Б) Исследование понимания сюжетных картин и текстов
Исследование
понимания сюжета, выраженного в наглядной
или словесной форме, издавна было одним
из наиболее распространенных приемов,
применяемых в клинике для изучения
интеллектуальных процессов; оно получило
широкое распространение в психопатологической
практике и при некоторых условиях может
быть использовано и для целей топической
диагностики очаговых мозговых поражений.
Проба на понимание
сюжета картины или текста заключается
в том, что испытуемому предлагают
наглядную картину (или серию картин),
изображающую какой-либо сюжет, или же
читают короткий рассказ (или басню),
выражающий известную общую мысль. В
обоих случаях, несмотря на различие
формы (в одном случае наглядной, в
другом–словесной),
больной должен произвести процесс
анализа сюжета, выделить его основные
существенные элементы и синтезировать
эти элементы таким образом, чтобы
выступило основное смысловое содержание
картины или рассказа.
Для того чтобы
процесс понимания не сводился к
непосредственному узнаванию хорошо
упроченного ранее материала, больному
предлагают такую же картину или текст,
смысл которых он не может воспринять
иепосредствнно или по догадке, делаемой
на основании какого-либо одного фрагмента;
поэтому содержание используемых в этих
пробах сюжетных картин или рассказов
должно носить относительно сложный
характер и должно становиться ясным
только в результате специальной
аналитико-синтетиче’ской деятельности.
Для этой цели
больному предлагают картины (или серии
картин), изображающие какие-нибудь
события, причем наряду с относительно
простыми картинами, наглядно изображающими
все детали соответствующего события,
применяют картины, в которых общий смысл
может быть понят только из сопоставления
ряда деталей и с помощью ряда заключений,
которые испытуемый должен сделать.
Тот же принцип
кладется и в основу предлагаемых больному
текстов, которые начинаются с очень
простых отрывков, непосредственно
излагающих событие, и кончаются простыми
по грамматическому строению, но сложными
по смысловому содержанию литературными
формами (рассказы, басни), в которых
общий смысл становится ясным лишь при
условии тщательного анализа текста и
внутриконтекстных отношений.
Если ориентировочная
основа этой деятельности протекает
нормально, испытуемый выделяет основные
связи, содержащиеся в сюжетной картинке
или тексте, и поэтому возникновение
одних гипотез об их содержании становится
более вероятным, в то время как
возникновение других гипотез менее
вероятным. Если ориентировочная основа
деятельности оказывается нарушенной,
правильный процесс анализа нарушается,
и у испытуемого могут появляться любые
преждевременные догадки, не соответствующие
смыслу предложенных картин или отрывков.
При всех этих
опытах материал предлагается больному
без ограничения срока (иногда несколько
раз), и исследующий внимательно следит
за тем, как протекает процесс анализа
этого материала, в чем именно больной
испытывает затруднения, и к каким
способам компенсации дефектов (если
они имеются) он обращается.
Естественно, что
опыты с анализом смысла сложной картины
можно проводить лишь при условии
сохранного зрительного восприятия, а
опыты с анализом понимания текста
– только
в случаях сохранности понимания значения
слов и грамматических структур.
Опыты, входящие в
этот раздел, могут использовать серию
проб, которые мы и перечислим.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Понимание сюжетных картин. Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей.
Понимание сюжетных картин. Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей.
Однако она отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений испытуемого и оценить особенности механизма осмысления в динамике (А.
Н.
Бернштейн, 1911).
Возможны различные варианты, модификации опыта.
Основной заключается в показе больным специально подготовленной серии картин различной сложности, выполненных преимущественно в реалистической манере.
Обычно с этой целью используют открытки — репродукции.
Инструкция содержит просьбу к испытуемому охарактеризовать содержание картины.
Описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сюжет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лексикон, грамматическая четкость, темп и т.
д.
), свое отношение к изображаемым событиям.
Обычно здоровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя или вслух), выделяют в ней второстепенные и основные детали.
Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их воедино, и таким образом происходит проникновение в сюжет картины.
Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при состояниях, характеризующихся интеллектуальной недостаточностью.
Особенности речи при этом могут показывать обеднение словарного запаса, затруднения в поисках нужного слова, афатические и парафатические проявления, элементы олигофазии.
Очень полезным оказывается это исследование при очаговой органической патологии.
Так, при симультанной агнозии (затылочная локализация поражения) больные испытывают затруднения, заключающиеся в невозможности охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный синтез (А.
Р.
Лурия, 1962).
В связи с этим .
больные очень активно предлагают различные догадки о сюжете рисунка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка.
При поражении лобных отделов головного мозга оценка картины производится без стадии предварительного анализа ее деталей на основе какого — либо фрагмента.
При этом обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональный фон картины (Э.
Я.
Евла — хова, 1957), в особенности нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.
Для исследования может быть использован и другой вариант этой методики, когда обследуемому предлагают юмористические рисунки.
В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, полученные результаты позволяют судить о некоторых личностных особенностях обследуемого, о понимании им юмора, об умении откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситуацию юмористического рисунка со своим жизненным опытом.
Одним из вариантов этой методики можно рассматривать разработанный Н.
К.
Киященко (1965) вариант методики ТАТ.
Если при исследовании методикой ТАТ обследуемому говорят, что опыт направлен на изучение его воображения, то при модификации Н.
К.
Киященко в инструкции сообщается, что исследуется восприятие больного.
Таким образом, меняется установка обследуемого.
он не стремится продемонстрировать возможности своего воображения.
В оценке результатов обращается внимание на активность обследуемого, его отношение к содержанию рисунка, способность выделить эмоциональный подтекст рисунка.
Особое внимание умению обследуемого выделить эмоциональный подтекст картины придается в предложенной А.
И.
Лапицким (1970) методике <Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом>.
Методика эта напоминает методику исключения — обследуемому предлагают 4 репродукции художественных картин, из которых одну он должен исключить по отличию ее эмоционального и тематического содержания.
В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие формальные признаки (общность плана, перспективы и т.
п,).
Методика апробирована А.
И.
Лапицким на здоровых обследуемых и больных шизофренией.
При этом у больных шизофренией выявлена неспособность вчувствоваться в переживания других лиц (в данном случае персонажей картин), постичь их внутреннее состояние, намерения и замыслы.
В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
RSS
azps@azps.ru
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов.
1. Складывание картинок из отрезков (пазлы). Методика — А.Н.Бернштейна (1911) для исследования интеллектуального уровня. Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные — на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.
При выполнении задания обращается внимание на время, конечный результат, особенности работы обследуемого..
2. Понимание рассказов. — осмысление сюжета рассказа и о состоянии памяти обследуемого. Применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи. Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Методика является полифункциональной, т.е. используется для диагностики нарушений памяти и мышления.
Обращается внимание на:
характер изложения — словарный запас, возможное наличие парафазий, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность.
насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.
3. Понимание сюжетных картин. Используются специально подготовленной серии картин различной сложности, выполненных преимущественно в реалистической манере. Обычно с этой целью используют открытки-репродукции.
Описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сюжет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лексикон, грамматическая четкость, темп и т. д.), свое отношение к изображаемым событиям.
Обычно здоровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя или вслух), выделяют в ней второстепенные и основные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их воедино, и таким образом происходит проникновение в сюжет картины.
4. Юмористические рисунки или «Нелепицы». Предлагают картинки, содержащие нелепые детали (например, кот нарисован с хвостом петуха, женщина поливает цветы во время дождя и т.д.), или юмористические рисунки (например, Х.Бидструпа).
Выявляются некоторых личностные особенности обследуемого, понимание им юмора, умение откликнуться на шутку, способность соотнести ситуацию юмористического рисунка со своим жизненным опытом.
5. Установленне последовательности событий. Методика А.Н.Бернштейна (1911) для исследования сопоставления.
Установить различия в отдельных элементах рисунков и определить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках. Серии картин, отличающихся по степени сложности.
Также используются рассказы в рисунках X. Бидструпа. Они более сложны. При использовании карикатур — выявляется доступность для больного юмора, заложенного в сюжете компонента.
Затруднения в установлении развития сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.
При органических поражениях головного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), — больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Характерна абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения недоступны коррекции.
6. Классификация — применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. Методика — К. Goldstein (1920) У нас применяется в модификации Л.С.Выготского и Б.В.Зейгарник (1958).
Набор карточек (подготовлен в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии) с изображением различных предметов, растений, животных, которые испытуемый должен разложить «что к чему подходит».
Ведение опыта тщательно протоколируется:
- правильные и ошибочные группировки.
- отношение больного к обнаруженной ошибке,
- рассуждения больного в процессе выполнения задания.
7. Исключение — позволяет судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений.
Два варианта методики исключения — словесный и предметный.
Словесный вариант — бланк, содержащий серии из 5 слов. 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено.
Например:
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Предметный вариант — набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов, три из которых объединены общим признаком, а четвертое не подходит, отличается. Серии предъявляются обследуемому с нарастающей сложностью.
8. Выделение существенных признаков — выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Например:
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Из них выбрать 2 наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками и подчеркнуть.
9. Образование аналогий — необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.
Выявляются нарушения логического строя мышления.
10. Методика сравнения понятий. Предлагают сравнить пары понятий, найти в них общее и различное: апельсин-банан, собака-лев и т.д.
Помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.
11. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Методика для исследования уровня, целенаправленности и критичности мышления — метафоры («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа», «медный лоб») и пословицы («Яблоко от яблони недалеко падает», «Куй железо, пока горячо», «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь», « Любишь кататься, люби и саночки возить») и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.
12. Пиктограммы Л.С.Выготскиого — метод опосредованного запоминания.
Пиктограммы представляют значительно большие возможности для исследования ассоциативного процесса.
Обследуемому дают листок чистой бумаги и карандаш и говорят, что сейчас он услышит слова, для запоминания которых он должен сделать какой-нибудь несложный рисунок. Качество рисунка никакой роли не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать.
Недопустимо для запоминания прибегать к словесным или буквенным обозначениям. Вначале называют слова более конкретного содержания, а затем, убедившись, что исследуемому доступно выполнение задания, переходят к абстрактным словам, например: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.
В протоколе опыта записываются рассуждения больного, объясняющие связь между словом и рисунком.
Обследуемого просят по рисункам воспроизвести соответствующие слова.
Устанавливается характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый при подборе пиктограмм.
Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм.
Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей. Однако она отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений обследуемого и оценить особенности механизма осмышления к динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).
В зависимости от подбора картин возможны различные модификации опыта. Во-первых, специально подготовленная серия (с этой целью используются открытки- репродукции) содержит картины различной сложности (приложение VI, 1 —3). Описывая их, обследуемый обнаруживает не только возможность понять сюжет картины, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лексикон, грамматическая правильность, темп и т. д.). Обычно здоровые вначале анализируют картину, выделяют в ней основные и второстепенные детали, за-
teM, отвлекаясь От несущественного, сопоставляют основные элементы, связывают их воедино и таким образом проникают в сюжет картины.
Могут использоваться для исследования юмористические рисунки (приложение VI, 4 — 5). В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, результаты свидетельствуют о некоторых индивидуальных особенностях (понимание юмора, тенденция соотнести ситуацию юмористического рисунка со своим жизненным опытом).
Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при состояниях, характеризующихся интеллектуальной недостаточностью. Особенности речевого отчета при этом могут показывать обеднение словарного запаса, затруднения в поисках нужного слова, афати- ческие и параафатические проявления, элементы олиго- фазии.
Очень полезным оказывается это исследование при очаговой органической патологии. Так, при симультанной агнозии (затылочная локализация пораженйя) больные испытывают затруднения, заключающиеся в невозможности охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим больные очень активно предлагают различные догадки о сюжете рисунка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка.
При поражении лобных отделов головного мозга оценка картины производится без стадии предварительного анализа ее деталей, на основе какого-либо фрагмента. При этом обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональный фон картины (Э. Я. Евлахова), особенно нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.