- 05.06.2021
Обновлено 15.11.2022
Полный список всех необходимых определений и понятий, построенный на открытом банке сочинений ФИПИ для ОГЭ в 9 классе (для задания 9.3).
В начале мы приведем вам сам перечень понятий. Подробное пояснение и определение каждого понятия будет ниже. Самое подробное трактование и дополнительную информацию вы сможете найти в PDF документе ниже.
- Все про сочинение 9.3
- Примеры, темы, аргументы по каждому тексту
Составитель материала: Суязова И.А. Выражаем благодарность за подготовленный документ.
Список понятий
- Авторитет
- Бескорыстность
- Благодарность
- Взаимовыручка
- Взаимопонимание
- Воображение
- Внутренний мир
- Выбор
- Драгоценные книги
- Дружба (настоящий друг)
- Доброта
- Жизненные ценности
- Забота
- Зависть
- Красота
- Любовь к жизни
- Любовь к родителям
- Материнская любовь
- Мечта
- Настоящее искусство
- Неуверенность в себе
- Нравственные ценности
- Нравственный выбор
- Общее дело
- Ответственность
- Память сердца
- Понимание
- Признать свои ошибки
- Прийти на помощь
- Проявлять внимание к человеку
- Прощение
- Решимость
- Сила духа
- Слава
- Счастье
- Творчество
- Уважение к человеку
- Фантазия
- Цель в жизни
- Чудо
Подробный список определений для задания 9.3
АВТОРИТЕТ – это положительная оценка человека людьми, мера его ценности в глазах других. Авторитет заключается в признании за человеком выдающихся достижений, знаний, умений, способностей, его особого положения в обществе. Именно авторитет позволяет человеку оказывать влияние на людей.
БЕСКОРЫСТНОСТЬ – это способность совершать хорошие поступки, не ожидая ничего взамен. Обладающие этим качеством люди оказывают материальную или психологическую помощь, не надеясь при этом получить выгоду, компенсацию и даже благодарность. Также они не подсчитывают, сколько потратили денег и времени.
БЛАГОДАРНОСТЬ – это правильное отношение к тому, кто оказал тебе помощь. Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же.
Благодарность – это чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу.
ВЗАИМОВЫРУЧКА – взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. Для проявления взаимовыручки не нужны никакие команды и централизованное управление. У человека возникает внутренняя потребность оказать помощь.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ — согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.
Взаимопонимание — это принцип здоровых отношений. Научиться понимать людей необходимо, чтобы дружба, любовь и товарищество приносили человеку только позитивные эмоции.
ВООБРАЖЕНИЕ – это свойственная людям психологическая черта, позволяющая прокрутить в голове несуществующие образы, что может быть полезным в целом…
Воображение – способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – это его внутренняя сущность, его взгляды, убеждения, нравственные качества, чувства, интересы.
Внутренний мир – это своеобразное ядро человека, определяющее его как личность.
Внутренним миром человека называют его мысли, идеи, желания, эмоции, мироощущение, представление о самом себе, других людях и мире в целом. Внутренний мир начинает зарождаться с первого дня жизни, когда человек появляется на свет
ВЫБОР – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому.
Выбор – это основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущие занятия, его судьбу.
ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ – это те книги, которые учат поступать по-человечески, понимать жизнь, любить Родину, беречь природу. Они формируют мировоззрение человека, закладывают нравственные идеалы. Незаменимым источником знаний, другом, учителем и советчиком являются именно «драгоценные книги».
ДРУЖБА – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Дружба – это обретение себя через другого, когда человек может раскрыться в полной мере, поделиться мыслями, впечатлениями, поддержать друга в трудную минуту.
Дружба, по-моему, это отношения между людьми, включающие в себя умение принимать дружескую критику, ценить того, кого считаешь другом, это способность радоваться успехам товарища и прощать его, это готовность прийти на помощь в трудную минуту и многое другое.
Дружба — это в первую очередь взаимное понимание друг друга, умение поставить себя на место другого в трудной ситуации, самопожертвование, если оно необходимо. Важно, чтобы друзья понимали смысл слова «дружба» и ценили саму дружбу.
ДОБРОТА – это незаменимое качество человека, которое ни с чем не может сравниться и нужно абсолютно всем людям. К сожалению, в наше время его категорически не хватает, а иногда про него и вовсе забывают.
Доброта — это одно из главных качеств человека, без которого намного сложнее жить. Совершая добрый поступок, мы приносим радость людям.
Доброта, на мой взгляд, это высшее достоинство человека, без которого он живое существо, лишённое главного качества — милосердия, сострадания.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Что такое жизненные ценности?
Что такое жизненные ценности? Быть может, это власть или деньги, престижная работа или новая машина? И да, и нет! Для меня жизненными ценностями являются семья, любовь, дружба, милосердие, честь и совесть, патриотизм – всё то, на чём основывается сама жизнь.
К жизненным ценностям относятся и культурные (произведения живописи, литературы, музыки, архитектуры), и общественно – политические (равенство, свобода, права человека), и материальные (деньги, предметы роскоши), и, конечно же, нравственные (любовь, дружба, верность, семья и многие другие). Все они важны.
Одной из самых главных жизненных ценностей является дружба. Безусловно, дружба – это нечто бесценное, необходимое, без чего человек не представляет своей жизни. Обязательно должны быть люди, которые ему очень дороги и на которых он всегда может положиться.
Жизненные ценности – это то, без чего невозможно прожить. Существуют четыре вида жизненных ценностей: общественно-политические, материальные, культурные и нравственные. Но самые главные, на мой взгляд, те, без которых человек не сможет существовать, — нравственные.
ЗАБОТА О ЛЮДЯХ – внимание, поддержка, оказание помощи, защита.
Забота – это деятельная любовь, желание добра и само добро, обращённое к окружающим.
Забота – это проявление своего участия в жизни другого человека. Она проявляется чаще всего в мелочах, но жизнь, как известно, и состоит из мелочей.
ЗАВИСТЬ – чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми
Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
Зависть – это довольно неприятное ощущение, вызванное раздражительной реакцией на успехи и благополучие других людей.
Зависть – это такое негативное чувство, которое подталкивает человека, не желающего признавать себя побежденным, к мести, унижению, предательству.
КРАСОТА – совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
Красота – это понятие неоднозначное, и каждый человек видит её в чем-то своём. Для кого-то красота – это окружающая его природа: реки, горы, леса, миловидные пейзажи, восход солнца или закат. Кто-то красоту видит в человеке, кто-то ищет красоту в живописи, музыке, архитектуре…
Красота – это совершенство, которое проявляется в гармонии. Видя красоту, человек испытывает чувство восторга, наслаждения.
Красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ
Любовь к жизни – это то, что даёт силы продолжать жить даже тогда, когда очень плохо и тяжело, когда не видишь никакого смысла. Любовь к жизни – это сила духа, инстинкт самосохранения, позволяющие преодолевать препятствия, не опускать рук.
Любовь к жизни – это понимание того, что жизнь является ценностью, за которую надо бороться, которую надо охранять. Человек, любящий свою жизнь, обладает ярким чувством настоящего, он открыт миру, готов любить и дарить добро окружающим, а главное – никогда не сдаётся.
Что значит любить жизнь?
Любить жизнь – это значит наслаждаться каждым прожитым днём, преодолевая все преграды. В выражении «любовь к жизни» спрятано желание прожить жизнь ярко, полезно, успешно, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ — глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают.
Любовь к родителям – забота детей о родителях, когда делается всё, что необходимо, и делается с радостью. Это необходимая физическая и материальная помощь, это моральная поддержка плюс все необходимые знаки внимания.
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
На мой взгляд, материнская любовь – это самой сильное чувство на свете, основанное на поддержке, ласке, заботе и, конечно же, душевном тепле. Также можно сказать, что материнская любовь не требует ничего взамен, не требует делать выбора – я или он.
Материнская любовь — это, прежде всего, потребность в опеке, защите и помощи ребёнку, который нуждается в этой поддержке, который не может пока самостоятельно существовать в этом мире.
Материнская любовь, имея в своей основе милосердие, сострадание, доброту и терпимость, помогает развить самые сильные стороны маленького человека.
Материнская любовь – это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда поймёт его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.
Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней…
МЕЧТА
Мечта – заветное желание, созданное воображением.
Мечта – это самое заветное желание, исполнение которого сулит счастье.
Мечта – это заветное желание человека, которое, словно маяк, освещает его жизненный путь. Мечта должна быть наполнена верой в то, что она осуществится, и надеждой, которая наполняет человека уверенностью в результате.
Мечта — это путеводная звезда нашей жизни, освещающая смыслом каждый прожитый день, это цель, которая является для нас мотивирующим фактором. Даже самая несбыточная фантазия помогает нам преодолевать различные трудности, стремиться к намеченной цели.
НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО
Настоящее искусство – это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.
Настоящее искусство — это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих. Это не жалкие, бессмысленные песни, сочинённые во имя славы, не картины, которыми можно завесить дыру на обоях, и не стихи, где рифму ещё можно разглядеть, а смысл – нет. К настоящему искусству мы отнесём те произведения, в которые автор вложил самого себя и которые будоражат души и умы людей.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Неуверенность в себе — это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка.
Неуверенность – это внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять правильное решение. Она подразумевает под собой низкую самооценку, сомнение в своих физических и духовных силах…
Неуверенность в себе характеризуется несколькими признаками: это сомнение в правильности выполнения своих действий, чувство страха перед какими-то действиями, боязнь ответственности, закомплексованность.
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Нравственные ценности — это моральные и этические принципы, которые мы считаем правильными и важными. В них входят любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство и другие.
Главной нравственной ценностью личности является добро – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного. Кроме этого, к нравственным ценностям относятся долг и моральный выбор, совесть, дружба, любовь, вера, бескорыстие, честь и достоинство, патриотизм…
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких. Мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие… Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения.
Любой выбор направляет жизнь человека в определенное русло, которое тот способен изменять. Нравственного выбора не могут избежать даже правители государств, поэтому вся мировая история, все человечество держится на морали избранных. Но личный нравственный выбор не менее важен: он характеризует самого человека, показывая, какой он – хороший или плохой, друг или нет…
Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, то есть выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный его выбор.
Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердием или равнодушием, совестью или бесчестием, законом или беззаконием… Его совершает каждый человек на протяжении всей жизни, возможно, не один раз.
Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием… Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор — это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека.
ОБЩЕЕ ДЕЛО – совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату.
Думаю, общее дело – это работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Если эта работа выполняется согласованно и дружно, то такой результат обязательно будет обеспечен.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность — это способность отвечать перед кем-либо за свои действия и поступки.
Ответственность – это необходимость давать отчёт о своих действиях, поступках, а также обязанность отвечать за их возможные последствия.
ПАМЯТЬ СЕРДЦА – это воспоминания о теплых, милых, радостных, романтичных, неловких, грустных, смешных, может быть, даже трагичных, моментах жизни. Они помогают жить.
Память сердца – это то, что не забывается и остаётся в памяти человека до самой смерти. Как правило, в нашей памяти сохраняются самые сильные впечатления, также не забываются добрые люди и те, с кем было легко, светло и хорошо. Надо хранить её, память сердца!
ПОНИМАНИЕ
Слово понимание, на мой взгляд, имеет несколько значений. Это способность проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, осознать его; это состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь. Такое лексическое значение даётся в толковом словаре. Но есть еще одно значение, которое проявляется в понимании другого человека, его душевного состояния, его переживаний, в понимании сути его поступков.
ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ
Признать собственные ошибки – значит взять на себя ответственность за их совершение, понять свою неправоту.
Почему важно уметь признавать свои ошибки?
- Принять собственную ошибку и исправить её может далеко не каждый: многие считают, что человек, признав ошибку, проявляет слабость. Однако он должен уметь признавать свои ошибки по нескольким причинам: первая – человек, признавая допущенную ошибку, берет на себя ответственность за содеянное, подтверждая, что он чего-то не умеет, не знает; вторая – стараясь её исправить, человек становится лучше, он прислушивается к голосу совести.
- За умением признавать свои ошибки прячется умение владеть эмоциями, знание своих недостатков и умение работать с ними, уважение к мнению другого человека. К сожалению, признание ошибки может произойти не сразу, но очень важно, чтобы оно все-таки произошло.
ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ
Что значит прийти на помощь?
Прийти на помощь — значит оказать помощь, выручить в трудную минуту, протянуть руку помощи тогда, когда человек нуждается в поддержке.
Прийти на помощь – значит поддержать, протянуть руку помощи, спасти, выручить, принять участие в решении проблем, не требуя ничего взамен, то есть помочь от чистого сердца.
Прийти на помощь – значит позаботиться о больных или пожилых людях, о тех, кто попал в беду, кто нуждается в сочувствии.
ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ – значит заботиться о нём, окружать его вниманием.
Проявлять внимание к человеку – значит заботливо, тепло, сострадательно относиться к нему, понимать его нужды и духовные потребности.
Почему важно проявлять внимание к людям?
Каждому из нас необходимо проявлять внимание к окружающим, потому что иногда возникают такие жизненные ситуации, когда кто-то попадает в беду и отчаянно нуждается в помощи других. Именно в этот момент внимание к нему может помочь выстоять, не сломаться… Проявление тепла и внимания к такому человеку может вернуть ему желание жить или спасти.
ПРОЩЕНИЕ – это освобождение от энергии ненависти, ярости и злости.
Прощение – это свойство человека не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.
Говорят, простить – значит понять. Прощение— это отпущение вины, освобождение от наказания.
Нужно ли уметь просить прощения?
Человеку нужно уметь просить прощение, чтобы избавиться от мучающих обид, злобы, ненависти, непонимания, упрёков, осуждений, неприязни, ревности – от всех этих негативных чувств, эмоций, мыслей и состояний по отношению к другим людям. Прощение научит его, как обрести душевное равновесие с самим собой и окружающими людьми.
Когда человек просит прощение, он очищает свою душу. Поэтому так важно уметь говорить слово «прости».
Человеку нужно уметь просить прощение, потому что прощение необходимо и обиженному, и обидчику. Ведь обида и гнев рождают в душе много неприятных чувств, избавиться от которых помогает только одно – прощение.
Человеку нужно уметь просить прощение, необходимо найти силы попросить прощения у того, кого он обидел, или простить человека, который обидел: на душе сразу же станет легче.
Задеть, обидеть человека легко, а вот загладить вину и попросить прощения очень трудно. Надо обязательно попросить прощение у того, кого обидел, потому что всякий раз, когда мы просим прощение, на душе становится легче.
РЕШИМОСТЬ – отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений, смелость.
Решимость – смелость, готовность принять и осуществить своё решение.
Решимость – это умение человека принимать своевременные, обоснованные и твёрдые решения и воплощать их в жизнь.
Словарь синонимов приписывает решимости такие значения, как смелость, храбрость, готовность. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет решимость как смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений.
Решимость – это эмоциональное состояние, отражающее готовность человека не только к началу действия, но и к доведению этого действия до конца.
Решимость – это умение сделать первый шаг и повести за собой остальных, оценивая риски.
СИЛА ДУХА
Сила духа – это внутренняя сила человека, не дающая ему «сломаться» и поступить неправильно. Она проявляется в силе воли, стойкости, решимости и способности твёрдо стоять на ногах, несмотря на страхи и жизненные препятствия.
Сила духа – это внутренняя сила человека. Прежде всего, она проявляется в его поступках в различных жизненных ситуациях. Человек, обладающий силой духа, способен преодолеть любые жизненные трудности и выйти из них победителем.
Сила духа – это одно из основных нравственных качеств человека, которое может быть сформировано с помощью упорства в преодолении трудностей. Только благодаря силе духа человек имеет возможность добиваться своих целей, преодолевать самые сложные препятствия.
Сила духа – качество, позволяющее не просто выживать в сложных условиях. Это ещё и способность, дающая человеку возможность действовать.
СЛАВА — это известность, репутация, восхваление.
Слава – почетная известность как свидетельство всеобщего признания чьих-л. заслуг, таланта, доблести.
СЧАСТЬЕ
Что такое счастье?
Счастье – это волшебное чувство, которое возникает в человеке в этот момент, когда его переполняет чувство радости и искреннего восторга, он словно светится изнутри. В состоянии счастья человек думает позитивно, он не накапливает вокруг себя негатива, не чувствует его.
Счастье — это чувство наслаждения, которое возникает, когда воплощаются заветные желания сердца человека.
Счастье — уникальное и единственное состояние, когда человек всем сердцем чувствует, что его жизнь прекрасна.
ТВОРЧЕСТВО — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, это создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
Творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
Творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире.
Творчество — это самовыражение. Творческие личности, создавая что-то новое, ранее не встречавшееся в мире, раскрывают своё видение окружающего мира.
Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, двигается вперед научный прогресс.
УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
Уважение к человеку— это позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. (Википедия)
Что значит уважать человека?
Уважать человека — это принять его таким, какой он есть, не пытаясь изменить. Уважать — это значит не осуждать другого за его действия, поведение или мышление, не упрекать и не ожидать, что будет как-то иначе.
ФАНТАЗИЯ – способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение.
Фантазия – это представляемая человеком ситуация или желание, которые не соответствуют реальности, ведь фантазировать – это значит мечтать.
Фантазия – это мысленный процесс, благодаря которому человек способен представить в своей голове различные места и предметы, не существующие в реальности.
ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ – это самое большое желание, самое сильное стремление, главная задача, которую вы хотите реализовать.
Цель жизни — это предназначение человека, основной смысл его появления на свет.
Почему у человека должна быть цель в жизни?
- Жизненная цель необходима человеку, чтобы жить со смыслом. Цель в жизни позволяет двигаться вперёд, не обращая внимания на трудности и проблемы. Двигаясь к цели, преодолевая препятствия, мы становимся сильнее.
- Без цели невозможно чего-то добиться. Она позволяет реализовать все свои желания и мечты. Человек, который знает, чего хочет, достигнет успеха.
ЧУДО
Чудо — это небывалое, необычное, то, что вызывает удивление.
Чудо – крайне маловероятное событие.
Можно ли делать чудеса своими руками?
Мне кажется, что чудо можно сделать не только своими руками, но и своими поступками. Человек может показать фокусы – это чудо, может излечить от физической и душевной боли – это тоже чудо. Но не только в этом проявляется чудо: оно – в улыбке, в любви, в рождении ребёнка, в дружбе…
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
6
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ 9.3 (курсивом даны примеры комментариев)
1)
БЕСКОРЫСТИЕ
(бескорыстность) – это отсутствие жадности, заботы о личной выгоде.
Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.
2) БЛАГОДАРНОСТЬ – это чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.
Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же.
3)ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
[верность любви, верность моральному долгу, верность солдатскому долгу]
Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.
4) ВЕЖЛИВОСТЬ –нравственно- этическое качество личности, выражающееся в уважительном отношении человека к другим людям и проявляющееся в корректном, тактичном поведении.
Вежливость воспитывается с детства и является показателем воспитанности и образованности.
5) ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации.
В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
ВЗАИМОВЫРУЧКА — взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком либо деле.
ВЗАИМОВЫРУЧКА -взаимная помощь, поддержка.
6) ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности.
Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
7)ВЫБОР— это осознанное принятие одного решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение определённого варианта всем другим.
С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость.
Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
ВЫСОКОМЕРИЕ– отрицательное качество, проявляющееся в презрении, неуважении к окружающим, в принижении их достоинств, гордости за себя, надменном поведении.
Высокомерный человек считает себя лучшим из всех людей.
9) ГЕРОИЗМ – это мужество, стойкость, способность совершить подвиг во имя жизни других людей, [независимости и процветания Родины].
Герой бессмертен, потому что его подвиг остаётся в памяти людей.
Как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз».
10) ГОРДОСТЬ – это высокая оценка собственных заслуг. Это качество трактуется неоднозначно, потому что оно может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от проявлений гордости. Человек может адекватно и по достоинству оценивать свои достижения, но не принижать других людей, и тогда это позитивное проявление гордости. Негативное проявление этого качества – гордыня. Ее отличает высокомерие, пренебрежение к окружающим.
11) ДЕТСТВО– это период жизни человека, когда он только начинает знакомиться с миром.
Счастливое детство навсегда остается в памяти, согревая человека, а несчастное накладывает негативныйотпечаток на его жизнь.
12) ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
* ДОБРО — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий.
Добрый человек всегда готов защитить слабого, помочь обиженному. (Доброта и добро — разные понятия!)
13) ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ–это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер и взгляд на жизнь, развивают воображение,закладывают основы нравственности.
Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
14) ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности.
Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
15) ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ—это взгляды и убеждения,которые каждый человек определяет для себя наиболее важными и значительными. Это, например, порядочность, любовь, успех, карьера, власть.
Каждый из нас начинает выбирать для себя ценности еще ребенком и продолжает это делать на протяжении всей жизни.
16) ЗАВИСТЬ – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Это чувство разрушает человека, толкает его на страшные поступки, мешает ему жить с чистой совестью.
17) ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей сердечной привязанности.
Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
ЛЮБОВЬ — глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
ЛЮБОВЬ — чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанностик родине, к родителям, к детям.
18) МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — чувство нежности и привязанности матери к своему ребёнку.
Это одно из самых прекрасных и сильных чувств, это сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
Я считаю, что любовь матери —- это то, на чём держится весь мир.
Материнская любовь– это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким.
19) ИСКУССТВО –это творческое отображение действительности в художественных образах.
ИСКУССТВО – это способ понимания и отображения действительности с помощью творчества.
Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению.
НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО – это могучая сила, которая волнует душу.
Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
20) КРАСОТА — эстетическая категория, обозначающая совершенство объекта, доставляющего эстетическое и нравственное наслаждение наблюдателю.
Само понятие красоты, думаю, субъективно: кому-то нравится одно, кому-то другое. Но если мы говорим о красоте природы, то тут, мне кажется, люди единодушны в оценках. Всем нравится восход или закат солнца, никого не оставит равнодушным водопад или ласковая морская волна…
Если говорить о красоте людей, то она проявляется в красоте души.
21) МИЛОСЕРДИЕ — это такое качество человека, которое побуждает его проявить сострадание, оказать нуждающемуся помощь, разделить с ним тяготы и лишения.
Милосердие присуще неравнодушным людям, способным сопереживать.
22) МУЖЕСТВО– это качество личности, проявляющееся в спокойной храбрости, присутствии духа в момент опасности.
Это та сила, которая есть в человеке. Именно она заставляет его совершать невозможное, преодолевать самого себя во имя великой цели – спасения людей, спасения Родины.
23) НАДЕЖДА– это состояние человека, при котором он не теряет веры в возможность осуществления желаемого.
Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации.
24) НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ–качество личности, проявляющееся в низкой самооценке, отсутствии веры в себя.
Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей.
Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться.
25) НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это самоопределение личности в отношении моральных ценностей, принятие решения о нравственно значимом поступке, поведение человека в нравственно критической ситуации по своему убеждению.
Мы часто оказываемся в ситуации нравственного выбора, когда нужно решить, как поступить: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.
26) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ— стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.
Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, может принимать решения не только за себя, но и за других.
27) ПРИЗВАНИЕ – это склонность человека к какому-то делу, профессии.
Если человек правильно понимает своё призвание, обладает способностями в избранной сфере деятельности, он может работать с полной самоотдачей, при этом получая удовольствие от процесса и прекрасные результаты.
28) ПРЕДАННОСТЬ — верность и непоколебимая приверженность, основанная на любви и проявляемая даже в трудных обстоятельствах.
Преданный человек не способен на предательство и низость по отношению к другу.
Преданность свойственна и животным. Это чувство очень сильное, поэтому преданным людям и животным иногда свойственно самопожертвование.
29) РАВНОДУШИЕ – это безразличное, безучастное отношение к окружающему, происходящему.
Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности. Поэтому всегда, являясь свидетелем какого-либо происшествия, необходимо помочь человеку или животному, находящемуся в беде.
30) РОДИНА — это страна, в которой человек родился и гражданином которой является, а также место, где он рос, познавал мир.
Родина – это ещё и родной язык, семья, люди, которые связывают нас с определённой землёй.
Человек без родины – сирота.
31) САМОВОСПИТАНИЕ– это сознательная работа над самим собой, над устранением плохих качеств характера и формированием положительных черт.
Самовоспитаниенеобходимо для развития личности, оно должно продолжаться всю жизнь.
32) СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее.
Это качество помогает человеку находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
33) СКУПОСТЬ– это качество личности, выражающееся в жадности, неумеренной бережливости.
Скупыелюдисосредоточены на накоплении и сохранении материальных ценностей.Из-за своей жадности они перестают замечать близких людей и теряют друзей.
34) СМЕЛОСТЬ– это положительная черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, зачастую связанных с риском и опасностью.
Смелость — это не обязательно отсутствие страха, но умение быть сильнее страха.
35) СОВЕСТЬ— это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
Совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.
36) СОСТРАДАНИЕ– это способность переживать несчастья и горести другого человека (или животного) как свои.
Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.
37) СПРАВЕДЛИВОСТЬ— это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это умение рассудить по совести, правильно оценить происходящее, поступить по закону и морали.
Справедливый человек всегда стремится к правде.
38) СЧАСТЬЕ–это состояние полного удовлетворения жизнью.
СЧАСТЬЕ– это состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости.
СЧАСТЬЕ – это чувство восторга, переполняющее душу.
Думаю, счастье приходит к тому, кто делает счастливыми других, кто создаёт мир добра.
Приносить счастье могут разные вещи. Для одних – это богатство. Для других – здоровье. Для третьих – успех.Моё счастье связано с благополучием родных, их любовью, удовольствием от самореализации.
39) ТАЛАНТ— выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наибольшему успеху в той или иной области.
Талантливые люди привлекательны и интересны в глазах других людей.
Я считаю, что надо развивать те способности, которые человеку даны Богом. Только работая над собой, человек открывает все грани своего таланта.
40) ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ– это способность проявлять сострадание, доброту, прийти на выручку нуждающимся.
Это очень хорошее качество, ведь люди, обладающие человечностью, уважают других, сочувствуют, помогают в трудную минуту.
С проблемой отсутствия человечности сталкивается в жизни каждый из нас. В какие-то моменты жизни, особенно в тяжёлые периоды, нам бываетнеобходима поддержка, заботливое отношениедругих людей.
41) ЧЕСТЬ– это стремление человека всегда сохранять свое достоинство, не поступаться принципами, беречь свои нравственные качества в любой ситуации.
Честь надо «беречь смолоду», как гласит поговорка, то есть всегда следует поступать по совести, быть человеком честным, смелым и ответственным перед людьми.
42) ЭГОИЗМ – это качество личности, которое выражается в себялюбии; чрезмерном внимании к собственным потребностям, предпочтении своих интересов интересам других людей.
На мой взгляд, эгоист не может быть по-настоящему счастливым, так как он тратит всю свою энергию на удовлетворение собственных потребностей, не замечает проблем других людей и не может почувствовать радость от бескорыстной помощи другим.
Новые понятия из последнего пособия И. Цыбулько и с сайта ФИПИ (19-20 уч.год)
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ- обоюдное понимание и согласие сторон.
УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ- чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; почтение.
ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ- заботливо относиться к другому.
ЗАБОТА О ЛЮДЯХ- это внимание к потребностям, нуждам кого-либо, оказание поддержки.
ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ- поддержать, выручить в трудную минуту.
ОБЩЕЕ ДЕЛО- совместные действия, общая работа.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- добросовестность.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — способность и готовность человека отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
АВТОРИТЕТ- общепризнанное значение, влияние.
ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ- осознать неправильность своих действий и принять ответственность за их результат.
ЧУДО- нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление, восхищение.
ФАНТАЗИЯ- творческое воображение, способность выдумывать, представлять что-либо.
ТВОРЧЕСТВО- процесс созидания материальных и духовных ценностей (а также результат такой работы).
ПАМЯТЬ СЕРДЦА- это глубокие впечатления от увиденного и пережитого человеком.
ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ — оптимистичное отношение к жизни, умение радоваться простым вещам.
(жизнелюбие)
ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ- чувство нежности, искренней и глубокой привязанности к отцу и матери.
ПРОЩЕНИЕ- проявление снисходительности, отказ от желания мстить, снятие вины с кого-либо.
СЛАВА- широкая известность, как правило, сочетающаяся с почётом, уважением, восхищением.
СЛАВА- репутация, общее мнение о ком-либо, чём-то.
РЕШИМОСТЬ- смелость, готовность принять решение и осуществить его.
ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ- то, к чему стремится человек, чего хочет достичь.
ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ -та большая задача, которую человек стремится в жизни реализовать.
Все выделенные жёлтым понятия (и в первой части документа) представлены в заданиях банка ФИПИ
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — это ответственность, чувство долга, умение правильно понимать и оценивать окружающее.
Сознательность позволяет отдавать себе отчет в происходящем и понимать, как следует поступать в той или иной ситуации. Это также способность к самоконтролю и самоанализу, к самокритике.
ТЩЕСЛАВИЕ— стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства.
Тщеславный человек желает слышать от других людей лесть.
ВЗРОСЛЕНИЕ – процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, который происходит в жизни каждого человека.
К нему приходят, как правило, в подростковом возрасте или юности. Получая определённый жизненный опыт, человек становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.
ЖЕСТОКОСТЬ – это грубое отношение к людям и животным.
Жестокость говорит о том, что человек считает себя вправе наносить ущерб кому-либо, причинять боль, душевные мучения и страдания.
Жестокость – это разрушительная сила. И это утверждение можно доказать конкретными примерами.
ВЕЛИКОДУШИЕ – это проявление щедрости, доброты – широты души; это качество, противоположное эгоистичному отношению к людям и к миру.
Великодушный человек меньше всего думает о собственной выгоде, а в первую очередь заботится о других, даже в самых сложных ситуациях.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – это важное качество сильной личности, которое проявляется в стремлении достичь поставленной цели несмотря на все препятствия.
Целеустремленность отдельно взятой личности может стать причиной глобальных изменений в обществе и природе.
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ— это знания, умения, привычки, приобретённые в течение жизни, подготовляющие человека к решению жизненных задач.
Получая определённый жизненный опыт, человек становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.
СИЛА — это физическая и моральная возможность активно действовать.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это стремление к приобретению новых знаний о мире, который окружает человека.
Любознательный человек живо интересуется всем, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. У него открытое, активное, душевное и доверительное отношение к миру.
РАСКАЯНИЕ – это чувство сожаления о содеянном.
Раскаяние – первый шаг на пути к исправлению.
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР —способность человека проявлять свою силу: настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.
Сильный характер помогает человеку поступать по совести, проявлять смелость, ставить интересы окружающих выше собственных.
(СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР —способность человека проявлять волю, стойкость, упорство в достижении цели.)
МЕЧТА—предмет желаний, стремлений.
Это высшая цель, к которой все стремятся, а осуществление мечты помогает людям стать счастливыми, потому мы бережем мечту сильнее всего.
ВООБРАЖЕНИЕ – это способность сознания человека представлять то, чего нет в реальной жизни, возможность человека мыслить творчески.
Воображение очень хорошо развито у детей, но с возрастом человек часто теряет эту замечательную способность.
ДУШЕВНОСТЬ — сердечность, теплота и добрая внимательность к человеку.
Душевность выражается в искренней благодарности, доброжелательности, отсутствии корыстных помыслов.
СИЛА ХАРАКТЕРА – это способность человека достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности и различные препятствия и отстаивать свои убеждения.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их.
У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения.
На чтение 13 мин Просмотров 41.8к.
Обновлено 23 октября, 2020
Для сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку на тему: «Что такое понимание» необходимы аргументы из литературы и жизни. Ученикам нужно уметь не только излагать собственную точку зрения, но и подтверждать её приведенными примерами. Для этого лучше всего подходят художественные произведения, биография и высказывания отечественных и зарубежных писателей, а также философов и других известных личностей. Нельзя забывать и про народную мудрость, прошедшую сквозь века и дошедшую до наших времён.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «понимание»
- Синонимы к слову «понимание»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Проблема
Что такое понимание и как к нему прийти.
Отношение автора к проблеме
Человеческая способность понимать друг друга связывает людей и позволяет им чувствовать себя нужными и счастливыми. Только общаясь, человек может понять другого, согласиться с ним. Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, однако далеко не все умеют общаться должным образом. У некоторых личностей всё сводится просто к передаче информации, не более того. На этом фоне возникает множество конфликтов и ссор, избежать которых можно лишь поняв позицию человека. А понимание всегда приводит к согласию, которое является основанием для дружбы и любви. Именно поэтому так важно уметь понять человека, поставить себя на его место.
Аргументы
- Понимание связывает людей и делает их единым целым.
- Там, где есть понимание – никогда нет конфликтов.
- Близкий человек может понять с полуслова.
- Не всегда можно понять другого человека при помощи слов.
- Умение понимать окружающих помогает расположить их к себе.
- Счастье заключается в понимании.
- Понимать человека – значит чувствовать, когда ему необходима поддержка.
- К пониманию приводит только искреннее общение с людьми.
- Для того чтобы понять человека, нужно попытаться представить себя на его месте.
- Понимание – ключевой фактор полноценной жизни.
Эпитеты к слову «понимание»
Сознательное, общепринятое, интуитивное, глубинное, сочувственное, трезвое, отчётливое, углублённое, личное, традиционное, чёткое, адекватное, превратное, особенное, материалистическое, всеобъемлющее, ясное, ошибочное, неверное, однозначное, целостное, привычное, недостаточное, современное, неполное, извращённое, поверхностное, теоретическое, привычное, философское, тонкое, объективное, одностороннее, обычное, здравое, истинное, рациональное, восторженное, глубокое, жадное, живое, исключительное, концентрированное, ледяное, молчаливое, напряженное, необыкновенное, неослабевающее, неослабное, неусыпное, обостренное, общее, огромное, ослабленное, острое, подчеркнутое, постоянное, пристальное, пытливое, рассеянное, сконцентрированное, снисходительное, сосредоточенное, строгое, сугубое, тревожное, усиленное, целенаправленное, чрезвычайное, широкое, большое, дружеское, дружественное, душевное, живое, заботливое, заслуженное, исключительное, ласковое, материнское, мудрое, напряженное, необыкновенное, неослабевающее, неослабное, неустанное, особое, отцовское, почтительное, предельное, предупредительное, приветливое, пристальное, редкое, сердечное, сочувственное, теплое, товарищеское, человеческое, молчаливое, абстрактное, частичное.
Синонимы к слову «понимание»
Согласие, осприятие, представление, знание, трактовка, толкование, осмысление, осознание, видение, признание, разумение, видение, освоение, овладение, взгляд, признание, принятие, мнение, умение, опытность, точка зрения.
Примеры из художественной литературы
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
В романе М.А. Булгакова два человека с абсолютно разным пониманием жизни вели спор об истине. Этими людьми были Иешуа Га-Ноцри и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Иешуа утверждал, что все люди в мире добрые, прокуратор же для доказательства собственного мнения показал заключённому по-настоящему злого человека Марка Крысобоя, избивающего беззащитного человека. Несмотря на увиденное, Иешуа не отказался от своих слов, а наоборот пожалел центуриона, говоря о том, что он стал злым из-за того, что его изуродовали. Понтий Пилат увлёкся красноречием своего собеседника и, найдя причины для помилования, решил оправдать его. Но неожиданно выясняется ещё одно обвинение в адрес Иешуа, единственно возможным наказанием за которое была смертная казнь.
Услышав обвинение, Га-Ноцри сразу же согласился с ним, считая, что говорить правду легко и приятно, поэтому истину скрывать не стоит. Иешуа говорил простые вещи, но в них заключался весь жизненный смысл. «Добрый человек» понимал жизнь как никто другой, и пытался передать своё мировоззрение окружающим, за что и попал под стражу.
Беседа с Га-Ноцри перевернула весь мир Понтия Пилата. Прокуратор чувствовал правоту в словах собеседника и искренне хотел спасти его, однако страх потерять репутацию и разрушить карьеру оказался сильнее, а Иешуа не захотел отречься от своих слов. Таким образом, казнь оказалась единственным выходом. Иешуа покинул этот мир, но успел передать своё понимание жизни прокуратору, который до конца дней не мог простить себя самого.
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Один из главных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов противопоставляется окружающей его дворянской среде. Он резко выделяется на общем фоне не только своими манерами, но и внешностью. Умный и естественный взгляд вызывает беспокойство у таких людей, как Анна Павловна Шерер. Именно поэтому она сразу невзлюбила нового посетителя своего салона. При помощи приёма противопоставления Л.Н. Толстому удалось в полной мере раскрыть душевные качества этого героя, показать его искренность, благородство и честность.
Вся жизнь Пьера переменилась после смерти его отца. Получив титул графа, молодой человек оказывается в центре внимания ещё недавно враждебно настроенного светского общества. Приобретённое богатство погрузило его в поток беззаботной жизни, откуда он оказался не в силах вырваться. Итогом такого беспутного существования стала женитьба на Элен Курагиной. Пьер догадывался о её глупости и подлости, но не хотел видеть этого, находясь в плену красоты своей обаятельной супруги. Со временем ложь раскрылась, и к нему пришло понимание всей низости, которая его окружала. С этого момента начинаются духовные искания Пьера, и он оказывается в обществе масонов. Не сразу граф Безухов понял, что масонские замыслы не такие уж бескорыстные, он действительно верил в то, что всё делается ради блага народа. После осознания бесплодности их идей, Пьер навсегда покинул ряды масонов, посчитав не возможным жить как раньше.
Через множество испытаний прошёл Пьер и обрёл себя только в семейной жизни с Наташей Ростовой. Любовь к ней и детям стала смыслом его жизни. Пьер понял главную истину: пока живёшь, существует и счастье.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Татьяна Ларина – это воплощение женского идеала А.С. Пушкина. С раннего детства Татьяна отличалась от других девочек, её не интересовали их игры и занятия, она предпочитала находиться наедине с самой собой и природой. Главной героине было близко всё деревенское: быт, порядок вещей, традиции. Книги заменяли ей беседы с близкими людьми, наверное, поэтому девушка чувствовала себя чужой в родной семье. В романах Татьяна находила всё, чего ей не хватало в реальной жизни: эмоции, захватывающие приключения, благородных рыцарей. Её пленило всё необыкновенное. Именно поэтому она так быстро полюбила Евгения Онегина, который совершенно не был похож на обыкновенных деревенских юношей.
Влюбившись, Татьяна целиком поддалась новому чувству, позабыв обо всех нормах и приличиях. Не задумываясь, она решилась на отчаянный шаг, немыслимый для приличной девушки того времени. Главная героиня первая призналась в любви Онегину, сообщив ему это в письме. Это говорит о её естественности и чистоте сознания, незапятнанного навязанными предрассудками и устоями. Отказ возлюбленного нанёс Татьяне огромный удар, но произошедшее в скором времени событие изменило её судьбу навсегда. Онегин убил на дуэли жениха Ольги и уехал из деревни. Находясь в горестных раздумьях, главная героиня попала в дом Евгения, в его кабинет. Именно здесь к ней пришло понимание истинной натуры того, кого она любила. Она поняла, что придуманный ею идеал, на самом деле являлся бездушным представителем светского общества, он был всего лишь пародией на героя, а не самим героем.
Это понимание помогло Татьяне увидеть Онегина в другом свете и осознать, что их совместное будущее невозможно. Кроме того, она приняла решение построить свою судьбу и удачно вышла замуж за богатого и влиятельного генерала. Роскошная городская жизнь сделала невзрачную деревенскую девушку настоящей светской львицей. Именно такой её и повстречал на одном из приёмов Онегин. Теперь уже он пытается завоевать сердце Татьяны, но получает незамедлительный отказ. Главная героиня не способна была опуститься до измены и запятнать честное имя своего мужа. Она понимала, что прошлое должно оставаться в прошлом, выбор уже сделан и жить нужно соответственно ему.
Примеры из жизни
- Более тридцати лет Махатма Ганди был вдохновителем и организатором индийского национально-освободительного движения. Его колоссальное влияние на людей было обусловлено пониманием традиций, верований и психологии своего народа. Благодаря блестящему знанию текстов священных книг и религиозной поэтики он всегда мог найти подходящие слова, затрагивающие человеческую душу, для выражения собственных идей. Ганди обрёл особое значение из-за использования в своей философии глубинных, укорененных в сознании масс пластов древней индийской культуры. Заявленные Ганди принципы ненасильственного сопротивления были близки народу и его идеалам. Кроме того, Махатма умел подобрать образы и слова, которые понимали простые люди. Именно понимание легло в основу взаимодействия этого человека и остального населения. Индийский лидер очень тонко чувствовал настроение своего народа, поэтому умел во время пойти на компромисс, чтобы избежать проявления насилия. Его умение понять каждого и понять мировое устройство в целом увековечило имя Махатма Ганди, идейного и нравственного руководителя освободительного движения Индии.
- В основе любого понимания лежит общения, а самым известным разработчиком навыков эффективного общения является Дейл Карнеги. Вся деятельность американского педагога, писателя и оратора была направлена на изменение отношения к себе и окружающим. У Дейла в школьные годы совершенно не было друзей, мальчик сильно комплексовал из-за бедственного положения своей семьи. Кроме того, работа на ферме занимала очень много сил и времени. Способность красноречиво и выразительно говорить открылась у Карнеги во время посещения дискуссионного кружка, куда он записался, чтобы избежать одиночества. Родители Дейла, несмотря на финансовые трудности, всеми силами пытались дать достойное образование своим детям. После школы, юноша поступил в педагогический колледж, где его ораторское мастерство развивалось в ускоренном темпе. Колледж закончить, Дейлу не удалось из-за проваленного экзамена по латинскому языку, но он не отчаялся и открыл образовательные курсы для фермеров в родном городке. Со временем он переехал читать лекции в Нью-Йорк. Его курсы стали пользоваться огромной популярностью, потому что психологическая помощь и уверенность в светлом будущем оказались так необходимы людям во время разгара экономического кризиса. В 1926 году в свет вышла первая книга Карнеги «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров». В течение следующих десяти лет педагог пришёл к пониманию того, что людям мало уметь красиво говорить, им хочется менять мировоззрение окружающих и влиять на принятие решений. Результатом этих размышлений стала книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», ставшая самым популярным произведением Карнеги. Издание разошлось миллионными тиражами и сделало автора миллиардером.
Народная мудрость
- «В недружной семье добра не бывает». В данной пословице говорится о том, что в семье, где нет понимания, не будет и добра. Согласие – основа счастливой семейной жизни.
- «Где любовь и совет, там и горя нет». Смысл данной пословицы заключается в том, что горю нет места в жизни людей, которые живут в любви и согласии.
- «В согласном стаде волк не страшен». В этой пословице идёт речь о взаимопонимании, которое сплачивает людей. Даже стадо овец может спастись от волка, благодаря сплочённости и взаимодействию.
- «Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит». Наши мудрые предки знали, что согласие всегда приводит к хорошему, а в споре можно обрести себе противника на всю жизнь.
- «Понимание крепче каменных стен». В данной пословице говорится о то, что понимание защищает человека лучше каменных стен.
- «Лад и согласье – в любом деле счастье». Смысл этой пословицы заключается в том, что согласие в любом деле – залог счастья.
- «Разрозненные гуси – добыча для сплочённых ворон». В данной пословице говорится о том, что сплочённость – залог победы. Даже мелкие вороны способны стать угрозой для гусей, если те действуют не сообща.
- «На что и клад, когда в семье лад». В этой пословице говорится о том, что главное в семейной жизни – это мир и покой. Остальное всё – второстепенно.
- «Намёки да попрёки – семейные пороки». Наши предки относили к порокам намёки и попрёки. Они призывали к взаимопониманию в семье, тогда все её члены будут счастливы.
- «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает». В данной пословице говорится о том, что семья, в которой мир и согласие, всегда будет счастлива. Счастье любит тех, кто его бережёт.
Афоризмы
- «Понять другого — значит этим другим хотя бы на час стать». Великая русская поэтесса М.И. Цветаева писала, что, для того чтобы понять другого человека, необходимо поставить себя на его место. Трудно понять то, что нам не свойственно.
- «Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой». Английский писатель Оскар Уайльд говорил, что понимание в любви всегда приводит к женитьбе.
- «Хотите понять других – пристальнее смотрите в самого себя». Английский писатель Оскар Уайльд считал, что для понимания окружающих необходимо в первую очередь разобраться в самом себе.
- «Но кто может льстить себя надеждой, что был когда-либо понят? Мы все умираем непознанными. Так говорят женщины и так говорят писатели». Французский писатель Оноре де Бальзак говорил о том, что все люди остаются непонятыми до конца. Нам может только казаться, что кто-то понял нас, как самого себя.
- «Самым непонятным в нашем мире является то, что он все-таки понятен». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн говорил, что в нашем мире всё понятно, нужно лишь только захотеть это понять.
- «Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все». Итальянский монах-философ Джордано Бруно считал, что умные люди никогда не будут думать, что знают достаточно. Их жажда к знаниям никогда не удовлетворится, в то время как глупцы уверенны в том, что знают всё.
- «Изрекать могут многие – понимать не все». Константинопольский архиепископ Григорий Богослов писал о том, что понимать намного труднее, чем говорить. Сказать может каждый, а понять сказанное – нет.
- «Безумец – это, прежде всего, человек, которого не понимают». Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что людям свойственно считать безумными тех, кого они не понимают.
- «Как много мы знаем и как мало мы понимаем». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн говорил о том, что люди считают себя умными, но на самом деле слишком мало понимают из того, что им известно.
- «Истинное величие начинается с понимания собственного ничтожества». Немецкий писатель и философ И.В. Гёте считал, что человек может стать лучше, только осознав собственное ничтожество. В основе величия лежит умение понимать самого себя, по его мнению.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «Пожалуй, кое-что вижу. Но только самое главное, — ответил он и зашептал, как всегда, что-то неслышное».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если — сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ПОНИМАНИЕ? С формулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тем у «Что значит понять другого человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки до правнучки, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин — «сыночками». (З)Последние годы он был совеем слеп, отличил только свет от тьмы: видел окно, горящую лампу. (4)Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что было почти неслышно. (5)Видно было только, как двигаются седые усы над провалившимся ртом — за это звали его дети дедом-шептуном.
(6)Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (7)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (8)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (9)Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
(10)Ни у кого в классе часов не было. (11)А у Алика были. (12)Каждые пять минут он смотрел на часы и всё удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а другие быстрые, проскакивают незаметно. (13) Вечерами Алик заводил часы не клал их рядом с кроватью на стул, (14) Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.
(15)Однажды утром, недели через две после того как подарили часы, Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (16)По дороге он спохватился, но возвращаться было некогда.
(17)После завтрака Дина обнаружила часы. (18)Она осторожно взяла их и надела. (19)Прадед покачал головой.
(20)Во дворе Дину окружили ребята.
— (21)Это Алькины часы, — говорили они.
— (22)Нет, мои! — врала Дина. — (23)Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (24)У него таких часов сто штук. (25)Он и мне подарил.
(26)Девочка побежала на задний двор. (27)Там ребята играли в волейбол. (28)Она попросилась, её приняли неохотно. (29)Играть толком она не умела. (30)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и слала ждать, когда мяч шлёпнется о них. (31)Наконец мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье. (32)Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33)С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.
(34)Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. (35)Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. (36)3ажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (37)Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. (38)Она долго колотила пяткой в дверь, прадед открыл. (39)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.
— (40)Ничего, ничего, доченька, — сказал он, — не надо было их брать.
(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42)Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула.
(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом. (45)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (46)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.
— (47)Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
— (48)Ну вот, а ты плакала. (49)Стёклышка нового у меня нет. (50)3десь трещинка маленькая, видишь?
— (51)Вижу, — шёпотом ответила Дина. — (52)А ты? (53)Скажи, ты не слепой, да? (54)Ты видишь?
(55)Прадед повернулся к ней. (56)Глаза его были добрыми и блёклыми. (57)Он улыбнулся.
— (58)Пожалуй, кое-что вижу. (59)Но только самое главное, — ответил он и зашептал, как всегда, что-то неслышное.
(60)Прошло много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (61)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.
(По Л. Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.
Что значит понять человека? (По тексту Л.Улицкой.)
Понимание — это постижение и осознание чужой проблемы. На мой взгляд, понять другого человека — значит почувствовать себя на его месте, проникнуться его бедой, помочь ему в решении возникшей проблемы .
В тексте Улицкой Людмилы повествуется о большой семье, в которой девочка без спроса взяла ценные часы своего брата, подаренные ему прадедом . Когда Дина вышла с ними во двор , чтобы похвастаться, то случайно их поломала . Вернувшись домой в слезах, девочка встретила деда, который, посмотрев на неё, понял, что произошло. Он помог Дине в решении ее проблемы, починив часы. Вот оно, понимание другого человека!
Так, в романе А.С. Пушкина « Капитанская дочка» мы видим, что чувство понимания может возникнуть даже между врагами. Я имею в виду Петра Гриневым и Емельяна Пугачевым. Молодой офицер ведёт себя с честью и достоинством, когда отказывается переходить на сторону предводителя восстания. Пугачев оценит верность Гринева своему слову и долгу и поймет, почему тот отказался ему повиноваться.
Таким образом, понять другого человека — значит разобраться в возникшей ситуации и попытаться помочь другу.
Ира
Текст
(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки до правнучки, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин – «сыночками». (3)Последние годы он был совсем слеп, отличал только свет от тьмы: видел окно, горящую лампу. (4)Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что было почти неслышно. (5)Видно было только, как двигаются седые усы над провалившимся ртом – за это звали его дети дедом-шептуном.
(6)Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (7)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (8)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (9)Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
(10)Ни у кого в классе часов не было. (11)А у Алика были. (12)Каждые пять минут он смотрел на часы и всё удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а другие быстрые, проскакивают незаметно. (13)Вечерами Алик заводил часы и клал их рядом с кроватью на стул. (14)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.
(15)Однажды утром, недели через две после того как подарили часы, Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (16)По дороге он спохватился, но возвращаться было некогда.
(17)После завтрака Дина обнаружила часы. (18)Она осторожно взяла их и надела. (19) Прадед покачал головой.
(20)Во дворе Дину окружили ребята.
‒ (21)Это Алькины часы, ‒ говорили они.
‒ (22)Нет, мои! – врала Дина. – (23)Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (24) У него таких часов сто штук. (25)Он и мне подарил.
(26)Девочка побежала на задний двор. (27)Там ребята играли в волейбол. (28) Она попросилась, её приняли неохотно. (29) Играть толком она не умела. (30)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них. (31) Наконец мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье. (32) Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33) С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.
(34)Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. (35) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. (36)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (37)Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. (38)Она долго колотила пяткой в дверь, прадед открыл. (39)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.
‒ (40)Ничего, ничего, доченька, ‒ сказал он, ‒ не надо было их брать.
(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42) Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула.
(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом. (45)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (46) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.
‒ (47)Деда, ты починил? – не веря своим глазам, спросила Дина.
‒(48)Ну вот, а ты плакала. (49)Стёклышка нового у меня нет. (50)Здесь трещинка маленькая, видишь?
‒ (51)Вижу, – шёпотом ответила Дина. – (52)А ты? (53)Скажи, ты не слепой, да? (54) Ты видишь?
(55)Прадед повернулся к ней. (56)Глаза его были добрыми и блёклыми. (57) Он улыбнулся.
‒ (58)Пожалуй, кое-что вижу. (59)Но только самое главное, – ответил он и зашептал, как всегда, что-то неслышное.
(60)Прошло много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (61)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.
(По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.