Урок русского языка в 6 бклассе.
Тема: Правописание
пол-(полу-)с именами существительными
Цели:
Метапредметные :
самостоятельно
формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
извлекать
необходимую информацию;
Регулятивные
УУД:
работать
по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Коммуникативные
УУД:
уметь
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
уметь
общаться, взаимодействовать.
Личностные :
стремиться к совершенствованию собственной
речи;
испытывать
потребность в самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства
товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным,
ответственным;
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Предметные:
узнать о правописании сложных
существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;
научиться
применять свои знания на практике.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. Организационный
момент.
Прозвенел
звонок, начинается урок.
-Здравствуйте,
ребята, рада вас видеть. Улыбнемся друг другу и
пожелаем удачи.
Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день
жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.
-Запишите число в рабочие тетради. (Слайд
№1)
1.Творческий диктант.
Задание1Замените
читаемые словосочетания одним словом – сложным существительным:
помогать взаимно (взаимопомощь), любить труд (трудолюбие),
любить свободу (свободолюбие), тот, кто ходит пешком (пешеход),
несерьёзное отношение (легкомыслие), любить жизнь (жизнелюбие),
лес и степь (лесостепь), новая стройка (новостройка), ученик
старшего класса (старшеклассник).
Выделите корни,
подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка.
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
.
Давайте вспомним материал прошлого урока.
—
Распределите слова в зависимости от их правописания: слитно и через дефис.
Землетрясение,
сенокос, самолет,юго-восток, дом-музей,Ростов-на-Дону(сложные
сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги); сложные сущ-е,
обозначающие наименование специальностей, должностей, званий),
пол…листа
-Ребята,
вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие
слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)
-Какова
цель использования таких слов в тексте? (Создание
комической ситуации).
Постановка учебной задачи. Формулирование
темы и цели урока.
Запишите тему урока
«Правописание слов с пол-(полу) с именами
существительными»
-Посмотрите на
слова с пол-и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?
+(Слитно и через
дефис).
-А теперь
подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока?
1.Решить,
когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно
2.Нам
необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных
существительных и потренироваться в их правописании).
-Посмотрите
только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно.
Проанализируйте
примеры и сделайте вывод
Свои
наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
Написание
слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
Дефисное |
Слитное |
Сверьте
свою схему со схемой на доске.
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
Дефисное написание |
Слитное написание |
Перед гласными |
Перед |
Перед буквой Л |
Перед согласными |
Начинаются С ПОЛУ- |
Проанализируйте
примеры и сделайте вывод.
Через
дефис-
1.Находится
перед гласными
2. Перед прописными
буквами
3.
Перед буквой -л-,
4 Перед
согласными?
(б, с, м, к, н).
Вы совершили
открытие
—
Какова же тема сегодняшнего урока?
Запись темы и целей урока на доске
Свои
наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
(Демонстрация слайдов
№ 5, 6, 7,
5. Построение проекта выхода из
затруднения.
-Ребята,
как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали? (Познакомиться
с теоретическим материалом учебника).
Работа
учащихся с лингвистическим текстом. Знакомство с текстом учебника стр.58(III часть)
(Добывание знаний, информации)
—
Какая новая информация содержится в учебнике? (
Кроме слов с ПОЛ-, есть ещё и слова с ПОЛУ-. С ПОЛУ- слова пишутся всегда
слитно). (Слайд №9)
Примеры слов с ПОЛУ
Полуграмотный
Полушубок
Полугодие
Полулежать
Полусидеть
Полугодовалый
Полуграмотный
Полуулыбка
Полушутя
Полубольной
Полумесячный
-Добавьте
в свою табличку свои наблюдения. (В раздел «Слитное
написание» добавляется ещё одна колонка).
-Молодцы,
вы самостоятельно составили схему написания имён существительных с ПОЛ- и
ПОЛУ-
Молодцы. Сколько всего нужно вам знать!
5.
-Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),
пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило.
Физминутка.
6. Аналитический блок. Включение новых
знаний в систему знаний.
3)
Звуковой диктант.(Слайд №14).
4)
Работа в группе. (Раздаточный материал).
(Пол)беды,
(полу)автомат, (пол)окна, (пол)России, (полу)остров, (пол)осени, (пол)лица,
(пол)Европы, (пол)зимы, (полу)шёпот, (пол)атласа, (пол)города, (пол)аллеи,
(пол)слова, (пол)Киева, (пол)лошади, (полу)круг, (пол)площади, (пол)литра,
(полу)дремота, (пол)алфавита, (пол)утки, (пол)ложки, (пол)Байкала.
-1
группа записывает слова с пол- перед гласными
-2
группа записывает слова с пол- перед прописными буквами
-3
группа записывает слова с пол-перед буквой Л
-4
группа записывает слова с пол- перед согласными
-5группа
записывает слова с полу-
1
группа. Выпишите слова с пол- перед гласными
-2
группа Выпишите слова с пол- перед прописными буквами
-3
группа Выпишите слова с пол-перед буквой Л
-4
группа Выпишите слова с пол- перед согласными
-5группа
Выпишите слова с полу-
-1
группа записывает слова, которые нужно записать в 1-ую колонку -перед гласными.
(пол-окна, пол-осени, пол-атласа,
пол-аллеи, пол-алфавита, пол-утки)
-2
группа записывает слова, которые нужно записать во 2-ую колонку — перед прописными
буквами
пол-России, пол-Европы, пол-Киева,
пол-Байкала)
-3
группа записывает слова, которые нужно записать в 3-ю колонку-перед буквой
л ,
пол-лица, пол-лошади, пол-литра,
пол-ложки)
-4
группа записывает слова, которые нужно записать в 4-ую колонку- перед
согласными
-полбеды, ползимы,полгорода, полслова,
полплощади)
5
группа- полуавтомат, полуостров, полушёпот., полукруг, полудремота
5)
Резерв. Тест. (Интерактивная доска). (Слайд
№15).
7. Рефлексия.
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Какие цели вы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока?
-Какое настроение у вас сейчас?
-Сегодня,
ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…
8. Домашнее задание.
-Исходя из темы урока, какое у вас может быть Д/З?
3)Составьте текст о приготовлении любимого блюда,
употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
Вот и добрались мы с вами до одной из интересных тем в грамматике русского языка: «Правописание сложных слов с первой частью «пол», то есть «половина». Здесь, как никогда, есть множество вариантов, которые будут верными при определенных условиях. Это именно та тема, в которой имеются совершенно конкретные правила, знать их необходимо, иначе ошибки в правописании слов с первым корнем «пол», «полгода» не избежать.
Содержание
- 1 Полгода плохая погода, полгода совсем никуда…
- 1.1 Пишем «пол» со словом через дефис
- 2 Пишем «пол» в одно слово
- 2.1 Пишем слово с «пол» в три элемента
- 3 Оформляем правильно: полгода
- 3.1 Вывод
- 3.2 Закрепление
- 4 Проверьте себя
Полгода плохая погода, полгода совсем никуда…
Помните, как поется в песенке из фильма о Мери Поппинс о плохой погоде. Так вот, как же все-таки правильно оформляется это слово: «пол года» или «полгода», в два слова или в одно? Чтобы это совершенно точно знать, необходимо обратиться к правилам, а уж затем сделать вывод о правописании сложных слов с первой частью «пол».
Пишем «пол» со словом через дефис
Для начала рассмотрим три примера:
- Каждому досталось по пол-апельсина и пол-яблока.
- Я объехал пол-Москвы, но не нашел нужных мне деталей.
- Пол-лодки было заполнено водой.
Итак, во всех трех примерах первая часть сложного слова «пол» отделяется маленькой черточкой, дефисом. Обратите внимание, с каких букв начинаются слова после части «пол». Здесь все четко видно.
Приведем еще несколько примеров.
- Пол-атласа занимали комментарии к картам.
- Пол-Владивостока занимают новые постройки.
- Пол-лагеря давно уже спит, остальные ребята готовятся к конкурсу талантов.
Исключение составляет «поллитровка», эта лексема, несмотря на имеющуюся «л», оформляется слитно.
Пишем «пол» в одно слово
Во всех остальных случаях корень «пол» будет соединяться со вторым корнем в одно слово. К примеру: полкласса, полдоски, полстола, полкастрюли.
Пишем слово с «пол» в три элемента
В некоторых предложениях между «пол» и последующим словом имеется прилагательное, и тогда все три элемента пишем отдельно. Вот примеры: пол большого города, пол столовой ложки, пол огромного арбуза, пол интересной книги.
Оформляем правильно: полгода
Попробуем применить изученные правила к интересующему нас слову. Поскольку вторая часть начинается с согласной «г», мы оформляем в одно слово: «полгода». Но если мы добавим прилагательное, то необходимо отделить каждую часть: пол прошлого года.
Вывод
На основе всего сказанного можно вывести следующие правила.
Закрепление
Для закрепления изученного обратимся к примерам. Ваша задача определить, как пишется «пол» в следующих предложениях.
- Он снимал с семьей (пол)дома в курортном городке, ждал, когда получит квартиру.
- Мы уже прошли (пол)лабиринта, как чей-то голос крикнул, чтобы немедленно шли домой.
- (Пол)игры прошло в спокойном темпе, болельщики даже немного заскучали.
- (Пол)шкафа было заполнено всяким хламом: банками, коробками, старыми газетами.
- (Пол)следующего года он решил посвятить совершенствованию знаний иностранного языка.
- Мы (пол)Европы по-пластунски пропахали, а завтра, завтра, наконец, последний бой…
- Он (пол)Руси обошел пешком со странниками и богомольцами.
- (Пол)деревенского дома пришлось продать, не хватало средств на покупку автомобиля.
- В предпраздничный день все уроки в школе были по (пол)часа.
- (Пол)лица его закрывала защитная медицинская маска, с помощью которой он пытался уберечься от вируса.
Думается, что все тестовые задания вами решены без ошибок.
Проверьте себя
Поставьте себе высокую оценку, если у вас все правильно. Слово с первой частью «пол» нужно оформлять:
- слитно – 1, 4, 9;
- через дефис – 2, 3, 6, 7, 10;
- в три слова – 5, 8.
Надеемся, у вас все так.
А нам остается попрощаться. Как обычно в следующий раз мы будем пол-урока объяснять теории, а в оставшееся время закреплять изученное. Заходите на наш сайт и делайте хотя бы по полшага навстречу грамотному письму.
Кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы
Урок русского языка в 6 классе: “Правописание слов с ПОЛ – (-ПОЛУ)”
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Урок 6 класс Дата__________
ТЕМА: Правописание слов с ПОЛ – (-ПОЛУ)
Образовательная:
Развитие навыков самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы.
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Сборные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.
Ход урока:
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Пол-арбуза с тортом,
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Запишите все слова с приставками ПОЛ – (-ПОЛУ)
Определить, как нужно писать данные слова (через дефис, раздельно или слитно),
Полбеды, полу – автомат, пол- окна, полу – остров, пол – осени, пол – лица, пол – Европы, ползимы, полушёпот, пол – атласа, полгорода, пол – аллеи, полслова, пол – Киева, пол – лошади, полукруг, полплощади, пол – литра, полудрем о та, пол – алфавита, пол -утки, пол – ложки, пол – Байкала.
Выберите книгу со скидкой:
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Рисуем по клеточкам и точкам
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
VI Международный дистанционный конкурс «Старт»
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Наградные и подарки
Номер материала: ДБ-636819
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-slov-s-pol-polu-2058814.html
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:Правописание пол-,полу-, с существительными
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Тема: Правописание слов с пол-(полу-).6 класс
Цели: 1) Формировать навыки самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы;
2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;
3) совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу;
4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
5)развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
6) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.
Опорные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.
-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.
Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и продолжим добывать новые знания.
-Запишите число в рабочие тетради.
Оставьте одну строчку!(Для темы)
Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания упр
Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
3. Образуйте от данных существительных однокоренные слова:
1) –ОК/ЕК: пастух, орех ,жук, луг, рог –уменьшительно-ласкательное значение
2) –ОНОК: волк, заяц, мышь, верблюд
3) –ОНК-: река, бумага,душа,книга- пренебрежительное значение
– Каково значение суффиксов?
– Каким способом образованы существительные?
– Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.
4. Работа с текстом
1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выскочил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок. 4)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.
1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.
2.Укажите номер сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу
3. Постройте схему 1 предложения.
Укажите количество букв, звуков в словах: осень , грибная;
Выпишите слова на изучаемую орфограмму. Взаимопроверка
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Так как мы на последних уроках изучали правописание суффиксов, т.е. образовывали новые слова, скажите, какой раздел мы изучаем (Словообразование)
-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)
-Какие способы словообразования вы знаете?
-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.
-А неморфемные способы?
-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.
Предположите дальнейший путь её изучения.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Пол-арбуза с тортом,
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)
-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов
2) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
3) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;
4 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-
Вы готовы к новым знаниям?
4. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).
– Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).
– Какова же тема сегодняшнего урока?
Запись темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».
Пол – Европы прошагали, полземли , этот день мы приближали, как могли.
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца , полсилы .
Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень , улыбнулась и засверкала росой.
Полдороги Владик и Толя бежали молча.
Полдома было ярко освещено.
Муму съела полтарелки и отошла.
В нее (Волгу) смотрелось пол-России .
У бассейна уже собрались пол-лагеря .
В тетрадь помощницу Искл.: поллитровка
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ (любому ясно)
Отделяется чертой.
Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,
Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади
( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дрем о та, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала.
3) Приём из технологии критического мышления:
«Верно-неверно» (на слайде)
Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ
Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ
3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да
4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет
5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ
6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА
7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА
8. Пол (Казахстана) пишется раздельно ? Нет
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Какова тема нашего урока?
-Какие цели вы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?
. Домашнее задание(на выбор)
2)Подобрать слова по теме для словарного диктанта?
3)В интернете узнать происхождение корней –ПОЛ и ПОЛУ-
Если останется время
Проводится игра «Найди лишнее слов о»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
Источник статьи: http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-na-temu-pravopisanie-pol-polu-s-sushestvitelnymi-4132471.html