Положение об итоговом сочинении в 11 классе

28 октября 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.

→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf

С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.

→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?

Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.

Образцы бланков

Документы по итоговому сочинению 2022/23

Особенности проведения ГИА в 2022 году для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утв. Приказом Минпросвещения России N 230, Рособрнадзора N 515 от 13.04.2022.

19. Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов в первую среду декабря последнего года обучения по темам, (текстам), сформированным по часовым поясам Рособрнадзором.

20. Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья,

дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

21. Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны — в образовательные организации по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся XI (XII) классов, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

22. Участники ЕГЭ вправе писать итоговое сочинение по желанию. Указанные лица для участия в итоговом сочинении подают заявления не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные ОИВ.

Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ЕГЭ — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

Дата участия в итоговом сочинении определяется лицами, указанными в настоящем пункте Порядка, с учетом дат, предусмотренных пунктами 19 и 29 настоящего Порядка.

23. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах, определенных ОИВ.

Для проведения итогового сочинения (изложения) ОИВ, учредителями, загранучреждениями создаются комиссия по проведению итогового сочинения (изложения), комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) комиссия по проведению итогового сочинения (изложения), комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

24. Комплекты тем итогового сочинения (тексты для итогового изложения) доставляются Рособрнадзором в ОИВ, учредителям, в загранучреждения в день проведения итогового сочинения (изложения).

Хранение комплекта тем итогового сочинения (текстов для итогового изложения) осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность.

Вскрытие комплекта тем итогового сочинения (текстов для итогового изложения) до начала проведения итогового сочинения (изложения) не допускается.

25. Для лиц, указанных в пункте 53 настоящего Порядка, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

26. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);

листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов) (при необходимости).

27. В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ.

28. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями — региональными центрами обработки информации субъектов Российской Федерации (далее — РЦОИ) — с использованием специальных аппаратно-программных средств. Обработку бланков итоговых сочинений (изложений), полученных при проведении итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, осуществляет определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации организация (далее — уполномоченная организация).

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) завершается не позднее чем через пять календарных дней после завершения проверки итогового сочинения (изложения).

29. Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая):

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Школьники напишут итоговое сочинение по новым правилам. Что изменится?

Чуть больше недели остается до 7 декабря, когда ученики 11 классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое ввели в школах с 2014 года. Успешное написание сочинения означает допуск к сдаче Единого госэкзамена. Написал на «зачет» — добро пожаловать на ЕГЭ. Не написал или не смог прийти? Не беда. Будет еще две попытки — 2 февраля и 4 мая 2023 года. В этом году выпускников ждут изменения: больше не будут заранее публиковаться открытые тематические направления. Комплекты тем итогового сочинения будут формироваться по-новому.

Как было

До сих пор Федеральный институт педагогических измерений, ответственный, кстати, и за разработку заданий ЕГЭ, заранее публиковал направления тем сочинения — в открытом доступе. Ученик приходил на экзамен и получал пять тем — по одной из каждого направления, выбирал одну и «творил». При этом в «багаже», как правило, уже были наработки по каждой теме: опубликованные направления подсказывали приблизительную тематику и можно было прикинуть, о чем писать на экзамене.

— Раньше ежегодно перед началом учебного года мы публиковали пять открытых тематических направлений итогового сочинения, — рассказали «РГ» в Рособрнадзоре. — В рамках этих направлений разрабатывались конкретные темы, о которых школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять тем на выбор, по одной от каждого направления.

Учителя и эксперты отмечали: из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов — списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Да и сами темы были похожи.

Как будет

Теперь же все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения, включены в закрытый банк тем. Сейчас их более 1,5 тысячи, и банк будет пополняться новыми. Перед началом учебного года теперь можно будет узнавать названия разделов и подразделов этого банка, почитать комментарии к ним. Направления тем этого года, конечно, уже известны: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; «Природа и культура в жизни человека».

— Школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем: в комплекте будет по две темы из каждого раздела банка, — уточнили в Рособрнадзоре.

На итоговое сочинение отводится 3 часа 55 минут, написать нужно не менее 250 слов, но рекомендуемый объем — 350. Можно и больше, но строго следуя теме. Вот что пишут эксперты ФИПИ: Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Рекомендуемый объем − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения на 2022/2023 учебный год

№1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • 1.3. Познание человеком самого себя.
  • 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

№2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • 2.2. Человек и общество.
  • 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

№3 Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек.
  • 3.2. Наука и человек.
  • 3.3. Искусство и человек.

Образец комплекта тем

  • Тема 112 — Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
  • Тема 204 — Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
  • Тема 301 — Семейные ценности и их место в жизни человека.
  • Тема 409 — В чем может проявляться любовь к Отечеству?
  • Тема 505 — Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • Тема 610 — Чему человек может научиться у природы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

за 20 минут до проведения итогового сочинения темы направляются в региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах,

за 15 минут темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/).

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году:

итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года для обучающихся, выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение (изложение) может проводиться 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года;

для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Продолжительность итогового сочинения (изложения):

продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут;

не позднее чем за 15 минут до начала член комиссии принимает у руководителя темы сочинения (тексты изложения) и бланки итогового сочинения (изложения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде),

по указанию членов комиссии участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков. По завершении заполнения регистрационных бланков итогового сочинения (изложения) всеми участниками члены комиссии объявляют начало и время окончания итогового сочинения (изложения), фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники могут приступить к выполнению работы. Работа выполняется гелевой, капиллярной или перьевой ручками с чернилами черного цвета;

в случае нехватки места в бланке записи по запросу участника члены комиссии выдают ему дополнительный бланк записи;

во время проведения итогового сочинения (изложения) участники имеют право выходить из учебного кабинета и перемещаться по образовательной организации в сопровождении одного из дежурных.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается:

участникам – иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения);

Завершение итогового сочинения (изложения):

по истечении установленного времени члены комиссии объявляют об окончании выполнения заданий. В организованном порядке члены комиссии производят сбор бланков итогового сочинения (изложения) у участников. Все  бланки участников итогового сочинения и сопроводительные документы члены комиссии передают руководителю;

руководитель после сбора материалов и заполнения, соответствующих форм передает все материалы техническому специалисту для копирования (сканирования) и передачи на проверку экспертам комиссии.

Не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения) руководителю необходимо:

организовать регистрацию обучающихся на участие в итоговом сочинении (изложении);

при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) проконтролировать сбор согласия на обработку персональных данных;

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.

При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».

Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.

Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников эксперты комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.

Член комиссии, назначенный руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника).

Если участник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

  • делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
  • использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной,  карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями.

Бланк записи не имеет оборотной стороны. При недостатке места для ответа участник может запросить у члена комиссии еще один бланк и продолжить записи на нем.

В этом случае в поле «Лист №» член комиссии вносит порядковый номер листа работы участника (при этом листом № 1 является первый бланк записи).

записи в черновиках не проверяются.

Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям, указанным выше. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов (см. приказ об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год).

По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).

За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения.

). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее.

При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется следующим аспектам методической работы:

  • анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;
  • осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме;
  • отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
  • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);
  • продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
  • речевое оформление текста;
  • оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы:

  • создание устных сочинений на разные темы,
  • написание отдельных частей сочинения;
  • многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развитие навыка рецензирования своей и чужой работы; редактирование текста.

Выпускники должен быть знакомы с критериями оценивания итогового сочинения и инструкцией для обучающихся.

Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»

Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. 

Напомним, что итоговое сочинение (изложение) является допуском  к ГИА-11: «зачет» — есть допуск, «незачет» — нет  допуска. Рособрнадзор  письмом №04-411 от 28.10.2022г. направил в регионы методические документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.

Кто пишет итоговое сочинение? Итоговое  сочинение вправе  писать   обучающихся XI (XII) классов, экстерны, по желанию: обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет, лица со справкой об обучении.

Как и куда  подают  заявление на участие в итоговом сочинении?

Для участия в итоговом сочинении участники  подают заявления и согласие  на обработку персональных данных  не позднее чем за две недели до даты его проведения: обучающиеся – по месту учебы, экстерны – в  образовательные организации по их выбору, лица со справкой об обучении – в образовательные организации,  в которых они восстановлены для прохождения ГИА, остальные в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти на местах.

Когда пишут? Сочинение пишут 7 декабря 2022 года – основной срок, 1 февраля и 3 мая 2023 года — дополнительные сроки.

Сколько времени отводится? На написание итогового сочинения отводят 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц с ОВЗ, детей – инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Кто допускается к итоговому сочинению повторно? Повторно допускаются к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки:

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Как формируются темы сочинений в 2022/2023 учебном  году? Темы сочинений формируются из закрытого банка  тем, составленного на основе сочинений прошлых лет, в котором их около полутора тысяч, сформированных по трем  разделам: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». В каждом комплекте по 6 тем – по две темы из каждого раздела. (Подробности см на сайте ФИПИ ( https://fipi.ru/)  Закрытый банк тем итогового сочинения 2023 ФИПИ: все темы и направления (ctege.info)).

Как проводится итоговое сочинение? Порядок и процедура проведения итогового сочинения прежние. Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени. Обратим внимание, что если участник опоздал, то он допускается до работы, но время не добавляется. Комплекты тем будут формировать отдельно для каждого часового пояса, их будут открывать за 15 минут до начала итогового сочинения.

Обратим внимание, что  образовательные организации под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей):

о местах, сроках и порядке проведения итогового сочинения;

об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения);

об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений);

о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи (в случае, если соответствующее решение было принято ОИВ);

о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися и экстернами;

под подпись знакомят с Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения).

По каким критериям оценивается итоговое сочинение? Критерии оценивания итогового сочинения  не изменились. К проверке допускаются  работы, которые соответствуют следующим требованиям:

количество слов – от 350. Если менее 250 слов (в подсчет включаются и служебные слова), то участник сразу получает «незачет» за работу в целом;

сочинение  должно быть выполнено самостоятельно, в противном случае — «незачет» за работу в целом.

Работа оценивается по следующим критериям:

1.«Соответствие теме»; 2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3.«Композиция и логика рассуждения»; 4.«Качество письменной речи»; 5.«Грамотность».

Для получения оценки «зачет» работа должна соответствовать критериям 1, 2 обязательно и получить «зачет» по одному из других. Обратим внимание, что по критерию «Грамотность» при 20 и  более ошибках выставляется  «незачет».

Проводится ли перепроверка работы? Обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку итогового сочинения комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) другой образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения в местах, определенных органом исполнительной власти в  соответствии с установленным им порядком.

Где узнавать результаты итогового сочинения? Результаты итогового сочинения можно узнать в образовательных организациях или в местах регистрации на участие. По решению органа исполнительной власти региона участники могут ознакомиться с результатами в интернете.

Для чего  можно использовать результат итогового сочинения? Результат итогового сочинения используется в качестве допуска к ГИА-11 и действует бессрочно. Для предоставления результата  в вуз при поступлении он действителен в течение 4 лет, которые следуют за годом написания сочинения.

В соответствии с Правилами приема в вузы поступающему по решению вуза начислят дополнительные баллы за оценку, выставленную по результатам итогового сочинения. При этом представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения, не надо. За итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения начисляются дополнительные баллы, но не более 10.

Выпускники прошлых лет также могут предоставить в вуз итоговое сочинение, но только текущего года, при этом результат за итоговое сочинение прошлого года будет аннулирован.

Источник:

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году

Также в блоге

Выпускник 2023: новый подход к формированию тем итогового сочинения

  • Полслова как пишется правильно
  • Положение об итоговом сочинении 2022
  • Полсела как пишется правильно
  • Положение о конкурсе сочинений ко дню матери в школе
  • Полсекунды как пишется слитно или раздельно