Полтава | |
Жанр: |
поэма |
---|---|
Автор: |
Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала: |
русский |
Год написания: |
1828 |
Публикация: |
1829 |
Полтава — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, ]а. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.
Действующие лица поэмы
- Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман
- Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья
- Любовь — жена его
- Мария Кочубей — их дочь (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
- Пётр Великий — русский царь
- Карл XII — шведский король
Сюжет
Действие происходит на Украине в городе Полтава. Поэма состоит из трёх песен.
В первой песне повествуется о Марии, дочери генерального судьи Кочубея и крестника, украинского гетмана Мазепы, ставшего, согласно сюжету, любовником Марии.[1] Упоминаются также события Великой Северной войны.
Во второй песне рассказывается о неудачной интриге Кочубея, направленной на устранение Мазепы, о последовавшей казни Кочубея, которую Мария не предотвратила. За исключением роли Марии, данная часть сюжета основана на исторических фактах.
В третьей песне идет описание перехода Мазепы на сторону Швеции, описываемого русскими источниками как измена, собственно Полтавской баталии и дальнейшей судьбы героев.
Цитаты
Оригинальный текст (англ.)
- The power and glory of the war,
- Faithless as their vain votaries, men,
- Had pass’d to the triumphant Czar.
- Мощь и слава войны,
- Как и люди, их суетные поклонники,
- Перешли на сторону торжествующего царя.
— Мазепа (Байрон)
Интересные факты
Читая поэму Пушкина «Полтава», не один, вероятно, читатель остановился в недоумении на строках 378-й и следующей, которые звучат так:
Во тьме ночной они, как воры,
Слагают цифр универсалов…
«Универсалами» назывались на украинском языке тех дней гетманские указы. Слово «цифр» здесь употребляется в смысле ], тайнопись[2].
Исполнение
Художественное чтение
- 1934 — Антон Шварц.2 Хрестоматийный[3] отрывок «Полтавский бой» слушать
- 1948 — Василий Качалов [4]
- 1960 — Всеволод Аксенов [4]
Радиоспектакли
- 1947 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Михаил Лебедев; Мазепа — Борис Оленин; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Борис Нечаев; Мать Марии — Евдокия Турчанинова; Орлик — Григорий Кириллов. Композитор Виссарион Шебалин. [4]
- 1953 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Рубен Симонов; Мазепа — Михаил Астангов; Мать — Елизавета Алексеева; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Андрей Абрикосов; Орлик — Владимир Осенев. [4]
- 1975 — Страницы поэмы читают Константин Вахтеров и Наталья Литвинова. Редактор Мириам Ашкинезер. [4]
- 1981 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Алексей Консовский; Кочубей — Владимир Самойлов; Мазепа — Леонид Марков; Мария — Ирина Акулова; Мать — Нина Архипова; Орлик — Агрий Аугшкап. Режиссёр Вера Дубовская[5]. Редактор Татьяна Абрамова. слушать
- 1987 — Авторский текст читает Кирилл Лавров. Режиссёр Евгений Агафонов. слушать
Поэмы Александра Пушкина |
---|
Руслан и Людмила | Кавказский пленник | Гавриилиада | Бахчисарайский фонтан | Цыганы |
|
|
---|---|
Роман в стихах | Евгений Онегин |
Поэмы |
Руслан и Людмила • Кавказский пленник • Гавриилиада • Вадим • Братья разбойники • Бахчисарайский фонтан • Цыганы • Граф Нулин • Полтава • Тазит • Домик в Коломне • Езерский • Анджело • Медный всадник |
Стихотворения |
Стихотворения 1813—1825 (список) • Стихотворения 1826—1836 (список) |
Драматургия |
Борис Годунов • Русалка • Сцены из рыцарских времён Маленькие трагедии: Скупой рыцарь • Моцарт и Сальери • Каменный гость • Пир во время чумы |
Сказки |
Жених • Сказка о попе и о работнике его Балде • Сказка о медведихе • Сказка о царе Салтане • Сказка о рыбаке и рыбке • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях • Сказка о золотом петушке |
Художественная проза |
Арап Петра Великого • История села Горюхина • Рославлев • Дубровский • Пиковая дама • Кирджали • Египетские ночи • Путешествие в Арзрум • Капитанская дочка • Роман в письмах • Повесть о стрельце Повести Белкина: Выстрел • Метель • Гробовщик • Станционный смотритель • Барышня-крестьянка |
Историческая проза |
История Пугачёва • История Петра |
Прочее |
Список произведений Пушкина • Переводы Пушкина с иностранных языков |
Неоконченные произведения выделены курсивом |
Примечания
- ↑ Историческими источниками подтверждаются лишь сватовство Мазепы к дочери Кочубея и отказ родителей.
- ↑ Депман И. Я. История Арифметики. — изд. «Просвещение», Москва, 1965, стр.90
- ↑ Фонохрестоматия по литературе Э.Конокотина (1973) [1]
- ↑ 1 2 3 4 5 Литературно-драматический раздел Радиофонда каталога Гостелерадиофонда [2]
- ↑ Толоконникова И. Вслед за пушкинской строкой… — Телевидение. Радиовещание, 1982, № 6. О премьере «Полтавы» в радиотеатре. [3]
Анализ поэмы «Полтава» Пушкина
Предлагаем краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Полтава» в помощь учащимся и студентам. Более глубокое углубление в поэму поможет по-новому осмыслить прочитанное, детальнее изучить произведение.
Год написания и публикации — Поэма написана в 1828 году, впервые опубликована в 1829 году.
История создания — Пушкин имел доступ к государственным архивам, поскольку готовил «Историю Петра». Поэта интересовала судьба России, ее роль в истории. Особое внимание Пушкина привлекал переломный XVIII век, в котором появились люди, совершившие переход от древней России к России новой. Огромную роль в этом преобразовании сыграла личность Петра I.
Название поэмы «Полтава» говорит само за себя. В ней описаны исторические события, отсылающие нас к известной Полтавской битве. Изначально поэма называлась «Мазепа», но была изменена Пушкиным за несколько дней до публикации.
Пушкин посвятил поэму Марии Волконской – дочери известного русского генерала Раевского. Мария вошла в историю, как жена декабриста, последовавшая за мужем в Сибирь.
Жанр — Поэма.
Направление — Реализм.
Основная идея — В поэме отражена важность истинных ценностей – дружбы, любви, взаимоотношений с родителями, которые идут вразрез с понятиями «подлость» и «измена». Ярко, образно, красиво Пушкин рассказывает историю Полтавской битвы, говорит о роли Петра I в истории России.
Тема — Тематика войны и победы.
Проблема — Проблема слепой доверчивости и предательства в делах государства.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение на тему «Образ Мазепы в поэме Полтава Пушкина А.С.»
- Краткая биография Пушкина Александра Сергеевича
- Полтава Пушкин А.С. — читательский дневник
- Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
- Сочинение на тему «Образ Марии в поэме Полтава Пушкина А.С.»
- Сочинение на тему «Мое отношение к поэме Полтава Пушкина А.С.»
- Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме Полтава Пушкина А.С.»
Рейтинг пользователей
«Полта́ва» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.
Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Вышла в свет отдельным изданием в конце марта 1829 года.
Первоначальное название поэмы — «Мазепа»; лишь в последний момент Пушкин изменил его на «Полтава» (согласно дневнику А. Н. Вульфа, «по частным причинам»[1]; сам Пушкин причиной изменения названия назвал эпиграф поэмы и нежелание прослыть эпигоном Байрона, у которого было произведение с аналогичным названием[2]).
Действующие лица
- Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман
- Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья
- Любовь — жена Кочубея
- Мария Кочубей — их дочь (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
- Пётр Великий — русский царь
- Карл XII — шведский король
- Орлик, Филипп Степанович
- Искра, Иван Иванович — полковник Запорожского войска, соратник и товарищ Кочубея
Сюжет
Действие происходит на Украине в городе Полтава в 1709 году, в период Северной войны; описывается грядущая Полтавская баталия с войсками Петра Великого и Карла XII. Поэма состоит из трёх песен.
В первой песне повествуется о Марии, дочери генерального судьи Кочубея и крестнице украинского гетмана Мазепы, ставшей, согласно сюжету, любовницей гетмана.[3] Упоминаются также события Великой Северной войны.
Во второй песне рассказывается о том, как Кочубей сообщил Петру о будущем предательстве Мазепы, чему Петр отказался верить, и о последовавшей казни Кочубея, которую Мария не предотвратила. За исключением роли Марии, данная часть сюжета основана на исторических фактах.
В третьей песне идёт описание измены Мазепы и перехода на сторону Швеции, собственно Полтавской баталии и дальнейшей судьбы героев.
Исполнение
- Художественное чтение
- 1934 — Антон Шварц. Хрестоматийный[4] отрывок «Полтавский бой» слушать Архивная копия от 20 июня 2011 на Wayback Machine
- 1948 — Василий Качалов[5]
- 1960 — Всеволод Аксенов[5]
- 1989 — Сергей Шакуров слушать Архивная копия от 11 февраля 2022 на Wayback Machine
- Радиоспектакли
- 1947 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Михаил Лебедев; Мазепа — Борис Оленин; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Борис Нечаев; Мать Марии — Евдокия Турчанинова; Орлик — Григорий Кириллов. Композитор Виссарион Шебалин[5].
- 1953 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Рубен Симонов; Мазепа — Михаил Астангов; Мать — Елизавета Алексеева; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Андрей Абрикосов; Орлик — Владимир Осенев[5].
- 1975 — Страницы поэмы читают Константин Вахтеров и Наталья Литвинова. Редактор Мириам Ашкинезер[5].
- 1981 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Алексей Консовский; Кочубей — Владимир Самойлов; Мазепа — Леонид Марков; Мария — Ирина Акулова; Мать — Нина Архипова; Орлик — Агрий Аугшкап. Режиссёр Вера Дубовская[6]. Редактор Татьяна Абрамова. слушать Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine
- 1987 — Авторский текст читает Кирилл Лавров. Режиссёр Евгений Агафонов. слушать Архивная копия от 27 июня 2012 на Wayback Machine
- Художественные фильмы
- 1909 — Мазепа — немой художественный короткометражный фильм по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и либретто оперы «Мазепа». Режиссёр Василий Гончаров. Киноателье А. А. Ханжонкова
- 1996 — Мазепа (ТВ) (Германия). Режиссёр Брайан Лардж[en].
Примечания
- ↑ Дневник А. Н. Вульфа 1828—1831 гг. Под ред. М. Л. Гофмана. // Пушкин и его современники. — Вып. XXI—XXII. — Пг., 1915. — С. 15.
- ↑ Возражение критикам «Полтавы» // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в шестнадцати томах. — Т. 11: Критика и публицистика, 1819—1834. — М., 1949. — С. 164.
- ↑ Историческими источниками подтверждаются лишь сватовство Мазепы к дочери Кочубея и отказ родителей.
- ↑ Фонохрестоматия по литературе Э. Конокотина (1973). Дата обращения: 11 июля 2011. Архивировано 3 ноября 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Литературно-драматический раздел Радиофонда каталога Гостелерадиофонда. Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано из оригинала 25 января 2013 года.
- ↑ Толоконникова И. Вслед за пушкинской строкой… Архивная копия от 9 марта 2012 на Wayback Machine — Телевидение. Радиовещание, 1982, № 6. О премьере «Полтавы» в радиотеатре.
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2022 в 17:15.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Александр Сергеевич Пушкин — законодатель русского литературного языка, влиятельнейший русский поэт первой трети двадцатого века, прозаик, публицист, историк и просто выдающаяся и многогранная личность. О нем узнают в раннем возрасте, его имя — синоним слова поэзия, его наследие — великий дар для ценителей истории русской словесности. Однако весьма часто (по крайней мере на современном этапе развития общества) интерес к его творчеству угасает после первого знакомства. Ребенок готов воспринимать сказки Пушкина, но даже в подростковом возрасте сложными кажутся его стихи, поэмы, прозаические произведения.
Очевидно, что для чтения Пушкина необходимо «созреть». Это не значит набраться жизненного опыта и получить хорошее образование. Это значит отдалиться от него настолько, чтобы захотеть приблизиться снова; значит вспомнить о Пушкине как о друге детства и заинтересоваться его взглядом на многие уже не детские вопросы.
Пушкин, любящий историю как занятие и, в частности, историю России, посвятил солидную часть своих произведений именно ей. Значимое место среди них занимает поэма «Полтава», разбором которой сегодня и займется Многомудрый Литрекон.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Суть: о чем?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Главная мысль
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
«Полтава» была написана в период с апреля по октябрь 1828 г. Отдельным изданием вышла в конце марта 1829 г. Эпиграф взят из поэмы Байрона «Мазепа». Посвящение обращено к М. Н. Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Пушкин считал «Полтаву» «самой зрелой» из всех своих поэм, до того им написанных, в которой «почти все оригинально» (слова в его заметке о «Полтаве» 1830 г. ).
Надо сказать, что Пушкин был не первым, кто взялся изобразить Мазепу. Поэмы «Мазепа» Джорджа Гордона Байрона (1819) и Виктора Гюго (1828), а также картины «Муки Мазепы» (1827) за авторством Луи Буланже, «Мазепа на умирающей лошади» (1828) Эжена Делакруа изображают другой период жизни будущего предателя. Это молодой человек, служащий при польском дворе Яна II Казимира, который поплатился за «разврат» с замужней дамой. За это его обнаженным привязали к коню и пустили через поля и леса. Конь домчал его до Украины, где он и стал гетманом.
Жанр, направление, размер
Безусловно, перед нами поэма. Лиро-эпический жанр «Полтавы» позволяет сочетать поэтическую форму и историчность содержания. Особенно умело это сочетание применяется Пушкиным при описании самого сражения:
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Пушкин известен как пионер русского реализма. В рамках данного направления написаны многие его произведения, в том числе «Полтава». Однако мы также можем видеть и фрагменты, больше свойственные романтическому направлению:
Обычный круг семьи, друзей,
Минувших дней богатство, славу,
И песни дочери своей,
И старый дом, где он родился,
Где знал и труд, и мирный сон,
И всё, чем в жизни насладился,
Что добровольно бросил он,
И для чего?
Поэма «Полтава» написана четырехстопным ямбом (ударение на каждый второй слог): полкИ(1) увИ(2)делИ(3) ПетрА(4).
Суть: о чем?
1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.
Родители выступают против: «Бесстыдный! старец нечестивый! .. «. Мария бежит из дома к гетману. Кочубей, подстрекаемый своей женой, пишет на Мазепу донос самому Петру I. Кочубей и его товарищ Искра отправляют гонца в столицу, в шапке его донос. Царь считает информацию ложной, поскольку помнит гетмана, преданно служащего родине более двух десятилетий, и велит казнить двух невинных людей. Казнь совершается в лагере Мазепы. Мария узнает о казни отца от пришедшей накануне матери, просящей ее повлиять на решение гетмана. Утром они с матерью не успевают попасть на представление.
Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Полтава» систематизирована Многомудрым Литреконом в таблице:
герои поэмы «полтава» | характеристика |
кочубей | знатен и богат, имеет земли и сады, но главным сокровищем считает дочь марию. у него много друзей, он влиятелен, поэтому ему кажется, что он сможет «мщением отца постигнуть гордого злодея», с которым они ранее были друзьями. мысли кочубея непоследовательны: узнав о побеге дочери, он желает отомстить гетману собственноручно, но тут же придумывает иной план мести. однако тут же «предприимчивую злобу он крепко в сердце затаил». его положение зыбко, он разрывается между желанием отомстить за дочь и обескураживающим отчаянием. кочубей рассказывает готовящемся доносе жене – в этом фрагменте видна ее власть над ним. искра – друг судьи – поддерживает его инициативу. царь не поверил доносу, кочубей сидит в темнице и ждет казни. смерть для него – не наказание, а избавление. жизнь утратила смысл, он не боится с ней расстаться. теперь его волнует лишь утерянная честь, друг, которого он вместе с собой привел на плаху, и злодей, который так и не будет наказан. главными своими сокровищами в жизни считал честь и семью. |
мария | прекрасная дочь страдальца. по красоте ей нет равных. она юна, ее любовь к старому и опытному гетману сильна настолько, что вынуждает ее покинуть родной дом. она счастлива с мазепой, она не думает о родителях в той степени, в какой провинилась перед ними. иногда их образы возникают у нее перед глазами. сам рассказчик порицает поведение марии: «тебе приятен твой позор, ты им, в безумном упоенье, как целомудрием горда — ты прелесть нежную стыда в своем утратила паденье». |
мазепа | украинский гетман. стар, опытен, но еще способен по-настоящему любить. он своенравен, злопамятен, целеустремлен. решает предать петра лишь из-за собственных интересов и обид: вспомним хотя бы случай, не дававший ему покоя, когда петр «дергал его за усы» во время празднества. он готов отправить на растерзание палачу бывшего товарища – отца своей возлюбленной. внешне он решителен, но душа его не мертва совсем – он задумчив, боится причинить боль марии. однако другие его действия направлены на реализацию исключительно его замыслов. гетман изворотлив, хитер, лицемерен: «с какой доверчивостью лживой, как добродушно на пирах со старцами старик болтливый, жалеет он о прошлых днях, свободу славит с своевольным, поносит власти с недовольным, с ожесточенным слезы льет, с глупцом разумну речь ведет!». |
петр | московский царь. говоря о системе образов в поэме, часто спорят о том, кого пушкин хотел показать как главного героя: царя или предателя? распространено мнение, что они оба являются главными героями, только петр – как символ государственности, как исторический контекст, а мазепа – как личность, историю «подвигов» и переживаний которой рассказывает пушкин. как бы то ни было, введение петра в повествование начинается с его отказа верить доносу. нельзя говорить о консерватизме царя (хотя он доверял гетману как долголетнему служащему), однако то, что он совершил ошибку – очевидно, в том числе и для него самого. он чувствует свою вину перед родными казненных. описание царя во время битвы есть воплощение вербализация уважения к нему и патриотизма: «раздался звучный глас петра: «за дело, с богом! » из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит петр. его глаза сияют. лик его ужасен. движенья быстры. он прекрасен, он весь, как божия гроза. идет». |
Темы
- В начале поэмы «Полтава» тесно переплетаются основные темы семьи и любви. Часто случается, что чем старше человек, тем большую ценность представляет для него семья. Кочубей дорожит своей дочерью, однако сама она предает родителей. Мазепа, однако, не вписывается в приведенный выше тезис. Он стар, но не имеет семьи. В нем преобладает дух авантюризма, он в первую очередь гетман, а потом любовник, семьянин.
- Любовь между Мазепой и Марией в поэме представлена как чувство настоящее, бескорыстное, светлое. Единственное, что осталось человеческого от гетмана. Все свои шаги он обдумывает с позиции реакции на них своей возлюбленной. Важно заметить, что любовь к нему Марии побеждает любовь к отцу, что часто соответствует реальной жизни.
- Тема патриотизма начинается там, где читатель узнает о готовящемся предательстве. При этом нельзя сказать, что Мазепа не патриот. Можно любить родные края и свою страну, но быть против действующей власти. Для Пушкина эта тема – не пустой звук. По описаниям батальных сцен видно, как высока его национальная идентичность: «Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»; или «Ура! мы ломим; гнутся шведы».
Тематика поэмы «Полтава» может быть расширена, если Вы попросите об этом Многомудрого Литрекона в комментариях.
Проблемы
Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.
- Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
- Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.
Главная мысль
Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.
Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.
Чему учит?
Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.
Прочитав поэму, можно сделать несколько выводов. Во-первых, даже если семья для человека не является главной ценностью, нельзя отвергать ее. Во-вторых, даже ближайший друг и боевой товарищ может оказаться врагом, поэтому необходимо быть осмотрительным.
«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.
Критика
Пушкин гордился своем творением, но современники были иного мнения. Они не считали правдоподобной любовь Марии к Мазепе. Самого гетмана называли «злым дураком». Были вопросы и к названию поэмы.
«Почему назвал он свою поэму «Полтавою», которая поставлена у него почти в невидимом уголке? Главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы. ».
Н. И. Надеждин сравнивал поражение Карла с литературным поражением Пушкина при написании «Полтавы». Он считал ее ниже всех прочих его произведений с точки зрения языка, стилистики.
Хвалили поэму за народность, за точное изображение русского ума и русской души. «Сердце трепещет, когда читаете, например. .. ответ Кочубея Орлику. .. ». По мнению Ф. Булгарина, лучшее место в поэме – изображение казака, везущего к Петру донос на Мазепу.
Автор: Александр Ладонцев
Содержание[править]
- Эпиграф и посвящение
- Песнь первая
- Песнь вторая
- Песнь третья
- Примечания
Примечания[править]
- ↑ Пушкин А. С. Полтава, 1828—1829 //Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 5. Поэмы, 1825—1833. — С. 15—67. — Примечания..
ПОЛТАВА.
ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА.
а. Печатные.
- 1. «Полтава, поэма Александра Пушкина». Санктпетербург, в типографии Департамента народного просвещения, 1829. С дозволения правительства (П1).
- 2. Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть вторая. С.-Петербург, 1835, стр. 73—161, IV. «Полтава» (ПП).
б. Рукописные.
- 1. Черновой автограф, местами перебеленный, содержащий почти полный (с незначительными пропусками) текст поэмы, без предисловия и примечаний — в тетради ЛБ № 2371, л. 10 об — 12, 17 об. — 19 об., 22 (?), 23, 23 об.(?) и 24 об, 26—27, 36 об. —64 об., незанумерованный лист между 64 и 65 (64-а и 64-а об.), 65—67 об., 69 об. — 70 об., 94—95, 96—97 об. (ЛБ 71). Отдельные варианты и планы опубликованы: П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, т. I, 1855, стр. 201, 202 и 212); В. Е. Якушкиным в его описании рукописей Пушкина («Русская Старина» 1884, июль, стр. 46—48 и 53—54); а также в статье «Дополнения к «Полтаве» («Русские Ведомости» 1887 г., № 28); П. О. Морозовым во втором издании собр. соч. Пушкина под его редакцией, т. III, 1903, стр. 644—646; П. Е. Щеголевым в работе «Из разысканий в области биографии и текста Пушкина» («Пушкин и его современники», вып. XIV, 1911, стр. 178—181, 202—205 (транскрипции чернового текста «Посвящения»), 208—209); М. О. Гершензоном — там же, стр. 196—197; Н. В. Измайловым в публикациях: «Варианты „Полтавы“. Неопубликованные отрывки из черновых рукописей» («Литературная Газета» 1936 г., № 41 (604) от 20 июля) и «Неизданная песня из «Полтавы» («Новый Мир» 1937 г., кн. I, стр. 6). Воспроизведение л. 62 об. помещено П. В. Анненковым в «Материалах…» (Сочинения Пушкина, т. 1,1855, приложение III), л. 69 об. и 70 — П. Е. Щеголевым в указанной работе («Пушкин и его современники», вып. XIV, 1911, стр. 206—207).
- 2. Черновые наброски к ст. 476 I песни и 154—155 II песни — в ПД № 100. Опубликованы в извлечении Л. Б. Модзалевским и Б. В. Томашевским в книге «Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме», 1937, стр. 42.
- 3. Три обрывка первоначальной беловой рукописи поэмы, содержащие заключительные стихи I, II и III песен, без послесловия (т. е. без III, 425—471), с черновиком вставки в окончание II песни и черновиком начала примечаний — в ПД № 98, 99, 101. Опубликованы (только даты) П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, издание Анненкова, т. I, 1855, стр. 201), а также в т. III, стр. 547; описание с извлечениями дано В. И. Срезневским — «Пушкин и его современники», вып. IV, 1906, стр. 10, № 36.
[511]
- 4. Беловая рукопись с поправками (некоторые из них — рукою П. А. Плетнева), содержащая весь текст поэмы, без предисловия, посвящения, послесловия (III, 425—471) и примечаний — в тетради ЛБ № 2372, л. 1—41 об. С нее печаталось издание 1829 г., как видно на типографских помет на рукописи (ЛБ 72). Варианты ее опубликованы П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, изд. Анненкова, т. I, 1855, стр. 204—205); П. И. Бартеневым в публикации «Из рукописей Пушкина» («Русский Архив» 1881, кн. III, № 6, стр. 470); П. О. Морозовым во втором изд. под его редакцией собрания соч. Пушкина, т. III, 1903, стр. 644—646. Воспроизведение л. 35 помещено П. В. Анненковым в «Материалах…» (Сочинения Пушкина, т. I, 1855, приложение IV).
- Печатается по ПП. Отсутствующий в нем эпиграф восстановлен по П1; стих. 384 третьей песни — по беловой рукописи (ЛБ 72).
- Поэма начата 5 апреля 1828 г. (помета при начале черновой рукописи— ЛБ № 2371, л. 11) и писалась далее отрывками, с конца июня по середину сентября, с большими перерывами. К концу сентября написана большая часть I песни; 3 октября закончена ее перебелка (помета при конце песни, на рукописи ПД № 98); к 9 октября перебелена вторая песнь (помета на рукописи ПД № 99), повидимому, в ее первоначальной редакции, без начальных стихов 1—118, написанных уже позднее — вероятно, в конце октября — ноябре, — и без заключительных стихов (488—491), приписанных немного позднее, во время работы над III песнью, которая написана между 9 и 16 октября: 16 октября закончена ее перебелка (помета на рукописи ПД № 101). 27 октября написано посвящение (помета на его перебеленном тексте в тетради ЛБ № 2371, л. 70). В ноябре — начале декабря переписана окончательная беловая рукопись (ЛБ № 2372), с которой во второй половине декабря — начале января списана М. П. Погодиным не дошедшая до нас копия для цензуры. 31 января 1829 г. помечено в печати неизвестное в рукописи предисловие.
- Первое издание поэмы (П1) вышло в свет 27—28 марта 1829 года.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. |
План урока:
Исторические истоки поэмы «Полтава»
Краткое содержание поэмы «Полтава»
Главные герои поэмы «Полтава», их характеристика
Критические отзывы о поэме «Полтава»
Исторические истоки поэмы «Полтава»
Страницы биографии поэта, связанные с историей создания первой историко-героической поэмы в творчестве А. Пушкина
Еще с лицейских лет Пушкин с интересом изучал исторические труды. В его библиотеке насчитывалось более 400 книг по отечественной и мировой истории. Особенно поэт выделял 12-томную «Историю государства Российского» Н. Карамзина, этот труд он считал «гражданским подвигом» историка. Благодаря Карамзину Пушкин увлекся русской историей, стремясь понять закономерности исторических процессов. Пушкин стал в русской литературе единственным и феноменальным поэтом-историком. В творческой биографии Александра Сергеевича Пушкина создано немало произведений на историческую тему. Одним из них стала поэма «Полтава».
В апреле 1828 г. Пушкин начал писать поэму, основой сюжета которой была история любви гетмана Мазепы и Марии Кочубей. Но спустя некоторое время замысел решил изменить и работу приостановил.Вновь обратился к поэме осенью и записал ее «в несколько дней». Романтическое приключение отошло на второй план, главным в сюжете стало сражение 1709 г. под Полтавой. Эти изменения превратили романтическое произведение в историко-героическую поэму. Поэма «Полтава»была напечатана в марте 1829 г. В ней есть трогательное посвящение. Адресовано оно Марии Раевской (в замужестве Волконской), последовавшей за мужем-декабристом в Сибирь на каторгу.
В поэме «Полтава» повествуется о знаменательных событиях эпохи Петра I, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории Российского государства. У этих событий была непростая для России предыстория. В XVIIв. Швеция, будучи самой могущественной страной северо-восточной Европы, захватила русские земли на Балтийском побережье. Россия была лишена выхода к Балтийскому морю, что ограничивало ее экономическое развитие. Петр I стремился восстановить права России на свои исконные земли. В 1700 г. началась война России со Швецией, которая обладала хорошо подготовленной армией с отличным вооружением. Возглавлял шведскую армию незаурядный полководец, король Карл XII, прославившийся своей храбростью и военными победами. Северная война длилась более 20 лет и стала для русской армии суровой боевой школой.
20 ноября 1700 г. плохо вооруженная русская армия была разбита шведами под Нарвой. После поражения Петр I занялись преобразованием и перевооружением армии. И через год русские нанесли первое поражение шведской армии, заняли земли у Ладожского озера, взяли штурмом шведские крепости по Балтийскому побережью и у Невы, отвоевали Нарву. В 1703 г. в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, ставшее отправной точкой в основании Петербурга. Швеции было тяжело смириться с утратой своего господства на Балтийском море. Карл XII принял решение оттеснить Россию от Балтики, в 1708 г. шведская армия вторглась на русские земли и устремилась к Москве. Но противостояние русских войск принудило шведов повернуть на Украину. Оттуда Карл собирался предпринять вновь поход на Москву, надеясь на помощь своего тайного союзника – украинского гетмана Мазепы.
Иван Мазепа ранее пытался завоевать доверие у молодого Петра I, доказывал свою преданность, принимая участие в походах против турок. Гетман сыскал расположение Петра I, когда уверил его, что отказался от предложений польского короля и крымского хана заключить союз против русского царя. Петр наградил гетмана «за веру и верность» орденом Андрея Первозванного, стал доверять, не верил доносам, считая, что их пишут завистники и клеветники, которых он сурово наказывал. Такая участь постигла генерального судью Малороссии Василия Кочубея, который выдал тайный умысел Мазепы Петру, чтобы отомстить за нанесенное его семье бесчестье. Доносу Кочубея и его соратника Искры не поверили, их подвергли допросам и пыткам, после выдали Мазепе, казнившему своих недругов.
Однако Мазепа, мечтавший об малороссийском троне, тайно сотрудничал с противниками Петра: крымским ханом, польским королем, турецким пашой, с казачьими вольницами Запорожской Сечи и Донских земель. Он готов был поднять мятеж против Москвы. Поход шведов на Москву и союз с Карлом XII предоставлял возможность изменнику осуществить свои планы.
Мазепа
Петр, безгранично веривший гетману, ждал от него поддержки на Украине в борьбе со шведами. Он вызвал Мазепу в Москву, чтобы обсудить вопросы обороны, но тот сказался смертельно больным. Когда шведы оказались на Украине, «выздоровевший» гетман со своим ближайшим окружением перешел на сторону шведского короля. Однако к Мазепе присоединилось только около 4,5 тыс. недовольных казаков. Петр I, узнавший о предательстве Мазепы, велел выпустить для гетмана пятикилограммовую награду в единственном экземпляре – «Орден Иуды». Весной 1709 г. шведы взяли в осаду Полтаву, поджидая подхода союзнических армий: татар Крыма, турок, поляков. К Полтаве вскоре подошли основные силы русской армии во главе с Петром.
8 июля 1709 г. было дано сражение, которым руководил Петр I с помощью своих соратников: Меньшикова, Шереметьева, Репнина, Брюса, Боура и др. Шведский король был вынужден отказаться от командования сражением из-за случайного ранения в ногу накануне. Его на поле боя вынесли на носилках. Ход битвы в поэме описан предельно достоверно. Шведы не раз предпринимали неистовые атаки, которые отражались огнем артиллерии русских. Часть шведских отрядов под командованием генерала Розена в беспорядке бежала, колонны генерала Шлиппенбаха были взяты в плен Меньшиковым. Контратака, которую возглавил сам Петр, сокрушила противников окончательно. Обратившиеся в бегство шведы преследовались до Днепра русской конницей, там остатки «несокрушимой» армии сдались в плен. Карл и Мазепа чудом избежали плена, сбежав в Бессарабию.
Победа под Полтавой окончательно разрушила уверенность в боевом превосходстве Швеции, утвердила позиции России в Европе и на Балтике. Победа в Великой Северной войне была предрешена, хотя она завершилась в 1721 г. после заключения Ништадтского мирного договора, но удача теперь всегда была на стороне русских.
Пушкиным в поэме «Полтава»соблюдена точность в описании деталей битвы и образов ее участников. Но в освещении личной драмы дочери Кочубея исторические сведения дополнены литературным вымыслом. Мария Кочубей в реальности звалась Матреной, она действительно сбежала в 1704 г. с Мазепой, но была возвращена домой. История сумасшествия Марии вымышлена.
Краткое содержание поэмы «Полтава»
Особенности композиции, своеобразие художественного мастерства Пушкина в описании Полтавского сражения
Поэма «Полтава»начинается восхвалением богатейшего и влиятельного человека в Малороссии – Кочубея. Старый судья испытывает чувство гордости за свою дочь Марию. К ней многие сватались, но она всем отвечала отказом. Ей мил только гетман Мазепа, бывший другом Кочубея и ее крестным отцом. Когда родители не дали согласия на предложение Мазепы, Мария решается на побег. Кочубей жаждет мести за коварство бывшего друга. Он и полковник Искра предупреждают Петра I об измене гетмана. Но царь доносу не поверил, приказал наказать клеветников. Гетман Кочубея и Искру собирается казнить. Мать Марии умоляет дочь помочь спасти отца. Мария отказывается поверить услышанному, она теряет рассудок. Утром после казни Мария исчезает.
Матрёна Кочубей
После появления шведских войск на Украине, гетман присоединяется к Карлу XII. Мазепа своему товарищу Орлику рассказывает о давнишней обиде на царя и желании отомстить. Центральными эпизодами в поэме «Полтава»являются описания Полтавской битвы и пира после победы с участием Петра. Битва представлена чередой динамично сменяющих друг друга картин. Стремительность военных действий, напряженность боя переданы с помощью многочисленных глаголов и отглагольных существительных. Из метких слов, как из осколков, складывается мозаичная батальная картина. «Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…»
После разгрома шведской армии Карл и Мазепа спасаются бегством. Остановившись на ночлег около разоренного поместья Кочубея, Мазепа встречает безумную Марию, она странно заговаривает, после исчезает. Карл и Мазепа направляются в турецкие земли, Мазепа в пути умирает. Карл, окончательно разбитый турками, возвращается домой.
Карл XII
История Мазепы еще до Пушкина была описана в поэмах Д. Байрона «Мазепа» и К. Рылеева «Войнаровский». Но произведение Пушкина – это уже не поэма с романтической интригой любовных отношений и историей предательства. В центре романтического повествования появляются картины героического эпоса, в сценах Полтавского сражения упоминается множество исторических персонажей.Из-за использования разных жанров в пределах одной поэмы композиция «Полтавы» усложнена. Повествование начинается с семейной драмы Кочубея, далее представляется как общая для всех трагедия. Личности героев поэмы «Полтава»по ходу развития сюжета получают оценку с исторической точки зрения. Оттого окончательным названием поэмы стала «Полтава», а не «Петр Великий» или «Мазепа», определяя тем самым общеисторическое значение битвы под Полтавой.
Обращаясь к реальным фактам истории, Пушкин подводит к мысли, что в исторических событиях существенную роль играет не слепая власть судьбы или роковая случайность.Существуют закономерности, определяющие исход тех или иных событий, когда вчерашний победитель оказывается побежденным, слабый воин – достойным противником, друг становится предателем, соратник – изменником.
Главные герои поэмы «Полтава», их характеристика
Образы Мазепы, Кочубея и др. Сопоставление образов Петра I и Карла XII, их сравнительная характеристика
Кочубею по сюжету отводится прежде всего роль оскорбленного отца, решившего отомстить своему бывшему сподвижнику Мазепе. Генеральный судья доносит об измене бывшего друга не из верности долгу, а из чувства злобной мести. Но по ходу повествования в образе Кочубея проявляются сила, стойкость, мужество. Он с чувством достоинства, не прося о пощаде своего врага и обидчика, принимает казнь. Украинская ночь перед казнью стала символом «душной темной тюрьмы» Кочубея, честь которого сломили пытками, заставив признаться в «клевете». Украинская ночь звездами, как «обвинительными очами» следит за мраком души Мазепы. Врагом Мазепы после предательства становится Петр I, но его вражда лишена «личных» мотивов, ему ненавистен изменник государства.
Образ Мазепы первоначально виделся Пушкину как главный, даже назвать поэму он хотел его именем. Во всех сюжетных линиях присутствует этот персонаж. Он – герой любовной истории и виновник трагедии семьи Кочубея. Он и участник политических заговоров: тщательно готовит измену, принимает участие в тайных переговорах. Мазепа проявляет себя как мстительная, властолюбивая, страстная личность с сильным характером. Гетман лукав и осторожен, он тщательно скрывает страсти, бурлящие в его душе. Открывшись в предательских планах Марии, он уверяет, что любовь к ней для него дороже власти. Ночью перед казнью отца своей возлюбленной он размышляет о неизбежности такого решения, понимая, что рискует потерять любовь Марии.
На примере судьбы Мазепы показан парадокс власти, которая обрекает человека на потери или жертвы. Мазепа, одержав победу над Кочубеем, предал и погубил Марию, утратил свою власть над ней. Победив личного врага, он сам уже обречен на поражение от русского царя, который стал его врагом. Гетман Украины, потеряв доверие своего покровителя,не только не получил полной свободы, но и окончательно потерял собственную власть, стал зависим от чуждого его интересам Карла. Мазепа представлен не патриотом, готовым на все ради вольности своей родины, а лицемерным властолюбцем, способным на предательство. В финале безумная Мария говорит Мазепе, что принимала его «за другого», «идеального властителя». Она сравнивает его с тем, каким он казался ей раньше: «прекрасным» человеком, в чьих глазах блестела любовь. У него были «усы белее снега», на них теперь Марии видится «застывшая кровь», как у вампира.
В судьбе Марии передана тема частного человека, попавшего под колесо истории. Юная Мария Кочубей разумна, красива и доверчива. Влюбленная девушка не догадывается об интригах Мазепы, не верит, что может свершиться казнь отца. Когда ей открывается правда в разговоре с матерью, потрясенная Мария, осознав страшную реальность и коварство возлюбленного, убегает от Мазепы. Она теряет рассудок и смысл жизни, который был для нее в любви. Ради любви она проявила силу воли, ушла из родного дома, пренебрегла церковными запретами, снесла проклятие родителей, позор в обществе. Неожиданно девушка стала жертвой страшных политических интриг, и это разрушило ее жизнь.В заключительных строках поэмы говорится, что история о несчастной девушке сохранилась в песне слепого бродячего певца.
Центральным образом поэмы является образ Петра I. Петр I показан незаурядной личностью с сильным и независимым характером. В отличие от остальных персонажей, он в своих поступках руководствуется не жаждой славы, власти или мести, а стремлением к государственным деяниям, он прежде всего патриот своей страны. Пушкин полагает, что благодаря «гению Петра» возмужала в смутное время Россия. В образе Петра-полководца олицетворяется могущество зарождающейся империи. Царь готов драться за правое дело, «свыше вдохновенным» звучным голосом он воодушевленно взывает к войску: «За дело, с богом». Портрет Петра написан краткими, отрывистыми предложениями, подчеркивающими динамичность, стремительность его грозного и одновременно привлекательного облика: «лик ужасен», «глаза сияют», «движенья быстры», «он прекрасен», «как божия гроза».В поэме «Полтава» Петр I предстает, как лидер, «толпой любимцев окруженный». После победы на пиру он проявляет великодушие, угощая не только своих соратников, но и плененных шведов, поднимает кубок за здоровье своих врагов, научивших русских воевать.Петр представлен как подлинный герой истории, которому Полтавский бой стал«нерукотворным памятником».
Образу Петра противопоставлен образ Карла XII. Если Петр на поле брани полон энергии и задора, то раненый Карл, лежащий на носилках, неподвижен, слаб и бледен. Молодой король – храбрый и гордый воин. Но политический противник русского царя тщеславен и честолюбив, он увлечен захватническими войнами, этого «воинственного бродягу» не слишком интересуют дела государственные. Карл предвкушал победу в Полтавской битве, но увидев не расстроенные ряды «нарвских беглецов», а стройные полки русской армии, осознал вероятность поражения. Мазепа оценил короля, как «бойкого и отважного», но упрямого, нетерпеливого и легкомысленного мальчика, в котором он горько ошибся, поняв, что ему не победить «самодержавного великана» Петра. Пушкин показал в поэме «Полтава», что триумф над армией Карла XII – это закономерный результат преобразований российского государства и морального превосходства Петра и его соратников над своими политическими соперниками.
Критические отзывы о поэме «Полтава»
Поэма «Полтава» стала для своего времени новаторским произведением, которое не оценили по достоинству ни читатели, ни критики. Оригинальное произведение с многоплановым сюжетом, написанное в различных жанрах не было понято, его критики называли одним из самых слабых эпических произведений поэта.Пушкин даже опубликовал статью «Возражения критикам «Полтавы». Он писал, что поэма «не имела успеха», хотя он сам считал ее «самой зрелой» из всех своих «стихотворных повестей».
В тексте одной поэмы переплетены несколько тем. Прежде всего историческая, связанная с судьбой русского государства в начале XVIII в. Другая тема – политическая, отражающая отстаивание Россией своих государственных интересов. На фоне исторических событий показана личная драма конкретных людей. Многие считали, что различные замыслы слишком смешаны, а значительное событие разгрома шведской армии представлено как эпизод любовной драмы с политическими интригами. Лишь немногие современники Пушкина смогли оценить по достоинству необычное по новизне произведение. Но временем доказана справедливость самооценки Пушкина.Поэма «Полтава» стала одной из «гениальных иллюстраций к русской истории».
А. С. Пушкину не давали покоя мысли о будущем России, которое «прочными нитями» было связано с её историческим прошлым. Изучая историю своей страны, писатель прекрасно понимал, какую неоценимую роль в становлении государства сыграл Петр Великий. Император мечтал о процветании России, о том, чтобы она заняла достойное место среди других европейских держав. Смелым, храбрым, трудолюбивым сынам России, свято выполняющим свой долг перед Отечеством, посвятил поэму «Полтава» Пушкин. Произведение проникнуто духом высокого патриотизма и свободолюбия.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Суть
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Главная мысль
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829. Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом.
В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.
Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.
Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.
Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.
Жанр, направление, размер
«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина. Автор использует множество элементов, убедительно свидетельствующих о реализме гениальной поэмы: исторически верное изображение деталей прошлого, широкий круг персонажей, из которых каждый имеет самостоятельное значение, глубокое раскрытие внутреннего мира героев, близость языка к народной речи.
Поэма написана четырехстопным ямбом. В повествование включены портретные зарисовки Марии и Мазепы, дано описание пейзажей, есть сцены допроса и казни, «развёрнута» гениальная картина Полтавской битвы. Пушкин дополняет свой рассказ историческими пояснениями и отступлениями о политических настроениях общества начала XVIII века.
Композиция
Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.
«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.
Суть
1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. У Кочубея, генерального судии, есть прекрасная дочь — Мария, которой он очень гордится. Мазепа, пожилой крестный девушки, тайно питает к ней теплые чувства. Через некоторое время тайно увозит ее из отчего дома. Кочубей, не в силах простить оскорбление, нанесенное его семье, пишет донос на гетмана Петру I. Однако царь не верит словам опозоренного отца, и Кочубея казнят вместе с его верным последователем Истрой.
В произведении есть не только романтическая, но и историческая сюжетная линия. Мазепа, заключив договор со шведским королем Карлом XII, хочет отделить Украину от Российского государства. 27 июня 1709 года происходит масштабное полтавское сражение между войсками Петра и Карла XII. Бой выигрывает Петр Великий, а Мазепа, вместе с королем вынужден бежать, тем самым признав свое поражение. Более подробно основные события из книги мы описали в кратком содержании для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
- Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
- Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
- Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
- Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
- Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
- Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
- Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.
Темы и проблемы
- Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
- Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
- Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
- Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
- Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
- Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
- Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
- Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.
Главная мысль
В поэме А. С. Пушкин восхваляет мощь России и призывает к подвигам во имя счастья страны. Главная идея автора заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства. Это происходит потому, что в России всегда больше преданных и честных людей, которые скорее умрут, чем отрекутся от своей правды.
Также смысл, заложенный автором, говорит о том, что залогом сохранения страны является уважение к семье. Она и есть фундамент государства. Когда вражда селится в доме, среди родных и близких, разрушается основа основ. Тот, кому не жаль разрывать кровные узы дочери и родителей, не остановится перед любым преступлением. Поэтому каждый человек должен ответственно и честно выстраивать отношения с окружением, иначе его нравственное падение предрешено.
Чему учит?
Поэма учит любви к Родине. Только надежные и верные защитники могут отразить атаку неприятеля и сохранить русскую землю в целости. Любовь к отчизне начинается с семьи, поэтому каждый человек должен оберегать свой домашний очаг.
Автор призывает не забывать о том, что даже самые искренние последователи через некоторое время могут «поменять маску» и без какого-либо зазрения совести предать близкого человека. Писатель убеждён, что нельзя пренебрегать отчим домом и родными людьми, причиняя им тем самым страшные страдания.
Критика
«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.
Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.
В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.
Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы. Его произведение «Полтава» — это один из самых интересных и противоречивых образцов классического лироэпического жанра – поэмы.
Удивительно, но это творение Пушкина не было принято его современниками, и даже нынешние критики продолжают вести жаркие споры относительно истинных взглядов писателя на личность Петра I и Мазепы.
Содержание:
- История создания
- Анализ. Сюжетная линия
- Герои поэмы:
- Пётр I
- Мазепа
- Мария Кочубей
- Кочубей
- Карл XII — король Швеции
- Заключение
История создания
(Полтавская битва. Мозаика М. Ломоносова. Академия наук. С.-Петербург. 1762–1764)
Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г. В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины. В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.
Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.
Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.
Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: история создания поэмы
Анализ. Сюжетная линия
Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:
- В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
- Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
- Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.
Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: краткое содержание по песням поэмы
Главные герои
Пётр I
Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими. Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным. Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:
Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.
Подробнее: Пётр I: характеристика и образ героя
Мазепа
Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте. Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы. Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.
Подробнее: Гетман Мазепа: характеристика и образ героя
Мария Кочубей
Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах. Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини. Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине. Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям. Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.
Кочубей
Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого. Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.
Карл XII — король Швеции
Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.
Заключение
Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии. Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов. Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.
«Полтава» читательский дневник
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 942.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 942.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Полтава» — одно из наиболее ярких произведений А.С. Пушкина, в котором автор мастерски сплёл исторические события и любовные переживания героев.
Краткое содержание «Полтава» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Полтава
Число страниц: 42. Пушкин А. С. «Полтава. Медный всадник». Издательство «Искатель». 2018 год
Жанр: Поэма
Год написания: 1828 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Время и место сюжета
Основное действие поэмы происходило в Полтаве на фоне русско-шведской войны в начале XVIII столетия.
Главные герои
Мазепа Иван Степанович – украинский гетман, сильный, мужественный пожилой человек, которого полюбила Мария.
Кочубей Василий Леонтьевич – всеми уважаемый, знатный и богатый судья, отец Марии, любящий и заботливый, не сумевший простить предательство Мазепы.
Мария – дочь Кочубея, красивая девушка, влюблённая в Мазепу.
Петр I – российский царь, могущественный, честный, справедливый.
Карл XII – шведский король, противник Петра Великого.
Полковник Искра – товарищ Кочубея, с которым он писал донос на Мазепу.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Неподалёку от Полтавы в богатой усадьбе жил всеми уважаемый старик Кочубей – генеральный судья Запорожского войска. Он обладал огромными табунами прекрасных коней, цветущими садами, хуторами, пашнями, но самым главным его сокровищем была красавица-дочка Мария. Девушка была чудо как хороша, и к дому Кочубея со всей Украины и России съезжались блистательные женихи. Но всем им Мария давала отказ – её сердце уже было занято.
Настоящим ударом для Кочубея стало известие о том, что Мария влюблена в решительного и отважного, но уже немолодого казацкого гетмана Мазепу, который к тому же был её крёстным отцом. Девушка сбежала из отчего дома и стала жить со своим возлюбленным. Разгневанный старик решил проучить вчерашнего друга, которому так доверял. Вместе с полковником Искрой он написал донос на Мазепу самому царю Петру I, сообщив, что гетман намеревается перейти на вражескую сторону и стать соратником шведов.
Получив донос, Петр I отказался верить в предательство своего верного воина. Он приказал посадить в темницу клеветников, а Мазепа потребовал их скорой казни. Мать Марии тайком пробралась к дочери и умоляла её предотвратить казнь родного отца. Девушка об этом не знала и уже ничего не могла изменить.
Кочубей и его товарищ Искра были казнены, а Мария загадочным образом исчезла. Тем временем войско шведского короля Карла XII повернуло в сторону Украины, и Мазепа присоединился к нему. По словам Мазепы, русский царь когда-то обидел его, и теперь он решил ему отомстить.
Петр I назначил нового гетмана и вернул из ссылки семьи Кочубея и Искры. Вместе со своим войском царь двинулся на Полтаву, чтобы сразиться с врагом. Полтавская битва обернулась победой русской армии, и Карл XII с Мазепой были вынуждены бежать. Проезжая мимо усадьбы Кочубея, они решили заночевать неподалёку. Ночью к Мазепе пришла Мария, которая сошла с ума после казни любимого отца.
Мазепа и шведский король отправились в Турцию, где бывший гетман вскоре умер. Спустя некоторое время Карл XII вернулся на родину и погиб во время сражения с норвежцами.
Вывод и своё мнение
В своём произведении А.С. Пушкин раскрыл немало важных тем. На фоне значимого в истории российского государства события – битвы со шведами – он мастерски показал и драматичные перипетии внутри одной семьи. Богатый род Кочубея мог процветать много лет, однако запретная любовь Марии к крёстному отцу и необдуманный донос Кочубея на Мазепу сделали это невозможным.
Главная мысль
Описание исторических событий, благодаря которым проявились человеческие качества персонажей: верность, честь, чувство долга, предательство.
Авторские афоризмы
«Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра….»
«…В одну телегу впрячь неможно Коня и трепетную лань…»
«…Петру я послан в наказанье; Я терн в листах его венца…»
«…Прошло сто лет — и что ж осталось…»
Толкование непонятных слов
Злато — золото.
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
Чело — лоб.
Венец — славянский девичий головной убор.
Оковы — обручи, надеваемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.
Гетман — историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском.
Сени — входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Новые слова
Табун — стадо копытных животных (лошадей, оленей, верблюдов и некоторых других), пасущихся вместе.
Лань — красивое, изящное животное, принадлежащее к семейству оленей.
Молва — слухи, толки, общественное мнение.
Сваты — люди, которых приглашают для сватовства, обычно их выбирают родители будущего жениха.
Тест по поэме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Георгий Икаев
9/10
-
セックス エゴール
8/10
-
Ростислав Храмцов
10/10
-
Акнар Айдарбекова
10/10
-
Анастасия Столетова
10/10
-
Денис Овчинников
10/10
-
Гриша Коршунов
5/10
-
Нина Крамаренко
10/10
-
Тимофей Голычев
10/10
-
Платон Евграфов
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 942.
А какую оценку поставите вы?