Русский язык, считается самым сложным языком в мире. В французском языке, например ударение в словах ставится всегда на один и тот же слог, в украинском — как слышится, так и пишется, а вот в русском языке, даже начитанным, грамотным людям, порой сложно все правила удержать в голове. Это потому, что по мимо правил существуют слова исключения, слова иностранного происхождения.
Разговор пойдет а торте, ведь без него трудно представить праздник, это настоящий шедевр искусства. Для того чтобы грамотно написать слово торты, трудностей не должно возникать, а вот правильность ударения, далеко известна не всем. Не раз приходилось услышать, стоя в кондитерской, диалог между продавцом и покупателем, когда два человека называют одно слово по разному. И еще обиднее, когда опытный продавец делает такую ошибку.
Правила русского языка гласят — для правильности произношения, необходимо подобрать созвучное слово или слово, которое рифмуется со словом торты. Например: тОрты (ставим ударение на гласную букву о) это очень вкусно, но после них бывает грУстно (так же ставим ударение на гласную букву). Поэт с меня не очень, но слова между собой созвучные, то есть из примера ясно, что правильно ставить ударение на первый слог, на букву О.
Приятного всем аппетита. Давайте говорить правильно (договоры или договора и мерить или мерять)!
- ПОЛ ВАФЕЛЬНОГО ТОРТА
-
п`ол в`афельного т`орта
Орфографический словарь.
2012
по́л ва́фельного то́рта
по́л ва́фельного то́рта
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова запихнутый (прилагательное):
Ассоциации к словосочетанию «вафельный торт»
Ассоциации к слову «пол»
Ассоциации к слову «вафельный»
Ассоциации к слову «торт»
Синонимы к словосочетанию «вафельный торт»
Синонимы к слову «пол»
Синонимы к слову «вафельный»
Синонимы к слову «торт»
Предложения со словом «пол»
- Так могло бы выглядеть огромное поле боя, покрытое воронками и свежими ранами войны.
- Кроме того, что глаз стал шаром, что даёт возможность иметь большое поле зрения, появляется система аккомодации.
- На каменном полу лежала квадратная циновка из морской травы.
- (все предложения)
Предложения со словом «вафельный»
- В углу комнаты обнаружился умывальник с раковиной, большим фарфоровым кувшином для воды и разложенными рядом с ним белыми вафельными полотенцами.
- Под ногами у них хрустели рассыпанные вафельные стаканчики, которые никто не подбирал.
- Затем он схватил со стойки большой вафельный рожок и подставил его под сопло автомата с мороженым.
- (все предложения)
Предложения со словом «торт»
- Экономка вложила в руку старого детектива носовой платок и поставила перед ним огромный кусок торта.
- Маленький кусочек шоколадного торта ещё никому не причинил вреда!
- Маленькому ребёнку трудно откладывать на потом что-то привлекательное. Вкусный кусочек торта он съедает и хочет ещё. Вряд ли стоит на него за это сердиться.
- (все предложения)
Значение слова «пол»
-
ПОЛ1, -а (-у), предл. о по́ле, на полу́, мн. полы́, м. Нижний настил в помещении, по которому ходят. Деревянный пол. Паркетный пол. От пола до потолка. Вымыть пол. Упасть на́ пол.
ПОЛ2, -а, мн. по́лы, —о́в, м. Совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение, по которым различаются мужские и женские особи, а также один из двух разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), различающихся по этим признакам. Лица обоего пола. Указать пол и возраст в анкете. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОЛ
Значение слова «торт»
-
ТОРТ, -а, м. Кондитерское изделие из сдобного теста с кремом, фруктами и т. п. Трюфельный торт. Фруктовый торт. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТОРТ
Афоризмы русских писателей со словом «пол»
- Позвольте скрыть мне все: мой пол и возраст,
Цвет кожи, веру, даже день рожденья
И вообще все то, что можно скрыть.
А скрыть нельзя — отсутствие таланта
И кое-что еще, остальное ж
Скрывайте на здоровье. - Луг, болото, поле, поле
Над речонкой ивы.
Сладко дышится на воле,
Все цветы красивы! - Мир на земле, мир людям доброй воли,
Мир людям воли злой желаю я.
Мир тем, кто ослеплён на бранном поле,
Мир тем, в чьих тёмных снах живёт змея. - (все афоризмы русских писателей)
Смотрите также
ПОЛ1, -а (-у), предл. о по́ле, на полу́, мн. полы́, м. Нижний настил в помещении, по которому ходят. Деревянный пол. Паркетный пол. От пола до потолка. Вымыть пол. Упасть на́ пол.
ПОЛ2, -а, мн. по́лы, —о́в, м. Совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение, по которым различаются мужские и женские особи, а также один из двух разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), различающихся по этим признакам. Лица обоего пола. Указать пол и возраст в анкете.
Все значения слова «пол»
ВА́ФЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к вафля. Вафельное производство.
Все значения слова «вафельный»
ТОРТ, -а, м. Кондитерское изделие из сдобного теста с кремом, фруктами и т. п. Трюфельный торт. Фруктовый торт.
Все значения слова «торт»
-
Так могло бы выглядеть огромное поле боя, покрытое воронками и свежими ранами войны.
-
Кроме того, что глаз стал шаром, что даёт возможность иметь большое поле зрения, появляется система аккомодации.
-
На каменном полу лежала квадратная циновка из морской травы.
- (все предложения)
-
В углу комнаты обнаружился умывальник с раковиной, большим фарфоровым кувшином для воды и разложенными рядом с ним белыми вафельными полотенцами.
-
Под ногами у них хрустели рассыпанные вафельные стаканчики, которые никто не подбирал.
-
Затем он схватил со стойки большой вафельный рожок и подставил его под сопло автомата с мороженым.
- (все предложения)
-
Экономка вложила в руку старого детектива носовой платок и поставила перед ним огромный кусок торта.
-
Маленький кусочек шоколадного торта ещё никому не причинил вреда!
-
Маленькому ребёнку трудно откладывать на потом что-то привлекательное. Вкусный кусочек торта он съедает и хочет ещё. Вряд ли стоит на него за это сердиться.
- (все предложения)
- кусок торта
- шоколадный торт
- бисквитный торт
- кусочек торта
- половина торта
- (ещё синонимы…)
- паркет
- антресоль
- настил
- перекрытие
- настилка
- (ещё синонимы…)
- мороженое
- пирожное
- шоколадный
- бисквитный
- ванильный
- (ещё синонимы…)
- пирожное
- безе
- круассан
- тортик
- бисквит
- (ещё синонимы…)
- вафли
- (ещё ассоциации…)
- паркет
- тряпки
- швабра
- подполье
- настил
- (ещё ассоциации…)
- рожок
- вафли
- (ещё ассоциации…)
- крем
- слой
- именинник
- глазурь
- кусочек
- (ещё ассоциации…)
- Разбор по составу слова «пол»
- Разбор по составу слова «вафельный»
- Разбор по составу слова «торт»
Есть в нашем замечательном языке прекрасный суффикс -ЧИВ-. Не без его помощи были образованы прилагательные, обозначающие и чудные, и далеко не чудные качества и свойства людей, явлений:
Примеров прилагательных, порождённых именно способом суффиксальным, притом появившихся на свет именно благодаря суффиксу -ЧИВ-, я, конечно, привела немало (хотя и не все), а всё для того, дабы заинтересующийся моим «творением» мог убедиться: -ЧИВ- – суффикс безударный, а потому мы должны запомнить, что гласная буквочка, уютненько пристроившаяся в самой его серединочке, – это И, что проверке она не подлежит (безударные гласные суффиксов, если есть такая возможность, ударением проверяются: рукава́ – рука́в, красота́ – красо́тка, но наш знакомец -ЧИВ- такими возможностями не располагает).
Далее: возьмём такие слова:
- гуттаперчевый;
- карага́чевый, китчевый;
- матчевый;
- притчевый, путчевый.
А как же здесь? Почему Е? Не сомневаюсь: Вы уже поняли, знаете причину. Да-да, в сих прилагательных суффикса -ЧИВ- нет и никогда не было: их от существительных с основой (корнем) на Ч – гуттаперча, карагач (дерево такое – большое вырастает и тенистое, у нас в Казахстане, на юге страны, очень распространено), китч, матч, притча, путч – образовал другой суффикс-труженик – -ЕВ-.
А чтобы все точечки над И были расставлены, вернёмся к первому списку слов. Как уже было сказано, все они – порождения суффиксальные, во всех суффикс -ЧИВ-, причастный к их появлению, есть или… был… когда-то. Дело в том, что со временем в некоторых лексемах происходит упрощение основы, а по-научному – опро́щение. Выделялись в слове до определённой поры приставка, или суффикс, или приставка вкупе с суффиксом, а потом выделяться перестали, вошли в корень, стали его частью – вот что подразумевается, когда используется этот термин.
Вот такое опро́щение основ произошло и с некоторыми словами из нашего первого списка, в частности – с прилагательными застенчивый, запальчивый и ОПРОМЕТЧИВЫЙ.
Не будем отвлекаться на первые два, имеющие нынче, соответственно, корни застенчив- и запальчив-, а вот причины опро́щения (упрощения) основы в лексеме опрометчивый, являющейся предметом нашего разговора, рассмотрим.
Историческое членение сего прилагательного на морфемы таково: -ЫЙ – флексия, а опрометчив- – основа (сейчас то же самое). Но вот состав основы изменился: если сейчас она неделимая и равна корню опрометчив-, то раньше состояла из нескольких морфем:
- корня МЕТ-;
- префиксов О- и ПРО-;
- суффикса -ЧИВ-.
А словообразующая цепочка, приведшая к возникновению лексемы ОПРОМЕТЧИВЫЙ, была примерно такова:
- метать – метнуть – прометнуть – опрометнуть / опрометнуться (кинуть, бросить / кинуться, броситься) – опрометь (способ бессуффиксный) – опрометчивый (при обозначении каждого шага выделены словообразующие элементы).
Понятно, что из данной цепочки выпали (утрачены языком) слова:
- опрометнуть / опрометнуться;
- опрометь.
В результате исчезновения данных лексем и была потеряна семантическая связь между исходным глаголом метать и прилагательным опрометчивый, стоявшим в конце цепочки. Положение не спасает даже наличие слова опрометью, образованного путём перехода творительного падежа лексемы опрометь из существительного в наречие – в этом наречии нынче выделяется корень опрометью, равный основе, то есть даже бывшая флексия творительного падежа не признаётся сейчас суффиксом наречия, как, например, в так же образованных наречиях вечером, летом, зимой и пр.
ВЫВОД
Написание буковки И в лексеме опрометчивый в современном языке можно, таким образом, объяснить двояко:
- это одна из безударных гласных корня опрометчив-, которую надо запомнить, так как слово словарное;
- когда-то давно, во времена, в Лету канувшие, гласная И в данной лексеме находилась в суффиксе, который после утраты языком некоторых звеньев словообразовательной цепочки, стал, как и бывшие приставки этой лексемы, частью корня, но написание И в бывшем суффиксе сохранилось.
Когда частица “пол-” пишется слитно со словами, а когда раздельно?
Всегда пишется вместе,кроме трех случаев: 1)если после приставки пол- стоит слово,которое начинается на гласную(пол-арбуза); 2)начинается на букву Л(пол-лица);3)стоит имя собственное(пол-Москвы).
9 7 · Хороший ответ
спасибо..а то уже все забыли)))
Слитно – когда за частицей пол нет слова, имени собственного, названия, нет слова, начнающегося на букву “л”, следующего слова, начинающегося на гласную букву и когда нет прилагательного между частицей и словом.
2 6 · Хороший ответ
Дефис ставим только перед буквой “л”, либо перед гласной, либо перед большой буквой. В остальных случаях мы ставим пробел.
Примеры: пол-лимона, пол-апельсина, пол-Бразилии, полмандарина.
2 6 5 · Хороший ответ
Классно! Спасибо! Школа осталась в прошлом, а нужно сейчас знать, как пишется!
Почему выражение “пошёл на*уй” пишется слитно? Я же фактически кого-то посылаю куда-то.?
Это как в анекдоте про Вовочку и еврейского учителя.
Скажите, а по*уй пишется слитно? Или раздельно?
Если вы иметь ввиду глубину великой реки Иордан у её истоков – то раздельно, а если моё отношение к вашему хамскому вопросу – тогда слитно.
3 7 · Хороший ответ
Как правильно сказать: “класть” или “положить”?
Положить – глагол совершенного вида, отвечает на вопрос “что сделать?” Нужно запомнить, что этот глагол не употребляется без приставок или возвратного суффикса -ся. Примеры: положить, выложить, ложиться.
Класть – глагол несовершенного вида, отвечает на вопрос “что делать?”. Приверы: класть, вкладывать, укладывать.
Т.е. употреблять и то, и другое слово правильно. Главное, помнить, в каком случае какое слово употреблять.
Есть еще один маленький секретик, которым можно пользоваться, чтобы не ошибаться в употреблении этих глаголов. Если Вы говорите о том, что что-то будет располагаться сверху или на поверхности, то нужно употреблять глаголы со корнем “-лож-“. А если Вы говорите о том, что будет располагаться внутри, то использовать нужно слова с корнем “-клад”.
Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/hw.russian/kogda_chastitsa_pol_pishetsia_slitno_so_62060a68/
«Пол-» или «полу-»? Слитно, раздельно или через дефис?
Одна из самых так называемых сильных сторон русского языка — это синонимы, которыми он насыщен. Над развитием этой стороны в своё время работали известные классики: Ломоносов, Пушкин, Лермонтов и другие. Поэтому никого не удивишь тем, что одно значение можно выразить несколькими словами. Так происходит и в случаях, когда вместо «половина чего-либо» мы употребляем более лаконичное «пол-»/«полу-». Да, это чуть короче и удобнее, но возникает сразу 2 вопроса:
- Какой из вариантов употреблять: «пол-» или «полу-»?
- Как писать со словом: слитно, раздельно или через дефис?
Правило на этот счёт гласит:
- Употребление формы без «у» или с «у» в конце — на выбор говорящего, то есть на ваш выбор. Не бойтесь ошибиться, слово само подскажет вам, какой вариант в данном случае более уместен.
- Пишется в основном слитно с последующим словом, но есть несколько случаев, в которых будет правильным написание через дефис. И да, есть один случай раздельного написания.
Таким образом, преимущественно частичку «пол-» или «полу-» следует писать слитно со словом , например: пол мира, пол девятого, пол часа, пол года, а также полу годие, полу шутя, от полу часа, на полу согнутых.
«Полу-» со словом всегда пишется слитно!
Случаев, в которых в игру вступает дефис , немного. Их всего 3:
- Если слово начинается с гласной.
- Если слово начинается с согласной «л».
- Если слово пишется с прописной буквы.
В противном случае, новообразованное слово выглядело бы довольно странно, особенно в случае с большой буквой.
Эти пункты помогут запомнить, как говорили в школе, девочки Юля и Лена, в именах которых есть все 3 «если»: и первая гласная, и первая «л», и прописная — получаем «пол-Юли» и «пол-Лены». Вот такой не совсем стандартный, но простой способ запомнить все дефисные случаи.
Примеры дефисного написания: пол-яблока, пол-очка, пол-урока, пол-листа, пол-ложки, пол-леса, пол-Парижа, пол-Америки, пол-Китая.
И единственный случай раздельного написания : когда между «пол-» и относящимся к нему словом есть ещё слово, к которому «пол-» не относится. Например: пол чайной ложки, пол моего шкафа, пол директорского кабинета, пол солёного огурца, пол Дегтярного переулка.
Подытожим: «полу-» всегда слитно, «пол-» слитно, если это не Юля и не Лена и если нет постороннего слова.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/prosto_po_russki/pol-ili-polu-slitno-razdelno-ili-cherez-defis-5e89b3d4e42ae3177732063a
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-
Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.
Запомните примеры и объяснения:
ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.
ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.
ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.
ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.
ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.
Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.
Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)
Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)
Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)
Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)
Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.
…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести – шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)
Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)
Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)
Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)
Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)
Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)
А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)
Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).
Источник статьи: http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64
«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-
Простые правила помогут выбрать верный вариант буквально за полсекунды.
Корень Написание пол-, полу- со словами «пол-» может писаться в трёх комбинациях — слитно, через дефис или раздельно. На самом деле ничего сложного тут нет: смотрите на первую букву слова, которое стоит после него, а иногда ещё и на количество слов.
1. «Пол-» в сложных словах пишется слитно Правила слитного, дефисного и раздельного написания с существительными и порядковыми числительными, которые выполняют функцию существительных, если они начинаются с согласной буквы. При этом вторая часть сложного слова обычно стоит в родительном падеже. Исключение — слова, которые начинаются с «л» (кроме «поллитровки» — это как раз нужно Толковый словарь Ожегова: поллитровка писать слитно).
Примеры: «полчаса», «полметра», «полшестого».
2. Дефис надо Правила слитного, дефисного и раздельного написания ставить, когда вторая часть слова начинается с согласной «л» или гласной буквы. Ещё он нужен Написание пол-, полу- со словами , если в присоединяемой части слова есть второй дефис, а также при употреблении Правила слитного, дефисного и раздельного написания с именами собственными.
Примеры: «пол-одиннадцатого», «пол-Москвы», «пол-онлайн-конференции».
3. «Пол-» пишется раздельно Правила слитного, дефисного и раздельного написания , когда между ним и существительным стоит согласованное определение. Проще говоря, если присоединяете этот корень к словосочетанию, надо писать раздельно, иначе исказится смысл.
Примеры: «пол чайной ложки», «пол Московской области», «пол вишнёвого сада».
4. С «полу-» вообще всё просто — всегда пишите его слитно Слитные и дефисные написания .
Примеры: «полуостров», «полугодие», «полушерстяной».
Источник статьи: http://lifehacker.ru/kak-pisat-slova-s-pol-i-polu/
Написание пол-, полу- со словами
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Укажем правило написания слов с пол-, полу-.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
Примеры
- пол- и гры
- пол- у частка
- пол- э тажа
- пол- а втобуса
- пол- о чка
- пол- я щика;
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, словосочетание пишется раздельно в три слова:
- пол чайной ложки;
- пол морского побережья;
- пол яблоневого сада;
- пол сочного арбуза;
- пол городской окраины;
- пол жизненной дороги;
- пол седьмого класса.
Таблица «Правописание слов с пол-«
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»: |
пол м инуты,
пол б агажаКорень существительного начинается на гласную или на «л»:
пол- л иста,
пол- а рбуза,Между пол и словом есть определение:
пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:
пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):
пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:Правописание пол-,полу-, с существительными
Цели: 1) Формировать навыки самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы;
2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;
3) совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу;
4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
5)развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
6) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.
Опорные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.
-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.
Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и продолжим добывать новые знания.
-Запишите число в рабочие тетради.
Оставьте одну строчку!(Для темы)
Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания упр
Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
3. Образуйте от данных существительных однокоренные слова:
1) –ОК/ЕК: пастух, орех ,жук, луг, рог –уменьшительно-ласкательное значение
2) –ОНОК: волк, заяц, мышь, верблюд
3) –ОНК-: река, бумага,душа,книга- пренебрежительное значение
— Каково значение суффиксов?
— Каким способом образованы существительные?
— Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.
4. Работа с текстом
1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выскочил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок. 4)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.
1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.
2.Укажите номер сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу
3. Постройте схему 1 предложения.
Укажите количество букв, звуков в словах: осень , грибная;
Выпишите слова на изучаемую орфограмму. Взаимопроверка
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Так как мы на последних уроках изучали правописание суффиксов, т.е. образовывали новые слова, скажите, какой раздел мы изучаем (Словообразование)
-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)
-Какие способы словообразования вы знаете?
-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.
-А неморфемные способы?
-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.
Предположите дальнейший путь её изучения.
Я пришел из школы:
На столе оставлен
И на сковородке
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)
-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов
2) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
3) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;
4 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-
Вы готовы к новым знаниям?
4. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).
— Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).
— Какова же тема сегодняшнего урока?
Запись темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».
Пол – Европы прошагали, полземли , этот день мы приближали, как могли.
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца , полсилы .
Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень , улыбнулась и засверкала росой.
Полдороги Владик и Толя бежали молча.
Полдома было ярко освещено.
Муму съела полтарелки и отошла.
В нее (Волгу) смотрелось пол-России .
У бассейна уже собрались пол-лагеря .
В тетрадь помощницу Искл.: поллитровка
Таблица на экране
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ (любому ясно)
Отделяется чертой.
Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,
Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади
( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дрем о та, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала.
3) Приём из технологии критического мышления:
«Верно-неверно» (на слайде)
Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ
Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ
3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да
4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет
5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ
6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА
7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА
8. Пол (Казахстана) пишется раздельно ? Нет
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Какова тема нашего урока?
-Какие цели вы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?
. Домашнее задание(на выбор)
2)Подобрать слова по теме для словарного диктанта?
3)В интернете узнать происхождение корней –ПОЛ и ПОЛУ-
Если останется время
Проводится игра «Найди лишнее слов о»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Бородина Татьяна ВладимировнаНаписать 612 10.02.2020
Номер материала: ДБ-989579
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 11.02.2020 58
- 11.02.2020 19
- 11.02.2020 49
- 11.02.2020 43
- 11.02.2020 21
- 11.02.2020 26
- 11.02.2020 28
- 11.02.2020 29
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-
Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.
Запомните примеры и объяснения:
ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.
ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.
ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.
ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.
ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.
Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.
Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)
Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)
Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)
Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)
Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.
…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)
Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)
Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)
Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)
Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)
Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)
А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)
Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).
источники:
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-na-temu-pravopisanie-pol-polu-s-sushestvitelnymi-4132471.html
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64