Сочинение «Гордость и гордыня в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»
Все люди разные, у всех разная внешность, разные характеры, разные взгляды на жизнь. Я бы хотела рассказать о двух абсолютно разных чертах характера: о гордости и о гордыне на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».
Довольно сложно бывает отличить эти два понятия. Гордость мотивирует человека ставить перед собой великие цели и достигать их, это радость не только за себя и за свои успехи, но и способность радоваться успехам других людей и уважительно к ним относится. Гордыня же, это эгоистическое чувство радости только своим достижениям, это высокомерие и несправедливое завышение себя над другими. О гордости и гордыне идет речь в описываемом произведении.
В первой легенде, рассказанной в произведении Горького, речь идет о Ларре. Женщину забрал орел, и через несколько лет она вернулась: «… а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.» Людям этот человек сразу не понравился: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.» Главный герой неуважительно и высокомерно относился не только к простым людям, но и к старейшинам. Именно гордыня побудила его на убийство невинной девушки. Ларра был наказан за свое преступление и гордыню вечной жизнью в вечном одиночестве.
Вторая легенда рассказывает о ярком примере гордости. Племя сильных людей враги загнали вглубь непроходимого леса. Люди пытались выжить и поскорее выбраться из страшных зарослей, страх и уныние сковали их. «Но тут явился Данко и спас всех один». Этот молодой, смелый и красивый человек решил вывести свое племя из леса. Люди под предводительством Данко шли очень долго и, устав, стали обвинять его в неумении им помочь. Молодой герой понял, что они не оценили его старания и даже готовы расправиться с ним, но он был благороден и любил людей больше чем себя: «Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут». Тогда он пожертвовал своей жизнью ради спасения других. Именно гордость за свое племя, за их жизни помогла Данко совершить такой подвиг. По мнению Горького, гордыня – это чистое зло, которое превращает человека в эгоиста, а гордость – это несомненно положительная черта характера.
Я полностью согласна с мнением Максима Горького. Гордый человек всегда благороден, уважает не только себя, но и других людей и готов прийти на помощь в беде.
Горделивый же всегда думает только о себе, руководствуется исключительно своими желаниями и целями. Такие люди как правило не имеют друзей, так как неспособны к коллективной радости. Гордость же за свою страну, за своих соотечественников, за их и за свои достижения делает человека по настоящему счастливым полноценным гражданином своей Родины.
Скачать полную версию сочинения
Другие работы по этому разделу:
Сочинение «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»
Многие писатели в своих произведениях рассказывают о различных морально-нравственных проблемах, желая через художественное повествование донести до читателей их важность и заставить задуматься над их решением. В своем сочинении я хотел бы рассказать о нравственных проблемах, поднятых Е. И. Носовым в его рассказе «Кукла».
Сочинение «Что высмеивает А. П. Чехов в рассказе Злоумышленник»
Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» однозначно является трагикомичным. Читая его, невозможно не смеяться над манерой речи Дениса, над его чертами характера, однако тихий ужас вызывает необразованность и безрассудность народа и пропасть, образовавшаяся между простыми людьми и властью.
Сочинение «Золотая пора детства»
Для каждого человека детство является одним из самых важных периодов его жизни. Ведь именно в детстве человек приобретает те или иные привычки и пристрастия. В детстве начинается формироваться характер человека, его взгляды и убеждения, поэтому тема детства затрагивалась в произведениях многих писателей. Например, Лев Николаевич Толстой на страницах свой автобиографической повести «Детство» рассказывает о мальчике Николеньке Иртеньеве, описывая его чувства и переживания.
Сочинение «Обломов и Ильинская»
Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мне кажется, изначально нельзя было назвать идеальными. Между персонажами часто возникали недопонимание и различные конфликты из-за разницы в мировоззрениях и ценностях. Эти сложности особенно заметны в представленном фрагменте.
Сочинение «Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции»
Отношение автора к народу в поэме «Мертвые души» двояко и неоднозначно. Мне кажется, это обусловлено тем, что в произведении многое взято из реализма, где нет возвышенных и идеализируемых писателем персонажей, у каждого есть как положительные, так и отрицательные черты. И народ у Гоголя: с одной стороны – терпимый, верный и честный, с другой – невежественный и несамостоятельный.
Сочинение «Чичиков»
Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», по моему мнению, обладает множеством отрицательных черт, он эгоистичен, корыстен, лжив и неискренен по отношению к окружающим его людям.
В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький раскрывает романтичный образ героя в главе под названием «Легенда о Данко». Это самоотверженный вождь племени. Данко типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.
Содержание
- Анализ рассказа «Легенда о Данко»
- Сочинение про Данко (старуха Изергиль)
- Сочинение с цитатами
- Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
- Про что легенда о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко»
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.
Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Сочинение про Данко (старуха Изергиль)
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.
Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.
За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.
Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
Сочинение с цитатами
В рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький воспевает сильных, храбрых и свободных людей. Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей.
Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы.
“Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”.
Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:
“Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.
Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.
Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.
Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого. Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.
Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.
В горьковском рассказе «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает две легенды, раскрывая различия между гордостью и гордыней. Ларра был человеком горделивым, он считал себя лучше всех. Герой не признавал чужие достоинства.
Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.
Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.
Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.
Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.
Про что легенда о Данко
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее.
Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца о сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
Читайте также: Карабас Барабас – характеристика злодея из сказки «Буратино».
Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной. Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен.
Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях. В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.
Сравнительная характеристика (1 вариант)
Максим Горький часто обращал внимание своих произведениях на темы доброты и жестокости. Противостояние добра и жестокости проходит сквозь жизнь героев произведений Горького. «Старуха Изергиль» — как нельзя лучше отображает эту тему. Доброта и жестокость неразделимы как в легенде о Данко, так и в повествовании о Ларре.
Доброта Данко граничит с неимоверной самопожертвенностью. Жестокость других людей в этой легенде не укладывается в голове и не поддается человеческому пониманию. Данко, настолько любил людей, что осветил им путь своим сердцем, а люди, не заметив этого, наступили на его сердце. Так радуясь своему спасению, они не замечают спасителя. Ужасная неблагодарность, сродни жестокости. Невероятно точно и эмоционально сильно Горький показывает нам в этой легенде, каким неблагодарным и жестоким может быть общество. В этом произведении автор даже несколько гиперболизировал понятия доброты и жесткоксти. Здесь доброта синонимична с великодушием и жертвенностью самим собой и потрясающей силой человеколюбия.
Совсем с другой стороны открывается нам Ларра, сын орла. Горький в описании Ларры автор подчеркивает его надменность и непостижимый эгоизм, равнодушие к чувствам других людей, ведь он не испытывает подобных чувств. Жестоко убивший девушку лишь за то, что она отказалась следовать за ним. Ларра само воплощение бездушности. Сутью наказания Ларры стало отторжение Ларры из племени. Его обрекли на вечное одиночество, он навеки обречен, скитаться и в его душе навек поселилась тоска.
В легенде о Ларре мы можем наблюдать более добросердечных людей, люди пытались объяснить главному герою человеческий уклад жизни. Но любивший лишь себя, Ларра даже не желает вникать в это. Он считает людей глупыми. Однако именно своей добротой люди оказываются выше Ларры. они не лишают его жизни, и это наказание добром самое суровое для Ларры.
Так почему же доброта и жестокость всегда шагают рядом? Потому что люди разные. Потому что вокруг нас много таких как Данко и как Ларра. Эгоисты, которые не видят никого кроме себя и не любящие никого кроме себя. И настоящие человеколюбы, как Данко, готовые на все для благополучия других. В своем произведении «старуха Изергиль» Горький показывает читателю, что выбор всегда за каждым из нас, но нужно помнить, что жестокость и эгоизм это прямой путь к одиночеству и тоске.
Сравнительная характеристика (2 вариант)
Внешность
Герои легенд Ларра и Данко — юноши сильные и красивые. Сила и живой огонь светились в очах Данко, а глаза Ларры холодностью и гордостью были похожи на орлиные.
Происхождение
Ларра был сыном орла и женщины. Однажды смелый и гордый орёл унёс в горы красивую черноволосую девушку из могучего племени. Там у них родился сын.
Когда орёл от старости начал слабеть, он поднялся высоко в небо, сложил крылья, упал на острые горные уступы и разбился насмерть. Его вдова привела сына в родное племя, когда прошло 20 лет после того, как её украл орёл.
Данко родился в племени сильных и гордых людей, живших в чудесном месте. Таборы их были окружены с трёх сторон лесами, с четвёртой же расстилалась степь.
Отличительные черты характера
Ларру и Данко объединяет то, что у них есть общие черты — сила и гордость. Эти качества характера помогают Данко поддерживать своих соплеменников, стремящихся к лучшей жизни. А у Ларры гордость сочетается с крайним эгоизмом, с презрением ко всем людям. Максимально у героев проявляются различные черты характера: у Данко — это готовность самопожертвования для блага людей, а у Ларры — исключительный индивидуализм. Различия эти обусловлены тем, что натура Данко склонна к самопожертвованию, а у Ларры крайний индивидуализм проявляется потому, что он сын орла, гордой и вольной птицы. В легендах, рассказанных старухой Изергиль, герои похожи друг на друга своей силой. Сильный Данко отличается от сильного Ларры тем, что он не пожалел своей жизни для спасения соплеменников. Ларра же из эгоистических побуждений отнял жизнь у девушки из родного племени его матери.
Отношение к жизни
Данко видит смысл своей жизни в том, чтобы вытеснить из сознания своих соплеменников страх, трусость и этим спасти их. Смысл жизни Ларры состоит в том, чтобы делать только то, что он хочет, брать для себя то, что пожелает. Этот герой эгоцентричен: считает себя выше других людей, кроме себя и своих желаний не признаёт ничего.
Взаимоотношения с соплеменниками. Поведение во время суда
Отношение к Ларре соплеменников его матери было настороженным. Этот юноша с холодными гордыми глазами говорил со старейшинами, как с равными, и заявил, что не чтит их. Он убил красивую девушку из-за того, что та отвергла его ухаживание. Люди связали его и стали судить. Поведение Ларры в момент суда было гордым и дерзким. Когда его спросили, зачем он убил девушку, он сказал, что не будет говорить связанный, и потребовал его развязать. Когда его развязали, он сказал, что убил девушку, потому что она его оттолкнула, а ему она была нужна. Поговорив с Ларрой, люди поняли, что он считает, что имеет право делать всё, что хочет, не думая о других. Долго решали они, как наказать юношу, и один мудрец предложил наказать его одиночеством.
Ларра стал жить один. Он несколько десятков лет похищал у племени девушек, скот — вообще всё, что хотел. Наконец, он пришёл к людям, не скрываясь, и не тронулся с места, когда они на него бросились. Тогда люди поняли, что он желает умереть, и не тронули его, чтобы он и дальше мучился от одиночества.
В отличие от Ларры Данко любил людей и желал им счастья. Когда более сильные племена изгнали его соплеменников с их родины вглубь старого, густого леса, люди стали гибнуть от отсутствия солнечного света и от смрада болот. Данко призвал их не возвращаться к врагам, чтобы им покориться, а идти вперёд сквозь лес и достигнуть открытого пространства. Соплеменники поверили ему, но когда их силы в пути истощились, они обвинили Данко, шедшего впереди, что он повёл их, но не умеет ими управлять. Стали они его судить и решили, что он вредный для них человек и его нужно убить. Поведение Данко в момент суда было смелым и благородным. Он ответил соплеменникам, что они сами решили, что поведёт их он, и не сумели сохранить силы на более долгий путь. Он видел, что ему не будет пощады от этих людей, но он любил и жалел их. Огнём желания спасти соплеменников вспыхнуло сердце Данко, он вырвал его из груди, поднял его высоко над головой, и тьма отступила.
Итог жизни Ларры и Данко
Ларра до сих пор ходит повсюду и ожидает смерти. В наказание высшие силы сделали его бессмертным. Радости от жизни Ларра не получает, он высох и стал похож на тень, речь и поступки людей не понимает. Так он был наказан за свою непомерную гордость. Данко же, освещая людям лес своим горящим сердцем, бросился вперёд, и люди побежали за ним. Быстро добрались они до края леса, впереди расстилалась степь и текла река. Данко увидел эту свободную землю, гордо засмеялся, затем упал и умер. А радостные, полные надежд люди, не заметили его смерти. Сердце, которое пылало рядом с трупом Данко, заметил только один осторожный, боязливый человек. Он на всякий случай наступил на сердце, и оно угасло, но голубые искры от него до сих пор появляются в степи перед грозой.
Смысл противопоставления Ларры и Данко
Ларра является антиподом Данко. Авторское отношение к этим героям выражено чётко. Любви Данко к людям и его готовности пожертвовать собой ради их счастья Горький противопоставляет абсолютный эгоизм Ларры и его презрение к людям. Автор поместил легенду о Ларре в начало рассказа «Старуха Изергиль», чтобы крайний индивидуализм этого героя ярче оттенил подвиг Данко, героя, готового отдать сердце для свободы и счастья людей.
Сравнительная характеристика (3 вариант)
Ларра и Данко – персонажи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Эти образы являются героями-антиподами.
С образом Ларры рассказчик и читатель знакомится тогда, когда старуха Изергиль рассказывает легенду о гордом сыне орла, с образом Ларры – когда героиня повествует о смелом и способном к самопожертвованию человеке. Эти две легенды уже противопоставляют героев: Ларра олицетворяет эгоизм и гордость, Данко является воплощением альтруизма и самопожертвования.
Несмотря на противоположные черты характера и взгляды на жизнь, Данко и Ларра имеют и определенные сходства. Оба персонажа отличались своей красивой внешностью. Однако Данко было красив и смел, а Ларра – красив и холоден. В Ларре тоже можно отметить смелость, которая проявляется в общении со старейшинами племени, как с равными себе. Однако это больше иллюстрирует горделивость, чем смелость.
Ларра считает себя лучше других, первым на всем свете. Эта вера сделала героя эгоистичным и равнодушным к окружающим. Ларра привык делать все, что ему хочется, он привык жить лишь для самого себя. Данко же, наоборот, стремится жить ради благополучия окружающих его людей, поэтому он жертвует собственной жизнью ради спасения своего народа от тьмы. Так, Ларра становится причиной гибели многих людей из племени его матери, а Данко становится тем, кто прекращает все несчастия в судьбе его народа.
Все поступки Ларры основаны на желании добиться собственных целей любым путем, даже самым жестоким. Герой убивает девушку, которая не захотела ему принадлежать. Поступки же Данко построены на искреннем желании помочь людям, даже если для этого придется пожертвовать своими устремлениями. Данко не боится отдать собственную жизнь, чтобы принести своему племени покой и тишину.
О противоположности образов говорит и наружность Ларры и Данко. Взгляд сына орла отличался своей холодностью и гордостью, а глаза Данко воплощали силы и «живой огонь». Так, холод Ларры противопоставлен огню Данко.
Оба персонажа оказались непонятыми окружающими людьми. Однако Ларра был отвергнут племенем за его безнравственные поступки. На Данко же люди ополчились из-за неспособности признать свое собственное бессилие. Данко сделал все ради своего племени, однако люди не поняли его истинных намерений. Это стало причиной ожесточенного конфликта между толпой и Данко. Герой умирает как настоящий герой, совершивший подвиг ради всего человечества. Ларра же обречен на вечное одиночество, он не имеет права на смерть. Герой находится между жизнью и смертью, тело его превратилось в тень, которая не понимает ни поступков людей, ни ей речи.
Примечательно, что к понятию гордости обращается старуха Изергиль и при рассказе о Ларре, и при рассказе о Данко. Но гордость персонажей отличается. Гордость Данко – это его сила, храбрость, смелость и мужественность, которые поспособствовали спасению всего народа от тьмы. Гордость Ларры, а точнее гордыня, заключается в высокомерном отношении к окружающим людям, в уверенности в том, что он является лучшим на свете.
Таким образом, Ларра и Данко – олицетворения противоположных человеческих качеств.
Поступки же Данко построены на искреннем желании помочь людям, даже если для этого придется пожертвовать своими устремлениями. Данко не боится отдать собственную жизнь, чтобы принести своему племени покой и тишину.
О противоположности образов говорит и наружность Ларры и Данко. Взгляд сына орла отличался своей холодностью и гордостью, а глаза Данко воплощали силы и «живой огонь». Так, холод Ларры противопоставлен огню Данко.
Оба персонажа оказались непонятыми окружающими людьми. Однако Ларра был отвергнут племенем за его безнравственные поступки. На Данко же люди ополчились из-за неспособности признать свое собственное бессилие. Данко сделал все ради своего племени, однако люди не поняли его истинных намерений. Это стало причиной ожесточенного конфликта между толпой и Данко. Герой умирает как настоящий герой, совершивший подвиг ради всего человечества. Ларра же обречен на вечное одиночество, он не имеет права на смерть. Герой находится между жизнью и смертью, тело его превратилось в тень, которая не понимает ни поступков людей, ни ей речи.
Примечательно, что к понятию гордости обращается старуха Изергиль и при рассказе о Ларре, и при рассказе о Данко. Но гордость персонажей отличается. Гордость Данко – это его сила, храбрость, смелость и мужественность, которые поспособствовали спасению всего народа от тьмы. Гордость Ларры, а точнее гордыня, заключается в высокомерном отношении к окружающим людям, в уверенности в том, что он является лучшим на свете.
Таким образом, Ларра и Данко – олицетворения противоположных человеческих качеств.
Сочинение на тему “Гордость и гордыня”
Подготовка к сочинению на тему «Гордость и гордыня», которое пишется учениками 11 класса, предполагает рассмотрение понятий гордости и гордыни с приведением конкретных аргументов из литературы.
Введение
Часто, когда речь заходит о гордости, люди путают это понятие с понятием гордыни. Тем временем между этими понятиями существует большая разница. Если понятие «гордыня» несет в себе отрицательное значение, то понятие «гордость» рассматривается как положительное явление.
Гордыня связана с тем, что человек слишком высокого мнения о себе, он совершает эгоистичные поступки, считая себя лучше всех остальных. Гордость же – это осознание человеком собственных достоинств, принятие и уважение самого себя, защита собственных ценностей и принципов, чести и достоинства.
Чтобы разобраться, в чем отличие между данными понятиями, приведем конкретные примеры гордости и гордыни из литературы.
Первый аргумент
Самым ярким художественным произведением, демонстрирующим разницу между понятиями гордыни и гордости, является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Носителями противоположных внутренних качеств являются герои двух рассказанных старухой Изергиль легенд: Ларра – яркий пример гордыни, Данко – яркий пример гордости.
Ларра был человеком эгоистичным, он никогда не думал о жизнях других людей, считая, что ему позволено все, что он захочет. Ларра был высокомерен, так как считал себя лучше всех окружающих.
Данко имеет силу характера, позволяющую ему повести за собой людей к свету. Когда народ начинает говорить, что в смертях людей, шедший по дороге к свету, виноват никто иной, как Данко, герой защищает свою честь и достоинство. Он доказывает всем вокруг, что все свои обещания он исполнит любой ценой. У Данко отсутствует эгоизм, его действия направлены на достижение народного, а не собственного блага. Поэтому он вырывает собственное сердце ради спасения народа и погибает сам.
Второй аргумент
Проблема гордости и гордыни поднимается и в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Здесь противопоставляются образы Петра Гринева и Алексея Швабрина, которые оказываются в одинаковой ситуации. Перед героями всего два выбора: сохранить свою жизнь, предав Родину, или пожертвовать своей жизнью, но остаться верным своей Отчизне. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев обладает гордостью, так как он остается верным как Родине, так и самому себе, защищая свою честь и достоинство, понимая при этом, что ему придется пожертвовать собственной жизнью. Алексей Швабрин выбирает другой путь, демонстрируя свою гордыню. Предательство Швабрина связано не только с сохранением своей жизни, но и с желанием продемонстрировать всем вокруг собственное превосходство.
Заключение
Гордость и гордыня – противоположные друг другу понятия, которые следуют отличать друг от друга, так как гордость представляет собой положительное явление, а гордыня – отрицательное.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Гордость и гордыня», на примерах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» покажет, в чем отличие между гордостью и гордыней.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кирилл Соловьев
11/11
-
Алексей Пловец
10/11
-
Эля Кривцова
11/11
-
Амина Алиева
11/11
-
Наталья Миллер
11/11
-
Лидия Трощенкова—Улитка
11/11
-
Shiron Milligan
10/11
-
Abdulhabi-Naromi Seidov
11/11
-
Диана-Михайловна Шевцова
10/11
-
Гулчехра Каримова
11/11
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставлены две жизненные философии, изложенные в легендах о Ларре и Данко. Два этих героя — антагонисты, причем если в образе одного доминирует гордыня (Ларра), то в другом отличительной чертой является гордость (Данко). Именно эти, совершенно противоположные, качества, по мнению Горького, определяют характеры героев, их жизненную позицию.
Итак, чем же гордыня Ларры отличается от гордости Данко? Толковый словарь дает такие определения этим понятиям: «гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения»; «гордыня – непомерная гордость, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь».
Будучи зараженным гордыней, Ларра считал себя выше всех окружающих. Вспомним, с какой легкостью он оскорбляет старейшин племени, куда приводит его мать, как бездумно убивает понравившуюся девушку лишь потому, что она отказала ему.
Этот герой — эгоист, считающий себя лучше всех. Ларра живет для себя и готов ради удовлетворения своих желаний на любое преступление, любой безнравственный поступок. Да он и не понимает, что такое нравственность и мораль, ведь этот юноша отрицает законы человеческого общества.
Горд, но не поражен гордыней антипод Ларры – Данко. Этому герою гордость помогает стремиться к лучшей жизни. Он чувствует себя Человеком и не хочет видеть, как его соплеменники, достойные большего, влачат жалкое существование. Гордость толкает Данко на подвиг – он выводит своих соплеменников из темного леса. Именно это качество помогает герою пожертвовать своей жизнью ради других — он рад умереть во имя лучшей жизни людей.
Таким образом, Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» разграничивает и противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня». И если первое качество, по его мнению, несомненное достоинство человека, потому что помогает ему созидать жизнь, то гордыня – несомненное зло, превращающее человека в бездушного эгоиста, бесполезно тратящего свою жизнь на ложное самомнение.
Я согласна с Горьким в его трактовке гордости и гордыни. Гордость говорит об уважении человека к самому себе, гордыня же зачастую – об обратном. Гордость помогает человеку выстоять в трудных условиях и сохранить себя, а гордыня лишь разрушает, опустошает, изолирует от людей.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Сочинения
- Литература
- Горький
/
/
Данко — главный герой произведения Максима Горького «Старуха Изергиль». В нем можно увидеть образы тех замечательных личностей, которые старались вывести народ из «смрадного леса». И даже его можно сравнить с революционером, идущим до конца ради своей идеи. Этот молодой человек очень красив, здоров, имеет спортивную, крепкую внешность. Очень веселый и смелый. Сила, стойкость, находчивость – основные черты его характера. У него богатый внутренний мир и неимоверная сила духа. Выступая в роли лидера, мог нести ответственность за других людей. Он бескорыстный и уверенный в себе человек.
Данко мужественный и отважный, готов жертвовать собой ради других, даже ценой собственной жизни, будет делать все для благополучия родных и близких ему людей. Так же он добросердечный и сострадательный. Не по годам умен и сообразителен. Его харизма и ораторские способности располагают к себе окружающих, они готовы идти за ним. Данко относился с глубоким уважением к традициям своих предков и был не равнодушен к будущему соплеменников. В его думах было осчастливить всех окружающих. В моменты, когда все отворачивались от него он все равно не щадил себя ради блага остальных.
Герой мечтал прожить жизнь для народа. И однажды это исполнилась. Заблудившись в лесу со своим племенем, он достал свое горящее сердце, тем самым показав им путь, а потом умер. Народ же принял это как должное. Осуществляя мечты ближних, не каждый остается счастливым, но у него это получилось.
Народ провозглашает Данко героем, и он живет и творит в первую очередь для других. Несмотря на все это герой романа очень одинок и даже имеет конфликты с народом. Приносит в жертву все, что у него есть, свою жизнь. Будучи на смертном одре видит как народ ничуть не переживает за него, а наоборот радуется. Но Данко об этом не сожалеет, ведь самопожертвование – это его главный жизненный принцип и он ему оставался верен до конца.
Вот яркий пример образа героя того исторического времени, о котором писал Горький. Люди находились в местах с плохими для жизни условиями, а Данко стал спасительным лучиком на пути к лучшему. Вероятно, благодаря таким людям, «вытаскивающим сердце из груди» существует наш мир и всем нам надо стремиться быть хоть капельку похожими на Данко, тогда жить будет намного лучше, все обернется только в хорошую сторону. Автор произведения был бесконечно прав в том, что Данко лучший из людей.
Сочинение 2
Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком, который смог пожертвовать собой и ради других людей принес свою жизнь в жертву во имя добродетели.
У Данко было храброе и мужественное сердце и несгибаемый характер. Если речь шла об угрозе любимым им людей, он не думал о себе. Также он испытывал и сострадание к окружающим. Он обладал качествами лидера. Он смог сплотить людей и повести за собой. Люди поверили в него, и пошли за ним. Он свято верил в традиции и уважал старших. Даже когда люди перестают верить в успех, Данко не перестает верить в успех, их предприятия.
Данко мечтал жить не для себя, а для народа. И вот когда он вместе со своим племенем заблудился в лесу, понял, что пришло его время. Он вынул из своей груди сердце и освятил им дорогу людям, которые вышли из леса, а Данко погиб. Он стал героем, который стал счастлив лишь после того как исполнил чужую мечту.
Но, даже имея всё эти четы характера, Данко был одинок, и имел конфликт с толпой. Огорчает то, что спасенные им люди отнеслись к этому не как к факту геройства, а как к его обязанности. Когда люди вышли из темного леса, они начали радоваться и ликовать. Никому не было дела до окровавленного юноши, который умирает, но этого никто не заметил. Но даже понимая, что он умирает, Данко ни на грамм не усомнился в своем поступке, он умер счастливым. Он прожил свою короткую жизнь, по принципу жить во имя самопожертвования.
Образ Данко олицетворяет революционное начало, которое появилось в тот временной период, когда было написано это произведение. Народ живший в непригодных для этого местах, олицетворяли рабочий класс и крестьяне, а Данко был надеждой людей на лучшее будущее.
История Данко это история сверхчеловека, нового поколения. Его образ является собирательным и символичным. Фигура Данко представляет героя, это личность, обладающая внутренней уверенностью. Именно такие люди и двигают мир вперед. Они не ждут взамен ничего для себя, они приносят себя в жертву ради других.
Выведя людей из темноты, Данко подарил им свет. Но у людей осталась в темнота внутри. Ведь именно человек гонимый страхом и раздавил сердце Данко, наступив на него. Дпнко это мужчина, который обладал лучшими качествами. Если в обществе будут присутствовать в нашем мире, то мир станет лучше.
Анализ рассказа «Легенда о Данко»
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.
Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Характеристика 3
Красота души… Многие ли из нас могут с гордостью признаться в том, что обладают этим неоценимым качеством? И что означает это выражение? Каким должен быть человек с красивой душой? Ответы на эти вопросы можно найти, прочитав замечательный рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль».
Произведение состоит из трех частей. Героем одной из них и является Данко. О нем повествует Изергиль своему собеседнику, внимание которого привлекли яркие вспышки в небе. Они напоминают о Данко, жизнь которого была такой же яркой и короткой, как эти искры. Они стали символом вспыхнувшей и тут же угасшей жизни юноши.
Для меня Данко навсегда останется примером глубокой гуманности. Читая книгу, я задавался вопросом: «А стоило ли ради таких неблагодарных людей жертвовать собой?» Мне было очень больно осознавать, что такой красивый юноша губит себя из-за соплеменников, не оценивших его великий подвиг.
Что сделал Данко для людей? Он нашел в себе решимость повести их за собой. В час опасности, нависшей над его племенем, благородный юноша решил избавить свой народ от преследования врагов. Он очень хотел вывести людей из мрака леса к свету. Они страшно страдали от смрадного запаха, который источали болотистые места. Измученные и отчаявшиеся, люди уже хотели сдаться врагам, однако Данко не позволил им это сделать. Он вселил в них надежду, наполнил их сердца верой в то, что не все потеряно и необходимо идти к своей цели, сохранив заветы, оставленные отцами.
Образ Данко вызывает глубокое уважение и восхищение. Ни на миг не задумался благородный юноша о том, на какую опасную тропу он ступил. Им движет только любовь к своему народу, сострадание к нему и огромное желание помочь.
Очень больших душевных сил потребовало от меня чтение страниц, описывающих подвиг Данко. Настолько велико было его стремление спасти свой народ, что он совершил невероятно самоотверженный поступок: разорвал грудь и вынул из нее свое горящее сердце. И стало вдруг так светло вокруг, что от непривычки даже глаза у людей разболелись. А Данко стоял, высоко держа в вытянутой руке свое сердце, которое, словно факел, освещало темный лес.
Я очень тронут поступком молодого человека! Так любить людей может только истинный гуманист. Думаю, моим сверстникам необходимо читать такие произведения, как рассказ «Старуха Изергиль». Данко навсегда останется для многих примером бесстрашия, справедливости и жертвенности. Его жизнь была очень короткой, однако о самом Данко будут помнить всегда.
Чаще всматривайтесь в небеса, они расскажут о многом.
Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.
В горьковском рассказе «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает две легенды, раскрывая различия между гордостью и гордыней. Ларра был человеком горделивым, он считал себя лучше всех. Герой не признавал чужие достоинства.
Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.
Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.
Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.
Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.
Сочинение про Данко
Изергиль – старуха, которая знала очень много легенд и с удовольствием их рассказывала. Однажды она рассказала очень грустную, но вместе с тем и волшебную историю о Данко – спасители целого народа.
Как-то раз одно племя победило группу людей и она была вынуждена остаться жить в тёмном месте, где кругом лишь лес да болота. Им было очень тесно там жить, ведь они привыкли к просторной степи. Люди не знали, что делать, они хотели выйти из этой тюрьмы, но выходов у них было не так много. Они размышляли очень долго и даже пришли к выводу о том, что лучше будет сдаться своим врагам, стать их рабами на всю жизнь, чем оставаться умирать в этом жутком и скучном месте. И тогда обратил на себя внимание Данко. Он сказал, что нельзя сдвинуть камень, сидя на одном месте и приговаривая как бы хорошо было освободиться. Данко взял на себя ответственность вывести народ из лесов. Люди послушали Данко и пошли за ним, однако после долгих блужданий многие из них начали сердиться на Данко и говорить, что он их подвёл, а ещё позже они хотели и вовсе убить его. Тогда Данко вынул из груди своё сердце, которое тосковало, которое слишком любило людей, чтобы их ненавидеть, и осветил весь лес, вывел людей на свободу, а сам упал и умер. Люди, обрадовавшись воле, даже не заметили смерть Данко и лишь один человек, боясь чего-то, наступил на него и оно превратилось в искры.
Данко – герой. Это человек, живущий не эгоистичными целями, он вывел людей не для того, чтобы прославиться, а ради того, чтобы спасти их и помочь. Он хотел отдать всего себя ради народа. Большая любовь умещалась в Данко, и даже тогда, когда люди возненавидели его, он не смог ответить им тем же. Что-то христианское есть в этом персонаже. Данко – надежда на светлое будущее, это революционер, способный изменить сложившиеся условия, переломать устои. К сожалению, даже после того, как Данко спас людей, он остался одиноким. Конфликт с толпой вечен, ведь она не понимает подвигов, она эгоистична. Люди отнеслись к этому как к обязанности, им было всё равно на смерть своего спасителя. Человек, растоптавший его сердце был напуган. Чем? Скорей всего тем, насколько же сильная и бешенная энергия находилась в сердце Данко. Он боялся того, что оно ещё способно сделать. Быть может, он боялся мести, осознавая, что люди неблагодарны.
Данко – образ героя, героя искреннего, не гонящегося ни за чем, кроме блага народа. Он не просил медалей и наград, он прекрасно понимал, что умрёт, вырвав своё сердце, но всё же сделал это для того, чтобы «не угаснуть, а сгореть». Этот герой – пример того, каким нужно быть. Не стоит отсиживаться в стороне и бояться чего-то, всегда необходимо выступать, помогать человечеству, пусть даже и ценой собственной жизни.
Описание личности главного героя
Этот рассказ о человечности, самоотверженности и истинной доброте настоящего героя. Его сердце светилось, поточу что он был чист душой и помыслами. Несмотря на недовольство своего племени, хотел найти лучший дом для них. Он готов быть светочем лишь бы помочь своим людям.
Истинный герой тот, кто готов пожертвовать жизнью ради блага других, тот, кому не страшна смерть, если она приведет других людей к свету. Одной из положительных сторон Данко также можно считать смелость. После того, как противники выгнали племя героя к болотам, люди начали гибнуть и болеть.
Никто не отважился ни дать отпор противникам, ни пойти искать себе новое место для жизни. Лишь Данко понимал, что их ждет гибель, если они ничего не предпримут, и взял инициативу и ответственность на себя за все племя. Люди же, как послушные овечки, пошли вслед на своим «пастухом».
Образ Данко
Юный парень Данко является главным персонажем рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».
Племя людей, обитающее в определенной местности, было изгнано с обжитых земель более сильными соперниками. Они остались жить в печальных условиях и потеряли веру и надежду на спасение. Тогда своим предводителем они избирают Данко, которого считали отважным и смелым человеком.
Герой рассказа отличается мужественностью, порядочностью, бесстрашием, способен отдать жизнь за близких и дорогих людей. Ему присущи такие черты характера, как милосердие и сострадание. Спортивная внешность делает его довольно симпатичным молодым человеком. Данко не по годам умный и сообразительный, может взять ответственность на себя и вести людей за собой. Обладая харизмой и великолепными ораторскими способностями, он вызывает доверие у окружающих.
Юноша был родом из древнего племени и уважал их традиции, не оставляя без внимания судьбу каждого соплеменника. В его душе живет надежда на то, что когда-нибудь он сможет преподнести людям долгожданную свободу. Данко готов отдать всего себя ради безмятежной и благополучной жизни других. Благодаря этим качествам, окружающие верят ему и даже в тот миг, когда все отвернулись от него, он идет на их спасение.
Весь смысл его жизни сводится к созданию мира во всем мире. Подвиг, который он совершил, приносит ему звание героя, но для него настоящее счастье это творить и делать счастье для других.
Он осмелился вести свое племя через глухой лес, надеясь на лучшее, но все вышло иначе. Положительные черты характера не спасают Данко от одиночества и конфликтов с людьми. Все же, он отдает самое дорогое, что у него есть ради того, чтобы освятить дорогу людям. Достал из собственной груди сердце. А некоторые, в свою очередь, воспринимают его подвиг как должное. Они радуются и ликуют, когда юноша без сил падает на землю и умирает. Показав свое звериное начало, они не способны оставаться преданными человеку, которого сами же выбрали своим предводителем. И даже на смертном одре Данко не сожалеет о совершенном поступке, ведь самопожертвование – это то, ради чего он жил, это его жизненный принцип, которому остался верен до конца. Произошло чудо: тьма ушла, а значит, доброта одержала верх над подлостью и человеческой ничтожностью.
Героя произведения можно смело назвать революционером, который давал надежду людям и вел их к победе, беззаботному, счастливому будущему.
Интересные факты
- В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
- «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».
- Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект Гагарина. Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
- В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени Данко. Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.
Популярные сочинения
- Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика)
Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ. - Сочинение Желтков в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
Господин Желтков – один из главных персонажей рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это молодой человек чуть больше тридцати лет. Он обладает приятной внешностью – высокий - Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
К образу Петербурга обращались многие поэты и писатели. Особую любовь к нему питал Федор Михайлович Достоевский. Будучи урожденным москвичом, большой отрезок своей жизни он провел в тогдашней столице
Смысл легенды
Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной. Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен. Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях. В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.
В статье представлена подробная, цитатная характеристика образа Данко из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
Два противоположных взгляда на жизнь
Данко смел и красив, как и Ларра, но его душа полна любви, сочувствия, желания служить людям. Данко не ищет любви, он является её источником, стремиться принести людям радость, пользу. Герой видит смысл своей жизни в том, чтобы спасти свой народ, дать ему шанс на жизнь. Его смелость, отвага, вера в себя – ключ к успеху. Данко деятелен, “бодр и ясен”, он идёт к цели без колебаний, потому что видит в ней своё предназначение.
Другой персонаж не ищет смысла в жизни. Ларра, прозванный людьми отверженным, не хочет платить собой, своими чувствами и силами ни за что в жизни. Его цель – “сохранить себя целым”, жить без обязательств, для себя. Ларра не боится одиночества, его натура горда до предела, он не в силах совладать с собственной природой. Холодное высокомерие и безграничная гордость – главные черты героя.
Сравнительная характеристика
Общая черта персонажей — гордость. Каждый хочет быть лидером, из-за чего они прибегают к противопоставлению себя обществу и толпе. Внешность Ларры:
- Красивый юноша.
- Сильный.
- Ледяной и немного пугающий взгляд.
Данко в этом плане отличается. Он тоже красив, но его взгляд «полон живого огня».
Разница жизненных позиций героев заключается в том, что Ларра высокомерен и эгоистичен. У него потребительское отношение к окружающим. Парень уверен, что ему каждый должен угождать и выполнять прихоти.
Ларра жестоко убивает девушку, которая ему не покорилась. После этого самый мудрый человек выносит персонажу приговор: парень останется свободен, но будет всегда одинок.
Ларра многие годы был один. Отвергнутый, он понял всю бессмысленность своей жизни, поэтому отправился к людям выпрашивать смерти. Но парню отказали и в этом из-за его жестокого поступка. В качестве наказания за свою гордость Ларра превратился в тень.
При сопоставлении образов видно, что Данко является его противоположностью. Он храбрый, мужественный и решительный. Всю свою жизнь посвящает служению народу.
Данко стал проводником людей к свету, всегда поддерживал их и ободрял во время тяжёлого пути. Но в итоге они пришли в тупик, после чего эти люди обвинили юношу во всех своих неприятностях и захотели растерзать его.
Данко было их жалко, так как он любил людей всем своим сердцем. Поэтому он решился на отчаянный поступок: герой сам себе разорвал грудь и достал горящее как солнце сердце. Оно озарило своим светом мрачный лес. После этого Данко снова позвал людей за собой, подняв сердце над головой.
В итоге всё плохое и мрачное они оставили позади. В будущем людей был только свет. Данко умер лишь тогда, когда увидел свободную землю. Он самоотверженно собой пожертвовал ради будущего людей.
Гордость Ларры привела парня только к бесконечному одиночеству. Даже после смерти ему пришлось существовать в тяжких муках в виде тени.
Анализ поступков
Поступки Ларры можно объяснить его желанием даже наиболее жестокими способами добиться собственных целей. Он убил девушку лишь из-за того, что она отказалась ему принадлежать. В поступках Данко видно только искреннее желание оказать помощь людям, даже если ему пришлось пожертвовать собой. Юноша не боится отдать за свои убеждения жизнь, чтобы племя было в безопасности и тишине.
О том, что эти образы абсолютно противоположны, можно увидеть и по их наружности. Орлиный взгляд был горд и очень холоден, а Данко был воплощением «живого огня». Это является прямым противопоставлением.
Характеристика образов, таблица
Образ | Данко | Ларра |
Что символизирует | Желание помогать, самопожертвование, гуманизм, смелость, жизнь в согласии с ближними | Высокомерие, нежелание обращать внимание на окружающих, одиночество |
Отношение к людям | Безграничная любовь, стремление помогать | Презрение |
Поступки героя | Вывел своё племя из дремучих зарослей и темноты. Пожертвовал собой ради блага других | Убил дочь старейшины за то, что та его отвергла. Ларра не думает о том, что человеческая жизнь ценна. Не считается с мнением других. Обрёк себя на бесконечное одиночество и презрение |
Смысл жизни | Помочь людям, чтобы вывести из мрака | Брать всё, что пожелает, получать удовольствие от жизни |
Судьба героя | Умер ради благополучного будущего своего народа | За свой поступок его приговорили к вечным мукам в одиночестве. Самое главное наказание — невозможность умереть |
Противоположность образов прослеживается в этой таблице. Её можно использовать во время написания сочинения по похожей теме.
Обоих персонажей не поняли окружающие. Но Ларра совершал безнравственные поступки. Племя ополчилось на Данко из-за того, что тот не мог признать своё бессилие. Из-за этого возник конфликт с толпой. Его жизнь закончилась трагически. Данко и Ларра были символами противоположных качеств человека.