котором властвуют вещи, и появляется стремление «перекроить» землю.
Одним из ответвлений футуризма является «эгофутуризм», который возглавил Игорь Северянин. Основным направлением его творчества была борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм.
Его поэзии присущи экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложными оборотами. Благодаря своим исканиям Игорь Северянин добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха.
Доказательством этого служит замечательное стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»:
- Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво,
- Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач…
- В истории поэзии Серебряного века Игорь Северянин останется как талантливый новатор, смело экспериментирующий над русским языком.
Таким образом, поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии стиха. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.
Поиски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм обогатили русскую поэзию.
А их творчество послужило дальнейшему развитию отечественной литературы, став доказательством ее неисчерпаемости и величия.
Источник: https://docbase.org/51223-sochinenie-na-temu-poiski-i-nahodki-poetov-serebryanogo-veka.html
Сочинение: Поиски и находки поэтов Серебряного века
Разное
Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие.
Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной.
Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки.
Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России.
Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков.
Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский.
Поэты-модернисты всех направлений пытались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.
Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев. Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом.
Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало. Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выдвижение на первый план собственных, субъективных ощущений.
При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение.
- Тень несозданных созданий
- Возможно вы искали — Сочинение: Сюжетно-повествовательная проза эпохи Хэйан
- Колыхается во сне,
- Словно лопасти латаний
- На эмалевой стене.
- Фиолетовые руки
- На эмалевой стене
- Похожий материал — Реферат: Петр Павлович Ершов и православие
- Полусонно чертят звуки
- В звонко-звучной тишине…
- Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:
- …Ныне даю я тебе три завета:
- Первый прими: не живи настоящим,
- Очень интересно — Сочинение: Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского
- Только грядущее – область поэта.
- Помни второй: никому не сочувствуй,
- Сам же себя полюби беспредельно.
- Третий храни: поклоняйся искусству,
- Только ему, безрассудно, бесцельно.
- Вам будет интересно — Шпаргалка: Сочинения по произведениям русских классиков
- В этом стихотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.
Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов».
Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл.
Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.
Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало.
И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины.
Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачными картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:
- Роковая страна, ледяная,
- Проклятая железной судьбой –
- Похожий материал — Сочинение: Дон Кихот и князь Мышкин — Образ печальный
- Мать Россия, о родина злая,
- Кто же так подшутил над тобой?
- Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:
- Рыдай, буревая стихия,
Источник: https://studworks.org/referat-130813-sochinenie-poiski-i-nahodki-poetov-serebryanogo-veka.html
Поиски и находки поэтов Серебряного века
Текст
Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие. Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной. Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки. Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России. Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков. Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский. Поэты-модернисты всех направлений пытались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев. Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом. Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало. Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выдвижение на первый план собственных, субъективных ощущений. При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине…
- Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:
- Только грядущее – область поэта.
- В этом стихотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.
…Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безрассудно, бесцельно. Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов». Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл. Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.
Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало.
И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины.
Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачными картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:
Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?
Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:
Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, – Безумствуй, сжигая меня! Именно в изменении, обновлении российской жизни Андрей Белый увидел возможность для разрешения духовного кризиса. В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века – акмеизм. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность художника на своем внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта только к тому, что можно познать. А показывая реальный мир, художник-акмеист обретает с ним тесную связь. Так, в творчестве Николая Гумилева мы находим изображение окружающего мира во всех его красках. В его стихах встречаются и экзотические пейзажи, и народные обычаи Северной Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. В этом можно убедиться, читая стихотворения «Жираф», «На озере Чад» и другие.
Есть в творчестве Гумилева и романтические интонации. Так, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто отведал мальстремы и мель, Чья не пылью затерянных хартий, – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь. Романтические мотивы можно найти даже в военной лирике Гумилева: И залитые кровью недели Ослепительны и легки. Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Романтизация боя, подвига, отваги была особенностью Н.Гумилева. Это поэт и человек с ярко выраженным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.
Одновременно с акмеизмом в русской литературе появился футуризм. Его последователи – Вл. Маяковский, В.Хлебников, Е.Г.
Гуро – заняли скандально-эпатирующую позицию: их целью было сбросить признанных русских классиков с «парохода современности» и отстоять красоту «самоценного слова».
Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась их основной целью, иногда даже в ущерб смыслу.
Так произошло в стихотворении В.Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого – палиндром: Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди…
В творчестве футуристов отразилось не только стремление создать искусство будущего, но и ощущение трагизма современной жизни. Так, в поэме Вл. Маяковского «Облако в штанах» возникают картины большого города, в котором властвуют вещи, и появляется стремление «перекроить» землю.
Одним из ответвлений футуризма является «эгофутуризм», который возглавил Игорь Северянин. Основным направлением его творчества была борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Его поэзии присущи экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложными оборотами. Благодаря своим исканиям Игорь Северянин добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха. Доказательством этого служит замечательное стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»: Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво, Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач… В истории поэзии Серебряного века Игорь Северянин останется как талантливый новатор, смело экспериментирующий над русским языком.
Таким образом, поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии стиха. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.
Поиски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм обогатили русскую поэзию. А их творчество послужило дальнейшему развитию отечественной литературы, став доказательством ее неисчерпаемости и величия.
Источник: https://4fasol.com/txt/essay/132789