Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Отрицательные и положительные герои русских сказок.
Цыпкин Матвей
МБОУ СОШ № 5
5 «Б» класс
Научный руководитель
Бурмистрова М.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
2018 год.
Введение.
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Актуальность:
Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.
Задачи:
-Провести опрос среди учеников.
— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных героев.
— Дать им описание и составить характеристику
— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок
Гипотеза:
Продукт :Презентация и иллюстрированное пособие.
Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.
Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены 3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)
Баба-Яга
Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.
Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете.
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка.
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.
Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.
Змей Горыныч
Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.
Василиса Премудрая.
Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина. Василиса также героиня многих других русских сказок — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя. Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках Василиса-премудрая — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.
Иван Царевич
Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.
Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.
Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
Илья Муромец
Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.
Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.
Заключение.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая, познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.
Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.
Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.
Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.
Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.
Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Список использованной литературы.
АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. — 176 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm— картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах
Персонажи
- Будем искать среди персонажей фандома
Аника-воин
0
0
0
Герой русского народного стиха об Анике и Смерти, в переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.
Барыня
0
0
0
Как правило, очень жадная и глупая женщина.
Весна
1
0
0
Мать Снегурочки, воплощение весны.
Волк
2
9
1
Чаще всего в сказках выступает в качестве антагониста. В этом случае рисуется обычно как сильный, но глупый и жадный персонаж.
Однако в сказке «Иван-Царевич и серый волк» Волк представлен в качестве положительного персонажа. Сильного, хитрого, могущественного помощника главного героя.
Подробнее »
Дунай Иванович (Дунай-богатырь)
0
0
0
Богатырь, ранее служил Литовскому королю, после стал богатырем у князя Владимира. Известен своим поединком с Добрыней Никитичем, а также тем, что вместе с Алешей Поповичем ходил в Литву, сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира.
Подробнее »
Заяц
1
3
0
Трусливый, но сообразительный.
Идолище Поганое
1
0
0
Былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи», «татарщины».
Колобок
0
8
2
Небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Смекалистый искатель приключений. Сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.
Купава
0
2
0
Невеста, отвергнутая царским сыном, соперница Снегурочки и её подруга.
Лель
0
2
0
Персонаж пьесы Островского. Пригожий пастух, который нравится Снегурочке еще до того, как мать-Весна подарила ей способность любить.
Лиса
1
8
4
Хитрая и ушлая. Если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает.
Марья Моревна
7
2
0
Богатырша и воительница. Сумела пленить Кащея Бессмертного и много лет держала его в плену.
Медведь
1
6
2
С виду грозный, а на поверку доверчивый простачок.
Меч-кладенец
1
0
0
Оружие богатыря. Может быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадал в руки хозяину из какого-либо тайника.
Мизгирь
0
2
0
Сын царя Берендея, просватавшийся к деревенской девушке Купаве.
Настасья Королевична
1
0
0
Поленница, старшая дочь Литовского короля, жена Дуная Ивановича. Известна тем, что некогда победила Дуная в поединке. Погибла от случайной стрелы Дуная.
Настасья Микулишна
1
1
0
Поленица, младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена богатыря Добрыни Никитича.
Петух
0
0
0
Персонаж русских сказок. Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок — золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона.
Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.
Святогор
1
0
0
Богатырь-великан. Тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Женат на поленнице Плёнке Поморской.
Смерть
6
2
0
В качестве конкретного персонажа в сказках обычно не отображается, лишь как некий смутный, расплывчатый образ, чаще всего скелет или костлявая старуха в балахоне с капюшоном и косой в руке. Обманчиво простая, непреклонная, но уважающая ум и волю к жизни.
Снегурочка
1
1
6
Сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки.
Подробнее »
Соловей-разбойник
2
4
0
Человек либо чудище с крыльями, злодей, основное его оружие — нестерпимо громкий свист. Сидел на девяти дубах на прямоезжей дороге из Чернигова в Киев, из-за чего никто не мог по ней ездить. Был побеждён Ильёй Муромцем.
Тугарин
2
2
1
Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище — злой богатырь, противник русских богатырей.
Самые положительные сказочные герои
В русских и зарубежных сказках все персонажи намеренно разделены на исключительно положительных и отрицательных. Ведь так маленькому слушателю проще понять разницу между добром и злом, хорошими и плохими поступками.
Положительные герои русских народных сказок
Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.
Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.
Положительные герои зарубежных сказок
Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в русском фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, любовь и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.
Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.
Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.
Положительные персонажи-животные в русских народных сказках
Животные персонажи русских народных сказок представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. Стоит отметить, что характеристика животных в сказке отличается склонностью к типизации образа, то есть героя ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Например, заяц всегда трусливый, а кот олицетворяет справедливость. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.
Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.
Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.
Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.
Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).
Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки — и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.
Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.
Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях. Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл. Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.
Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…
Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба), и мелкие грызуны (Мышка Норушка).
Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках, также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.
Список героев русских народных сказок
1. Баба ЯГА
Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.
В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.
Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказки про Бабу Ягу:
- Баба-Яга — правдивая история
- Гуси-Лебеди
- Баба-Яга — классическая сказка
- Баба-Яга в стихах Э. Успенского
- Баба-Яга и Жихарь
- Сихотворение про Бабу Ягу
2.Василиса Прекрасная
Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя, и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.
Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):
- Василиса Прекрасная
- Василиса Премудрая
- Морской Царь и Василиса Премудрая
- Царевна-Лягушка
3. Водяной
Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю, владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.
Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Сказка про водяного:
Перед Крещением
4. Жар-Птица
Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки. Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.
Жар-Птица и Иван дурак СКАЗКА
Жар-Птица девица и стрелец удалец СКАЗКА
5. Змей Горыныч
Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Змей Горыныч СКАЗКА
6. Иван-дурак
Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
7. Иван-царевич
Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.
8. Колобок
Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа. Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки. Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.
Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.
9. Кот Баюн
Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой. Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом. «Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника. Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.
10. Кощей (Кащей) Бессмертный
Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла. В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.
11. Курочка Ряба
Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца. Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца, которое используется в пищу.
12. Леший
Хозяин леса, бесплотное или телесное существо. Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей. Леший нейтрален. И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса. Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.
13. Лихо
Живое воплощение нелегкой человеческой доли, судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.
14. Мороз
Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.
(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями).
Дед Мороз ОПИСАНИЕ Читать
Санта Клаус ОПИСАНИЕ Читать
15. Морской Царь
Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами, оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы, которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.
16. Снегурочка
Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега. В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы. ЧИТАТЬ подробнее
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Снегурочка СКАЗКА Читать
17. Солдат
Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа. Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы.
Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.
18. Царевна-Несмеяна
Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.
Смех — не грех, коль приятен для всех.
19. Царевна-Лягушка
Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая. Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.
Царевна — Лягушка СКАЗКА
20. Чудо-Юдо
Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов. Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.
Читать также:
У
сказок есть своя особая структура – в
ее композиции постоянно используются
устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются
герои сказок со своими неизменными
функциями и способностями. Все мы помним
популярные народные сказки с их
троекратными повторами, с повторяющимися
формулами «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…»,
«Сказка – ложь, да в ней намёк…».
Пространство в сказке условно и отдалено
от реальности.
Герои
сказок отличаются такими светлыми
человеческими качествами, как благородство,
добросердечность, храбрость, находчивость,
а добрые силы в сказках всегда одерживают
верх. Среди положительных героев русских
народных сказок есть и храбрые царевичи,
и былинные богатыри, и простые крестьяне,
и целый ряд женских образов.
Богатыри
– изначально герои русских былин, но
со временем они проникли и в народные
сказки. Наиболее известен герой сказок
Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал
героя-воина, который славится не только
своей недюжинной физической силой, но
также и особенными нравственными
качествами, присущими настоящему
богатырю: спокойствием, стойкостью,
добродушием. В былинах и сказках этот
богатырь является народным заступником.
Вспомним, например, такое произведение
как «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Также заслуживает упоминания благородный,
но малоизвестный старинный герой русских
сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и
приключения, в которых он появляется,
близки известным сюжетам с Ильей
Муромцем.
Добрыня
Никитич, как герой сказок, выступает
надежным помощником князя, которому
он, верно, служит долгие годы. Он выполняет
личные поручения князя, например, спасти
его дочь или племянницу. Добрыня
отличается особенной храбростью – он
сам решается выполнять задания, от
которых отказываются остальные богатыри.
Часто это герой сказки о змееборстве,
равно как и Алёша Попович. Их приключения
и те сюжеты сказок, в которых они
появляются, крайне схожи друг с другом.
Вспомним, например, такие сюжеты, как
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и
«Алёша Попович и Тугарин Змей».
Все
эти три былинных богатыря находятся в
тесном взаимодействии друг с другом, и
в разных сказках по-разному проявляют
свои сильные и благородные качества.
Всем знакомы эти имена героев народных
сказок. Алёша Попович является
собирательным образом богатыря в русском
фольклоре. В характере этого героя
сказки мы видим смешение самых различных
черт. В первую очередь Алеша отличается
смелостью, но также он очень задорен и
хитер. В его образе отразилась вся широта
души русского человека, вся ее
многогранность.
Любимый
герой народных сказок – Иван-царевич.
Это известный всем положительный
персонаж, который борется со злом,
помогает слабым и обиженным. Зачастую
это младший из трех сыновей царя. В
некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает
о своем царском происхождении, но, тем
не менее, олицетворяет собой благородство
и добрые качества души. Например, он
борется с Кощеем, одолевает его, спасает
жену или прекрасную царевну. И за свое
героическое поведение и добрые дела
этот герой народных сказок получает
полагающееся ему царство или чужие
полцарства, и царскую дочь, и прочие
волшебные умения.
Иванушка-дурачок
– также очень важный герой сказок,
стоящий на стороне добра и светлых сил.
Иван-дурак – всего лишь крестьянский
сын и он совсем не походит на благородного
сказочного героя. Его особенность в
том, что внешне он совсем не таков, как
другие положительные герои русских
сказок. Он не блещет умом, но именно
благодаря своему нерациональному
поведению и нестандартному мышлению
проходит все сказочные испытания,
побеждает своего противника и получает
богатство.
Важно
отметить, что Иван-дурак обладает особым
творческим умением – он играет на
музыкальных инструментах (гуслях или
дудочке), и в сказках часто придается
большое значение его чудесному пению.
В этом состоит его особенность, ведь не
всегда положительные герои сказок
способны сотворить нечто прекрасное
самостоятельно, не прибегая к помощи
волшебных животных или предметов.
Среди
женских сказочных образов особенно
выдающимся является тип Чудесной
невесты. Этот необыкновенный герой
сказок отличается умом и особой женской
хитростью. Зачастую она владеет какими-то
волшебными предметами или умеет
пользоваться чудесными силами. Всем
нам известны героини, соответствующие
этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса
Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский
вариант сильного героя народных сказок.
Эта
добрая героиня является отражением
светлой стороны, олицетворением добра
и мира, но в, то, же время во многих сюжетах
чудесная невеста приходится дочерью
врагу главного героя сказки. Добрый
герой народных сказок проходит, суровые
испытания и разгадывает сложные загадки,
а чудесная невеста помогает ему с
выполнением этих заданий. Тем самым,
иногда в одной сказке мы встречаем не
одного, а двух, а то и трех персонажей,
которые помогают друг другу в борьбе
со злом.
Как
мы видим, положительные герои народных
сказок весьма разнообразны. Они раскрывают
разные стороны народного характера:
здесь и благородство, и самоотверженность,
и смекалка, и хитрость, и особый героизм,
прямодушие, и женская мудрость. Все
препятствия на своем пути герои сказок
преодолевают благодаря этим положительным
качествам. Ведь в русском фольклоре
сказочные герои стремятся к свету, а
добрые силы всегда одерживают верх.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Автор: Степанова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1862
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Положительный герой русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
Положительный герой русской народной сказки и его влияние на
нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Произведения
устного
народного
творчества
з апеч атле ли
национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в
настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается
на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела
традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,
сказочные
персонажи
имеют
возможность
влиять
на
воспитание
дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный
опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,
она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,
пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует
об этом в доступной дошкольнику форме.
В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь
утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке
стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития
современного общества особую значимость в воспитании подрастающего
поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и
эстетического,
добра
и
красоты.
Самим
ходом
развития
общества
на
передний
план
выдвигаются
задачи
формирования
человека
как
духовно
богатой,
творчески
активной
личности,
носителя
единых
в
своей
сути
этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из
важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им
моральных
ценностей,
выработка
нравственных
качеств,
патриотизма.
Старший
дошкольный
возраст
является
тем
периодом,
когда
у
ребенка
возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время
наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.
В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного
героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое
развитие дошкольников.
Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует
отметить,
что,
как
и
в
зарубежных
сказках
герои
достаточно
четко
распределены
на
положительных
и
отрицательных.
Несомненно,
это
позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные
качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и
злом,
отличать
хорошие
поступки
от
плохих,
порицать
плохие
поступки
черты характера.
Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует
отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,
далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные
черты. В сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана
представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается
мечом
и
голыми
руками,
хитростью
и
смекалкой
с
чудовищами,
заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и
умен,
несомненно,
это
самый
положительный
образ
русской
сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и
своих
близких
от
страшного
змея,
пленившего
русских
красавиц
и
его
родную
сестру.
Иван
Горох
–
сильный
и
грозный
богатырь,
готовый
разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.
А
вот
в
сказке
«Иван-царевич
и
серый
волк»
более
положительным
персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого
верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках
«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,
положительные герои могут быть представлены и в виде животных.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках
выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую
очередь
отличается
умом
и
добротой,
она
помогает
своему
избраннику
2
победить
зло
хитростью
и
смекалкой,
достать
волшебный
предмет
или
направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках
положительной
может
быть
даже
Баба
Яга,
которая
снабжает
путника
напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную
помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или
зеркало.
Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться
именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских
народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не
менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского
национального
общественного
сознания.
В
сказке,
Иван-дурак
зачастую
оказывается
умнее,
а
также
и
удачливее
как
казалось
более
умных
противников.
Так,
например,
Иван-дурак,
представленный
в
виде
Ивана-
царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,
сильнее,
прагматичное.
Часто
смеются
над
глупостью
и
наивностью
младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на
братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,
он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример
Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем
данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь
чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо
отметить,
что
это
не
указывает
на
то,
что
положительными
чертами,
в
русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь
удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного
или магическую помочь, например, от Бабы-яги.
Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что
«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям
старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся
мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.
Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что
3
«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения
«умных»
братьев-прагматиков,
не
может
не
быть
смешным,
нелепым
и
глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный
герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.
Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные
черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от
нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее
благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,
власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее
показывает
и
порицание
в
народной
сказке
сиюминутных
ценностей
–
мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие
ценности должны побеждать сиюминутные.
Рассматривая
положительных
героев
в
виде
сказочных
животных,
следует
отметить,
что
изображение
зверя
–
часто
иносказательно
и
показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы
изворотливы,
а
волки
–
олицетворение
силы
–
глупы.
Одним
из
положительных
персонажей,
часто
является,
наделенный
добродушием
медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие
зверушки,
олицетворяющие
собой
такие
положительные
качества,
как
взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.
Среди
положительных
героев
животных
встречаются
и
близкие
человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для
человека.
Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из
них
–
солдат.
Следует
отметить,
что
солдата
можно
рассматривать
как
позднюю
ипостась
Ивана-царевича,
но
солдат
уже
наделен
новыми
положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода
от
волшебной
сказки
к
бытовой
и
среди
его
положительных
черт
уже
выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.
4
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических
чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к
человеческому
несчастью,
горю,
состраданию.
Благодаря
сказке
ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления
окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
Рассматривая
влияние
положительного
героя
на
нравственно-
эстетическое
развитие
дошкольников,
можно
сделать
некоторые
выводы.
Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение
положительного
героя
народной
сказки
состоит
в
эмоциональной
силе
воздействия
на
детей.
Трудно
переоценить
значение
сказок
и
их
положительных
героев
в
эстетическом
воспитании
детей,
ибо
они
неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в
сюжетной
линии,
красоту
поступков
положительных
героев
–
все
это
оказывает
на
детей
огромное
эмоциональное
воздействие.
Эстетические,
нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под
впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток
мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.
Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит
слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни
ребенка,
средством
выражения
мыслей
и
чувств
–
живой
реальностью
мышления.
Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,
с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и
фантастические
события,
герои
которых
–
знакомые
незнакомцы.
Это
и
объясняет
влияние
положительного
героя
русской
народной
сказки.
Положительные
герои
развивают
и
воспитывают
ребенка,
но
такое
воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в
волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает
способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки
начинают свое влияние с самого раннего возраста.
5
Благодаря
возрастным
особенностям
детей
–
подражательности,
рефлексивности,
–
у
детей
воспитываются
лучшие
человеческие
черты
характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.
Следует
учитывать,
что
большое
количество
сказок
и
их
многообразие
позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для
подражания
героя
сказки.
Опосредованное
влияние
зачастую
более
эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем
нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.
Очень
важно
стимулировать
и
поощрять
положительные
изменения
в
поведении или деятельности дошкольников.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и
волшебством,
всегда
привлекает
детей,
дает
возможность
оценивать
его,
выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в
воображаемом
мире,
творчески
преобразуя
его.
Перевоплощаясь
в
положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает
эстетические
и
нравственные
знания
о
мире,
нравственные
аспекты
взаимоотношений
людей,
учится
искать
союзников
–
друзей
и
вместе
бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,
положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.
Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и
эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,
дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как
хотел
бы,
чтобы
относились
к
тебе
другие.
Помогать
другим
нужно
бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь
делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.
Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных
друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской
народной
сказки
и
привыкает
к
тому,
что
нравственность
–
лучше
безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной
сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:
6
– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;
– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям
окружающих и желание оказать им посильную помощь;
– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного
конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается
на развитии доброжелательных отношений между ними;
–
формирование
у
детей
нравственных
оценок
с
позиции
добра,
справедливости.
Народная
сказка,
через
образ
положительного
героя
способствует
формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек
– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый
молодец
(смелый,
сильный,
честный,
добрый,
трудолюбивый,
любящий
Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он
будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный
в детстве, во многом определяет – его как личность.
Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но
и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения
в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.
Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и
прямодушии,
добре
и
зле,
героизме
и
трусости,
щедрости
и
жадности,
почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в
нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и
воспроизводятся
детьми,
дают
им
простые,
но
жизненно
важные
представления
о
мире,
его
нравственно-этетических
аспектах.
Доставляя
эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить
сравнения.
Развивается
речь,
образное
и
логическое
мышление,
умение
кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со
своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести
себя
в
простейших
жизненных
ситуациях.
Удача,
богатства
выпадают
положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за
7
умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во
многих
сказках
непременным
условием
счастья
положительного
героя
выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков
положительных
героев.
Положительный
герой
оказывает
сильнейшее
эмоциональное
воздействие
на
ребёнка:
сопереживая
положительным
сказочным
героям,
ребенок
как
бы
становится
соучастником
событий,
обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного
вымысла.
Сказки
стимулируют
творчество,
слушатели
сказок
сами
превращаются в их сочинителей и исполнителей.
Для
нравственно-эстетического
воспитания
важно,
чтобы
оно
проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника
будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его
необходимости
и
о
преимуществах
овладения
им.
У
ребенка
должны
появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы
возникли
мотивы
для
приобретения
соответствующего
нравственного
качества.
Знания
и
чувства
поражают
потребность
в
их
практической
реализации
–
в
поступках,
поведении,
они
позволяют
проверить
и
подтвердить
прочность
формируемого
качества.
В
конечном
итоге
нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои
радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в
его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и
горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.
В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,
как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда
добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои
в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в
борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.
Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными
словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются
важнейшими
словесными
средствами
умственного
и
нравственного-
8
эстетического
воспитания.
Сказки
обогащают
морально-нравственным
содержанием,
настраивают
детей
на
труд,
на
его
красоту,
развивают
их
эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка
целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь
на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,
эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.
По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-
то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок
не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.
Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и
сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия
справедливости и не справедливости.
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает
о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,
противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы
жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность
и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на
нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.
9