Урок
29. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
20.11.2017г.
Автор, разработчик: Тоноян Н.П., учитель
русского языка и литературы МБОУ «ЗСШ»
Предмет: Литература. Авторы УМК: В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Класс: 5 класс
Тип урока: урок комбинированного строения
Цель: формирование основ читательской культуры как
части общей культуры человека. Задачи:
Образовательная – продолжить знакомство учащихся с
творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятиями мораль и нравственность;
совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести
беседу. Развивающая
– создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений
анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими
понятиями. Воспитательная
– воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Методы
и педагогические технологии: -технология
уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В.
Фирсов),
-компьютерные
(новые информационные) технологии обучения (презентация),
-технология
развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,
-групповые
технологии (В.К. Дьяченко),
-педагогика
сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),
—
объяснительно-иллюстративный метод,
— проблемный метод.
Планируемые
результаты:
– предметные – создать условия для
интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить
приемам анализа литературного произведения;
– метапредметные –
создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой
компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации
для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в
устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать
деятельность, работая с разными источниками информации;
– личностные –
формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики
персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в
литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности;
воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях
Формировать УУД:
Личностные:
– формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
– познавательный интерес;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности. Регулятивные:
– определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других; –
оформлять свои мысли в устной форме;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения,
общения и следовать им.
Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний;
– осуществлять анализ объектов;
– находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– составлять ответы на вопросы.
Ход урока:
1)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.
2)
Этап актуализации и пробного учебного действия.
1.
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.
— Что такое рифма? Как
рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Эпизод шестой. «И молва
трезвонить стала…»
— Какую картину вы представляете, читая
строки:
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
— Где вы уже встречали слово тужит?
Подберите синонимы.
Эпизод седьмой. «И царевна
очутилась // В светлой горнице…»
— Что делает царевна, оставшись одна в
лесу?
— Почему автор называет жилище богатырей
не домом или избой, а теремом?
Терем —
дом в виде башни в Древней Руси.
— Как вы понимаете слова и выражения подворье,
горница, подбираясь, взялася за кольцо?
Горница —
чистая половина крестьянской избы.
— Что увидела царевна на подворье и в
горнице?
— Почему девица решила, что тут «люди
добрые живут»?
— Что сделала в доме царевна?
Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение
работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не
только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.
— С какой интонацией мы будем читать этот
эпизод?
3) Этап локализации индивидуальных затруднений
Эпизод восьмой. «Входят семь
богатырей…»
— Как вы представляете себе богатырей?
— Почему к незваному гостю обращается
старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям
только после слов, обращенных к девице (Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература:
5 класс: методические советы. — М.: Просвещение, 2002. — С. 58—59). Но возможно
и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду,
что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и
богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших
установленные ритуалы, общество просто отвергало.)
Обратим внимание на неторопливое и
ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.
Эпизод девятый. «И царевна к
ним сошла…»
— Что сказала братьям царевна?
— Как вы понимаете слова:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…?
Речь княжеская и царская очень сильно
отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним
пожаловал.
— Как принимали богатыри свою гостью? Как
вела себя царевна?
Богатыри ей воздали честь как смогли.
Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на
подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может
делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на
лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).
— Найдите в этом отрывке слова и
выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
Ученики назовут «хозяям», «что-де»,
«звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она…»,
«светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень,
подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в
тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.
Эпизод десятый. «А царевна
молодая // Все в лесу…»
— Как проводят дни богатыри?
В классе у внимательных учеников может
возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими
черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу
с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный
вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.
— Что ценит царевна в богатырях?
— Как вы понимаете строки: «Им она не
прекословит, // Не перечут ей они»?
Со словами прекословит и перечут проведем
словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.
Эпизод одиннадцатый. «Братья
милую девицу // Полюбили…»
— Как братья сватаются к царевне? Почему
речь опять держит старший брат?
В речи старшего брата мы видим ритуальную
формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным
товаром, сватов с купцами.
Эпизод двенадцатый. «Как мне
быть? Ведь я невеста…»
Царевна отвечает так, как может отвечать
на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством.
Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на
напевность и ласковое обращение к богатырям.
— Почему царевна не может выйти замуж за
одного из братьев?
— Вспомним: «Сват приехал, царь дал
слово…»
— Как вы понимаете слово удалы!
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Эпизод тринадцатый. «Спрос не
грех. Прости ты нас…»
Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос
не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями:
«…отказ мой не вина».
Ученики понимают, что в сказке они имеют
дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие,
свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему
царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей,
известить о себе отца и жениха?
Предположим, что она вернется туда одна и
разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться
до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.
Царевна могла бы опереться на поддержку
семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает
поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив
про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.
Эпизод четырнадцатый. «Между
тем царица злая…»
— Почему перед зеркальцем царица «забыла
гнев»?
— Как царица узнала, что царевна жива?
— Царевна жила «без всякой славы», почему
же царица не могла оставить ее в покое?
— Чем угрожала царица Чернавке?
Рогатка —
это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.
— Какие редкие или простонародные слова и
выражения вам встретились в этом отрывке?
Отметим «дулась», «хватилась», «правду
доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася»,
«…положила иль не жить…».
— Какие черты к портрету царицы добавляет
выражение: «И царица налетела // На Чернавку…»?
— С какой интонацией вы прочитаете реплику
царицы, обращенную к Чернавке?
5) Этап включения в систему знаний и повторения.
Эпизод пятнадцатый. «Раз
царевна молодая…»
Этот эпизод является кульминацией всей
сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как
прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит слово черница (дети
иногда думают, что черница — это Чернавка).
Черница —
монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились
слова чернец, черница).
— Как царевна обращается к чернице, к псу?
— Почему пес бросался на черницу? Как он
хотел спасти царевну?
Готовясь к выразительному чтению отрывка,
вспомним, что такое ритм.
В «Сказке о мертвой царевне…» —
чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных
частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью
прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм
при описании яблочка:
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Возьмем другой отрывок:
Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
Ритм этого отрывка быстрый, стремительный,
отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов
подряд. Это соответствует содержанию текста.
— Найдите другие строки, в которых ритм
убыстряется благодаря употреблению глаголов.
— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной
к сказке (с. 102)? Почему?
6) Этап обобщения затруднений
Эпизод шестнадцатый. «…Не
досталась никому, // Только гробу одному»
— Как вы думаете, почему пес бросился на
яблоко и проглотил его?
— Почему богатыри не сразу решились
похоронить царевну?
Отметим различную динамику этого отрывка:
быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую
замедленность, которая передает печаль богатырей.
Продолжаем работу с лексикой сказки,
отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать
оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».
— С какой интонацией звучат прощальные
слова старшего богатыря?
При выразительном чтении передадим
торжественность и печаль прощальной речи.
7) Этап обобщения изученного на уроке
Давайте сделаем вывод: в
каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она.
Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА) Эпизод
семнадцатый. «В тот же день царица злая…»
— Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит
зло? — Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА
ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам
милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй,
значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Заинтересовала вас тема?
-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?
— Выставьте отметки друг другу.
— Чем запомнится вам сегодняшний урок?
9) Этап конструирования собственной деятельности
Домашнее задание
Озаглавить эпизоды до конца сказки.
Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору
учащихся).
Индивидуальное задание
Подготовить краткое сообщение о
музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.
Урок № 27
Тема: Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.
Цель: Формирование основ читательской культуры как части общей культуры
человека.
Задачи: Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством
А. С. Пушкина; познакомить с понятиями мораль и нравственность; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-
Этап актуализации и пробного учебного действия.
-
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.
— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала…»
— Какую картину вы представляете, читая строки:
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
— Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.
Эпизод седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице…»
— Что делает царевна, оставшись одна в лесу?
— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?
Терем — дом в виде башни в Древней Руси.
— Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?
Горница — чистая половина крестьянской избы.
— Что увидела царевна на подворье и в горнице?
— Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?
— Что сделала в доме царевна?
Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.
— С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?
3) Этап локализации индивидуальных затруднений
Эпизод восьмой. «Входят семь богатырей…»
— Как вы представляете себе богатырей?
— Почему к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице. Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)
Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.
Эпизод девятый. «И царевна к ним сошла…»
— Что сказала братьям царевна?
— Как вы понимаете слова:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…?
Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.
— Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?
Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).
— Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она…», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.
Эпизод десятый. «А царевна молодая // Все в лесу…»
— Как проводят дни богатыри?
В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.
— Что ценит царевна в богатырях?
— Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?
Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.
Эпизод одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили…»
— Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?
В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.
Эпизод двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста…»
Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.
— Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?
— Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово…»
— Как вы понимаете слово удалы!
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Эпизод тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас…»
Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «…отказ мой не вина».
Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?
Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.
Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.
Эпизод четырнадцатый. «Между тем царица злая…»
— Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?
— Как царица узнала, что царевна жива?
— Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?
— Чем угрожала царица Чернавке?
Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.
— Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?
Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «…положила иль не жить…».
— Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку…»?
— С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?
5) Этап включения в систему знаний и повторения.
Эпизод пятнадцатый. «Раз царевна молодая…»
Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит словочерница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).
Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернец, черница).
— Как царевна обращается к чернице, к псу?
— Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?
Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.
В «Сказке о мертвой царевне…» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Возьмем другой отрывок:
Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.
— Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.
— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?
6) Этап обобщения затруднений
Эпизод шестнадцатый. «…Не досталась никому, // Только гробу одному»
— Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?
— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?
Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.
Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».
— С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?
При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.
7) Этап обобщения изученного на уроке
Давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА) Эпизод семнадцатый. «В тот же день царица злая…» — Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло? — Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Заинтересовала вас тема?
-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?
— Выставьте отметки друг другу.
— Чем запомнится вам сегодняшний урок?
9) Этап конструирования собственной деятельности
Домашнее задание
Озаглавить эпизоды до конца сказки. Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание
Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.
-
Волшебные помощники сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
1 год назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
История14 минут назад
СРОЧНО!!
Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів -
Українська мова14 минут назад
Складіть діалог (5–7 реплік) на шкільну тематику з використанням слів, унаголошуванні яких часто трапляються помилки (наприклад: черговий, новий, разом,випадок, запитання, завдання, навчання). Поставте наголос у цих словах: СРОЧНО!
-
Математика14 минут назад
Пожалуйста нужно срочно решить с обьяснением (обьязательно)!!, желательно с рисунком! даю 10 баллов!!!
-
Английский язык19 минут назад
some people claim that what people eat in many western countries is unhealthy and that their diet is getting worse. Critics say that these countries should change their diet эссе нужно на 250 слов 45 БАЛЛОВ ДАМ !!!
-
Математика19 минут назад
167339529138944148871645
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок – исследование
Цели урока.
- Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
- Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
— Как вы думаете, так ли это?
— Отвечают.
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине
- Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.