Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.
К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отнести к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…».
Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»
Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.
Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет. Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций.
Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.
Особенности баллад В. А. Жуковского
Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.
Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.
Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Царь проявляет жестокость, когда объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.
Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Просьба царевны пощадить молодого пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пылкими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.
Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуковский, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое отношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».
Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, грусти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, когда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.
Урок 19
В.А. Жуковский.
«Спящая царевна»
Цели: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика; познакомить
с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличиях народной и
литературной сказок; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
2. Чтение статьи «Из истории
создания сказки «Спящая царевна».
Создавая литературные сказки,
писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили
пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной
лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который
использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.
1. Кто участвовал в литературном
состязании? (Жуковский и Пушкин)
2. Какие сказки написал тогда Жуковский?
(«Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»
3. На сказки каких зарубежных
авторов похож сюжет сказки Жуковского «Спящая царевна»? (Братья Гримм, Шарль
Перро)
III. Знакомство со сказкой.
Словарная работа ведется
параллельно с чтением текста произведения.
— Какие слова и выражения вам показались
старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг
главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые
заросли.
Ланиты — щеки.
IV. Беседа по вопросам
Выразительное чтение и беседа по вопросам
Прочитайте сказку до слов «Скрылась гостья …»
и ответьте на вопросы:
1. Как звали царя? (Матвей)
2. Кто предсказал царице рождение дочери?
(Рак)
3. Сколько царь позвал чародеек? (11)
4. Почему на пир не позвали двенадцатую
чародейку? (пропало двенадцатое блюдо)
5. Какое проклятие наслала двенадцатая
чародейка на дочь царя? (она должна уколоть руку веретеном и умереть)
6. Сколько должна была спать царевна? (300
лет)
Прочитайте сказку со слов «Скрылась гостья …»
до слов «Много было смельчаков …» и ответьте на вопросы:
1. Какой указ издал царь? (потребовал спрятать
все веретена)
2. Чем укололась царевна? (веретеном)
3. Почему все забыли про царя Матвея? (прошло
100 лет)
Прочитайте сказку со слов «Много было
смельчаков …» до конца и ответьте на вопросы:
1. Что делал царский сын в этих лесах?
(охотился)
2. Кто рассказал царевичу про проклятие?
(старик)
3. Почему царевич не решался перешагнуть через
спящего царя? (это была дурная примета)
4. Как царевичу удалось снять проклятие? (он
поцеловал царевну)
5. Чем закончилась сказка? (свадьбой)
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
(авторская (литературная) сказка)
— Если бы сказка В.А. Жуковского была
народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли? (волшебная)
Русскую народную волшебную сказку напоминает
сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка:
«Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей царевне.
— Чему учит эта сказка?
— В чем схожесть этой сказки с
народной и в чем отличие?
Сходство |
Различие |
1. Идея – добро побеждает зло 2. Типичные герои 3. Композиция: зачин, развитие действия, концовка 4. Употребление устойчивых выражений 5. Волшебные предметы и помощники |
1. Автор 2. Более разнообразные приключения 3. Стихотворная речь (авторские эпитеты, стихотворная форма) |
«Спящая царевна» – одна из
красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес
к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского
современно и ныне.
Домашнее задание: подготовить пересказ сказки «Спящая царевна»,
выписать из сказки пословицы и поговорки.
В.А.
Жуковский
«Спящая царевна»
Звучит
музыка. Вальс « Спящая красавица» из балета Чайковского.
Эпиграф:
Чем человек умнее и добрее, тем больше
он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)
Слово
учителя.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого
детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги,
которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в
котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не
перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в
глубине своего сердца.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького
отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального
искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной
выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета,
богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда
победители, Зло наказывается, Добро побеждает.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с
творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной
сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.
Летом 1831 года В. А.
Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами
возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о
царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г.
Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над
которой он работал чуть больше двух недель.
Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже
«Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки
сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу
красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной
форме сказки.
—
Дома вы прочитали сказку Жуковского
«
Спящая царевна». Понравилась ли она вам? Почему?
— К какой группе
народных сказок вы бы отнесли сказку В.А.Жуковского? (Эту сказку можно
отнести к волшебным, потому что здесь действуют фантастические герои –
чародейки, есть помощник – говорящий рак, есть чудесное приключение – сон,
который длился триста лет).
—
Вспомним основные события сказки.
Варианты плана:
1. Пророчество
рака (Рождение царевны)
2. Происшествие на
пиру (Месть злой чародейки).
3. Заколдованный
сон (Пророчество чародеек сбылось.)
4. Пробуждение
(Поцелуй царского сына).
5. Конец злых чар
(Свадьба).
-В сказке
встречаются много устаревших слов. Попробуем угадать значение некоторых.
Слово |
толкование |
Пророк |
щёки |
Благонравна |
колючий |
Сучить |
вытягивать из кудели нить, скручивая прядь |
Хорунжий |
разговор |
Сном пресекся разговор |
предсказатель будущего, выполняющий волю богов. |
Терновник |
благого, доброго, кроткого нрава. |
Ланиты |
в царской армии казачий офицерский чин. |
-Обратимся к композиции
сказки: найдите зачин и концовку.
(зачин
Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил
с царицею своей
Он
в согласье много лет;
А
детей все нет как нет.
концовка:
Свадьба,
пир, и я там был
И
вино на свадьбе пил;
По
усам вино бежало,
В
рот же капли не попало.)
— Чем зачин и
концовка напоминают народные сказки? (Зачин и концовка имеют такой же зачин и
концовку, как в народных сказках: «Жил-был добрый царь Матвей»).
– С чего начинает
завязываться действие в сказке? Прочитайте. Какой необычный герой предстаёт перед нами в этом
отрывке?
Раз царица на
лугу,
На зеленом
берегу
Ручейка была
одна;
Горько плакала
она.
Вдруг,
глядит, ползет к ней рак;
Он сказал
царице так:
«Мне тебя,
царица, жаль;
Но забудь
свою печаль;
Понесешь ты в
эту ночь:
У тебя
родится дочь». —
«Благодарствуй,
добрый рак;
Не ждала тебя
никак…»
Но уж рак
уполз в ручей,
Не слыхав ее речей.
Он, конечно,
был пророк;
Что сказал —
сбылося в срок:
Дочь царица
родила.
-Что хотел этим образом показать автор? (Шутливый тон
повествования)
— Как вы думаете, рождение ребенка в семье
– это большое событие или нет? Почему?
— Что же сделал царь в честь рождения
долгожданной дочери?
Вот царем
Матвеем пир
Знатный дан
на целый мир.
-Кого
он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
— Прав ли был
царь, не пригласив на пир одну из чародеек? (Царь правильно
сделал, что не пригласил её, она же была злая. Вдруг она что-нибудь недоброе бы
сделала.
Она и так это
сделала. А вот если бы царь отнёсся к ней уважительно, с добротой, может быть,
ей бы тоже захотелось стать доброй).
— Как вы думаете,
как сложилась бы судьба героев, если бы царь Матвей не обидел двенадцатую
чародейку? (Двенадцатая чародейка так обрадовалась бы, что ей тоже уделили
внимание, что превратилась бы в добрую колдунью. Она бы подарила новорожденной
что-то очень необычное и хорошее).
-Но если б правитель желал, он нашел бы выход из
этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую
ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.
—
Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?
-Посмотрите
на иллюстрацию, зачитайте фрагмент к ней.
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…»
-Что пожелала
царевне злая ведьма? Зачитайте.
«На
пиру я не была,
Но
подарок принесла:
На
шестнадцатом году
Повстречаешь
ты беду;
В
этом возрасте своем
Руку
ты веретеном
Оцарапаешь,
мой свет,
И
умрешь во цвете лет!»
-Исполнилось
ли это заклинание? Почему?
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
–
Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
–
Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? (Магическое число
(12 месяцев)- особенность волшебных сказок.)
— Каким образом
царь попытался избежать несчастья?(Он издал указ:
«
Запрещается от нас в нашем царстве сеять лён,
Прясть,
сучить, чтоб веретён
Духу
не было в домах;
Чтоб
скорей как можно прях
Всех
из царства выслать вон»).
— Что такое
веретено и прялка? (Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства.
Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых
предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку
мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец
дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку –
подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему
поколению.
Состоит прялка из
донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель.
Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели
(волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено –
конусообразная палочка, выточенная из дерева, иногда украшенная узором).
-Послушайте
загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это? (веретено).
Из напряденных
льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут
шерсть на носочки, варежки.
-Какой
эпизод сказки иллюстрирован, прочитайте.
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядет
И за пряжею поет:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
-Кем
по-вашему была эта старушонка? Почему в сон были погружены все действующие лица
сказки?
-Сколько
лет длился сон? Почему за это время никто не мог пробраться к замку?
И
покрыл окрестность бор;
Из
терновника забор
Дикий
бор тот окружил;
Он
навек загородил
К
дому царскому пути:
Долго,
долго не найти
Никому
туда следа —
И
приблизиться беда!
Птица
там не пролетит,
Близко
зверь не пробежит,
Даже
облака небес
На
дремучий, темный лес
Не
навеет ветерок.
— Кто же разбудил
спящую царевну? От кого он узнал о спящей царевне? Что поведал ему старик?
Как
богатый царский дом
В
нем давным-давно стоит,
Как
царевна в доме спит,
Как
ее чудесен сон,
Как
три века длится он,
Как
во сне царевна ждет,
Что
спаситель к ней придет;
Как
опасны в лес пути,
Как
пыталася дойти
До
царевны молодежь,
Как
со всяким то ж да то ж
Приключалось:
попадал
В
лес, да там и погибал.
Был
детина удалой
— Испугался ли царевич
рассказа старика? Почему?
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
-Зачитаем
описание чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
— Почему в
заколдованное место смог пройти царский сын? Почему он не заснул, когда попал в
заколдованный дворец?
-Что его поразило?
Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?
Прочитайте
описание портрета царевны.
Как
дитя, лежит она,
Распылалася
от сна;
Молод
цвет ее ланит;
Меж
ресницами блестит
Пламя
сонное очей;
Ночи
темныя темней,
Заплетенные
косой
Кудри
черной полосой
Обвились
кругом чела;
Грудь
как свежий снег бела;
На
воздушный, тонкий стан
Брошен
легкий сарафан;
Губки
алые горят;
Руки
белые лежат
На
трепещущих грудях;
Сжаты
в легких сапожках
Ножки
— чудо красотой.
-Найдите
выразительные средства, использованные В.А.Жуковским для описания образов
царевны и царевича, и определить, какие из них можно отнести к чертам
авторской, а какие – к чертам народной сказки.
(О красоте
новорождённой царевны говорится при помощи сказочной формулы: «ни в сказке
сказать, ни пером описать».
В 15 лет она
«расцвела, как майский цвет», это сравнение напоминает фольклорное « как маков
цвет».
При описании
спящей царевны писатель использует сравнение «как дитя лежит», «грудь, как
свежий снег, бела» метафоры «распылалася», «пламя очей», эпитеты «воздушный
стан», «пламя сонное», «распалительным огнём», «рдеющих ланит». Такие выражения
в народных сказках не встречаются. Их придумал автор.
В тексте
встречаются и постоянные эпитеты: «губки алые», «руки белые», сравнение «ночи
черныя черней». Такие выражения характерны для народной сказки.
Для описания
царского сына использованы фольклорные приёмы: эпитет «детина удалой»,
сравнение «стрелой помчался».
В то же время царевич
описывается и с помощью литературных приёмов: эпитет «пламенные очи», метафор
«вся душа его кипит», « отуманен, распалён».)
-Как заканчивается
сказка?
И
ее поцеловал.
Вмиг
проснулася она;
И
за нею вмиг от сна
Поднялося
все кругом:
Царь,
царица, царский дом;
Снова
говор, крик, возня;
Все
как было; словно дня
Не
прошло с тех пор, как в сон
Весь
тот край был погружен.
Царь
на лестницу идет;
Нагулявшися,
ведет
Он
царицу в их покой;
Сзади
свита вся толпой;
Стражи
ружьями стучат;
Мухи
стаями летят;
Приворотный
лает пес;
На
конюшне свой овес
Доедает
добрый конь;
Повар
дует на огонь,
И,
треща, огонь горит,
И
струею дым бежит;
Всё
бывалое — один
Небывалый
царский сын.
Он
с царевной наконец
Сходит
сверху; мать, отец
Принялись
их обнимать.
Что
ж осталось досказать?
-Что же побеждает
в этой сказке?
— В предсказании
одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И
царевна оживет;
Будет
долго в свете жить;
Будут
внуки веселить
Вместе
с нею мать, отца
До
земного их конца.
-О чем говорится в
этих строках?
— Какова же
главная мысль сказки?(Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым,
нужно творить только добро).
Идея – добро
побеждает зло.
1.
При создании сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты сказок разных
народов в обработке известных сказочников. Кого не было среди них:
а)
Шарль Перро;
б) Андерсен;
в)
братья Гримм.
2.
Кто выступил в роли пророка, предсказав царице рождение дочери:
а) рак;
б)
сорока;
в)
бабочка.
3.
Сколько чародеек пригласил на пир царь Матвей, когда у него родилась дочь:
а)
десять;
б) одиннадцать;
в)
двенадцать.
4.
Почему царь Матвей не пригласил на пир ещё одну чародейку:
а)
не хотел видеть её на пиру;
б)
не хватило блюда – его разбили;
в) блюдо
было украдено.
5.
От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию незваной гостьи:
а) от
веретена;
б)
от шипа розы;
в)
от иглы.
6.
Царь предпринял много мер, чтобы у царевны не было возможности поцарапаться.
Какой меры не было в указе:
а)
запретить сеять лён;
б)
не прясть;
в) казнить
всех прях в царстве.
7. Какой
колючий кустарник «навек загородил к дому царскому пути», когда царевна и всё
царство уснуло:
а)
шиповник;
б)
терновник;
в)
крыжовник.
8.
Сколько лет длился сон царевны:
а)
сто лет;
б)
двести лет;
в)
триста лет.
9.
При описании спящей царевны автор использует слова, которые в современном языке
устарели. Что такое ланиты:
а)
Щёки;
б)
глаза;
в)
губы.
10.
«Спящая царевна» Жуковского напоминает народную сказку. Вместе с тем по
определённым приметам можно легко доказать, что это сказка литературная. Что не
является приметой литературной сказки:
а)
необычные герои;
б)
вариативность;
в)
имена героев.
Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.
Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.
Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.
Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.
Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.
Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.
Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.
Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.
Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.
2 вариант
Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.
Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.
Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.
Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.
Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.
С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.
Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.
Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.
Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.
Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.
Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями и образами, свойственными типичному национальному народу.
4 класс
Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского
Предыдущая
СочиненияАнализ рассказа Храбрый утенок Житкова
Следующая
СочиненияАнализ романа Дети капитана Гранта Жюля Верна
- Краткие содержания
- Жуковский
- Спящая царевна
Начинается сказка, как и все рассказывая о счастливой жизни царя и царицы, единственно что омрачает их жизнь только то, что у них нет детей. Царица уже обращается ко всем, к кому только можно. И вот как-то гуляя у речки встретила рака и с мольбой обратилась к нему, хотя сама с трудом верила, что желание может сбыться, но сказка есть сказка и рак оказался волшебным. Желание вскоре исполняется.
На радости государь устраивает пир, на который по обычаю приглашает добрых фей, их оказывается ровно одиннадцать. Есть еще одна старая и сварливая, но ее по причине того, что не нашлось для нее достойного столового прибора решили не приглашать. Она страшно обиделась и решила отомстить родителям самым страшным образом. По ее желанию царевна должна умереть в юном возрасте.
Толи старушка уже стала слаба в колдовстве, толи добро оказалось сильнее, но юная фея спасает свою царевну тем, что смерть заменяет ей на длительный сон. Как ни старался отец уберечь дочь, но сказанное сбывается. Все засыпают. Дворец зарастает и несмотря на попытки молодых людей проникнуть и спасти красавицу у них ничего не выходит. И только через триста лет, когда наконец появился тот кому предназначалась царевна, густые заросли расступились и царевич попал во дворец. Здесь он обнаружил, что все спят.
Стал все обходить и в самой дальней комнате нашел прекрасную царевну. Она лежала как живая, теперь надо было ее как-то разбудить. Царевич не удержался и поцеловал прелестное создание. Тот час все вокруг ожило. Собаки залаяли. Птицы запели, люди стали продолжать заниматься своими делами. Молодые люди стали гулять по дворцу встретили царя и царицу те очень им обрадовались, благословили их. И в скором времени сыграли свадьбу.
Сказка как всегда закончилась хорошо. Но при этом не надо забывать, что, когда что-либо делаешь надо относиться не только к людям, но и к ко всем внеземным силам с уважением, чтобы не обидеть их. А то придется за обиды родителей расплачиваться детям. И хорошо если есть добрая фея, которая поможет, а если нет ее тогда что делать? Сказки всегда ненавязчиво без нудных нравоучений учат добру и справедливости.
Сколько можно написать интересных сказок на один и тот же сюжет. Взять скажем прекрасную сказку о спящей красавице. С самого начала она считалась народной сказкой. Потом ее по-своему переписали братья Гримм, Шарль Перро, и вот, наконец, наш русский поэт Жуковский В.А. написал прекрасную сказку в стихах.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Биография писателя
Жуковский В. А. родился 29 января 1783 года. Он является рожденным вне закона сыном турчанки, которая была ранее в плену, и богатого помещика А. И. Бунина. Выходить в печать, как писатель, он начал довольно рано — еще в 14 лет у него был дебют со стихотворением «Мысли о гробнице». Крестный отец Василия дал свою фамилию, он усыновил мальчика по желанию помещика Бунина.
Будущий поэт получил отличное образование: в 18 лет он окончил университетский пансион в Москве. Его восхитительную балладу «Людмила» он написал в 1808 году, потом вышло еще много отличных стихотворений, а в 1809 было написано произведение «Марьина роща». Жуковский в 1831 году выпускает свой вариант развития событий о спящей царевне, а Пушкин в 1833 пишет стихотворение на ту же тему.
Краткий пересказ
Начинается рассказ поэта с характеристики и описания царя по имени Матвей и его царицы. Царствовали они вместе долгие годы, все было отлично, но были они бездетными. В один прекрасный день пошла грустящая жена царя к ручью, присела на его красивый зеленый берег и начала душераздирающе реветь. Слезы царицы не остались без ответа, молодую девушку стало жалко раку. Он попросил, чтобы она не грустила, и этой ночью в ней зародится жизнь, а через некоторое время родится красавица-дочь.
Царица благодарствовала доброму раку за такую хорошую новость, но тот уже исчез из вида. Все его предсказания вскоре воплотились в жизнь. На этом позитивном моменте и началась сказка. Далее «Спящая царевна» Василия повествует о веселом событии — рождение прекрасной дочери у Царя Матвея и его царицы.
Затем сюжет произведений у двух известных писателей (Пушкина и Жуковского) различается. У Пушкина царица умерла при рождении дитя, а у Жуковского — выжила. Жуковский пишет, что счастливые новорожденным родители приняли решение вызвать на праздник чародеек.
Произведение Жуковского о «Спящей царевне» — великолепное стихотворение. Читать его будет занимательно не только маленьким детям, но и взрослым людям.
Предсказания чародеек
Поначалу царь Матвей планировал позвать 12 фей, так как было наготовлено такое же количество блюд. Но вскоре оказалось, что одно из них испарилось. Царь Матвей принял решение не приглашать злую старуху-чародейку. Гости отлично посидели, вкусно поели, вкусно попили, начали одаривать маленькую царевну различными позитивными предсказаниями. Так как они были волшебницами, все эти потрясающие моменты обязательно должны были в будущем сбыться. Но в итоге появились не только хорошие предсказания для царевны. По окончании празднования на пир появился незваный гость — злая чародейка. Она предсказала:
- молодая царевна доживет только до 15 лет;
- в 16 лет умрет из-за укола веретена;
- царевну ждало печальное будущее и короткая жизнь.
Вот такое злостное пророчество огласила малютке злая колдунья. Но юной царевне повезло, потому что до этого 10 волшебниц успели напророчить ей все самое хорошее, а одиннадцатая колдунья все еще не сказала свой прогноз на будущее царевны.
Чтобы отменить проклятье злой чародейки, последняя из чародеек оставила свое слово:
- девушка не погибнет, а будет спать 300 лет;
- по окончании этого злостное колдовство развеется;
- молодая девушка будет долго и благополучно жить до поздней старости.
Когда Матвей узнал пророчество для своей единственной дочери от злой колдуньи, он был очень расстроен. Ни днем, ни ночью царь не мог нормально ни спать, ни есть. В скором времени издал приказ, который запретил выращивать лен, изготавливать пряжу и плести ее на веретене. А иметь его у себя в доме было также строго под запретом. Царь Матвей успокоился после своего указа, и их жизнь стала по-прежнему беззаботной.
Шли годы, девушке исполнилось 15 лет, она становилась все краше, распустилась, как цветок в апреле. В один прекрасный день царь и царица ушли прогуляться, а молодая девушка осталась одна во дворце.
Прекрасной царевне стало скучно, и она приняла решение изучить весь свой замок. Ведь во многих комнатах царевна еще никогда не бывала.
Начала царевна гулять по дворцу и увидев высокую лестницу, решила пойти по ней к маленькой комнатке. Девочке было интересно, она открыла дверь и увидела старуху, которая пряжу прядет. Это была та самая злая чародейка. Старуха передала девушке веретено, в то же время царевна укололась и заснула.
Царство сновидений
В тот же момент весь дворец и его жители были охвачены общим сном. Царь и его царица заснули, прямо стоя в обнимку на крыльце. Царская охрана окаменела, даже не выпустив из рук сабли. Хорунжий заснул на своем коне, который тоже погрузился в долголетнюю царскую спячку. Даже комары замерзли и собаки. Как повариха готовила еду, так и застыла на кухне. И огонь заснул на века.
С тех времен в это царство сна не могла прилететь птица, всякий зверь тоже не пробрался бы туда. Так прошли 100 лет. За 100 лет храбрецы, услышав рассказы своих дедов, хотели найти милую царевну и замок, но ни один из них домой так и не возвратился, поэтому большинство бросили попытки приблизиться к спящей красавице.
Храбрый царский сын
Прошло 300 лет. Однажды молодой царский сын скакал по дремучему лесу со своей охраной и немного отстал от всех. Со временем он приблизился к бору и встретил старца. Он поведал царевичу, что слыхал еще от своих прадедов о царском дворце, где спит красивая девушка и вот уже 300 лет ожидает своего спасителя. Царевич направился в место, которое указал старец. Перед конем царевича даже дремучий лес расступился, вся живая природа была рада царскому появлению.
Снять проклятие с царевны было судьбой определено одному из основных главных героев «Спящей царевны» — юному царевичу. Он нашел царский замок быстро и был удивлен, что все обитатели и насекомые, и животные в многовековом сне. Царь Матвей спал на крыльце дворца. Молодой царевич перешагнул через царя, перекрестился и отправился к своей царевне.
Дальше Жуковский долгое время описывает, как девушка была красива. Юный царский сын был влюблен в нее с первого мгновенья, он поцеловал прекрасную девочку, и она освободилась от чар. Весь царский дворец в один момент проснулся, каждый стал продолжать выполнять свои обязанности. Естественно, царь благословил на брак свою прекрасную дочь, и она стала женой своего героя. Концовкой стал пир и гулянья на весь божий мир.
Анализ произведения
Если школьникам дадут задание о написании сочинения по сказке, проведение анализа этого произведения поможет получить хорошую отметку. Также краткое содержание «Спящей царевны» Жуковского отлично подойдет для читательского дневника. Поначалу можно сравнивать сюжет произведения со сказками братьев Гримм, вспомнить, что их труд под названием «Спящая красавица» похож на стихотворение В. А. Жуковского, как и «Красавица в спящем лесу» писателя Шарля Перро. Своему же труду Жуковский дал название «Спящая царевна».
Большинство читателей интересует, что в этом стихотворении побеждают храбрые персонажи, победу получает добро и сказочная любовь.
Привычно проводить сравнение поэтического произведения Пушкина под названием «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, написанным Жуковским.
У Жуковского сюжет произведения основан на европейских произведениях, рассказанных раньше братьями Гримм и Ш. Перро. Но он перевел сказку на русский лад, добавил немало русских черт народа. Произведение построено на событиях, происходящих последовательно, в которых говорится обо всех периодах из жизни персонажей.
Описание спящей царевны в сказке Пушкина
Молодая Царевна — один из главных персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
В девушке прекрасно все, в ней сочетается как внешняя, так и внутренняя красота.
Внешность героини стала причиной испытаний, выпавших на ее долю. Вот как она описывается в произведении:
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
Но царевна всех милее, Всех румяней и белее
А.С. Пушкин сравнивает царевну с царицей-мачехой, при этом противопоставляя их друг другу.
Царица красива, как и царевна. Она «высока», «стройна», «бела».
Но характер мачехи отличается от душевных качеств девушки. Царица показывает свою гордость, «ломливость», своенравность. Она не может смириться с тем, что молодая царевна прекраснее нее.
Злость и зависть толкнули царицу на ужасный поступок — она решила избавиться от падчерицы, которую зеркало считало красивее и милее всех.
Сначала мачеха приказала служанке убить девушку. Но та не смогла причинить доброй царевне вреда и просто оставила ее одну в лесу.
Царевна не испугалась темного леса, диких зверей. Она нашла дом, в котором, по ее мнению, жили добрые люди. Дожидаясь хозяев, она убралась и приготовила еду:
Дом царевна обошла Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку
Этот эпизод показывает, что царевна трудолюбива и не боится выполнять черную работу.
Богатыри тепло приняли гостью, по ее манерам они сразу поняли, что перед ними царевна:
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.
От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила,
Молодая девушка стала богатырям милою сестрицей.
А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит, Им она не прекословит
Братья предложили ей выбрать одного из них в мужья, но царевна осталась верна своему жениху — царевичу Елисею. Это говорит о высоких моральных принципах девушки.
Эпизод с нищей показывает, насколько царевна доверчива и добра. Она даже не могла предположить, что нищенка окажется злой мачехой.
Царевна является воплощением добра, царица олицетворяет зло. Основной конфликт сказки — противостояние этих двух сил.
И, конечно же, победу одерживает добро. Елисей находит царевну, и чары рассеиваются. Она возвращается домой, венчается с женихом, а царица умирает.
Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник – вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.) – щёки.
Чело (устар.) – лоб.
Очи (устар.) – глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем