Полнота и сложность образа обломова сочинение

С
первых же страниц мы видим портрет Ильи
Ильича, нарисованный самим автором.
Первое впечатление нельзя назвать
отталкивающим, оно скорее удивляет,
особенно слова о том, что «…лежание
у Ильи Ильича .. было нормальным
состоянием», и это-то у человека «лет
тридцати двух-трех от роду», в самом
расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева,
Волкова он выглядит по меньшей мере
странно. Но это только на первый,
поверхностный взгляд. Обломов постепенно
поднимается в наших глазах от своего
дивана до высот Олимпа по мере того, как
мы подходим к концу романа. Он предстает
абсолютно другим человеком, гораздо
более возвышенным, чем в самом начале.

Наблюдая
по рассказам за жизнью и деятельностью
других людей, Обломов задает вопрос:
«Когда же жить?». И он живет, но живет
по-своему, размышляя, но ничего не делая.
В этом и заключается, на мой взгляд,
сущность того, что Штольц назвал
«обломовщиной»: человек думает,
размышляет, строит величайшие
гуманистические планы, но как скоро
дело доходит до претворения в жизнь,
его одолевает элементарная лень, и он
остается пассивен. Илья Ильич живет
именно таким образом, и он по — своему
счастлив.

Но
все же что-то есть в Обломове, что
заставляет того же Штольца ездить к
нему после шумных раутов. И это нельзя
назвать только связью воспоминаниями
детства. Андрея в Илье привлекает, прежде
всего, на мой взгляд, его душа, чистая ,
открытая, сверкающая. Душа, о которой
знали помимо Штольца лишь Захар да
гораздо больше Ольга.

На
его вкус, лучше весь свой век пролежать
на боку, готовя новые и новые планы, чем
бегать, суетиться, заниматься пустой
болтовней.

Главный
символ этой жизни – его халат. Когда
любовь к Ольге Ильинской пробуждает
героя на время к деятельной жизни, его
решимость связывается с халатом: «Это
значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить
широкий халат не только с плеч, но и с
души, с ума…

Новая
хозяйка Обломова Агафья Матвеевна
Пшеницына сообщает, что она достала
халат из чулана и собирается помыть его
и почистить.

Гончаров
использует внутренние монологи героя,
из которых мы узнаем, что Обломов — живой
и сложный человек. Он погружается в
юношеские воспоминания, в нем шевелятся
упреки за бездарно прожитую жизнь.
Обломов стыдится собственного барства,
как личность, возвышается над ним. Перед
героем встает мучительный вопрос:
«Отчего я такой?» Ответ на него
содержится в знаменитом «Сне
Обломова»(кто его не помнит – лох).
Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие
влияние на характер Ильи Ильича в детстве
и юности. Живая, поэтическая картина
Обломовки — часть души самого героя. В
нее входит российское барство, хотя
барством Обломовка далеко не исчерпывается.
В понятие «обломовщина» входит
целый патриархальный уклад русской
жизни не только с отрицательными, но и
с глубоко поэтическими его сторонами.

На
всех вещах — заброшенность, следы
запустения: валяется прошлогодняя
газета, на зеркалах слой пыли, если бы
кто-нибудь решился обмакнуть перо в
чернильницу — оттуда вылетела бы муха.
Характер Ильи Ильича угадан даже через
его туфли, длинные, мягкие и широкие.
Когда хозяин не глядя опускал с постели
ноги на пол, он непременно попадал в них
сразу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сегодня на уроке мы:

–    
Поговорим о характере Ильи Обломова.

–    
Узнаем, почему критики до сих пор трактуют этот образ по-разному.

–    
Порассуждаем о противоречиях обломовского характера.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышел в 1859
году на страницах журнала «Отечественные записки».

Долгожданный роман не остался незамеченным. Читатели и
критики обсуждали его, спорили. Критические статьи появлялись одна за другой. И
основным предметом спора стали образы героев романа: Обломова, Штольца,
Ольги Ильинской
.

Но постойте, скажете вы. Что непонятного в Обломове, который
всё время лежит на диване? На самом деле, образ этот достаточно сложный и
вызывает много вопросов. Например, в чём причина апатии Обломова?

Критик и писатель Александр Петрович Милюков был
уверен, что «…лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания,
как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил…»

А вот Николай Добролюбов доказывал, что корень апатии
Обломова надо искать в среде.

Вину за обломовскую бездеятельность критик возложил на
крепостнический строй, который сделал из шустрого любознательного мальчишки
ленивого барина.

Даже на обломовскую лень не было и нет единого взгляда.
Многие критики бичевали её, как страшный порок. А вот писатель Михаил Пришвин
уже в XX веке написал
так: «Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать
критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую
деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя».

Добролюбов ставил Обломова в ряд лишних людей, к Онегину и
Печорину. А Юрий Владимирович Лебедев уже в наше время сравнивал Обломова со
сказочным Иванушкой и даже былинным богатырём Ильей Муромцем.

Простой цельный характер таких противоречивых оценок вызвать
не может. А в чём заключаются противоречия обломовского характера? Чтобы
понять это, обратимся к роману.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» состоит из
4 частей
. И знакомство с характером Ильи Обломова полностью занимает первую
часть романа.  В этой части не происходит никаких событий. Обломов лежит
на диване в своей квартире, бранится с Захаром и принимает гостей.

В начале романа Обломову около 32 лет, он закончил
университет, пару лет прослужил, а потом бросил службу. Почему? Неужели из-за
банальной лени? Ответить на этот вопрос помогут гости Обломова.

Господин Волков воплощает в себе светскую жизнь. Он мечется с
бала на бал, бегает по театрам и визитам. На службе он только числится, посещая
работу только пару раз в неделю. Его жизнь проходит впустую, и Обломов это
видит. «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»,
думает он. Жизнь светского фата ему противна.

Второй гость Обломова, его бывший сослуживец Судьбинский,
занят карьерой и службой. Он старается заработать все возможные награды и
премии и достиг больших успехов. Почему Обломова такая жизнь не прельщает?

Обломов считает, что Судьбинский «увяз в службе»: «И слеп,
и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем
ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как
мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И
проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…».
То есть,
Судьбинский напрасно растрачивает свою жизнь на бессмысленную возню с бумагами.

А в чём же может реализоваться и ум, и воля, и чувство
человека? Может быть, в литературе?
Вспомним, что в XIX веке общественную роль литературы и
журналистики признавали крайне важной. Литература будила умы, бередила сердца,
агитировала, поучала. В разговоре с литератором Пенкиным мы впервые видим
Обломова с горящими глазами, «воспламенившимся» и вдохновенным. Что вызвало
в нём такой эмоциональный отклик?

Приверженец реализма Пенкин считает, что современному
писателю нужна «нужна одна голая физиология общества». А Обломов
считает, что писать надо не только умом, но и сердцем. Он верит, что любой
человек достоин сострадания и несёт в себе высшее начало.

Получается, без любви к человеку литературный натурализм
Пенкина такой же бессмысленный и мёртвый, как беготня Волкова по балам или
карьера Судьбинского.

Можно ли назвать Обломова идейным затворником, который
отказался от жизни, чтобы не предавать своё нравственное начало? Ведь и
Штольцу, который сумел поднять Обломова с дивана, Илья Ильич говорит о жизни: «Вечная
беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности,
перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это
оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится,
одуреешь. Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он
скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

Давайте подумаем. Какие мысли вызывают у Обломова эти три
гостя? Всех троих он считает несчастными, потому что одна только мысль о
движении и необходимости работать вызывает у Обломова ужас.

 «Жизнь в его глазах разделялась на две половины:
одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и
мирного веселья», –
пишет Гончаров о своём герое. 

Так что затворничество Обломова несправедливо списывать
только на одну лень. И так же несправедливо оправдывать его только лишь «запросом
на высшую ценность»
и отрицанием светской суеты и буржуазного делячества.

Обломов – персонаж неоднозначный. С одной стороны, он
бездельник, который целыми днями лежит в грязной комнате. С другой стороны,
Илья Ильич очень тонкий, умный человек с обострённым чувством прекрасного. Он
философ по складу характера. При внешней бездеятельности, у Обломова очень
бурная внутренняя жизнь. Он постоянно мечтает, размышляет, анализирует. В
беседе он показывает глубину суждений, которая впечатляет даже Штольца, который
называет Обломова философом.

Обломов приветлив со всеми. Он добрый, мягкий, чуткий
человек. Вы спросите, как проявляется его доброта, если он всё время лежит
на диване?

Нельзя не заметить, что Обломов притягивает к себе людей. Да,
Тарантьев и Алексеев ходят угощаться за его счёт. Но есть ещё крайне занятые
Пенкин, Судьбинский и Волков, которым дружить с Обломовым невыгодно.
Судьбинский, который служил вместе с Обломовым очень давно и совсем недолго,
навещает Обломова. И даже приглашает быть шафером на своей свадьбе. Пенкин
ценит ум и талант Обломова. Он прямо заявляет, что Обломову нужно стать
писателем.  Светский человек Волков ценит деликатность и обходительность
Обломова. Поднять Обломова с дивана старается не только Штольц.

Мы видим, что Обломов – талантливый, умный и чуткий человек,
который не хочет растрачивать жизнь впустую. Но именно так жизнь Обломова и
прошла. И Обломов это понимает. Он не наслаждается покоем, его мучают угрызения
совести. Он говорит Штольцу во время их последней встречи: «всё я чувствую,
все понимаю: мне давно совестно жить на свете!».
Как же случилось, что
Обломов не смог реализовать свой потенциал?

Ответ на этот вопрос даёт нам первая часть романа. А именно
главы, посвящённые детству Обломова и жизненному укладу Обломовки. Николай
Добролюбов
считает, что Обломова загубила среда.

И с этим нельзя не согласиться, читая о том, как воспитывали
Обломова. В детстве мальчику запрещали шалить и исследовать мир. В нём убивали
самостоятельность, не давая делать что-то самому. Зачем, если на это есть
слуги? Обломов постепенно проникался вялым и ленивым укладом жизни Обломовки.
Родители Илью Ильича обожали. Главным для них было, чтобы их сын не напрягался.
Он и учился так, как они хотели: не прикладывая усилий, только чтобы получить
аттестат. В итоге Обломов стал не способным на самостоятельное действие,
безвольным и ленивым человеком.

Он абсолютно беспомощен без своего слуги Захара. Николай
Добролюбов заметил созависимость этих персонажей. Захар – крепостной Обломова,
по сути, его раб. Но в то же время сам Обломов находится в рабстве у Захара,
потому что без него не способен даже найти носовой платок или одеться.

Захар является двойником Обломова, его «альтер эго». Он так
же ленив, так же сильно любит поспать и поесть. Как и хозяин, Захар ненавидит
перемены. Он не желает расставаться со своим заношенным до дыр сюртуком, так же
как Обломов не вылезает из своего любимого халата. И сонная жизнь
патриархальной Обломовки им обоим видится идеальной.

Характер Обломова раскрывается не только в отношениях с
окружающими людьми, но и в окружающей обстановке. Грязь и запустение в квартире
Обломова является отражением обломовской жизни, полной апатии и безделья. Халат
и мягкие домашние туфли, в которые он попадает ногой сразу же показывают
расслабленность героя, его любовь к привычному комфорту.

Вспомните, когда Штольцу удаётся поднять друга с дивана,
Обломов промахивается ногой мимо туфли. И от этой мелочи он тут же теряется и
садится снова. Его решимость моментально исчезает.

Халат – вещь ещё более знаковая. С любимым халатом Обломов
расстаётся, когда встаёт с дивана благодаря Штольцу и Ольге Ильинской. Обломов сам
сознаёт символичность любимой вещи. Он думает: «Идти вперед – это значит
вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума».

Внутренняя борьба Обломова, обломовский вопрос, который для
героя был глубже гамлетовского, передаётся не в пламенных речах или отчаянных
поступках. Внутренний конфликт проявляется в разладе Обломова с привычными,
комфортными, любимыми вещами.

В характере Обломова сочетается смешное и трагическое,
нелепое и прекрасное. Нерешительность, беспомощность, лень и барские замашки
сочетаются с добротой, гуманностью, голубиной нежностью и чистотой души, о
которой говорит его друг Штольц.

Иван Александрович Гончаров создал живой характер,
неоднозначный, полный внутренних противоречий.

Писателя часто упрекали в том, что он создал непонятного
героя. На это Гончаров отвечал так:

«А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что
воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве
Печорины, Онегины… досказаны до мелочей?»

 «Задача автора – господствующий элемент характера, а
остальное – дело читателя».

Полнота и сложность характера Обломова.

В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни «вертятся со всех сторон». Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах — заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу — оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. «Теперь или никогда!», «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять».

Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, «без малейшего намека на Европу». Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: «Это значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить.

Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по «Мертвым душам» гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.

Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов — живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него содержится в знаменитом «Сне Обломова». Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки — часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие «обломовщина» входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами.

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, чуждающаяся «дикого и грандиозного», сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый «лад» крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они «бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе». Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

Под стать природе и создания поэтической фантазии народа. «Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать».

В состав «обломовщины» входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич. «Мать осыпала его страстными поцелуями», смотрела «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару».

Сюда же входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Отнюдь не только рабство да барство формируют характер Ильи Ильича. Есть в нем что-то от сказочного Иванушки, мудрого ленивца, с недоверием относящегося ко всему расчетливому, активному и наступательному. Пусть суетятся, строят планы, снуют и толкутся, начальствуют и лакействуют другие. А он живет спокойно и несуетно, подобно былинному герою Илье Муромцу, сиднем сидит тридцать лет и три года.

Вот являются к нему в петербургском современном обличье «калики перехожие», зовут его в странствие по морю житейскому. И тут мы вдруг невольно чувствуем, что симпатии наши на стороне «ленивого» Ильи Ильича. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь, куда зовут его приятели? Столичный франт Волков сулит ему светский успех, чиновник Судьбинский — бюрократическую карьеру, литератор Пенкин — пошлое литературное обличительство.

«Увяз, любезный друг, по уши увяз,- сетует Обломов на судьбу чиновника Судьбинского.- И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… А как мало тут человека-то нужно: ума его, золи, чувства,- зачем это?»

«Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? обличает Обломов пустоту светской суеты Волкова.- …Да в десять мест в один день — несчастный!» — заключает он, «перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным Обломовым, черствым и бессердечным? Вот приятель Обломова Андрей Штольц поднял-таки лежебоку с дивана, и Обломов какое-то время предается той жизни, в которую с головой уходит Штольц.

«Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно восстал против этой суеты.- «Целые дни,- ворчал Обломов, надевая халат,- не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» — продолжал он, ложась на диван.

«Какая же тебе нравится?» — спросил Штольц.- «Не такая, как здесь».- «Что ж здесь именно так не понравилось?» — «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду».- «Помилуйте, за что?» кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его «ничегонеделание» воспринимается в романе еще и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества. Лень и бездеятельность Обломова вызваны резко отрицательным и справедливо скептическим отношением его к жизни и интересам современных практически-деятельных людей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Полнолицего ребенка как пишется
  • Полное собрание сочинений конан дойля
  • Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис сочинение
  • Полное собрание сочинений игнатия брянчанинова
  • Полное сочинение о дубровском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии